Конкуренция и экономическая теория

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономическая теория
  • 22 22 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 31.05.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Сущность чистой конкуренции 5
2. Значение чистой монополии и монополистической конкуренции 9
3. Понятие и сущность олигополии 17
Заключение 21
Библиографический список 22

Фрагмент для ознакомления

И здесь может произойти договоренность. Существуют также «дифференцированные олигополии», куда войти практически невозможно. Поэтому конкуренция ограничена, что позволяет продавать очень похожие продукты или услуги. Примером может служить отрасль авиаперевозок, где, например, сборы за провоз багажа были почти неслыханными десять лет назад, но теперь, похоже, они есть у всех.Рассмотрим характерные черты олигополии. Во-первых, немногочисленность фирм-производителей той или иной продукции, что может быть связано с особенностью технологии, со слиянием фирм или же со слишком высокими барьерами входа в отрасль. Примером, отражающим данную черту, может стать рынок черной металлургии в России. Он представлен девятью крупнейшими компаниями, среди которых: ОАО “ММК” (MAGN), ОАО “Северсталь” (CHMF), ОАО “НЛМК” (NFMF), ОАО “НТМК” (NTMK), ОАО “ЗСМК” (ZSMK), ОАО “Мечел” (MECH), ОАО “ОАМК” (OAMK), ОАО “Носта” (NOST) и ОАО “KMK” (KMEK). Второй характерной чертой являются высокие барьеры входа в отрасль. В большинстве олигопольных отраслей основным барьером выступает экономия на масштабах. Так, компании – олигополисты, обладая значительным объемом производства, обеспечивают себе экономию издержек, соответственно, мелким фирмам просто не удается удержаться в отрасли из-за больших издержек. Чтобы доказать, что издержки маленьких фирм, слишком велики, чтобы остаться на рынке, обратимся к истории США. Так, в начале XX века количество фирм, выпускающих автомобили, равнялось примерно 200, в конце 1920-х годов, их количество упало до 50, а настоящее время вовсе превратилось в «Большую тройку»: «GeneralMotors », «Ford» и «Chrysler». Другим барьером входа в отрасли является финансовый барьер, поскольку для того, чтобы войти на рынок, фирме необходимо наличие огромных средств, вложение миллиардов в строение заводов и фабрик просто недоступно небольшим компаниям, именно, поэтому в олигополии господствует лишь несколько фирм. Для примера, можно взять историю автомобилестроительной компании «АвтоВАЗ» в СССР: для строительства завода и наполнение его оборудованием потребовалось минимум 4 миллиарда рублей, именно поэтому инвестором выступало государство. Следующей отличительной чертой олигополии выступает однородность (гомогенность) и разнородность продукции. К однородным товарам относят стандартизированную продукцию, в основном это товары промышленного назначения: нефть, сталь, цемент, минеральные удобрения и тд. В России олигополия в отрасли цементной промышленности представлена холдингами: «Евроцемент групп», «Сибирский цемент», «Мордовцемент», владеющие предприятиями. Другим примером могут служить 9 заводов минеральных удобрений России: КОАО «Азот», «Еврохим», «Фосагро», ОАО «Минеральные удобрения», ОАО «Мелеузовски минеральные удобрения», ОАО «Акрон», ОАО «УРАЛХИМ», ЗАО «Селигер-Холдинг», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ОАО «Менделеевсказот». К разнородной или дифференцированной продукции относятся товары, которые не являются абсолютными субститутами. В пример можно привести рынок табачных изделий, контролируемых пятью крупнейшими компаниями, на долю которых приходится 70% мирового табачного рынка. Это BAT-British American Tobacco Plc, СNТС-China National Tobacco Corporation, PMI-Philip Morris International, Imperial Tobacco Group и JTI-Japan Tobacco International. Помимо однородной и разнородной олигополий, выделяют дуополию, т.е. простейшая ситуация на рынке олигополии, когда существует лишь две фирмы, которые конкурируют друг с другом. Примером дуополии в России является банковский рынок, разделяемый Сбербанков и ВТБ. Они сосредотачивают примерно 70% вкладов. Другим примеров является дуополия на рынке операционных систем для смартфонов, среди них: GoogleAndroid и AppleiOS. Последней отличительной и, пожалуй, главной чертой данной структуры рынка является взаимозависимость фирм, т.е. изменение цены или объемов производства одной фирмы вызовет ответную реакцию конкурентов. Это черта является характерной для олигополии, польку конкурентная фирма не влияет на другие фирмы, а у монополиста вовсе нет конкурентов. Например, рассматривая олигополию на рынке электроники и цифровой техники, где активно разворачивается борьба между такими компаниями, как Apple и Samsung, четко прослеживается зависимость фирм друг от друга, в данном случае относительно создания новой техники. В апреле 2010 года компанией Apple был запущен первый интернет-планшет Ipad, что побудило компанию Samsung к ответным действиям, дабы оставаться конкурентоспособной, поэтому в сентябре того же года выходит их первый планшет GalaxyTab. Еще одним примером может служить более узкий рынок, а именно - смартфонов. За первый квартал 2015 года компании Apple удалось продать 74,5 миллионов смартфонов. Однако такое количество поставил и главный конкурент компании Apple - Samsung. Данные примеры отлично иллюстрируют взаимозависимость фирм при олигопольной структуре рынка.ЗаключениеВ данной работе мы рассмотрели совершенную и несовершенную конкуренцию. Рассматриваю каждую структуру по рассмотренным ранее критериям, можно увидеть, что по числу фирм первое место занимает совершенная конкуренция, и по убыванию за ней идут монополистическая конкуренция, олигополия и в монополии существует всего одна фирма или предприятие. Контроль над рыночной ценой лучше всего осуществляется единолично, а значит, в монополистической системе контроль занимает фирма, устанавливающая цены. А в совершенной конкуренции и вовсе отсутствует. По характеру продукции монополистическая конкуренция и олигополия выпускают дифференцированный продукт, но вторая структура на этом не останавливается, выпуская стандартизированный продукт. В свою очередь монополия базируется на уникальном товаре, а вот совершенная конкуренция только на однородном. Неценовая конкуренция существует у трех представленных структур, кроме монополии, как правило, не типична, но фирма может прибегать к рекламе в рамках связей с общественностью. Исследуя поведения фирм по типам рыночных структур, можно выделить принципы их поведения. В первом, основном правиле функционирования, можно говорить о смысле, если доход превосходит переменные издержки, то он есть. Во втором правиле, или лучше сказать, поправке к первому правилу относят, что если фирма решила продолжить функционирование, то она должна как можно скорее приравнять издержки и предельный доход. Помимо представленных выше видов рыночных структур существуют еще такие, как: дуополия, олигопсония, монопсония. Библиографический списокАзимов В.Т.. Безнощук Л.Ю. Значение конкуренции в условиях рыночной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика.-2018. - №5-1. – с. 9-12Баскакова О. В., Сейко Л. Ф. Экономика предприятия (организации): учебник для бакалавров – Москва: Дашков и Ко, 2015. – 370 с.Белкина Е.Н., Киселева Д.А. Монополия – «за» и «против». Двойственная роль монополии // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – №5-1 (84) – с. 96-99 Доброжинская А.А. Анализ олигополии как доминирующей структуры современной рыночной системы // Вектор экономики. – 2019. - № 4(34). – с. 136Кирцнер, И. Конкуренция и предпринимательство // И. Кирцнер. – М.: Книга по Требованию, 2015Микроэкономика. Макроэкономика: учебник / И.В. Липсиц. – Москва: КноРус, 2016. – 608 сМикроэкономика: учебное пособие/ А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева. – Мн.: БГЭУ,2007Мухина И. А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие – Москва: Флинта, 2017. – 320 сОрцханова М.А., Китиева М.И., Полонкоева Ф.Я. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Colloquium-journal. - 2019. - № 26-9 (50). - С. 58-59Попова Ю.А. Характерные черты рынка совершенной конкуренции // Молодежная наука в XXI веке: Традиции, инновации, векторы развития. Материалы VI Международной студенческой научно-практической конференции. Ставрополь, 2019 . – с. 104-106Сухарев, О.С. Информационная экономика: знание, конкуренция и рост // О.С. Сухарев. – М.: Мир, 2015.Узбекова И.К. Конкуренция, понятие, сущность, функции и виды в зависимости от соотношения спроса и предложения // Форум молодых ученых. – 2018. - № 12-4 (28). – с. 206-208Нефть капитал. Добыча газа крупнейшими российскими нефтегазовыми компаниями — URL https://oilcapital.ru/article/general/19-03-2018/Нефть капитал. Итоги недели: российский газ продолжает согревать ЕС — URL https://oilcapital.ru/article/general/17-03-2018/itogi-nedeli-rossiyskiy-gaz-prodolzhaet-sogrevat-esНефть капитал. Итоги недели: тернистый путь к трубе. — URL https://oilcapital.ru/article/general/19-03- 2018/ternistyy-put-k-trubeНОВАТЭК выступил против частичной либерализации цен на газ «Газпрома» — URL https://www.rbc.ru/business/04/07/2017/Официальный сайт ПАО «Газпром»: http://www.gazprom.ru/Рыночные структуры и рыночная власть. - http://modern-econ.ru/micro/tipy/rynstruktura.html

Библиографический список
1. Азимов В.Т.. Безнощук Л.Ю. Значение конкуренции в условиях рыночной экономики // Экономика и бизнес: теория и практика.-2018. - №5-1. – с. 9-12
2. Баскакова О. В., Сейко Л. Ф. Экономика предприятия (организации): учебник для бакалавров – Москва: Дашков и Ко, 2015. – 370 с.
3. Белкина Е.Н., Киселева Д.А. Монополия – «за» и «против». Двойственная роль монополии // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – №5-1 (84) – с. 96-99
4. Доброжинская А.А. Анализ олигополии как доминирующей структуры современной рыночной системы // Вектор экономики. – 2019. - № 4(34). – с. 136
5. Кирцнер, И. Конкуренция и предпринимательство // И. Кирцнер. – М.: Книга по Требованию, 2015
6. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник / И.В. Липсиц. – Москва: КноРус, 2016. – 608 с
7. Микроэкономика: учебное пособие/ А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева; под ред. А.В.Бондаря, В.А.Воробьева. – Мн.: БГЭУ,2007
8. Мухина И. А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие – Москва: Флинта, 2017. – 320 с
9. Орцханова М.А., Китиева М.И., Полонкоева Ф.Я. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Colloquium-journal. - 2019. - № 26-9 (50). - С. 58-59
10. Попова Ю.А. Характерные черты рынка совершенной конкуренции // Молодежная наука в XXI веке: Традиции, инновации, векторы развития. Материалы VI Международной студенческой научно-практической конференции. Ставрополь, 2019 . – с. 104-106
11. Сухарев, О.С. Информационная экономика: знание, конкуренция и рост // О.С. Сухарев. – М.: Мир, 2015.
12. Узбекова И.К. Конкуренция, понятие, сущность, функции и виды в зависимости от соотношения спроса и предложения // Форум молодых ученых. – 2018. - № 12-4 (28). – с. 206-208
13. Нефть капитал. Добыча газа крупнейшими российскими нефтегазовыми компаниями — URL https://oilcapital.ru/article/general/19-03-2018/
14. Нефть капитал. Итоги недели: российский газ продолжает согревать ЕС — URL https://oilcapital.ru/article/general/17-03-2018/itogi-nedeli-rossiyskiy-gaz-prodolzhaet-sogrevat-es
15. Нефть капитал. Итоги недели: тернистый путь к трубе. — URL https://oilcapital.ru/article/general/19-03- 2018/ternistyy-put-k-trube
16. НОВАТЭК выступил против частичной либерализации цен на газ «Газпрома» — URL https://www.rbc.ru/business/04/07/2017/
17. Официальный сайт ПАО «Газпром»: http://www.gazprom.ru/
18. Рыночные структуры и рыночная власть. - http://modern-econ.ru/micro/tipy/rynstruktura.html

Вопрос-ответ:

Какова сущность чистой конкуренции?

Сущность чистой конкуренции состоит в том, что на рынке существует большое количество маленьких фирм, предлагающих однородные товары или услуги. Нет никаких ограничений на вход или выход с рынка, и каждая фирма действует в соответствии с предложением и спросом. Цены на товары или услуги формируются на основе конкуренции между фирмами.

Каково значение чистой монополии и монополистической конкуренции?

Чистая монополия и монополистическая конкуренция имеют свои отличительные особенности. Чистая монополия предполагает, что на рынке действует только одна фирма, контролирующая предложение товара или услуги. Это позволяет монополисту устанавливать цены, влиять на рыночные условия и получать высокие прибыли. С другой стороны, монополистическая конкуренция предполагает существование нескольких фирм, предлагающих схожие, но отличающиеся товары или услуги. Здесь конкуренция основывается на дифференциации продукции и особых маркетинговых стратегиях.

Что такое олигополия?

Олигополия - это форма рыночной структуры, в которой на рынке присутствует небольшое количество крупных фирм, влияющих на предложение и цены на товары или услуги. Олигополия может быть разделена на две основные формы: концентрированная (когда несколько фирм контролируют большую долю рынка) и дифференцированная (когда фирмы предлагают схожие, но отличающиеся товары или услуги). Олигополистические фирмы обычно стремятся к сотрудничеству в форме ценовых соглашений или дележа рынка, но также соперничают друг с другом при продвижении своих продуктов или услуг.

Как пример дифференцированной олигополии может служить отрасль авиаперевозок. Почему?

Отрасль авиаперевозок является примером дифференцированной олигополии, потому что в ней существует небольшое количество крупных авиакомпаний, которые предлагают схожие, но отличающиеся услуги. Каждая авиакомпания стремится привлечь клиентов с помощью своего бренда, уровней комфорта, маршрутов и ценовой политики. Это позволяет каждой компании занимать определенную нишу на рынке и конкурировать между собой за клиентов.

Что такое чистая конкуренция?

Чистая конкуренция - это форма рыночных отношений, при которой на рынке существует большое количество независимых продавцов и покупателей. Ни один из участников не обладает значительной долей рынка и не может влиять на цену товара или услуги.

Каково значение монополистической конкуренции?

Монополистическая конкуренция - это форма рыночных отношений, при которой на рынке существует несколько продавцов, предлагающих продукты или услуги, которые отличаются друг от друга. Значение монополистической конкуренции заключается в появлении возможности для продавцов дифференциации своих товаров и создания конкурентного преимущества.

Что означает термин "олигополия"?

Олигополия - это форма рыночных отношений, при которой на рынке существует небольшое количество крупных продавцов, которые контролируют большую часть рынка. В олигополии конкуренция ограничена и участники могут влиять на цены и условия рыночных сделок. Отрасль авиаперевозок является примером олигополии, где несколько крупных компаний контролируют большую часть рынка и устанавливают цены на билеты.

В чем разница между монополистической конкуренцией и олигополией?

Основное отличие между монополистической конкуренцией и олигополией заключается в количестве продавцов на рынке и степени контроля над рынком. В монополистической конкуренции на рынке существует несколько продавцов, предлагающих схожие, но отличающиеся товары или услуги. В олигополии на рынке присутствуют несколько крупных продавцов, которые контролируют большую часть рынка и могут влиять на цены и условия рыночных сделок.

Какое значение имеет дифференциация продуктов в монополистической конкуренции?

Дифференциация продуктов в монополистической конкуренции позволяет продавцам создавать уникальные товары или услуги, которые отличаются от продукции конкурентов. Это создает конкурентное преимущество и позволяет продавцам вести себя независимо от конкурентов в отношении цен и условий сделок.

Что такое чистая конкуренция?

Чистая конкуренция - это форма рыночной структуры, при которой на рынке существует большое количество продавцов и покупателей, и каждый из них свободно вступает в конкуренцию друг с другом. В такой ситуации цены формируются исключительно на основе спроса и предложения, а ни один продавец или покупатель не может повлиять на рыночные цены. В чистой конкуренции отсутствуют какие-либо преграды для входа на рынок или выхода с него.

Какое значение имеют монополия и монополистическая конкуренция?

Монополия - это форма рыночной структуры, при которой на рынке существует только один продавец, контролирующий все или практически все предложение товаров или услуг. Монополистическая конкуренция - это форма рыночной структуры, при которой на рынке существует несколько продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары или услуги. В обоих случаях продавец имеет возможность манипулировать ценами и налагать ограничения на вход новых игроков на рынок. Монополии и монополистическая конкуренция могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для экономики.

Что такое олигополия?

Олигополия - это форма рыночной структуры, при которой на рынке существует небольшое количество крупных продавцов, которые контролируют большую часть предложения товаров или услуг. Олигополисты обычно соревнуются друг с другом, но имеют возможность сотрудничества и заключения договоров, что приводит к ограничению конкуренции и манипуляции ценами. Олигополия может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для экономики.