Цифровая экономика в ЕС на примере Германии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Мировая экономика
  • 77 77 страниц
  • 46 + 46 источников
  • Добавлена 22.05.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы цифровой трансформации экономики в современных условиях 6
1.1 Цифровая экономика как глобальная парадигма развития 6
1.2 Модель развития концепции «цифровой экономики» 10
1.3 Современные мировые тенденции развития цифровой трансформации экономики 15
2. Развитие цифровой трансформации экономики ЕС 24
2.1 Экономическое развитие ЕС в условиях конъектурного сдвига 24
2.2 «Цифровая Европа 2020» как программа активной практической адаптации принципов цифровизации в ЕС 37
2.3 Социальные аспекты развития цифровой экономики в ЕС 43
3. Перспективы развития цифровой экономики Германии 53
3.1 Современное «цифровое производство» в экономике Германии 53
3.2 Анализ проблем цифровой трансформации Германии: экономический и социальный аспект 58
3.3 Перспективы дальнейшего развития цифровой экономики Германии 63
Заключение 70
Список литературы 73


Фрагмент для ознакомления

Большая коалиция заявила о намерении реализовать «Цифровой пакт для школ»1 и выделить для этих целей 5 млрд евро в течение пяти лет, из них 3,5 млрд в текущем легислатурном периоде. Однако если исходить из оценок BertelsmannStiftung, в этом случае средств уже недостаточно, а земли и коммуны должны будут дополнительно выделять как минимум 1,8 млрд евро в год. Опубликованное в январе 2018 г. заключение Экспертной комиссии по исследованиям и инновациям (EFI) подтвердило эти опасения, порекомендовав максимально интенсифицировать процесс цифровизации школ и учесть означенные расходы в бюджете в качестве приоритетных. В коалиционном договоре зафиксирована цель к 2025 г. увеличить расходы на НИОКР до 3,5% ВВП. Несомненно, это стало бы важным шагом для инновационно ориентированной Германии. За минувшее десятилетие этот показатель возрос с 2,44% (2007 г.) до 2,94% (2016 г.) , что уже позволяет усомниться в достижимости поставленной цели. Вклад федерального бюджета в этот процесс по оценкам нового правительства составит 2 млрд. евро. 3.2 Анализ проблем цифровой трансформации Германии: экономический и социальный аспектПоставлена цель создания ориентированного на граждан и бизнес современного «цифрового правительства»: единый портал должен обеспечить доступ ко всему спектру государственных услуг, на воплощение соответствующего закона будет выделено 500 млн евро. Напомним, что Германии предстоит компенсировать колоссальное отставание и многолетнее отсутствие динамики в этом направлении.Кроме того, следует отметить, что воплощение целей, провозглашенных в коалиционном договоре, в большинстве случаев планируется к 2025 г., тогда как легислатура действующего кабинета закончится в 2021 г., и за завершение их реализации он нести ответственность уже не сможет. Представители всех причастных германских индустриальных отраслевых союзов и объединений предпринимателей, среди которых Союз немецких машиностроителей и Объединение торгово-промышленных палат Германии, Федерального союза германских стартапов, Федерального объединения информационной экономики, телекоммуникации и новых медиа (Bitkom), Федеральный союз широкополосной коммуникации (Breko) и др. практически одинаково оценили «цифровое» содержание нового коалиционного договора: в целом одобрили намерения правительства, но вновь усмотрели в коалиционном договоре недостаток конкретики и констатировали, что прорыв в цифровую эру эта коалиция вряд ли обеспечит. Цели будущего вновь предполагается достичь, используя правила и рамочные условия прошлого, а кроме того, не предусмотрено их достаточного финансирования. Немецкий бизнес однозначно негативно отреагировал на то, что договор по-прежнему не предусматривает создания профильного министерства или должности специального координатора в федеральном правительстве, в связи с чем встает вопрос, кто и каким образом будет реализовывать планы, зафиксированные в договоре. В предвыборной программе партий-сестер значилось обязательство создать позицию государственного министра по цифровым вопросам в Ведомстве федерального канцлера (которое было воплощено); социал-демократы ратовали за создание отдельного министерства. Однако новый кабинет не увидел необходимости в создании «цифрового» министерства, в то время как ее отчетливо осознают представители заинтересованных кругов общества и отраслевых объединений стартапов и электронного бизнеса. Уже 13 февраля 2018 г. они создали петицию с требованием к председателям партий более ответственно отнестись к процессу цифровизации, выполнить данные ранее обещания и назначить «цифрового» министра. Низкая результативность воплощения планов федерального правительства в области цифровизации во многом объясняется неразберихой в распределении полномочий в данной сфере. Федеральное министерство экономики и энергeтики – среди множества прочих вопросов отвечает за дигитализацию промышленности, цифровые платформы и сетевизацию экономики, Министерство внутренних дел занимается политикой в области информационных технологий, ITикибербезопасностью, Министерство транспорта ответственно за цифровую инфраструктуру, а Министерство образования и науки за цифровое образование и проблемы информационного общества. В общей сложности вопросами цифровизации занимаются 244 команды в 76 подразделениях 14 министерств. С одной стороны, такое состояние вещей демонстрирует, что цифровизация действительно проникает во все сферы общественной и экономической жизни, с другой указывает на недостаток скоординированности действий федерального правительства и готовности брать на себя ответственность. Коалиционный договор предусматривает лишь созыв т.н. Цифрового совета совещательного органа представителей политики, экономики, профсоюзов и экспертов по вопросам цифровизации.Проблемы цифровой трансформации Германии нашли свое отражение и в политической сфере.Последние 14 летканцлер А. Меркелькрепкодержала власть в своих руках, лишь изредка меняя партнёров по коалиции. Большую часть времени –примернодветретисвоегосрока –канцлер опиралась на поддержку социал-демократов.«Большая коалиция» двух главных массовых партий, бывшая в старой ФРГ исключением, превратилась в Берлинской республике в правило. Сотрудничество в рамках правительства, а также стремление расширить собственную электоральную базу (стратегия «поймай всех») побуждали немецких консерваторов дрейфовать влево, а социал-демократов – соответственно вправо. Не всем избирателям такой «прагматизм» правящих кругов пришёлся по вкусу. Часть электората, не согласная с тем, что она «может менять правительство, но не политику», дала жизнь новым партийным проектам. Так, в годы правления А. Меркельнаполитическойаренепоявились такие разнонаправленные силы, как «Левая» (DieLinke) в 2007 г. и«Альтернатива для Германии» (АдГ, AlternativefurDeutschland) в 2013 г. При всех отличиях обе партии объединял протест против существующей системы и нежелание мириться сеё мнимой «безальтернативностью». На выборах в Европарламент–2019 фланговые силы получили 5,5 % («Левая») и 11 % (АдГ) голосов. Протестсправа, такимобразом, находит у немцев больший отклик, нежели критика действий властей с позиций интернационализма. По всей видимости, эти тенденции проявят себя и на предстоящих осенью 2019 г. выборахвпарламентытрёхфедеральных земель на востоке Германии –вБранденбурге (1 сентября), Саксонии (1 сентября) иТюрингии (27 октября).  Блок правоцентристских партий ХДС/ХСС занимает наиболее прочные позиции с точки зрения электоральной поддержки. Из среды консерваторов вышло подавляющее большинство немецких канцлеров, благодаря чему Германию нередко называют «чёрной республикой» (чёрный, цвет одеяний духовенства, является корпоративнымцветомэтихнекогда христианских партий). На выборах в Европарламент они получили 28,9 % голосов, или 29 из 96 немецкихдепутатскихмандатов (приэтомпредставительство ХДС уменьшилось на шесть мест по сравнению с 2014 г.). В штаб-квартире христианских демократов неудачу списали на деятельность собственной молодёжной организации и неформальной группы «Союз ценностей», однако «вклад» канцлера А. Меркельипредседателяпартии А. Крамп-Карренбауэр также достоин анализа, тем более что в общественном восприятии их тандем пока не сложился. Как указывалось выше, в наиболее сложном положении находятся немецкие социал-демократы. Не исключено, что именно им предстоит поставить точку в политической карьере действующей главы правительства. Впрочем, возможно, боязнь ещё больших потерь на досрочных выборах удержит участников коалиции от её прекращения до 2021 г. Кфинишу майской избирательной гонки эсдеки пришли третьими, уступив «зелёным» и получив унизительные для народной партии 15,8 % голосов.ВЕвропарламенте нового созыва 2019 г. у членов СДПГ на 11 местменьше, и, повсей видимости, немцам предстоит расстаться с постом генерального секретаря в Партии европейских социалистов. Снижение электоральной поддержки продемонстрировали и выборы в федеральной земле Бремен, где социалдемократы впервые за 74 годаутратилифлагманскийстатус. Кадроваянеопределённость в СДПГ, связанная с отставкой её председателя А. Налес, а также двоевластие в ХДС будут, скорее всего, и далее осложнять работу «большой коалиции», в том числе и на европейском направлении. Выборы в Европарламент 2019 г. в Германии стали хорошей иллюстрацией долгосрочных трендов немецкой политики. Результаты были ожидаемы и не оказали серьезного влияния на стабильность правительства.Главным бенефициаром текущей ситуации в немецкой политике выступают «зелёные». По уровню поддержки среди избирателей экологисты опережают социал-демократов и претендуют на звание ведущей партии левого толка. В Баден-Вюртемберге лидерские амбиции её руководства уже реализовались, в Бремене они играют роль «Königsmacher» («тех, кто делает королей»). На выборах в Европарламент «зелёные» улучшили свой прежний результат почти вдвое (20,5 % голосовпосравнению с 10,7 % в 2014 г.). ИхтекущийрейтингопережаетдажепоказателиХДС (27 против 25 % соответственно). Сложносказать, какаяизпричиних нынешнего взлёта в опросах общественного мнения является первичной.Это, безусловно, и усталость немецких граждан от неэффективной работы четвёртого правительства А. Меркель, иширокое, претензионное освещение экологической и климатической проблематики в СМИ, и, наконец, чёткая «промиграционная» и «процифровая» повестка «зелёных», которая в силу своей однозначности привлекает к ним часть электората. 3.3 Перспективы дальнейшего развития цифровой экономики ГерманииПерспективы дальнейшего развития цифровой экономики Германииво многом обуславливаются возможностями по преодолению «кона кризиса» 2020 г.Так по оценкам DeutscheBankожидается сокращение - так называемая техническая рецессия. Проблема вируса, которая уже закрыла заводы в Германии и нарушила линии поставок в мировую экономику, усугубляет проблемы Германии после того, как она пострадала от потрясений в автомобильной промышленности и от торговой напряженности в 2019 г. По оценкамDeutscheBank вирус сократит ВВП Германии на 0,2 процентного пункта. Но при этом текущий кризис потвердел необходимость дальнейшей цифровой реформации экономики Германии. В рамках политики развития «цифровой экономики» проявляется три важных перспективы развития цифровых «дивидендов» для Германии: тенденция, выраженная в применении цифровых технологий в традиционной промышленности Германии; тенденция, выраженная в стремительном развитии отраслей и компаний, связанных с производством программного обеспечения, электронных компонентов, хранением, обработкой и передачей данных, электронной торговлей, расширениеминтернет-сервисов в экономике Германии;тенденция, выраженная в появлении новых возможностей для развития человеческого потенциала Германии, включая обмен знаниями, развитие трудовых навыков и т. д.Рис. 3.3 Цифровые «дивиденды» для экономики ГерманииОценивая перспективы дальнейшего развития цифровой экономики Германии, то их можно разделить на следующие группы: глобальные перспективы для развития государства и общества Германии в контексте общего вектора развития ЕС, усиления роли государства в мировом сообществе;национальные перспективы для развития государства и общества в контексте вектора политического развития Германии, усиления роли государственного сектора экономики, роль федерального правительства в землях ФРГ; частные перспективы, касающиеся граждан, пользователей товаров, государственных, образовательных, медицинских и других услуг. К глобальным перспективам относятся в первую очередь более эффективное управление социально-экономической системой Германии. Дальнейшее расширения области цифровизации как в экономике,во всех отраслях государственного управления, так и в обществе Германии приведет к такой эффективной обработке больших объемов финансовой, экономической, социальной информации, позволяющей наиболее эффективно перераспределять финансы и ресурсы в рамках государства для обеспечения значительного социально- экономического роста. Также из предыдущей глобальной перспективы Германии, а именно повышения эффективности управление государством, выходит следующая перспектива, уменьшение числа управленцев, уменьшение объема их работы и роли в управлении государством. Это приведет к значительному снижению расходов на управляющий государством аппарат. К глобальным перспективам также можно отнести оптимизацию социальной системы Германии, и особенное сфрыобразования, когда появится возможность четкого планирования образовательного процесса, которое позволит оценить общественную потребность во врачах, педагогах, инженерах и специалистов других специальностей, а не выпускать невостребованных юристов, экономистов, менеджеров. Единственная цель, которую преследует современная экономика Германии – это цель непрерывного роста – эта цель была заявлена в программах документах политических партий Германии в рамках выборов 2019 г. (даже в «зеленных»). Цифровая экономика Германии должна бытьориентированной на человека и на его безопасное и комфортное существование в окружающей среде, которое включает в себя не только всеобъемлющее и устойчивое экономическое развитие, но и социальный базис, а именно: здоровье, еду, гендерное и социальной равенство, энергию, работу, право голоса, доход, образование, стабильность. Наряду с глобальными перспективами можно выделить ряд преимуществ цифровой экономики для населения Германии, которые являются потребителями товаров и услуг (в том числе и государственных услуг). Развитие цифровой экономики, как в Германии, так и в ЕС связано с преодолением текущих проблем. К ним относятся:влияние цифровой экономики на компетенции, как подготовленных кадров, так и кадров в образовательном процессе. Требуется переработка имеющихся образовательных программ и стандартов, которые во многом обусловлены общей политикой ЕС, без учета национальных потребностей и общего Болонского процесса. Необходимо гармонично интегрировать германских студентов и программы их обучения в создаваемую цифровую среду. требуется стандартизировать обработку данных, создать адекватные по объему хранилища данных, обеспечить их бесперебойное функционирование для создания условий, при которых данные цифровые утерять невозможно, создать инструменты для оценки цифровой востребованности. Оценка политических и социальных проблем цифровой экономики Германии также показал, что внедрение цифровой экономики во все сферы социальной и политической деятельности может помочь решить назревающие проблемы обособления стран ЕС. Данный факт эксперты связывают с развитием большинства технологий на базе зарубежных цифровых платформ. Еще одной крупной проблемой, которую необходимо решить для успешного цифрового развития Германии, может стать резкое снижение рабочих мест среди профессий низкой квалификации. Особенно на фоне реализуемой миграционной политики Германии и политики в отношении беженцев.В связи с этим могут полностью уйти такие профессии как продавец, кассир, оператор, что может привести к значительному повышению уровня безработицы. Необходимо продумать пути профессиональной переориентации и трудоустройства данной категории населения Германии. Так же перспективном можно считать развитие двухструнных контактов во внешней политике Германии, в том числе и с РФ.На двустороннем уровне в области цифровизации приоритетным для Германии стало институциональное сотрудничество с Китаем, особенно в рамках стратегии «Индустрия 4.0». В отношении РФ также можно обозначить появившиеся перспективы развития: во время 36-го заседания Российско-Германской рабочей группы по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов в сентябре 2017 г. в Берлине заместитель министра экономического развития России А. Груздев и статс-секретарь министерства экономики и энергетики Германии М. Махниг договорились об активизации взаимодействия в сфере цифровизации, в т.ч. о необходимости отбора приоритетных проектов. Прямым следствием этой договорённости еще в 2018 г. в Москве в рамках Международного форума «Неделя российского бизнеса», организованного РСПП, стал старт Германо-Российской инициативы по цифровизации экономики (German-RussianInitiativeforDigitalizationoftheEconomy, GRID). Принято решение о создании совместной рабочей группы из экспертов в области цифровой трансформации промышленности. Они определят ключевые отрасли и направления цифровой кооперации. В качестве перспектив развития в данном направлении можно выделить следующие:поиск знаменателя общих интересов на государственном и предпринимательском уровне, выявление и преодоление существующих и возможных конфликтов, определение механизмов координации согласованных работ; расширение институционального частного и государственного сотрудничества в сфере инновационного промышленного партнёрства, особенно на уровне малого и среднего бизнеса; активизация кооперации между российскими и немецкими союзами и объединениями, имеющими отношение к оцифровки, с последующей мультипликацией лучших практик; привлечение российских (в первую очередь) крупных компаний к сотрудничеству с немецкими акселераторами, поддерживающими стартапы в различных отраслях экономики в сфере ИКТ, НИОКР и инноваций; разработка и реализация совместных образовательных и исследовательских программ в сфере цифровой экономики, среди прочего направленных на успешное внедрение в производство и практику существующих научных разработок;углубление кооперации в области защиты данных, безопасности киберфизических промышленных систем, в т.ч. в контексте борьбы с киберпреступностью, а также нормирования и стандартизации используемых протоколов, технологий и пр.; наряду с упомянутой инициативой GRID создание совместной межминистерской инициативы «Российско-Германский проект «Промышленность 4.0»», в рамках которой планируется приступить к разработке дорожных карт, учитывающих особенности цифровизации в обеих странах и возможности для синхронизации соответствующих процессов, в первую очередь, в области референтной архитектуры, тестовых испытаний, стандартизации и информационной безопасности в сфере промышленной оцифровки, умного изготовления и сетевого объединения производственных процессов, защиты прав на интеллектуальную собственность, основание совместных инновационных лабораторий, (например, по исследованию вопросов взаимодействия роботов и человека), а также создание специальных дуальных образовательных программ в области среднего и высшего образования (например, по специальности «Аналитик данных» (DataScientist)); сопряжение российских и немецких государственных программ в сфере поддержки цифровизации бизнеса, образования и науки с целью усиления их сетевого взаимодействия;обсуждение на двустороннем уровне возможностей углубления сотрудничества между ЕС и ЕАЭС в сфере оцифровки, в т.ч. в рамках европейской инициативы «DigitizingEuropeanIndustry» и постановка вопроса о необходимости развития общеевропейской цифровой кооперации; активное вовлечение существующих двусторонних дискуссионных площадок («Петербургский диалог», «Потсдамские встречи» и пр.), аналитических центров и академических Thinktanks (Институт Европы РАН, ИМЭМО РАН, SWP и др.), научных, партийно-политических и предпринимательских фондов в обсуждение перспектив двусторонней цифровой кооперации, в т.ч. в рамках в рамках совместного Российско-Германского года регионально-муниципальных партнёрств. Так же можно отметить, что дальнейшее развитие цифровых технологий в экономическую, политическую и социальную сферу Германии неизбежно. Это прогрессивная и очень важная часть современной жизни, которая приносит изменения в существующий социум. К преимуществам дальнейшего развития цифровой экономики для Германии можно отнести: изменение системы управления государством, переход с эфемерной модели, основанной на интуиции к серьезному планированию и моделированию социальной и хозяйственной сфер. ЗаключениеВ современном мире большинство стран в рамках политики экономического развития вырабатывают «единые цифровые повестки» в рамках поиска совместных эффективных решений и механизмов регулирования процессов цифровизации экономики. При этом очевидным лидером в этой направлении является ЕС, лидеры которого в качестве генеральной долгосрочной задачи определили формирование единого цифрового рынка Европы (digitalsinglemarket).Как показало исследование, в рамках современного подхода макроэкономики, цифровизация производства проявляется в трех важных тенденциях: тенденция, выраженная в применении цифровых технологий в традиционной промышленности; тенденция, выраженная в стремительном развитии отраслей и компаний, связанных с производством программного обеспечения, электронных компонентов, хранением, обработкой и передачей данных, электронной торговлей, созданием интернет-сервисов;тенденция, выраженная в появлении новых возможностей для развития человеческого потенциала, включая обмен знаниями, развитие трудовых навыков и т. д.При этом результатами развития цифровой экономики можно считать следующие: формирования «умные» продуктов и услуг в экономике;массовая оптимизация продукции и деятельности субъектов экономики;децентрализация управления производством;создание гибких производственных сетей;создание гибких систем поставок;совершенствование производства, основанное на данных;создание гибких инновации в жизненном цикле изделия;снижение транзакционных издержек в экономике.Цифровые технологии стремительно меняют привычные формы и методы развития экономики по всему миру. Меняется бизнес не только отдельных компаний – меняются отрасли, государства и региональные объединения государств. Как элемент современной политики стран ЕС «цифровизация» начинает выходить далеко за рамки изменений в собственно технологиях и даже экономики – они становятся фактором макроэкономическим, социальными и политическим. При этом одни видят в ней инструмент фундаментальных изменений в общественной жизни, другие, наоборот, надеются, что цифровизация станет альтернативой болезненных реформ.Государственные и политические программы, а так же стратегии развития цифровизации национальных экономик и промышленных отраслей разработаны и реализуются в десятках различных стран мира, а также и на межгосударственном уровне. В настоящее время страны ЕС охвачены Четвертой промышленной революцией, в ходе которой наблюдается процесс конвергенции сквозных технологий. С социально-политической точки зрения эти технологии способствуют, с одной стороны, развитию прогрессивного процесса применения новых технологий работы с данными и внедрения компьютеров в общественное управление, а с другой, – эти процессы сопровождаются углублением социального неравенства между группами ЕС-15 и ЕС-13. Это повреждается и опытом Германии в данной сфере.Переход в рамках развития «цифровой экономики» и «Индустрии 4.0» с экономики ориентированной исключительно на прибыль, которую по сути составляют только денежные потоки между государством, бизнесом и торговлей, к развитию экономики, ориентированной на человека и его комфортную и безопасную среду является одной их политических платформ партий Германии. Актуальность развития цифровизации происходит на фоне проявления недовольства немецких граждан неэффективностью работы четвёртого правительства А. Меркель, иширокое, претензионное освещение экологической и климатической проблематики в СМИ, и, наконец, чёткая «промиграционная» и «процифровая» повестка «альтернативных» и «зелёных» партий, которая в силу своей однозначности привлекает к ним часть электората. Оценивая перспективы дальнейшего развития цифровой экономики Германии, то их можно разделить на следующие группы: глобальные перспективы для развития государства и общества Германии в контексте общего вектора развития ЕС, усиления роли государства в мировом сообществе;национальные перспективы для развития государства и общества в контексте вектора политического развития Германии, усиления роли государственного сектора экономики, роль федерального правительства в землях ФРГ; частные перспективы, касающиеся граждан, пользователей товаров, государственных, образовательных, медицинских и других услуг;так же перспективном можно считать развитие двухструнных контактов во внешней политике Германии, в том числе и с РФ.Список литературыАзизкулов Д. М. Цифровая экономика: понятие, особенности и перспективы на российском рынке / Д. М. Азизкулов // Вектор экономики. – 2018. – № 3 (21). – С. 62Белов В.Б. Германия – сложный поиск новой промышленной стратегии // Современная Европа. № 4. 2019. — С. 27-36 Волков С. Четвертая промышленная революция в контексте регионального развития: тенденции и ограничения [Текст]/ С. Волков // Экономист. - 2018. - № 8. - С. 76-82 Выборы в Европарламент – 2019: национальные ответы на дилеммы европейской интеграции / Под ред. Ю.Д. Квашнина, А.К. Кудрявцева, Н.С. Плевако, В.Я. Швейцера – М.: ИМЭМО РАН, ИЕ РАН, 2019. – 178 с.Гончаров С.С. Цифровизация изначальная / беседовал В.Букатин // Эксперт-Сибирь. - 2018. - N 13-14. - С.20-23.Грамматчиков А. Золотой век «цифры». Наступает? / А.Грамматчиков, Т.Гурова // Междунар. публ. и частное право. - 2017. - N 3. - С.10-15.Гнилицкий А. А. Цифровая экономика как будущее развития глобальной экономической системы / А. А. Гнилицкая, О. А. Смирнова // Профессиональные компетенции государственных служащих : формирование и развитие : материалы Всерос. науч.практ. конф. – Воронеж, 2018. – С. 66–73Журкин В.В., Носов М.Г. Дональд Трамп и Европа // Современная Европа, 2018 N  4, С. 1733.Игнатов А.А. (2020) Цифровая экономика в БРИКС: перспективы многостороннего сотрудничества // Вестник международных организаций. Т. 15. № 1. С. 31–62 Индикаторы инновационной деятельности: 2018 / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 344 с.Когденко, В. Г. Особенности анализа компаний цифровой экономики [Текст] / В. Г. Когденко // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - № 3. - С. 424-438.Колодняя, Г. Цифровая экономика: особенности развития в России [Текст] / Г. Колодняя // Экономист. - 2018. - № 4. - С. 64-69.Коровин Г. Б. Социальные и экономические аспекты цифровизации в России // Журнал экономической теории. - 2019. -№ 1. - С. 1-11Кондратьева Н.Б. Многолетние финансовые рамки и цифровая стратегия: обсуждение затягивается // Европейский Союз: факты и комментарии. № 9. 2020 г. – С. 19-22 Ларионова М.В. Ханчжоуский консенсус: наследие для Китая, «Группы двадцати» и мира // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12 С. 122-179. Никонова А. Потенциал и инструменты роста инновационных производств в процессе формирования нового уклада экономики [Текст] : системный подход / А. Никонова // Экономист. - 2018. - № 10. - С. 20-39.Пичков О. Б. Риски и несовершенства развития цифровой экономики на современном этапе [Текст] / О. Б. Пичков, А. А. Уланов // Страховое дело. - 2017. - № 11. - С. 3-8. Попов T. Анализ трендов развития цифровой экономики [Текст] / T. Попов, К. Семячков // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - № 10. - С. 82-91Процессы цифровизациив современном социуме: тенденции и перспективы развития / [редкол.: И.В. Дарда (пред.) и др.].– М.: РИД Российского нового университета, 2019.Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: ООО «АльянсПринт», 2019. - 368 с.Россия и страны члены Европейского союза. 2019./ Росстат. – M., 2019. – 94 c. Смитенко Б.М., Лукьянович Н.В. Мировая экономика в 2 ч. / Б. М. Смитиенко; под ред. Б. М. Смитиенко, Н. В. Лукьянович. — 4-е изд.,— М.: Юрайт, 2019. —169 с.Табунщиков, Ю. А. Цифровизация экономики - тенденция глобального масштаба [Текст] / Ю. А. Табунщиков // Энергосбережение. - 2018. - № 7. – С 8-10Тенденции развития экономики и промышленности в условиях цифровизации / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 658 сШваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Издательство «Э», 2017.Чалдаева, Л. Цифровая экономика: вчера, сегодня и завтра [Текст] / Л. Чалдаева // Экономист. - 2018. - № 4. - С. 80-85.Федякина Л.Н. Международные экономические отношения / Л. Н. Федякина. — М.: Юрайт, 2016. —243 с.Филин С.А. Организационно-управленческие инновации как основа цифровой экономики / С.А.Филин, А.Ж.Якушев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т.14, вып.7. - С.1319-1332.Циренщиков В.С. Стратегия цифровизации Европы // Европейский Союз: факты и комментарии. № 99. 2020 г. – С. 22-26Цифровая экономика: 2019 / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 96 с. Цифровая экономика / Г.Г. Головенчик, М.М. Ковалев. – Минск: Изд. центр БГУ, 2019. – 395 сЦифровая экономика / И. А. Хасаншин, А. А. Куцряшов, Е. В. Кузьмин и др.; Под ред. И. А. Хасаншина. - М.: Горячая линия - Телеком, 2019. – с. 123Экономика и политика Германии: через год после выборов / [В.П. Фёдоров и др. ; отв. ред. Е.П. Тимошенкова]. – М. : Ин-т Европы РАН , 2019. – 134 с. Анализ и прогноз: журнал ИМЭМО РАН / AnalysisandForecasting/ IMEMO Journal [Электронный ресурс] URL: https://www.afjournal.ru/files/File/2019-3/IMEMO_Journa_2019_3.pdfБелов В.Б. Сотрудничество России и Германии в области цифровизации экономики [электронный ресурс]URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2018/an106.pdfЕвропейская экономическая комиссия. Двухгодичный доклад (28 апреля 2017 года – 10 апреля 2019 года). [Электронный ресурс] URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/commission/2019/E_2019_37-1906911R.pdfДоклад ЮНКТАД о цифровой экономике, 2019 [Электронный ресурс]URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_overview_ru.pdfДоклад Межправительственной группы экспертов по электронной торговле и цифровой экономике о работе ее третьей сессии, проходившей 3–5 апреля 2019 года во Дворце Наций в Женеве [Электронный ресурс] URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/tdb_ede3d3_ru.pdfТрансформация партийно- политического ландшафта в Европе в условиях нового миропорядка [Электронный ресурс]URL: https://riss.ru/images/pdf/journal/2019/4/04.pdfЦифровизация политического пространства [Электронный ресурс] URL: http://politbook.online/images/pdf/PolitBook2019_Issue_4.pdfЭкономика ЕС в условиях ухудшения мировой конъюнктуры. [Электронный ресурс] URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BME_feb_2020_web.pdfDigitalPaktSchule von Bund und Ländern. GemeinsameErklärung. [Электронныйресурс] URL: https://www.dstgb.de/dstgb/Homepage/Aktuelles/2017/DStGB%20zu%20den%20Eckpunkten%20 der%20BundL%C3%A4nder%20Vereinbarung%20%E2%80%9EDigitalPaktSchule%E2%80%9C/Ergebnis_Ec kpunkte_St-AG_230517.pdf EFI – ExpertenkommissionForschung und Innovation (2018): GutachtenzuForschung, Innovation und technologischerLeistungsfähigkeitDeutschlands 2018, Berlin: EFI. S.15. [Электронныйресурс] URL: https://www.e-fi.de/fileadmin/Gutachten_2018/EFI_Gutachten_2018.pdfEinneuerAufbruchfür Europa. EineneueDynamikfür Deutschland. EinneuerZusammenhaltfürunser Land. Koalitionsvertragzwischen CDU, CSU und SPD. Berlin, 7. Februar 2018, S.48 Gesucht: Digitalminister (m/w). Wirfordern die Parteivorsitzenden von CDU, CSU und SPD auf eine/n Digitalminister/in zuernennen. [электронныйресурс] URL: https://digitalministerium.org/IKT-Strategie der Bundesregierung«Deutschland Digital 2015», BundesministeriumfürWirtschaft und Technologie (BMWi), Berlin, November 2010. [Электронныйресурс] URL: https://www.dstgb.de/dstgb/Homepage/Schwerpunkte/Breitbandinfrastruktur/Archiv/%22Deutschla nd%20Digital%202015%22/Digital%20Strategie%202015.pdfThe Boston Consulting Group [Электронныйресурс] URL: http://image-src.bcg.com/Images/BCG-ReviewMay-2016_tcm27-157057.pdf

Список литературы

1. Азизкулов Д. М. Цифровая экономика: понятие, особенности и перспективы на российском рынке / Д. М. Азизкулов // Вектор экономики. – 2018. – № 3 (21). – С. 62
2. Белов В.Б. Германия – сложный поиск новой промышленной стратегии // Современная Европа. № 4. 2019. — С. 27-36
3. Волков С. Четвертая промышленная революция в контексте регионального развития: тенденции и ограничения [Текст]/ С. Волков // Экономист. - 2018. - № 8. - С. 76-82
4. Выборы в Европарламент – 2019: национальные ответы на дилеммы европейской интеграции / Под ред. Ю.Д. Квашнина, А.К. Кудрявцева, Н.С. Плевако, В.Я. Швейцера – М.: ИМЭМО РАН, ИЕ РАН, 2019. – 178 с.
5. Гончаров С.С. Цифровизация изначальная / беседовал В.Букатин // Эксперт-Сибирь. - 2018. - N 13-14. - С.20-23.
6. Грамматчиков А. Золотой век «цифры». Наступает? / А.Грамматчиков, Т.Гурова // Междунар. публ. и частное право. - 2017. - N 3. - С.10-15.
7. Гнилицкий А. А. Цифровая экономика как будущее развития глобальной экономической системы / А. А. Гнилицкая, О. А. Смирнова // Профессиональные компетенции государственных служащих : формирование и развитие : материалы Всерос. науч.практ. конф. – Воронеж, 2018. – С. 66–73
8. Журкин В.В., Носов М.Г. Дональд Трамп и Европа // Современная Европа, 2018 N 4, С. 1733.
9. Игнатов А.А. (2020) Цифровая экономика в БРИКС: перспективы многостороннего сотрудничества // Вестник международных организаций. Т. 15. № 1. С. 31–62
10. Индикаторы инновационной деятельности: 2018 / Н. В. Городникова, Л.М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 344 с.
11. Когденко, В. Г. Особенности анализа компаний цифровой экономики [Текст] / В. Г. Когденко // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - № 3. - С. 424-438.
12. Колодняя, Г. Цифровая экономика: особенности развития в России [Текст] / Г. Колодняя // Экономист. - 2018. - № 4. - С. 64-69.
13. Коровин Г. Б. Социальные и экономические аспекты цифровизации в России // Журнал экономической теории. - 2019. -№ 1. - С. 1-11
14. Кондратьева Н.Б. Многолетние финансовые рамки и цифровая стратегия: обсуждение затягивается // Европейский Союз: факты и комментарии. № 9. 2020 г. – С. 19-22
15. Ларионова М.В. Ханчжоуский консенсус: наследие для Китая, «Группы двадцати» и мира // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12 С. 122-179.
16. Никонова А. Потенциал и инструменты роста инновационных производств в процессе формирования нового уклада экономики [Текст] : системный подход / А. Никонова // Экономист. - 2018. - № 10. - С. 20-39.
17. Пичков О. Б. Риски и несовершенства развития цифровой экономики на современном этапе [Текст] / О. Б. Пичков, А. А. Уланов // Страховое дело. - 2017. - № 11. - С. 3-8.
18. Попов T. Анализ трендов развития цифровой экономики [Текст] / T. Попов, К. Семячков // Проблемы теории и практики управления. - 2017. - № 10. - С. 82-91
19. Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития / [редкол.: И.В. Дарда (пред.) и др.].– М.: РИД Российского нового университета, 2019.
20. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: ООО «АльянсПринт», 2019. - 368 с.
21. Россия и страны члены Европейского союза. 2019./ Росстат. – M., 2019. – 94 c.
22. Смитенко Б.М., Лукьянович Н.В. Мировая экономика в 2 ч. / Б. М. Смитиенко; под ред. Б. М. Смитиенко, Н. В. Лукьянович. — 4-е изд.,— М.: Юрайт, 2019. —169 с.
23. Табунщиков, Ю. А. Цифровизация экономики - тенденция глобального масштаба [Текст] / Ю. А. Табунщиков // Энергосбережение. - 2018. - № 7. – С 8-10
24. Тенденции развития экономики и промышленности в условиях цифровизации / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. – СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 658 с
25. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Издательство «Э», 2017.
26. Чалдаева, Л. Цифровая экономика: вчера, сегодня и завтра [Текст] / Л. Чалдаева // Экономист. - 2018. - № 4. - С. 80-85.
27. Федякина Л.Н. Международные экономические отношения / Л. Н. Федякина. — М.: Юрайт, 2016. —243 с.
28. Филин С.А. Организационно-управленческие инновации как основа цифровой экономики / С.А.Филин, А.Ж.Якушев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т.14, вып.7. - С.1319-1332.
29. Циренщиков В.С. Стратегия цифровизации Европы // Европейский Союз: факты и комментарии. № 99. 2020 г. – С. 22-26
30. Цифровая экономика: 2019 / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 96 с.
31. Цифровая экономика / Г.Г. Головенчик, М.М. Ковалев. – Минск: Изд. центр БГУ, 2019. – 395 с
32. Цифровая экономика / И. А. Хасаншин, А. А. Куцряшов, Е. В. Кузьмин и др.; Под ред. И. А. Хасаншина. - М.: Горячая линия - Телеком, 2019. – с. 123
33. Экономика и политика Германии: через год после выборов / [В.П. Фёдоров и др. ; отв. ред. Е.П. Тимошенкова]. – М. : Ин-т Европы РАН , 2019. – 134 с.
34. Анализ и прогноз: журнал ИМЭМО РАН / Analysis and Forecasting/ IMEMO Journal [Электронный ресурс] URL: https://www.afjournal.ru/files/File/2019-3/IMEMO_Journa_2019_3.pdf
35. Белов В.Б. Сотрудничество России и Германии в области цифровизации экономики [электронный ресурс] URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2018/an106.pdf
36. Европейская экономическая комиссия. Двухгодичный доклад (28 апреля 2017 года – 10 апреля 2019 года). [Электронный ресурс] URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/commission/2019/E_2019_37-1906911R.pdf
37. Доклад ЮНКТАД о цифровой экономике, 2019 [Электронный ресурс] URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/der2019_overview_ru.pdf
38. Доклад Межправительственной группы экспертов по электронной торговле и цифровой экономике о работе ее третьей сессии, проходившей 3–5 апреля 2019 года во Дворце Наций в Женеве [Электронный ресурс] URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/tdb_ede3d3_ru.pdf
39. Трансформация партийно- политического ландшафта в Европе в условиях нового миропорядка [Электронный ресурс] URL: https://riss.ru/images/pdf/journal/2019/4/04.pdf
40. Цифровизация политического пространства [Электронный ресурс] URL: http://politbook.online/images/pdf/PolitBook2019_Issue_4.pdf
41. Экономика ЕС в условиях ухудшения мировой конъюнктуры. [Электронный ресурс] URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BME_feb_2020_web.pdf
42. DigitalPakt Schule von Bund und Ländern. Gemeinsame Erklärung. [Электронный ресурс] URL: https://www.dstgb.de/dstgb/Homepage/Aktuelles/2017/DStGB%20zu%20den%20Eckpunkten%20 der%20BundL%C3%A4nder%20Vereinbarung%20%E2%80%9EDigitalPaktSchule%E2%80%9C/Ergebnis_Ec kpunkte_St-AG_230517.pdf
43. EFI – Expertenkommission Forschung und Innovation (2018): Gutachten zu Forschung, Innovation und technologischer Leistungsfähigkeit Deutschlands 2018, Berlin: EFI. S.15. [Электронный ресурс] URL: https://www.e-fi.de/fileadmin/Gutachten_2018/EFI_Gutachten_2018.pdf
44. Ein neuer Aufbruch für Europa. Eine neue Dynamik für Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. Berlin, 7. Februar 2018, S.48 Gesucht: Digitalminister (m/w). Wir fordern die Parteivorsitzenden von CDU, CSU und SPD auf eine/n Digitalminister/in zu ernennen. [электронный ресурс] URL: https://digitalministerium.org/
45. IKT-Strategie der Bundesregierung «Deutschland Digital 2015», Bundesministerium für Wirtschaft und Technologie (BMWi), Berlin, November 2010. [Электронный ресурс] URL: https://www.dstgb.de/dstgb/Homepage/Schwerpunkte/Breitbandinfrastruktur/Archiv/%22Deutschla nd%20Digital%202015%22/Digital%20Strategie%202015.pdf
46. The Boston Consulting Group [Электронный ресурс] URL: http://image-src.bcg.com/Images/BCG-ReviewMay-2016_tcm27-157057.pdf

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе цифровой трансформации экономики?

Основные теоретические основы цифровой трансформации экономики включают в себя понятия цифровой экономики, цифровой революции и цифровых технологий. Цифровая экономика представляет собой новую глобальную парадигму развития, основанную на использовании информационных и коммуникационных технологий для создания, распространения и использования информации. Цифровая революция означает переход от индустриальной экономики к цифровой, а цифровые технологии - это инструменты и методы обработки, хранения и передачи информации с использованием электронных средств и компьютерных систем.

Какая модель развития концепции цифровой экономики существует?

Модель развития концепции цифровой экономики предполагает создание интегрированной системы, которая объединяет цифровые инновации, цифровую инфраструктуру, цифровые навыки и цифровые услуги. Эта модель включает в себя различные аспекты, такие как развитие цифровых технологий, создание электронной инфраструктуры, формирование цифровых навыков у населения и предоставление цифровых услуг для обеспечения устойчивого развития экономики.

Какие современные мировые тенденции развития цифровой трансформации экономики существуют?

Современные мировые тенденции развития цифровой трансформации экономики включают в себя такие аспекты, как развитие и использование искусственного интеллекта, расширение интернета вещей, развитие облачных технологий, цифровизация производства и управления. Также наблюдается увеличение использования цифровых платформ и сервисов, развитие электронной коммерции и цифровых финансовых технологий.

Какое было развитие цифровой трансформации экономики в ЕС?

Развитие цифровой трансформации экономики в ЕС происходило в условиях конъектурного сдвига, который включал в себя различные аспекты, такие как создание единого цифрового рынка, развитие цифровой инфраструктуры, содействие цифровым инновациям и стимулирование цифровых навыков в обществе. В рамках программы "Цифровая Европа 2020" были определены конкретные цели и меры по развитию цифровой экономики в ЕС.

В чем заключается концепция цифровой экономики?

Цифровая экономика представляет собой концепцию развития экономики, основанную на использовании информационных технологий и цифровых платформ.

Каковы основные тенденции развития цифровой трансформации экономики?

Основные тенденции развития цифровой трансформации экономики включают автоматизацию производства, развитие интернета вещей, анализ больших данных, развитие искусственного интеллекта и кибербезопасность.

Какое место занимает Германия в развитии цифровой экономики в ЕС?

Германия занимает ведущее место в развитии цифровой экономики в ЕС. Она является одной из крупнейших экономик в ЕС и активно инвестирует в развитие цифровых технологий и инфраструктуры.

Какую роль играет программа "Цифровая Европа 2020" в развитии цифровой трансформации экономики ЕС?

Программа "Цифровая Европа 2020" играет важную роль в развитии цифровой трансформации экономики ЕС. Она ориентирована на развитие цифровых технологий, повышение цифровой грамотности населения и создание благоприятной среды для развития цифровых инноваций.

Какие вызовы возникают при развитии цифровой трансформации экономики в ЕС?

При развитии цифровой трансформации экономики в ЕС возникают вызовы в области кибербезопасности, защиты данных, регулирования цифровых технологий и вопросов конкуренции на цифровом рынке.

Что такое цифровая экономика и как она влияет на развитие стран?

Цифровая экономика - это экономика, основанная на использовании цифровых технологий и интернета. Она влияет на развитие стран, обеспечивая новые возможности для бизнеса, инноваций, улучшения производительности и качества жизни. Цифровая экономика позволяет создавать новые рабочие места, развивать индустрию высоких технологий, повышать эффективность государственного управления и образования. Она также способствует расширению международных рынков и повышению конкурентоспособности стран.

Какие модели развития цифровой экономики существуют?

Существует несколько моделей развития цифровой экономики. Одна из них - модель развития цифрового предпринимательства, которая направлена на создание благоприятных условий для развития стартапов и инновационных проектов. Другая модель - развитие цифровой индустрии, которая заключается в преобразовании традиционных отраслей экономики с использованием цифровых технологий. Также существует модель развития цифровой инфраструктуры, которая основана на развитии сетевых и ИТ-инфраструктур для обеспечения доступа к интернету и цифровым услугам.