Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 80 80 страниц
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 19.06.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1 Научно-теоретические аспекты проблемы формирования просодической стороны речи у дошкольников 7
1.2. Особенности речевого развития детей с дизартрией 19
1.3 Состояние просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией 26
1.4 Анализ методик исследования и формирования просодический компонентов речи у детей с дизартрией 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 2
2.1. Организация, методы и методики исследования 2
2.2 Анализ результатов исследования 7
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 20
3.1 Основные направления и содержание работы по формированию просодической стороны речи у детей с дизартрией 20
3.2 Результаты контрольного эксперимента 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 44

Фрагмент для ознакомления

На заключительном этапе коррекционной работы можно дать детям прочитать по ролям сказку или стихотворение, обращая их внимание на характеры героев и их интонации. Представленные упражнения помогают развивать голосовые навыки у детей с нарушенной иннервацией мышц голосо-речевого аппарата, что при комплексной коррекционно-педагогической работе позволяет минимизировать проявления нарушений просодики у детей с дизартрией.Мониторинговые исследования показывают, что созданные условия способствуют формированию и развитию просодической стороны речи у детей с дизартрией: состояние голосовых функций улучшается, речь становится более выразительной и эмоционально окрашенной. У детей развивается диафрагмальное дыхание, речевой и неречевой выдох. Результатом является интерес к речи других людей и их собственной речи.3.2Результаты контрольного экспериментаНа контрольном этапе исследования мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе. Рассмотрим полученные результаты. Проанализируем полученные на контрольном этапе исследования результаты, в контрольной и экспериментальных группах.Рассмотрим результаты методики №1 «Обследование восприятия ритма» в таблице 14.Таблица 14Результаты исследования сформированностивосприятия ритмав ЭГ и КГзаданиеУровни сформированностиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньдопоследопоследопослеВосприятие ритма0%0%70%100%30%0%Вывод: Высокий уровень в экспериментальной группе по-прежнему не зафиксирован, однако исчез и низкий уровень: на контрольном этапе все дети (100%) показали средний уровень выполнения задания.Детям стало проще воспринимать изолированные и акцентированные удары, с которыми у них возникли сложности на констатирующем этапе исследования.Далее рассмотрим методику №2 «Обследование воспроизведения ритма» в таблице 15.Таблица 15.Результаты исследования сформированности воспроизведения ритмазаданиеУровни сформированностиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньдопоследопоследопослеВоспроизведение ритма0%0%60%90%40%10%Вывод: Высокий уровень в экспериментальной группе, по результатам данной методики, также не зафиксирован. У большинства (90%) наблюдается средний уровень – эти испытуемые выполняют задания в замедленном темпе либо с ошибками. У оставшихся 10% зафиксирован низкий уровень выполнения заданий на воспроизведение ритма – дети выполнили задание неправильно либо не выполнили вообще. Таким образом, три человека повысили уровень выполнения данного задания.Детям стало проще воспроизводить изолированные и акцентированные удары, с которыми у них возникли сложности на констатирующем этапе исследования.Рассмотрим результаты методики №3 «Методика восприятия интонации» в таблице 16.Таблица 16.Результаты исследования сформированности восприятия интонациизаданиеУровни сформированностиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньдопоследопоследопослеВосприятие интонации 0%0%60%80%40%10%Вывод: Согласно результатам методики восприятия интонации, высокий уровень зафиксирован у одного человека (10%). У большинства (80%) отмечается средний уровень – испытуемые в медленном темпе, но способны различать разнообразные интонационные структуры. Низкий уровень снизился до 10%.На констатирующем этапе исследования у большинства детей не возникало сложностей с восприятием вопросительной интонации, однако различить восклицательную и повествовательную интонации большинству удавалось с трудом. На контрольном этапе у детей стало лучше получаться воспринимать повествовательную и восклицательную интонацию. У одного ребенка, который на период реализации программы часто болел, и, следовательно, не присутствовал на многих коррекционных занятиях, способность к восприятию интонации осталась на прежнем уровне. Рассмотрим результаты методики №4 «Методика воспроизведения интонации» в таблице 17.Таблица 17Результаты исследования сформированности воспроизведения интонациизаданиеУровни сформированностиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньдопоследопоследопослеВоспроизведение интонации 0%0%60%100%40%0%Вывод: Согласно результатам методики воспроизведения интонации, наблюдается отсутствие высокого уровня среди испытуемых экспериментальной группы. Пять детей повысили уровень выполнения данного задания с низкого на средний. Таким образом, 100% испытуемых продемонстрировали средний уровень воспроизведения различных интонационных структур, то есть делает это в медленном темпе или с ошибками.У детей стало лучше получаться воспроизведение вопросительной и восклицательной интонаций, с которымиранее отмечались проблемы на констатирующем этапе исследования.Рассмотрим результаты методики №5 «Методика восприятия логического ударения» в таблице 18.Таблица 18.Результаты исследование сформированностивосприятия логического ударениязаданиеУровни сформированностиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньдопоследопоследопослеВосприятие логического ударения0%10%70%90%30%0%Вывод: Согласно результатам методики восприятия логического ударения, высокий уровень среди испытуемых экспериментальной группы отмечен у одного ребенка (10%). У большинства (90%) наблюдается средний уровень, характеризующийся частичной способностьюк пониманию выделения главного по смыслу слова во фразе, умением выделять нужные части высказывания. Эти испытуемые справились с заданием частично, допуская некоторые ошибки, либо в очень медленном темпе. Не справившихся заданием на контрольном этапе исследования не оказалось.Далее рассмотрим результаты испытуемых по методике Методика № 6 «Методика воспроизведения логического ударения» в таблице 19.Таблица 19.Результаты исследование сформированности воспроизведения логического ударениязаданиеУровни сформированностиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньдопоследопоследопослеВоспроизведение логического ударения0%10%40%80%20%0%Вывод: Согласно результатам методики воспроизведения логического ударения, по-прежнему наблюдается отсутствие высокого уровня среди испытуемых. Однако возросло число испытуемых со средним уровнем выполнения задания и, соответственно. Уменьшилось количество детей, не справившихся с заданием. У некоторых детей стало получаться выделять логическое ударение при сравнении двух предложений, отличающихся только логическим ударением: дети, которые на констатирующем этапе не могли самостоятельно воспроизвести разницу между предложениями с различным логическим ударением, на контрольном этапе справились с этим заданием. Кроме того, некоторые дети сумели верно воспроизвести логические ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам: у детей стало получаться произносить предложения с различной интонацией, выделяя логические ударения в предложениях.Далее рассмотрим результаты методики №7 «Методика обследование модуляций голоса по высоте» в таблице 20.Таблица 20.Результаты исследование сформированностимодуляций голоса по высотезаданиеУровни сформированностиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньдопоследопоследопослеОбследование модуляции голоса по высоте0%0%40%70%60%30%Вывод: Согласно результатам методики обследования модуляций голоса по высоте, наблюдается отсутствие высокого уровня среди испытуемых. Однако число испытуемых, не справившихся с заданием, уменьшилось на 30%.Лучше всего детям по-прежнему удавалось восприятие изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса. Однако на контрольном этапе воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса получалось у испытуемых экспериментальной группы значительно лучше, чем на констатирующем этапе: звуки и звукоподрожания «у», «о», «ав», «му», «мяу» большинству детей удалось воспроизвести в разных тональностях. Все еще вызвало трудности воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках, однако даже те дети, которые в итоге не справились с заданием, хотя бы попробовали это сделать (на констатирующем этапе исследования двое детей отказались выполнять это задание).Далее рассмотрим результаты методики № 8 «Методика обследование модуляций голоса по силе» в таблице 21.Таблица 21.Результаты исследование сформированностимодуляций голоса по силезаданиеУровни сформированностиВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньдоПоследопоследоПослеОбследование модуляции голоса по силе0%10%30%70%60%20%Вывод: Согласно результатам методики обследования модуляций голоса по силе, у подавляющего большинства испытуемых (80%) зафиксирован средний уровень выполнения задания. Эти дети умеют изменять громкость голоса, но в медленном темпе. Двое детей (10%) выполнил задание на высоком уровне, что на 10% больше, чем на констатирующем этапе. Детей с низким уровнем не осталось, т.е.их число снизилось на 20%. На контрольном этапе эксперимента у большинства детей стало получаться воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса и воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний: модуляция стала богаче и более плавной.Таким образом, результаты констатирующего эксперимента по восьми методикам выглядят следующим образом:Таблица 22Результаты исследования уровня сформированности просодической стороны речи у дошкольников на контрольном этапе исследованияБлок заданийВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньЭГКГЭГКГЭГКГдопоследопоследопоследопоследопоследоПосле100409070100601030000200408060906020401000300406060806040401000400401005010060050000501080100709020030000601070904070301060200070090 100407010060300081010701003080300602000Среднее значение1,25%3,75%58,75%90%52,5%85%41,25%10%46,25%11,25%00Вывод: на контрольном этапе успешность выполнения заданий в целом возросло на 30%, что является хорошим показателем и говорит об успешности проведенной коррекционной работы.У детей с дизартрией после коррекционной работы по формированию просодической стороны речи в среднем повысилсяна32,5% средний уровень, кроме того, существенно снизился низкий уровень (на 35%), что позволяет нам сделать вывод об эффективности разработанной коррекционной работы.Детям стало проще воспринимать изолированные и акцентированные удары, с которыми у них возникли сложности на констатирующем этапе исследования, воспроизводить изолированные и акцентированные удары, с которыми у них возникли сложности на констатирующем этапе исследования.Лучше стало получаться воспроизведение вопросительной и восклицательной интонаций, с коими имелись проблемы на констатирующем этапе исследования.У некоторых детей стало получаться выделять логическое ударение при сравнении двух предложений, отличающихся только логическим ударением: дети, которые на констатирующем этапе не могли самостоятельно воспроизвести разницу между предложениями с различным логическим ударением, на контрольном этапе справились с этим заданием. Кроме того, некоторые дети сумели верно воспроизвести логические ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам: у детей стало получаться произносить предложения с различной интонацией, выделяя логические ударения в предложениях.На контрольном этапе эксперимента у большинства детей стало получаться воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса и воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний: модуляция стала богаче и более плавной.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3Цель коррекционной работы заключалась в совершенствовании методик по формированию просодической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.Коррекционная работа проводилась с использованием упражнений из методик Лопатиной Л.В. и Серебряковой Н.В. "Логопедическая работа с детьми со стертой формой дизартрии", в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, пропеванием гласных звуков, слогов.Работа по коррекции просодии проводится по нескольким направлениям: работа над силой и высотой голоса, мелодико-интонационной стороной речи, формированием диафрагмального дыхания и речевого выдоха, а также ритмической стороны речи.Эффективной формой работы по коррекции просодии являются различные упражнения, которые можно выполнять как в непосредственных учебных занятиях (логопедия, уроки музыки, динамические паузы), так и в моменты режима. Упражнения могут выполняться с музыкальным сопровождением или без него.Нами использовались следующие ступени работы:- Игры-имитации отдельных действий: человек, животные и птицы (проснулись-потянулись дети, машут крыльями воробушки), а также имитация важнейший эмоций человека (солнышко выглянуло - обрадовались дети: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).- Игры-имитации цепочек последовательных действий при сочетании с передачами важнейших эмоций героев (зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево; веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).- Игры-имитации образов знакомых сказочных персонажей (храбрый петушок шагает по дорожке; неуклюжий медведь идет к домику,).- Игры-импровизации под музыку «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», («Веселый дождик», «Хоровод вокруг елки»).На контрольном этапе успешность выполнения заданий в целом возросло на 30%, что является хорошим показателем и говорит об успешности проведенной коррекционной работы.У детей с дизартрией после коррекционной работы по формированию просодической стороны речи в среднем повысился на 32,5% средний уровень, кроме того, существенно снизился низкий уровень (на 35%), что позволяет нам сделать вывод об эффективности разработанной коррекционной работы.Детям стало проще воспринимать изолированные и акцентированные удары, с которыми у них возникли сложности на констатирующем этапе исследования, воспроизводить изолированные и акцентированные удары, с которыми у них возникли сложности на констатирующем этапе исследования.Лучше стало получаться воспроизведение вопросительной и восклицательной интонаций, с коими имелись проблемы на констатирующем этапе исследования. У некоторых детей стало получаться выделять логическое ударение при сравнении двух предложений, отличающихся только логическим ударением: дети, которые на констатирующем этапе не могли самостоятельно воспроизвести разницу между предложениями с различным логическим ударением, на контрольном этапе справились с этим заданием. Кроме того, некоторые дети сумели верно воспроизвести логические ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам: у детей стало получаться произносить предложения с различной интонацией, выделяя логические ударения в предложениях.Сравнительный анализ показал следующие изменения: у детей дошкольного возраста с высокой степенью развития некоторых компонентов просодических аспектов речи появились экспериментальные группы, количество детей с недостаточной степенью развития просодических аспектов речи значительно уменьшилось, количество детей со средним уровнем формирования компонентов просодических аспектов речи увеличилось из-за уменьшения количества детей с низким уровнем просодических аспектов речи.После проведения формирующего эксперимента мы заметили положительные изменения в просодической стороне речи у детей: голос стал громче, дети стали лучше интонировать, количество ошибок уменьшилось, и тембр речи начал улучшаться.Таким образом, на основании исследования можно сказать, что проведенная корректирующая работа является эффективной, о чем свидетельствуют данные контрольной фазы исследования. ЗАКЛЮЧЕНИЕЧисло детей с нарушениями речи растет с каждым годом. Доминирующим клиническим диагнозом у детей с нарушением речи является дизартрия. Дизартрия– это не только патология воспроизведения звука, но и просодическая сторона речи. Нередко у детей нарушаются голосовые функции (сила, высота звука), возникают нарушения темпа, мелодико-интонационная сторона речи, речевое дыхание. И в большинстве случаев типом физиологического дыхания, преобладающим у детей, является верхняя ключица. Поскольку все структурные компоненты речи тесно взаимосвязаны, невозможно устранить дефекты речи у дошкольника с дизартрией без коррекции нарушений просодии.О значении просодической стороны речи писали: В.А. Гравер, Н.С. Самойленко, Н.А.Власова, Д.С. Озорецковский, Ю.А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое влияние просодики на различные болезненные отклонения в просодической сфере человека, а также то, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.Анализ литературы показывает, что одной из важных проблем логопедии, в наше время, является – дизартрия, при которой отмечаются различные нарушения просодических компонентов, которые усугубляются неблагоприятной картиной звуковой речи. Что связано с органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Большинство авторов (Архипова, Е.Ф., Артемова Е.Э., Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова, Е. Н. Винарская, В. А. Киселева, Левина, Г.В., Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В., Токарева, О.А., Чиркина, М.Е., Филичева, Т.Б и др.) указывают на то, что при дизартрии отмечаются расстройства голосообразования, артикуляции, темпа, ритма и интонации речи.Исследование просодической стороны речи у детей с дизартрией составлено по методике Е.Ф. Архиповой. В эксперименте участвовали 2 группы. Экспериментальная – 10 детей с дизартрией, по заключению ПМПК, посещают подготовительную логопедическую группу. Контрольная группа – 10 детей с нормальным развитием речи, в возрасте 5-6 лет. В качестве диагностического материала мы использовали методики Е.Ф. Архиповой:Методика №1 «Обследование восприятия ритма»Метод № 2 «Обследование воспроизведения ритма». Метод № 3 «Методы восприятия интонации»Метод № 4 «Методика воспроизведения интонации»Метод № 5 «Методология восприятия логического ударения»Метод № 6 «Методика воспроизведения логического ударения»Метод № 7 «Метод обследования речевой модуляции по высоте»Метод № 8 «Методология проверки речевой модуляции силой»Из полученных данных, дети из контрольной группы справились с поставленными задачами лучше, чем из экспериментальной. Высокий уровень в контрольной группе зафиксирован у 61,25%, а 38,75% детей имеет средний уровень, низкий уровень не был зафиксирован. В экспериментальной группе не было детей с высоким уровнем, средний уровень был у 57,5%, а низкий уровень наблюдался у 41,25% субъектов. У детей, включенных в экспериментальную группу, преобладает средний уровень (57,5%) формирования просодической стороны речи, характеризующийся медленным темпом выполнения задания, ошибками, исправляемыми ребенком самостоятельно, но замеченными после обучения и уточнения вопросов от экспериментатора. Также достаточно высок процент детей, показавших низкий уровень развития просодической стороны речи (41,25%). Эти дети не справились со значительной частью предложенных заданий и характеризуются несформированностью всех или большинства компонентов просодической стороны речи. Кроме того, экспериментальная группа не показала высокого уровня, что указывает на необходимость систематической коррекционной работы для развития просодической стороны речи.В ходе констатирующего эксперимента был определен ряд особенностей развития просодической стороны речи у детей с дизартрией:- дети допускают ошибки в процессе воспроизведения интонации (большинству детей не удалось передать вопросительную интонацию, а восклицательную и повествовательную передавали одинаково); - не всегда верно воспринимают логическое ударение (труднее всего детям далось определение выделенного слова в стихотворном тексте);- значительные сложности в воспроизведении логического ударения (всего детям далось воспроизведение логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам: почти все дети повторяли составленное предложение с одинаковой интонацией, не сумев логическим ударением выделить главное слово);- дети с ошибками воспроизводят тембр говорящего (преобладает низкий тембр); - у детей значительные сложности в модуляции голоса по силе и высоте (голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют, дети не способны сделать голос тоньше, «гуще». Голос или чересчур тихий, или, напротив, слишком громкий, и дети не знают, как его контролировать). Полученные данные свидетельствуют о необходимости корректирующих работ. При создании программы коррекции использовались несколько методов.При формировании просодической стороны речи у детей с дизартрией важно проводить комплексную работу по всем компонентам просодической стороны речи.Коррекционная работа проводилась с использованием упражнений из методик Лопатиной Л.В. и Серебряковой Н.В. «Логопедическая работа с детьми со стертой формой дизартрии», в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, пропеванием гласных звуков, слогов. Предлагаемый материал составлялся с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста на выразительном материале и оборудовании, повышающем интерес и побуждающим интерес ребенка к активной и познавательной, творческой и игровой деятельности – ведущей деятельности детей этого возраста.Работа по просодической коррекции проводится по нескольким направлениям: работа над силой и высотой голоса, мелодико-интонационной стороной речи, формированием диафрагмального дыхания и речевого выдоха, а также ритмической стороны речи.Эффективной формой работы по коррекции просодии являются различные упражнения, которые можно выполнять как в непосредственных учебных занятиях (логопедия, уроки музыки, динамические паузы), так и в моменты режима. Упражнения могут выполняться с музыкальным сопровождением или без него. Этот вид работы позволяет:- совмещать работу речи и слуховых аппаратов с развитием общей моторики;- нормализует речевое дыхание;- сформировать способность изменять силу и высоту голоса, сохраняя при этом нормальный тембр;- правильно воспроизводить звуки и их комбинации изолированно, в слогах, словах, фразах;- развить мелодико-интонационную сторону речи.Упражнения выполняются с музыкальным сопровождением или без него.На начальном этапе работа выполняется без речевых звуков: наблюдается плавный выдох, дифференцировка носоглотки, вдох и выдох, формируется диафрагмальное дыхание. Была составлена ​​музыкальная библиотека, позволяющая работать над коррекцией дыхательной стороны речи, а также проводились занятия по развитию артикуляционной и лицевой гимнастики.Затем мы начинаем работать над силой, высотой и ритмичностью речи. Звуки речи, слоги, слова и предложения вводятся. Кроме того, изначально используются звуки, которые являются наиболее простыми с точки зрения артикуляции и акустических характеристик.Чтобы работа по коррекции просодии была интересной для детей, для каждой лексической темы был разработан комплекс упражнений, включающий работу над речевым дыханием, мелодико-интонационную сторону речи, силу, высоту и ритмичность речи.Голосовые игры, музыкальный материал и музыкальные ритмические игры подбираются вместе с учетом изучаемой лексической темы. Также вместе с учителями отбираются стихи и сказки, с которыми знакомятся дети. В дальнейшем эти произведения используются на логопедических занятиях в театральной форме деятельности для выработки выразительности речи, мелодико-интонационной стороны.Результаты эксперимента показали, что у большинства детей с дизартрией недостаточно развиты все компоненты речи по сравнению с детьми с нормальным психо-речевым развитием.На контрольном этапе успешность выполнения заданий в целом возросло на 30%, что является хорошим показателем и говорит об успешности проведенной коррекционной работы.У детей с дизартрией после коррекционной работы по формированию просодической стороны речи в среднем повысился на 32,5% средний уровень, кроме того, существенно снизился низкий уровень (на 35%), что позволяет нам сделать вывод об эффективности разработанной коррекционной работы.Детям стало проще воспринимать изолированные и акцентированные удары, с которыми у них возникли сложности на констатирующем этапе исследования, воспроизводить изолированные и акцентированные удары, с которыми у них возникли сложности на констатирующем этапе исследования.Лучше стало получаться воспроизведение вопросительной и восклицательной интонаций, с коими имелись проблемы на констатирующем этапе исследования. У некоторых детей стало получаться выделять логическое ударение при сравнении двух предложений, отличающихся только логическим ударением: дети, которые на констатирующем этапе не могли самостоятельно воспроизвести разницу между предложениями с различным логическим ударением, на контрольном этапе справились с этим заданием. Кроме того, некоторые дети сумели верно воспроизвести логические ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам: у детей стало получаться произносить предложения с различной интонацией, выделяя логические ударения в предложениях.Сравнительный анализ показал следующие изменения: у детей дошкольного возраста с высокой степенью развития некоторых компонентов просодических аспектов речи появились экспериментальные группы, количество детей с недостаточной степенью развития просодических аспектов речи значительно уменьшилось, количество детей со средним уровнем формирования компонентов просодических аспектов речи увеличилось из-за уменьшения количества детей с низким уровнем просодических аспектов речи.Таким образом, на основании исследования можно сказать, что проведенная корректирующая работа является эффективной, о чем свидетельствуют данные контрольной фазы исследования. После проведения формирующего эксперимента мы заметили положительные изменения в просодической стороне речи у детей: голос стал громче, дети стали лучше интонировать, количество ошибок уменьшилось, и тембр речи начал улучшаться.Эти данные показывают нам, что предложенная нами программа была достаточно эффективной.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИДля всей литературы изданной до 2010г нужно вставить интернет источник. ПРИМЕР «Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В.П.Глухов. —Москва: АРКТИ, 2004.— 168 с. (http://pedlib.ru/Books/5/0005) » )I. Учебная и монографическая литература:Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия / Е. Ф. Архипова – Москва, 2012. Архипова Е. Ф. Коррекция стертой дизартрии, М.: Просвещение, 2008. (https://obuchalka.org/2017121097935/korrekcionno-logopedicheskaya-rabota-po-preodoleniu-stertoi-dizartrii-u-detei-arhipova-e-f-2008.html)Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. /Е.Ф. Архипова. - М.: Просвещение, 2013. – 244с. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: Астрель, 2009. – 344 с. (https://refdb.ru/look/2931379-pall.html)Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография/ Е.Э. Артёмова. –М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. –123 с. Бабина Г. В. Практикум по Логопедии: Дизартрия. – М.: Прометей, 2012.Бабушкина, Р.Л., Грасюк, И.В., Кислякова, О.М. Логоритмика – занятие или игра? Пособие по логоритмике для детей 3 - 7 лет с общим недоразвитием речи. СПб., 2016. Белякова, Л.И. Заикание: учеб. пособие для студентов пед. инст-в по спец-ти «Логопедия», 1998 – 304 с. (http://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-1.shtml)Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: ВЛАДОС, 2013Блудов А.А, Белова Н.В – Дизартрия. NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых. DVD с аудио и видеопрограммами. – СПб.: Наука и Техника, 2009. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19548185)Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике детей. СПб., 2010. Верясова, Т.В. Игротренинг, направленный на развитие навыков правильного дыхания, голосоведения и чувства ритма у дошкольников с нарушениями речи. Екатеринбург., 2011. Винарская, Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – Том 1. – С. 268-284. (https://www.booksmed.com/logopediya/722-xrestomatiya-po-logopedii-volkova-uchebnoe.html)Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1961. (https://www.chitalkino.ru/gvozdev-a-n/voprosy-izucheniya-detskoy-rechi/)Гуровец, Г.В., Маевская, С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия //Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Под ред. В. И. Селиверстова и С. Н. Шаховской. – М.: Изд-во Моск. гос. пед. ин-та, 2011. – С. 103-114.Дошкольник / Под редакцией Белкиной В.Н., Васильевой Н.Н., Елкиной Н.В. – Яр.: Академия Холдинг, 2013. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2011.Жинкин, Н. И. Механизмы речи. — М.: Директ- Медиа, 2008. (https://www.studmed.ru/zhinkin-n-mehanizmy-rechi_c436eaeb8f6.html)Жукова, Н.С. Процессы системного усвоения родного языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи. – М.: Просвещение, 2010. Ивановская, О.Г., Гадасина, Л.Я. Сказочное развитие речи. СПб.: Союз, 2010. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2014.Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств //Дефектология. – 2010. – №1. – С. 24-26. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в ДОУ. М., 2007. (https://gigabaza.ru/doc/103937.html) Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2006. (https://www.libex.ru/detail/book750953.html)Киселева В.А. – Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. – М.: Школьная пресса, 2007. (http://pedlib.ru/Books/4/0273/4_0273-1.shtml)Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Питер, 2015. Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой, и С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2013.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. СПб.: Изд-во «Союз», 2004. 192 с. (http://pedlib.ru/Books/3/0050/3_0050-1.shtml)Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 2011. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартриии). – Спб. Изд. «Союз», 2000. (http://pedlib.ru/Books/5/0146/5_0146-1.shtml)Лопатина, Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией // Принципы и методы коррекции нарушений речи. – СПб.: Образование. – 2013, 212 с.Лыхенко, Ю.В. Особенности и этапы формирования просодической стороны речи в онтогенезе [Электронный ресурс] / Ю.В. Лыхенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб., 1999. (https://www.books.ru/books/logopediya-rech-ritm-dvizhenie-155200/)Лопухина, И.С. Логопедия (550 упражнений для развития речи). – М.: Аквариум, 2008. (https://booksite.ru/bookshop/index.php?route=product/product&product_id=1802)Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2012. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Сфера, 2011. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 2006. (https://www.livelib.ru/book/1000681421-razvitie-rechi-doshkolnikov-na-logopedicheskih-zanyatiyah-kniga-dlya-logopeda-s-a-mironova)Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб: Детство-пресс, 2007. (https://gigabaza.ru/doc/74675-pall.html)Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: Астрель, 2015. Правдина, О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 2013.Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста. Специальное образование. – 2010. Сиротина В. В. Стертая дизартрия. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям/ В.В. Сиротина. М.: Наукоград, 2014. 256 с. Туполев П. Р. Стертая дизартрия/ П.Р. Туполев. Волгоград. 2015. 326 с. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2009. (http://pedlib.ru/Books/6/0473/6_0473-1.shtml) Ушакова О.С, Струнина Е.М. – Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. (http://pedlib.ru/Books/5/0220/5_0220-1.shtml) Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. Ушакова, Т.Н. Теоретические основания возрастной психолингвистики / Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М.: Изд-во «Прометей», 2005. (https://docplayer.ru/45255069-Teoreticheskie-osnovaniya-vozrastnoy-psiholingvistiki.html)Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника / Филичёва Т.Б., Соболева А.В. - Екатеринбург, 2016.Фомиченко, Л.Г. Психолингвистические особенности формирования речевой просодии // Вестник Волгоградского университета. - Волгоград, 2011. - №2. - С.73-79. Хватцев, М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи детей. – М.: Просвещение, 2007. (http://shgpi.edu.ru/biblioteka/cgi-bin/search/search.exe?Z21ID=&I21DBN=STATI&P21DBN=STATI&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=fullw&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=3&S21P02=0&S21P03=A=&S21COLORTERMS=0&S21STR=%D0%A5%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C%2E%20%D0%95%2E)Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. – М: Наука, 2015. –216с.Хомский Н. Язык и мышление. – М.: Дашков и Ко, 2012. –198сЦейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. - М.: Владос, 2015. Черемисина, Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. – М., 2009. (http://www.alib.ru/5_cheremisina_n_v_russkaya_intonaciya_poqziya_proza_razgovornaya_rechnmn_w1t2518ab1537b9a458a585d8c121af88c22cee.html) Чиркина, Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. – М., 2009. (https://alldef.ru/ru/articles/almanah-2/k-probleme-rannego-raspoznavanija-i) Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.: Владос, 2013. II. Интернет-ресурсы:Библиотека материалов для работников школы и детских садов [Электронный ресурс] // Режим доступа http://pedportal.net/doshkolnoeobrazovanie/razvitie-rechi/diagnostika-intonacionnoy-storony-rechi-pometodike-lazarenko-o-i-835849 (дата обращения 20.03.2020). Логопедия для всех [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.logolife.ru/ (дата обращения 10.03.2020). Логопедия – Дошкольник [Электронный ресурс] // Режим доступа http://doshkolnik.ru/logopedia/ (дата обращения 12.03.2020). Логопед [Электронный ресурс] // Режим доступа http://logopediya.com/ (дата обращения 20.11.2019). Логопедия. Дефектология [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.zanimatika.narod.ru/ (дата обращения 28.11.2019).

I. Учебная и монографическая литература:
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия / Е. Ф. Архипова – Москва, 2012.
2. Архипова Е. Ф. Коррекция стертой дизартрии, М.: Просвещение, 2008. (https://obuchalka.org/2017121097935/korrekcionno-logopedicheskaya-rabota-po-preodoleniu-stertoi-dizartrii-u-detei-arhipova-e-f-2008.html)
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. /Е.Ф. Архипова. - М.: Просвещение, 2013. – 244с.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: Астрель, 2009. – 344 с. (https://refdb.ru/look/2931379-pall.html)
5. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография/ Е.Э. Артёмова. –М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. –123 с.
6. Бабина Г. В. Практикум по Логопедии: Дизартрия. – М.: Прометей, 2012.
7. Бабушкина, Р.Л., Грасюк, И.В., Кислякова, О.М. Логоритмика – занятие или игра? Пособие по логоритмике для детей 3 - 7 лет с общим недоразвитием речи. СПб., 2016.
8. Белякова, Л.И. Заикание: учеб. пособие для студентов пед. инст-в по спец-ти «Логопедия», 1998 – 304 с. (http://pedlib.ru/Books/2/0015/2_0015-1.shtml)
9. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: ВЛАДОС, 2013
10. Блудов А.А, Белова Н.В – Дизартрия. NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых. DVD с аудио и видеопрограммами. – СПб.: Наука и Техника, 2009. (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19548185)
11. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике детей. СПб., 2010.
12. Верясова, Т.В. Игротренинг, направленный на развитие навыков правильного дыхания, голосоведения и чувства ритма у дошкольников с нарушениями речи. Екатеринбург., 2011.
13. Винарская, Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – Том 1. – С. 268-284. (https://www.booksmed.com/logopediya/722-xrestomatiya-po-logopedii-volkova-uchebnoe.html)
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1961. (https://www.chitalkino.ru/gvozdev-a-n/voprosy-izucheniya-detskoy-rechi/)
15. Гуровец, Г.В., Маевская, С.И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия //Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Под ред. В. И. Селиверстова и С. Н. Шаховской. – М.: Изд-во Моск. гос. пед. ин-та, 2011. – С. 103-114.
16. Дошкольник / Под редакцией Белкиной В.Н., Васильевой Н.Н., Елкиной Н.В. – Яр.: Академия Холдинг, 2013.
17. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2011.
18. Жинкин, Н. И. Механизмы речи. — М.: Директ- Медиа, 2008. (https://www.studmed.ru/zhinkin-n-mehanizmy-rechi_c436eaeb8f6.html)
19. Жукова, Н.С. Процессы системного усвоения родного языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи. – М.: Просвещение, 2010.
20. Ивановская, О.Г., Гадасина, Л.Я. Сказочное развитие речи. СПб.: Союз, 2010.
21. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2014.
22. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств //Дефектология. – 2010. – №1. – С. 24-26.
23. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в ДОУ. М., 2007. (https://gigabaza.ru/doc/103937.html)
24. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2006. (https://www.libex.ru/detail/book750953.html)
25. Киселева В.А. – Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. – М.: Школьная пресса, 2007. (http://pedlib.ru/Books/4/0273/4_0273-1.shtml)
26. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Питер, 2015.
27. Логопедия / Под редакцией Л.С. Волковой, и С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2013.
28. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. СПб.: Изд-во «Союз», 2004. 192 с. (http://pedlib.ru/Books/3/0050/3_0050-1.shtml)
29. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 2011.
30. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартриии). – Спб. Изд. «Союз», 2000. (http://pedlib.ru/Books/5/0146/5_0146-1.shtml)
31. Лопатина, Л.В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией // Принципы и методы коррекции нарушений речи. – СПб.: Образование. – 2013, 212 с.
32. Лыхенко, Ю.В. Особенности и этапы формирования просодической стороны речи в онтогенезе [Электронный ресурс] / Ю.В. Лыхенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.
33. Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб., 1999. (https://www.books.ru/books/logopediya-rech-ritm-dvizhenie-155200/)
34. Лопухина, И.С. Логопедия (550 упражнений для развития речи). – М.: Аквариум, 2008. (https://booksite.ru/bookshop/index.php?route=product/product&product_id=1802)
35. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2012.
36. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Сфера, 2011.
37. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 2006. (https://www.livelib.ru/book/1000681421-razvitie-rechi-doshkolnikov-na-logopedicheskih-zanyatiyah-kniga-dlya-logopeda-s-a-mironova)
38. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб: Детство-пресс, 2007. (https://gigabaza.ru/doc/74675-pall.html)
39. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: Астрель, 2015.
40. Правдина, О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 2013.
41. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста. Специальное образование. – 2010.
42. Сиротина В. В. Стертая дизартрия. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям/ В.В. Сиротина. М.: Наукоград, 2014. 256 с.
43. Туполев П. Р. Стертая дизартрия/ П.Р. Туполев. Волгоград. 2015. 326 с.
44. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2009. (http://pedlib.ru/Books/6/0473/6_0473-1.shtml)
45. Ушакова О.С, Струнина Е.М. – Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. (http://pedlib.ru/Books/5/0220/5_0220-1.shtml)
46. Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.
47. Ушакова, Т.Н. Теоретические основания возрастной психолингвистики / Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М.: Изд-во «Прометей», 2005. (https://docplayer.ru/45255069-Teoreticheskie-osnovaniya-vozrastnoy-psiholingvistiki.html)
48. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника / Филичёва Т.Б., Соболева А.В. - Екатеринбург, 2016.
49. Фомиченко, Л.Г. Психолингвистические особенности формирования речевой просодии // Вестник Волгоградского университета. - Волгоград, 2011. - №2. - С.73-79.
50. Хватцев, М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи детей. – М.: Просвещение, 2007. (http://shgpi.edu.ru/biblioteka/cgi-bin/search/search.exe?Z21ID=&I21DBN=STATI&P21DBN=STATI&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=fullw&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=3&S21P02=0&S21P03=A=&S21COLORTERMS=0&S21STR=%D0%A5%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%86%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C%2E%20%D0%95%2E)
51. Хомский Н. Основы теории речевой деятельности. – М: Наука, 2015. –216с.
52. Хомский Н. Язык и мышление. – М.: Дашков и Ко, 2012. –198с
53. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. - М.: Владос, 2015.
54. Черемисина, Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. – М., 2009. (http://www.alib.ru/5_cheremisina_n_v_russkaya_intonaciya_poqziya_proza_razgovornaya_rechnmn_w1t2518ab1537b9a458a585d8c121af88c22cee.html)
55. Чиркина, Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. – М., 2009. (https://alldef.ru/ru/articles/almanah-2/k-probleme-rannego-raspoznavanija-i)
56. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.: Владос, 2013.

II. Интернет-ресурсы:
57. Библиотека материалов для работников школы и детских садов [Электронный ресурс] // Режим доступа http://pedportal.net/doshkolnoeobrazovanie/razvitie-rechi/diagnostika-intonacionnoy-storony-rechi-pometodike-lazarenko-o-i-835849 (дата обращения 20.03.2020).
58. Логопедия для всех [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.logolife.ru/ (дата обращения 10.03.2020).
59. Логопедия – Дошкольник [Электронный ресурс] // Режим доступа http://doshkolnik.ru/logopedia/ (дата обращения 12.03.2020).
60. Логопед [Электронный ресурс] // Режим доступа http://logopediya.com/ (дата обращения 20.11.2019).
61. Логопедия. Дефектология [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.zanimatika.narod.ru/ (дата обращения 28.11.2019).

Вопрос-ответ:

Какие научно-теоретические аспекты рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются научно-теоретические аспекты проблемы формирования просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией.

Какие особенности речевого развития у детей с дизартрией рассматриваются в статье?

Статья рассматривает особенности речевого развития детей с дизартрией.

Каково состояние просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией?

Статья анализирует состояние просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией.

Какие методики исследования и формирования просодических компонентов речи у детей анализируются в статье?

Статья проводит анализ методик исследования и формирования просодических компонентов речи у детей.

Для кого предназначена статья?

Статья предназначена для тех, кто интересуется проблемой формирования просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией.

Как формируется просодическая сторона речи у детей с дизартрией?

У детей с дизартрией просодическая сторона речи формируется с помощью специальных методик и упражнений, направленных на развитие интонации, ритма, темпа и силы голоса.

Какие особенности речевого развития имеют дети с дизартрией?

У детей с дизартрией может быть затруднение в произношении звуков, изменение голоса, нарушение речевого ритма и интонации. Они также могут испытывать трудности в контроле над артикуляторными органами.

Каково состояние просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией?

Состояние просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией может быть нарушенным. Они могут иметь слабо выраженную интонацию, неравномерный речевой ритм, ускоренный или замедленный темп речи, а также измененную силу голоса.

Какие методики используются для исследования и формирования просодических компонентов речи у детей?

Для исследования и формирования просодических компонентов речи у детей используются различные методики, такие как артикуляционная гимнастика, вокализационные упражнения, занятия с логопедом и другие специальные упражнения.

Какие аспекты проблемы формирования просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией рассматриваются?

В статье рассматриваются научно-теоретические аспекты формирования просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией, особенности речевого развития этих детей, состояние просодической стороны речи у них, а также анализ методик исследования и формирования просодических компонентов речи.