Современные технологии логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 52 52 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 06.06.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы современных технологий логико-математического развития дошкольников 7
1.1.Основные подходы технологии проблемного обучения 7
1.2. Основные направления технологии - творческие задачи, вопросы и ситуации 16
1.3. Логико-математические игры 19
1.4. Экспериментирование и исследовательская деятельность дошкольников 23
1.5. Основные подходы технологии модульного обучения 27
Глава 2. Диагностика логико-математического развития дошкольников 31
2.1. Анализ технологий проблемного обучения в системе дошкольного образования 31
2.2. Анализ модульных технологий в системе дошкольного образования 37
2.3. Исследование результативности внедрения экспериментальных задач математической направленности с использованием модульных технологий 41
Заключение 46
Список использованной литературы…………………………………………………………………48
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………….50
Фрагмент для ознакомления

Инструкция и критерии оценок приведены в Приложении 2.В этом параграфе приведен пример занятия по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников посредством проблемного обучения и результаты исследования констатирующего эксперимента. По результатам диагностики, при использовании технологии проблемного обучения, знания, полученные дошкольниками на занятиях, лучше усваиваются. 2.2. Анализ модульных технологий в системе дошкольного образованияОпыт нашей работы показывает, что удобнее использовать традиционный набор следующих общеобразовательных навыков: образовательных и информационных, образовательных и организационных, а также образовательных и интеллектуальных, образовательных и общения.Суть модуля Дж. Рассела определяется несколько иным образом, а именно: как строить автономные порции обучающего материала для детей. По Дж. Расселу, модуль - учебный пакет, охватывающий одну концептуальную единицу учебного материала. Семантическийсмыслмодуля — функциональныймодуль (Russell J. D. Modular Instruction // A Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. - Minneapolis; BPC, 1974.). Совершенно иное понимание модуля можно найти в работе А. А. Вербицкого. Он вводит концепцию модуля деятельности «как единица, которая определяет переход от профессиональной деятельности к учебе, от реальных задач и заданий к занятиям». Автор подчеркивает, что «концепция учебного модуля принципиально отличается от концепции учебного модуля, который понимается как фрагмент содержания курса вместе с методическими материалами для него». А. Вербицкий группирует модули деятельности в следующие блоки: общие методологические, конкретные методологические, теоретические, практические и социальные, совокупность которых составляет модель. (Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991).Анализируя результаты использования модульной технологии обучения, Ю.А. Балашов и В. А. Рыжов отмечают следующие преимущества и особенности этого метода:- Проверка материала, который является «избыточным» для данного конкретного вида работы. - Максимальная индивидуализация продвижения в формировании необходимых навыков.Модуль, как отмечают авторы [11,19,20], представляет собой определенный объем образовательной информации, необходимой для осуществления какой-либо деятельности. Он может включать в себя несколько модульных блоков, каждый из которых содержит описание одной завершенной операции или приема. Модульные блоки могут расширять и дополнять содержание модуля в зависимости от требований конкретной профессиональной деятельности.Модуль может быть представлен как обучающий элемент в виде стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов: - четко сформулированной цели;- списка необходимого дидактического материала;- списка связанных элементов обучения; - соответствующие учебные материалы в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями;-практические занятия по выработке необходимых навыков, связанных с этим образовательным элементом;- итоговая работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном образовательном элементе.Модульный метод, используемый в образовательном учреждении, реализуется поэтапно. Сначала определяются цели обучения, затем проводится диагностический анализ и предварительная оценка способностей воспитанников.Исходя из этого, планируется последовательно размещать материалы курса по модулям, а на заключительном этапе определяются критерии оценки достигнутых результатов.Каждый модуль имеет структуру, отражающую основные элементы: назначение (общее или специальное); уровень ввода, запланированные результаты обучения (знания, навыки, элементы поведения), содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки). Такая система предоставляет воспитанникам независимый выбор индивидуального уровня продвижения по программе.Кроме того, функции педагога могут варьироваться от контроля информации до консультативной и координирующей деятельности. По словам автора, инвариантными компонентами в структуре модуля являются: учебный текст, инструкция по эксплуатации и консультация педагога. Для облегчения ориентирования, обучающихся в модуле, предлагается ряд символических обозначений, обозначающих дидактическую цель, наиболее важные фрагменты текста и контрольные вопросы.Одним из основных элементов модульного обучения является система мониторинга усвоенных знаний и навыков воспитанников. Одной из форм такой системы является индивидуальный рейтинг, максимальное количество баллов при изучении модуля.На современном этапе развития науки понятие модульности приобретает методологический смысл. Слушатели должны быть готовы к этому уроку, поэтому ознакомление с текстовым заданием следует проводить после специальной работы по формированию математических понятий и связей, которые будут использоваться при решении задач.Прежде чем знакомиться с решением проблем, дошкольники должны достичь определенного уровня развития методов логического мышления (анализ, сравнение, обобщение), а также получить некоторый опыт в отношении объектных, текстовых, схематических и символических моделей, которые можно использовать для интерпретации текстовая модель.Таким образом, готовность дошкольников к ознакомлению с текстовым заданием предполагает определенный уровень формирования:- навыки чтения;- представления о значении действий сложения и вычитания, их взаимосвязи, о понятиях, которые увеличиваются (уменьшаются), о сравнении различий;- основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение);- умение описывать объективные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов;- умение рисовать, складывать и вычитать сегменты;- умение переводить текстовые ситуации и схематические модели [14].Начало обучения знакомит ребенка с новым, незнакомым миром - миром науки, в котором есть язык, правила и законы. В данном параграфе, мы провели анализ, что часто в процессе обучения педагог знакомит ребенка с понятиями; пониманием текстов, задач; учит выделять наиболее важное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, обобщение, а это необходимо для логико-математического развития дошкольников.2.3. Исследование результативности внедрения экспериментальных задач математической направленности с использованием модульных технологийРассмотрим технологию модульного игрового обучения как средство формирования когнитивного обучения.Д. Б. Эльконин, охарактеризовав высочайший уровень развития игры для изучения математических представлений, отметил, что иногда дети играют не так много, как говорят об игре. Перевод игры в план слова является ключом к решению проблемы взаимодействия игры и обучения в дошкольном возрасте [24].Самым первым требованием от педагога является изложение мотивации, чтобы дошкольники захотели решать задачки, ребусы и осваивать игры.Примеры заданий.Задание №1: 9 весенних цветов распустились на клумбе. Некоторое количество их срезали, а четверо наклонились к земле. Сколько цветов цвело в клумбе? Поясните свой ответ, используя модульные технологии. Нарисуйте картинку.Задание №2: На картинке 8 яблок. Сколько яблок можно съесть? Каким будет решение? Сформулируйте ответ. Используя набор, выложите решение. Какие варианты получились? А могло остаться 10 яблок? Объясните, почему вы так думаете.Приводим пример учебного элемента.УЭ1: Усвоить определение сложения чисел, пользуясь определением.1.1. Прослушайте определение.1.2. Выполните упражнения, используя палочки, игрушки.1.3. Повторите определение про себя, затем повторите выборочно вслух.УЭ2: Цель - начертить пятиугольник, решить задачки и ребусы.2.1. Возьмите палочки и выложите пятиугольник.2.2. Сделайте предположительный вывод об этой фигуре и задачам.2.3. Обсудите задачи с соседом.Направления диагностики внедрения экспериментальных задач математической направленности :1. Разработка пространственных представлений; развитие чувства ритма; развитие координации движений пальцев; развитие графических навыков.2. Развитие зрительно-пространственной ориентации на уроках физкультуры и на уроках рисования, моделирования, аппликации осуществляется учителем.Мы выбрали методики разных авторов, из которых разработана общая методология формирования логико-математической направленности.1. Формирование зрительно-пространственной ориентации (Фотекова Т.А., Филиппова С.О.);2. Формирование графических навыков (Нижегородцева);3. Формирование чувства ритма (Т.И.. Дубровина).4. Формирование зрительной и вербальной памяти (А.Р. Лурия)Количественный анализ результатов поставленных задач представлен в таблице 2.Таблица 2Результаты исследования уровня зрительно-пространственной ориентации, зрительной и вербальной памяти в контрольной и экспериментальной группахИмя испытуемыхВиды заданий (в баллах)Ср. значение1 (на зрительную память, зрительно-простран-ственную ориентацию)2 (на графичес-кие навыки и чувства ритма)3 (на кратковременную и долговременную память)Контрольная группаЖеня343 (30%)3,3Боря233 (30%)2,7Лев333 (30%)3,0Костя233 (30%)2,7Настя345 (50%)4,0Артур434(30%)3,7Вика234 (40%)3,0Таня344(40%)3,7Лена423 (30%)3,0Агния224(40%)2,7Экспериментальная группаЖеня767 (75%)6,7Боря656(60%)5,7Лев755(50%)5,7Костя576(60%)6,0Настя665(50%)5,7Артур777(75%)7,0Вика665(50%)5,7Таня656(60%)5,7Лена888(80%)8,0Агния556(60%)5,3Боря766(60%)6,3Таблица 3. Исследование зрительно-пространственной ориентации, чувства ритма и зрительной и вербальной памяти в ЭГ и КГ ( в %)Виды заданийУровни сформированностиВысокийСреднийНизкийКГЭГКГЭГКГЭГ1.уровень сформирован-ности зрительной памяти, зрительно-простран-ственной ориентации0%10%20%90%80%0%2. уровень графических навыков и чувства ритма0%10%30%90%70%0%3. уровень кратковремен-ной и долговременной памяти0%30%10%70%90%0%По результатам констатирующего эксперимента в контрольной группе было выявлено, что вербальная память у детей плохо развита, как краткосрочная, так и долгосрочная. Марк и Петя по результатам диагностики смогли справиться с заданием только после подсказки взрослого. Дети были не решительными, часто сомневались, долго думали, путались, одно слово называли дважды. Высокого уровня (зрительной памяти и зрительно-пространственной ориентации, графических навыков и чувства ритма вербальной краткосрочной и долгосрочной памяти) дети из КГ не достигли, в ЭГ — 10% достигли в исследовании зрительной памяти и зрительно-пространственной ориентации, графических навыков и чувства ритма, 30% достигли в исследовании кратковременной памяти и долговременной памяти. Средний уровень наблюдался у большинства детей из экспериментальной группы — 90% в исследовании зрительной памяти и зрительно-пространственной ориентации, графических навыков и чувства ритма, 70% достигли в исследовании кратковременной памяти и долговременной памяти. В контрольной группе средний уровень наблюдался у 20% в исследовании зрительной памяти и зрительно-пространственной ориентации, 30% в исследовании графических навыков и чувства ритма, 10% достигли в исследовании кратковременной памяти и долговременной памяти. Низкого уровня в экспериментальной группе детей не было, а в контрольной группе большинство — 70-90%.Таким образом, показана эффективность применения технологий логико-математического развития детей, т. е. с использованием технологий проблемного обучения и модульных технологий наблюдается положительная динамика по уровням сформированности зрительной памяти и зрительно-пространственной ориентации, графических навыков и чувства ритма, кратковременной вербальной и долговременной памяти дошкольников.В данном параграфе, можно сделать вывод, что игровые модульные технологии используются на практике в дошкольных учреждениях, но не так широко, как хотелось бы, потому что нет необходимого методического сопровождения. Педагоги используют педагогические игры, представляющие собой довольно обширную группу методов и приемов педагогического процесса характеризующихся логической направленностью, руководствуясь порой лишь необходимостью внедрения более совершенных и новейших технологий развития дошкольников полагаясь на свой многолетний опыт.Вывод по 2 главе: В результате исследования и проведения констатирующего эксперимента у контрольной и экспериментальной групп, наблюдается положительная динамика в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. В каждой из групп принимало участие по 10 детей возраста 6-7 лет. В экспериментальной группе проводились регулярно занятия по методикам пространственной ориентации, мелкой моторики и координации движения пальцев, графических навыков, чувства ритма. В этой главе представлены примеры занятий и заданий по проблемным ситуациям, логические игры, модульные технологии. В контрольной группе не проводились подобные занятия, а только общеразвивающего типа. Поэтому, в данной работе доказана эффективность применения современных технологий логико-математического развития дошкольников.ЗаключениеВ данной работе раскрывается развитие формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством модульных технологий, дается характеристика логического мышления. А также к современным логико-математическим технологиям относятся технологии проблемного обучения, в работе дается характеристика когнитивных универсальных образовательных действий. Математические представления в старшем дошкольном возрасте основываются на логических операциях, как в текстовых заданиях, так и в форме картинок и игр. Проблемное обучение включает логические действия, постановку проблемы и действия по решению проблемы.В этой работе технология модульного обучения рассматривалась как средство формирования когнитивных универсальных учебных действий, в частности игровые модульные технологии.Таким образом, использование проблемных ситуаций в развитии детей дошкольного возраста помогает педагогу выполнить одну из важных задач, поставленных реформированием дошкольного образования, - сформировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие таких способностей может осуществляться только в творческой самостоятельной деятельности, специально организованной преподавателем в течение дня. Поэтому педагог должен помнить условия, в которых должны находиться дошкольники, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент. Проблемное построение развивающей среды требует специальной организации, влияет на выбор методов и приемов развития детей, а также влияет на структуру и, в определенной степени, на само содержание представленного материала. Поэтому есть все основания интерпретировать проблемное образование как современную дидактическую систему, обладающую собственной специальной технологией, вполне подходящей для развития детей дошкольного возраста. Основным шагом в проблемном образовании является создание проблемной ситуации разными способами.В данной работе анализируется литература для дошкольников, направленная на развитие математических представлений, ориентация на формирование познавательных универсальных учебных действий. Также был проведен анализ сопутствующей литературы для начального школьного образования, т.к. данные технологии более широко освещены на примере начального школьного образования. На данном этапе был сделан вывод, что в дошкольной литературе эта тема проблемно-игровых и модульных технологий недостаточно освещена с методической точки зрения. Но можно предположить, что в сфере реформирования современных образовательных стандартов и преемственности с начальным образованием, дошкольное образование очень тесно переплетается с начальным образованием в сфере развития математических представлению. Поэтому многие методы и приемы одинаковы.Таким образом, мы пришли к выводу, что использование проблемно-игровых и модульных технологий способствует формированию обобщенных знаний и навыков у дошкольника. В нашем исследовании мы доказали, что современные технологии логико-математического развития эффективны для дошкольного образования. В исследовании принимало 20 детей из МБДОУ №27 «Капелька» г.о. Балашиха. Из них, 10 детей входило в экспериментальную группу, где предлагались занятия по технологиям проблемного обучения, модульные технологии, на протяжении 2 месяцев с ними проводили логико-математические игры, проблемные ситуации, творческие вопросы, экспериментирование, в то время как 10 детей из контрольной группы обучались по обычной программе общеразвивающего типа. В работе показана положительная динамика использования современных технологий логико-математического развития. Этот момент также определяет способы организации действий дошкольников, которые направлены на развитие мышления в ходе анализа проблемы и нахождения плана решения с использованием моделирования, формирования навыков и способов действий, необходимых для этого. А это значит, что для полноценного логико-математического развития современного дошкольника использование этих технологий целесообразно.Список используемой литературы1. Загвязинский, В.И. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 2016. – 96 с.2. Оконь, В. А. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М.: «Просвещение», 2018. – С. 186–203.3. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 2018. – 96 с.4. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: «Знание», 2017. – 80 с.5. Матюшкин, А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М.: «Просвещение», 2018. – С. 186–203.6. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика. - 2017. - 103 c.7. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание.- 2017. – С. 112.8. Борисова, Н. В., Кузов, В. Б. Методология модульного обучения и формирования модульных программ (отчет об исследовательской работе). М., 2015. C. 5.9. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 2018. - 312 с.10. Лернер, И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях // Педагогика.– 2018.– №7.11. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 2015. – 368 с.12. Юцявичене, П. А. Теоретические основы модульного обучения: дис. ... докт. пед. наук. Вильнюс, 1990. 250 с.13. Звездина, Г. Н. Готовность к обучению грамоте детей подготовительной группы массового дошкольного учреждения: дис. на соиск. акад. степ. магистра образования [Текст] / Г. Н. Звездина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - 151 с.14. Белошистая, А.В. О диагностике математического развития детей / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2017. – С. 20.15. Блехер, Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф.Н. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2018. - №11. – С. 15-23.16. Бугрименко, Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер. - Томск: Пеленг, 2015. - 411 c.17. Букатов, В. М., Ершова, А. П. Хрестоматия игровых приемов. М.: Первое сентября, 2012. - 224 с. (Серия «Я иду на урок»).18. Третьяков, П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., Новая школа, 2015.19. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 2018. – 185 с.20. http://sdo.bsu.edu.ru/Edu/Part3/M2_2_3.html Технология модульного обучения21. http://works.tarefer.ru/64/100522/index.htmlДоклад: Модульная технология обучения (МТО).22. Калашникова, Н.Г. Формирование у дошкольников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков.[Текст]/Н.Г. Калашникова-Волгоград: Учитель, 2016. - 112 с.23. Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге.[Текст]/С.Ю. Курганов М., 2017. - 234 с.24. Эльконин, Д.Б. Психология игры.- 2 –издание.-[Текст]/ Д.Б Эльконин Москва Владос. 2018. - 123 с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему? (Рис. 1.)Рис. 12.Найди и покажи на рисунке 5 треугольников и 1 четырехугольник.(Рис. 2.)Рис. 2Какое число надо поставить в пустую клетку? (Рис. 3.)Рис. 34. Рассмотрев и сравнив рыбки, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине (рис. 4).Рис. 45.На основе зрительного прослеживания ходов, линий надо пройти лабиринт, отыскать нужный предмет, выход и т.д. (рис. 5)Рис. 56. Необходимо продолжить ряд изображений. Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд (рис. 6).Рис. 6.Физкультминутка. «Зайка»:Зайке холодно сидеть,Нужно лапочки погреть.Лапки вверх, лапки вниз.На носочках подтянись,Лапки ставим на бочок,На носочках скок-скок-скок.А затем вприсядку,Чтоб не мёрзли лапки.Прыгать заинька горазд,Он подпрыгнул десять раз.(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)Приложение 2Методика 1. Способность воспроизводить ритмический рисунок (Т.И. Дубровиной)[16].Цель состоит в том, чтобы изучить ритмические способности.Инструкция: «Послушай, как я стучу, а после того, как я закончу, стучу так же». После этого серия ударов по столу (карандашом или палкой) представляется один раз с длинными и короткими интервалами.Примечание: если задача выполнена, верно, тогда переходите к более сложному; Если сделано более одной ошибки, остановитесь.Материал. I Простыеритмы - II I, I II, II I I, I I II, I IIIII Сложныеритмы - III I I, I II II, I III I, II III I.Критерии оценки:3 балла - обе задачи выполнены;2 балла - исполнялись только простые ритмы;1 балл - ни одна задача не была выполнена.Методика 2. Способность переключаться с одной кинетической позы руки на другую (тест Озерецкого) [18].Цель состоит в том, чтобы исследовать кинетическую основу движений рук.Инструкция: «Посмотрите внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повторите то же самое».Материал: экспериментатор демонстрирует ребенку три раза подряд последовательность трех движений руки: ударите по столу, положите руку на край и хлопните ладонью по столу. Ребенок, как экспериментатор, должен воспроизвести эту последовательность три раза без ошибок.Критерии оценки:3 балла - правильное воспроизведение с одной или двух попыток после первой демонстрации;2 балла - правильное воспроизведение после двух демонстраций или после трех демонстраций с первой попытки;1 балл - правильное воспроизведение после четырех и пяти демонстраций или после трех демонстраций со второй или более попыток.Методика 4. Способность ориентироваться в диаграмме тела (Т. А. Фотекова) [10].Цель состоит в том, чтобы исследовать состояние пространственной ориентации на диаграмме тела.Инструкции: «Поднимите левую руку - покажите правый глаз, левую ногу. Возьмитесь за левое ухо левой рукой, левой рукой за левое ухо и т. д.; покажи правый глаз левой рукой. »Критерии оценки:3 балла - обе задачи выполнены;2 балла - только первая инструкция завершена;1 балл - ни одна задача не была выполнена.Методика 5. Умение ориентироваться на листе бумаги (метод С.О. Филиппова) [26].Цель состоит в том, чтобы исследовать состояние пространственных представлений на листе бумаги.Содержание. В левой половине листа бумаги показаны десять точек по контуру правильного пятиугольника со стороной 4 см. Ребенку предлагается нарисовать десять точек рядом (на правой стороне листа), повторяя их расположение на образце.Критерии оценки:3 балла (высокий уровень) - точное повторение местоположения точек, повторение и сохранение масштаба изображения;2 балла (средний уровень) - незначительное нарушение расстояния между точками при сохранении формы пятиугольника или точной копии формы изображения при несоблюдении масштаба;1 балл (низкий уровень) - форма пятиугольника не сохраняется (точки расположены по кругу или квадрату).Методика 6. Изобразительные навыки (методика Нижегородцевой).Целью является исследование состояния развития графического мастерства [18].Содержание. Ребенку дают лист бумаги в коробке, на которой слева написана последовательность графических элементов одного типа: два больших - два маленьких и т. д., и предлагается продолжить этот «шаблон» до конца. линии. Анализ результатов теста проводится по 6 параметрам.Критерии оценки:6-5 баллов - графические навыки ребенка хорошо сформированы;3-4 балла - некоторые сложности при выполнении графических движений;2-0 балла - графические навыки развиты слабо, трудности возможн


Список используемой литературы

1. Загвязинский, В.И. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 2016. – 96 с.
2. Оконь, В. А. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М.: «Просвещение», 2018. – С. 186–203.
3. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 2018. – 96 с.
4. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: «Знание», 2017. – 80 с.
5. Матюшкин, А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М.: «Просвещение», 2018. – С. 186–203.
6. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика. - 2017. - 103 c.
7. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание.- 2017. – С. 112.
8. Борисова, Н. В., Кузов, В. Б. Методология модульного обучения и формирования модульных программ (отчет об исследовательской работе). М., 2015. C. 5.
9. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 2018. - 312 с.
10. Лернер, И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях // Педагогика.– 2018.– №7.
11. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 2015. – 368 с.
12. Юцявичене, П. А. Теоретические основы модульного обучения: дис. ... докт. пед. наук. Вильнюс, 1990. 250 с.
13. Звездина, Г. Н. Готовность к обучению грамоте детей подготовительной группы массового дошкольного учреждения: дис. на соиск. акад. степ. магистра образования [Текст] / Г. Н. Звездина ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - 151 с.
14. Белошистая, А.В. О диагностике математического развития детей / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2017. – С. 20.
15. Блехер, Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф.Н. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2018. - №11. – С. 15-23.
16. Бугрименко, Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер. - Томск: Пеленг, 2015. - 411 c.
17. Букатов, В. М., Ершова, А. П. Хрестоматия игровых приемов. М.: Первое сентября, 2012. - 224 с. (Серия «Я иду на урок»).
18. Третьяков, П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., Новая школа, 2015.
19. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 2018. – 185 с.
20. http://sdo.bsu.edu.ru/Edu/Part3/M2_2_3.html Технология модульного обучения
21. http://works.tarefer.ru/64/100522/index.html Доклад: Модульная технология обучения (МТО).
22. Калашникова, Н.Г. Формирование у дошкольников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков.[Текст]/Н.Г. Калашникова-Волгоград: Учитель, 2016. - 112 с.
23. Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге.[Текст]/С.Ю. Курганов М., 2017. - 234 с.
24. Эльконин, Д.Б. Психология игры.- 2 –издание.-[Текст]/ Д.Б Эльконин Москва Владос. 2018. - 123 с.

Вопрос-ответ:

Какие подходы используются в современных технологиях логико-математического развития дошкольников?

В современных технологиях логико-математического развития дошкольников используются подходы проблемного обучения, творческих задач, игр, экспериментирования и исследовательской деятельности, а также модульного обучения.

Какие основные направления работы используются в технологии творческих задач для развития логико-математических навыков детей дошкольного возраста?

В технологии творческих задач для развития логико-математических навыков детей дошкольного возраста используются направления формирования алгоритмического, логического и пространственного мышления, решения проблем, развития креативности.

Какие логико-математические игры используются в современных технологиях развития детей дошкольного возраста?

В современных технологиях развития детей дошкольного возраста используются логико-математические игры, такие как игры-головоломки, счетные игры, игры на развитие пространственного мышления и логического мышления, игры с геометрическими фигурами и пазлы.

Какая роль экспериментирования и исследовательской деятельности в развитии логико-математических навыков дошкольников?

Экспериментирование и исследовательская деятельность играют важную роль в развитии логико-математических навыков дошкольников. Они способствуют развитию наблюдательности, умению формулировать гипотезы и проверять их, анализировать полученные результаты, сравнивать и классифицировать объекты, развивают логическое мышление и творческий подход к решению задач.

Какие подходы используются в технологии проблемного обучения?

В технологии проблемного обучения используются такие подходы, как проблемное обозрение, опора на проблемы детей, развитие познавательных интересов, развитие проблемного мышления и творческого начала.

Какие направления включает технология творческих задач?

Технология творческих задач включает такие направления, как развитие творческого мышления, стимулирование творческой активности, поиск нестандартных решений и формулирование своих задач.

Что такое логико-математические игры?

Логико-математические игры - это специально разработанные игровые задания, которые направлены на развитие логического и математического мышления у детей. Они помогают развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, решать задачи.

Что такое экспериментирование и исследовательская деятельность дошкольников?

Экспериментирование и исследовательская деятельность дошкольников - это процесс, в котором дети наблюдают, исследуют и экспериментируют с различными предметами, явлениями и материалами. Они учатся задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проверять их, делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.

Что включает в себя технология модульного обучения?

Технология модульного обучения включает разделение обучения на небольшие модули, которые могут быть самостоятельными и затем объединены в единое знание. Она позволяет ученикам выбирать интересующие их модули и развивать свои знания и навыки в конкретной области.