Современное состояние и актуальные проблемы научных исследований в области библиографоведения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Библиотековедение
  • 20 20 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 30.05.2020
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
1.Общетеоретические вопросы развития исследований в области библиографии 4
1.1 Некоторые исторические вопросы развития библиографических исследований 4
1.2 Применение библиометрических исследований в области библиографоведения 6
2. Практические вопросы развития научных исследований в области библиографоведения 8
2.1 Современные научные школы в области библиографоведения 8
2.2 Анализ вопросов цифровизации и библиографоведения в современной науке 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18




Фрагмент для ознакомления

Несмотря на большой поток публикаций по библиографии и управлению знаниями, а также развивающуюся когнитивную практику библиографов, эксперты, к сожалению, признают: в работе библиотек отсутствует ясность в отношении этих проблем Поэтому библиографоведение должно сконцентрироваться на когнитивизации своей деятельности.Под воздействием когнитивной функции библиографоведения уже трансформируется образовательная функция библиотеки. Сегодня информационная потребность пользователя заключается не только в получении информации по определённой теме, проблеме: это ещё и потребность в самостоятельной информационной деятельности, без которой возникает когнитивный дисбаланс в его информационной сфере.Таким образом, причинами научной революции в библиографоведении в ХХI веке являются развитие цифровых информационно-библиотечных технологий, когнитивный разрыв в обществе, а также углубляющиеся кризисные явления в библиотечном деле, негативные изменения его институциональных основ на государственном уровне. Эти факторы обусловили поиск ответов на вопросы о целесообразности существования библиографоведения, социальной миссии. Трансформация информационного общества в общество когнитивное, расцвет теории управления знаниями актуализировали когнитивные традиции, возникшие в мировой библиографоведении в прошлые века. Сегодня в библиографоведении происходит смена парадигм: от документоцентристской – к когнитивной (когнитоцентристской, знаниевой). Библиография всегда будет востребована в новом обществе, если сможет реализовать свой когнитивный потенциал, стать полноправным, самостоятельным коллективным субъектом всех процессов трансформации знания: превращения неявных знаний в неявные, неявных – в явные, явных – в явные, явных – в неявные. Библиография всегда была способна к организации и распространению знаний о текстах и их смыслах. Сегодня у неё есть социальный заказ – развивать производство собственных смыслов. При этом, можем сделать вывод, что обязательное требование – делать акценты на удовлетворении информационных потребностей пользователя в знаниях, которые рассматриваются не как цель, а как средство решения его проблем в ходе выполнения аналитических задач.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из исследования, проведенного в рамках подготовки данного реферата, был сделан вывод об актуальностисовременнойдискуссии о когнитивизации библиографической деятельности, которая имеет место в работах ученых в настоящее время. Выявлено, на основании изученных работ, что наука библиографоведения должна служить основой для того, чтобы начать обучать пользователей не только искать, получать и передавать информацию, но и отбирать, анализировать, понимать её смыслы, мыслить критически, оценивать возможности использования разных смыслов информации в различных контекстах деятельности, создавать новое знание для принятия решений в ходе выполнения профессиональных задач. Безусловно, это нужно учитывать и функции библиотеки. Для этого необходимы такие формы работы, как: трансляция образцов информационно-аналитических продуктов; создание и демонстрация видеоалгоритмов информационно-когнитивной деятельности; обучение герменевтической методологии информационной деятельности (новому языку информационного общения; диалоговым формам познания текстов; способам различать объективное и субъективное в текстах; технологиям интерпретации информационных сообщений и др.Обязательное требование современной библиографии, по мнению ученых, это делать акценты на удовлетворении информационных потребностей пользователя в знаниях, которые рассматриваются не как цель, а как средство решения его проблем в ходе выполнения аналитических задач.Таким образом, основными темами научныхисследований в библиографоведении сейчас являются развитие цифровых информационно-библиотечных технологий, когнитивный разрыв в обществе, а также углубляющиеся кризисные явления в библиотечном деле, негативные измененияего институциональных основ на государственном уровне. Сегодня, как отмечают ученые, в библиографоведении происходит смена парадигм: от документоцентристской –к когнитивной (когнитоцентристской, знаниевой).Библиография всегда будет востребована в новом обществе, если сможет реализовать свой когнитивный потенциал, стать полноправным, самостоятельным коллективным субъектом всех процессов трансформации знания: превращения неявных знаний в неявные, неявных – в явные, явных – вявные, явных – в неявные. Библиографоведение всегда было способна к организации и распространению знаний о текстах и их смыслах. Сегодня у неё есть социальный заказ – развивать производство собственных смыслов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАстахова Л. В., Смолина С. Г. Реализация когнитивно-коммуникационной сущности информационной компетенции будущих специалистов в вузовской библиотеке // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2013. – № 4 (36). – С. 28–34Абросимова Н.В. Научные дискуссии как метод развития библиографоведения (на примере 1950–1960-х гг.). Библиотековедение. 2011;(2):27-34Ванеев, А. Н. Об объекте библиотековедения и методической работе [Текст] / А. Н. Ванеев // Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / СПбГУКИ. - СПб. : Профессия, 2004. - С. 51-53.Бутко И. В. К вопросу о едином объекте библиотековедения и библиографоведения // Вестник ЮГУ. 2010. №3 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-edinom-obekte-bibliotekovedeniya-i-bibliografovedeniya (дата обращения: 28.04.2020).ГалявиеваМ.С. Библиометрия — новое направление работы библиотек университетов Европы // Библиосфера. — 2012. — № 5. — С. 71—78Гордукалова Г. Ф. Управление знаниями: информационная диагностика нового направления и методические проблемы подготовки кадров // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2006. – Т. 9. – № 1. – С. 86–97Гордукалова Г. Ф. Структурные особенности профессиональной компетенции аналитического типа // Вестн. СПб гос. ун-та культуры и искусств. – 2015. – № 1 (22). – С. 111–113Захарчук Т.В. Научная школа в библиографоведении: представления профессионального сообщест ва// Науч.-техн. информация. — Сер. 1. — 2012. —№ 11. — С. 24—29Кабанова Н.М. Возможности раскрытия диссертационных фондов методом наукометрического анализа // Библиотековедение. — 2013. — № 6. — С. 22—28Кун Т. Структура научных революций / Томас Кун ; [пер. с англ. ; вступ. ст. В. Кузнецова]. — М. : АСТ, 2003. — С.65Кубряк Е.Н. Развитие научно-исследовательской деятельности: предложения центральных региональных библиотек // Нау ч. и техн. б-ки. — 2009. — № 5. — С. 5—18Кабанова Н.М. К проблеме наукометрического анализа диссертационного фонда // Вестн. Библ. Ассамбл еи Евразии. — 2012. — № 3. — С. 50—55.Кубряк Е.Н. Проблема «критической массы» диссертационных исследований в библиотековедении // Науч. и техн. б- ки. — 2010. — № 3. — С. 5—16.Макеева О.В. Научные школы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения: к изучению вопроса. Библиотековедение. 2014Лаврик О. Л. Наукометрический анализ отечественного библиотековедения и библиографоведения // Библиосфера. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naukometricheskiy-analiz-otechestvennogo-bibliotekovedeniya-i-bibliografovedeniya (дата обращения: 29.04.2020).Леликова Н. К. Становление и развитие книговедения и библиографии в России в XIX - первой трети ХХ в. : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - СПб., 2004. –44 с.Михеева Л.Н. Диссертационные исследования по библиотековедению, библиографоведению и книговедению. 1986—2000 гг. / Л.Н. Михеева, А.А. Папунина // Библиотековедение. — 2001. — № 1. — С. 116—125.Макеева О.В. Научные школы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения: к изучению вопроса. Библиотековедение. 2014;(3):23-29Шабалина М.В. Книговедение: опыт региональных изысканий / М.В. Шабалина. — М. : Либерея, 2006. — 166 с.Широнин В. М. Когнитивная среда и институциональное развитие. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 264 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астахова Л. В., Смолина С. Г. Реализация когнитивно-коммуникационной сущности информационной компетенции будущих специалистов в вузовской библиотеке // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2013. – № 4 (36). – С. 28–34
2. Абросимова Н.В. Научные дискуссии как метод развития библиографоведения (на примере 1950–1960-х гг.). Библиотековедение. 2011;(2):27-34
3. Ванеев, А. Н. Об объекте библиотековедения и методической работе [Текст] / А. Н. Ванеев // Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / СПбГУКИ. - СПб. : Профессия, 2004. - С. 51-53.
4. Бутко И. В. К вопросу о едином объекте библиотековедения и библиографоведения // Вестник ЮГУ. 2010. №3 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-edinom-obekte-bibliotekovedeniya-i-bibliografovedeniya (дата обращения: 28.04.2020).
5. ГалявиеваМ.С. Библиометрия — новое направление работы библиотек университетов Европы // Библиосфера. — 2012. — № 5. — С. 71—78
6. Гордукалова Г. Ф. Управление знаниями: информационная диагностика нового направления и методические проблемы подготовки кадров // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2006. – Т. 9. – № 1. – С. 86–97
7. Гордукалова Г. Ф. Структурные особенности профессиональной компетенции аналитического типа // Вестн. СПб гос. ун-та культуры и искусств. – 2015. – № 1 (22). – С. 111–113
8. Захарчук Т.В. Научная школа в библиографоведении: представления профессионального сообщест ва// Науч.-техн. информация. — Сер. 1. — 2012. —№ 11. — С. 24—29
9. Кабанова Н.М. Возможности раскрытия диссертационных фондов методом наукометрического анализа // Библиотековедение. — 2013. — № 6. — С. 22—28
10. Кун Т. Структура научных революций / Томас Кун ; [пер. с англ. ; вступ. ст. В. Кузнецова]. — М. : АСТ, 2003. — С.65
11. Кубряк Е.Н. Развитие научно-исследовательской деятельности: предложения центральных региональных библиотек // Нау ч. и техн. б-ки. — 2009. — № 5. — С. 5—18
12. Кабанова Н.М. К проблеме наукометрического анализа диссертационного фонда // Вестн. Библ. Ассамбл еи Евразии. — 2012. — № 3. — С. 50—55.
13. Кубряк Е.Н. Проблема «критической массы» диссертационных исследований в библиотековедении // Науч. и техн. б- ки. — 2010. — № 3. — С. 5—16.
14. Макеева О.В. Научные школы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения: к изучению вопроса. Библиотековедение. 2014
15. Лаврик О. Л. Наукометрический анализ отечественного библиотековедения и библиографоведения // Библиосфера. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naukometricheskiy-analiz-otechestvennogo-bibliotekovedeniya-i-bibliografovedeniya (дата обращения: 29.04.2020).
16. Леликова Н. К. Становление и развитие книговедения и библиографии в России в XIX - первой трети ХХ в. : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - СПб., 2004. –44 с.
17. Михеева Л.Н. Диссертационные исследования по библиотековедению, библиографоведению и книговедению. 1986—2000 гг. / Л.Н. Михеева, А.А. Папунина // Библиотековедение. — 2001. — № 1. — С. 116—125.
18. Макеева О.В. Научные школы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения: к изучению вопроса. Библиотековедение. 2014;(3):23-29
19. Шабалина М.В. Книговедение: опыт региональных изысканий / М.В. Шабалина. — М. : Либерея, 2006. — 166 с.
20. Широнин В. М. Когнитивная среда и институциональное развитие. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 264 с.

Вопрос-ответ:

Каково современное состояние научных исследований в области библиографоведения?

Современное состояние научных исследований в области библиографоведения характеризуется активным развитием и широким спектром исследуемых вопросов. Ученые проводят исследования по различным аспектам библиографии, включая исторические, теоретические и прикладные аспекты. Библиографоведение является важной областью научных исследований и играет значительную роль в развитии науки и культуры.

Какие актуальные проблемы существуют в области библиографоведения?

В области библиографоведения существует ряд актуальных проблем, включая разработку новых методов исследования библиографической информации, адаптацию к изменяющимся технологиям и условиям хранения и распространения информации, а также вопросы стандартизации и форматирования библиографических данных. Кроме того, одной из главных проблем является взаимодействие с другими научными областями и интеграция библиографической информации в более широкий контекст научных исследований.

Какие исторические вопросы связаны с развитием библиографических исследований?

С развитием библиографических исследований связаны следующие исторические вопросы: происхождение и развитие библиографии как науки, формирование основных принципов и методов библиографического исследования, история создания библиографических инструментов и средств, а также влияние новых технологий и смещение акцентов в исследованиях на протяжении времени.

Какие проблемы решаются с помощью библиометрических исследований в области библиографоведения?

Библиометрические исследования в области библиографоведения позволяют решать ряд проблем, включая оценку научной деятельности и вклада отдельных ученых в развитие науки, анализ цитируемости научных публикаций, выявление тенденций и трендов в развитии научных исследований, а также прогнозирование развития науки и определение ее приоритетных направлений. Библиометрические исследования позволяют выявить ключевых авторов, журналы и институты в конкретной области библиографии.

Какое значение имеют научные исследования в области библиографоведения?

Научные исследования в области библиографоведения имеют огромное значение, поскольку они способствуют развитию и совершенствованию библиографической науки. Библиографоведение включает в себя изучение процессов создания, описания, хранения и использования библиографической информации. Результаты этих исследований позволяют оптимизировать процессы составления библиографий, создания библиотечных каталогов и электронных баз данных.

Какие проблемы существуют в современных исследованиях в области библиографии?

В современных исследованиях в области библиографии существуют различные проблемы. Одна из них - это отсутствие согласованных и единых терминов и определений в дисциплине. Это затрудняет обмен информацией между исследователями и препятствует развитию библиографической науки в целом. Также существуют проблемы связанные с цифровизацией библиографической информации и ее сохранностью.

Какие исторические вопросы связаны с развитием библиографических исследований?

Исторические вопросы, связанные с развитием библиографических исследований, включают в себя изучение истории создания письменности и книгопечатания, развитие библиотечного дела, переход к электронным формам информации и другие важные этапы. Также исследуется история развития самой библиографической науки и формирование библиографических школ и течений.

Какие существуют научные школы в области библиографоведения?

Существует несколько известных научных школ в области библиографоведения. Например, в России такими школами являются: школа Е. Д. Ермоловича, школа С. А. Зимина, школа А. П. Голиченко. Эти школы отличаются своими подходами к изучению библиографических вопросов и имеют свою специфику и особенности в научных исследованиях.