Словообразовательная структура разговорных слов
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 47 + 47 источников
- Добавлена 28.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Основные понятия словообразования 8
1.1. Словообразовательное гнездо как основная комплексная единица словообразовательной системы языка 8
1.2. Разговорные словообразующие и формообразующие аффиксы русского языка 13
Выводы 22
Глава 2. Словообразовательные типы разговорной лексики в современном русском языке 23
2.1. Тенденции развития словообразовательной системы современного русского языка 23
2.2. Словообразовательные тенденции в сфере разговорной лексики XXI века 27
Выводы 39
Заключение 40
Литература 41
Другое значение слова каблук появилось в результате метафорического переноса: «грузовой или легковой автомобиль, приспособленный для перевозки грузов небольших размеров, напоминающий своей формой башмак с каблуком». Например: Биржатруда2. Водительнакаблукимикроавт. наподменутребуются. З/ пот1, 5млнруб. Безв/ п, безрадикулита[Объявления // «Столица», 1997.07.15].В разговорной речи проявляется тенденция к экономии речевых усилий, и, следовательно, квсякого рода сокращениям, усечениям. Так, слово мультфильм, образованное путем сложения полной и сокращенной основ (← мультипликационный фильм), в современной речи сокращается до усеченной основы прилагательного – мульт:Малышнянабраласебемультов, журналов, былочемразвлечься[коллективный. Форум: В Германию на машине (2013)]. Далее от лексемы мультобразовалось слово мультяшка. Суффикс –яшк(а)/ -ашк(а) многозначный. Он может выражать ласкательно-уменьшительное значение (ср. уничижительное значение в слове старикашка), а может образовать существительное со значением «небольшой образец чего-л., представитель какого-л. предмета или явления, ср. стекляшка):Потелевизоруговорятисключительнонарусском, пускаютзамечательныемультяшкипоисторииигеографииРоссии, многопередачпродеятелейрусскойкультуры[коллективный. Форум: Православие и «Русский марш» (2012)]; Покачто «сетевоесообщество» реагируетнаэтуугрозуподобнодивномуперсонажу-мультяшкеиз «КтоподставилкроликаРоджера».[Андрей Анненков. За наше и ваше регулирование. Сетевая организация ― угроза государству // «Известия», 2002.02.27].Таким образом, словообразовательную цепочку можно представить так: мультипликационный фильм → мультфильм → мульт → мультяшка.Усечение применяется в длинных, сложнопроизносимых словах: азер (← азербайджанец), админ (← администратор):Все-таки с армянами и азерами есть различия, если даже посмотреть на историю ― и те, и другие вели себя в похожих ситуациях по-разному.[коллективный. Форум: Этнопсихология. Турки (2010-2011)]; Явообщеадминпопрофессии.Арепетиционнуюбазупостроилидлясвоейрок-группы (я. кпримеру, играюнагитаре), нопотомпоняли, чтобольшуючастьвременибазапростаивает.[коллективный. Ячейка бизнеса // «Огонек», 2015].При помощи стяжения словосочетания в слово и оформления посредством суффикса -к(а) образованы слова музыкалка(← музыкальная школа), художка (← художественная школа): Послеуроков, передмузыкалкойилихудожкойилипростопотусить – половинаклассаопятьвстоловую, иихсуммызаписываютнакласспофамильно[коллективный. Форум: Школьное питание и классный руководитель! (2009-2011)]Имена существительные образуются и путем усечения глагольной основы: надоеда (← надоедать), накат (← накатить):Причемвсепопыткираздосадованнойбуренкипокрепчелягнутьнадоедунеизменнотерпелинеудачу: проворнаясобачкаслегкостьюувертываласьоттяжелыхкопыт.[коллективный. Переписка с читателями // «Наука и жизнь», 2007]; В1994-1995гг. началсямассированныйнакатнамэраПетербургаАнатолияСобчака.[Александр Садчиков. Партийный дестабилизатор. Александр Беспалов привел «Единую Россию» к краху // «Известия», 2003.02.24].Материал НКРЯ предоставляет уникальную возможность для анализа способов производства окказиональных слов. Лексический материал иллюстрирует такие модели, как:– контаминации: папарачечная← прачечная + папарацци: Все разговоры о том, что журналистика – одна огромная «папарачечная», выгодны тем, кто нас боится.– слияние и транспозиция: нака(сущ.) ← на-ка! (междометие): Казалось бы ничего сложного сдать вождение человеку с таким стажем, ан нет) теория-площадка без проблем, а вот город... Инструктор из автошколы всячески рекомендовал дать «наку» инспектору для успешного прохождения, а мы же гордые, мы же за рулём давно....Как уже отмечалось, словообразовательные процессы активнее всего происходят среди имен существительных, немного в меньшей степени – среди прилагательных и глаголов, еще в меньшей степени это характерно для наречий. Что касается числительных, то появление неологизмов среди них нехарактерно для языка. Тем не менее, язык – живой «организм», которому свойственно развитие. Лексика является самым подвижным элементом языковой системы: слова в языке появляются благодаря возникновению новых наименований (неологизации), заимствованиям; происходят сдвиги в значениях слов, меняются синонимические ряды и антонимические пары.Хотя и в малой степени, но это коснулось и имен числительных. Наиболее подверженная семантическим изменениям группа – это числительные с семантикой неопределенного количества (много, мало, немножко и т.п.).Так, можно отметить новое слово, функционирующее в последние годы в неформальной среде: в чатах, на форумах, в социальных сетях, – это слово стопицот(графические варианты: 100500, стопиццот, стопяцот, стопецот и др.). Появление этого слова связывают с интернет-мемом «+100500», ставшим популярным благодаря одноименному шоу Максима Голополосова. Выражение «+100500», записываемое как в числовом, так и в буквенном виде, употребляется для обозначения максимально большого числа и используется, чтобы показать поддержку и одобрение: Kabu4a: ЗнаетепрокладбищевампироввЧеляковицахЧехия? <…>. D-r_Pippez: Этомогилавампира!!! Стопицот!!!!! [Алексей Иванов.Комьюнити (2012)]; [elianor, nick] [Аяпоопытузнаю, чтоестьтакие, чточемслабеестановишься, темсильнеебьют (фигурально). ] +стопицот: ([коллективный. Форум: Вопрос про себя (2012)]; [iv_kuznetsov, nick] Ха-ха-ха-ха!!!! 100500! Хорошо! [коллективный. Форум: Разорять область они не боялись, а книжку боятся (2011)]. В этом значении стопицотявляется синонимом слов точно, верно, правильно, одобряю, поддерживаю и т.п. Появление такого значения, несвойственного числительному, можно проследить по социальным сетям: когда пользователь сети читает запись и соглашается с ней, одобряет, поддерживает, он ставит «лайк» («класс» и т.п.). Количество «лайков» подсчитывается, при оценивании записи «лайком» появляется подпись «+1». Некоторые пользователи помимо «лайка» выражают свою поддержку и в комментариях к записи посредством такой же подписи – «+1». Выражение горячего одобрения, восхищения, полнейшего согласия при общей тенденции к экономии речевых средств в сетевом общении стало выражаться количеством добавляемых «лайков»: +100, +1000 и т.д. В поисках наибольшего числа в бесконечности чисел была придумана запись «+100500».Кроме того, лексема стопицот употребляется как числительное (в широком понимании) и обозначает неопределенно большое количество ‘очень много’: …поповодувыстраиватьиговорить – этосовершеннобесполезно, мужнеслушаетинеслышит, хотьстопицотразскажи. Толипривычка, толинежелание, незнаючегобольше[коллективный. Форум: Вопрос про себя (2012)]; Проведите хоть стопицотэкспериментов.Машина, у которой не работает бензонасос – на остатках в топливопроводе может разве что завестись на секунду-полторы [коллективный. Форум: Дистанционная блокировка двигателя (2017)]; Есть китайская деревня, рядом с деревней лес. И в лесу этом бродит саблезубый тигр. И раз в неделю тигр уносит ребенка. Так происходит уже стопицот лет, никто в деревне особо не парится по этому поводу, тигр был, есть и будет всегда [Как убить дракона]. В таком употреблении семантика лексемы стопицотприближается к метафорическим значениям слов тысяча, миллион, миллиард, используемым для обозначенияоченьбольшогочисла (количества) чего-либо. Показательно сочетание с усилительным наречием овер, заимствованным из английского (over – ‘сверх, свыше, более’): Всё бы хорошо, но через пару дней начали сыпаться смс с предложениями микрозаймов. Раз в 2-3 дня приходят «вам одобрено оверстопицоттыщ» [Ответ на пост «Важный звонок»]. Здесь усиливается образное значение сверхбольшого количества.Орфографический облик слова стопицототражает характерные для разговорного стиля речи фонетические процессы: редукция безударного гласного я [иэ], ассимиляция согласных [т’с] в звук [ц], ср. соответствие между числовой записью и ее прочтением: 100500 – «сто-пятьсот». Таким образом, в записи этого неологизма подчеркнут отход от фонематического и морфемного принципов русской орфографии.Проанализированный материал позволяет говорить о том, что:1) наиболее высокой активностью, по сравнению со словами других частей речи, в производстве новых лексических единиц обладают существительные. Среди непосредственно мотивирующих слов количество существительных (63%) почти в два раза превышает количество слов других частей речи;2) продуктивным является отсубстантивное аффиксальное словообразование (более половины новых слов, образованных от существительных, – это прилагательные, глаголы и наречия), оно превосходит продуктивность образования отадъективных и отглагольных существительных;3) словообразование активно развивается в области трудовой деятельности, досуга, отдельную сферу новообразований представляют гаджеты. Среди новых разговорных слов широко представлена оценочная лексика. Таким образом, новая разговорная лексика охватывает практически все сферы человеческой жизни, что свидетельствует о распространении неформального общения, в первую очередь, при помощи социальных сетей и чатов.ВыводыРассмотренные нами тенденции в словообразовании разговорной лексики начала XXI века свидетельствуют о сохранении традиций словообразования, тенденций ХХ века. Основными путями пополнения словарного состава являются:– аффиксация; – усечение и сокращение производящих основ;– аббревиация;– заимствования; – освоение иноязычной лексики и словообразование на ее основе путем аффиксации; – развитие новых значений у имеющихся в лексиконе слов;– разные виды сложения слов.Образование новых разговорных слов охватывает практически все сферы человеческой деятельности. Стремление к экономии речевых усилий и тенденция к упрощению синтаксических конструкций, влияние общения в соцсетях и мессенджерах способствуют распространению разговорных слов.ЗаключениеИзучение словообразования разговорных слов в современном русском языке на материале словообразовательных и толковых словарей, Национального корпуса русского языка, форумов, интернет-версий газет и других источников позволило установить наиболее продуктивные единицы словообразовательной системы.Опора на понятия «словообразовательное гнездо», «словообразовательная парадигма» и «словообразовательная цепь», «словообразовательный тип», «словообразовательная модель» и др. помогла найти новые лексемы, не зафиксированные в словарях последних лет, так как предсказательная сила словообразовательного гнезда как системы помогает нам предположить наличие тех или иных лексем в русском языке. Анализ языкового материала позволил выявить некоторые общие закономерности образования новых слов. Было установлено, что в целом словообразовательные процессы продолжают традиции, характерные для ХХ века. Наиболее активной частью речи с точки зрения словообразования являются существительные. Продуктивным является отсубстантивное аффиксальное словообразование, усечение и сокращение производящих основ, освоение иноязычной лексики и словообразование на ее основе путем аффиксации, развитие новых значений у имеющихся в лексиконе слов, разные виды сложения слов.Разговорная лексика активно проникает во все сферы жизни человека, что свидетельствует о распространении неформального общения, в первую очередь, при помощи социальных сетей и чатов.Перспективы исследования представляются в более детальной проработке словообразовательных типов, классификации лексики на основании словообразовательных моделей, в изучении процессов адаптации заимствованной лексики в русском языке и т.п.ЛитератураАльтман И.В. Гнездо и слово / Проблемы структурной лингвистики. 1984.– 388 с.Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования / Н.Д. Арутюнова // НДВШ Филол. науки. 1960. № 2. – С. 12-23Большой словообразовательный словарь русского языка [более 2000 словообразовательных гнёзд] / сост. Н.А. Артемьева. М. : Дом Славянской книги, 2007. – 704 с.Виноградов, В.В. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка // Виноградов, В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. М., 1977. – С. 47-68.Виноградов, В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). Издание второе / В.В.Виноградов. М.: Высшая школа, 1972. – 614 с.Винокур, Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г.О. Избранные работы / Г.О. Винокур. М., 1959. – С. 419-442.Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис. - М., 1979. – 288 с.Грузберг А.А., Грузберг Л.А. Словообразовательный словарь [около 8000 производных слов]. Пермь :Перм. гос. пед. ун-т, 2009. – 158 с.Евтеева, Л.В. Проблемы значения слова и словообразовательных элементов у В. А. Богородицкого / Л.В. Евтеева // НДВШ. Филол. науки. 1983. № 3. С. 74-77.Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: толково-словообразовательный [более 136 000 лексических единиц]. М. : Русский язык, 2000. Т. 1—2.Ефремова Т.Ф. Современный словарь русского языка: три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный [около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц]. М. : ACT : Астрель :Полиграфиздат, 2010. – 699 с.Земская, Е.А. О развитии приставочного словообразования в русском языке / Е.А. Земская // РЯШ. 1960. № 2. С. 17-21.Земская, Е.А. О парадигматических отношениях в словообразовании / Е.А. Земская // Русский язык. Вопросы его истории и современного состояния. Виноградовские чтения I-III. М.: Наука, 1978. С. 63-78.Земская, Е.А. Словообразование и текст / Е.А. Земская // ВЯ. 1990. №6. С. 17-30.Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование / Е.С. Кубрякова. М.: Наука, 1965. – 78 с.; Кубрякова, Е.С. О словообразовательном значении и описании смысловой структуры производных суффиксального типа / Е.С. Кубрякова // Принципы и методы семантических исследований. М.: Наука, 1976. С. 202-232. Кубрякова, Е.С. Асимметрия смысловых структур и отграничение словообразования от других типов морфологической деривации / Е.С. Кубрякова // Русский язык. Вопросы его истории и современного состояния. Виноградовские чтения I-III. М.: Наука, 1978. С. 18-31.Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М.: Русский язык, 1986. – 1136 с. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов.энциклопедия, 1990. – 685 с.Лопатин, В., Улуханов, И. О принципах словообразовательного анализа и классификации морфов / В. Лопатин, И. Улуханов // РЯНШ. 1969. № 5. С. 10-16.Манучарян, Р.С. Проблемы исследования словообразовательных значений и средств их выражения (на материале сопоставления русского и армянского языков. Автореферат дис. ... доктора филологических наук / Р.С. Манучарян. Ереван, 1975. – 36 с.Милославский, И.Г. Морфологический способ словообразования и семантические изменения / И.Г. Милославский // РЯШ. 1976. № 1. С. 83-87. Милославский, И.Г. О словообразовательном значении «подобия» в русском языке / И.Г. Милославский // РЯШ. 1977. № 6. С. 90-92. Милославский И.Г. Лексическое, словообразовательное и грамматическое в словоформе / И.Г. Милославский // НДВШ. Филол. науки. 1980. № 1. С. 44-51.Мурясов, Р.З. Некоторые вопросы словообразовательной структуры слова / Р.З. Мурясов // ВЯ. 1974. № 4. С. 97-107; Мурясов, Р.З. О словообразовательном значении и семантическом моделировании частей речи / Р.З. Мурясов // ВЯ. 1976. № 5. С. 126-137.Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 с.Рацибурская, Л.В. Словообразовательное гнездо и принципы его описания: Учебно-методическое пособие / Л.В. Рацибурская. Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. – 50 с.Русская грамматика: В 2-х т. / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Наука, 1982.Русский язык. Энциклопедия. – М.: Сов.энциклопедия, 1979. – 432 с.Свердлов, Л.Г. Изучение русского словообразования в советскую эпоху / Л.Г. Свердлов // РЯШ. 1967. № 4. С. 3-14.Соболева П.А. Аппликативная грамматика и моделирование словообразования: Автореф.дис. ... д-ра филол.наук. – М., 1970.Суханова И.Ю. Русский словарь новообразований от иноязычных слов [около 200 словообразовательных гнёзд]. Самара : Изд-во Самар, гос. пед. ун-та, 2006. – 111 с.Тихонов А.Н. Проблемы составления гнездового словообразовательного словаря современного русского языка. - Самарканд, 1971. – 86 с.; Тихонов, А.Н. Гнездование однокоренных слов / А.Н. Тихонов // Исследование по славянской филологии. Сборник, посвященный памяти академика В.В.Виноградова. Изд-во Моск. ун-та, 1974. – С. 307-318.Тихонов С.А. Отглагольные словообразовательные цепочки в современном русском языке: Автореф. дис.... канд.филол.наук. – М., 1984.Тихонов С.А. К проблеме типологии словообразовательных цепочек//Актуальные проблемы русского словообразования. - Ташкент, 1985а. – С. 63-71.Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. / А.Н. Тихонов. М., 1985б. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: пособие для учащихся. – 3-е изд. – М.: Культура и традиции, 1997. – 576 с.Тихонов, А.Н. Лексическое гнездо в современном русском языке: монография / А.Н. Тихонов. Елец, ЕГУ им. И.А.Бунина, 2006. – 270 с.Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным / А.Н. Тихонов. – Москва: АСТ, 2014. – 639 с.Толковый словарь русской разговорной речи. Выпуск 1: А-И. / Отв. ред. Л.П. Крысин. – М.: Языки славянской культуры, 2014. – 776 с.; Толковый словарь русской разговорной речи. Выпуск 2: К-О. / Отв. ред. Л.П. Крысин. – 2-е изд. – М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2017. – 864 с.;Цыганенко Г. П. Словарь служебных морфем русского языка.—К. : Рад. школа, 1982. – 240 с.Шанский, Н.М. Очерки по русскому словообразованию / Н.М. Шанский. М.: Изд-во МГУ, 1968. – 310 с.Шарофиддинов, К. Проблемы типологии словообразовательных гнезд /К. Шарофиддинов // РЯШ. 1979. № 6. С. 70-76Шаумян С.К., Соболева П.А. Аппликативная порождающая модель и исчисление трансформаций в русском языке. – М., 1963. – 116 с.
2. Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования / Н.Д. Арутюнова // НДВШ Филол. науки. 1960. № 2. – С. 12-23
3. Большой словообразовательный словарь русского языка [более 2000 словообразовательных гнёзд] / сост. Н.А. Артемьева. М. : Дом Славянской книги, 2007. – 704 с.
4. Виноградов, В.В. Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка // Виноградов, В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. М., 1977. – С. 47-68.
5. Виноградов, В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). Издание второе / В.В.Виноградов. М.: Высшая школа, 1972. – 614 с.
6. Винокур, Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г.О. Избранные работы / Г.О. Винокур. М., 1959. – С. 419-442.
7. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис. - М., 1979. – 288 с.
8. Грузберг А.А., Грузберг Л.А. Словообразовательный словарь [около 8000 производных слов]. Пермь : Перм. гос. пед. ун-т, 2009. – 158 с.
9. Евтеева, Л.В. Проблемы значения слова и словообразовательных элементов у В. А. Богородицкого / Л.В. Евтеева // НДВШ. Филол. науки. 1983. № 3. С. 74-77.
10. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: толково-словообразовательный [более 136 000 лексических единиц]. М. : Русский язык, 2000. Т. 1—2.
11. Ефремова Т.Ф. Современный словарь русского языка: три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный [около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц]. М. : ACT : Астрель : Полиграфиздат, 2010. – 699 с.
12. Земская, Е.А. О развитии приставочного словообразования в русском языке / Е.А. Земская // РЯШ. 1960. № 2. С. 17-21.
13. Земская, Е.А. О парадигматических отношениях в словообразовании / Е.А. Земская // Русский язык. Вопросы его истории и современного состояния. Виноградовские чтения I-III. М.: Наука, 1978. С. 63-78.
14. Земская, Е.А. Словообразование и текст / Е.А. Земская // ВЯ. 1990. №6. С. 17-30.
15. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование / Е.С. Кубрякова. М.: Наука, 1965. – 78 с.;
16. Кубрякова, Е.С. О словообразовательном значении и описании смысловой структуры производных суффиксального типа / Е.С. Кубрякова // Принципы и методы семантических исследований. М.: Наука, 1976. С. 202-232.
17. Кубрякова, Е.С. Асимметрия смысловых структур и отграничение словообразования от других типов морфологической деривации / Е.С. Кубрякова // Русский язык. Вопросы его истории и современного состояния. Виноградовские чтения I-III. М.: Наука, 1978. С. 18-31.
18. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М.: Русский язык, 1986. – 1136 с.
19. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с.
20. Лопатин, В., Улуханов, И. О принципах словообразовательного анализа и классификации морфов / В. Лопатин, И. Улуханов // РЯНШ. 1969. № 5. С. 10-16.
21. Манучарян, Р.С. Проблемы исследования словообразовательных значений и средств их выражения (на материале сопоставления русского и армянского языков. Автореферат дис. ... доктора филологических наук / Р.С. Манучарян. Ереван, 1975. – 36 с.
22. Милославский, И.Г. Морфологический способ словообразования и семантические изменения / И.Г. Милославский // РЯШ. 1976. № 1. С. 83-87.
23. Милославский, И.Г. О словообразовательном значении «подобия» в русском языке / И.Г. Милославский // РЯШ. 1977. № 6. С. 90-92.
24. Милославский И.Г. Лексическое, словообразовательное и грамматическое в словоформе / И.Г. Милославский // НДВШ. Филол. науки. 1980. № 1. С. 44-51.
25. Мурясов, Р.З. Некоторые вопросы словообразовательной структуры слова / Р.З. Мурясов // ВЯ. 1974. № 4. С. 97-107;
26. Мурясов, Р.З. О словообразовательном значении и семантическом моделировании частей речи / Р.З. Мурясов // ВЯ. 1976. № 5. С. 126-137.
27. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 с.
28. Рацибурская, Л.В. Словообразовательное гнездо и принципы его описания: Учебно-методическое пособие / Л.В. Рацибурская. Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. – 50 с.
29. Русская грамматика: В 2-х т. / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Наука, 1982.
30. Русский язык. Энциклопедия. – М.: Сов. энциклопедия, 1979. – 432 с.
31. Свердлов, Л.Г. Изучение русского словообразования в советскую эпоху / Л.Г. Свердлов // РЯШ. 1967. № 4. С. 3-14.
32. Соболева П.А. Аппликативная грамматика и моделирование словообразования: Автореф.дис. ... д-ра филол.наук. – М., 1970.
33. Суханова И.Ю. Русский словарь новообразований от иноязычных слов [около 200 словообразовательных гнёзд]. Самара : Изд-во Самар, гос. пед. ун-та, 2006. – 111 с.
34. Тихонов А.Н. Проблемы составления гнездового словообразовательного словаря современного русского языка. - Самарканд, 1971. – 86 с.;
35. Тихонов, А.Н. Гнездование однокоренных слов / А.Н. Тихонов // Исследование по славянской филологии. Сборник, посвященный памяти академика В.В.Виноградова. Изд-во Моск. ун-та, 1974. – С. 307-318.
36. Тихонов С.А. Отглагольные словообразовательные цепочки в современном русском языке: Автореф. дис.... канд.филол.наук. – М., 1984.
37. Тихонов С.А. К проблеме типологии словообразовательных цепочек//Актуальные проблемы русского словообразования. - Ташкент, 1985а. – С. 63-71.
38. Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. / А.Н. Тихонов. М., 1985б.
39. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: пособие для учащихся. – 3-е изд. – М.: Культура и традиции, 1997. – 576 с.
40. Тихонов, А.Н. Лексическое гнездо в современном русском языке: монография / А.Н. Тихонов. Елец, ЕГУ им. И.А.Бунина, 2006. – 270 с.
41. Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным / А.Н. Тихонов. – Москва: АСТ, 2014. – 639 с.
42. Толковый словарь русской разговорной речи. Выпуск 1: А-И. / Отв. ред. Л.П. Крысин. – М.: Языки славянской культуры, 2014. – 776 с.;
43. Толковый словарь русской разговорной речи. Выпуск 2: К-О. / Отв. ред. Л.П. Крысин. – 2-е изд. – М.: Издательский Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2017. – 864 с.;
44. Цыганенко Г. П. Словарь служебных морфем русского языка.—К. : Рад. школа, 1982. – 240 с.
45. Шанский, Н.М. Очерки по русскому словообразованию / Н.М. Шанский. М.: Изд-во МГУ, 1968. – 310 с.
46. Шарофиддинов, К. Проблемы типологии словообразовательных гнезд /К. Шарофиддинов // РЯШ. 1979. № 6. С. 70-76
47. Шаумян С.К., Соболева П.А. Аппликативная порождающая модель и исчисление трансформаций в русском языке. – М., 1963. – 116 с.
Вопрос-ответ:
Что такое словообразовательное гнездо?
Словообразовательное гнездо является основной комплексной единицей словообразовательной системы языка.
Какие аффиксы используются в русском языке для словообразования?
В русском языке присутствуют как разговорные словообразующие аффиксы, так и формообразующие аффиксы.
Какие есть варианты словообразовательных типов в современном русском языке?
В современном русском языке существуют различные словообразовательные типы, которые проявляются в разговорной лексике.
Как развивается словообразовательная система современного русского языка?
Словообразовательная система современного русского языка развивается в соответствии с определенными тенденциями.
Какие тенденции наблюдаются в сфере словообразования?
В сфере словообразования наблюдаются различные тенденции, связанные с процессами словообразования в русском языке.
Какие понятия являются основными в словообразовании?
Основными понятиями в словообразовании являются словообразовательное гнездо и словообразовательные аффиксы.
Что такое словообразовательное гнездо?
Словообразовательное гнездо — это основная комплексная единица словообразовательной системы языка, состоящая из основы слова и одного или нескольких словообразующих аффиксов.
Какие аффиксы могут использоваться для словообразования в разговорной речи русского языка?
В разговорной речи русского языка могут использоваться как словообразующие, так и формообразующие аффиксы. Например, суффиксы -ка, -чка, -шка, -енок, -ёнок, -ище и другие.
Какие типы разговорной лексики существуют в современном русском языке?
В современном русском языке существуют различные типы разговорной лексики, в том числе слова с префиксами, суффиксами, уменьшительно-ласкательные формы, обзорная лексика, а также такие типы, как поговорки, пословицы, шуточные выражения и др.
Какие тенденции можно выделить в развитии словообразовательной системы современного русского языка?
В развитии словообразовательной системы современного русского языка можно выделить такие тенденции, как увеличение числа универсальных аффиксов, наличие неформальных типов сложных и составных слов, активное использование иноязычных элементов, а также развитие новых суффиксов и приставок.
Какие являются основные понятия словообразования?
Основными понятиями словообразования являются словообразовательное гнездо и словообразовательные и формообразующие аффиксы. Словообразовательное гнездо представляет собой комплексную единицу словообразовательной системы языка, а словообразовательные и формообразующие аффиксы выполняют роль элементов, позволяющих образовывать новые слова.
Какие представлены словообразовательные типы в современном русском языке?
В современном русском языке можно выделить различные словообразовательные типы, такие как деривационные, префиксальные, суффиксальные, конверсивные и трансформационные типы. Каждый из них имеет свои особенности в образовании новых слов и влияет на развитие словообразовательной системы языка.