Психологические особенности поведения старших классов в конфликтных ситуациях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 40 40 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 03.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект изучения психологических особенностей поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте. 6
1.1. Общее понятие конфликта и причины возникновения конфликтов. Основные виды конфликтов. 6
1.2. Влияние возрастных особенностей подростков на возникновение конфликтов. Особенности поведения в конфликтах. 14
1.3. Склонность к конфликтам как основная причина возникновения конфликта. Конфликтность подростков. 22
Глава 2. Организация и методы исследования 28
Заключение 33
Выводы 37
Список использованной литературы 38


Фрагмент для ознакомления

Из-за собтвенной ретроспективности биографический метод в некоторой степени может заменить лонгитюд, когда нет возможности анализировать развитие непосредственно год за годом на длительном отрезке времени; факты жизненного пути, чаще всего, невозможно воспроизвести в лабораторных условиях, а возможно лишь реконструировать. Биографический метод, который направлен на реальный ход личностной жизнедеятельности, характеризуется «естественностью». Биограф, как и наблюдатель, не вмешивается в ход событий. Биографические факты могут рассматриваться как жизненные показатели личностных структур; биографический метод, который оперирует молярными единицами — событиями, поступками, обстоятельствами и т.д., – нацелен на открытие «закона» индивидуальности анализируемого индивида, синтетичен, а одновременно с этим в огромной степени описателен; биографический метод освещает как объективную сторону жизни, так и переживания во внутреннем мире, в котором тоже имеются события. В своем монографическом варианте метод характеризуется интимностью. Часто воспоминания, письма, дневники обладают характером исповеди, и тогда в особенности мощным образом работают субъективные факторы — защитные механизмы, влияние мотивов, реакция на исследователя, искажения памяти. Тут высока степень субъективности, в связи с этим остра проблема валидности, надежности, точности этого метода [6].Одним из видов биографического метода является контент-анализ. Контент-анализ (анализ продуктов деятельности) – это количественный и качественный анализ документальных источников (письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на аудио- и кинопленке, произведения искусства, материалы средств СМИ), который позволяет исследовать продукты деятельности личности. Контент-анализ обычно используется в качестве вспомогательного средства при проведении психодиагностики [8]. Другим видом биографического метода является нарративное интервью, являющимся методом сбора качественных данных, сводящихся к изучению рассказов и историй людей. Идея о нарративном интервью восходит к концепции немецкого социолога Ф. Шютце, считавшего, что рассказы являются элементарным институтом человеческой коммуникации, а в свою очередь пересказы историй — базовой формой повседневной коммуникации. Исследователи, которые применяют метод нарративного интервью для сбора данных, изучают как содержание рассказа, так и его структуру, правила и принципы его построения, делающих историю целостной, завершённой и понятной для слушателя. Биографическое нарративное интервью состоит из следующих этапов:1. Начало интервью и основной рассказ. Исследователь кратко формулирует просьбу либо общий вопрос («нарративный­ импульс»), с стимулирования респондента к биографическому повествованию. Однако стоит помнить, что просьба либо вопрос не должны затрагивать приватных, либо тем, которые неприятны для респондента [3].После того, как респондент «ввязался» в рассказ, функция интервьюера сводится к роли слушателя и стимулированию продолжения повествования кивками головы и обычными для заинтересованного слушателя репликами. Пассивная роль интервьюера дает возможность рассказчику в наибольшей мере сконцентрироваться на собственном жизненном опыте. В случае, если респондент заканчивает повествование, говоря: «Вот это, пожалуй, все…», или иным схожим способом дает понять, что он закончил, интервьюер должен попытаться задать новый вопрос либо сформулировать новую просьбу. Последние не должны ставить респондента перед необходимостью аргументации и оценки описанных событий, с целью стимулирования рассказа о периодах жизни, или были недостаточным образом освещенными, или вообще оставшиеся не затронутыми.Также, на этом этапе интервьюеру стоит внимательным образом следить за процессом повествования и запоминать: последовательность событий, имена вводимых персонажей, временные, фактические и логические несоответствия, пропуски и обрывы в повествовании - с тем, чтобы использовать эти моменты во второй фазе интервью.2. Фаза нарративных расспросов. Респонденту задают вопросы о событиях, которые упомянуты им ранее в собственном повествовании. Снова речь не идет об оценках и аргументации. Интервьюер касается прерванных линий рассказа, малопонятных для него мест и предлагает интервьюируемому их дополнить либо прояснить.3. Заключительная часть. Респондент получает слово в качестве теоретика, развивающего аргументацию, дающего оценки и объяснения по поводу событий собственной жизни. Подобным «теоретическим» резюме интервью стоит завершить. После проведения серии нарративных интервью исследователь обрабатывает и интерпретирует полученный материал. Так как все интервью обязательно записываются на аудиопленку, стадии сбора и обработки данных опосредуются процедурой транскрибирования или расшифровки записей.Анализ текстов нарративных интервью. Исходной предпосылкой анализа является собственно нарративной (непосредственно повествующей о событиях) и ненарративной (содержащей аргументацию, описания, оценки и т.п.) фрагментам придается самое разное значение. Чисто нарративная структура повествования рассматривается в качестве ситуационно независимой и конститутивной для самоидентичности рассказчика. Данное разделение положено в основу хода анализа. Процедура анализа данных биографических нарративных интервью включает следующие этапы либо шаги [3].1. Формальный анализ текста, заключающийся в удалении из первоначального текста всех ненарративных пассажей и фрагментов и разбивке «очищенного» текста на формально последовательные части. Формальные части - это куски цельного рассказа, в которых говорится о событиях, которые имели свое начало, длились некоторое время и завершились.2. Содержательное структурное описание самостоятельных, не пересекающихся во времени этапов жизненного пути. Выделяются высшие точки ситуаций, коллизий, драматические поворотные пункты либо постепенные изменения. Следствием структурного описания являются суждения по поводу отдельных биографических этапов.3. Аналитическая абстракция. Результаты структурного описания или суждения по поводу отдельных этапов жизненного пути отделяются от специфики и конкретики данных этапов, и на основании сравнения подобных абстрагированных суждений вырабатывается общая для отдельной биографии «формула», в которой выражена доминирующая структура биографических процессов и жизненного опыта.4. Анализ знаний. К анализу привлекаются в главную очередь отсеченные ненарративные фрагменты, которые содержат как в самом повествовании, так и в заключительной «теоретической» фазе интервью. Эксплицируются и систематически анализируются выполняемые ими функции: ориентации, оправдания, вытеснения и т.д. Не зная событийного ряда, было бы невозможно определить значение, которое имеют конкретные высказывания, являющиеся продуктом «теоретической» деятельности человека. Все вышеупомянутые этапы анализа реализуются внутри каждой отдельной биографии. Лишь с пятого шага интерпретации начинается сравнительный анализ самых разных биографий.5. Сравнительный анализ с применением стратегий «минимального» и «максимального» контраста. Согласно первой у разных людей, в главную очередь, выделяются совпадения, сходства и соответствия структур биографических процессов. Стратегия максимального контраста нацелена на поиск тех общих характеристик, которые объединяют на очень абстрактном и чисто формальном уровне самые разные по содержанию биографические эпизоды. Осуществление последней стратегии приводит к образованию либо расширению системы категорий, которые описывают базовые характеристики биографических процессов и структур. К числу данных категорий относятся, к примеру: биографический проект, биографическая траектория, трансформация биографической траектории, биографический потенциал и пр.6. Построение теоретической модели, дающее ответ на основной вопрос исследований, к примеру, о том, какие наиболее типичные биографические процессы характерны для людей, становящихся бездомными либо пациентами психиатрических клиник [3].Таким образом биографический метод в психологии является способом изучения, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Современные биографические методы основываются на исследовании личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия. Применение биографических методов подразумевает получение информации, чьим источником будут автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т.д.ЗаключениеКонфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Один из существенных признаков конфликта - характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом зависят характеристики конфликта. Важнейшей особенностью конфликта является характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Причины конфликтов связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое - к конфликту.Подводя итог, нам бы хотелось отметить, что поставленная цель была достигнута, а именно: нам удалось выяснить наиболее распространенные психологические причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте, рассмотреть типы конфликтных подростков. Отсюда можно выделить:Подростковый возраст - это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения.Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость.В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления конфликтности.Итак, мы выявили основные причины возникновения конфликтов между подростками и учителями, причины конфликтов между подростками и влияние возрастной специфики на появление конфликта. Выяснили, что возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: собственно, объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Рассмотрели причины возникновения межличностного и внутриличностного конфликта. Выявили, что склонность к конфликтам является основной причиной их возникновения.Склонность или несклонность к конфликтам влияет на выбор формы общения, а именно склонные к конфликтам выбирают соперничество, а несклонные - приспособление, избегание и компромисс;Среди склонных к конфликтам наиболее представлены две противоположные стратегии - соперничество и сотрудничество. Соперничество (конкуренция) - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Наличие противоположных тенденций в поведении говорит о том, что подростки, скорее всего, не владеют адекватными способами поведения и не умеют выражать собственные чувства, что и приводит к возникновению конфликтов, а глубокого отрицательного отношения к окружающему миру у них нет;У подростков наблюдается неустойчивое поведение, они часто мечутся, то есть поведение в подростковом возрасте неоднозначное.Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе. Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов. Поведение подростка, которое внешне выглядит, как вызов, на самом деле является замаскированной просьбой принимать решения и действовать самостоятельно. Если родители неправильно понимают изначальный посыл вызывающего поведения подростка, в семье может начаться настоящая борьба за власть. На определенное поведение подростка следует абсолютно неадекватная реакция родителей. Дальше следует цепная реакция: бунт подростка, порочный круг. Положение усугубляется тем, что обе стороны находят подкрепление безупречности собственной позиции в реально существующих обстоятельствах. Родители уверены, что заботятся о здоровье, безопасности и благополучии своих детей. Подросток убежден, что не собирался делать ничего дурного и предосудительного, но его не слышат, не понимают и не желают с ним считаться.Но и родители, строившие отношения с детьми и друг с другом на основе любви и понимания, и творчески решавшие задачи, иной раз чувствуют себя обескураженными, столкнувшись с обострением вроде бы благополучно разрешенных конфликтов. На самом деле, все то, чего родители достигли раньше, все те качества личности, которые приобрел ребенок, никуда не исчезли. Не исчезла и любовь сына или дочери к родителям и потребность в родительском участии и поддержке, которая в этот период еще нужнее и важнее, чем прежде.Немаловажным становятся и последствия конфликтов. В силу особенностей самого конфликта, его силы и значимости для подростка, его психологических характеристик, конфликт переживается подростком по-разному. Подростки очень сильно переживают, когда понимают, что находятся в открытом конфликте с другим человеком. Первое желание подростка — уклониться от конфликта в надежде, что он разрешится сам по себе. Если предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы для старшеклассника, то он может прибегнуть к двум основным стилям поведения: приспособление (односторонняя уступка) и компромисс (взаимная уступка). При этом уступка по сути своей направлена скорее на спасение хороших отношений между людьми, а не на разрешение проблемы.В заключении хочется отметить, что конфликтность подростка часто вызвана стремлением удовлетворить свои потребности, из которых главная — это признание взрослых и сверстников. Ведь подросток это уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мыслит, как взрослый, а поступает, как ребенок, поэтому ему нужно помочь: развить умение предупреждать конфликт, создавать такие условия, когда поводы для противоборств не будут возникать в образовательной среде и семье.В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления конфликтности.ВыводыЗадачи, поставленные для достижения данной цели, были выполнены:проанализировали и систематизировали теоретические источники по рассматриваемой проблеме;раскрыли понятие конфликта и основные механизмы его протекания;рассмотрели причины возникновения конфликтов в подростковой среде;рассмотрели особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях.Гипотеза исследования была также подтверждена, и мы можем утверждать, что подростки склонные к конфликту обычно выбирают такую форму общения как соперничество. Неконфликтные же подростки чаще выбирают избежание и приспособление.Список использованной литературыБекмаганбетова Г.Г. Конфликтность как психологическая проблема. // Журнал. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - № 4, 2017. Выготский Л.С. Проблема кризисов. Собрание сочинений в 6 т.-т.4.- М.,1984.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 464 с.Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2000. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях. // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - № 3-4, 1993. Игумнова Г.В. Психология межличностного конфликта: учебно-методический комплекс. - Йошкар-Ола, МОСИ-ООО «СТРИНГ», 2012. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. -Спб.: Питер, 2008. - 282 с. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2005. Козырев Г. Основы конфликтологии. - М.: Форум, 2010. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. - М.: Владос, 2001.Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Книга по требованию, 2012. - 176 с.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. - М.: Просвещение, 2009. - 414 с. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. - Алматы: Казак университетi, 2001. Лукьянова Л.Н. Причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях и пути их решения. // Научные исследования в образовании. - №, 2011 Любимова Г. Ю. Психология конфликта. - М.: Педагогическое общество России,2004. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. Нечаева Е.С. Биографический метод как способ изучения повседневности. // Журнал. Общество: социология, психология, педагогика. - №, 2012. Психология конфликта/ Сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. -СПб.,2001. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. - М., 2018. Скотт Дж. С. Конфликты пути их преодоления. – Киев, 2016. Смирнова Т. С., Ручкина А. А. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. Сорокина А. И. Конфликгные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте: Дисс .какд. психол. наук.-Уфа, 2001. Вес ник КГУ им. H.A. Некрасова, 2007, Том 13. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.,1982.Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. - М.: Апрель-Пресс, 2002.Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 2016. http://ru.wikipedia.org.https://psylive.com.uahttps://otherreferats.allbest.ruhttps://e-koncept.ruhttps://journals.indexcopernicus.comhttps://azbyka.ru/deti/konflikty-v-podrostkovom-vozraste

Список использованной литературы

1. Бекмаганбетова Г.Г. Конфликтность как психологическая проблема. // Журнал. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - № 4, 2017.
2. Выготский Л.С. Проблема кризисов. Собрание сочинений в 6 т.-т.4. - М.,1984.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 464 с.
4. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2000.
5. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях. // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - № 3-4, 1993.
6. Игумнова Г.В. Психология межличностного конфликта: учебно-методический комплекс. - Йошкар-Ола, МОСИ-ООО «СТРИНГ», 2012.
7. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. -Спб.: Питер, 2008. - 282 с.
8. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2005.
9. Козырев Г. Основы конфликтологии. - М.: Форум, 2010.
10. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. - М.: Владос, 2001.
11. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Книга по требованию, 2012. - 176 с.
12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
13. Кэрол Ф. Развитие ребенка и его отношения с окружающими / Ф. Кэрол, Б. Хобсон, Е. Робинсон. - М.: Просвещение, 2009. - 414 с.
14. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие. - Алматы: Казак университетi, 2001.
15. Лукьянова Л.Н. Причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях и пути их решения. // Научные исследования в образовании. - №, 2011
16. Любимова Г. Ю. Психология конфликта. - М.: Педагогическое общество России,2004.
17. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
18. Нечаева Е.С. Биографический метод как способ изучения повседневности. // Журнал. Общество: социология, психология, педагогика. - №, 2012.
19. Психология конфликта/ Сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. -СПб.,2001.
20. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.
21. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. - М., 2018.
22. Скотт Дж. С. Конфликты пути их преодоления. – Киев, 2016.
23. Смирнова Т. С., Ручкина А. А. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016.
24. Сорокина А. И. Конфликгные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте: Дисс .какд. психол. наук.-Уфа, 2001. Вес ник КГУ им. H.A. Некрасова, 2007, Том 13.
25. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.,1982.
26. Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. - М.: Апрель-Пресс, 2002.
27. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 2016.
28. http://ru.wikipedia.org.
29. https://psylive.com.ua
30. https://otherreferats.allbest.ru
31. https://e-koncept.ru
32. https://journals.indexcopernicus.com
33. https://azbyka.ru/deti/konflikty-v-podrostkovom-vozraste

Вопрос-ответ:

Какие основные виды конфликтов могут возникать у старших классов?

У старших классов могут возникать различные виды конфликтов, такие как конфликты с учителями, сокурсниками и родителями. Конфликты могут быть связаны с учебой, отношениями, личными проблемами и другими факторами.

Как возрастные особенности подростков влияют на возникновение конфликтов?

Возрастные особенности подростков, такие как стремление к самостоятельности, рост эмоциональной нестабильности, развитие социальных навыков и силы влияния группы, могут способствовать возникновению конфликтов. Подростки часто ищут свое место в обществе и устанавливаются границы своей независимости, что может вызывать противоречия и конфликты со взрослыми и сверстниками.

Какие особенности поведения подростков проявляются в конфликтных ситуациях?

Подростки могут проявлять различные особенности поведения в конфликтных ситуациях, такие как агрессивное поведение, низкая самооценка, неуверенность в себе или, наоборот, чрезмерная уверенность. Они также могут проявлять неадекватные эмоциональные реакции, иметь трудности в управлении своими эмоциями и конфликтным поведением.

Что такое склонность к конфликтам и почему она может быть основной причиной возникновения конфликта?

Склонность к конфликтам означает негативное отношение и готовность к вступлению в конфликтные ситуации. Если у подростка высокая склонность к конфликтам, то это может быть основной причиной возникновения конфликта, так как он будет более склонным к противостоянию и борьбе в отношениях с другими людьми.

Какие причины могут привести к возникновению конфликтов у старших классов?

Конфликты могут возникать у старших классов по разным причинам, таким как несогласие во мнениях или ценностях, соревнование, желание проявить свою силу или доминирование, конфликты из-за ресурсов или внимания, личные обиды или непонимание. Причины конфликтов могут быть как внутренними (личностными), так и внешними (социальными) факторами.

Почему возникают конфликты в старших классах?

Возникновение конфликтов в старших классах может быть связано с различными факторами, такими как непонимание, разногласия, соревнование, стремление к лидерству, различия во взглядах и ценностях и другие. Подростки находятся в периоде поиска своего места в социальной иерархии, что может приводить к конфликтам между ними.

Какие особенности поведения проявляют старшие классы в конфликтных ситуациях?

Старшие классы, находясь в переходном возрасте и испытывая внутренние противоречия, могут проявлять различные особенности поведения в конфликтных ситуациях. Некоторые подростки могут быть агрессивными и проявлять насилие, другие могут избегать конфликтов и становиться пассивными, третьи могут использовать манипуляции и авторитет, чтобы доминировать над другими. Возможны также проявления негативных эмоций, таких как злость, раздражение, обидчивость и т.д.

Что может повлиять на возникновение конфликтов в подростковом возрасте?

Возникновение конфликтов в подростковом возрасте может быть связано со следующими факторами: развитие самосознания и самооценки, стремление к самостоятельности и независимости, установление и поддержание социальных связей, стремление к подтверждению своей индивидуальности и самоидентичности, влияние группы сверстников, общение с родителями и другими авторитетными людьми, а также состояние эмоциональной и психологической напряженности подростка.