Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 30 30 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 13.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 6
1.1 Воспитание как предмет исследования в современной психолого-педагогической науке 6
1.2 Подходы к пониманию личности 8
1.3 Стили родительского воспитания и их влияние на особенности личности ребенка 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 21
2.1 Методы и результаты исследования 21
2.2 Результаты исследования и их анализ 21
2.3 Рекомендации по нормализации воспитания детей в семьях 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30



Фрагмент для ознакомления

В.)Цель: определение преобладающего стиля воспитания и взаимодействия родителя со старшим дошкольником.Инструкция: необходимо выбрать вариант ответа для каждого из 10-ти вопросов.2. Тест Будасси С.А. исследования Я-концепции «Я-реальное, Я-идеальное». Тест Будасси С.А. на самооценку позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. Тест состоит из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в преставлении испытуемого. В этом ряду могут найти место и негативные качества.2.2 Результаты исследования и их анализСначала диагностировались родители. Диагностика стилей воспитания проводилась при помощи теста «Стили воспитания» (по Овчаровой Р.В.). Результаты представлены в таблице 1.Таблица 1 – Результаты по тесту «Стили воспитания».УровниДемократичныйЛиберальныйАвторитарныйВысокий--90%Средний60%76,2%10%Низкий40%23,8%-Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1. – Анализ показателей по тесту «Стили воспитания».Таким образом, полученные результаты анализа типов воспитания позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладает высокий уровень по шкале «Авторитарный тип воспитания». У родителей, придерживающих авторитарное тип воспитания, на первом месте стоят не детские интересы, а его эффективное, процветающее будущее. При опоре на собственный жизненный опыт, родители сами решают, что дошкольнику лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься. Вместе с тем, желания самого дошкольника воспринимаются в качестве нечто неважного, несущественного. В голове у подобных родителей имеется конкретная цель. Во что бы то ни стало, как они считают, ребенку необходимо достигнуть данной цели, и не важно, что он, к примеру, вовсе не хочет становиться врачом. Строгость и муштра превращают воспитание в семье в непрерывное подавление дошкольника, принуждение и даже насилие. Ничто не должно отвлекать от процесса достижения великих целей, в связи с этим каждый шаг, слово, действие дошкольника контролируется. При авторитарном стиле воспитания в семье, маленькие дети практически беспрекословным образом подчиняются маме и папе, поскольку родителям руководит страх. Далее диагностировались дети подросткового возраста с использованием методики Тест Будасси С.А. «Я-реальное, Я-идеальное». (таблица 2).Таблица 2 – Результаты по методике Тест Будасси С.А. «Я-реальное, Я-идеальное». УровеньЯ-реальноеЯ-идеальноенизкий60,5%76,2%средний30,5 %23,8%высокий--Представим полученные результаты графически (рисунок 2).Рисунок 2 - Анализ результатов по методике Тест Будасси С.А. «Я-реальное, Я-идеальное» Анализ результатов методики Тест Будасси С.А. «Я-реальное, Я-идеальное» наглядно демонстрирует, что представления убольшиснтвадетей о Я-реальном (60,5%) и Я-идеальном (76,2%) находятся на низком уровне. Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что родительский стиль воспитания оказывает влияние на особенности личности ребенка, была подтверждена.2.3 Рекомендации по нормализации родительского воспитания детейв семьяхПриведем следующие рекомендации по нормализации детско-родительских отношений1. Активное слушание.Самый важный прием оптимизации отношений с детьми состоит в активном слушании. Активным образом слушать детей подразумевает «возвращать» их в беседе то, что они поведали родителям, вместе с тем обозначая их чувства. Слушая детей:а) надо повернуться к ним лицом; сделать таким образом, чтобы глаза взрослых и глаза детей находились на одинаковом уровне. Все это нужно для обеспечения ощущения доверия, создания оптимальных условий, чтобы установить психологический контакт;б) не надо задавать вопросов (в особенности если дети расстроены, лучше провести беседу в утвердительной форме. Это важно, т.к. фраза, которая построена в качестве вопроса, не может выражать сочувствия;в) беседуя нужно «держать паузу». После любой реплики родителю немного необходимо помолчать. Это время принадлежит детям. Пауза помогает им разобраться в собственных переживаниях и вместе с тем предоставляет детям в полной мере ощутить, что взрослый рядом;г) бывает полезно повторять, что каким образом родитель понял, произошедшее с детьми, а затем обозначать его чувство.Беседа по принципу активного слушания является непривычной для российской культуры, но она дает возможность добиться следующего:а) исчезновение либо сильное ослабление отрицательного переживания детьми;б) убеждение детей, что взрослые готовы их выслушать, и начать рассказывать о себе еще больше; установить истинное доверие между детьми и взрослыми;в) самостоятельного продвижения в решении ребенком собственной проблемы, а значит – становится более самостоятельным, зрелым, адаптированным;г) дети учатся самостоятельно активно слушать собственных близких;д) родители начинают лучше понимать своих детей.2. Конструктивное разрешение конфликтов.Наиболее оптимальный результат решения конфликта – поиске компромисса между желаниями и потребностями родителей и желаниями, и потребностями детей. Достичь такого результата достаточно легко.Пошаговая модель решения конфликтной ситуации:а) прояснение конфликтной ситуации – первоначально родители выслушивают детей, уточняют, в чем заключается их проблема, а именно: чего он желает либо не желает, что им необходимо либо важно, что его осложняет, и т. п. Родители говорят о собственном желании либо собственной проблеме, о том, каким образом они видят ситуацию, что их устраивает в ней, и что им не нравится в ситуации;б) способ предложений – этап начинается с вопроса: «Как нам быть?», после этого необходимо обязательно подождать и позволить детям первым высказать собственные проблемы. Первоначально предложения должны просто набираться, без критики и анализа. Потом родителям надо предложить собственные позиции на данный счет;в) оценка предложений и выбор наиболее оптимального. На этой стадии обсуждаются предложения. Предыдущие шаги уже способствовали созданию атмосферу доверия, сотрудничества, готовности к обсуждению. Важно не разрушить данную атмосферу излишне грубой критикой либо авторитарностью;г) детализация принятого решения – нужно выявить, как будет внедряться решение в действительную жизнь.д) выполнение решения, проверка –решения принимаются каждым членом семьи. Если дети как-то не выполнили сосбвтенных обязательств, не следует критиковать и осуждать их; лучше просто спросить, каким образом у них идут дела, получается ли; тогда о неудачах расскажет сами дети и сами обратятся за их помощью. Родительский авторитет вместе с этим не пострадает, т.к. авторитет является не авторитарным давлением на детей и непоколебимым главенством родителя в каждом вопросе. Авторитет – это человек, влияющий на поступки окружающих, на основе признания и уважения другими его мнения, его личных качеств, компетентности, справедливости, гибкости.3. Дисциплина детей.а) ограничения, запреты, требования, правила должны быть в жизни всех детей;б) правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть очень немалое число, и они должны отличаться гибкостью;в) родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями детей;г) правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Всем родителям, воспитывающим детей необходимо придерживаться единых требований в их воспитании;д) тон, в котором сообщается требование, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным;е) наказывать детей за несоблюдение правил лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохо.Причины нарушения поведения ребенка:а) борьба за внимание. Если дети не получают нужного внимания, то они находят новый способ его получить: непослушание;б) борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки;в) желание «отомстить»: ребенок нередко обижается на взрослых и детей, страдая в душе, внешне проявляя собственную обиду в качестве непослушания и негативизма;г) потеря веры в свой успех. Дети переживают неблагополучие в некой сфере жизни, их зачастую критикуют либо наказывают, падает их самооценка, они теряют уверенность в себе и решают, что пытаться нечего, поскольку все равно ничего достичь они не смогут.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ первой главе были рассмотрены родительские стили воспитания их влияние на особенности лености ребенка. Стили семейного воспитания по Г. Крайгу можно разделить на основании двух критериев: степень родительского контроля и доверительность отношений в семье. Исследователь выделяет четыре основных стиля воспитания:Авторитетный стиль семейного воспитания является одним из самых гармоничных. Эта родительская позиция основана на доверии к своему ребенку, но при этом уровень контроля остается на высоком уровне. В результате в семье устанавливаются дружественные отношения, а малыш получает достаточно свободы для самореализации. Дети в таких семьях обычно вырастают целеустремленными и уверенными в себе, а также способными к самоконтролю. Авторитарный стиль воспитания чаще всего приводит к напряженным внутрисемейным отношениям. Он основан на тотальном контроле. Ребенок в семье, где придерживаются данного стиля воспитания, становится боязливым, раздражительным, агрессивным, зависимым.Либеральный стиль семейного воспитания характеризуется низким уровнем контроля детей и доверительными отношениями внутри семьи. Поведение ребенка практически не регулируется, но при этом дети учатся самостоятельно себя контролировать. Вырастая, дети чаще всего становятся активными и творческими личностями.При индифферентном стиле воспитания ребенку предоставляется максимальный уровень свободы. Взрослые мало времени уделяют детям, поэтому взаимоотношения внутри таких семей не отличаются теплотой. Использование этого стиля семейного воспитания чревато тем, что ребенок может вырасти враждебно и антисоциально настроенным.Во второй главе было проведено эмпирическое исследование влияния родительского стиля воспитания на особенности личности ребенка с использованием следующих методик тест «Стили воспитания» (по Овчаровой Р.В.) и тест Будасси С.А. исследования Я-концепции «Я-реальное, Я-идеальное».Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении, что родительский стиль воспитания оказывает влияние на особенности личности ребенка.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАзаров Ю.П. Семейная педагогика. - СПб.: Питер, 2011. – 400 с.Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с.Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - Спб.: Питер, 2000. – 448 с. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 1999. - 232 с.Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – 416 с.Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.— 256 с. Московичи С. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007. – 592 с.Савина Е., Смирнова Е. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.Сергеева В.П., Никитина Э.К., Недвецкая М.Н., Винрадова Н.А., Шашенкова Н.А. Основы семейного воспитания. – М.: Academia, 2013. – 192 с. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание. – М.: Юрайт, 2018. – 800 с. Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Изд. центр Академия, 2001. - 600 с.Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельников Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 292 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - СПб.: Питер, 2011. – 400 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 366 с.
3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - Спб.: Питер, 2000. – 448 с.
4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 1999. - 232 с.
5. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.
6. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – 416 с.
7. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 256 с.
8. Московичи С. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007. – 592 с.
9. Савина Е., Смирнова Е. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Когито-Центр, 2003. - 230 с.
10. Сергеева В.П., Никитина Э.К., Недвецкая М.Н., Винрадова Н.А., Шашенкова Н.А. Основы семейного воспитания. – М.: Academia, 2013. – 192 с.
11. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание. – М.: Юрайт, 2018. – 800 с.
12. Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Изд. центр Академия, 2001. - 600 с.
13. Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с.
14. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
15. Холостова Е.И., Черняк Е.М., Стрельников Н.Н. Семейное воспитание и социальная работа. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 292 с.









Вопрос-ответ:

Какой влияние оказывает родительский стиль воспитания на особенности личности ребенка?

Родительский стиль воспитания может существенно влиять на формирование особенностей личности ребенка. Родители, выбирая определенный стиль воспитания, определяют, какие ценности, установки и навыки будут развиваться у ребенка. Например, авторитарный стиль воспитания может приводить к формированию пассивной, зависимой личности, а демократический стиль воспитания может способствовать развитию самостоятельности и инициативности.

Что понимается под родительским стилем воспитания?

Родительский стиль воспитания - это способ, которым родители взаимодействуют с ребенком, устанавливают правила, нормы и ценности, а также реагируют на его поведение. Родительский стиль воспитания может быть разным: авторитарным, демократическим, пермиссивным и невнимательным. Каждый стиль характеризуется определенным уровнем контроля и поддержки, которые родители оказывают ребенку.

Какие подходы существуют к пониманию личности?

Существует несколько подходов к пониманию личности. Один из них - теоретический подход, основанный на представлении личности как совокупности стабильных черт, которые определяют поведение и мотивацию человека. Второй подход - контекстный, который выделяет влияние внешней среды на формирование личности и учитывает различные культурные, социальные и индивидуальные факторы. Третий подход - развивающий, который подчеркивает роль активности и самоопределения человека в формировании своей личности.

Какие подходы к пониманию личности существуют в современной психолого-педагогической науке?

В современной психолого-педагогической науке существует несколько подходов к пониманию личности. Один из них - бихевиоральный подход, который сосредоточен на наблюдении поведения человека и его реакций на различные ситуации. Второй подход - психодинамический, который уделяет внимание бессознательным мотивам и конфликтам внутри личности. Еще один подход - гуманистический, который акцентирует внимание на самореализации и развитии потенциала личности. Каждый из этих подходов предлагает свое объяснение и подход к пониманию личности.