Национальная конкурентоспособность.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политическая психология
  • 30 30 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 06.06.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
I.Научно-Теоретический Анализ Национальной Конкурентоспособности
1.1Определение Сущности Национальной Конкурентоспособности Экономики В Отечественной И Зарубежной Литературе
1.2 Стадии Конкурентоспособности
II.Сущность и структура национальной конкурентоспособности личности
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Конкурентоспособность является высшим уровнем проявления способностей как возможностей человека (более широко – потенциала личности), а в современном понимании – конкурентных преимуществ человека .
В исследованиях Г. А. Бровик креативность, как комплекс интеллектуальных и индивидуальных особенностей, способностей личности, которые позволяют генерировать новые идеи, инновационные предложения, находить пути нестандартного их решения и внедрения в практику, является основополагающей конкурентоспособности. Д. Б. Богоявленская считает, что конкурентноспособная личность – это личность, обладающая богатыми резервами, более высокими, чем у других. Учитывая, что творческие способности, согласно концепции Д. Б. Богоявленской, – это способность развития деятельности по собственной инициативе, мы считаем, что конкурентоспособность личности определяется творческим потенциалом личности.
Таким образом, анализ теоретических основ определения сущности национальной конкурентоспособности личности, позволил заключить, что конкурентоспособность - это совокупность качественных характеристик личности, позволяющих ей реализовать себя в условиях конкуренции и достигать успеха в решении профессиональных и жизненных задач.
Конкурентоспособность - интегрированное качество зрелой личности, включающее в себя мотивационно-ценностный, социальный, когнитивный и профессиональный компонент, способствующее достижению успеха в реализации права человека занять наиболее значимое место в обществе на основе поставленных им целей.
Л.М. Митина выделяет три сферы развития конкурентоспособной личности: сферу деятельности, сферу общения, и сферу личности и ее самопознание.
Н.Б. Тарасова рассматривает педагогическую сущность конкурентоспособности «как сложное интегральное свойство личности, позволяющее ей в соответствии с индивидуальными способностями, интересами быть объективно и субъективно готовой участвовать в конкурентных отношениях в выбранной для себя сфере деятельности».
По мнению Р.Я. Ахметина, конкурентоспособность - это сложное индивидуальное образование, имеющее вполне определенную структуру, состоящую как минимум из двух структурных блоков или подструктур. Первый блок можно определить как базовый, формируемый средствами профессионального образования. В него входят: профессиональные знания, практические умения и навыки, техническое мышление, компетентность. Второй блок - личностно индивидуальный, развивается средствами профессионального образования на основе глубокой личной мотивации обучающегося и включает следующие компоненты: способности; ответственность; опыт регуляции, деятельности; личностную направленность.
В структуру конкурентоспособности включены:
1. Профессиональные, социальные, психологические и личностные характеристики;
2. Качества познавательные, производственные, социальные;
3. Индивидуальные способности;
4. Ценностные ориентации;
5. Квалификация;
6. Профессиональная компетентность.
Конкурентоспособность можно представить как совокупность качественных характеристик личности, позволяющих ей реализовать себя в условиях конкуренции и достигать успеха в решении профессиональных и жизненных задач. Конкурентоспособность - интегрированное качество зрелой личности, включающее в себя мотивационно-ценностный, социальный, когнитивный и профессиональный компонент, способствующее достижению успеха в реализации права человека занять наиболее значимое место в обществе на основе поставленных им целей.
Мотивационно-ценностный компонент, обеспечивая направленность на ценностное усвоение знаний и самосовершенствование в профессиональной области, включает в себя как мотивы, так и ценности, связанные с будущей профессией. Данный компонент в структуре конкурентоспособности характеризуется способностью к самоопределению, что означает осознание себя, своих личных, общественных интересов, определение собственного существования, своего места в жизни, в обществе.
В когнитивном компоненте конкурентоспособности видится два аспекта: теоретический и практический. Теоретический выражается в наличии знаний и способности их добывать, анализировать, осмысливать, практический же аспект состоит в «видении» будущим специалистом реального применения своих знаний в собственной профессиональной деятельности.
Социальный компонент конкурентоспособности понимается нами как способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида, способность решать социально значимые задачи, совместно вырабатывать решение, участвовать в его реализации, брать на себя ответственность, а также способность человека социально адаптироваться в обществе принимая правила, нормы, законы социальной жизни.
Профессиональный компонент конкурентоспособности базируется на интересе к профессии, профессионализме, профессиональной самостоятельности, профессиональной мобильности.
Социальные основания конкурентоспособности личности тесно связаны с моделью иерархии потребностей А. Маслоу и К. Альдерфера, где немалую роль играют тяга индивида к признанию, статусу, уважению и самоактуализации, с наличием у человека биологического, психического и личностного потенциала, которые наиболее рельефно проявляются в конкурентоспособности личности, имеющей профессиональный и социальный уровни. Именно от уровня и величины профессионального потенциала личности зависят ее перспективы в овладении средствами самореализации в профессии, а также уровни потенциала общества в целом и его отдельных групп и соответственно конкурентоспособность иерархически организованных субъектов общественной деятельности.
Конкурентная среда – совокупность всех условий и влияний, окружающих человека и воздействующих на него прямо или косвенно, обусловливающая кругозор, стиль мышления и отношений включенных в нее субъектов, стимулирующая потребность к соревнованию, социально активному действию, развитию психологических механизмов конкурентоспособного поведения.
По мнению ряда ученых (Ю.В. Андреева, Л.М. Митина, Ф.Р. Туктаров, А. В. Яковлева и др.), конкурентоспособность характеризуется рядом личностных черт: направленностью, компетентностью, мобильностью и др.
В качестве сущностных признаков конкурентоспособности нами выделены: интеллектуальный и творческий потенциал, компетентность, соревновательность, самоактуализация, мобильность, мотивированность, адаптивность, коммуникабельность, интернальность, стратегичность, нравственный императив, способность принимать ответственные решения, ценностно-ориентированная адекватность, готовность к непрерывному самообразованию, к профессиональному самоопределению.
Таким образом, национальная конкурентоспособность личности - это динамическое, системное, многоуровневое личностное образование, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром, характеризуется высшим уровнем проявления способностей как возможностей человека для достижения конкурентных преимуществ на каком-либо поприще.
Конкурентоспособность формируется в определенных социокультурных условиях, порожденных социальными и культурными традициями, менталитетом и ментальностью народа. Конкурентоспособность выступает социально-ориентированной системой способностей, свойств и качеств личности, характеризующей ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющей адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Анализ социологической, философской, психологической и педагогической литературы позволил заключить, что в социологии конкурентоспособность трактуется как:
- основа стабильности общества;
- синтез интегрально характеризующих ее способностей и личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда;
- образование, формирующееся в течение жизни человека, обусловленное социальным воздействием;
-умение видеть долгосрочную перспективу.
В психологии конкурентоспособность понимается, как:
- способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития;
- продуцировать инновационные идеи, теории, технологии, способствовать успешному развитию общества;
- способность разрешать проблемы путем сопоставления, столкновения, согласования, взаимообогащения предметных позиций взаимодействующих партнеров.
2. Конкурентоспособность раскрывается через приоритетные, стержневые качества личности: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, лидерство, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту и высокому качеству продукта своего труда.
3. Конкурентоспособность обладает внутренней иерархией, т.е. проявляется через взаимодействие различных уровней локализации – от уровня отдельного продукта (услуги) или производственного процесса до уровня национальной экономической системы и мирового хозяйства. Причем взаимосвязи между уровнями иерархии носят диалектический характер: с одной стороны, им присуща взаимообусловленность, а с другой – возможность приобретения определенных  качественных характеристик независимо друг от друга.
4. Значимость конкурентных преимуществ ограничена во времени.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики / М. Афанасьев, Л. Мясникова // Вопросы экономики. – 2005. -№ 4. – С. 75-86.
Богомолов О. Т. Экономическая глобализация / О. Т. Богомолов //Проблемы прогнозирования. – 2003. - № 4. - С. 22-33.
Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет / Б. Болотин // МЭ и МО. – 2001. - № 9. – С. 90-114.
Dollar D., Wolf E. The Global Competitive // Journal of International Economics. 2003. № 27(3–4). Oxford university press. Р. 199–220.
Dunn M. The Economic of Modern Manufacturing: Technology, Strategy and Organization // American Economic Review. 1990. № 80. Р. 511–528.
Кочетов Э. Геоэкономический атлас мира / Э. Кочетов // Общество и экономика. – 1999. - № 7-8. – С. 173-193.
Митина Л.М. Психологическая поддержка и сопровождение. – М., 2005.
Подосинников С.А. Психология конкурентоспособности профессионала / С. А. Подосинников. - Астрахань, 2008.
Рейтинг конкурентоспособности стран мира // Аналитические отчеты  IMD [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unido.org/
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2003.
Тенденции и перспективы международного развития: 1950-2015. – М. : ИНФРА, 1999. – 302 с.
Фатхутдинов И. Россия и мировое сообщество: конкурентоспособность и качество жизни / И. Фатхудинов // Стандарты и качество. - 2003. - № 5. - С. 70-73.
Шишков Ю. В. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики / Ю. В. Шишков // Мировая экономика и международные отношения. 2004. - № 10. – С. 15-25.



См.: Dollar D., Wolf E. The Global Competitive // Journal of International Economics. 2003. № 27(3–4). Oxford university press. Р. 199–220.
См.: Dunn M. The Economic of Modern Manufacturing: Technology, Strategy and Organization // American Economic Review. 1990. № 80. Р. 511–528.
См.: Рейтинг конкурентоспособности стран мира // Аналитические отчеты  IMD [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unido.org/
См.: Фатхутдинов И. Россия и мировое сообщество: конкурентоспособность и качество жизни / И. Фатхудинов // Стандарты и качество. - 2003. - № 5. - С. 70-73.
См.: Подосинников С.А. Психология конкурентоспособности профессионала / С. А. Подосинников. - Астрахань, 2008.
См.: Митина Л.М. Психологическая поддержка и сопровождение. – М., 2005. – С. 28.
См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2003.
См.: Фатхутдинов И. Россия и мировое сообщество: конкурентоспособность и качество жизни / И. Фатхудинов // Стандарты и качество. - 2003. - № 5. - С. 70-73.










2


Конкуренция на основе факторов производства

Конкуренция на основе инвестиций

Конкуренция на основе нововведений

Конкуренция на основе богатства

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики / М. Афанасьев, Л. Мясникова // Вопросы экономики. – 2005. -№ 4. – С. 75-86.
2.Богомолов О. Т. Экономическая глобализация / О. Т. Богомолов //Проблемы прогнозирования. – 2003. - № 4. - С. 22-33.
3.Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет / Б. Болотин // МЭ и МО. – 2001. - № 9. – С. 90-114.
4.Dollar D., Wolf E. The Global Competitive // Journal of International Economics. 2003. № 27(3–4). Oxford university press. Р. 199–220.
5. Dunn M. The Economic of Modern Manufacturing: Technology, Strategy and Organization // American Economic Review. 1990. № 80. Р. 511–528.
6.Кочетов Э. Геоэкономический атлас мира / Э. Кочетов // Общество и экономика. – 1999. - № 7-8. – С. 173-193.
7.Митина Л.М. Психологическая поддержка и сопровождение. – М., 2005.
8.Подосинников С.А. Психология конкурентоспособности профессионала / С. А. Подосинников. - Астрахань, 2008.
9.Рейтинг конкурентоспособности стран мира // Аналитические отчеты IMD [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unido.org/
10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2003.
11.Тенденции и перспективы международного развития: 1950-2015. – М. : ИНФРА, 1999. – 302 с.
12.Фатхутдинов И. Россия и мировое сообщество: конкурентоспособность и качество жизни / И. Фатхудинов // Стандарты и качество. - 2003. - № 5. - С. 70-73.
13.Шишков Ю. В. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики / Ю. В. Шишков // Мировая экономика и международные отношения. 2004. - № 10. – С. 15-25.

Вопрос-ответ:

Что такое национальная конкурентоспособность экономики?

Научно-теоретический анализ национальной конкурентоспособности экономики позволяет определить ее сущность как высшего уровня проявления способностей и возможностей национальной экономики для достижения конкурентного преимущества и успешного выступления на международной арене.

Какие стадии прохожит конкурентоспособность национальной экономики?

Стадии конкурентоспособности национальной экономики включают в себя предварительную стадию, стадию формирования и стадию развития. На каждой стадии осуществляются определенные мероприятия и принимаются стратегические решения для повышения конкурентоспособности экономики.

Что включает в себя структура национальной конкурентоспособности личности?

Структура национальной конкурентоспособности личности включает комплекс навыков, знаний и личностных качеств, которые позволяют человеку успешно справляться с вызовами в современном конкурентном мире. Она включает такие аспекты, как профессиональная подготовка, предпринимательские навыки, коммуникативные способности и другие.

Какие возможности предоставляет национальная конкурентоспособность личности?

Национальная конкурентоспособность личности предоставляет возможности для развития и реализации потенциала человека. Она позволяет достигать успеха в профессиональной сфере, развиваться как личность, создавать новые возможности и воплощать свои идеи в жизнь.

Каким образом можно повысить национальную конкурентоспособность экономики?

Повышение национальной конкурентоспособности экономики можно достичь через развитие инноваций, совершенствование образования, поддержку предпринимательства, улучшение инфраструктуры, создание благоприятного инвестиционного климата и других мероприятий, направленных на укрепление экономического потенциала страны.

Что такое национальная конкурентоспособность?

Научно-теоретический анализ национальной конкурентоспособности определяет ее как высший уровень проявления способностей и возможностей экономики, а также личности. Это показатель эффективности и конкурентоспособности страны или региона на международной арене.

Какие стадии развития конкурентоспособности существуют?

Существует несколько стадий развития конкурентоспособности. В общем виде это: становление, рост, развитие и зрелость. Каждая стадия имеет свои особенности и требует определенных усилий и инвестиций для достижения нового уровня конкурентоспособности.

Какая структура национальной конкурентоспособности личности?

Структура национальной конкурентоспособности личности включает следующие составляющие: интеллектуальные способности, профессиональные навыки, культурные ценности, социальные навыки, креативность и предпринимательские качества. Все эти компоненты взаимосвязаны и влияют на конкурентоспособность личности в целом.

Какую роль играет национальная конкурентоспособность в современном мире?

Национальная конкурентоспособность играет важную роль в современном мире. Она определяет возможности экономического развития и процветания страны. Высокая конкурентоспособность позволяет привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, развивать инновации и улучшать качество жизни граждан.

Как можно повысить национальную конкурентоспособность?

Для повышения национальной конкурентоспособности необходимо осуществлять реформы в различных сферах: экономика, образование, наука, инфраструктура, развитие сферы услуг и т.д. Также важно развивать инновационный потенциал и поддерживать предпринимательство. Комплексный подход и правильные стратегические решения помогут достичь высокого уровня конкурентоспособности.

Что такое национальная конкурентоспособность экономики?

Научный и теоретический анализ национальной конкурентоспособности позволяет определить ее как высший уровень проявления способностей и возможностей экономики страны. Она определяется как способность экономики обеспечить и поддерживать высокий уровень производительности, инноваций, качества продукции и услуг, а также эффективных механизмов развития.