Особенности лексики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 73 73 страницы
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 06.06.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретическое основы исследования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития 2
1.1. Психолингвистический и лингвистический аспект изучения лексики 2
1.2.Формирование лексического строя в онтогенезе 14
1.3.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 26
1.4.Особенности лексической стороны речи у детей с задержкой психического развития 35
Глава 3. Пути логопедической работы по развитию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
3.1.Цели, задачи логопедической работы 41
3.2.Содержание логопедической работы по развитию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста и задержкой психического развития 46
Список литературы 69
Фрагмент для ознакомления

Формирование синтагматических связей предполагало точное употребление слова в речевом потоке, в словосочетаниях, в предложениях.Коррекционная работа над словосочетанием была направлена на»закрепление двухкомпонентных глагольных и именных словосочетаний и включала упражнения над следующими конструкциями:существительное + прилагательное (круглый мяч);существительное в именительном падеже + существительное в косвенном падеже (уши зайца);глагол + существительное в винительном падеже без предлога (рассказывает сказку);глагол + существительное в косвенном падеже без предлога (ест ложкой, рад подарку);глагол + предложно-падежная конструкция (рисует в альбоме).Овладение словосочетаниями позволило расширить и уточнить синтагматические связи между словами, валентность слов. Развитие валентности глагола осуществлялось как в словосочетаниях, так и в предложениях. Закреплению правил грамматического строя речи способствовало усвоение усложняющейся структуры предложения: от простого нераспространенного предложения к распространенному предложению.Одновременно с формированием словарного запаса происходило грамматическое его оформление. Значение слова представляет собой единство лексического и грамматического значения. Коррекционная работа включала уточнение некоторых грамматических значений: различные части речи; одушевленность и неодушевленность;единственное и множественное число существительных и прилагательных; род имен существительных и прилагательных.Для уточнения грамматического значения предлагалось подобрать вопрос к слову, поставить слово в нужную форму, ответить на вопросы, вставить слово в словосочетание, предложение, разнести слова по определенным грамматическим значениям. Специально созданные ситуации, использование режимных моментов помогали в практическом плане усваиватьзначения предметов, различать окончания падежных форм, правильносогласовывать прилагательные и числительные с существительными. Работа по формированию грамматически правильной речи опиралась на реальные представления ребенка.Для формирования лексикииспользовались сюжетные игры; показ и название предметов, игрушек, их действий в процессе дидактических игр; беседы и рассказы с иллюстрацией; объяснение и повторение; соотнесение словосочетаний, фраз, предложений с картинками; речевые игры и упражнения; загадки; драматизации, подвижные игры с речевым сопровождением.В процессе проведения различных упражнений и игр каждое слово повторялось многократно, в различных ситуациях, напротяжении многих занятий.Был подобран и систематизирован речевой материал и виды работы с ним: -классификация предметов, сравнение, обобщение, группировка слов на основе различных семантических признаков.Предлагаемыезадания имели цель объединить и сгруппировать слова на основе того или иного семантического признака. -разложи картинки на две группы, рассели в два домика. -назови лишнее слово.Логопед называет ряд слов. Дети должны выбрать из них "лишнее" и объяснить, почему это слово "лишнее".Предлагаются следующие группы слов:огурец, помидор, чеснок, слива, картофель, морковь; валенки, сапоги, босоножки, брюки, кроссовки, тапочки; тарелка, чашка, стол, блюдце, стакан, чайник; корова, лось, лошадь, овца, баран, свинья; кабан, медведь, лиса, барсук, волк, собака; голубь, воробей, стрекоза, синица, снегирь, дятел; роза, василек, гвоздика, ромашка, абрикос, тюльпан; линейка, круг, прямоугольник, круг, квадрат, треугольник; январь, ноябрь, февраль, весна, март, май; дерево, береза, дуб, ель, сосна, липа; самолет, автобус, трамвай, самосвал, такси, поезд; папа, сестра, дедушка,друг, дочь, мама; муравейник, курятник, нора, яма, берлога; батон, печенье, сухари, творог, булка; сметана, молоко, сливки, колбаса, масло; стол, диван, картина, стул, шкаф, кресло; клещи, молоток, отвертка, вилка, топор, пила; краски, карандаши, фломастеры, альбом, ручки;сутки, минута, час, утро, секунда; блокнот, тетрадь, альбом, книга, журнал, карандаши; кастрюля, сковорода, стакан, чайник; отважный, смелый, ловкий, храбрый; сильный, ловкий, громкий, выносливый; злой,недоброжелательный, умный, сердитый; надежный, прочный, крепкий, молодой; маленький, ломкий, слабый, хрупкий; дряхлый, странный, глубокий, изношенный, ветхий; медовый, решительный, сладкий, приторный; шерстяной, ситцевый, шелковый, пушистый, махровый; пришел, приехал, прибежал, отплыл; вылил, перелил, налил, насорил, полил; размышлять, говорить, соображать, думать; прыгать, бежать, скакать, подпрыгивать; удивиться,поразиться, наказать,восхититься; накинулся, бросился, ринулся, пел.Игра с хлопками.Логопед предлагает тему для повторения и проговаривает слова по данной теме. Дети хлопают в ладоши, если названное слово относится к теме. Если логопед произнес слово из другой темы, дети не ударяют в ладоши.Группа слов по темам для использования в игре:"Наша группа" - стол, стул, парта, шкаф, доска, полка, цветы, лампа, картина, пол, стена, дверь, окно, игрушки, ковер."Наша квартира" -а)помещение: комната, кухня, спальня, ванная, туалет, балкон, коридор, прихожая;б)мебель: диван, кровать, стол, стул, кресло, шкаф, полка, вешалка;в)домашние вещи: телевизор, телефон, ковер, картина, лампа, цветы, звонок, шторы, зеркало, чемодан."Город" -а)строения: дом, завод, фабрика, магазин, универмаг, гостиница, кинотеатр, клуб, светофор, мост, библиотека, больница, аптека, музей, почта, цирк, стадион, театр, вокзал, здание, памятник, киоск, книжный магазин;б)транспорт: трамвай, автобус, троллейбус, машина, грузовик, метро, трактор, велосипед, самолет, пароход."Магазин" - продавец, продавщица, хлеб, булка, молоко, касса, чек, колбаса, сосиски, масло, сыр, сахар, чай, какао, кофе, печенье, батон, мясо."Продукты питания" - хлеб, суп, батон, капуста, картофель, морковь, помидор, огурец, овощи, компот, мясо, колбаса, масло, молоко, печенье, сахар, рыба, сосиски, сыр, сметана, салат, кофе,фрукты, яблоко, апельсин,слива, груша, ягоды, яйцо."Семья" - родители, папа, мама, отец, мать, сестра, брат, бабушка, дедушка, тетя, дядя, сын, дочь, дети, муж,жена."Одежда"- костюм,пальто,шапка, шляпа, рубашка,пиджак, брюки, куртка, шарф, носки, майка, ремень, чулки, юбка, блузка, кофта, платье, платок, шуба."Домашние животные" - собака, лошадь, корова, коза, свинья, овца, баран, осел, кошка."Дикие животные" - медведь, волк, лиса, лось, олень, заяц, еж, тигр, лев."Овощи ифрукты" -картофель, лук, морковь,помидор,капуста, свекла, кабачок, чеснок, яблоки, груши, апельсины, сливы, лимоны, виноград."Наша мастерская" - мастер, столяр, инструмент, полка, пила, молоток, рубанок, гвоздь, клей,топор, клещи,долото, нож, ножницы, отвертка."Деревья" - ель, береза, сосна, липа, дуб, клен."Почта"- почтовыйящик,марка,письма,конверт,открытка, адрес, телеграмма, посылка, бланк, прием.Подбери слово.Дети должны были выбрать слова,чтобыполучилисьпохожиепары слов и объяснить их сходство. Задание помогает лучшему осознанию различных семантических признаков слов: видородовые отношения, часть - целое, явлениеи средство, спомощью которого оно осуществляется, предмет и его функция, предмети материал, из которого он сделан, предмет и егоместорасположение и др.снеговик - снег, пирог - (нож, тесто, печь); свитер - шерсть, дом -(дверь, окно, кирпичи);колокольчик -цветок, яблоко - (дерево, фрукт, огород); груша - сад,репа - (земля, куст, огород); часы - время, градусник - (кровать, температура, солнце); трамвай - рельсы, автобус(парк, дорога, тропинка); ковер- пол, скатерть -(кровать, мебель,стол); варежка - рука, босоножка -(девочка, нога, стул); корова - молоко, овца - (фрукты, кот, шерсть); гвоздь - молоток, шуруп - (отвертка, топор, конверт); собака - щенок, свинья - (утенок, теленок, поросенок); книга - полка, шуба - (стол, пол, вешалка); карандаш - альбом, ручка - (парта, книга, тетрадь); козелкоза, петух -(курица, цыпленок, утка); продавец-магазин, учитель - (дети, библиотека, школа); клен - листья, сосна - (плоды, иголки, шипы).На чем поедем?Логопед подбирает несколько картин, на которых изображены улица города, река, лес, гора, море, проселочная дорога, шоссе, железная дорога, снежная равнина, пустыня. Дети должны рассказать, на чем можно проехать в местах, изображенных на картинках.Что стоит на столе?Дети называют посуду, которая может стоять или лежать на столе.Пять названий на пять шагов.Дети по очереди делают шаги и на каждый шаг произносят название какого-либо предмета по теме ("Мебель", "Продукты", "Овощи", "Дикие животные" и т.д.). Побеждает тот, кто сделал пять шагов.Кто идет?Логопед называет предмет, человека или животное и произносит слово "идет". Если предмет действительно ходит, дети поднимают рука, если нет - руки не поднимают.Перечисли части целого.Логопед предлагает детям назвать части предмета илиживотного, увиденного ими на картинке (или по представлению). Например: лиса - голова, туловище, хвост, лапы, уши, нос, глаза, когти, шерсть, усы.Предлагаются слова:дом, стул, чайник, дерево, человек, машина, пальто.Определи по частям целый предмет.Разрезные картинки (как вариант предыдущего задания).Дети должны собрать по частям предмет, растение, животное и назвать все его части.Назови, одним словом.Детям предлагалось назвать одним словом, обобщающим словом. Логопед называл сначала предметы, а затем функциональныепризнаки, ситуации, в которых чаще всего находился предмет.а)огурец, помидор, капуста; василек, ромашка, роза; треугольник, квадрат, круг; поезд, самолет, автобус; молоко, хлеб, сыр; свитер, платье, брюки; ботинки, сапоги, тапки; диван, стул, шкаф; ваза, тарелка, чашка, как назвать одним словом то, что мы одеваем на тело? растут в саду на деревьях, очень сладкие и вкусные; эти предметы мы расставляем на столе, из них мы едим, пьем,Что общего?Логопед предлагает детям объяснить, что общее у предметов: книга, альбом, журнал; машина, велосипед, мотоцикл; самолет, бабочка, воробей; шар, апельсин, мяч; хлеб, булка, сушки; зима, весна, осень; кошка, слон, мышка.Отгадай предмет по его признакам.Это задание дается на основе схем, графических опор и символов, которые постепенно вводились на занятиях и выполняли функцию канвы, основы речевого высказывания.О чем идет речь? Это фрукт. Он вытянутой формы, желтого цвета, кислый на вкус, растет в жарких странах... (лимон).Расскажи все о предмете.На начальных этапах работы это упражнение проводилось с опорой на графическую схему, которая помоглапроанализировать все свойства предмета (форма, цвет,материал, поверхность, вкус, как используется и т.д.). Позднее дети самостоятельно описывали предметы. Например: яблоко - фрукт, желто-красное, круглое, сточное, вкусное, кисло-сладкое. Из него можно приготовить варенье, джем, его добавляют в пироги и т.д.Работа над глаголами строилась из следующих заданий:покажи действие. Логопед называл глагол, просил одного ребенка показать действие, обозначаемое этим словом, а все остальные дети должны были отгадать его;объясни действие: дети должны были назвать другие действия, которые входили в состав исходного;кто как передвигается? Логопед просил рассказать, как передвигаются разные животные;кто из животных как голос подает;кто что делает? Логопед называл какую-либо профессию, дети должны назвать то, что делает человек этой профессии:врач - лечит; повар - варит;строитель - строит;балерина - танцует;художник - рисует;учитель - учит.Вариант задания - игра с мячом "Поймай - скажи".. Работа над антонимами.Предлагаемые задания имели своей целью развитие антонимии.Найди слово - "неприятель".Детям предлагалось выбрать из трех слов дваПечаль, ссора, радость. Подниматься, идти, опускаться. Молчать, гулять, говорить. Продавать, продавец, покупать. Тяжелый, большой, легкий. Большой, высокий, маленький. Большой, высокий, низкий. Узкий, широкий, плоский. Длинный, высокий, коротки. Нагреть, сварить, остудить. Близкий, хороший, далекий. Плохой, черный, хороший. . Ранний, утренний, поздний. Белый, черный, высокий. Тусклый, прозрачный, яркий. Маленький, холодный, горячий. Подземный, высокий, надземный. Бледный, здоровый, румяный. Здоровый, бледный, больной. Верхний, высокий, нижний.С помощью слов-"неприятелей" охарактеризовать животных - героев сказок и басен. В задании используются знакомые детям иллюстрации.Волк - лиса (по хитрости) ; муха - слон (по величине) ; лев - заяц (по храбрости) ; лисица - ворона (по уму) ; стрекоза - муравей (по трудолюбию).Выбрать из предложенных слов одно, противоположное по смыслу исходному слову.Свет - день, тьма, лампа, комната.Карандаш - альбом, резинка, ножницы, клей.Зима - ночь, день, осень, лето.Холод - плита, жара, лето, снеговик.Храбрый - сильный, веселый, трусливый, узкий.Лень - скука, книга, прилежность, игра.Шоколад - чай, варенье, перец, яблоко.Старик - дядя, мальчик, машина, здоровый.Мягкий - пушистый, твердый, смелый, чистый.Игра с мячом "Скажи наоборот".Рекомендуемый лексический материал:чистый - грязный, широкий - узкий, здоровый - больной, храбрый - трусливый, высокий - низкий, быстрый - медленный, мягкий - твердый, прилежный - ленивый, острый - тупой, сладкий - горький, грустный - веселый, горячий - холодный, добрый - злой, ласковый - грубый, летний - зимний, тяжелый - легкий, молодой - старый и т.д.Закончить предложения, используя слова-"неприятели".Коля поднимается в гору, а Сережа...Петя большой, а Коля...У Лены широкая лента, а у Тани...Этот нож острый, а этот...В ведре горячая вода, а в реке...Летом нужная летняя одежда, а зимой... Сумка легкая, а чемодан...Дерево высокое, а куст...Снег белый, а сажа...Кричат громко, а шепчут...Продавец продает, а покупатель... Камень твердый, а масло...Мед сладкий, а горчица...Вчера я был веселый, а сегодня...Днем светло, а ночью...Дедушка старый, а мальчик...Учитель спрашивает, а дети...Вечером ложатся в кровать, а утром... Болеть плохо, а быть здоровым...Легко заболеть, но трудно...Лиса бегает быстро, а черепаха ползает Работать трудно, а отдыхать...Таня живет близко от школы, а Оля...Сравни:шоссе - тропинка (по ширине); многоэтажный дом - избушка (по высоте) шоколад - перец (по вкусу);Кашей - Чебурашка (по характеру);сумочка - чемодан (по весу); старик - юноша (по возрасту); слон - муравей (по размеру) и т.д.К словам придумать слова-"неприятели,/. имена существительные:день, утро, весна, зима, добро, зло, друг, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, свет, чистота, здоровье, лень, старость; имена прилагательные:большой, черный, высокий, веселый, темный, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, тонкий, широкий, смелый, твердый, чистый, яркий, хороший, сладкий, горячий, ласковый, летний, храбрый, быстрый, прилежный; глаголы:войти, говорить, взял, нашел, уронил, насорил, одеваться, мириться, подниматься, закрывать, включать, входить, хвалить, ругать, ложиться, засыпать, чистить; наречия:близко, редко, медленно, быстро, светло, мокро, чисто, высоко, ярко, широко, сухо. плохо, много, радостно, трудно, нельзя, можно, легко, низки, темно, рано, горячо, сладко.. Работа над синонимами.Предлагаемые задания имели своей целью развитие синонимии.Найди слово-"приятель".Предлагалось выбрать из трех слов два слова-"приятеля": еда, пища, магазин;конь, кошка, лошадь;жара, зной, холод;город, дом, здание;погода, метель, пурга;тревожный, музыкальный, беспокойный;глубокий, грустный, печальный;храбрый, сильный, смелый;красный, алый, зеленый;огромный, тревожный, большой;мокрый, сырой, серый;счастливый, крепкий, прочный;неловкий, неуклюжий, грустный;коричневые, голубые, карие;бежать, мчаться, прыгать;спешить, торопится, взять;веселиться, бежать, радоваться;работать, трудиться, отдыхать;шалить, светить, баловаться;вырывать, выдергивать, нести.Придумай слова-"приятели" к данным.Рекомендуемый лексический материал:здание, печаль, конь, солдат, приятель, метель, зной, еда;смелый, маленький, влажный, громадный, прекрасный; идти, торопиться, глядеть, разговаривать, нестись.Придумать предложения с данными словами-"приятелями":разговор - болтовня;высокий - долговязый; груз - ноша - багаж; глаза - очи;быстрый - скорый - стремительный; тревожный - беспокойный;Закончить предложения.Земля покрыта снегом, как...Лед блестит у берега, как...Туман стелется над городом, как...Найди слова-"приятели" в тексте:Я не знаю где граница М.Светлов.Между севером и югом,Я не знаю где граница Меж товарищем и другом.изображением мужчины и многоэтажного дома) и т.д.Замена слова словом-"приятелем" в словосочетании:снег идет - снег падает, кружится, валит;мальчик бежит - мальчик несется, торопится, спешит и т.д.Замена слова словом-"приятелем" в предложении.Строители построили большой (многоэтажный, высокий, огромный) дом".Выбрать одно из близких по смыслу слов:Весной дует (жаркий, теплый, знойный) ветер.Миша надул (резиновый, воздушный, пластмассовый) шар.На лугу распустились (красные, алый, пурпурные) маки.Расположить слова-"приятели" по мере возрастания (убывания)определенного признака.Громадный - огромный - большущий - очень большой - большой.Маленький - очень маленький - малюсенький - крохотный.Работа над многозначностью слов.Составить предложения со словами исходя из конкретного речевого контекста.Свежий - хлеб, ветер, воздух.Свежая - новость.Старый - дом, пень, человек.Старая - бабушка, мебель, лошадь, сказка, книга. Барабанить - в барабан, в дверь.Найти в предложениях слова, которые звучат одинаково,объяснить значение похожих слов:Не хочет косой косить косой. Говорит: "Коси коса!";Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы (В.Кремнев);Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка (С.Косенко).Основное внимание в логопедической работе над синтагматическими связями слов уделялось уточнению значение, места и употребления глагола.Кто как передвигается?На карточка изображены звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Дети определяют их, называют, как онипередвигаются:бабочка порхает, лошадь скачет, рыба плавает, змея ползает, птица летает, кузнечик скачет, лягушка прыгает.Кто как кричит?Утка крякает, голубь воркует, воробей чирикает, корова мычит, гусь гогочет, курица кудахчет, ворона каркает, сорока стрекочет, сова ухает, медведь рычит, волк воет, свинья хрюкает, лошадь ржет, собака лает, кошка мяукает, лягушка квакает, овца блеет, жук жужжит.Кто (что) так делает?Уточнение обобщенного значения слов.Ползает кто?- змея, червяк, гусеница, жук.Плывет к т о? ч т о? - рыба, человек, дельфин, пароход, лодка, корабль.Скачет кто?- лошадь, кузнечик, лягушка, зайчик.Подбери точное слово, наиболее подходящее по смыслу:ворона - кричит, каркает, чирикает;бабочка - летает, порхает, ползает;кошка - лакает, пьет, жует;собака - кричит, зовет, лает;курица - крякает, кудахчет, кукарекает;кузнечик - стрекочет, поет, скрипит;змея - ползает, ходит, лежит.Кто как ест?Кошка лакает молоко.Собака грызет кость.Корова жует сено.Курица клюет зерно.Отгадать животное.Лает - (кто?)..., воркует - . .., кукует - ..., каркает - . . ., чирикает - ..., крякает - ..., стрекочет - ..., блеет - ..., хрюкает - . . . , мычит - ... Подобрать как можно больше слов к названиям животных, которые отвечают на вопрос: "Что делает?".Лошадь - скачет, лежит, стоит, перевозит людей и груз, идет, кормит жеребенка, обмахивается хвостом, ржет.Утка - крякает, щиплет траву, плавает, несется...7.По описанию отгадай, что это за животное?.Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь. Мяукает, мурлычет, царапается, лакает - кто это?Кудахчет, созывает, квохчет, несется, клюет - ?Хрюкает, чавкает, роет землю - ?Летает, жалит, жужжит - ?Скачет, ржет, бегает - ?Лает, грызет, сторожит, кусает, рычит - ?Отгадать загадки о животных.Раньше всех встает,"Ку-ка-ре-ку!" поет.Петух.Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце.Хвост крючком,Нос пятачком.Свинья.Добавить одно общее слово к двум словам, ответить на вопрос:Грибы, цветы - что делают?Дерево, куст - что делают? Овощи, фрукты - что делают? Дождь, снег - что делают? Корова, лошадь - что делают? Ковер, скатерть - что делают? Яблоко, груша - какие?Чай, вода - какие?Лиса, заяц - какие?Шуба, одеяло - какие?Лед, снег - какие?Трава, крокодил - какие?Лимон, яблоко - какие?Мед, сахар - какие?Лает, бегает - кто?Сидит, рисует - кто?Спит, лакает - кто?Жалуется, спит - кто?Моросит, льет - что?Кружится, падает - что?Светит, греет - что?Сочное, сладкое - что?Желтый, кислый - что? Многоэтажный, кирпичный - что? Большая, грузовая - что? Высокое, зеленое - что?Подобратькакможнобольшеназванийпредметов к названиюдействия.Идет: (кто?) девочка, собака,(что?) электричка, снег, дождь, время, град.Шумит: (кто?) ребенок,(что?) ветер, ручей, прибой.Растет: (кто?) мальчик, котенок,(что?) куст, гриб, цветок, дерево.Подобрать к словам ИДЕТ, ШУМИТ, РАСТЕТ картинки, названия которых могут употребляться с данным словом-глаголом.Подобратькакможнобольшеназванийдействий к названиямпредметов.Мальчик-читает, пишет, лепит, вырезает, клеит,трогает, забивает, чинит, красит, шалит, дерется, ныряет, прячется.Девочка - шьет, вяжет, вышивает, готовит, печет, жарит, штопает, провожает, встречает,покупает, уезжает, моет,чистит, читает, рисует, смотрит телевизор.Собака - лает, кусает, ласкается, сторожит, охраняет, играет, воет, бегает, скачет, грызет.Кошка-лакает,мяукает,ловит мышей, мурлычет,царапается, играет, когти выпускает, облизывается.Курица-клюет,кудахчет,квохчет, несет, выводитцыплят, ходит по двору, пьет водичку, клюет зернышки.Самолет - гудит, взлетает, летит, приземляется, идет на посадку.Ручей - бежит, журчит, звенит, течет.Лист - вянет, зеленеет, опадает, желтеет, шелестит, шуршит,растет, появляется, распускается.Солнце - греет, печет, землю согревает, сияет.Ветер - тучи разгоняет, тучи нагоняет, дует, листья срывает,воет, завывает, охлаждает, пыли поднимает, парус надувает.Подумай и договори.Логопед произносит часть предложения, дети должны закончить его, используя разные слова-признаки.У меня шарф ... (теплый, вязаный, мягкий, новый, синий).У моего платья рукава . . . (короткие, узкие, длинные, чистые).На моей куртке воротник (меховой, теплый, красивый, пушистый, лисий, маленький).У окна стоит стол (письменный, деревянный,журнальный, светлый, кухонный, большой, маленький).Придумай загадку.Логопед объясняет детям, что они будут сами составлять загадки про предметы, находящиеся в комнате. Водящий выходит за дверь. Логопед показывает знакомый предмет. Дети называют характерные признаки этого предмета. Водящий по описанию должен угадать, о каком предмете идет речь.24.Подобрать предметы, про которые можно сказать: деревянный, кожаный, снежный, стеклянный, бумажный. Назвать эти предметы вместе с их признаками.Деревянный - стол, дом, стул, пол, карандаш, кубик. Деревянная - полка, доска, игрушка, скамейка, палка. Кожаный - портфель, пояс, ремень, мяч, диван.Кожаная - перчатка, сумка, шапка.25. Придумай к каждому слову-предмету в предложении словопризнак (распространение предложений с помощью определений). Кот сидел на скамейке. (Сонный пушистый черный кот сидел на деревянной скамейке).У Тани коляска. (У маленькой Тани новая игрушечная коляска).В бассейне Коля надел шапочку. (В плавательном бассейне Коля надел резиновую шапочку).Уточнение синтагматических связей включало в себя следующие задания:придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие?" (по определенным темам).придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы:"Что?" или "Кто?" (по определенным темам).Такие задания включались в занятия по всем темам.Параллельно с формированием синтагматических связей слов дети знакомились с различными способами словообразования. С этой целью использовались следующие задания:Назови животных и их детенышей, изображенных на картинке.Назови ласково (употребление уменьшительно-ласкательных форм существительных).Стол - столик.Огурец - огурчик.Ложка - ложечка и т.д.Образование прилагательных с ласкательным значением.Белый - беленький.Теплый - тепленький.Сладкий - сладенький и т.д.Дополнить предложение нужным по смыслу словом.Дом низкий, а избушка ... (низенькая).Заяц белый, а зайчонок ... (беленький).Платок новый, а платочек ... (новенький).Собака пушистая, а щенок ... (пушистенький).Образование слов с помощью суффиксов -ИК-, -ИЩ-.Глазик - глазище, лобик - лбище, ротик - ротище, носик - носище, усик - усище и т.д. Внимание детей обращалось наизменение значения слова: -ИК- маленький предмет большой предмет.Уточнение и закрепление правильного употребления названий профессий с суффиксом -1ЦИК-.Кто кладет камни? - Каменщик.Кто чинит часы? - Часовщик.Кто вставляет стекла? - Стекольщик.Кто работает на подъемном кране? - Крановщик.Закрепление названий профессий женского рода с суффиксамиИХ-, -НИЦ-,-ИЦ-, -К-.Мужчина - художник, а женщина - ... художница.Воспитатель - воспитательница.Скрипач- скрипачка.Портной- портниха.Игра "Чей хвост?"Где что хранится. Хлеб - в хлебнице/ сахар - в сахарнице; мыло - в мыльнице; конфеты - в конфетнице.Глаголы с приставками.Логопед называет слова, детипоказывают картинку, и, наоборот, логопедпоказываеткартинку, а дети называют действие, изображенное на ней. Рекомендуемый лексический материал:Шел - вышел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел.Ходить- переходить,подходить,уходить,заходить,выходить, входить.Плыть - переплыть, доплыть, отплыть, подплыть.Шить - зашивать, пришивать, вышивать.Лить - переливать, поливать, наливать, отливать.Пилить - отпилить, перепилить, спилить, подпилить.Какие листья ты увидел в лесу?Лист березы -... (березовый), лист клена -..., листдуба..., лист рябины - . . ., лист осины - . . ., шишка сосны - ..., шишка ели -..., лист яблони -...Выводы к главе 3.Цель логопедической работы была разработка системылогопедической работы по развитию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Логопедическая работа строилась с учетом сложной структуры речевой деятельности, которая имеет три стороны: мотивацию, исполнительно-операционную сторону, контроль.Использование игровых приемов и ситуаций, разнообразного дидактического материала вызывало интерес у детей, побуждало их к речевой деятельности, порождало мотивацию. Основное внимание в работе по формированию лексики уделялось развитию операционной стороны речевой деятельности. Для автоматизации лексических операций использовались различные упражненияс постепенным увеличением степени самостоятельного выполнения заданий ребенком. Это определяло перевод лексических операций в умственный план.Работа велась по организации семантических полей, уточнению семантических признаков слова, дифференциации ядра и периферии семантического поля, объединению слов по различным признакам - синонимии, антонимии и т.д.Программа строилась с учетом ряда требований:а)избирательность в содержании;б)последовательность выполнения операций;в)многократная повторяемость программы ребенком;г)опора на внешние вспомогательные средства.Обогащая и улучшая лексический запас, необходимый для запуска с самого раннего возраста ребенка. И в будущем нам необходимо уточнить его и увеличить его. Только ребенок, имеющий богатый лексический запас ребенка может сформировать правильную грамотную речь.Педагог задача оптимизации процесса развития языка и лексический запас обогащения. Используя различные методы развития преподавания языка и лексический запас обогащения можно достичь лучших результатов, чем если вы используете шаблонные методы. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что лексический запас ребенка является основой для развития детской речи.ЗАКЛЮЧЕНИЕРечь человека должна быть благозвучной и грамотной. Наряду с другими сторонами речи, не менее важным является и словарный запас. Именно лексическая сторона речи отвечает за богатство и разнообразие родной речи.Она пронизывает язык во всех направлениях: звуки, морфемы рассматриваются в слове, так как вне слов они не существуют; морфологические категории функционируют только в слове; предложения тогда становятся коммуникативно значимыми, когда они наполнены словами. Развитие лексики старших дошкольников с задержкой психического развития является чрезвычайно важной проблемой, поскольку речь взаимосвязана со всеми психическими процессами, оказывает влияние на их формирование и на развитие личности ребёнка, от её коррекции в большей степени зависит и компенсация имеющейся задержки в целом. Лексика является важнейшей номинативной функцией языка. Так же можно сказать, что неоднородными у детей с ЗПР являются механизмы речевых нарушений и симптоматика. Задержка в речевом развитии не позволяет ребенку полноценно включаться в игру в дошкольном детстве и взаимодействие со сверстниками в школьном возрасте, а значит, затрудняет социализацию. Особенности развития лексики у детей с задержкой психического развития, их словаря напрямую связаны с вниманием, мышлением, памятью. Дети обнаруживают затруднения в ориентировке языковой действительности, с ошибками выделяют из речи речевые единицы: предложение, слово. Объём между активным и пассивным словарем значительно расходится. Отмечается неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам. В речи преобладают существительные и глаголы, трудности вызывают такие части речи как прилагательные и наречия. Многие исследователи при изучении особенностей речевой деятельности у детей с задержкой психического развития выявили, что их речь носит ситуативный характер и выражается в личных и указательных местоимениях, часто используется прямая речь. 280 Речь несовершенна в грамматическом отношении: ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, в подборе антонимов и синонимов. Так же наблюдается трудность в подборе обобщающих слов, преобладание в словаре бытовой лексики.Кроме того, лексика определяется как совокупность языковых единиц уровня слова (слов, лексем), иначе говоря – словарный запас языка. В психолого-педагогической литературе задержка психического развития определяется как темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, подготовка детей с нарушениями развития стоит особенно остро.У детей с задержками психического развития наблюдаются нарушения нормального темпа развития психического развития, что, в свою очередь, влияет на речевую функцию. Причинами данной особенности могут быть социальные или биологические аспекты. Дети с задержками психического состояния не относятся к группе слабоумных, но также требуют к себе повышенного внимания. Дети с ЗПР имеют недостаточный уровень развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, обладают примитивными и неустойчивыми эмоциями, демонстрируют плохую успеваемость в школе. «Задержка» несет временный характер нарушения, так как психофизическое развитие не соответствует возрасту ребенка, но в процессе коррекционно-педагогической работы имеющиеся нарушения являются обратимыми. Изучением особенностей развития речи у детей с задержкой психического развития занимались Л.С. Выготский, С.Н. Цейтлин, Р.Д. Тригер, А. А. Леонтьев, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, особенностями развития её лексической стороны - Е.В. Мальцева, С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина, О.А. Карпова. Речь у детей с ЗПР имеет качественное своеобразие речи и отражается в недоразвитии познавательной деятельности и/или эмоционально-волевой сферы. Проведенный эксперимент в рамках работы выявил несколько характерных черт детей с задержками психического развития. К ним относится:- употребление в своей речи простых слов, в частности существительных и глаголов;- отсутствуют мотивационные аспекты;- не развита познавательная деятельность;- проблемы с концентрацией внимания;- инфантильность в поведении.У детей с задержкой психического развития, наблюдаются нарушения речевого общения в разной мере, так же присутствует снижение способности к приему, хранению, переработки и использованию информации. Отмечается замедленность формирования понятий, нарушение словесного опосредствования при образовании новых связей. В лексике у детей данной категории присутствуют недостаточность понимания антонимов. В словаре детей присутствует неточность использования слов, и замены по семантическим признакам (выходит - заходит, утро - ночь), в речи распространены существительные и глаголы. У детей с задержкой психического развития преобладают слова конкретного значения, а обобщающие слова вызывают затруднения, между образом предмета и его названием недостаточно закреплена связь. Однако, при регулярном проведении коррекционных занятий, развития мотивационной сферы и познавательной деятельности, ребенок сможет выстраивать коммуникации в социуме на достаточном уровне. Теоретический анализ научной и методической литературы обнаружил недостаточность имеющихся приёмов развития и коррекции лексической стороны речи у младших школьников с задержкой психического развития. Основными задачами развития лексической, грамматической и семантической сторон считаем осознание роли глагола в программировании речевого высказывания, обогащение, расширение и активизацию предикативного словаря. Список литературыБлагодатских, Е.П. Метод моделирования при разучивании песен и стихотворений детьми 5-7 лет с ЗПР [Текст] / Е. П. Благодатских // Логопед. — 2015. — №1. — С. 13-15.Брейдак, Т.А. Роль социального педагога в сопровождении процесса инклюзивного обучения детей с ОВЗ [Текст] / Т. А. Брейдак // Социальная педагогика. — 2015. — №1. — С. 26-29.Вараксина, М. Л. Использование русской народной игрушки в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР и с общим недоразвитием речи [Текст] / М. Л. Вараксина // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 59-61.Выродова, И.  Вариативные формы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. Выродова // Дошкольное воспитание . — 2015. — №5. — С. 86-92.Денисова О.А., Захарова Т.В. Леханова О.Л. Детская логопсихология. Учебник для студентов вузов. - М.: Владос, 2015. - 159 с.Владос, 2015. – 159 Детская речь: психолингвистические исследования: Сб. ст. / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. - М.: Per Se, 2015.Дьяченко, Л.Б. Использование нетрадиционных средств коммуникации с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. Б. Дьяченко // Дошкольная педагогика. — 2015. — №4. — С. 43-47.Евстифеева, И.В. Использование фигурных дыроколов в формировании количественных представлений у старших дошкольников с ЗПР [Текст] / И. В. Евстифеева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 48-50.Екжанова Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. - М.: КАРО, 2013. - 336 с.Екжанова Е.А. Организация и содержание коррекционновоспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых). - М.: Логос, 2014. - 96 сЕкжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2013. - 272 с.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2016.Ильиных, А.В. Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / А. В. Ильиных, Н. К. Новоселова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2015. — №1. — С. 53-76.  Кондратьева, С.Ю. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 43-45.Коноваленко, С.В. Профилактика и коррекция нарушений чтения, письма и счета в играх [Текст] / С. В. Коноваленко // Дошкольная педагогика. — 2015. — №3. — С. 13-16.Кукушкин, И.И. Классификации нарушений развития детей в структуре виртуального каталога исследований [Текст] / И. И. Кукушкин // Дефектология. — 2015. — №1. — С. 32-41.Кулганов, В.А. Ошибки воспитания и невротизация детей [Текст] / В. А. Кулганов // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 54-57.Кучмезова, Н.В. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ [Текст] : методические рекомендации / Н.В. Кучмезова, И.А. Лигостаева. – М.: Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека логопеда).Лонская, Д.  Пути формирования предпосылок изобразительной деятельности у детей с замедленным темпом психического развития [Текст] / Д. Лонская // Дошкольное воспитание. — 2015. — №2. — С. 110-117.Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб университета , 2013. - 52 с.Менджерицкая Д.В. Роль игры в знакомстве детей с окружающей жизнью // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 23-25.Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.В. Короткова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 245 с.Нартова, И.  Развиваем мелкую моторику [Текст] / И. Нартова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №4. — С. 83-86.Петрова, Е. В. Формирование коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития. - М.: Школьная Книга, 2012. - 320с.Поддьяков, Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. - СПБ: Речь, 2013. - 144 с.Пономарева, Т.И. Формы работы с детьми на дошкольном логопедическом пункте. Логопедическая сказка-спектакль «Приключения поросят» [Текст] / Т. И. Пономарева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №5. — С. 53-54.Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. - М.: Академия, 2013. - 284 с.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.Развитие, воспитание и обучение школьников с задержкой психического развития: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.Б. Баряева и др. - СПб.: Речь, 2010. - 338 с.Разумова, Л. И. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Л.И. Разумова. - М.: АРКТИ, 2015.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. -468 С.Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. - М.: Академия Развития, 2013. - 416 с.Рыжова О.С. Наглядное моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // В сборнике: исследования молодых ученых: психолого-медико-педагогические проблемы современного образования. Материалы Всероссийской научнопрактической студенческой конференции. - 2017. - С. 122-126.Сафронова, Е.М. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и в норме: общее и различное [Текст] / Е. М. Сафронова // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 6-11.Серебренникова, М.В. Развитие образного строя речи детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Серебренникова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 44-48.Сингаевская О.В. Развитие связной речи дошкольников / О.В. Сингаевская, А.В.Соболева // Практ. психолог и логопед в шк. и ДОУ. - 2016. - № 2. - С. 17-22. Слепович Е.С.Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. - СПб.: Речь,2008 . - 256 с.Смирнова Е., Гударева О., Современные дети: особенности игры и психологического развития. //Дошкольное воспитание. - 2012 .- №10 .- С. 63-71.Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебн. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности дошк. образование / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2015.Сорокин, В. М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: «Речь». 2014. - 216 с.Сорокина, Н. А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями. - М.: Владос, 2013. - 116 с.Сохин, Ф.А.Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: МОДЭК,2014. - 224 с.Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2014. - 436 с.Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. - М.: Изд. центр «Академия»,2014. - 464 с.Специальная психология: Учебное пособие / В.И. Лубовский, В.А. Лонина, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2014. - 443 с.Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. - М.: Владос, 2012. - 168 с.Тенкачева Т.Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста // Специальное образование. – 2014. – № 1. – С. 68–78. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.Тихонова Г.А. Занятия по обогащению словаря, формированию лексико–грамматических категорий и навыков связной речи // Логопед в детском саду. – 2010. – № 6–7. – С. 76–81. Триггер,Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой Флерко, Н.В. Формирование пространственных представлений у учащихся с ЗПР в пропедевтический период обучения математике в 1 классе [Текст] / Н. В. Флерко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №3. — С. 38-48.Фуреева, Е.П. Влияние речевого развития детей с ЗПР на их коммуникативные возможности [Текст] / Е. П. Фуреева // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 21-26.Цыпина, Н.А. Дети с задержкой психического развития. - М.: Academia, 2014. - 256 с.Шевченко, С.Г.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М.: Школьная Пресса, 2014. - 96 с.

1. Благодатских, Е.П. Метод моделирования при разучивании песен и стихотворений детьми 5-7 лет с ЗПР [Текст] / Е. П. Благодатских // Логопед. — 2015. — №1. — С. 13-15.
2. Брейдак, Т.А. Роль социального педагога в сопровождении процесса инклюзивного обучения детей с ОВЗ [Текст] / Т. А. Брейдак // Социальная педагогика. — 2015. — №1. — С. 26-29.
3. Вараксина, М. Л. Использование русской народной игрушки в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР и с общим недоразвитием речи [Текст] / М. Л. Вараксина // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 59-61.
4. Выродова, И. Вариативные формы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И. Выродова // Дошкольное воспитание . — 2015. — №5. — С. 86-92.
5. Денисова О.А., Захарова Т.В. Леханова О.Л. Детская логопсихология. Учебник для студентов вузов. - М.: Владос, 2015. - 159 с.Владос, 2015. – 159
6. Детская речь: психолингвистические исследования: Сб. ст. / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. - М.: Per Se, 2015.
7. Дьяченко, Л.Б. Использование нетрадиционных средств коммуникации с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. Б. Дьяченко // Дошкольная педагогика. — 2015. — №4. — С. 43-47.
8. Евстифеева, И.В. Использование фигурных дыроколов в формировании количественных представлений у старших дошкольников с ЗПР [Текст] / И. В. Евстифеева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 48-50.
9. Екжанова Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. - М.: КАРО, 2013. - 336 с.
10. Екжанова Е.А. Организация и содержание коррекционновоспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых). - М.: Логос, 2014. - 96 с
11. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2013. - 272 с.
12. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2016.
13. Ильиных, А.В. Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / А. В. Ильиных, Н. К. Новоселова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2015. — №1. — С. 53-76.
14. Кондратьева, С.Ю. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №1. — С. 43-45.
15. Коноваленко, С.В. Профилактика и коррекция нарушений чтения, письма и счета в играх [Текст] / С. В. Коноваленко // Дошкольная педагогика. — 2015. — №3. — С. 13-16.
16. Кукушкин, И.И. Классификации нарушений развития детей в структуре виртуального каталога исследований [Текст] / И. И. Кукушкин // Дефектология. — 2015. — №1. — С. 32-41.
17. Кулганов, В.А. Ошибки воспитания и невротизация детей [Текст] / В. А. Кулганов // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 54-57.
18. Кучмезова, Н.В. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ [Текст] : методические рекомендации / Н.В. Кучмезова, И.А. Лигостаева. – М.: Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека логопеда).
19. Лонская, Д. Пути формирования предпосылок изобразительной деятельности у детей с замедленным темпом психического развития [Текст] / Д. Лонская // Дошкольное воспитание. — 2015. — №2. — С. 110-117.
20. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб университета , 2013. - 52 с.
21. Менджерицкая Д.В. Роль игры в знакомстве детей с окружающей жизнью // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 23-25.
22. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.В. Короткова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 245 с.
23. Нартова, И. Развиваем мелкую моторику [Текст] / И. Нартова // Дошкольное воспитание. — 2015. — №4. — С. 83-86.
24. Петрова, Е. В. Формирование коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития. - М.: Школьная Книга, 2012. - 320с.
25. Поддьяков, Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. - СПБ: Речь, 2013. - 144 с.
26. Пономарева, Т.И. Формы работы с детьми на дошкольном логопедическом пункте. Логопедическая сказка-спектакль «Приключения поросят» [Текст] / Т. И. Пономарева // Дошкольная педагогика. — 2015. — №5. — С. 53-54.
27. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. - М.: Академия, 2013. - 284 с.
28. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с.
29. Развитие, воспитание и обучение школьников с задержкой психического развития: Хрестоматия / Авт.-сост. Л.Б. Баряева и др. - СПб.: Речь, 2010. - 338 с.
30. Разумова, Л. И. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Л.И. Разумова. - М.: АРКТИ, 2015.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. -468 С.
32. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах. - М.: Академия Развития, 2013. - 416 с.
33. Рыжова О.С. Наглядное моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // В сборнике: исследования молодых ученых: психолого-медико-педагогические проблемы современного образования. Материалы Всероссийской научнопрактической студенческой конференции. - 2017. - С. 122-126.
34. Сафронова, Е.М. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и в норме: общее и различное [Текст] / Е. М. Сафронова // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 6-11.
35. Серебренникова, М.В. Развитие образного строя речи детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Серебренникова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С. 44-48.
36. Сингаевская О.В. Развитие связной речи дошкольников / О.В. Сингаевская, А.В.Соболева // Практ. психолог и логопед в шк. и ДОУ. - 2016. - № 2. - С. 17-22.
37. Слепович Е.С.Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. - СПб.: Речь,2008 . - 256 с.
38. Смирнова Е., Гударева О., Современные дети: особенности игры и психологического развития. //Дошкольное воспитание. - 2012 .- №10 .- С. 63-71.
39. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебн. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности дошк. образование / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2015.
40. Сорокин, В. М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: «Речь». 2014. - 216 с.
41. Сорокина, Н. А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями. - М.: Владос, 2013. - 116 с.
42. Сохин, Ф.А.Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: МОДЭК,2014. - 224 с.
43. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2014. - 436 с.
44. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. - М.: Изд. центр «Академия»,2014. - 464 с.
45. Специальная психология: Учебное пособие / В.И. Лубовский, В.А. Лонина, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2014. - 443 с.
46. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. - М.: Владос, 2012. - 168 с.
47. Тенкачева Т.Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста // Специальное образование. – 2014. – № 1. – С. 68–78.
48. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
49. Тихонова Г.А. Занятия по обогащению словаря, формированию лексико–грамматических категорий и навыков связной речи // Логопед в детском саду. – 2010. – № 6–7. – С. 76–81.
50. Триггер,Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой
51. Флерко, Н.В. Формирование пространственных представлений у учащихся с ЗПР в пропедевтический период обучения математике в 1 классе [Текст] / Н. В. Флерко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №3. — С. 38-48.
52. Фуреева, Е.П. Влияние речевого развития детей с ЗПР на их коммуникативные возможности [Текст] / Е. П. Фуреева // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 21-26.
53. Цыпина, Н.А. Дети с задержкой психического развития. - М.: Academia, 2014. - 256 с.
54. Шевченко, С.Г.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М.: Школьная Пресса, 2014. - 96 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности лексики могут наблюдаться у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?

У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития может наблюдаться ограниченный словарный запас, недостаточная осведомленность о значениях слов, проблемы с запоминанием и усвоением новых слов, затруднения в использовании слов в контексте.

Для чего изучается лексика у детей с задержкой психического развития?

Изучение лексики у детей с задержкой психического развития позволяет понять особенности их речи, выявить проблемы и трудности, с которыми они сталкиваются при усвоении и использовании слов, а также разработать и применить соответствующие методы и подходы для помощи таким детям в развитии речи.

Как формируется лексический строй у детей с задержкой психического развития?

Формирование лексического строя у детей с задержкой психического развития происходит в процессе их онтогенеза. Однако у таких детей это может быть затруднено из-за задержки в развитии, недостаточной стимуляции речевых навыков и других факторов. Важно оказывать поддержку и помощь таким детям для успешного формирования и развития лексического строя и речи в целом.

Какие клинические и психолого-педагогические характеристики свойственны детям с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития могут иметь различные клинические и психолого-педагогические характеристики, такие как задержка в развитии речи и языка, ограниченные коммуникативные навыки, нарушения восприятия и понимания слов, аутистические поведенческие черты и другие особенности, требующие специального внимания и подходов в работе с ними.

Какие особенности лексической стороны речи можно увидеть у детей с задержкой психического развития?

У детей с задержкой психического развития могут быть проблемы с пониманием и использованием слов, ограниченный запас слов, недостаточное использование синонимов и антонимов, затруднения с образованием словоформ и грамматическими формами слов. Также может наблюдаться необходимость в повторном объяснении и контекстуализации слов для лучшего понимания и использования.

Чем отличается лексика детей с задержкой психического развития от лексики детей без такой задержки?

Лексика детей с задержкой психического развития обычно отличается более ограниченным и малоразнообразным набором слов. У них часто наблюдается бедность словаря и слабое понимание значений слов. Кроме того, у этих детей часто возникают проблемы с формированием и использованием правильных грамматических форм слов.

Как формируется лексический строй речи у детей с задержкой психического развития?

Формирование лексического строя речи у детей с задержкой психического развития происходит несколько медленнее, чем у детей без таких проблем. Они могут испытывать трудности в освоении новых слов, а также в их использовании в речи. Часто дети с задержкой развития строят свою речь с помощью односложных, повторяющихся слов или жестов. Они могут использовать слова не в соответствии с их значениями или использовать ограниченный набор слов для выражения своих мыслей и желаний.

Какие особенности лексической стороны речи наблюдаются у детей с задержкой психического развития?

У детей с задержкой психического развития наблюдаются такие особенности лексической стороны речи, как бедность словаря, ограниченный набор слов, трудности в понимании значения слов, затруднения в освоении новых слов, проблемы с грамматическими формами слов. Они могут использовать простые, повторяющиеся слова или жесты, а также используют ограниченный набор слов для выражения своих мыслей и желаний.