Эмансипированный образ женщины в советском кинематографе70-х гг
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 28.04.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Особенности «эмансипированного» образа женщины в советском кинематографе 5
1.1. «Эмансипированный» образ женщины в советском обществе ……………………………………………………………………………...5
1.2. Формирование женских образов в советском кинематографе 1970-х гг ……………………………………………………………………………...9
Глава 2. Анализ «эмансипированного» образа женщины в советском кинематографе на примере главной героини фильма «Москва слезам не верит» 11
2.1. Внешние характеристики «эмансипированного» образа женщины 12
2.2. Психологические особенности «эмансипированного» образа женщины 15
2.3. Особенности восприятия «эмансипированной» женщины 17
Заключение 19
Список используемых источников 27
На утверждение о том, что важнейшей характеристикой главной героини является то, что ей удалось достичь значительного успеха в профессиональной деятельности, ответ «да» был у 56% (28 человек). Соответственно, ключевыми характеристиками образа студенты считали те личностные особенности, которые позволили героине стать успешной. 44% респондентов (22 человека) считают, что главной характеристикой образа главной героини фильма «Москва слезам не верит» является её способность любить (рис.2.2).Рисунок 2.2 –Определение ключевой характеристики в становлении образа главной героини фильма «Москва слезам не верит»Далее нами была проведена оценка той роли, которую сыграла Москва в становлении образа главной героини фильма «Москва слезам не верит». По мнению 33 человек (66%), Москва оказывала влияние на развитие личностных и профессиональных качеств главной героини. С этим можно согласиться: в Москве имелись возможности для профессионального роста. При этом бурная московская жизнь становилась причиной и многих проблем, преодолев которые, героиня становилась сильнее (рис.2.3)Рисунок 2.3 – Анализ влияния Москвы как особой среды на становление образа главной героини фильма «Москва слезам не верит»Далее мы проанализировали, какое влияние оказало предательство любимого человека на динамику образа Екатерины и достижение ею успехов в карьере. Абсолютное большинство респондентов (100%) ответили, что это негативное событие в жизни Екатерины явилось стимулом её профессионального роста.Интересным стало мнение респондентов о том, встречаются ли сейчас женщины, подобные Екатерине. 36 человек (72%) считают, что в современном российском обществе это возможно (рис.2.4).Рисунок 2.4 – Мнение респондентов о возможности изменения социального статуса женщин в современном российском обществеТаким образом, в настоящее время «эмансипированный» образ главной героини фильма воспринимается более реалистичным, чем в период создания фильма. При этом и сейчас отмечается, что образ, созданный В. Меньшовым в фильме «Москва слезам не верит» был противоречивым и не во всём соответствовал советским общественным традициям. ЗаключениеВ 70-е годы прошлого столетия образ женщины, вовлечённой в трудовой процесс, являлся основополагающим в советском обществе. Однако со временем стало происходить изменение подачи данного образа: работающие женщины стали приобретать разные статусы в зависимости от образования, вида деятельности, должности. Это стало активно проявляться в СМИ. Большое значение стали приобретать такие характеристики, как уровень образования, особенности культурного развития, занимаемая должность. Профессиональные качества высоко ценились советским обществом в указанный период его развития, поэтому требовалось создание нового образа, который показал бы привлекательность женщины как профессионала, показывал, что женщина способна достичь успехов в политике, руководстве крупными организациями, в науке. На страницах советских газет и журналов, в советских фильмах стали появляться женщины – руководители, учёные, политические деятели.«Эмансипированный» образ советской женщины в фильмах стал проявляться постепенно. На примере таких популярных кинокартин 1970-х гг, как «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Служебный роман», «Москва слезам не верит» отметим, что стал развиваться образ зрелой женщины, которая достигла значительных успехов в карьере, однако личного счастья у неё нет, однако именно оно является главным для неё.Интересный «эмансипированный» образ женщины представлен в фильме В. Меньшова «Москва слезам не верит». Героиня фильма, переехав в Москву и столкнувшись с различными жизненными трудностями, достигает огромных успехов в карьере, но при этом в фильме раскрывается не этот путь её достижений, а её чувства, переживания и психологические характеристики. Следует отметить, что в период появления фильма его критиковали за то, что образ главной героини не был реалистичным. Как показало проведённое социологическое исследование, в настоящее время подобное преображение представляется возможным. Список используемых источниковФильмография«Москва слезам не верит». – 1979 [Электронный ресурс] – URL: https://www.kinopoisk.ru/film/46708/ЛитератураАбикенова, А.М. Развитие трудовой деятельности женщин-работниц в период перестройки советского общества. Автореферат дис. ... кандидата философских наук / Казахский гос. ун-т. Алма-Ата, 1991Агапова, И.А. Шесть женских судеб / И.А. Агапова, М.А. Давыдова – М., 2006Блюденова, О.В. Культура в советский период // Молодежь и наука. 2014. № 4. С. 38.Глушкова, С.И. Общечеловеческие ценности и проблема прав человека в советском кинематографе // Вестник Гуманитарного университета. 2016. № 3 (14). С. 122-128.Зайцева, А.В. Гендерные аспекты первой любви на материале советских художественных фильмов 1960 – 1980 гг // Гендерные аспекты социогуманитарного знания. Материалы Первой региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Главный редактор Д.Б. Вершинина. 2012. С. 46-52.Махнева, Е.А. Советский кинематограф как институт городского пространства // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Stadia Historica Jenium. 2017. № 1 (13). С. 256-265.Мерцалова, Г.В. Проблемы правового регулирования труда женщин в СССР. Автореферат дис. ... кандидата юридических наук / Москва, 1991Мищенко, Т.А. Динамика социальных ролей трудящейся женщины в СССР как фактор трансформации семейного лидерства (1960-е – начало 1980-х гг) // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 85. № 6-2. С. 269-278Мищенко, Т.А. Женщины в советских фильмах (по материалам журнала «Советский экран») // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 2-1. С. 132-136.Николаев, А.Н. О нравственной проблематике советских фильмах // Мир культуры - взгляд в будущее. Сборник научных статей. 2019. С. 95-97.Новикова, А.А. Советские фильмы о новой медиасреде // Художественная культура. 2013. № 2-3 (7-8). С. 36-37.Оганесян, С.С. Эмансипация женщин. Причины и следствия // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2005. № 4 (64). С. 9-12.Скорнякова, С.С. История гендерного равноправия в России в Советский период // Россия в глобальном мире. 2014. № 4 (27). С. 232-243.Смирнова, А.А. Культура страны Советов. Учебное пособие по курсу «Русская культура ХХ века»: направления подготовки 51.04.01 Культурология, 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, 51.04.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников / Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Кафедра истории и петербурговедения. Санкт-Петербург, 2018.Тимофеевский, А. Москва слезам не верит // Искусство кино. 1988. № 10. С. 48-50.Хлызова, А.А. Противоречивость как характеристика системы образов советской женщины (на примере центрального телевидения СССР) // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. 92. № 3. С. 85-91.Хлызова, А.А. Советская женщина на экране центрального телевидения СССР (1950 – 1990-е гг) // Гендер и СМИ. 2013. № 6. С. 70-97.Хренов, Н.А. История кино1970-х годов: история смены поколений или история смены систем видения? // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 253-264.Хрюкин, Д.А. «Жанр» как ключевая проблема советского кинематографа1968 – 1985 гг.: государство, кинематографисты, зритель // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 2-1. С. 74-83.Хударганова, С.С. Социокультурная динамика гендерной самоидентификации в советский период // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2012. № 7. С. 129-134.Шахназарян, Н.Р. Государственный феминизм, или Золушка советской модернизации: политики государства в отношении женщин в СССР // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2011. № 4-6 (50-52). С. 94-103.Интернет-ресурсыВладимир Меньшов о фильме «Москва слезам не верит» [Электронный ресурс]- URL: https://www.kp.by/daily/26642.5/3661128/«Москва слезам не верит»: интервью В. Меньшова [Электронный ресурс]- URL: https://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=67&i=4604978&t=4604978«Москва слезам не верит»: путешествие во времени [Электронный ресурс]- URL: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/moskva-slezam-ne-verit-puteshestvie-vo-vremeni-959.htmlО фильме «Москва слезам не верит» [Электронный ресурс] – URL: http://www.vothouse.ru/films/Moskva-slezam-ne-verit.html
1. «Москва слезам не верит». – 1979 [Электронный ресурс] – URL: https://www.kinopoisk.ru/film/46708/
Литература
2. Абикенова, А.М. Развитие трудовой деятельности женщин-работниц в период перестройки советского общества. Автореферат дис. ... кандидата философских наук / Казахский гос. ун-т. Алма-Ата, 1991
3. Агапова, И.А. Шесть женских судеб / И.А. Агапова, М.А. Давыдова – М., 2006
4. Блюденова, О.В. Культура в советский период // Молодежь и наука. 2014. № 4. С. 38.
5. Глушкова, С.И. Общечеловеческие ценности и проблема прав человека в советском кинематографе // Вестник Гуманитарного университета. 2016. № 3 (14). С. 122-128.
6. Зайцева, А.В. Гендерные аспекты первой любви на материале советских художественных фильмов 1960 – 1980 гг // Гендерные аспекты социогуманитарного знания. Материалы Первой региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Главный редактор Д.Б. Вершинина. 2012. С. 46-52.
7. Махнева, Е.А. Советский кинематограф как институт городского пространства // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Stadia Historica Jenium. 2017. № 1 (13). С. 256-265.
8. Мерцалова, Г.В. Проблемы правового регулирования труда женщин в СССР. Автореферат дис. ... кандидата юридических наук / Москва, 1991
9. Мищенко, Т.А. Динамика социальных ролей трудящейся женщины в СССР как фактор трансформации семейного лидерства (1960-е – начало 1980-х гг) // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 85. № 6-2. С. 269-278
10. Мищенко, Т.А. Женщины в советских фильмах (по материалам журнала «Советский экран») // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 2-1. С. 132-136.
11. Николаев, А.Н. О нравственной проблематике советских фильмах // Мир культуры - взгляд в будущее. Сборник научных статей. 2019. С. 95-97.
12. Новикова, А.А. Советские фильмы о новой медиасреде // Художественная культура. 2013. № 2-3 (7-8). С. 36-37.
13. Оганесян, С.С. Эмансипация женщин. Причины и следствия // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2005. № 4 (64). С. 9-12.
14. Скорнякова, С.С. История гендерного равноправия в России в Советский период // Россия в глобальном мире. 2014. № 4 (27). С. 232-243.
15. Смирнова, А.А. Культура страны Советов. Учебное пособие по курсу «Русская культура ХХ века»: направления подготовки 51.04.01 Культурология, 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, 51.04.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников / Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Кафедра истории и петербурговедения. Санкт-Петербург, 2018.
16. Тимофеевский, А. Москва слезам не верит // Искусство кино. 1988. № 10. С. 48-50.
17. Хлызова, А.А. Противоречивость как характеристика системы образов советской женщины (на примере центрального телевидения СССР) // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. 92. № 3. С. 85-91.
18. Хлызова, А.А. Советская женщина на экране центрального телевидения СССР (1950 – 1990-е гг) // Гендер и СМИ. 2013. № 6. С. 70-97.
19. Хренов, Н.А. История кино1970-х годов: история смены поколений или история смены систем видения? // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 253-264.
20. Хрюкин, Д.А. «Жанр» как ключевая проблема советского кинематографа1968 – 1985 гг.: государство, кинематографисты, зритель // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 2-1. С. 74-83.
21. Хударганова, С.С. Социокультурная динамика гендерной самоидентификации в советский период // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. 2012. № 7. С. 129-134.
22. Шахназарян, Н.Р. Государственный феминизм, или Золушка советской модернизации: политики государства в отношении женщин в СССР // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2011. № 4-6 (50-52). С. 94-103.
Интернет-ресурсы
23. Владимир Меньшов о фильме «Москва слезам не верит» [Электронный ресурс]- URL: https://www.kp.by/daily/26642.5/3661128/
24. «Москва слезам не верит»: интервью В. Меньшова [Электронный ресурс]- URL: https://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=67&i=4604978&t=4604978
25. «Москва слезам не верит»: путешествие во времени [Электронный ресурс]- URL: https://otr-online.ru/blogs/blog-internet-redakcii-otr/moskva-slezam-ne-verit-puteshestvie-vo-vremeni-959.html
26. О фильме «Москва слезам не верит» [Электронный ресурс] – URL: http://www.vothouse.ru/films/Moskva-slezam-ne-verit.html
Вопрос-ответ:
Какие особенности имел эмансипированный образ женщины в советском кинематографе 70-х годов?
В советском кинематографе 70-х годов эмансипированный образ женщины отражал необходимость равенства полов и свободы выбора. Женщины в фильмах этого периода часто были самостоятельными, активными, работали и занимались общественной деятельностью. Они не ограничивались ролью домохозяйки, а стремились к профессиональному успеху и личной независимости.
Как формировались женские образы в советском кинематографе 1970-х годов?
Женские образы в советском кинематографе 1970-х годов формировались с учетом принципов социалистической эстетики и задач идеологии. Героини фильмов были отражением идеала советской женщины - сильной, доброй, независимой, неравнодушной к общественной справедливости. Они демонстрировали свои достоинства и качества, несмотря на преодоление жизненных трудностей и социальной несправедливости.
Какой эмансипированный образ женщины прелагается в фильме "Москва слезам не верит"?
В фильме "Москва слезам не верит" главная героиня Катя Тихомирова является эмансипированным образом женщины. Она работает в киностудии, самостоятельно зарабатывает деньги и имеет постоянного партнера. Катя активно участвует в общественной жизни, ведет свободный образ жизни и не боится выражать свое мнение. Она не стремится к браку и считает себя полностью независимой.
Какие особенности внешнего облика эмансипированной женщины в советском кинематографе 70-х годов?
Внешний облик эмансипированной женщины в советском кинематографе 70-х годов был отражением современных тенденций моды. Женщины часто носили короткие стрижки, яркую и стильную одежду. Они выглядели динамично и современно, что символизировало их активность и независимость от рамок традиционной женской роли.
Каковы особенности эмансипированного образа женщины в советском кинематографе 70-х годов?
Особенности эмансипированного образа женщины в советском кинематографе 70-х годов заключались в том, что женщины в фильмах начали изображаться как активные и самостоятельные личности, способные принимать важные решения и вести себя независимо от мужчин. Они часто занимали высокие должности, осуществляли свои профессиональные амбиции и проявляли инициативу в личных отношениях.
Как формировались женские образы в советском кинематографе 1970-х годов?
Женские образы в советском кинематографе 1970-х годов формировались через показ эмансипированных женщин, которые развивались как независимые личности. В фильмах часто изображались женщины-работницы, интеллигентки, артистки, которые добивались успеха в своих профессиях и демонстрировали свою силу и уверенность в себе.
Какой эмансипированный образ женщины изображается в фильме "Москва слезам не верит"?
В фильме "Москва слезам не верит" главная героиня, Катя, изображается как эмансипированная женщина. Она работает, принимает собственные решения, не зависит от мужчин и стремится к профессиональному росту. Катя проявляет инициативу, совершает самостоятельные поступки и показывает свою силу и смелость.
Какие внешние признаки эмансипированного образа женщины присутствуют в фильме "Москва слезам не верит"?
Внешние признаки эмансипированного образа женщины в фильме "Москва слезам не верит" включают в себя стиль одежды и прически героини, которые отражают ее современность и активность. Катя также часто посещает различные места и события, где она встречается с другими эмансипированными женщинами и проявляет свою независимость.
Какой эмансипированный образ женщины представлен в советском кинематографе 70-х годов?
В советском кинематографе 70-х годов представлен эмансипированный образ женщины, который отличается от классической модели женского поведения. Женщины в фильмах этого периода ищут свою самобытность, стремятся к самореализации, занимают активную жизненную позицию.
Какие особенности эмансипированного образа женщины в советском кинематографе 70-х годов присутствуют?
Особенности эмансипированного образа женщины в советском кинематографе 70-х годов включают: самостоятельность, активность, стремление к самореализации, отсутствие стереотипных ролей для женщин, подчеркивание интеллектуальных качеств и достижений.
Как формировались женские образы в советском кинематографе 1970-х годов?
Женские образы в советском кинематографе 1970-х годов формировались под воздействием социально-культурных изменений в обществе. Фильмы стали отражать новую роль женщины в обществе, нацеливались на формирование сознательного и самостоятельного мышления у женщин, поддерживали инициативность и активность в реализации своих целей.
Какой эмансипированный образ женщины можно наблюдать на примере главной героини фильма "Москва слезам не верит"?
В фильме "Москва слезам не верит" главная героиня Катя Тихонова является ярким примером эмансипированного образа женщины. Она проявляет самостоятельность, активность, стремление к самореализации, не боится преодолевать трудности. Катя является сильной и независимой женщиной, которая не ограничивается традиционной ролью домохозяйки, а стремится к успеху в своей профессиональной деятельности.