Полоролевые аспекты агрессивности в подростковом возрасте.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 42 42 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 25.05.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Новосибирск 20__
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения в подростковом возрасте 5
1.1. Общее понятие агрессии и агрессивности 5
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 10
1.3 Агрессивность в подростковом возрасте 18
ГЛАВА 2. Методы и методики 24
2.1. Процедура исследования 24
2.2 Методики исследования 25
Глава 3. Результаты исследования 28
3.1. Описание результатов исследования 28
3.2. Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список литературы 42
Фрагмент для ознакомления

Наиболее выраженными формами агрессии являются физическая агрессия, подозрительность и вербальная агрессия. Так, 40% испытуемых из выборки 2 проявляют высокий уровень физической агрессии, что свидетельствует о склонности использовать физическую силу против другого субъекта. 35% испытуемых проявляют высокий уровень подозрительности, проявляют недоверие и осторожность по отношению к другим людям, рассматривая окружающих как потенциально желающих нанести им вред. Также 30% испытуемых имеют высокий уровень вербальной агрессии, выражая свои негативные чувства через словесную форму и содержание своих слов. Также необходимо отметить, что у достаточно большого количества испытуемых отмечен высокий индекс общей агрессивности (30%) и враждебности (25%).Рассмотрим результаты, полученные по методике ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина. Полученные результаты в группе девушек представлены в таблице 3.3. Таблица 3.3Результаты по тесту тревожности в выборке 1ШкалыВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровенькол-во%кол-во%кол-во%Личностная тревожность315%1470%315%Ситуативная тревожность525%1260%315%Таким образом, у девушек преобладает средний уровень личностной и ситуативной тревожности. Только у 15% испытуемых отмечен высокий уровень личностной тревожности, что свидетельствует об их предрасположенности к тревоге и тенденции воспринимать множество ситуаций как угрожающих для их личности. У 25% испытуемых наблюдается высокий уровень ситуативной тревожности: в ситуации стресса они склонны остро переживать чувства беспокойства, напряжения, озабоченности. Полученные результаты по данной методике в группе юношей представлены в таблице 3.4. Таблица 3.4Результаты по тесту тревожности в выборке 2ШкалыВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровенькол-во%кол-во%кол-во%Личностная тревожность945%840%315%Ситуативная тревожность735%1155%210%Как видно из данных таблицы 2.4 для большинства испытуемых выборки 2 (55%) характерен средний уровень ситуативной тревожности. В то же время выделяется большая группа (35%), имеющих высокий уровень ситуативной тревожности. Распределение результатов по уровню личностной тревожности совсем иное: у большинства испытуемых (45%) наблюдается высокая личностная тревожность, что характеризует их как склонных к проявлению тревоги в различных ситуациях, даже не являющимися для них угрожающими.Таким образом, исследование особенностей проявления агрессии в среде подростков разного пола показало, что для испытуемых обеих групп характерны средние уровни проявления всех видов агрессии, а также общего уровня агрессивности и враждебности. Для девушек наиболее выраженными формами агрессии являются негативизм, вербальная агрессия и склонность к раздражени. В то же время у юношей более выражены физическая агрессия, подозрительность и вербальная агрессия. Исследование тревожности испытуемых показало, что для девушек характерен средний уровень ситуативной и личностной тревожности. В группе юношей характерен средний уровень ситуативной и высокий уровень личностной тревожности.3.2. Анализ результатов исследованияДля сравнения испытуемых мужского и женского пола по результатам применения методики Басса-Дарки обратимся к диаграмме 2.1, где представлен сравнительный анализ двух выборок (по средним значениям).Рисунок2.1. Сравнительный анализ двух выборок по тесту агрессивностиКак видно из данных диаграммы 2.1, обе выборки незначительно отличаются по большинству форм агрессии. Наиболее выражены различия в уровне физической агрессии, негативизме и общем уровне агрессивностиДля выявления достоверных различий или их отсутствия воспользуемся методом математической статистики критерием U-Манна-Уитни.Результаты применения данного метода представлены в таблице 3.5.Таблица 3.5Сравнение выборки 1 и выборки 2Статистические критерииaШкалыФизическая агрессияКосвенная агрессияСклонность к раздражениюНегативизмОбидаПодозрительностьВербальная агрессияU Манна-Уитни92,000**168,000169,000118,000*153,500121,000*160,000W Вилкоксона589,0001731,5001752,500759,0001255,500985,0001792,000Z-6,036-,925-,553-3,677-,532-1,349-,925Асимптотическая значимость (2-сторонняя),002,355,452,045,412,047,355a. Группирующая переменная: ГруппаСтатистические критерииШкалыЧувство виныОбщая агрессивностьОбщая враждебностьU Манна-Уитни146,000130,000*189,500W Вилкоксона1231,5001189,0001941,500Z-,525-1,036-,753Асимптотическая значимость (2-сторонняя),255,048,532a. Группирующая переменная: ГруппаСтатистическая обработка данных позволила выявить достоверные различия между выборками испытуемых по следующим шкалам:1. «Физическая агрессия» (U=92, p ≤ 0,01). Данные различия говорят о том, что юноши имеет более высокий уровень физической агрессии, чем девушки; они чаще склонны проявлять физическую силу по отношению к другому субъекту.2. «Негативизм» (U=118, p ≤ 0,05). Различия по этой шкале указывают на то, что девушки в большей степени склонна к проявлению негативизма, чем юноши: они в большей степени противопоставляют себя старшим, отрицают авторитеты.3. «Подозрительность» (U=121, p ≤ 0,05). Это говорит о том, что испытуемые выборки 2 в большей степени склонны к подозрительности, чем девушки.4. «Общая агрессивность» (U=130, p ≤ 0,05). Это свидетельствует о достоверных различиях в уровне общей агрессивности между двумя выборками: у девушек общая агрессивность выше, чем у юношей.Таким образом, между двумя выборками существуют достоверные различия по уровню физической агрессии, негативизму, подозрительности и общей агрессивности. Можно отметить, что подростки девушки превосходит юношей в уровне негативизма. В то же время юноши имеет более высокий уровень общей агрессивности, физической агрессии и подозрительности, чем девушки. Для сравнения подростков юношей и девушек по уровню ситуативной и личностной тревожности рассмотрим данные диаграммы 3.2.Рисунок 3.2. Сравнительный анализ двух выборок по тесту тревожности.Как показывает диаграмма 2, ситуативная тревожность в двух выборках практически одинакова. Зато личностная тревожность имеет разный уровень выраженности в двух группах. С помощью критерия Манна-Уитни Для выявим наличие или отсутствие достоверных различий в уровне тревожности у испытуемых двух групп.Результаты применения данного метода представлены в таблице 3.6.Таблица 3.6Сравнение выборки 1 и выборки 2Личностная тревожностьСитуативная тревожностьU Манна-Уитни102,500**178,000W Вилкоксона631,5001231,500Z-5,525-,525Асимптотическая значимость (2-сторонняя),009,487a. Группирующая переменная: ГруппаКак видно из представленных данных, достоверные различия между выборками отмечены в уровне личностной тревожности. Для испытуемых из выборки 2 характерен более высокий уровень личностной тревожности, чем для испытуемых из выборки 1. Различий по уровню ситуативной тревожности выявлено не было.Таким образом, сравнение двух выборок показало наличие достоверных различий между юношами и девушками по уровню общей агрессивности, физической агрессии, негативизма и подозрительности, а также по уровню личностной тревожности.На этапе планирования исследования нами была выдвинута гипотеза о наличии взаимосвязи между агрессивностью и тревожностью в среде подростков. Для выявления взаимосвязи между шкалами методик был использован коэффициент корреляции Спирмена.В таблицах3.7и 3.8 представлены выявленные связи между агрессивностью и тревожностью в двух выборках. Таблица 3.7Значения коэффициента корреляции Спирменау девушекШкалыЛичностная тревожностьСитуативнаятревожность1. Физическая агрессия0,410,402. Косвенная агрессия0,350,393. Склонность к раздражению0,040,024. Негативизм0,280,245. Обида0,060,156. Подозрительность0,52*0,49*7. Вербальная агрессия0,420,418. Чувство вины0,1030,059. Общая агрессивность0,420,4310. Общая враждебность0,51*0,41Прим.: * - p≤0,05; ** - p ≤ 0,01Таблица 3.8Значения коэффициента корреляции Спирменау юношейШкалыЛичностная тревожностьСитуативнаятревожность1. Физическая агрессия0,47*0,402. Косвенная агрессия0,350,393. Склонность к раздражению0,040,024. Негативизм0,280,245. Обида0,060,156. Подозрительность0,59**0,51*7. Вербальная агрессия0,420,418. Чувство вины0,1030,059. Общая агрессивность0,47*0,4310. Общая враждебность0,58**0,52*Прим.: * - p≤0,05; ** - p ≤ 0,01Как показывают данные, представленные в таблицах, внутри каждой из выборок были установлены корреляционные связи. В группе девушек были выявлены значимые корреляционные связи между подозрительностью и личностной тревожностью, подозрительностью и ситуативной тревожностью, общей враждебностью и личностной тревожность. В группе юношей также были выявлены взаимосвязи между подозрительностью и личностной тревожностью, подозрительностью и ситуативной тревожностью. Необходимо отметить, что в выборке 2 эти связи более сильные и имеют более высокий уровень значимости. Также в выборке 2 были установлены связи между общей враждебностью и личностной и ситуативной тревожностью, между общей агрессивностью и личностной тревожностью, а также между физической агрессие и личностной тревожностью.Таким образом, проведенное исследование позволило выявить общие и специфические проявления агрессии в подростковой среде юношей и девушек.Также в ходе проведения исследования были выявлены взаимосвязи между некоторыми видами агрессии и тревожностью испытуемых в двух выборках.Итак, можно сделать следующие выводы:1. В ходе проведения эмпирического исследования были изучены особенности проявления агрессии в подростковой среде юношей и девушек, а также была изучена их ситуативная и личностная тревожность.2. Для девушек характерен средний уровень выраженности всех видов агрессии, общей агрессивности и враждебности. Наиболее преобладающими видами агрессии у них являются негативизм, вербальная агрессия и склонность к раздражению. В группе юношей также характерна средняя выраженность всех видов агрессии. Наиболее выраженные формы агрессии здесь являются физическая агрессия, подозрительность и вербальная агрессия.3. Исследование тревожности в двух выборках показало, что для испытуемых двух групп характерен средний уровень ситуативной тревожности. Также для девушек характерен средний уровень личностной тревожности, в то время как в группе юношей преобладает высокий уровень личностной тревожности.4. Статистическая обработка данных позволила установить достоверные различия между двумя выборками в уровне физической агрессии, негативизма, подозрительности и общей агрессивности.Можно отметить, что девушки превосходят юношей в уровне негативизма. В то же время юноши имеют более высокий уровень общей агрессивности, физической агрессии и подозрительности, чем девушки. Также достоверные различия были установлены в уровне личностной тревожности: юноши имеют более высокий уровень личностной тревожности, чем девушки.5. В результате корреляционного анализа внутри каждой из выборок были установлены корреляционные связи. В группе девушек были выявлены значимые взаимосвязи между подозрительностью и личностной и ситуативной тревожностью, общей враждебностью и личностной тревожностью. В группе юношейбыли выявлены взаимосвязи между подозрительностью и личностной и ситуативной тревожностью, между общей враждебностью и личностной и ситуативной тревожностью, между общей агрессивностью и личностной тревожностью, а также между физической агрессией и личностной тревожностью.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведения анализа теоретических источников и эмпирического исследования была достигнута цель курсовой работы и решены поставленные задачи.В результате изучения основных теоретических представлений по проблеме агрессии и агрессивности в психологии были изучены основные подходы к изучению данных понятий, даны определения этих психологических категорий, разграничены понятия «агрессия» и «агрессивность», приведены наиболее распространенные классификации видов агрессии.В результате изучения основных психологических характеристик подростков как возрастной социальной группы были рассмотрены основные взгляды исследователей на данную группу, выделены основные задачи подростков как социальной группы, определено ее место в обществе, выделены ее специфические особенности, рассмотрены основные характеристики подростков с нарушениями поведения. С помощью подобранного психодиагностического инструментария были изучены особенности проявления агрессии у подростков юношей и девушек. Анализ полученных результатов позволил выявить некоторые общие и специфические особенности проявления агрессии в подростковой среде. Также была изучена личностная и ситуативная тревожность испытуемых.Использование методов математической обработки данных позволило выявить достоверные различия между двумя выборками испытуемых в особенностях их проявления агрессии. Было установлено, что между двумя выборками существуют достоверные различия по уровню физической агрессии, негативизму, подозрительности и общей агрессивности. Причем группа «девушки» превосходит юношей в уровне негативизма. Юноши имеют более высокий уровень общей агрессивности, физической агрессии и подозрительности, чем девушки. Также было установлено, что в группе юношей более высокий уровень личностной тревожности, чем в группе девушек.Проведение корреляционного анализа позволил выявить наличие взаимосвязи между отдельными формами агрессии и тревожностью испытуемых. Так, в группе девушекбыли выявлены значимые корреляционные связи между подозрительностью и личностной тревожностью, подозрительностью и ситуативной тревожностью, общей враждебностью и личностной тревожность. В группе юношей были выявлены взаимосвязи между подозрительностью и личностной тревожностью, подозрительностью и ситуативной тревожностью, общей враждебностью и личностной и ситуативной тревожностью, между общей агрессивностью и личностной тревожностью, а также между физической агрессией и личностной тревожностью.Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что выдвинутые гипотезы исследования подтвердились. В результате исследования агрессивности было установлено, что особенности проявления агрессии в подростковой среде девушек имеют качественные отличия с особенностями проявления агрессии в подростковой среде юношей. Также проведенное исследование позволяет говорить о наличии взаимосвязи между агрессивностью и тревожностью испытуемых.Список литературыБагаутдинов А.М. Нравственная культура современной студенческой молодежи: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. – 60 с.Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: ООО «Апрель пресс», ЭКСМО-пресс, 2010. – 508 с. Басс А.Г. Психология агрессии// Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 60-67Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М.: Флинта, 2011. – 512 с. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Издательство «Питер», 2009. – 352 с.Власенко А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества. - М., 2017.Волков Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. – М. : Акад. проект : Трикста,2016. – 256 с.Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – М.: Гардарики, 2010. – С. 33 – 36.Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. - М., 2008.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии//Прикладная психология. №2. 2011Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2009. – 460 с. Кокин А.Б. Студенчество как социальная группа, современные социально-психологические представления о студенчестве / под ред. Волохонской М. С., Микляевой А. В. // Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. – МО: СВИВТ, 2012. – С. 129-135.Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 2009. – 256 с.Курышева О. В. Особенности отношения молодежи к собственному возрасту / О. В. Курышева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11, Естественные науки. – 2011. – № 1. – С. 90–99.Курышева О.В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. – 2014. – № 1 (21). – С. 67 - 75.Лисовский В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та,2016. – 361 с.Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. – М. :Юристъ, 2014. – 693 с.Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. – 2010. – №6. – С.112–121.Психология развития. 7-е изд. / Г.Крайг. – СПб.: Питер, 2013. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. – Спб.: Питер, 2016. – 417 с.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии// Вопросы психологии. - 2011. - №1. С. 81.Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2011г. – 656сСенкевич Л.В. Психология агрессии и аутоагрессии. Монография. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та. им. Л.Н. Толстого 2015.- 148сСоциология молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2017. – 335 с.Черкасова А.А. Жизненные ценности в представлениях студенческой молодежи России и США // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Вып. 1. – 2011. – С. 231 – 240.Шубина О.А. Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодежи. – Екатеринбург, 2008. – С. 39- 41.Эриксон Э. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. – СПб.: «Речь», 2012. — 416 с.

Список литературы

1.Багаутдинов А.М. Нравственная культура современной студенческой молодежи: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. – 60 с.
2.Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: ООО «Апрель пресс», ЭКСМО-пресс, 2010. – 508 с.
3.Басс А.Г. Психология агрессии// Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 60-67
4.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М.: Флинта, 2011. – 512 с.
5.Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Издательство «Питер», 2009. – 352 с.
6.Власенко А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества. - М., 2017.
7.Волков Б. С. Психология юности и молодости / Б. С. Волков. – М. : Акад. проект : Трикста,2016. – 256 с.
8.Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. – М.: Гардарики, 2010. – С. 33 – 36.
9.Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. - М., 2008.
10.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии//Прикладная психология. №2. 2011
11.Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2009. – 460 с.
12.Кокин А.Б. Студенчество как социальная группа, современные социально-психологические представления о студенчестве / под ред. Волохонской М. С., Микляевой А. В. // Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. – МО: СВИВТ, 2012. – С. 129-135.
13.Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 2009. – 256 с.
14.Курышева О. В. Особенности отношения молодежи к собственному возрасту / О. В. Курышева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11, Естественные науки. – 2011. – № 1. – С. 90–99.
15.Курышева О.В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. – 2014. – № 1 (21). – С. 67 - 75.
16.Лисовский В. Т. Социология молодежи / В. Т. Лисовский. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та,2016. – 361 с.
17.Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. – М. : Юристъ, 2014. – 693 с.
18.Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. – 2010. – №6. – С.112–121.
19.Психология развития. 7-е изд. / Г.Крайг. – СПб.: Питер, 2013. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
20.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. – Спб.: Питер, 2016. – 417 с.
21.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии// Вопросы психологии. - 2011. - №1. С. 81.
22.Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности – Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2011г. – 656с
23.Сенкевич Л.В. Психология агрессии и аутоагрессии. Монография. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та. им. Л.Н. Толстого 2015.- 148с
24.Социология молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2017. – 335 с.
25.Черкасова А.А. Жизненные ценности в представлениях студенческой молодежи России и США // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Вып. 1. – 2011. – С. 231 – 240.
26.Шубина О.А. Гуманистические ценности в структуре жизненных ориентаций студенческой молодежи. – Екатеринбург, 2008. – С. 39- 41.
27.Эриксон Э. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. – СПб.: «Речь», 2012. — 416 с.



Вопрос-ответ:

Что такое агрессивность в подростковом возрасте?

Агрессивность в подростковом возрасте - это набор психологических и поведенческих характеристик, связанных с негативными проявлениями агрессии, гневом и насилием в отношении окружающих.

Какие психологические особенности характерны для подросткового возраста и их связь с агрессивностью?

В подростковом возрасте происходят значительные физиологические, психологические и социальные изменения. Неконтролируемые эмоции, формирование личности, поиск своего места в обществе - все это может способствовать проявлению агрессивности.

Как проводилось исследование агрессивности в подростковом возрасте?

В рамках исследования была использована определенная процедура, а также различные методики, которые позволили собрать данные о проявлениях агрессивности у подростков.

Какие результаты получены в ходе исследования агрессивности в подростковом возрасте?

В ходе исследования были получены описания результатов, которые дают представление о том, какие факторы и ситуации могут способствовать проявлению агрессивных поведенческих паттернов у подростков.

Какие методики использовались для исследования агрессивности в подростковом возрасте?

В ходе исследования были применены различные методики, направленные на изучение агрессивности у подростков, для получения наиболее полной и объективной информации.

Какие теоретические аспекты изучения агрессивного поведения в подростковом возрасте рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются общее понятие агрессии и агрессивности, а также психологические особенности подросткового возраста. Также представлены данные о наличии агрессивности в подростковом возрасте.

Какие методы и методики использовались в исследовании?

В исследовании были использованы процедура исследования, а также различные методики для изучения агрессивности в подростковом возрасте.

Какие результаты были получены в исследовании?

В исследовании были получены результаты, описывающие наличие агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Какие особенности подросткового возраста влияют на агрессивность?

Психологические особенности подросткового возраста, такие как поисковое поведение, эмоциональная нестабильность, низкая самооценка, могут влиять на агрессивность подростков.

Каково общее понятие агрессии и агрессивности?

Общее понятие агрессии и агрессивности относится к намеренным действиям, направленным на причинение вреда другим людям или их собственности. Агрессивность может выражаться в физической, вербальной или психологической форме.