Психологические особенности подросткового возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 04.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Психологические особенности подросткового возраста 5
2. Особенности межличностного общения в подростковом возрасте 14
3. Романтические и дружеские отношения в подростковом возрасте 20
Заключение 24
Список литературы 26
Он регулирует нормы поведения и взаимодействия друзей между собой. Сложным по своей специфике можно назвать подростковый кризис, или кризис подросткового возраста, или юношеский кризис. По мнению Ш. Бюлер, проблема психическойпубертатностиво многом связана с созреванием такой биологической потребности, как «потребность в дополнении».Данное жизненное явлениесчитается основой переживаний, характерных для подросткового возраста. Ш. Бюлертакже полагает, что и в основе полового инстинкта находится«потребность в дополнении», а также «стремление к другому». Такая потребность в дополнении «вырывает» ребенка из его прежней жизни и среды, вызывает у него стремление к новому –к более широким, сложным формам жизни. Так, подростковый возраст - возраст поиска друга (Бюлер, 1997).По мнению Э. Шпрангерапомочь подростку преодолетьвсе страхи и кризисные состояния может «большая, чистая любовь», а также«сила идеальных стремлений». Э. Шпрангер полагает, что в сознании подростка эротика и сексуальность довольно резко друг от другаотделены. В переходном возрасте при сексуализации эротическогоидеальная любовь, существующая в представлениях подростка, может быть необратимо разрушена.Вследствие того, что подросток еще недостаточно развит с сексуальной стороны,Э. Шпрангер говорит о том, что у него может и не произойти полнойсексуализацииэротического (Цит. по:Обухова, 2015, с. 165).Согласно теории Э. Штерна, для переходного возраста характерна не только определенная направленность мыслей, чувств, идеалов,стремлений, но также и особый образ действий. Данный автор описывает данный возраст как промежуточный «между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого». Для описания подросткового возраста Э. Штерн использует такое понятие, как«серьезная игра».В старшем подростковом возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. «Она несколько «запаздывает» по отношению к сексуальной мотивации» (Карабанова, 2011). И.С. Кон отмечает, что у старших подростков вообще часто бывает расхождение между возвышенной любовью к определенной девушке и сексуальными устремлениями к женщинам вообще (Кон, 1979). Готовность к семейной жизни зачастую выражается в совпадении исближении как духовных, так и физических устремлений в отношении к определенного партнера. Э. Шпрангер, изучая эротику как эстетическое,духовное проявление любви, отмечает, чтов сознании подростка эротика и сексуальность вначале резко друг от друга отделяются (Цит. по:Обухова, 2015).Помимо этого готовность проявляется в реалистичных представлениях подростка о материально-финансовой стороне жизни семьи в целом, сформированности чувства долга в отношении к партнеру и семье в целом».Постоянный рост потребности подростка в интимном общении определяет психологическое понятие дружбы. Данные качества при переходе от детства к отрочеству, а также от отрочества к юности качественно изменяются. Так, если младшие школьники не разграничивают дружбу и товарищество, то подростки считают, что дружба –это исключительное, индивидуальное отношение (Бурменская, 2005).Во все времена дружбу считали высшей нравственной ценностью. Под дружбой понимают важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений подросткового возраста. Психологические закономерности подростковой дружбыв её идеальной, либо реальнойформе, отличаются специфической устойчивостью и могут проявляться в самых различных социальных и культурных областях. Дружба разных людей не может быть одинаковой, она имеет определенные возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации.По своей природе подростковая дружба полуфункциональна. Этим объясняется существующее многообразие её форм: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедности и самораскрытия.Однако в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит та или иная совместная деятельность, дружба является, главным образом, эмоциональной привязанностью. Таким образом, психологическая ценность подростковой дружбы в том, что она одновременно является школой самораскрытия подростка и школой понимания другого человека.Современные исследования взаимоотношений подростков (Солдатова, Теславская, 2018) подтверждают то, что на сегодняшний день получить достоверные данные об истинных особенностях взаимоотношений между подростками сложно вследствие их закрытости в сети. Однако проблема дружеских и романтических отношений у подростков актуальна для дальнейшего изучения.ЗаключениеЦелью курсовой работы было изучение психологических особенностейподросткового возраста. Для достижения цели решены задачи, поставленные в начале исследования.Описаны психологические особенности подросткового возраста.Выявлено, что к подростковому периоду относят возраст от 12 до 18 лет. Основная психологическая особенность данного возраста – прохождение самого сложного по своей структуре возрастно-психологического кризиса. Результатом продуктивного разрешения кризиса в подростковом возрасте – формирование положительного Образа «Я». Чувство взрослости, развитие самосознания и склонность к рефлексии – это основные возрастные психологические новообразования в подростковом возрасте. При этом, кризис подросткового возраста заканчивает формироваться в момент вступления молодого человека во взрослую жизнь, у него обостряются внутренние конфликты, и возникают вопросы, которые ему кажутся невозможными для решения, складывается ощущение, при котором формируется чувство, что жизнь становится все более сложная.Рассмотрены особенности межличностного общения в подростковом возрасте.Подростковый возраст является своеобразным переходом от детского к состояния к взрослому, на этом основываетсяновое построение общения подростком как со сверстниками, так и со взрослыми. Данный период характеризуется сложнейшей перестройкой психических процессов, а также личности подростка, что, в свою очередь, требует от него изменений в формах взаимоотношений со взрослыми. Выявлено, что подросток становится полноценным субъектом саморазвития только тогда, когда он вполне осознанно начинает ставить цели, касающиеся самосовершенствования, самореализации, самоутверждения, а именно, начинает обозначать перспективы того, что он хочет достигнуть, или, наоборот, не хочет менять в самом себе.Становление навыков общения у подростков имеет определенные возрастные особенности, изучение и совершенствование средств общения будет способствовать развитию коммуникативных способностей детей как самостоятельной деятельности, необходимых для их социальной адаптации и интеграции в среду сверстников и взрослыхОхарактеризованы романтические и дружеские отношения в подростковом возрасте.Так, под дружбой понимают важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений подросткового возраста.Однако в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит та или иная совместная деятельность, дружба является, главным образом, эмоциональной привязанностью.Сопереживание другому, чувствительность к его эмоциональным проявлениям свидетельствуют об отношении к нему, как субъекту яснее, чем иные показатели, и могут служить важным аспектов анализа становления общения подростков со сверстниками.В связи с этим, гипотеза исследования – романтические отношения и дружба, возникающие в подростковом возрасте, отличаются глубиной, значимостью для самого подростка в силу эмоциональных изменений в данный возрастной период – была подтверждена в ходе теоретического анализа.Однако, при всей разработанности теоретических положений, в связи с тем, что общение и отношения современных подростков разворачивается не только при реальном взаимодействии, но и в сети, представляется очень важным и нужным проведение эмпирического исследования, целью которого будет выяснение представлений о любви и дружбе в подростковом возрасте и сравнение полученных результатов с классическими.Список литературыАсмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М .: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 336 с.Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. … канд. психол. наук. - М., 2013. - 195 c.Бурменская Г.В.Становление автономии ребенка как проблема исследования и консультирования // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы Второй Всероссийской научной конференции. Часть 1. - Москва, 2005.Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка : хрестоматия /сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 10—11.Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании. -Философские науки, 1968. - № 2. - с. 24-36.Возрастная психология Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 460 с.Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.Иващенко А. В., Агапов В.С., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. — 2002. — № 2 (30). — С. 17–29.Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. - 576 с.Карабанова О.А. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками / О.А. Карабанова, Н.Н. Поскребышева // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 2. - С. 36-47.Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Модели восприятия моральной атмосферы школы современными российскими подростками как компонент социальной ситуации развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2011. – № 2. – С. 73–85.Колесов Д. В. Современный подросток. Взросление и пол: учеб.пособие / Д. В. Колесов. — М.: Флинта, 2003. — 197 с.Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности : учеб.пособие. – Москва : Просвещение, 1979. – 175 с.Леонтьев А. А. Психология общения. - М.: Академия, 2008. - 365 с.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 c.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320с.Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 351 с. Поскребышева Н.Н.,Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в исследовании личностной автономии подростка // Национальный психологический журнал - 2014.- №1 -с.74-85. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие (под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.) Издательство: Речь, 2005.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // на пороге взросления: сб. научных статей / Ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. - М.: МГППУ, 2011. - С. 14—22.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста : учеб.пособие для студентов высших учебных заведений / Ф. Райс, К. Долджин ; пер. с англ. под науч. ред. Е. И. Николаевой. - 12-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2014. - 812, [2] с.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб.: Питер, 2013. - 816 c.Своеобразие мотивации и конфликт в учении и социализации личности подростков. Роль вузов в решении проблем непрерывного образования и воспитания личности от школьного до последипломного. Харьков, 1995. - С. 45-47.Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях // Национальный Психологический Журнал. – 2018. – №3(31). – С. 12-22.Толстых Н.Н. Тенденции изменения мотивации и временной перспективы российских подростков // Ребенок в современном обществе / Под ред. Л.Ф. Обуховой И.А. Корепановой. - М.: МГППУ, 2007. - С. 142—150.Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Москва; Смоленск: Универсум, 2010. - 312 c.Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста. - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 406 c.Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка : монография / Н.Е. Харламенкова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Институт психологии РАН, 2007. – 384 с.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ.ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006. — 352 с.EriksonЕ. H. Identity, youthandcrisis. N. Y. : W. W. Norton Company, 1968. P. 290.Handbook of Child Psychology: Social, emotional, and personality development. Подред. Damon W., Lerner R. M.: 6th Edition. Т. 3. - New Jersey, 2006. – 1128с.Ryan R.M. & Lynch J. Emotional autonomy versus detachment: Revising the vicissitudes of adolescence and young adulthood // Child Development. - 1989. - 60. - 340-356.Weeks T. L., & Pasupathi, M. (2010). Autonomy, identity, and narrative construction with parents and friends. Narrative Development in Adolescence: Creating the Storied Self, McLean K. C.,&Pasupathi M. (eds). NewYork, NY, SpringerScience + BusinessMedia, 65–91. doi: 10.1037/h0023281.
2. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. … канд. психол. наук. - М., 2013. - 195 c.
3. Бурменская Г.В. Становление автономии ребенка как проблема исследования и консультирования // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы Второй Всероссийской научной конференции. Часть 1. - Москва, 2005.
4. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка : хрестоматия /сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 10—11.
5. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании. -Философские науки, 1968. - № 2. - с. 24-36.
6. Возрастная психология Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 460 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
8. Иващенко А. В., Агапов В.С., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. — 2002. — № 2 (30). — С. 17–29.
9. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
10. Карабанова О.А. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками / О.А. Карабанова, Н.Н. Поскребышева // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2011. - № 2. - С. 36-47.
11. Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Модели восприятия моральной атмосферы школы современными российскими подростками как компонент социальной ситуации развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2011. – № 2. – С. 73–85.
12. Колесов Д. В. Современный подросток. Взросление и пол: учеб. пособие / Д. В. Колесов. — М.: Флинта, 2003. — 197 с.
13. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности : учеб. пособие. – Москва : Просвещение, 1979. – 175 с.
14. Леонтьев А. А. Психология общения. - М.: Академия, 2008. - 365 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 c.
16. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320с.
17. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 351 с.
18. Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в исследовании личностной автономии подростка // Национальный психологический журнал - 2014.- №1 -с.74-85.
19. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие (под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.) Издательство: Речь, 2005.
20. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // на пороге взросления: сб. научных статей / Ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. - М.: МГППУ, 2011. - С. 14—22.
21. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ф. Райс, К. Долджин ; пер. с англ. под науч. ред. Е. И. Николаевой. - 12-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2014. - 812, [2] с.
22. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб.: Питер, 2013. - 816 c.
23. Своеобразие мотивации и конфликт в учении и социализации личности подростков. Роль вузов в решении проблем непрерывного образования и воспитания личности от школьного до последипломного. Харьков, 1995. - С. 45-47.
24. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях // Национальный Психологический Журнал. – 2018. – №3(31). – С. 12-22.
25. Толстых Н.Н. Тенденции изменения мотивации и временной перспективы российских подростков // Ребенок в современном обществе / Под ред. Л.Ф. Обуховой И.А. Корепановой. - М.: МГППУ, 2007. - С. 142—150.
26. Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Москва; Смоленск: Универсум, 2010. - 312 c.
27. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста. - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 406 c.
28. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка : монография / Н.Е. Харламенкова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Институт психологии РАН, 2007. – 384 с.
29. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996.
30. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006. — 352 с.
31. Erikson Е. H. Identity, youth and crisis. N. Y. : W. W. Norton Company, 1968. P. 290.
32. Handbook of Child Psychology: Social, emotional, and personality development. Под ред. Damon W., Lerner R. M.: 6th Edition. Т. 3. - New Jersey, 2006. – 1128 с.
33. Ryan R.M. & Lynch J. Emotional autonomy versus detachment: Revising the vicissitudes of adolescence and young adulthood // Child Development. - 1989. - 60. - 340-356.
34. Weeks T. L., & Pasupathi, M. (2010). Autonomy, identity, and narrative construction with parents and friends. Narrative Development in Adolescence: Creating the Storied Self, McLean K. C.,& Pasupathi M. (eds). New York, NY, Springer Science + Business Media, 65–91. doi: 10.1037/h0023281.
Вопрос-ответ:
Какие психологические особенности характерны для подросткового возраста?
В подростковом возрасте происходит активное развитие личности, формирование идентичности, возникают противоречия между желанием быть самостоятельным и зависимостью от родителей, усиливаются эмоциональные реакции и переживания, возникают проблемы в самооценке и поиске своего места в обществе.
Что такое подростковый кризис?
Подростковый кризис, или кризис подросткового возраста, представляет собой период, когда подросток сталкивается с большим количеством физиологических, психологических и социокультурных изменений. Это время, когда молодой человек переживает внутреннюю дезорганизацию и ищет свою личность, свое место в жизни и обществе.
Какие особенности есть в межличностном общении подростков?
В межличностном общении подростков возникают нестабильность, эмоциональная ранимость, повышенная чувствительность к критике, стремление к одобрению и поддержке со стороны сверстников. Подростковая группа становится для них основной социальной средой, где они ищут свое место, создают социальные связи и формируются в качестве личности.
Какие отношения возникают в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте формируются как романтические, так и дружеские отношения. Романтические отношения становятся особенно важными, поскольку подросток начинает проявлять интерес к противоположному полу и искать партнера для близости и взаимопонимания. Дружеские отношения становятся более интенсивными и стабильными, друзья начинают играть значительную роль в жизни подростка.
Как подростки регулируют нормы поведения и взаимодействия с друзьями?
Подростки регулируют нормы поведения и взаимодействия с друзьями через социальную акцептацию и социальное влияние. Они стремятся соответствовать ожиданиям своей группы, чтобы получить одобрение и поддержку. В то же время, они могут влиять на своих друзей, предлагая новые идеи и нормы поведения.
Какие психологические особенности характерны для подросткового возраста?
В подростковом возрасте происходят значительные изменения физиологического и психологического характера. Одним из главных аспектов является формирование личности и самоопределение. Подростки часто переживают внутренние конфликты, опыт противоречивых эмоций, стремление к самоутверждению и независимости от родителей. Также в этом возрасте обычно начинают проявляться особенности развития когнитивных функций, изменения в социальном поведении, склонности к рискованному поведению и пристрастиям.
Какие особенности межличностного общения характерны для подросткового возраста?
В подростковом возрасте меняются основные формы и содержание межличностного общения. Подростки становятся более самостоятельными и начинают формировать свои отношения с группами сверстников. Они нередко стремятся к самоутверждению и принятию в группе. Межличностное общение в подростковом возрасте часто сопровождается конфликтами и поиском своего места в социальной иерархии. Важными аспектами межличностного общения являются умение слушать и выражать свои мнения, установление эмоциональной связи с другими людьми, развитие навыков компромиссного решения конфликтов.
Какие отличия в отношениях возникают между подростками и родителями?
Отношения между подростками и родителями в подростковом возрасте могут стать более напряженными и конфликтными. Подростки стремятся к самостоятельности и независимости, что может вызывать родительскую тревогу и сопротивление. Возникают разногласия в мировоззрении, ценностях и интересах. Однако важно помнить, что эти конфликты являются естественным процессом развития и могут способствовать формированию личности и самоидентификации подростка.
Какие психологические особенности присущи подростковому возрасту?
Подростковый возраст сопровождается рядом психологических особенностей, таких как поиск самоидентичности, конформизм, возрастание соматических характеристик, обострение эмоциональной реактивности и др.
Что такое подростковый кризис?
Подростковый кризис, также известный как кризис подросткового возраста или юношеский кризис, – это период сильных психологических и эмоциональных перемен, связанный с поиском собственной идентичности, отказом от родительской власти, разочарованием и т.д.