Методика преподавания иностранного языка
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 23.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Социально-экономические предпосылки возникновения методического направления 4
2. Уровень развития смежных с методикой наук и степень их влияния на лингвистическое и психологическое обоснование соответствующей методической системы 8
3. Роль наиболее видных представителей данного направления в развитии идей метода и его популяризации 9
4. Конкретная характеристика целей, содержания, принципов и технологии обучения 11
5. Анализ достоинств и недостатков 15
Заключение 16
Список литературы 17
П. Хэгболдт в своих теоретических трудах формулирует психологические и методические принципы обучения и большое внимание уделяет их обоснованию.
Под принципами обучения понимают начальные дидактические положения, которые отражают общие закономерности процесса обучения и придают этому процессу направление на развитие личности.
Посредством формулирования принципов обучения педагог раскрывает для себя теорию планирования учебного процесса и алгоритмы управления этим процессом. Эти принципы должны лечь в основу позиций и установок, которые определяют организацию учебного процесса и его постоянную оптимизацию.
Активное использование принципов обучения помогает:
организовать учебный процесс оптимальным образом;
учитывать значимые закономерности этого процесса;
четко определиться с целями и задачами;
отдать предпочтение наиболее подходящим формам и методам обучения;
соблюдать поэтапность в процессе обучения;
активно взаимодействовать с другими участниками процесса.
Большинство принципов обучения является универсальными для учебных заведений любого уровня и профиля, так как они включают наиболее важные положения, определяемые требованиями к содержанию, организации и методике обучения.
Основные закономерности обучения – это:
систематичность;
последовательность;
наглядность;
активность со стороны учащихся;
комплексность;
оптимальный уровень трудности;
прочность овладения навыками;
обучение групповой и индивидуальной работе.
Активное вовлечение учеников в работу, их сознательное отношение создают атмосферу самостоятельности и ответственности. Это стимулирует познавательную деятельность, стремление проявлять инициативу, искать творческие подходы.
Наглядность по своему содержанию должна соответствовать возрасту учеников и требованиям педагогической психологии. Комплексный подход, систематичность занятий и последовательность позволяют получить устойчивую систему знаний. Особенно эффективно работает подход, при котором новые знания связываются с уже усвоенными. Со стороны педагога должен быть постоянный контроль результатов работы учеников.
Обучение не должно быть легким. Уровень трудности определяется умственными и физическими возможностями учащихся и их начальным уровнем подготовки. В связи с этим поэтапное изучение материала в педагогике реализуется на основе принципа от простого к сложному.
Прочность овладения навыками и знаниями во многом зависит от понимания учащимися значения учебного материала для жизни в социуме и дальнейшей работе. Это дает установку на запоминание материала. Также не последнюю роль в закреплении полученных знаний играет систематическое повторение пройденного.
К методическим принципам П. Хэгболдт относит:
1. взаимосвязь разных видов речевой деятельности и перенос умений с одного вида речевой деятельности на другой;
2. разница продуктивного и рецептивного владения языком;
3. применение перевода как одного из средств обучения;
4. применение ассоциативных связей и аналогий;
5. роль дополнения и предвидения.
Таким образом, П. Хэгболдт от прямого метода унаследовал отношение к имитации и аналогии, роль которых в его рекомендациях несколько преувеличена.
5. Анализ достоинств и недостатков
Исследуя работы П. Хэгболдта можно сказать, что он не являлся сторонником ни одного из радикальных течений и к оценке имеющихся методов обучения старался подойти более объективно, большинство из них на практике испробовав. П. Хэгболдт хорошо знал недостатки и достоинства данных методов и ни один из них не считал универсальным, способным обеспечить овладение иностранным языком в каждой аудитории и при каждой целевой установке.
По мнению П. Хэгболдта, преподавание иностранных языков, может преследовать общеобразовательные и практические цели. Данный выбор зависит от определенных объективных условий и, в частности, от продолжительности курса обучения.
При кратком курсе обучения общеобразовательная цель как полагает П. Хэгболдт, представляет собой красивый жест, очень вредный для преподавания языков. При данном он напоминает о провале прямого метода, который рассчитан на 6-9 лет обучения, в американских условиях, когда его пытались употреблять на курсах продолжительностью до 1-2 лет. В таких условиях общеобразовательная цель обучения не могла быть осуществлена. [3]
Следовательно, обе названные цели могут быть осуществлены лишь при более продолжительном сроке обучения.
Слабой стороной концепции П. Хэгболдта является недооценка роди содержания обучения. Уделяя главное внимание языковой форме, он упускал их вида такие существенные моменты, как содержание и тематика изучаемого материала. Слабо обоснована и количественная сторона отбора, что нужно отнести по-видимому, на счет отсутствия экспериментальных данных по психологии памяти.
Заключение
П. Хэгболдт за время своей продолжительной педагогической работы имел возможность глубоко исследовать и «прочувствовать» все проблемы, которые связаны с обучением иностранным языкам. Он применял различные методы: грамматико-переводный метод, прямой метод, как в их чистом виде, так и в разных сочетаниях. Таким образом, он хорошо знал достоинства и недостатки любого из данных методов.
За время своей продолжительной педагогической работы П. Хэгболдт имел возможность глубоко изучить и «прочувствовать» все проблемы, которые связаны с обучением иностранным языкам.
На основе большого практического опыта преподавания немецкого языка П. Хэгболдт написал ряд работ по общим вопросам методики преподавания иностранных языков и изучению их, а также несколько статей и учебных пособий по немецкому языку.
Список литературы
1. Хэгболдт П. Изучение иностранных языков / П. Хэгболдт. – М.: Учпедгиз, 1963. – 158 с.
2. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX–XX вв. / Рахманов И.В. – М.: Педагогика, 1972 – С. 235–244.
3. Гез Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие / Н.И. Гез, Г.М. Фролова. – М.: Академия, 2008. – С. 90–122.
4. Миролюбов А.А. Смешанный метод / А.А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3. – С. 32–36.
42
17
2. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX–XX вв. / Рахманов И.В. – М.: Педагогика, 1972 – С. 235–244.
3. Гез Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие / Н.И. Гез, Г.М. Фролова. – М.: Академия, 2008. – С. 90–122.
4. Миролюбов А.А. Смешанный метод / А.А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3. – С. 32–36.
Вопрос-ответ:
Какие предпосылки привели к появлению методики преподавания иностранного языка?
Появление методики преподавания иностранного языка было обусловлено социально-экономическими изменениями в мире, а именно увеличением международных контактов, развитием туризма, глобализацией и ростом международных экономических связей.
Какие науки оказали наибольшее влияние на развитие методики преподавания иностранного языка?
Методика преподавания иностранного языка развивается под воздействием смежных с ней наук, таких как лингвистика и психология. Эти науки предоставляют теоретическую основу и психологическое обоснование для создания соответствующей методической системы.
Кто являются наиболее видными представителями методики преподавания иностранного языка и какова их роль в развитии и популяризации метода?
Среди наиболее видных представителей методики преподавания иностранного языка можно выделить таких ученых, как Коменский, Грамматика, Качинский. Их роль заключается в развитии идей метода и их популяризации среди преподавателей и студентов.
Какие цели содержит методика преподавания иностранного языка?
Методика преподавания иностранного языка имеет следующие цели: обучение студентов навыкам говорения, чтения, письма и аудирования; развитие лексического и грамматического багажа; формирование коммуникативных компетенций; развитие межкультурной компетенции.
Какие достоинства и недостатки имеет методика преподавания иностранного языка?
Методика преподавания иностранного языка имеет достоинства, такие как учет специфики языка и культуры, интеграция современных технологий и активное использование интерактивных методов обучения. Однако она также имеет недостатки, такие как отсутствие индивидуального подхода к каждому студенту и недостаточное количество практики.
Какими были социально-экономические предпосылки для возникновения методического направления в преподавании иностранного языка?
Социально-экономическими предпосылками для возникновения методического направления в преподавании иностранного языка было необходимость обучения большого количества людей иностранным языкам в целях развития международных коммуникаций, торговли и культурного обмена. Требовалось разработать эффективные методы обучения, которые могли бы обеспечить быстрое и качественное освоение языка в различных условиях и с разными уровнями подготовки учащихся.
Какие науки оказали влияние на лингвистическое и психологическое обоснование методической системы преподавания иностранного языка?
Уровень развития смежных с методикой наук, таких как лингвистика и психология, сыграли значительную роль в обосновании методической системы преподавания иностранного языка. Лингвистика предоставила основы для изучения структуры и функционирования языка, в то время как психология внесла вклад в понимание процессов обучения иностранному языку и развития языковых навыков у учащихся. Влияние этих наук позволило создать эффективные методы преподавания иностранного языка.
Какую роль сыграли видные представители методического направления в развитии идей метода и его популяризации?
Видные представители методического направления сыграли важную роль в развитии идей метода и его популяризации. Они проводили исследования и эксперименты, разрабатывали новые методические подходы и технологии обучения, а также выступали с научными статьями и докладами на конференциях. Их работа способствовала распространению и популяризации методического направления в преподавании иностранного языка и повысила его значимость в образовательной сфере.