Постановка голоса и формирование вокальных навыков у детей младшего школьного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 45 45 страниц
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 22.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА И ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Понятие «постановка голоса» и «вокальные навыки» в современной музыкально-педагогической литературе 4
1.2. Особенности формирования вокальных навыков в младшем школьном возрасте 15
ГЛАВА 2. УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПОДБОР РЕПЕРТУАРА 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45



Фрагмент для ознакомления

Так же используются в репертуаре песни, связанные с датами календаря, песни о Родине, о человеческих подвигах, детские песни-игры, песни-забавы.Очень важно воспитывать у учащихся любовь к народной песне, так как народная песня - часть великой русской культуры, о возрождении и сохранении которой сейчас мы так много говорим. В народной песне сейчас мы слышим душу народа, познаем его национальный характер.Любой отбор песен лишь тогда достигает своей музыкально -воспитательной и учебной цели, если разучивание этих песен будет проводиться достаточно тщательно. В программе должны быть произведения медленные и быстрые, веселые и грустные.Требования к репертуару:Полезность для развития певческих способностей учащегося.Доступность / обучение и воспитание должны строиться на уровне возможностей учащихся, физических и моральных перегрузок/.Яркость музыкальных образов, контрастность произведений.Отбирая репертуар, прежде всего, нужно помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение - мощное средство эстетического, нравственного и патриотического воспитания учащихся. Поэтому произведения русской, зарубежной классики должны сочетаться с песнями современных композиторов и песнями народов мира разных жанров.Также необходимо знать и помнить, что при слишком сложном содержании, у учащихся наступает быстрое утомление, падает работоспособность, понижается мотивационный настрой, а при упрощении у детей снижается интерес к учению, а также не происходит развитие учебной работоспособности.Песни должны быть простые по форме, небольшие по продолжительности, допускающие элементы игры, учитывая вокальные возможности ребенка.Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей.Содержание певческого репертуара нацелено на развитие у детей позитивного отношения к окружающему миру через постижение ими эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.Любое вокальное занятие начинали с распевания, так как в процессе распевания формировалась и общая вокальная культура коллектива, которая включала в себя работу над дыханием, звуком, чистотой интонации, ансамблем и строем, дикцией, нюансировкой, устранением певческих дефектов и формирование навыков правильного звукообразования и звуковедения.Перед распеванием применяют комплекс упражнений для «разогрева» мышц, участвующих в звукообразовании, выполнялась артикуляционная гимнастика (покусать, «пошинковать» язык, щеки): «Влажная уборка во рту» - круговые движения языком по 10 раз в одну и в другую сторону;«Иголочка» - прокалывание щеки языком;«Конфетка» - «пососать» воображаемую конфетку с разными вкусами;«Гримасы» или «В зоопарке» - погримасничать в воображаемое зеркало; «Часики» - рот открыт, языкдвигается то вправо, то влево, имитируя движение стрелки часов;«Хобот» - губы вытянуты хоботом; «Лопаточка» - язык высунуть широко, «лопаткой»;«Лягушонок улыбается» - улыбаться как можно шире, «до ушей», максимально растягивая рот;«Лошадка» - цокать, работая языком, не двигая нижней челюстью и т.д.).Для маленьких детей характерен ключичный вид дыхания, потому на первых упражнениях мы попросили детей не поднимать плечи в период вдоха и постараться создавать его бесшумно. Совместно с первыми дыхательными упражнениями обучали правильно стоять и сидеть в период пения: корпус и голову держать непринужденно и прямо, руки опустить либо положить на колени, когда дети сидят. Нами использовались упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огородного («Понюхать цветок»), чтобы научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч.Важным фактором голосообразования у певцов является дыхание: «Школа пения - школа дыхания». На основе диафрагмального типа дыхания формируется смешанный тип дыхания, где употребляется все виды последнего (грудное, нижнереберное), не считая ключичного. Вдох - средством опускающейся диафрагмы. Для выработки у детей верного певческого дыхания мы использовали последующую игру. Певцы кладут руку на живот. Учитель, произнося коротко «раз»,одновременно поднимает руку вверх. Певцы делают вдох носом и удерживают дыхание. Рот закрыт. Живот как бы чуть выпячивается вперед. Потом задерживаем дыхание, пока дирижер не опустит руку не произнесет медленно «двааааа». Живот как бы «уходит» на место. Плечи не поднимать! Равномерно повышаем счет до 3, 5 и дальше. Если дирижер медленно поднимает руку - вдох делаем плавный, быстро - короткий.Упражнения для развития дыхания могут быть беззвуковыми и звуковыми. Когда у детей дыхательные мышцы вялые, расслабленные - нами примененялисьбеззвуковые упражнения, способствующие развитию конкретных мышц. Беззвуковые упражнения приносят пользу при условии, если не считаются самоцелью, а используются как физическая зарядка перед пением. Такими упражнениями на протяжении первого полугодия работы мы начинали практически каждое занятие. Они присваивают мышцам упругость и выносливость, могут помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха, не отвлекаясь на момент формирования звука»[1, с. 485].Приведем пример беззвуковых упражнений, для формирования правильного дыхания: тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат, небольшая задержка, выдох; «Испугайся» - упражнение полезно для развития опоры дыхания, диафрагмы, мышц брюшного пресса; Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе),необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи; Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность (равномерность) выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла.После беззвуковых упражнений берутся звуковые упражнения для формирования правильного певческого дыхания: активный вдох, задержка, длинный активный выдох на «с», в конце упражнения - сброс оставшегося воздуха; короткие активные выдохи на «ф» - хорошая тренировка для диафрагмы» [30, с. 71].Гласные звуки считаются основой пения. Конкретно на них вырабатываются все вокальные свойства голоса и техника. Гласный звук рождается в гортани благодаря сотрудничестве голосовых связок и дыхания. От правильного формирования гласных зависит искусство петь связно,прекрасным округлым звуком, согласные ведь играют огромную роль в искусстве дикции.Основное условие хорошего звучания гласных в младшем вокальном ансамбле - это неизменное стремление беречь высокую позицию звучания на всех звуках диапазона. Правильное формирование разных гласных у детей мы воспитывали постепенно. Целесообразнее всего начинать с гласного у, с которой мы и начали работу, что в процессе позволяет ребятам проще и резвее перейти от речевой к вокальной форме подачи звука. При произнесении данного гласного ротовая полость и глотка раскрыты обширно, пение совершается «на зевке» (поднимается небная занавеска).Также, у высвобождает голос от носового призвука, так как поднятое мягкое небо закрывает вход в носовую полость. Нами применялись такие упражнения:Упражнение 1Захр. ртом. У- Захр. ртам УЦель упражнений - обучение быстрому и незаметному вдоху и вокализация гласного звука у.И 3-ий мотив мы брали с замкнутым ртом, чтоб не допустить тусклого, затемненного звучания гласного звука. В пения с замкнутым ртом зубы разомкнуты, а во рту ощущение небольшого яблока, что нужно для поднятия мягкого неба. Мы постоянно осуществлялся контроль, чтоб губы не вытягивались чрезвычайно вперед, а артикуляция гласного у была естественной.Упражнение № 2Для придания гласному у большей звонкости к нему мы добавляли согласный к.В случае если у детей не выходило спеть первую фразу замкнутым ртом, мы пробовали ее спеть в точности так же как первую, а потом повторяли в начальном виде.Гласный о кроме того имеет огромное значение в вокальном воспитании, потому что данный звук не просит особого округления, при нем глотка хорошо открыта. Упражнения на гласные о и ё помогали нам выработать округлое, светлое головное звучание.Упражнение № 3Упражнение № 4Гласный и - более «высокий по позиции», близкий, ясный по звучанию, поэтому был нам полезен для устранения таковых недочетов, как тусклое иглухое звучание голоса. Он требует округления, другими словами приближения к ю либо ы. Ну а в случае зажатости звука его использование было очень усмотрительным, сначала надлежало направить свой взгляд на устранение данного недочета.В вокальной педагогике наиболее распространен гласный а. Он громкий по звучанию, просит наименьших усилий для образования, содействует раскрепощению голосового аппарата, освобождая его от зажатости и напряжения. При пении этого звука опускается нижняя челюсть, обширно раскрывается полость рта, глотка делается узкой. Хотя именно это самый пёстрый гласный, требующий округленности звучания, которая достигается путем его приближения к о.Пение отдельных гласных следовало постепенно переходить к их чередованию в таких упражнениях.Упражнение № 6В работе с младшими школьниками мы использовали русские народные песенки - попевки, что подсобляло вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу[45]. Не считая того, они обыкновенно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую детям не делать акцент на трудности интонирования.Упражнение № 7На первых упражнениях на простых попевках и маленьких вокальных упражнениях снова нам надлежало прослушать каждого ученика, узнать, какие у него есть недочеты. При лишней крикливости мы просили петь спокойно, тянуть звук, нами были предложены попевки и произведения размеренного характера, требующие мягкости, нежности при выполнении, нюанс p, mp, тесситура невысокая.В работе над дикцией нами были использованы скороговорки с употреблением различных словосочетаний с крещендо и диминуэндо, mp, pp, пение народных прибауток, построенных на одном-двух звуках: «Барашеньки», «Андрей-воробей»,«Бык - тупогуб». Ясность согласных находится в зависимости от артикуляционной физической активности языка.Условием хорошей дикции, выразительного пения считается осознание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении[20].Дефектными согласными обычно бывают Р, Л, С, Ш, Щ. Три последние исправляются в большинстве случаев легче, т. к. чаще это не природный дефект, а привычка неправильно произносить эти согласные. Буквы Р и Л поддаются исправлению хуже, т. к. возможной причины дефекта этих согласных может быть картавость из-за слишком короткой уздечки под языком, (в этом случае следует обратиться к врачу), либо же напряжение задней части языка, которое хорошо снимается при помощи зубных согласных. Нами было проведено такое упражнение:Упражнение № 8Приступая к вокальным упражнениям, мы не допускали подражания взрослому голосу, так как «взрослого» звучания все равно не получится, а голосовому аппарату ребенка будет нанесен вред.Вокальные упражнения были направлены на настройку голоса, на приведение сначала занятий голосового аппарата в рабочее состояние и вокально-техническое развитие голоса, подсобляющее одолевать вокальные трудности в произведениях. Начинали с упражнений, основанных на тонических трезвучиях и звукорядах в нисходящем движении. Как показывает практика, дети гораздо лучше напевают устойчивые ступени и именно сверху вниз, так как верхний звук, обладающий наиболее высокими частотами, физиологически вызывает большее раздражение в слуховой области центральной нервной системы, что содействует лучшей координации слуха с голосом и вырабатывает высокую позицию певческого звука.Голосовой диапазон детей 6 - 7 лет, в основном, не превышает октаву, и V ступень в До - мажоре и Ре - мажоре приходится как раз на середину диапазона, где находятся наиболее удобные и естественно звучащие звуки.Упражнение, в основу которого положено тоническое трезвучие, нами было предложено исполнять на легкое стаккато, а потом -легато. Не исключая упражнения со слогами, уделялось основное внимание попевкам со словами, чтоб дети не утрачивали интерес не ослабляли внимание. Все упражнения (и некоторые попевки) транспонировались по полутонам.Упражнение № 9Хоть какое упражнение, в отсутствии нарушения главной его структуры, быть может преднамеренно видоизменено в интересах лучшего решения стоящей перед преподавателем задачи. Это разрешает дифференцировать их по партиям в ансамбле и осуществлять личный подход к ученикам. Преподаватель сможет назначать певцам разные «дозы» каких- нибудь фонем, размещая их на крепкой либо слабенькой доле такта, на длительном либо маленьком звуке, на стабильной либо неуравновешенной ступени лада.Предстоящее усложнение материала находится в зависимости от ступени усвоения предшествующего и подготовленности детей. Разучивали новую песню сходу после распевания. Сначала преподаватель исполнял песню сам, потом совместно с учащимся разбирал содержание, объясняя ребенку значение неизвестных слов, в случае если таковые встречаются. Для наиболее удачного разучивания нами вычленялся из песни сложный материал и включался в упражнения, поющие сначала урока. В случае если ребенка получалось заинтересовать произведением, то техника усваивалась им легко и непринужденно.Педагог обязан знать, что при невозможности строгой классификации художественного материала может быть полезна долгая вокальная работа над небольшим количеством отобранных песен. Неоднократное выполнение одинакового материала делает подходящие условия для тренировки голосового аппарата, для улучшения навыков пения.Отобранные песни должны различаться выразительной, но легкой, светлой в ладовом отношении мелодией с небольшим диапазоном;немногословным и поэтическим образным текстом, лучше с повторениями; вокальностью текста, с минимальным количеством на первом этапе гласных «е» и «и» на сильной доле.Занятия в ансамбле необходимо начинать с двухголосных, лучше народных песен. Мелодически они обычно легче одноголосных, а второй голос вращается около тоники, что способствует развитию ладового чувства. Текст их наиболее слит с мелодией в певческом отношении.Полезно начинать разучивание со второго голоса. Что и ведет к тому, что учащиеся, коим позволяет диапазон и у каких есть естественное стремление петь выше, сами «подстраиваются», обретают первый голос. Непосредственная манера пения в таковой работе естественно выявляет и тип голоса [28].Разучивание песни должно быть естественным продолжением вокальной работы над упражнениями. Художественный образ, ставящий перед учениками наиболее сложные исполнительские задачи, выявляется сначала средствами вокала. В практике данная ценнейшая часть работы нередко отодвигается на 2-ой план. Хотя песня и выучивается гораздо быстрее, и помнится гораздо лучше, когда при всем этом проводится планомерная и кропотливая работа над певческой стороной. Вот тогда включаются в действие почти все и разнообразные «рычаги»: эмоциональность, воображение, сознательность, артистизм, творческое начало.Работа над произведением, обычно, ведется в тесситуре наиболее низкой, нежели та, в какой оно потом станет осуществляться. Тональность выбирается соответственно характеру и состоянию голосов поющих.Работу над тяжело вокализируемыми словами, причем даже отдельными гласными проще проводить по типу «деления на доли», беря во внимание при всем этом закономерности вокализации, позиционные характеристики гласных и другие.Как демонстрируют исследования Н.Д. Орловой, чувственная настроенность и вокальная готовность к пению - принципиальные условия,обеспечивающие обычное звучание детского певческого голоса. Исследования Н.Д. Орловой показали, собственно более разумное и здоровое пение в коллективном обучении это, при котором работает весь непростой нервно-двигательный голосообразующий аппарат. При этих условиях может быть постепенное и постоянное улучшение эмоционального исполнения вокально-хорового коллектива.Песни для младших школьников отвечали следующим требованиям: имели художественную ценность; соответствовали возрасту детей по содержанию; имели удобную тесситуру; имели динамический диапазон в пределах p-mf; мелодия вокально удобная, не включая крайних нот диапазона и, желательно, чтобы мелодия дублировалась в аккомпанементе; ритмические трудности не превышали возможности маленьких певцов; песня должна ребенку нравится.ЗАКЛЮЧЕНИЕК основным навыкам пения относятся: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция, эмоциональная выразительность исполнения. В основе каждого навыка лежит совокупность певческих действий, которые должны выполняться точно всеми учениками. Развитие певческого голоса детей тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.Процесс овладения определенными умениями и навыками способствует развитию творчества, в свою очередь творчество в процессе формирования умений и навыков является непременным условием эффективности их формирования.Основными вокальными навыками являются певческое дыхание, певческое звукообразование и певческая дикция. Именно эти элементы искусства пения представляют тот фундамент, на котором зиждется искусство художественного коллективного пения. В процессе работы с вокальным ансамблем эти органически связанные между собой элементы голосообразования разделяются условно.Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий дляраскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.Завершающим этапом выпускной квалификационной работы была опытно-поисковая работа, включающая в себя три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.В процессе опытно - поисковой работы были определены три уровня развития певческого голоса: высокий, средний и низкий. На основании результатов проведенного исследования в соответствии с поставленной целью была выявлена положительная динамика формирования навыков пения у младших школьников.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлиев Ю.Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М. : ВЛАДОС, 1975. 332 с.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи // Развитие детского госа. М. : Музыка, 1963.37 сАпраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Музыка, 1983. 224 сАпраксина О.А., Орлова Н.Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М. : Музыка, 1971. 278 с.,Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. М.:Музгис, 1953. 72 с.Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: Музыка, 1953.96 с.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М. : Академия, 2000. 192 с.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс] : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00- 02/dissertaciya-muzykalno-pevcheskoe-razvitie-detey-srednego-shkolnogo- vozrasta-v-protsesse-vokalnogo obucheniya#ixzz34Ui66wzR].Ветлугина Н.А. Музыкальноеразвитие ребенка. М. :росвещение, 1968. 413 с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1967. 93 с.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология. М. :Венгрус, 1979. 32 с.Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. 367 с., с. 77Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 1968.673 с.Добровольская Н.М., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М. : Музыка, 1972. 58 с.Добрынина М. Об условиях и некоторых принципах воспитания чистой интонации у певцов. Вопросы физиологии пения и вокальная методика Вып.15. М. : ВЛАДОС, 1969. 178 с.Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. М. : Академия, 2002. 464 с.Емельянов В. В. Развитие голоса. СПб. : Музыка, 1997. 218 с.Емельянов В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 23 с.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего и среднего возраста. М. : ВЛАДОС, 2000. 194 с.Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М. : 2003. 672 с.Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. Л. :Гос.муз.изд., 1939. 19 с.Макаренко А.С. Педагогические сочинения, Т.8. М. : Педагогика, 1986. 354 с.Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л. : Музыка, 1967. 88 с.Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М.: Просвещение, 1987. 96 с.Морозов В. П. Искусство резонансного пения: об основных принципах развития резонансного пения у детей // Музыка в школе. 2003. №№ 2, 3Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М. : Музыка, 1965. 207 с.Назаренко И.К. Искусство пения. М. : Музыка, 1968. 57 с.Немов Р.С. Психология .М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. 496 с.Огороднов Д. Е. Музыкально - певческое воспитание детей в школе // Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / сост. О. А. Апраскина. М. : Просвещение, 1990. 206 с.Осеннева М.С., Самарин В.А.,.Уколова Л.И. Методика работы с детским вокальным коллективом. М. : Музыка, 1999.351 с.Орлова Т.М. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1988. 141 с.Павлищева О.Н. Методика постановки голоса. М.: Музыка, 1964,105 с.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка М. : Просвещение, 1994. 315 с.Платонов К.К. О системе психологии. М. : Мысль, 1972. 216 с.Плужников К.И. Механика пения. СПб. : Композитор, 2004. 88 с.Сергеев А.А. Воспитание детского голоса / под ред. В.А. Багадуров. М. : АПН РСФСР, 1950. 167 с.Соколов, В. Г. Работа с хором. М. : Музыка, 1983. 57 с.Струве Г. А. Школьный хор : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1981. 200 с.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. : Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. 270 сСтулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М. : ВЛАДОС, 2002. 253 с.Стулова Г.П. Хоровой класс (Теория и практика вокальной работы в дет.хоре): учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2119 / Г. П. Стулова. М. : Просвещение, 1988. 126 с.Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М. : Музыка, 1982. 70-89 с.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М. : АПН РСФСР, 1947. 355 сШаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М. :Гардарики, 2005. 349 сШаповалова О. А. Музыкальный энциклопедический словарь. М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2003. 696 с.Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск . Версия, 1998. 256 с.Шоломович С.М., Руднеченко И.Н., Зинич Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду. Изд. 3, испр, доп. Киев :МузичнаУкрайина, 1985. 144 с.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 сЮссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса М. : Музыка, 1974. 264 с.Яранцева, Я. Г. Воспитание вокалиста : учебно-методич. пособие / Я. Г. Яранцева. Вологда, 2006. 85 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев Ю.Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М. : ВЛАДОС, 1975. 332 с.
2. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи // Развитие детского госа. М. : Музыка, 1963.37 с
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Музыка, 1983. 224 с
4. Апраксина О.А., Орлова Н.Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М. : Музыка, 1971. 278 с.,
5. Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. М.:Музгис, 1953. 72 с.
6. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: Музыка, 1953. 96 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М. : Академия, 2000. 192 с.
8. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс] : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00- 02/dissertaciya-muzykalno-pevcheskoe-razvitie-detey-srednego-shkolnogo- vozrasta-v-protsesse-vokalnogo obucheniya#ixzz34Ui66wzR].
9. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М. : росвещение, 1968. 413 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1967. 93 с.
11. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология. М. : Венгрус, 1979. 32 с.
12. Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе. М. : Просвещение, 1989. 367 с., с. 77
13. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 1968. 673 с.
14. Добровольская Н.М., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М. : Музыка, 1972. 58 с.
15. Добрынина М. Об условиях и некоторых принципах воспитания чистой интонации у певцов. Вопросы физиологии пения и вокальная методика Вып.15. М. : ВЛАДОС, 1969. 178 с.
16. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. М. : Академия, 2002. 464 с.
17. Емельянов В. В. Развитие голоса. СПб. : Музыка, 1997. 218 с.
18. Емельянов В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 23 с.
19. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего и среднего возраста. М. : ВЛАДОС, 2000. 194 с.
20. Зинченко В.П. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М. : 2003. 672 с.
21. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. Л. : Гос.муз.изд., 1939. 19 с.
22. Макаренко А.С. Педагогические сочинения, Т.8. М. : Педагогика, 1986. 354 с.
23. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л. : Музыка, 1967. 88 с.
24. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М.: Просвещение, 1987. 96 с.
25. Морозов В. П. Искусство резонансного пения: об основных принципах развития резонансного пения у детей // Музыка в школе. 2003. №№ 2, 3Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М. : Музыка, 1965. 207 с.
26. Назаренко И.К. Искусство пения. М. : Музыка, 1968. 57 с.
27. Немов Р.С. Психология . М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. 496 с.
28. Огороднов Д. Е. Музыкально - певческое воспитание детей в школе // Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / сост. О. А. Апраскина. М. : Просвещение, 1990. 206 с.
29. Осеннева М.С., Самарин В.А.,. Уколова Л.И. Методика работы с детским вокальным коллективом. М. : Музыка, 1999.351 с.
30. Орлова Т.М. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1988. 141 с.
31. Павлищева О.Н. Методика постановки голоса. М.: Музыка, 1964, 105 с.
32. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка М. : Просвещение, 1994. 315 с.
33. Платонов К.К. О системе психологии. М. : Мысль, 1972. 216 с.
34. Плужников К.И. Механика пения. СПб. : Композитор, 2004. 88 с.
35. Сергеев А.А. Воспитание детского голоса / под ред. В.А. Багадуров. М. : АПН РСФСР, 1950. 167 с.
36. Соколов, В. Г. Работа с хором. М. : Музыка, 1983. 57 с.
37. Струве Г. А. Школьный хор : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1981. 200 с.
38. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. : Прометей МПГУ им. В.И. Ленина, 1992. 270 с
39. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М. : ВЛАДОС, 2002. 253 с.
40. Стулова Г.П. Хоровой класс (Теория и практика вокальной работы в дет.хоре): учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2119 / Г. П. Стулова. М. : Просвещение, 1988. 126 с.
41. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М. : Музыка, 1982. 70-89 с.
42. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М. : АПН РСФСР, 1947. 355 с
43. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М. : Гардарики, 2005. 349 с
44. Шаповалова О. А. Музыкальный энциклопедический словарь. М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2003. 696 с.
45. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск . Версия, 1998. 256 с.
46. Шоломович С.М., Руднеченко И.Н., Зинич Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду. Изд. 3, испр, доп. Киев : Музична Украйина, 1985. 144 с.
47. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989. 560 с
48. Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса М. : Музыка, 1974. 264 с.
49. Яранцева, Я. Г. Воспитание вокалиста : учебно-методич. пособие / Я. Г. Яранцева. Вологда, 2006. 85 с.


Вопрос-ответ:

Какие теоретические предпосылки существуют по постановке голоса и формированию вокальных навыков у детей младшего школьного возраста?

В современной музыкально-педагогической литературе обсуждаются такие понятия, как постановка голоса и вокальные навыки. Они играют важную роль в формировании голоса у детей младшего школьного возраста. Существуют различные теоретические предпосылки, которые помогают понять процесс развития голоса и вокальных навыков у детей этого возраста.

Какие особенности существуют при формировании вокальных навыков у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста существуют определенные особенности в формировании и развитии вокальных навыков. В этом возрасте дети начинают осознавать свой голос и учатся использовать его для пения. Они могут испытывать определенные трудности в контроле и постановке голоса, поэтому им нужна профессиональная помощь и подбор упражнений.

Какие упражнения помогают формировать вокальные навыки у детей младшего школьного возраста?

Для формирования вокальных навыков у детей младшего школьного возраста рекомендуется проводить специальные упражнения. Эти упражнения включают различные элементы: от разогрева голосовых связок до развития дыхания и артикуляции. Они помогают детям освоить основы правильной постановки голоса и развить свои вокальные возможности.

Что означает понятие "постановка голоса" и как она связана с вокальными навыками у детей младшего школьного возраста?

Под постановкой голоса понимается процесс формирования и развития голоса у человека. При правильной постановке голоса человек может достигнуть высокого уровня вокальных навыков. У детей младшего школьного возраста этот процесс особенно важен, так как их голос еще только развивается, и им нужно научиться правильно использовать свои вокальные возможности.

Какие вокальные навыки формируются у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста формируются основные вокальные навыки, такие как правильное дыхание, артикуляция, интонация, ритмичность и др.

Каково понятие постановка голоса и вокальные навыки в современной музыкально-педагогической литературе?

В современной музыкально-педагогической литературе под постановкой голоса понимается формирование голосового аппарата и освоение вокальных навыков, которые учащийся приобретает в процессе обучения музыке.

Какие особенности формирования вокальных навыков в младшем школьном возрасте?

В младшем школьном возрасте особенности формирования вокальных навыков заключаются в том, что дети находятся на стадии развития своего голоса, поэтому требуется особое внимание к правильной постановке дыхания, формированию ясной артикуляции и плавной интонации.

Какие упражнения помогают формированию вокальных навыков у младших школьников?

Для формирования вокальных навыков у младших школьников можно использовать различные упражнения, такие как дыхательные гимнастики, музыкальные игры на развитие артикуляции и интонации, а также тренировки на правильное дыхание и ритмичность.

Каким репертуаром можно пользоваться для формирования вокальных навыков у младших школьников?

Для формирования вокальных навыков у младших школьников можно использовать разнообразный репертуар, включающий детские песни, народные песни, популярные музыкальные композиции, адаптированные к детским голосам. Важно выбирать песни, которые соответствуют возрастным особенностям и интересам детей.

Что такое постановка голоса и вокальные навыки?

Постановка голоса - это процесс формирования правильного дыхания, артикуляции и интонации при пении. Вокальные навыки включают в себя развитие слуха, ритма, музыкальной памяти и голосовых возможностей.