Конкурентно способность как механизм обеспечения экономической безопасности
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 28.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5
1.1 Экономическая безопасность, ее виды, риски и угрозы 5
1.2 Конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности страны, ее факторы 14
1.3 Методы оценки национальной конкурентоспособности 21
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ВЛИЯНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ НА ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ 27
2.1 Оценка состояния экономической безопасности РФ 27
2.2 Определение уровня национальной конкурентоспособности 33
2.3 Выявление конкурентных преимуществ России для снижения рисков и угроз экономической безопасности 36
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РФ В НАПРАВЛЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 42
3.1 Разработка стратегии развития конкуренции и государственного регулирования российской экономики 42
3.2 Формирование механизма обеспечения экономической безопасности России в условиях упрочения ее конкурентных преимуществ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
Примерно 64% высокотехнологичной продукции импортируется и лишь 36% экспортируется. Продукция высокотехнологической фармацевтической отрасли составляет только 7% экспорта, и 93% импорта. Такое же соотношение по товарам электроники.Введение странами запада санкций в отношении России поспособствовали началу проведения политики импортозамещения, подразумевающую активизацию производства качественной отечественной продукции взамен иностранной. Значительные достижения в этом направлении были достигнуты сельскохозяйственными производителями. Несмотря на то, что движущей силой роста ВВП в последующее десятилетие будет оставаться нефтегазовой сектор, наращивать нужно не только объемы добычи газа и нефти, но прежде всего, увеличивать производственную цепочку в этой отрасли, чтобы выпускать готовый продукт с максимальной долей добавочной стоимости. Назрела необходимость модернизации сырьевых промышленных комплексов, в том числе и с помощью кластерного подхода, привлечения ведущих специалистов, новых технологий. Обновленные производства увеличат свою производительность и степень обработки первичной продукции, что в свою очередь приведет к расширению номенклатуры и увеличению доходов. Создание и поддержка отраслей, производящих современные высокотехнологические машины, станки и транспорт, фармацевтическую продукцию и электронику требуется для достижения экономической безопасности и независимости от международной обстановки.2. Выпуск конкурентоспособных товаров и услуг - это фундамент для международной конкурентоспособности государства. Отечественные производители до сих пор не могут конкурировать с иностранными производствами из-за высоких цен и низкого качества производимой продукции. Сокращение издержек, а значит и снижение цен можно добиться через эффект масштаба или внедрение инноваций в технологический процесс. Со стороны государства необходимо сокращение и устранение административных барьеров, преференции, облегченный налоговый режим для производителей, вставших на путь модернизации и занятых в высокотехнологичных областях. Качество продукции напрямую зависит от технологических и трудовых ресурсов, задействованных в выпуске, а также распространении международных стандартов и действий регулирующих и контролирующих органов.3. Государственные программы, направленные на разработку и внедрение инноваций, сегодня имеют ограниченный радиус действия и распространяются в основном на военно-промышленный комплекс: авиационная отрасль, судостроение и т.д. Доля высокотехнологичной продукции в экспорте не увеличивается, а население становится зависимым от импорта, вследствие незначительной поддержки технологического развития гражданских предприятий.Производство и выпуск, реализация на рынке недостаточно высокотехнологичного товара или услуги грозит отсутствием в долгосрочном периоде экономического роста. В то время как даже небольшие ноу-хау способны многократно увеличить прибыль от производства продукции, привлечь значительное количество инвесторов, вызвать подъем в отрасли или даже во всей экономике. Партнерские программы государства с бизнес сообществом и исследовательскими центрами в области научно-технической деятельности позволяют многократно увеличивать объем выпуска высокотехнологичных товаров и услуг.Небольшая покупательная способность населения и отсутствие источников финансирования мешают предприятиям проводить модернизацию. В связи с этим требуется консолидировать ресурсы (включая инвестиции частных лиц) для развития приоритетных видов деятельности - инновационной, включающей научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Решением выступает образование федерального фонда, который бы кредитовал на льготных условиях, страховал и выдавал гранты и субсидии высокотехнологичным проектам. Достичь увеличения доли новых технологий в экономике России можно путем проведения государственных закупок инновационной продукции и услуг. Предоставление налоговых кредитов и льготного режима налогообложения корпорациям и фирмам, занимающихся НИОКР, также будет способствовать переходу экономики на современный уровень развития. 4. От эффективности проведения антимонопольной политики зависит формирование или отсутствие конкуренции на национальном рынке, а также уровень развития малого и среднего сегментов бизнеса. Благоприятное и эффективное развитие инновационных областей осуществляется в рамках малого и среднего предпринимательства, что на данный момент недостаточно развито в российской действительности.Способствует распространению малого и среднего секторов стабильная система налогообложения, проработанная нормативно-правовая база и современные финансово-кредитные системы, наличие большего числа венчурных фондов. Государственная поддержка данных видов организации бизнеса заключается с одной стороны, в сокращении административных барьеров, как чрезмерные проверки или сокращение документооборота, требуемого для отчетности. С другой стороны, поощрять предпринимательскую инициативу возможно, создав систему льгот и преференций, сеть учебных и консультационных центров, площадок для кредитных бирж и краудфандинга. Увеличение числа бизнес-инкубаторов и кластеров положительно сказывается на развитие инновационного потенциала, как отдельных регионов, так и всей страны.Малые и средние предприятия, работающие в узкоспециализированных отраслях, как информационные технологии, выпускают уникальные товары и услуги высокого качества, что в свою очередь способствует увеличению доли рынка, конкурентоспособности России среди мировых производителей. 5. Эффективно функционирующий финансовый сектор ведет к повышению уровня жизни и качества населения страны за счет применения инструментов финансового рынка. Способствует экономическому росту, так как субъекты экономики для реализации своих нужд получают доступ к долговому и долевому финансированию, могут застраховать свои риски. Развитие финансовой индустрии стимулирует появление новых рабочих мест, приумножает налоговые поступления, увеличивает спрос на инновации, также способствует диверсификации российской экономики и росту эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов. Реформирование российского финансового рынка следует проводить, учитывая интересы всех заинтересованных сторон: граждан, представителей бизнеса, правительства, принимая во внимание текущую сложную геополитическую обстановку и переход к цифровой экономической системе. Центральный Банк России предложил среднесрочную программу совершенствования финансового рынка. Мероприятия программы распределены по десяти основным направлениям: повышение защищенности субъектов финансового рынка от нарушений их прав и улучшение финансовой грамотности граждан; обеспечение доступности финансовых услуг для населения и предпринимателей малого и среднего бизнеса; предупреждение недобросовестного поведения субъектов на финансовом рынке и применение санкций к нарушителям; развитие долевого инвестирования публичных компаний путем совершенствования корпоративного управления; поддержка рынка облигаций и синдицированного кредитования;развитие механизма регулирования финансового сектора: использование пропорционального регулирования, сокращение регуляторной нагрузки на участников финансового рынка; повышение уровня квалификации работников, занятых в финансовом секторе; интенсификация использования цифровых технологий; внедрение международных стандартов регулирования; совершенствование инструментов стабилизации финансового рынка.Глобальная конкурентоспособность национального финансового рынка напрямую зависит от наличия международного финансового центра на территории РФ. На основе МФЦ возможно диверсифицировать российскую экономику, предоставляя как местным, так и зарубежным субъектам спектр разнообразных профессиональных финансовых услуг. Поэтому правительством была организована рабочая группа по формированию МФЦ в РФ.Итак, главными направлениями совершенствования финансового рынка выступают: повышение финансовой грамотности, стабилизация банковской системы и эффективная работа финансовых центров. 6. Преобразование институциональной структуры общества является длительным процессом, так как взаимосвязано с изменением объектов, с которыми люди взаимодействуют непрерывно и ежедневно. Необходимо использовать максимум возможностей существующей системы институтов, и постепенно встраивать усовершенствованные элементы новой более развитой структуры частных и общественных институтов. Повышение эффективности работы органов государственной власти, правоохранительной системы и судебных структур улучшит как социальное самочувствие граждан, так и обеспечит благоприятный инвестиционный климат в стране. Сокращение издержек, чрезмерного регулирования и контроля облегчит последующее внедрение высоких технологий и цифровизацию национальной экономики. 7. Главным конкурентным преимуществом в современном мире становится человеческий капитал. Правительству РФ для формирования независимой, устойчивой и высококонкурентоспособной экономики необходимо учитывать данные тенденции и принимать своевременные меры, направленные на развитие решающего фактора - человеческого потенциала населения. Место любой страны определяется качеством человеческого капитала, состоянием образования, интенсивностью использования науки в производстве. Построение в России общества знаний и ее вхождение в глобальное экономическое пространство возможно лишь с развитием интеллектуального потенциала государства. Образование, как основа фундаментальных знаний и источник производства человеческого капитала, обеспечит РФ новый технологический прорыв.Нет альтернатив сырьевой экономике, кроме развития человеческого капитала, конкурентного преимущества, как дешевый труд в России нет - это прерогатива Китая и стран с демографическим запасом. Поэтому нужно развивать отрасли сложного труда и финансировать в образование, здравоохранение: профессиональная жизнь людей становится более продолжительной, нужно увеличивать продолжительность жизни. Если не инвестировать в человеческий капитал, то Россия рискует стать стагнирующей стагнирующей страной.В рамках исследования проведен SWOT-анализ конкурентной стратегии России (см. Приложение 2).Таким образом, требуется сформировать уникальную систему факторов, позволяющих повышать конкурентоспособность российской экономики, тем самым гарантируя существенный рост в долгосрочной перспективе. Заслуживает отдельного внимания положительный опыт диверсификации производства стран с сырьевой направленностью экономики. Специализация на экспорте сырьевых товаров с высокой степенью переработки, постепенное повышение доли высокотехнологичной продукции в экспорте придадут устойчивость росту экономики страны, сделают его менее восприимчивым к санкциям и будущим мировым кризисам. Кроме того, развитие такого конкурентного преимущества как квалифицированные трудовые ресурсы и достижение общемировых показателей ведения бизнеса позволят со временем добиться перехода к инновационной стадии развития.е решающего фактора - человеческого потенциала населения. Место любой страны определяется качеством человеческого капитала, состоянием образования, интенсивностью использования науки в производстве. Построение в России общества знаний и ее вхождение в глобальное экономическое пространство возможно лишь с развитием интеллектуального потенциала государства. Образование, как основа фундаментальных знаний и источник производства человеческого капитала, обеспечит РФ новый технологический прорыв.ЗаключениеВ рамках исследования была поставлена цель - разработка подходов к управлению конкурентными преимуществами с целью обеспечения экономической безопасности.В результате проведенной работы можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута, задачи, поставленные в ходе исследования, решены.Основные результаты исследования выносятся на защиту:1. Экономическая безопасность страны – это вероятность наступления отрицательных событий и угроз, а также способность государства реагировать на них с целью обеспечения стабильного экономического развития.Конкурентоспособность – важнейший показатель эффективного развития страны и фактор ее позиционирования на мировой экономической арене.Все многообразие конкурентных отношений осуществляетсяна трех уровнях: микро - конкретные виды продукции, производства,предприятия; мезо - отрасли, отраслевые корпоративные объединенияпредприятий и фирмы горизонтального типа интеграции; макро – народнохозяйственныекомплексы межотраслевого типа интеграции.Управление конкурентоспособностью на уровне государства оказывает значительное влияние на состояние конкуренции также и на внутреннем рынке страны.2. В стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года указаны 40 показателей состояния экономической безопасности.Ситуация, при которой почти половина показателей показывают негативную динамикуположительную динамику в период 2015-2019 гг., можно считать угрожающей экономической безопасности РФ. Исправлять ситуацию государство должно за счет, в первую очередь, выработки дополнительных мер по социальной защите и повышения уровня жизни населения, а также разработки мер по улучшению привлекательности российской экономики для инвестиций, увеличения экспорта и инноваций. Анализ современных проблем обеспечения экономической безопасности государства позволяет сделать следующие выводы: чрезмерная зависимость Российской Федерации от внешнеэкономической конъюнктуры;недостаточное развитие внутреннего рынка и постоянное ухудшение состояния социального неравенства и высокой дифференциации доходов населения; ухудшение состояния физического здоровья людей; низкое качество отечественной аграрной продукции как следствие ненадлежащих условий хранения; ценовая недоступность определенных продовольственных товаров для отдельных слоев населения.За период с 2013 года по прогнозный период 2019 год прослеживается положительная динамика повышения уровня конкурентоспособности России, которая отражается в суммарном приросте на 21 позицию в рейтинге глобальной конкурентоспособности. Таким образом, на 2017-2019 год Россия занимает 43 строчку в данном рейтинге. Стоит отметить, что по 9 показателям из 12 за период с 2013 по 2019 годы прослеживается положительная динамика и лишь показатели «инфраструктуры», «макроэкономической среды» и «здравоохранения и начального образования» снизились соответственно на 24, 26 и 7 мест. Наибольший рост за рассматриваемый период продемонстрировали такие показатели, как инвестиции (+46 мест), сложность ведения бизнеса (+54 места) эффективность рынка товаров (+39 мест) и уровень учреждений (+47 мест).3. Направления совершенствования экономической безопасности.Повысить уровень конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, конкурировать на равных с ведущими экономиками мира России позволит проведение структурных реформ, направленных на отход от инерционно-сырьевой модели, цифровизацию экономики, преобразование институциональной структуры, развитие финансового и банковского секторов, обеспечение конкурентной среды на внутреннем рынке страны, распространение инновационной деятельности во всех сферах экономики, создание благоприятного климата для предпринимательской инициативы, иностранных инвесторов и приумножение человеческого капитала через построение эффективных и современных систем образования и здравоохранения.Требуется сформировать уникальную систему факторов, позволяющих повышать конкурентоспособность российской экономики, тем самым гарантируя существенный рост в долгосрочной перспективе. Заслуживает отдельного внимания положительный опыт диверсификации производства стран с сырьевой направленностью экономики. Специализация на экспорте сырьевых товаров с высокой степенью переработки, постепенное повышение доли высокотехнологичной продукции в экспорте придадут устойчивость росту экономики страны, сделают его менее восприимчивым к санкциям и будущим мировым кризисам. Кроме того, развитие такого конкурентного преимущества как квалифицированные трудовые ресурсы и достижение общемировых показателей ведения бизнеса позволят со временем добиться перехода к инновационной стадии развития.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»Андреева Е.Л., Глухих П.Л., Ратнер А.В. Национальные экономические интересы России в современных геополитических условиях//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – № 6 (36). – С. 22.Арипшев А. М. Некоторые особенности государственного регулирования обеспечения экономической безопасности региона // ИСОМ. – 2015. - №6-1. – С.56-84.Афонасова М. А. Обострение проблемы экономической безопасности России в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран // Успехи современного естествознания. 2015. №1-2 С.240-243.Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия XXI века. 2015. № 2. С. 38–48. Барт А.А. Необходимость совершенствования национальной инновационной стратегии как фактора обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал URL: http://uecs.ru/uecs-33- 332011/item/632-2011- (дата обращения: 25.04.2020);Бутко Г.П. Повышение конкурентоспособности как фактор обеспечения экономической безопасности / Г.П. Бутко, Л.А. Перепелкина, О.А. Шурмина; под ред. проф. Г.П. Бутко. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2019. – 142 с.Валько Д. В. Экономическая безопасность : учебное пособие для вузов / Д. В. Валько. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 150 с.Вагин А.В. Россия в условиях финансовой глобализации и проблема обеспечения экономической безопасности // Научные труды Вольного экономического общества России. 2015. Т. 157. С. 33–43.Глотов А. С. Экономическая безопасность России в условиях кризиса // Изв. РГПУ им. А.И.Герцена. Том 12. 2014. № 32. С. 53–56.Григорьева Е.А. Социально-экономические индикаторы экономической безопасности России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 19–24.Григорьев М.Ю. Пути решения проблем обеспечения экономической безопасности государства / Григорьев М.Ю., Григорьева Н.В. // Власть и общество в прошлом и настоящем: региональный аспект: Сб. науч. тр. - Чебоксары: ЧГПУ, 2016;Дудин М. Н., Лясников Н. В., Сидоренко В. Н. Экономическая безопасность России: угрозы национальным интересам и их отражение // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. №4 (20) С.98-106.Иванова Н. Г. Ситуационный подход к формированию экономической политики России //Форсайт" Россия": дизайн новой промышленной политики. – 2015. – С. 137-146.Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / Е. И. Кузнецова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 294 с.Климонова А.Н., Юрина Е.А. Экономическая безопасность в условиях глобализации: угрозы и возможности // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 9. № 9. С. 58–64.Кокорина А.Н. Система экономической безопасности организации: структура и основные функциональные направления обеспечения экономической безопасности. В сборнике: Научные исследования студентов в решении актуальных проблем АПК материалы региональной научно-практической конференции. 2017. С. 177-183.Курнышева И.Р. Конкурентоспособность российской экономики: эволюция, структура и перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук .2019. № 4. С. 36-53.Логинов К.К. Анализ индикаторов региональной экономической безопасности // Вестник СибАДИ. 2015. № 2 (42). С.132-139. Новикова И.В., Красников Н.И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 330. С.132-138. Попкова Е.Г., Островская В.Н. Экономическая безопасность современной России: состояние и перспективы // Дайджест-Финансы. 2015. №4 (236) С.53-63.Портер, М. Е. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / Портер М.Е. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 947 с.Рябова Т.Ф. Условия обеспечения экономической безопасности страны//Наука и Мир. – 2016. – Т. 1. – № 10 (16). – С. 170.Ромащенко Т.Д. Теория экономической безопасности: Учебное пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 23 с.Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы / В.Л. Тамбовцев // Вести Московского университета. Сер.6. Экономика. - 2015. - №3.Тимирьянова В.М. Экономическая оценка конкурентной среды и конкурентного предприятия / М. – 2017 – 140 с.Управление конкурентоспособностью : учеб. пособие / В.А. Быков, Е.И. Комаров. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. -242 с. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: Учебное пособие / Антонов Г.Д., Иванова О.П., Тумин В.М. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 348 с.Уразгалиев В. Ш. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 675 с.Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика»/ Философова Т.Г., Быков В.А.- Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 295 c. Чигвинцев В.В. Россия в глобальном мире: от санкций – к устойчивой продовольственной безопасности//Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2016. – № 4. – С. 257.«Финансовое обеспечение реализации национальных проектов», 24 декабря 2018 г. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://council.gov.ru/media/files/ eRjqJ4EwAzlRJOU52zLkHoj9aNFUTopi.pdf. (дата обращения 25.04.2019);Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://gks.ru/.IMF World Economic Outlook Database, October 2015 Edition. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/02/weodata/index.aspx (дата обращения;The Global Competitiveness Report [Электронныйресурс]. — Режимдоступа — URL: World Economic Forum. Режимдоступа: http://WEF_The GlobalCompetitivenessReport.pdf;ПРИЛОЖЕНИЕ 1Таблица П1. Индекс глобальной конкурентоспособности, его индикаторы и динамика за 2019 годСлагаемые Глобального индекса конкурентоспособности 2019 г.динамикаОценка в целом434,62Оценка по группам показателейМестоЗначение (1-7) Базовые параметры594,7-121. Институты883,6121.1 Права собственности1233,5-11.2 Защита интеллектуальной собственности1173,371.3 Необоснованное расходовние гос. средств923,1181.4 Общественное доверие политикам563,3141.5 Поборы и коррупция833,6151.6 Независимость суда953,4131.7 Фаворитизм в решениях чиновников773131.8 Расточительность государственных расходов862,831.9 Обременность гос. регулирования1033131.10 Эффективность законов в урегулировании споров823,4201.11 Эффективность законов в оспаривании административного регулирования913,1181.12 Прозрачность государственной политики75421.13 Издержки бизнеса1014,611.14 Издержки бизнеса, связанные с преступностью754,511.15 Организованная преступность854,4171.16 Надежность полицейской службы1093,541.17 Этичность поведения фирм653,911.18 Строгость стандартов аудита и отчетности1034-11.19 Эффективность корпоративных советов директоров734,851.20 Защита интересов минориальных акционеров1163,501.21 Уровень защиты инвесторов, 0-10635,7252. Инфраструктура354,902.1 Качество общей инфраструктуры744-102.2 Качество дорог1232,802.3 Качество ж/д инфраструктуры254,4-12.4 Качество портовой инфраструктуры72432.5 Качество инфраструктуры воздушного транспорта654,412Продолжение таблицы П1Слагаемые Глобального индекса конкурентоспособности 2019 г.динамикаОценка в целом434,62Оценка по группам показателейМестоЗначение (1-7) 2.6 Обеспеченность авиалиниями км/неделю, млн.133352,5-12.7 Качество поставки электроэнергии62552.8 Число мобильных телефонов/100 чел. населения1316052.9 Стационарные телефоны/100 чел. населения3925,7-13. Макроэкономическая среда914,3-513.1 Дефицит государственного бюджета78-3,5-433.2 Валовое национальное сбережение, % ВВП5123,413.3 Инфляция, % в год1323-93.4 Государственный долг, % ВВП1017,753.5 Суверенный кредтный рейтинг, 0-10061 -124. Здоровье и начальное образование625,9-64.1 Число заболеваний малярией/100 тыс. населения---4.2 Влияние заболеваемости малярией на бизнес---4.3 Число заболеваний туберкулезом/100 тыс. населения8884-14.4 Влияние заболеваемости туберкулезом на бизнес755,5-14.5 Распространенность ВИЧ, % взрослого населения1061,124.6 Влияние заболеваемости ВИЧ на бизнес605,804.7 Детская смертность, число умерших/100 родившихся живыми528,214.8 Ожидаемая продолжительность жизни, годы9770,4-84.9 Качество начального образования494,474.10 Охват начальным образованием, %6695,2-15Факторы эффективности384,625. Высшее образование и обучение325,165.1 Охват средним образованием,%43100,6135.2 Охват высшим образованием, %1878,705.3 Качество образовательный системы693,7135.4 Качество математического и технического образования524,565.5 Качество школ менеджмента744,1265.6 Доступ к интернету в школах335,135.7 Доступность научно-исследовательских и образовательных услуг544,525.8 Уровень подготовки кадров783,856. Эффективность товарных рынков874,25Продолжение таблицы П1Слагаемые Глобального индекса конкурентоспособности 2019 г.динамикаОценка в целом434,62Оценка по группам показателейМестоЗначение (1-7) 6.1 Интенсивность конкуренции на местных рынках815-46.2 Степень доминирования на рынке 593,8106.3 Эффективность антимонопольной политики823,516.4 Влияние налогообложения на стимулы к инвестированию1063,156.5 Общая налоговая нагрузка, % прибыли9847116.6 Число процедур, необходимых для регистрации нового предприятия404-36.7 Число дней, необходимых для регистрации предприятия651,506.8 Затраты на с/х политику1103,2136.9 Распространенность торговых барьеров1113,9-36.10 Торговые тарифы, %735,836.11 Распространенность иностранной собственности1263,3-36.12 Влияние на близнес регулирования прямых иностранных инвестиций1243,5-86.13 Бремя таможенных процедур833,856.14 Объем импорта, % ВВП12821,226.15 Ориентированность на потребителей (Клиентоориентированность бизнеса)854,5-16.16 Взыскательность покупателей433,7-57. Эффективность рынка труда494,417.1 Сотрудничество в отношениях работник-работодатель1034,1-87.2 Гибкость установления зароботной платы235,647.3 Практика найма и увольнения454,1-37.4 Стоимость избыточной рабочей силы7717,437.5 Влияние налогообложения на стимулы к работе1053,4157.6 Оплата и производительность труда414,4-167.7 Опора на профессиональный менеджмент883,9-37.8 Способность страны сохранять таланты813,3187.9 Способность страны привлекать таланты823,277.10 Доля женщин в структуре занятых, по отношению к мужчинам500,86-88. Развитость финансового рынка1083,4-138.1 Наличие финансовых услуг1113,6-428.2 Доступность финансовых услуг1023,2-5Продолжение таблицы П1Слагаемые Глобального индекса конкурентоспособности 2019 г.динамикаОценка в целом434,62Оценка по группам показателейМестоЗначение (1-7) 8.3 Финансирование за счет местного фондового рынка953,1-78.4 Доступность кредитов1153-588.5 Доступность венчурного капитала872,6-218.6 Надежность банков1213,7-68.7 Регулирование рынка ценных бумаг1133,5-168.8 Индекс юридических прав, 0-10 466349. Технологическая подготовленность624,3-29.1 Доступность новейших технологий 834,4179.2 Абсорбация технологий на уровне фирм864,3129.3 Прямые иностранные инвестиции и трансфер технологий1113,749.4 Индивидуальные пользователи интернета, %3973,419.5 Фиксированный широкополосный доступ в Интернет, число подписчиков/100 чнл. Населения4718,819.6 Международный интернет-трафик, кб/с на одного пользователя8326,8-119.7 Мобильный доступ, подписчики/100 чел. Населения4071,3-310. Размер рынка65,9010.1 Величина внутреннего рынка (индекс)65,8110.2 Величина внешнего рынка (индекс)56,2010.3 ВВП (по ППС, млрд $)63717,6010.4 Экспорт, % к ВВП9029,57Факторы инноваций663,61011. Зрелость бизнеса723,8811.1 Количество местных поставщиков834,3-211.2 Качество местных поставщиков674,31411.3 Уровень развития кластеров953,41511.4 Природа конкурентного преимущества733,4111.5 Глубина цепочки создания стоимости803,71411.6 Управление международными поставками593,7-611.7 Сложность производственного процесса743,71911.8 Уровень развития маркетинга674,4711.9 Готовность делегировать полномочия783,6112. Инновации563,412Продолжение таблицы П1Слагаемые Глобального индекса конкурентоспособности 2019 г.динамикаОценка в целом434,62Оценка по группам показателейМестоЗначение (1-7) 12.1 Инновационная способность784612.2 Качество научных и исследовательских институтов464,21212.3 Затраты бизнеса на исследования и разработки663,3912.4 Сотрудничество между университетами и бизнесом в области исследований и разработок463,72112.5 Государственные закупки передовой технической продукции683,3-112.6 Наличие ученых и инжинеров584,1612.7 Патенты в международной патентной системе, заявки/млн. населения438,1-2ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Внешняя средаВнутренняя среда Возможности (О) Угрозы (Т)1. Рост потребности в производстве отечественной высокотехнологичной продукции взамен недоступной импортной2. Расширение и выход на качественно новый уровень внешнеторговых отношений России с западными странами1. Сохранение санкционного давления, вынуждающего в оперативном порядке корректировать приоритеты и направления внешнеэкономической деятельности2. Ослабление позиций российских экспортеров на ряде мировых рынковСилы (S)1. Наличие практически всех видов полезных ископаемых, используемых в современной экономикеСнижение зависимости от поставки импортного оборудования и технологий за счет вложения прибыли от продажи сырьевых ресурсов в реализацию политики импортозамещенияУстановление долгосрочных внешнеторговых отношений с рядом ключевых игроков мирового рынка, прежде всего его топливного сегментаКрайне низкие темпы структурной перестройки реального сектора российской экономики и процессов модернизацииНедостаточная проработка комплексных программ разносрочного (особенно долгосрочного) развития экономики2.Сравнительно невысокую со среднемировой стоимость рабочей силы, обладающей достаточной для современного производства квалификациейПриумножение человеческого капитала через построение эффективных и современных систем образования и здравоохранения, обеспечивающих инновационное развитие экономикиОтносительно невысокая капиталоемкость российского сектора НИОКР, при достаточно высоком уровне развития его инфраструктуры и способностью производства востребованных технологических разработокПоступательное сокращение государственных расходов на научную деятельность и недостаточный объем финансирования сектора технологических разработок, что ослабляет позиции РФ на мировом рынке технологийСохранение относительно высокого уровня зависимости от импортных позиций, прежде всего в сегменте комплектующих, что объективно снижает темпы необходимых модернизационных измененийСлаб-ости (W)1. Сохранение больших объемов «оттока капитала»Осуществление политики, направленной на формирование конкурентной среды на национальном рынке, в том числе антимонопольной, поддержка малого и среднего сегментов бизнесаРасширение и выход на качественно новый уровень функционирования финансового рынкаГосударственные программы, направленные на разработку и внедрение инноваций, сегодня имеют ограниченный радиус действия и распространяются в основном на военно-промышленный комплексНизкие темпы развития производственного сектора в условиях спонтанной реструктуризации российского ВПК2. Сохранение сырьевой модели российского экспорта при одновременном снижении экспортных объемов высокотехнологической продукцииСохранение лидирующих позиций в ряде высокотехнологических отраслей, прежде всего космической и военно-техническойОтносительно высокий уровень инвестиционной привлекательности добывающего сектораОбщее ослабление позиций российских экспортеров на ряде мировых рынковНебольшая покупательная способность населения и отсутствие источников финансирования мешают предприятиям проводить модернизациюТаблица П2. Матрица SWOT-анализа конкурентной стратегии России
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
3. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
5. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
6. Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»
7. Андреева Е.Л., Глухих П.Л., Ратнер А.В. Национальные экономические интересы России в современных геополитических условиях//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – № 6 (36). – С. 22.
8. Арипшев А. М. Некоторые особенности государственного регулирования обеспечения экономической безопасности региона // ИСОМ. – 2015. - №6-1. – С.56-84.
9. Афонасова М. А. Обострение проблемы экономической безопасности России в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран // Успехи современного естествознания. 2015. №1-2 С.240-243.
10. Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия XXI века. 2015. № 2. С. 38–48.
11. Барт А.А. Необходимость совершенствования национальной инновационной стратегии как фактора обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал URL: http://uecs.ru/uecs-33- 332011/item/632-2011- (дата обращения: 25.04.2020);
12. Бутко Г.П. Повышение конкурентоспособности как фактор обеспечения экономической безопасности / Г.П. Бутко, Л.А. Перепелкина, О.А. Шурмина; под ред. проф. Г.П. Бутко. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2019. – 142 с.
13. Валько Д. В. Экономическая безопасность : учебное пособие для вузов / Д. В. Валько. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 150 с.
14. Вагин А.В. Россия в условиях финансовой глобализации и проблема обеспечения экономической безопасности // Научные труды Вольного экономического общества России. 2015. Т. 157. С. 33–43.
15. Глотов А. С. Экономическая безопасность России в условиях кризиса // Изв. РГПУ им. А.И.Герцена. Том 12. 2014. № 32. С. 53–56.
16. Григорьева Е.А. Социально-экономические индикаторы экономической безопасности России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 19–24.
17. Григорьев М.Ю. Пути решения проблем обеспечения экономической безопасности государства / Григорьев М.Ю., Григорьева Н.В. // Власть и общество в прошлом и настоящем: региональный аспект: Сб. науч. тр. - Чебоксары: ЧГПУ, 2016;
18. Дудин М. Н., Лясников Н. В., Сидоренко В. Н. Экономическая безопасность России: угрозы национальным интересам и их отражение // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. №4 (20) С.98-106.
19. Иванова Н. Г. Ситуационный подход к формированию экономической политики России //Форсайт" Россия": дизайн новой промышленной политики. – 2015. – С. 137-146.
20. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / Е. И. Кузнецова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 294 с.
21. Климонова А.Н., Юрина Е.А. Экономическая безопасность в условиях глобализации: угрозы и возможности // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 9. № 9. С. 58–64.
22. Кокорина А.Н. Система экономической безопасности организации: структура и основные функциональные направления обеспечения экономической безопасности. В сборнике: Научные исследования студентов в решении актуальных проблем АПК материалы региональной научно-практической конференции. 2017. С. 177-183.
23. Курнышева И.Р. Конкурентоспособность российской экономики: эволюция, структура и перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук .2019. № 4. С. 36-53.
24. Логинов К.К. Анализ индикаторов региональной экономической безопасности // Вестник СибАДИ. 2015. № 2 (42). С.132-139.
25. Новикова И.В., Красников Н.И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 330. С.132-138.
26. Попкова Е.Г., Островская В.Н. Экономическая безопасность современной России: состояние и перспективы // Дайджест-Финансы. 2015. №4 (236) С.53-63.
27. Портер, М. Е. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / Портер М.Е. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 947 с.
28. Рябова Т.Ф. Условия обеспечения экономической безопасности страны//Наука и Мир. – 2016. – Т. 1. – № 10 (16). – С. 170.
29. Ромащенко Т.Д. Теория экономической безопасности: Учебное пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 23 с.
30. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы / В.Л. Тамбовцев // Вести Московского университета. Сер.6. Экономика. - 2015. - №3.
31. Тимирьянова В.М. Экономическая оценка конкурентной среды и конкурентного предприятия / М. – 2017 – 140 с.
32. Управление конкурентоспособностью : учеб. пособие / В.А. Быков, Е.И. Комаров. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. -242 с.
33. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: Учебное пособие / Антонов Г.Д., Иванова О.П., Тумин В.М. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 348 с.
34. Уразгалиев В. Ш. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 675 с.
35. Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика»/ Философова Т.Г., Быков В.А.- Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 295 c.
36. Чигвинцев В.В. Россия в глобальном мире: от санкций – к устойчивой продовольственной безопасности//Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2016. – № 4. – С. 257.
37. «Финансовое обеспечение реализации национальных проектов», 24 декабря 2018 г. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://council.gov.ru/media/files/ eRjqJ4EwAzlRJOU52zLkHoj9aNFUTopi.pdf. (дата обращения 25.04.2019);
38. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://gks.ru/.
39. IMF World Economic Outlook Database, October 2015 Edition. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/02/weodata/index.aspx (дата обращения;
40. The Global Competitiveness Report [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: World Economic Forum. Режим доступа: http://WEF_The GlobalCompetitivenessReport.pdf;
Вопрос-ответ:
Какие виды экономической безопасности существуют?
Существуют различные виды экономической безопасности, такие как внутренняя экономическая безопасность, внешняя экономическая безопасность, социально-экономическая безопасность и экологическая безопасность. Каждый из этих видов имеет свои особенности и требует особого внимания для обеспечения безопасности страны в разных сферах.
Что такое конкурентоспособность и как она связана с экономической безопасностью страны?
Конкурентоспособность - это способность страны или компании быть успешной на рынке и выдерживать конкуренцию с другими участниками. Она связана с экономической безопасностью, поскольку сильная конкурентоспособность позволяет стране укрепить свою экономику, увеличить экспорт и вложения, что в свою очередь способствует ее безопасности и стабильности.
Какие факторы влияют на конкурентоспособность страны?
На конкурентоспособность страны влияет множество факторов, таких как доступ к ресурсам, квалифицированная рабочая сила, научно-технический потенциал, инфраструктура, политическая стабильность, наличие инноваций и др. Все эти факторы в совокупности определяют способность страны быть успешной на международном рынке и обеспечивать свою экономическую безопасность.
Как можно оценить национальную конкурентоспособность?
Существует несколько методов оценки национальной конкурентоспособности, таких как сравнительный анализ экономических показателей, рейтинги конкурентоспособности стран, анализ уровня инноваций и научно-технического развития, анализ международной торговли и т. д. Все эти методы позволяют оценить сильные и слабые стороны страны и определить направления для улучшения ее конкурентоспособности.
Что такое конкурентноспособность?
Конкурентноспособность - это способность страны, компании или отрасли успешно соперничать на рынке, обеспечивая устойчивое развитие и достижение высоких показателей эффективности.
Какие риски и угрозы связаны с экономической безопасностью?
Различные риски и угрозы могут быть связаны с экономической безопасностью, такие как финансовые кризисы, потеря конкурентоспособности, изменения внешней политики, терроризм, санкции, изменение цен на нефть и другие сырьевые ресурсы, а также нарушение правил международной торговли.
Какие факторы влияют на конкурентноспособность страны?
На конкурентноспособность страны влияют множество факторов, таких как уровень развития науки и технологий, доступ к капиталу, качество образования, инфраструктура, уровень коррупции, налоговая политика, стабильность политической ситуации и многое другое.
Какова практическая значимость конкурентноспособности России для ее экономической безопасности?
Конкурентноспособность России имеет важное значение для ее экономической безопасности. Высокая конкурентноспособность позволяет стране успешно соперничать на мировом рынке, увеличивать экономический рост, привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места и обеспечивать благосостояние граждан.