Технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 25.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1.3. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА БАЗЕ КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГККЦСО «ОТРАДНОЕ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Отделения:
Диагностики и разработки программ социальной реабилитации
Медико-социальной реабилитации;
Психолого-педагогической помощи;
Социально-трудовой реабилитации;
Дневного пребывания и стационар.
Персонал: общее количество сотрудников - 95, из них 53 - специалисты, оказывающие социальные услуги детям с ограниченными возможностями и их семьям. 80% специалистов имеют высшую квалификацию.
Красочный фотоальбом жизни центра
Научные публикации, выпущенные в Центре
СМИ о нас
Фильм о Центре
Как мы проводим наше веселое лето!
Центр оказывает детям и подросткам с ограниченными возможностями услуги:
- психолого-педагогические;
- социально-педагогические;
- медико-социальные;
- социально-бытовые.
В центре работают отделения:
Отделение дневного пребывания осуществляет:
- выявление детей и подростков с ограниченными возможностями;
- сбор данных об анамнезе, основном диагнозе;
- разработку индивидуальные программы реабилитации;
- психодиагностику;
- психокоррекцию;
- игры и тренинги;
- релаксационные занятия в сенсорной комнате;
- игро- и сказкотерапию;
- трудотерапию (тестопластика, столярное и слесарное дело, вязание крючком и на спицах);
- организацию занятий иппотерапией;
- оказание услуг детям с сохранным интеллектом.
В отделении организованы группы с пребыванием детей без родителей.
Стационарное отделение осуществляет:
- реализацию индивидуальных программ медико-социальной реабилитации детей и подростков в условиях круглосуточного пятидневного пребывания в Центре.
- медикаментозное лечение;
- ЛФК;
- массаж, гидромассаж;
- занятия на тренажёрах;
- физиолечение;
- электролечение;
- лазеротерапию;
- вихревые ванны;
- координацию и согласование работы с лечебными учреждениями;
- организацию занятий в бассейне.
В социально-реабилитационном центре работают 140 сотрудников, в том числе: 40 воспитателей, 20 психологов, 8 медицинских работников (включая 2 врачей-педиатров), 2 психотерапевта, 20 социальных работников, 2 юриста.
В Центре работают специалисты:
- врач-невропатолог;
- врач-педиатр;
- врач ЛФК;
- врач-физиотерапевт;
- дефектолог;
- логопеды-педагоги;
- психолог-педагог;
- инструктор ЛФК;
- медсестра по массажу;
- медсестра по физиолечению;
- социальные педагоги.
Отделение реабилитации предоставляет следующие услуги:
оздоровительная физкультура;
психотерапия (тренинги, релаксация, арттерапия, индивидуальные консультации);
посещение бассейна «Олимпийский» (еженедельно 16-20 чел.);
бальнеотерапия (ванны: хвойные, бромные, жемчужные, гидромассаж);
оздоровительный массаж по назначению врача ОСРИ.
компьютерные программы:
ПМ-КОР – диагностика и коррекция на данный момент;
БОС – биологически обратная связь (овладение техникой диафрагмального дыхания).
В отделении работают клубы:
клуб «Родник»;
клуб «Росток»;
клуб «Арт-терапия»;
клуб ВОГ «Пойми меня».
На базе Центра осуществляется реализация проекта «Реализация комплексного подхода в социальной работе с семьей и детьми, фаза распространения опыта» на период 2009-2011 гг. Проект осуществляется в рамках сотрудничества Минздравсоцразвития России и Стокгольмского Университета при поддержке Агентства по международным связям Швеции (SIDA).
В рамках проекта проводится обучение специалистов и внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания семьи и детей инновационных технологий профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства (сетевой работы, интенсивной семейной терапии, активной поддержки родительства и др.). В проекте участвуют специалисты социально-реабилитационных учреждений из 20 субъектов Российской Федерации (Алтайский край, Московская, Волгоградская, Вологодская, Иркутская, Ленинградская, Костромская, Кировская, Саратовская, Тверская, Калужская области, Ханты-Мансийский автономный округ и др.).
Заключение
В заключение следует отметить, что сегодня в России новые подходы в отношении детей с ограниченными возможностями, в том числе и детей, которые выражаются понятием «интеграция». Суть этих подходов заключается в том, что дети-инвалиды не являются социально обособленными и изолированными членами общества, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.
Реальное воплощение идей интеграции – проблема комплексная и очень сложная даже для социально и экономически благополучных стран. Однако сложность заключается не столько в том, что это требует огромных средств (переоборудования общественных мест, зданий, транспорта и т.д.), сколько в необходимости изменения сознания как самих людей с ограниченными возможностями, так и других членов общества. В первую очередь это касается тех, кто оказывается в их ближайшем окружении, и прежде всего семьи.
В нашей стране тоже наметились определенные тенденции к изменению данной ситуации. Они проявляются в создании, главным образом в крупных городах, специализированных реабилитационных центров по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьями. В таких центрах совместными усилиями специалистов разного профиля – медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. – клиентам оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально-психологической деятельности.
Важную роль в развитии системы учреждений социального обслуживания семьи и детей является реализация утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 172, федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы, включающей подпрограмму «Дети и семья».
В 2007 году в рамках данной программы осуществлено оснащение более 300 детских социальных учреждений реабилитационным, технологическим, медицинским, бытовым оборудованием и автотранспортом, на сумму 95,1 млн. рублей.
В 2007 году общий объем финансирования мероприятий направления «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» подпрограммы «Дети и семья» ФЦП «Дети России» на 2007-2010 гг. составил 2983,8 млн. рублей.
В целях развития системы социальных служб для семьи и детей Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2006 году проведен конкурс, по результатам которого приказом Министерства от 23.06.2006 № 495 статус опорно-экспериментального учреждения социальной сферы присвоен 37 учреждениям социального обслуживания семьи и детей.
На базе опытно-экспериментальных учреждений социального обслуживания семьи и детей отрабатываются новые социальные технологии профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми.
Одним из таких учреждений является Государственное учреждение социально-реабилитационный центр «Отрадное» (далее – Центр). Центр действует в СВАО г. Москвы с 1997 года (первоначально (до 2003 г.) данное учреждение имело статус социального приюта для детей и подростков).
Выводы:
1) В технологии социальной реабилитации включают совокупность приемов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка, имеющего инвалидность. Рассмотрим конкретные технологические задачи реабилитации детей-инвалидов и специфику некоторых приемов и методов, включенных в такую деятельность. «Различают следующие формы реабилитации, взаимосвязанные между собой.
2) Индивидуальная программа реабилитации может предусматривать оказание инвалиду услуг, связанных с его обучением и воспитанием, которые либо вообще не предоставляются учебными заведениями общего типа, либо предоставляются не на тех условиях, которые необходимы инвалиду. С помощью включенных в индивидуальную программу реабилитации реабилитационных услуг и средств реабилитации можно создать условия для обучения инвалида в учебном заведении для здоровых людей. Индивидуальная программа реабилитации может предусматривать предоставление технических средств помощи для обеспечения мероприятий по обучению и профессиональной тренировке инвалида.
3) Все перечисленные технологические подходы, модели и формы социально-педагогической работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями, заимствованные в основном из зарубежного опыта, находят все более широкое применение в практике деятельности реабилитационных учреждений разного типа, активно адаптируются к условиям отечественной социальной сферы. Однако говорить о целостных социально-педагогических технологиях пока еще рано – они находятся в стадии формирования и апробации.
4) Исследование проводилось на базе Комплексного Центра социального обслуживания населения, района «Отрадное» (ГККЦСО «Отрадное»). По состоянию на май 2011 г. социальные услуги в Центре получают 215 несовершеннолетних. Воспитанники Центра – дети, проживающие в стационарном отделении Центра (71 чел.) (социальный приют и социальной гостинице), а также проходящие социальную реабилитацию, получающие другие услуги в дневных отделениях (отделение ранней профилактики – 73 чел., отделение социальной диагностики – 32 чел., отделении дневного пребывания – 39 чел.).
5) Основные задачи Центра: 1) изучение психолого-педагогических особенностей детей и подростков с ограниченными возможностями; 2) оказание помощи детям и подросткам в выборе приёмов самообслуживания; 3) создание условий, приближённых к домашним, способствующих социальной реабилитации и адаптации детей и подростков в социуме; 4) оказание педагогической и психологической помощи родителям в воспитании и развитии личности детей и подростков с ограниченными возможностями; 5) использование традиционных и новых эффективных методов реабилитации.
В канун Международного Дня защиты детей Татьяна Голикова посетила социально-реабилитационный центр «Отрадное».
Ознакомившись с работой Центра, Татьяна Голикова приняла участие в детском праздничном концерте, посвященном 11-ой годовщине со дня открытия «Отрадного».
В ходе общения с воспитанниками и преподавательским составом «Отрадного» Татьяна Голикова отметила «настоящий домашний уют и семейную обстановку» Центра. «Мы будем стараться, чтобы подобных центров было гораздо больше», - добавила она.
«У Минздравсоцразвития есть ряд законотворческих инициатив в сфере социальной защиты населения, мы совместно с Госдумой составляем план рассмотрения этих проектов», - сказала Голикова. «В последние два года сделано очень многое в области поддержи семьи и детей, но не настолько, чтобы говорить о самоуспокоенности, мы только сейчас начали обращаться лицом к этим проблемам», - сказала министр, отметив важность принятого недавно федерального закона об опеке и попечительстве.
Список литературных источников
Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. 192 с.
Басов Н.Ф. Социальная работа. М.: Дашков и Ко, 2007. – 364 с.
Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. М.: Трикста, 2005. – 400 с.
Зайцев Д. В. Интегрированное образование // Социс. 2004. № 7.
Камаев И.А. и др. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. Нижний Новгород: Нижний Новгород, 2004. – 304 с.
Карякина О.И. и др. Основы реабилитации инвалидов. Волгоград, 2006. – 205 с.
Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Проспект, 2008. – 416 с.
Луценко Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов. Хабаровск, 2007. – 334 с.
Нестерова Г.Ф. Волкова А.Н. Безух С.М. Психолого-социальная работа с инвалидами. М.: Речь, 2006. – 186 с.
Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002. с. 155-159.
Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: Инфра-М, 2006. – 560 с.
Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: проблемы доступной среды и возможности занятости // Социс. 2005. № 2.
Российский статистический ежегодник. М.: 2010. – 324 с.
Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В.И. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 480 с.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2003 – 496 с.
Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. и др. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 400 с.
Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. Под редакцией Евсеева С.П. М.: Советский спорт, 2004. – 296 с.
Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2007. – 192 с.
Шкаровская В. Сколько у нас детей-инвалидов // Аргументы и факты. №9(1114). 27 февраля 2002.
Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. М.:Дашков И К., 2008. – 296 с.
Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. М.: Дашков и Ко, 2007. – 238 с.
Холостова Е.И. Социальная реабилитация. М.: Дашков и Ко, 2006. – 340 с.
Ярская В. Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и Молодежная политика в современной России. СПб., 2002. – 156 с.
Официальный сайт Министерства Здравоохранения и Социального развития: http://www.minzdravsoc.ru/social/family/12.
Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: Инфра-М, 2006. с. 293.
http://www.minzdravsoc.ru/social/family/12.
Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Прспект, 2008. с. 248.
Технологии социальной работы. Ростов на Дону: Феникс, 2006. с. 258.
Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Проспект, 2008. с. 249.
Ярская В. Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и Молодежная политика в современной России. СПб., 2002. с. 155-159.
Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: проблемы доступной среды и возможности занятости // Социс. 2005. № 2.
Зайцев Д. В. Интегрированное образование // Социс. 2004. № 7.
Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. Ростов на Дону: Феникс, 2006. с. 265.
Там же, с. 266.
Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: Инфра-М, 2006. с. 294.
Ярская В. Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и Молодежная политика в современной России. СПб., 2002. с. 156.
Шкаровская В. Сколько у нас детей-инвалидов // Аргументы и факты. №9(1114). 27 февраля 2002.
Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: Инфра-М, 2006. с. 295.
Нестерова Г.Ф. Волкова А.Н. Безух С.М. Психолого-социальная работа с инвалидами. М.: Речь, 2006. с. 61.
Там же, с. 63.
Шкаровская В. Сколько у нас детей-инвалидов // Аргументы и факты. №9(1114). 27 февраля 2002.
Холостова Е.и. Практикум по социальной работе. М.:Дашков И К., 2008. с. 124.
Холостова Е.и. Практикум по социальной работе. М.:Дашков И К., 2008. с. 125-126.
Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. М.: Трикста, 2005. с. 31.
Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. М.: Трикста, 2005. с. 33.
Камаев И.А. и др. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. Нижний Новгород: Нижний Новгород, 2004. с. 74.
Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. Ростов на Дону: Феникс, 2006. с. 255.
Холостова Е.и. Практикум по социальной работе. М.:Дашков И К., 2008. с. 132.
Ярская В. Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и Молодежная политика в современной России. СПб., 2002. с. 52.
Ярская В. Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и Молодежная политика в современной России. СПб., 2002. с. 54.
http://www.minzdravsoc.ru/social/family/12
Там же.
2
1.Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. 192 с.
2.Басов Н.Ф. Социальная работа. М.: Дашков и Ко, 2007. – 364 с.
3.Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. М.: Трикста, 2005. – 400 с.
4.Зайцев Д. В. Интегрированное образование // Социс. 2004. № 7.
5.Камаев И.А. и др. Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. Нижний Новгород: Нижний Новгород, 2004. – 304 с.
6.Карякина О.И. и др. Основы реабилитации инвалидов. Волгоград, 2006. – 205 с.
7.Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Проспект, 2008. – 416 с.
8.Луценко Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов. Хабаровск, 2007. – 334 с.
9.Нестерова Г.Ф. Волкова А.Н. Безух С.М. Психолого-социальная работа с инвалидами. М.: Речь, 2006. – 186 с.
10.Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002. с. 155-159.
11.Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: Инфра-М, 2006. – 560 с.
12.Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: проблемы доступной среды и возможности занятости // Социс. 2005. № 2.
13.Российский статистический ежегодник. М.: 2010. – 324 с.
14.Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В.И. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 480 с.
15.Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2003 – 496 с.
16.Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. и др. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 400 с.
17.Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. Под редакцией Евсеева С.П. М.: Советский спорт, 2004. – 296 с.
18.Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2007. – 192 с.
19.Шкаровская В. Сколько у нас детей-инвалидов // Аргументы и факты. №9(1114). 27 февраля 2002.
20.Холостова Е.И. Практикум по социальной работе. М.:Дашков И К., 2008. – 296 с.
21.Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. М.: Дашков и Ко, 2007. – 238 с.
22.Холостова Е.И. Социальная реабилитация. М.: Дашков и Ко, 2006. – 340 с.
23.Ярская В. Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и Молодежная политика в современной России. СПб., 2002. – 156 с.
24.Официальный сайт Министерства Здравоохранения и Социального развития: http://www.minzdravsoc.ru/social/family/12.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы связаны с детской инвалидностью в современном обществе?
В современном обществе, проблемы, связанные с детской инвалидностью, очень актуальны. Одной из таких проблем является социальная изоляция инвалидных детей: они могут ощущать себя отвергнутыми и не вписывающимися в нормативные категории. Еще одной проблемой является доступность инфраструктуры для детей с ограниченными возможностями. Они могут испытывать трудности в получении образования, медицинского обслуживания и доступа к развлекательным мероприятиям и спортивным мероприятиям. Также важной проблемой является отсутствие равноправия и социальной защиты для детей с ограниченными возможностями.
Что такое социальная защита детей-инвалидов?
Социальная защита детей-инвалидов включает в себя комплекс мер, направленных на обеспечение их прав, благополучия и интеграции в общество. Она включает в себя социальное обеспечение, предоставление доступа к медицинскому обслуживанию, образованию и другим ресурсам, необходимым для полноценной жизни. Также социальная защита детей-инвалидов включает в себя различные программы и услуги, направленные на поддержку их развития и интеграции в общество.
Что такое технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями?
Технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями - это специальные подходы и методы, используемые социальными работниками для оказания помощи этой категории детей. Они включают в себя различные методы работы с родителями и семьями детей-инвалидов, консультирование, психологическую поддержку и создание инклюзивных образовательных и социальных сред.
Какие проблемы возникают при работе социальных работников с детьми с ограниченными возможностями?
При работе социальных работников с детьми с ограниченными возможностями возникают различные проблемы, такие как недостаток специализированного оборудования и материалов для проведения занятий, отсутствие опыта работы с конкретными ограничениями, невозможность полного удовлетворения потребностей каждого ребенка в индивидуальной программе развития, сложности в общении с ребенком и понимании его особенностей.
Какие формы социальной защиты существуют для детей-инвалидов?
Для детей-инвалидов существуют различные формы социальной защиты, такие как предоставление компенсаций и льгот, оказание медицинской помощи и реабилитации, обеспечение доступа к образованию и труду, создание специализированных учреждений и организаций для детей с ограниченными возможностями.
Что такое технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями?
Технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями - это специализированные методы и подходы, разработанные для оказания помощи и поддержки этой категории детей. Они включают в себя различные методики и программы, направленные на интеграцию ребенка в общество, развитие его навыков и возможностей, обеспечение социальной защиты и поддержки для ребенка и его семьи.
Какие основные характеристики у технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями?
Основные характеристики у технологий социальной работы с детьми с ограниченными возможностями включают в себя индивидуальный подход к каждому ребенку, ориентацию на его потребности и особенности, комплексный подход к решению проблемы, использование специализированных методик и оборудования, сотрудничество с родителями и другими специалистами, а также постоянное повышение квалификации работников в этой области.
Какие проблемы связаны с детской инвалидностью в современном обществе?
Детская инвалидность в современном обществе связана с рядом проблем, таких как ограниченность доступа к образованию и здравоохранению, социальная изоляция, дискриминация, ограничение возможностей для самореализации и активного участия в общественной жизни.
Какая социальная защита предоставляется детям-инвалидам?
Детям-инвалидам предоставляется социальная защита в виде различных мероприятий и программ, направленных на обеспечение доступа к образованию, реабилитацию, социальную поддержку и адаптацию в обществе.
Что такое технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями?
Технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями - это комплекс методов и подходов, которые используются социальными работниками для оказания помощи и поддержки этой категории детей. Они помогают ребенку преодолеть свои физические или психологические ограничения и интегрироваться в общество.