Оттепельные традиции и их преодоление в прозе В. Попова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 30 30 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 12.05.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 «Оттепель», как начало творческого пути В. Попова……………….6
Выводы по 1 Главе……………………………………………………………..12
Глава 2 Анализ произведений В. Попова……………………………………..13
2.1 «Жизнь удалась»……………………………………………………………13
2.2 «Третье дыхание»…………………………………………………………..16
Выводы по 2 Главе……………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………..29
Список интернет-источников………………………………………………….30





Фрагмент для ознакомления

Мы молчали. - У вас есть на что опереться? Заставить ее сопереживать чему-то... за что-то почувствовать ответственность? Отвлечь ее, хотя бы чуть-чуть, от постоянных мыслей об алкоголе?- Ну... всякие... семейные притчи, - улыбнулся я.- Слова, слова, слова! - вздохнул Стас. - К сожалению, это не то!Ну почему же? Словами как раз удавалось мне держать наш мир в гармонии. Такая работа».Почти белый стих, чуть ли не опера. И так написаны практически все ключевые эпизоды повести. То ли специально, то ли невольно автор пытается защититься языком от того, что должно бы разорвать душу.То же и с гротеском. Кажется, что в такого рода произведении нужно стараться создать впечатление предельной правдивости, заставить читателя поверить каждому слову. Гротеск хорош для иных произведений, для других целей.Ну вот, например, почти лейтмотив повести - женщина на коне. Ее мы встречаем в одной из первых же глав, когда Валерий-Венчик возвращается из Москвы на джипе бизнесмена Боба (девушки на трассе Москва - Петербург предлагают покататься на лошадях), а затем уже в Питере... Да, это в последнее время один из распространенных способов подработать, и на Невском проспекте девушки с лошадьми не редкость. Но вот как это показано в «Третьем дыхании». Герой повести спешит в больницу к жене (у нее приступ, врач по телефону грозится привязать ее ремнями к кровати), не может поймать машину и тут:«- Эй! - Конь прямо на тротуаре, надо мной: бешеные глаза навыкате, из ноздрей пар. Сколько раз я возмущался ими, «бедным Евгением» себя чувствуя, на которого Медный всадник наезжает. Эти Медные задницы достали уже!- Поедем, дядя? - нагло произнесла. Славная у них реклама: «или задавлю».- За десять минут за Лавру домчишь?- Не фиг делать!<...>- Прыгай! - выпростала ножку в кроссовке, освободила стремя. Схватился за дугу седла, вознесся. Раскорячился, держась за седло, на широком теплом заду лошади.- Геть! Геть! - амазонка звонко кричала. Я стыдливо молчал. Заняться ее воспитанием - потерять темп. Но - прямо наезжает на людей, те испуганно шарахаются. Мчит прямо по тротуару! А ты бы хотел - среди машин?»Трудно поверить? Впрочем - дальше больше! Буквально через несколько страниц к герою повести снова проявляет внимание наездница (правда, другая на этот раз): «Прокатимся, барин?»Валерий уже привычно «взлетает» на коня, и девушка везет его домой. Завязывается беседа:«- А где ты сейчас живешь-то? - спросил у нее.- А! Пока еще тепло - в парке Интернационала, танцевальный павильон нам сдают. Вповалку спим, не раздеваясь.- А хочешь тут жить? - показал на свой дом-ампир.<...>Въехали, чуть согнувшись, под арку во двор. Окно бати сияет, источая мудрость. Флигель напротив - темен и пуст.- Раньше жила дворничиха, - на то окно показал. Заселю по своему усмотрению.- Так. - Анжелка ногой, прямо с коня, дверь приоткрыла. - Тут и Ворон может стать. И топят, похоже».Она без промедлений вводит коня во флигель, вскоре туда же переселяется ее подруга со своим конем. Как в сказке. И вот уже двор усеян конскими яблоками, отец героя разламывает их, вспоминая свою жизнь на земле, бизнесмен Боб увлекается идеей изготовления из этих яблок топлива.Забавно? Может быть. Но не на пользу повести. И подобных эпизодов, к сожалению, предостаточно. Вот Валерий-Венчик отправляется в очередную загранпоездку. И мало того, что перелет совершается на каком-то грузовом, полуразвалившемся самолете, так еще потом, в шведской гостинице, питаясь из экономии взятыми из дома продуктами, с героем происходит следующее:«Пищу в пакетике за окном держал, прижав рамой. Однажды ночью налетел шторм. Дом наш трясся от ветра! Утром глянул: пакетика на подоконнике нет! Оторвало. Унесло. Распахнул окно, выглянул наружу. И увидал - на газоне, прижатый штормовым мусором, мой пакетик лежал! Кинулся вниз, ухватил пакетик, стал жадно есть... И - застыл. Увидел, что сквозь широкое окно нашей кухни писатели всего мира с изумлением смотрят на меня: что это? Русский прозаик мусор ест? Я стал на пакет показывать, подняв его в левой руке, правой стучал себя по груди: мол, это все мое, нажитое! «Унесенные ветром» харчи».Тут уже не гротеск, а, что называется, - откровенный стёб. Остается только недоуменно плечами пожать.Но все-таки в целом «Третье дыхание» ставит ряд важных проблем. И проблему стареющего человека, у которого нет возможности стареть (и такие люди умирают обычно на бегу, не успев ничего понять, поставить хоть какую-то точку в своей жизни), и проблему ответственности за своих близких, и проблему - что есть сегодня писатель. Вот на этой проблеме стоит остановиться.Удивляет, почему в последние лет десять - двенадцать появилось так много романов, повестей, рассказов (жанры вроде бы принадлежащие исключительно художественной литературе, беллетристике) о писателях. Именно с того момента, когда массовый читатель, получив так называемое «бульварное чтиво», охладел к современной русской литературе.Писатель и до того был частым персонажем художественных произведений. Достаточно вспомнить, от лица кого ведется начало «Героя нашего времени» и чьими ушами мы слышим рассказ Максима Максимыча, чьими глазами читаем «Дневник Печорина», или чем заканчивается «Обломов», или кто в центре событий романа «Униженные и оскорбленные», кто герой большей части рассказов Юрия Казакова. Но так или иначе, писатель, литератор оставался персонажем пассивным, в сюжет романа, рассказа он особо не вмешивался, а наблюдал. В последнее же время писатель превратился в главного героя. Чем это можно объяснить? С одной стороны, авторам надоело воспевать комбайнеров, сталеваров, доярок, инженеров и они решили рассказать то, что знают по-настоящему хорошо, что для них и, наверное, для читателей очень важно. Но идет время, уже вовсю раздаются голоса критиков, что пора бы реабилитировать «производственный роман», что о деревне последних лет не появляется значительных вещей, что вообще процессы, происходящие в нашей стране, остаются практически не освещенными «серьезной» художественной литературой. Эта тенденция вызывает не мало тревоги. Возможно, писатели охладели к описанию других профессий, или просто расхотели собирать необходимы материал, а может просто разучились перевоплощаться и на время становиться физиками-ядерщиками и комбайнерами. В общем, они отходят от привычной реальной жизни с ее нескончаемым разнообразием личностей, сюжетных линий и материала для исследования.Отчасти ответ мы находим в произведении Валерия Попова.Валерий, уже отправив свою жену в больницу, стоит возле окна, смотрит в окно дома напротив, где жила та самая молодая дворничиха, и вспоминает:«В окне этом рядом с моей красавицей появлялись мужики - сперва симпатичные, потом все более жуткие. Показывали мне кулак, а то и нож... потом призывно бутылкой стали махать. Я махал, но не шел. Так от жизни и уклонился. Не только там, но и здесь. Так что, по сути, Нонна права, ненавидя меня за то, что не сгорел с ними - с ней и с ее «визави». Выкрутился! Но не до конца. Петлей меня жизнь все-таки прихватила». «Третье дыхание» и повествует об этой петле-удавке, обыгранной авторскими приемами.Выводы по 2 ГлавеПовесть «Жизнь удалась» является одной из самых популярных в творчестве В Попова. Отмечается снижение использования гротеска в данном произведении. Парадоксальность является одним из ключевых приемов автора, что наблюдается и в книге «Плясать досмерти». Попов не изменяет себе и в традиционной прочности смысловых связей между отдельными рассказами.Отмечается рост популярности новой тенденции, согласно которой писатель принимает на себя роль протагониста. Повесть «Третье счастье» вызвала противоречивую реакцию: у одних – одобрение, а у других – недоумение и презрение. И тем не менее, это произведение поднимает ряд важных вопросов. И проблему стареющего человека, у которого нет возможности стареть, и проблему ответственности за своих близких, и проблему - что есть сегодня писатель. Заключение1960-е годы знаменуют расцвет русской литературы в связи с появлением новых имен и тенденций, особенно выделяемых в рамках литературного безвременья в период позднего тоталитаризма. Смерть Сталина активизирует процесс либерализации всех уровней общественной жизни. Поэтому начало «оттепели» знаменуется 1956 годом, а ее окончание 1968. Литература того периода развивается по своим правилам, параллельно формируя новое мироощущение, тематику и поэтику «оттепели». В метафорическом плане обозначение этого периода – это надежды на то, что все изменится к лучшему после «холодного» тоталитаризма, после потерь в Отечественной войне.В это же время свою творческую деятельность в качестве писателя начинает Валерий Георгиевич Попов. Его литературное становление происходит в кругу ленинградских литераторов: А.Наймана, Е.Рейна, И.Бродского, В.Аксенова и А.Битова. Однако, так называемая «ленинградская школа» помогла молодому автору лишь приобрести чувство свободы, приверженности своему творческому мировосприятию, уникальный «питерский стиль», отчужденный от социальных и идеологических веяний того периода. Художественный мир его произведений неповторим и уникален. Осмысление мира передается в очень лаконичной форме, наполнено афористичностью, иронией, фрагментарностью, а в особенности гротескностью.Валерий Попов продолжает свою деятельность и в эпоху 21 века, а проблемы и тематика его произведений характерны и для современного общества. Этим и обуславливается актуальность данной работы.Герой в произведениях того времени преисполнен стыдом, остро реагирует на несправедливое устройство жизни. Позднее в центре внимания оказываются сплошь и рядом негодяи.Валерий Попов сумел отобразить реальность со всеми ее неприятными составляющими. Он одним из первых уловил вектор движения действительности. Его герои принимают ее, но не без получения собственной выгоды. Попов акцентирует свое внимание на том, что происходит здесь и сейчас.Повесть «Жизнь удалась» является одной из самых популярных в творчестве В Попова. Отмечается снижение использования гротеска в данном произведении. Парадоксальность является одним из ключевых приемов автора, что наблюдается и в книге «Плясать досмерти». Попов не изменяет себе и в традиционной прочности смысловых связей между отдельными рассказами.Отмечается рост популярности новой тенденции, согласно которой писатель принимает на себя роль протагониста. Повесть «Третье счастье» вызвала противоречивую реакцию: у одних – одобрение, а у других – недоумение и презрение. И тем не менее, это произведение поднимает ряд важных вопросов. И проблему стареющего человека, у которого нет возможности стареть, и проблему ответственности за своих близких, и проблему - что есть сегодня писатель. В книге исповедальной прозы Валерия Попова читатель заново переживет веселые шестидесятые, забронзовевшие семидесятые, сумбурные восьмидесятые, интригующие девяностые годы. И хитрые нынешние, когда автору, по его собственному признанию, все труднее утверждать, что «жизнь удалась». И все же - удалась! Если, конечно, считать жизнью вечную погоню не за деньгами, а за полнотой ощущений, и роскоши материальной предпочитать роскошь человеческого общения. Список литературыАмусин, М. Техники обработки хаоса : [о творчестве Сергея Довлатова и Валерия Попова] // Октябрь. — 2014. — № 3. — С. 173–182.Амусин, М. Ф. Валерий Попов и «радиомузыка жизни» : [о творчестве русского писателя Валерия Попова] // Звезда. — 2014. — № 12. — С. 104–114. — (К 75-летию Валерия Попова).Газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5356) от 08.12.2014.Елисеев, Н. Тайная свобода Валерия Попова // Звезда. — 2009. — N 12. — С. 117–122. — (Валерию Попову — 70).Лейдерман Н. Л. Современная русская литература 1950-1990-е годы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений: в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.Мелихов, А. Отцы и деды : [о прозе Валерия Попова] // Звезда. — 2013. — № 11. — С. 235–238.Мелихов, А. М. Юбиляр-ювелир // Нева. — 2009. — N 11. — С. 201–204.Щеглова, Е. Смерть как жизнь : [рец. на кн.: Попов В. Плясать до смерти] // Знамя. — 2013. — № 4. — С. 213–215.Список интернет-источниковИнтернет-ресурс: Krugosvet – URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/POPOV_VALERI_GEORGIEVICH.html (дата обращения 8.04.2020)Интернет-ресурс: Ijp – URL: http://www.ijp.ru/text/948 (дата обращения 8.04.2020)Интернет-ресурс:Chaskor – URL: http://www.chaskor.ru/article/valerij_popov_zhizn_udalas_29828 (дата обращения 8.04.2020)


Список литературы

1. Амусин, М. Техники обработки хаоса : [о творчестве Сергея Довлатова и Валерия Попова] // Октябрь. — 2014. — № 3. — С. 173–182.
2. Амусин, М. Ф. Валерий Попов и «радиомузыка жизни» : [о творчестве русского писателя Валерия Попова] // Звезда. — 2014. — № 12. — С. 104–114. — (К 75-летию Валерия Попова).
3. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5356) от 08.12.2014.
4. Елисеев, Н. Тайная свобода Валерия Попова // Звезда. — 2009. — N 12. — С. 117–122. — (Валерию Попову — 70).
5. Лейдерман Н. Л. Современная русская литература 1950-1990-е годы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений: в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
6. Мелихов, А. Отцы и деды : [о прозе Валерия Попова] // Звезда. — 2013. — № 11. — С. 235–238.
7. Мелихов, А. М. Юбиляр-ювелир // Нева. — 2009. — N 11. — С. 201–204.
8. Щеглова, Е. Смерть как жизнь : [рец. на кн.: Попов В. Плясать до смерти] // Знамя. — 2013. — № 4. — С. 213–215.










Список интернет-источников

1. Интернет-ресурс: Krugosvet – URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/POPOV_VALERI_GEORGIEVICH.html (дата обращения 8.04.2020)
2. Интернет-ресурс: Ijp – URL: http://www.ijp.ru/text/948 (дата обращения 8.04.2020)
3. Интернет-ресурс: Chaskor – URL: http://www.chaskor.ru/article/valerij_popov_zhizn_udalas_29828 (дата обращения 8.04.2020)

Вопрос-ответ:

Какие традиции оттепели можно найти в прозе В. Попова?

В прозе В. Попова можно найти такие оттепельные традиции, как новаторский подход к описанию реальности, открытость к различным жизненным темам, отсутствие политической цензуры и свободный стиль письма.

Как оттепель повлияла на творческий путь В. Попова?

Оттепель стала началом творческого пути В. Попова, обеспечив ему полную свободу самовыражения и возможность экспериментировать с языком и стилем. Это позволило ему создать оригинальные произведения, которые были востребованы читателями.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать вывод, что оттепельные традиции сыграли важную роль в творчестве В. Попова, помогая ему развить уникальный стиль и подход к созданию литературных произведений.

Какие произведения В. Попова анализировались во второй главе статьи?

Во второй главе статьи были проанализированы произведения В. Попова "Жизнь удалась" и "Третье дыхание".

Какие выводы можно сделать по второй главе статьи?

По второй главе статьи можно сделать вывод, что в произведениях В. Попова видны оттепельные традиции, такие как живой язык, открытость к разным темам и свободный стиль письма. Эти особенности делают его произведения интересными и актуальными для современного читателя.

Чему посвящена статья?

Статья посвящена исследованию оттепельных традиций и их преодолению в прозе В. Попова.

Какое место занимает оттепль в творческом пути В. Попова?

Оттепль считается началом творческого пути В. Попова. Он проник в его произведения и оказал значительное влияние на его стиль и тематику.

Какие произведения В. Попова были анализированы?

В статье были проанализированы произведения "Жизнь удалась" и "Третье дыхание" автора В. Попова.