Взаимосвязь способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушением речи

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Специальная психология
  • 65 65 страниц
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 19.05.2020
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 9
1.1 Анализ подходов и изучение способности к прогнозированию в отечественной и зарубежной науке 9
1.2. Общая характеристика понятия и сущности социализации дошкольника с нарушением речи 21
1.3. Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании способности к прогнозированию у дошкольников с нарушениями речи 26
Выводы по главе 1 33
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ И УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 35
2.1. Исследование способности к прогнозированию дошкольников с нарушениями речи 35
2.2. Исследование социализации детей дошкольников с нарушением речи 40
2.3.Анализ результатов исследования способности к прогнозированию и социализации дошкольников с нарушениями речи 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Фрагмент для ознакомления

Результаты представлены на рис. 21.Рисунок 21. Наиболее сформированные социальные формы поведения дошкольников с нарушениями речевого развитияТо же исследование было проведено в категории детей, не имеющих какие-либо отклонения в речевом развитии. Результаты представлены в таблице 4 и на рисунке 22 соответственно.Таблица 4Оценка сформированности социальных форм поведения у детей с нарушениями речи«+»«-»Совместная деятельность18 из 202 из 20Эмпатия15 из 205 из 20Доброжелательность20 из 20-Неконфликтность19 из 201 из 20Помощь16 из 204 из 20Согласование действий14 из 206 из 20Согласование интересов12 из 208 из 20Контроль эмоций10 из 2010 из 20Принятие социальных норм11 из 159 из 20Рисунок 22. Наиболее сформированные социальные формы поведения дошкольников без нарушений речевого развитияИтак, мы выяснили, что большинство дошкольников из второй изучаемой нами группы, в целом, также доброжелательны и неконфликтны. Они тоже могут принимать участие в совместной деятельности, помогать товарищам и согласовывать с ними свои действия. Также он отличаются достаточно высоким уровнем эмпатии, взаимопонимания.2.3.Анализ результатов исследования способности к прогнозированию и социализации дошкольников с нарушением речиВ данном параграфе стоит объяснить, по каким критериям определялись уровни способностей к прогнозированию и социализации детей, которые имеют нарушения речевого развития и детей, у которых таких нарушений не обнаружено.Переслени Л.И. формулирует такие критерии высокого уровня способностей к прогнозированию, как (рисунок 23):Рисунок 23. Критерии определения уровня способности к прогнозированиюПомимо того, стратегии угадывания разделяются автором методики на рациональные и нерациональные (рисунок 24):Рисунок 24. Стратегии прогнозированияВсё это позволяет нам судить о том, что развитые коммуникативные способности могут являться одним из факторов становления и полноценного развития прогностических навыков. Благодаря развитым речевым и коммуникативным способностям, хорошему уровню понимания и владения речью, ребёнок способен быстрее воспринимать и анализировать поступающую информацию.В свою очередь, ускоренный анализ даёт возможность построить верный прогноз и правильно предугадать какое-либо явление.Далее мы анализировали уровень социализации.Большинством исследователей выделяются такие критерии эффективной социализации личности, как (рисунок 25):Рисунок 25. Критерии эффективной социализации личностиТакже эффективной социализации дошкольника способствует благоприятный микроклимат в семье, а также высокий уровень педагогической компетентности родителей.Проведя опрос педагогов и родителей в группе дошкольников с отклонениями в речевом развитии, мы выяснили, что в некоторых семьях условия нельзя назвать целиком и полностью благоприятными. Так, некоторое число семей входит в число неблагополучных, а достаточный процент родителей слабо заинтересован в воспитании и развитии детей. Это никак не может способствовать продуктивному развитию и эффективному внедрению в социум. В многодетных семьях дети зачастую и вовсе предоставлены сами себе, а работу по коррекции нарушений с ними проводит только воспитатель.Подобные результаты лишь подтверждают наши выводы о том, что дети без отклонений в речевом развитии социализированы значительно лучше, чем дети, имеющие подобные трудности. Во многом степень социализации здесь определена статусом семьи и положением ребёнка в ней, а также внимательностью и чутким отношением родителей к проблемам, которые возникают у их детей.Одним из этапов нашего исследования, которое было проведено в рамках данной выпускной квалификационной работы, являлся корреляционный анализ способности к прогнозированию и уровня социализации. Анализ проводился при помощи коэффициента корреляции Пирсона.Суммировав показатели по всем десяти шкалам в методике Щетининой А.М. и Кирс Л.В., мы получили коэффициенты, обозначающие общий уровень социализации дошкольников. В таблице 3 мы сопоставили данные по типам прогностической деятельности и коэффициентам социализации.Таблица 5Типы прогностической деятельности и уровень социализации дошкольников199294298295291290290289285285284278277274270266361356353448Далее в программе Excelбыл произведён расчет коэффициента корреляции Пирсона. Результаты отображены на рисунке 26.Рисунок 26. Анализ взаимосвязи социализации и прогностических навыков при помощи коэффициента корреляции ПирсонаДля большей точности была таким же образом проанализирована группа дошкольников без нарушений речи. Результаты представлены в таблице 6 и рисунке 27.Таблица 6Типы прогностической деятельности и уровень социализации дошкольников без нарушений речи199199199199199198198198197197197197197285283279270367360459Рисунок 27. Анализ взаимосвязи социализации и прогностических навыков при помощи коэффициента корреляции Пирсона у дошкольников без нарушений речиИтак, мы видим, что значение коэффициента равно ~0.82 - 0.96. Это позволяет нам судить о том, что наше предположение о взаимосвязи уровня социализации и уровня прогностических способностей верно.Таким образом, мы доказали, гипотезу о том, что уровень прогностических способностей действительно может повлиять на успешность процесса социализации дошкольника.Выводы по главе 2Итак, на основании результатов, которые мы получили в практической части нашего исследования, можно сделать следующие важные выводы.Во-первых, выявлено, что эффективность предсказаний большинства детей с нарушениями речи (14 человек из 20) находится на среднем уровне. Количество допущенных ими ошибок составило, в среднем, от 13 до 16.Согласно результатам по показателю ошибок «отвлечений» мы выяснили, что большинство дошкольников в подгруппе детей с нарушениями речи (13 из 20 человек) совершают от 2 до 3 ошибок. Это позволяет нам говорить о том, что уровень сформированности регулятивных процессов является средним.Следующим проанализированным показателем стал критерий точности воспроизведения чередования элементов трёх наборов. Исходя из полученных данных, 18 детей из 20 воспроизводят элементы выборочно, 2 из 20 – полностью и 1 ребёнок не воспроизводит их в целом. Таким образом, мы можем судить о том, что и эффективность запоминания у большинства детей, которые имеют те или иные нарушения речи, не превышает средних показателей.Наконец, нами был проанализирован критерий стратегий прогнозирования. Выявлено, что для большего числа дошкольников, у которых выявлены проблемы с речевым развитием, выявлен такой тип предугадывания, как приоритет входной информации. Он наблюдается у 8 детей из 20. Это позволяет судить о том, что большинство из них выбирают продуктивную стратегию предугадывания.Учитывая все четыре критерия диагностики, мы можем сделать вывод о том, что у большинства дошкольников с нарушениями речи преобладает недостаточнаясформированность памяти и мышления. Навыки их прогностической деятельности находятся на среднем уровне.Во-вторых, мы выяснили социальные характеристики семей, в которых воспитываются дошкольники с нарушениями речи.Итак, 88% семей дошкольников, у которых наблюдаются те или иные нарушения в речевом развитии, относятся к категории благополучных. 12% по тем или иным причинам состояли ранее (либо состоят в настоящее время) на учёте в органах опеки и попечительства.Мы выяснили, что с небольшим перевесом в выборке преобладают полные семьи. Таковых было выявлено 53% в соотношении с 47% неполных.Следующим параметром было разделение семей на многодетные и немногодетные. Первая категория семей является преобладающей (51%).Наконец, была проанализирована заинтересованность семей в процессе развития ребёнка и коррекции его негативных состояний. Результаты распределись следующим образом:79% родителей заинтересованы полностью11% заинтересованы частично5% практически не заинтересованы5% совсем незаинтересованыВ-третьих, анализируя сформированность социальных форм развития, мы выяснили, что большинство дошкольников из изучаемой нами группы, в целом, доброжелательны и неконфликтны. Они готовы принимать участие в совместной деятельности, помогать товарищам и согласовывать с ними свои действия.Наконец, в-четвёртых, анализируя взаимосвязь социализации и типов прогностической деятельности, мы установили, что значение коэффициента равно ~0.82. Это позволяет нам судить о том, что наше предположение о взаимосвязи уровня социализации и уровня прогностических способностей верно.Таким образом, мы доказали, гипотезу о том, что уровень прогностических способностей действительно может повлиять на успешность процесса социализации дошкольника.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, в рамках некоторых основных задач, которые были поставлены нами в начале данного исследования, мы смогли вынести следующие теоретико-практические результаты.В ходе теоретической части исследования мы выяснили, что, во-первых,цели, возникающие перед учеником при усвоении частных и общих способов, принципиально отличаются друг от друга по своему содержанию, по той форме, в которой они осознаются учеником, по их месту в деятельности, по их соотношению с результатами деятельности, по источникам возникновения. Но реализация разных целей требует осуществления разных действий.Задача учителя - систематически и планомерно обучать школьников целеполаганию, развивая при этом соответствующие способности. Для этого необходимо постоянно отслеживать состояние уровня развития способности целеполагания, используя такие методы как тесты. При этом очень важно определить динамику состояния цели и состояние характера выполненного результата.Во-вторых, сформированная речевая компетентность ведет к формированию таких качеств личности как адекватная самооценка, самообладание, коммуникативность, уверенность в своих силах и возможностях, ощущение своей полезности и необходимости коллективу сверстников. У детей происходит развитие и активизация речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их положительной социализации в обществе и это является базой для формирования социально-адаптивной личности воспитанника и предпосылкой к успешному образовательному процессу в школе.Наконец, в-третьих, осваивая информационные технологии, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе. Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является то, что они выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. В ходе практической части исследования нами было установлено следующее.Во-первых, выявлено, что эффективность предсказаний большинства детей с нарушениями речи (14 человек из 20) находится на среднем уровне. Количество допущенных ими ошибок составило, в среднем, от 13 до 16.Согласно результатам по показателю ошибок «отвлечений» мы выяснили, что большинство дошкольников в подгруппе детей с нарушениями речи (13 из 20 человек) совершают от 2 до 3 ошибок. Это позволяет нам говорить о том, что уровень сформированности регулятивных процессов является средним.Следующим проанализированным показателем стал критерий точности воспроизведения чередования элементов трёх наборов. Исходя из полученных данных, 18 детей из 20 воспроизводят элементы выборочно, 2 из 20 – полностью и 1 ребёнок не воспроизводит их в целом. Таким образом, мы можем судить о том, что и эффективность запоминания у большинства детей, которые имеют те или иные нарушения речи, не превышает средних показателей.Наконец, нами был проанализирован критерий стратегий прогнозирования. Выявлено, что для большего числа дошкольников, у которых выявлены проблемы с речевым развитием, выявлен такой тип предугадывания, как приоритет входной информации. Он наблюдается у 8 детей из 20. Это позволяет судить о том, что большинство из них выбирают продуктивную стратегию предугадывания.Учитывая все четыре критерия диагностики, мы можем сделать вывод о том, что у большинства дошкольников с нарушениями речи преобладает недостаточнаясформированность памяти и мышления. Навыки их прогностической деятельности находятся на среднем уровне.Во-вторых, мы выяснили социальные характеристики семей, в которых воспитываются дошкольники с нарушениями речи.Итак, 88% семей дошкольников, у которых наблюдаются те или иные нарушения в речевом развитии, относятся к категории благополучных. 12% по тем или иным причинам состояли ранее (либо состоят в настоящее время) на учёте в органах опеки и попечительства.Мы выяснили, что с небольшим перевесом в выборке преобладают полные семьи. Таковых было выявлено 53% в соотношении с 47% неполных.Следующим параметром было разделение семей на многодетные и немногодетные. Первая категория семей является преобладающей (51%).Наконец, была проанализирована заинтересованность семей в процессе развития ребёнка и коррекции его негативных состояний. Результаты распределись следующим образом:79% родителей заинтересованы полностью11% заинтересованы частично5% практически не заинтересованы5% совсем незаинтересованыВ-третьих, анализируя сформированность социальных форм развития, мы выяснили, что большинство дошкольников из изучаемой нами группы, в целом, доброжелательны и неконфликтны. Они готовы принимать участие в совместной деятельности, помогать товарищам и согласовывать с ними свои действия.Наконец, в-четвёртых, анализируя взаимосвязь социализации и типов прогностической деятельности, мы установили, что значение коэффициента равно ~0.82. Это позволяет нам судить о том, что наше предположение о взаимосвязи уровня социализации и уровня прогностических способностей верно.Таким образом, мы доказали, гипотезу о том, что уровень прогностических способностей действительно может повлиять на успешность процесса социализации дошкольника.Главным итогом нашего исследования является то, что следует как можно ответственнее относиться к развитию прогностических функций у детей и уделять большое внимание их речевому развитию. Два этих фактора помогут обеспечить более лёгкую интеграцию в различные социальные группы в будущем. Помочь построить наиболее эффективную работу с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, могут современные информационные и коммуникационные технологии.Считаем, что главная цель исследования успешно достигнута, гипотеза – доказана, а задачи, поставленные в начале данной работы, полностью реализованы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников . - М.: 2007. - 400 с.Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр / Е.М. Алифанова. - Волгоград, 2001. - 168 с. Анохин П. К. Опережающее отражение действительности /Философские аспекты теории функциональных систем: Избранные труды. М.: Наука, 1978. - С. 7-26.АртемьеваТ.И.Психологияспособностей и всестороннее развитиеличности //Принципы развития в психологии. М.: Просвещение, 1978. - С. 142-155.Бавыкина Г.Н. Речевое развитие дошкольников / Г. Н. Бавыкина, М. М. Тулейкина. Комсомольск-на-Амуре: Комсом.н/Агос. пед. ун-та, 2006. - 160 с. Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни [Текст] / О.В.Баженова М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986, - 92 с. Бауэр А. Психическое развитие младенца [Текст] / Т. Бауэр ; пер. с англ. А. Б. Леоновой ; под ред. А. В. Запорожца, Б. М. Величковского. - 2-е изд. - Москва : Прогресс, 1985. - 320 с. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст]: (В норме и патологии). М. : Педагогика, 1977, - 176 с. Берштейн Н.А. Пути и задачи физиологии активности //Вопросы философии.1961. №6. - С.77Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – М.: Энциклопедист-Максимум, Мiръ, 2016. – 250 с.Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление / Е. С. Большакова. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) [Текст] – СПб.: Паритет, 2005. – 144 с.Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до шести лет [Текст] / Под ред. Л.А.Венгера. М.: Просвещение, 1988 - 143 с. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. – 165с. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели ) [Текст] / Волосова Е.Б. – М.: Линка – Пресс, 1999, - 72 с. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях [Текст] / под. Ред. Н.М. Щелованова и Н.М. Аскариной. – М.: МЕДГИЗ, 1960г. – 346с. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.- Изд-е 3-е. — СПб.: Союз, 2006.- с. 220Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи[Текст] / Гвоздев А.Н. - М.: Изд - во Акад. пед. наук РСФСР, 1961, - 471 с. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация / под ред. проф. О.Я. Гойхман. - М.: Инфа, 2001. - 272 с. Горлова О.А. Формирование коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста [Текст]: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01./ О.А. Горлова – М.,2012.- 225 с.Грачёва И. А., Маландина С. С. Интеграция дошкольников с патологией речи в начальном звене общеобразовательного учреждения как оптимальное условие для развития и обучения личности // Школьный логопед. -2010. -№ 4. -с.58–65Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240с.Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей: (Справочное пособие для педиатров) [Текст] /Под ред. проф. В.А. Доскина и проф. М.Н. Рахмановой. - М.: Центр.ин-т усовершенствования врачей, 1993, - 105 с. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 2007. - 205 с.Дунаева З.М., Ростягайлова Л.И. Клинико-психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в консультативно-диагностическом центре ИКП РАО [Текст] / Дунаева З.М. // Дефектология. 1999. -№. 4. С. 73 - 76. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб.: КАРО, 2008. - 336 с. Жуков Ю.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - Киров, 2001. - 142 с.Завьялова В. Развитие основных компонентов речи и усвоение детьми умения общаться в условиях дома ребенка [Текст] – Развитие и коррекция, 2000. Вып. 8. С. 34 – 39.Зайцев И. С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И. С. Зайцев // Дефектология.–2003.-№ 5.-с.107–115Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников / М.И. Лисиной. - М: Педагогика, 1994. - 269 с. Исследование особенностей прогностической деятельности (методические рекомендации и компьютерная программа) /авт.-состав.: Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Л.Ф. Чупров. - Абакан: АГПИ, 1990. 30 с.;Ихсанова С.В. Решение психолога: ЗПР или умственная отсталость // Психологическая газета (ИМАТОН). 2001. № 1. С. 18–20.;Кальянова Д, Игры и упражнения с детьми раннего дошкольного возраста [Текст] – Развитие и коррекция, 2000. Вып. 7. С. 35 – 41. 23Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка [Текст] / Отв. ред. В.К. Боярчук; Рост.гос. ун – т им. М.А. Суслова. Ростов – на Дону: Изд – во Рост. ун –та, 1987, - с. 24Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития. 2008. - 321 с. Кожевникова Е.В. Междисциплинарная оценка в раннем вмешательстве [Текст] / Провокационные записки: Сборник статей. Берьесон Б., Кожевникова ЕВ. Пер. со шведского Ю.Гронская; Ред. Ю.В. Князькина. -СПб.: СПб ИРАВ, 2000. С. 46 – 67. 26Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. / Пер. с польского Г.Е. Минца, В.Н. Поруса. - М.: Прогресс, 1979. - 504с.Копнин П.В. Гипотеза и ее роль в познании. - М.: Знание, 1958. -40с.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / Кольцова М.М. - М.: Сов. Россия, 1979, - 192 с. 30Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е. Н. Кравцова // Дошкольное образование. - 2005. № 3. - С. 2-6.Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2005. - 214 с. Лисина, М.И., Сарториус, Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / под ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2000. - 169 с. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. 279с.Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 2004. С. 87-90. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., ЧупровЛ.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.Под редакцией Регуш Л., Орловой А. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.Раев А. И. Прогнозирование, кодирование и перенос как познавательные способности // Проблемы развития познавательных способностей. - Л., 1983. - С.21-33.Рейтман У. Познание и мышление. – М.: Мир, 1968. – 400 с.Регуш Л.А. Характеристика возрастного развития способностей прогнозирования // Диагностика познавательных способностей. Межвузовский сб. научных трудов. - Ярославль, 1986. - С.116-125.Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пелинг, 1997. - С.288.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М.: Наука, 1980. - 360с.Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. - М., 1972. - 254с.Чупров Л.Ф. Психодиагностическаятетрада – комплекс методик для изучения структуры интеллекта детей в норме и при отклонениях в развитии // Интеллект: динамические, структурные и индивидуальные факторы, влияющие на процесс обучения: Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 25 сентября 2008 г./Науч. ред. И.В. Усольцева. - М.: Изд-во СГУ,2009. - С.191–194.Янушко Е. «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 – 3лет. [Текст] / Е. Янушко. – Москва: Теревинф, 2007. — 232с. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. – 384 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников . - М.: 2007. - 400 с.
2. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр / Е.М. Алифанова. - Волгоград, 2001. - 168 с.
3. Анохин П. К. Опережающее отражение действительности /Философские аспекты теории функциональных систем: Избранные труды. М.: Наука, 1978. - С. 7-26.
4. Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности //Принципы развития в психологии. М.: Просвещение, 1978. - С. 142-155.
5. Бавыкина Г.Н. Речевое развитие дошкольников / Г. Н. Бавыкина, М. М. Тулейкина. Комсомольск-на-Амуре: Комсом.н/А гос. пед. ун-та, 2006. - 160 с.
6. Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни [Текст] / О.В.Баженова М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986, - 92 с.
7. Бауэр А. Психическое развитие младенца [Текст] / Т. Бауэр ; пер. с англ. А. Б. Леоновой ; под ред. А. В. Запорожца, Б. М. Величковского. - 2-е изд. - Москва : Прогресс, 1985. - 320 с.
8. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст]: (В норме и патологии). М. : Педагогика, 1977, - 176 с.
9. Берштейн Н.А. Пути и задачи физиологии активности //Вопросы философии.1961. №6. - С.77
10. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – М.: Энциклопедист-Максимум, Мiръ, 2016. – 250 с.
11. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление / Е. С. Большакова. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
12. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) [Текст] – СПб.: Паритет, 2005. – 144 с.
13. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до шести лет [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1988 - 143 с.
14. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. – 165 с.
15. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели ) [Текст] / Волосова Е.Б. – М.: Линка – Пресс, 1999, - 72 с.
16. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях [Текст] / под. Ред. Н.М. Щелованова и Н.М. Аскариной. – М.: МЕДГИЗ, 1960г. – 346 с.
17. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.- Изд-е 3-е. — СПб.: Союз, 2006.- с. 220
18. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи[Текст] / Гвоздев А.Н. - М.: Изд - во Акад. пед. наук РСФСР, 1961, - 471 с.
19. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация / под ред. проф. О.Я. Гойхман. - М.: Инфа, 2001. - 272 с.
20. Горлова О.А. Формирование коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста [Текст]: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01./ О.А. Горлова – М.,2012.- 225 с.
21. Грачёва И. А., Маландина С. С. Интеграция дошкольников с патологией речи в начальном звене общеобразовательного учреждения как оптимальное условие для развития и обучения личности // Школьный логопед. - 2010. -№ 4. - с. 58–65
22. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240с.
23. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей: (Справочное пособие для педиатров) [Текст] /Под ред. проф. В.А. Доскина и проф. М.Н. Рахмановой. - М.: Центр. ин-т усовершенствования врачей, 1993, - 105 с.
24. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 2007. - 205 с.
25. Дунаева З.М., Ростягайлова Л.И. Клинико-психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в консультативно-диагностическом центре ИКП РАО [Текст] / Дунаева З.М. // Дефектология. 1999. - №. 4. С. 73 - 76.
26. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб.: КАРО, 2008. - 336 с.
27. Жуков Ю.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - Киров, 2001. - 142 с.
28. Завьялова В. Развитие основных компонентов речи и усвоение детьми умения общаться в условиях дома ребенка [Текст] – Развитие и коррекция, 2000. Вып. 8. С. 34 – 39.
29. Зайцев И. С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И. С. Зайцев // Дефектология.–2003.-№ 5.- с.107–115
30. Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников / М.И. Лисиной. - М: Педагогика, 1994. - 269 с.
31. Исследование особенностей прогностической деятельности (методические рекомендации и компьютерная программа) /авт.-состав.: Л.И. Переслени, В.Л. Подобед, Л.Ф. Чупров. - Абакан: АГПИ, 1990. 30 с.;
32. Ихсанова С.В. Решение психолога: ЗПР или умственная отсталость // Психологическая газета (ИМАТОН). 2001. № 1. С. 18–20.;
33. Кальянова Д, Игры и упражнения с детьми раннего дошкольного возраста [Текст] – Развитие и коррекция, 2000. Вып. 7. С. 35 – 41. 23
34. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка [Текст] / Отв. ред. В.К. Боярчук; Рост. гос. ун – т им. М.А. Суслова. Ростов – на Дону: Изд – во Рост. ун –та, 1987, - с. 24
35. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития. 2008. - 321 с.
36. Кожевникова Е.В. Междисциплинарная оценка в раннем вмешательстве [Текст] / Провокационные записки: Сборник статей. Берьесон Б., Кожевникова ЕВ. Пер. со шведского Ю.Гронская; Ред. Ю.В. Князькина. -СПб.: СПб ИРАВ, 2000. С. 46 – 67. 26
37. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. / Пер. с польского Г.Е. Минца, В.Н. Поруса. - М.: Прогресс, 1979. - 504с.
38. Копнин П.В. Гипотеза и ее роль в познании. - М.: Знание, 1958. -40 с.
39. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / Кольцова М.М. - М.: Сов. Россия, 1979, - 192 с. 30
40. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е. Н. Кравцова // Дошкольное образование. - 2005. № 3. - С. 2-6.
41. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2005. - 214 с.
42. Лисина, М.И., Сарториус, Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / под ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2000. - 169 с.
43. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. 279с.
44. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 2004. С. 87-90.
45. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
46. Под редакцией Регуш Л., Орловой А. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.
47. Раев А. И. Прогнозирование, кодирование и перенос как познавательные способности // Проблемы развития познавательных способностей. - Л., 1983. - С.21-33.
48. Рейтман У. Познание и мышление. – М.: Мир, 1968. – 400 с.
49. Регуш Л.А. Характеристика возрастного развития способностей прогнозирования // Диагностика познавательных способностей. Межвузовский сб. научных трудов. - Ярославль, 1986. - С.116-125.
50. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пелинг, 1997. - С.288.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015.
52. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М.: Наука, 1980. - 360с.
53. Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. - М., 1972. - 254с.
54. Чупров Л.Ф. Психодиагностическая тетрада – комплекс методик для изучения структуры интеллекта детей в норме и при отклонениях в развитии // Интеллект: динамические, структурные и индивидуальные факторы, влияющие на процесс обучения: Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 25 сентября 2008 г./Науч. ред. И.В. Усольцева. - М.: Изд-во СГУ,2009. - С.191–194.
55. Янушко Е. «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 – 3лет. [Текст] / Е. Янушко. – Москва: Теревинф, 2007. — 232 с.
56. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Как способность к прогнозированию связана с успешной социализацией дошкольников с нарушением речи?

Способность к прогнозированию влияет на успешную социализацию дошкольников с нарушением речи. Ребенок, способный предсказывать и понимать последствия своих действий, будет лучше адаптироваться к социальному окружению, уметь предсказывать реакции других людей и адекватно реагировать на них. Это помогает ему общаться, строить отношения с другими детьми, находить общий язык со взрослыми.

Какие подходы к изучению способности к прогнозированию существуют в отечественной и зарубежной науке?

В отечественной и зарубежной науке существуют различные подходы к изучению способности к прогнозированию. Некоторые исследователи считают, что способность к прогнозированию закладывается в раннем детстве и зависит от биологических факторов, таких как наследственность и развитие мозга. Другие ученые уделяют внимание роли окружающей среды и опыта в формировании способности к прогнозированию. Они считают, что дети учатся предсказывать результаты своих действий через наблюдение и анализ, а также через общение с другими людьми.

Что подразумевается под социализацией дошкольников с нарушением речи?

Под социализацией дошкольников с нарушением речи подразумевается процесс их адаптации к социальному окружению, развитие навыков общения и умения взаимодействовать с другими людьми. Дети с нарушением речи часто испытывают проблемы в общении и взаимодействии с окружающими. Успешная социализация включает в себя развитие речевых и коммуникативных навыков, а также умения понимать и адекватно реагировать на эмоции и поведение других людей.

Какие подходы исследуют связь способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушением речи?

Существует множество подходов, рассматривающих взаимосвязь способности к прогнозированию и успешной социализации дошкольников с нарушением речи. Один из них основан на анализе отечественных и зарубежных научных исследований. Одни авторы подчеркивают важность развития прогностической компетентности у детей с нарушениями речи, чтобы успешно адаптироваться в обществе. Другие исследователи выделяют роль информационно-коммуникационных технологий в формировании способности к прогнозированию.

В чем заключаются общие характеристики понятия и сущности социализации дошкольника с нарушением речи?

Социализация дошкольника с нарушениями речи представляет собой процесс адаптации ребенка к общественным условиям и нормам, а также развития его коммуникативных и социальных навыков. Она включает в себя формирование у ребенка готовности к общению, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также развитие речи и других языковых навыков.

Какую роль играют информационно-коммуникационные технологии в формировании способности к прогнозированию у детей с нарушениями речи?

Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в формировании способности к прогнозированию у детей с нарушениями речи. Они позволяют создавать специальные обучающие программы и игры, направленные на развитие прогностической компетентности. Эти технологии также обеспечивают доступ к информации и возможность взаимодействия с другими людьми, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Какие аспекты социализации дошкольников с нарушениями речи можно выделить?

В социализации дошкольников с нарушениями речи можно выделить несколько аспектов. Во-первых, это развитие коммуникативных навыков, включая речь и другие языковые умения. Во-вторых, это формирование социальных навыков, таких как умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, соблюдать правила поведения и др. Кроме того, важными аспектами социализации являются развитие самостоятельности, навыков саморегуляции и адаптации к новым ситуациям.

Может ли способность к прогнозированию влиять на социализацию дошкольников с нарушением речи?

Да, способность к прогнозированию может иметь влияние на социализацию дошкольников с нарушением речи. Исследования показывают, что у детей с нарушениями речи часто наблюдается недостаточное развитие способности к прогнозированию, что может затруднять их адаптацию в социальной среде. Способность к прогнозированию, которая включает умение предсказывать последствия своих действий и поведения других людей, является важным аспектом успешной социализации. Дети с нарушениями речи могут испытывать трудности в общении и понимании других людей, поэтому развитие способности к прогнозированию может помочь им лучше понимать и приспосабливаться к социальным ситуациям.

Какие подходы изучают способность к прогнозированию в науке?

В науке существуют различные подходы к изучению способности к прогнозированию. Одним из подходов является психологический подход, который исследует психические процессы, связанные с прогнозированием, такие как восприятие, мышление и память. Другим подходом является нейрофизиологический подход, который изучает активность мозга при выполнении прогностических задач. Также в исследованиях используется педагогический подход, который исследует различные методы и приемы обучения прогнозированию.

Какие эффекты может дать использование информационно-коммуникационных технологий при формировании способности к прогнозированию?

Использование информационно-коммуникационных технологий может дать ряд положительных эффектов при формировании способности к прогнозированию. Во-первых, использование интерактивных программ и игр может сделать процесс обучения более привлекательным и мотивирующим для детей. Во-вторых, информационно-коммуникационные технологии позволяют создавать ситуации, в которых дети могут тренировать свои навыки прогнозирования. Например, с помощью компьютерных программ можно моделировать различные ситуации и давать детям возможность предсказывать их исходы. Такой подход позволяет детям практиковаться и развивать свою способность к прогнозированию.

Влияет ли способность к прогнозированию на успешную социализацию детей дошкольного возраста с нарушениями речи?

Да, способность к прогнозированию имеет важное значение для успешной социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Умение предвидеть будущие события и последствия своих действий помогает детям лучше адаптироваться в социальной среде и взаимодействовать с окружающими. Такие дети могут предугадывать, какие реакции вызовет их поведение у других людей, и на основе этого адекватно реагировать. Это способствует установлению позитивных взаимоотношений с окружающими и формированию навыков социальной коммуникации.