Комедия Дель арте в театре и кинематографе
Заказать уникальную дипломную работу- 26 26 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 31.05.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Исторические аспекты возникновения и эволюции комедии дель арте 6
1.1 Становление комедии дель арте. Принципы и особенности действия 6
1.2 Маски. Основные персонажи комедии дель арте 10
Глава 2. Особенности воплощения комедии дель арте в театре и кинематографе 15
2.1 Традиции комедии дель арте в театре 15
2.2 Комедия дель арте в кино 21
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение. Персонажи комедии дель арте 28
Однако, успех театра масоксегодня возрождается в рамках современного авангардного театра. Наиболее излюбленными сюжетами комедии дель арте в современном театре являются «Принцесса Турандот», «Король-олень». На протяжении двух столетий неизменной популярностью пользуется комедия Гольдони «Слуга двух господ». Жизнерадостный гротескный жанр, отражающий капризно-насмешливое отношение к жизни испособный создать противоречивую остроту и сегоднявызывает определенный интерес у режиссеров и зрителей.Развитие технологий в ХХ веке привел к тому, что наиболее популярные постановки постепенно перешли на киноэкран сначала в форме телевизионных версий спектаклей, а впоследствии – в форме полноценных кинофильмов по сюжетам итальянской комедии дель арте.2.2 Комедия дель арте в киноОчевидно, что комедия дель арте – жанр преимущественно театральный. Именно театру он обязан своим появлением, развитием и сценическими приемами. Однако, ХХ век наложил свой отпечаток на воплощение приемов итальянской комедии, что нашло отражение на использовании ее традиций в кинематографе. Как уже упоминалось ранее, высшим достижением в театре игры является маска. В случае с кинематографом примером таких гениальных масок стали бродяги Чарли Чаплина, серьёзного Бастер Китона, знаменитых Труса, Балбеса и Бывалого советского режиссера Гайдая и других.Одним из первых опытов использования комедии дель арте в кино стали публичные сеансы в Парижском Оптическом театре, которые проводились с 1892 года. На этих сеансах создатель праксиноскопа Рейно демонстрировал свои короткие рисованные «фильмы» по сюжетам комедии дель арте с традиционными персонажами – Арлекином, Коломбиной и Пьеро, с цветным изображением и музыкальным оформлением. Воплощение элементов комедии дель арте в кинематографе на протяжении ХХ века было весьма разнообразным. В начале века комедия масок породила такой жанр кинематографической комедии как «slapstick», то есть основанная на традициях цирка комедия потасовок, падений, пинков («комедия потасовок»). Этот принцип широко использовался при съемках фильмов в эпоху немого кино. В современном кинематографе он широко используется в создании комедийных телесериалов, где одни и те же персонажи-маски участвуют в различных по содержанию сценариях (например, знаменитый персонаж Луи де Фюнеса).Позднее наиболее выразительным примером использования традиций комедии дель арте в кино стало творчество Чарли Чаплина. Уже в первых фильмах Чаплин использовал много трюков, клоунады и импровизации, воплощая приемы комедии дель арте в кино. Ему были свойственны интерес к пародии, виртуозное обращение с реальными и воображаемыми предметами, на съемках реквизит и декорации будили его воображение и давали материал для импровизаций. Все это в совокупности привели к созданию неповторимого и легко узнаваемого актерского амплуа Чаплина.Творческий путь артиста лежал от юмора к сатире. От забавных трюков, от простодушного, юмористического отношения к действительности, от лирики Чаплин переходил к сатире, сарказму, политическому памфлету, свойственному комедии дель арте. Но главным приемом использования итальянской народной комедии в фильмах Чаплина является прием использования маски - огромные штаны, котелок и трость, большие башмаки.В 1954 году на экраны вышел фильм Федерико Феллини «Дорога», в котором Джульетта Мазина сыгралаюродивую бродяжку-клоунессу Джельсомину, в чем-то продолжая тему чаплиновского маленького человека.Однако, если чаплинский бродяга воплощал собой Доброе начало в человеке, а Диктатор воплощал мировое Зло через гротеск комического жанра, то Джульетта Мазина впервые сыграла невозможное. Соединив клоунаду и трагедию, она создала гротеск Добра. В этом фильме Феллини и Мазина представили новый тип персонажа и новую манеру актерской игры, основанной на традициях дель арте.Комическое в образе Джельсомины проявилось в тех сценах, когда актриса неожиданно, в импровизационном самочувствии разыгрывала отдельныесценки в стиле комедии дель арте. Безусловный талант актрисы позволил ей создать уникальный неповторимый образ наивного, искреннего и одновременно комичного существа. Все поздние фильмы Феллини отличались атмосферой беспечной актерской импровизации, свойственнойшутовству. Искусство шутов, основанное на технике жеста, по сути через движение отражает «глубочайшие изломы» человеческой души. Языком тела шут способен выявить комическое и трагическое противоречия бытия. Именно это искусство в своих кинофильмах использует Феллини, как, впрочем, и многие другие кинорежиссеры.Традиции комедии дель арте в кинофильме «Дорога» заложены и в главном мотиве, мотив дороги как судьбы. Герои обречены всегда оставаться странниками, идти по дороге до следующей остановки. Мотив дороги — это и мотив цирка, арены (круга). Главные персонажи образуют классическое трио комедии дель арте: Коломбина (Джельсомина — душа), Арлекин (Дзампано — материя, земля), Пьеро (Матто — поэзия, воздух). В фильме «Дорога» добро словно конфликтует с реальностью. Джульетта Мазина в трагикомической маске Джельсомины гармонично соединяет два начала — шутовское и доброе. Добро смешно, нелепо, беззащитно — таков смысл образа Джельсомины.Но, пожалуй, самым популярным сюжетом, используемым в кинематографе является сюжет итальянской комедии «Слуга двух господ» Карло Гольдони. Первые экранизации этой пьесы относятся к середине ХХ века. В 1955 году Джанкарло Галасси Берия выпустил на экраны телеверсию спектакля «Арлекино, слуга двух господ». А чуть позднее в 1963 году под этим же названием вышел фильм Джорджо Стреллера, режиссера-новатора по сути создавшего новый образ Арлекино.В России в 1976 году вышел фильм «Труффальдино из Бергамо», персонажи которого прекрасно продемонстрировали маски комедии дель арте: Труффальдино, Пантолоне, служанка Смеральдина, Распони, Флориндо, Бригелла. Герои кинокартиныпредставляют венецианский квартет масок (первый слуга Бригелла, второй слуга Труффальдино, пантолоне и Доктор Ломбарди), Капитан и служанка Смеральдина, а также две пары влюбленных (Флориндо — Беатриче, Сильвио — Клариче).«Труффальдино из Бергамо» относится к экранизациям, которые довольно точно следуют сюжетному ряду первоисточника.Однако, особенности кинопроизводства потребовали определенных изменений, вследствие чего сокращены некоторые длинноты в диалогах, а также введены дополнительные образы солдат и их капитана, разыскивающего Флориндо и Беатриче, образ которого добавил картине гротескных красок. Некоторые изменения коснулись и образов Бригеллы и Клариче, а также некоторого расширения финала.Нагромождение людей и событий, сопровождающееся многообразием музыкальных тем, превращает всё действо в двухчасовой карнавал, после которого в ушах еще долго слышится звон шпаг, шелест платьев и быстрый венецианский говор.Декорации, наряды героев, зажигательные танцы, методы съемки, стихотворный текст, то и дело появляющийся занавес – в этом фильме все сделано для того, чтобы зритель чувствовал себя не перед телеэкраном, а словно в театре, слыша эхо каждой реплики и чувствуя дыхание актёров. Сопричастность - вот что делает этот фильм особенным, выделяя его из череды многих других. Кроме того, режиссёру вполне удалось осуществить главный принцип комедии дель-арте - совершенство актёров в театральной игре с точки зрения красочного театрального действа, порой переходящего в фарс.Экранизации сюжетов комедии дель арте в наше время встречаются не так часто в связи с угасанием интереса публики к игровому театру вообще и к представлению как способу актерской игры в частности. Современный кинематограф в жанре комедии дель арте, в основном, характеризуется какой-либо режиссерской трактовкой знаменитых сюжетов, зачастую кардинально отличающихся от первоисточника, либо использованием отдельных элементов итальянской комедии – масок, фарса, гротека и т.п. Маски итальянского театра в ХХI веке все менее понятны зрителю. Они не вполне соответствуют духу времени, отражая лишь человеческие пороки и добродетели.ЗаключениеВ настоящем исследовании сделана попытка проследить эволюцию итальянской комедии дель арте и формы ее воплощения в театре и кино. Проанализированы истоки возникновения и развития итальянской комедии масок, изучены его основные принципы и приемы создания художественного образа. Дана характеристика основных персонажей комедии дель арте, рассмотрены особенности использования масок в итальянском уличном театре. Во второй главе проанализированы особенности воплощения комедии дель арте в театре, сделана попытка осмыслить эволюционный путькомедии масок на протяжении ХХ века путем сравнения режиссерских подходов, определивших дальнейшее развитие итальянской комедии в современном театре. Также рассмотрен опыт экранизации сюжетов комедии дель арте в мировом кинематографе.Итальянский театр масок наложил отпечаток на развитие всего европейского театра. Именно он заложил основы комедийного жанра в театральной и кинокультуре. Свойственные комедии дель арте сатирические образы персонажей и по сей день пользуются интересом у публики. Современные театральные и кинорежиссеры, обращаясь к сюжетам итальянского театра, предлагают собственные трактовки и новые прочтения пьес, придавая привычным образам новые смыслы.Резюмируя, необходимо отметить, что комедия дель арте в своем развитии еще не достигла предела. Очевидно, что современное ее состояние, обусловленное особенностями эпохи, в дальнейшем будет трансформироваться под влиянием новых взглядов, новых технологий и новых условий. Как и любая культура, театральная и кинокультура не останавливается в своем развитии. Так и комедия дель арте, получив в ХХ веке возможность воплощения на экране, не достигла своего окончательного предела, а всего лишь подошла к новому этапу своей эволюции.Список литературыApollonio M. Storia della commedia dell'arte. Roma, 1930; 2 ed. Firenze, 1982.Алперс Б. В. Театр социальной маски // Алперс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 27 – 110Бачелис Т. И. Гамлет и Арлекин: сб. ст. М.: Араф, 2007. - 576 с.Большая Советская энциклопедия, [Электронный ресурс]. url: http://bse.sci-lib.com/article063232.html (Дата обращения: 27.04.2020)Бояджиев Г.Н. История западноевропейского театра. М.; Рипол Классик, 2013. – 910 с.Дживелегов А. К., Бояджиев Г. Н. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.; Л.: Искусство, 1941. 614 с.Дживелегов А. К. Искусство итальянского Возрождения: Учебное пособие. – М.: РАТИ-ГИТИС, 2007. – 504 с.Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв., под ред. Давыдовой М. Ю. М.: Издательство РГГУ им.Герцена, 2001 – 436 с.Зоркая Н. М. Кино. Театр. Литература. Опыт системного анализа. М.: Аграф, 2010. – 400 с. (Серия «Символы времени»). – 28 с.Кумукова Д.Д. От маски Комедии дель Арте к символу актерской профессии // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, № 2 (55), 2018. – 141-152 с.Макаров, С. М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений [Текст] / С. М. Макаров. - Москва: Либроком, 2010. - 208 с.Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. – М.: Искусство, 1968.Мокульский С. История западноевропейского театра, т. 2.Карло Гоцци. [Электронный ресурс]. url: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/mokulskij-istoriya-teatra-t2/karlo-gocci.htm (дата обращения 28.04.2020)Мокульский С. С. О театре / С. С. Мокульский. - М. : Искусство, 1963. - 544 с.Молодцова М. М. Комедия дель арте (история и современная судьба). Л.: ЛГИТМиК, 1990. 220 с.Молодцова М. М. Некоторые историко-критические суждения театроведов ХХ века о комедии дель арте // Театрон, № 1, 2010. – с.21-43.Миклашевский К. La commedia dell'arte или Театр итальянских комедиантов XVI - XVII столетий. М.: Навона, 2017 г.- 336 с.Новак М.В. Маски итальянского театра Комедии дель Арте // Наука. Искусство. Культура. Выпуск 2(18), 2018. - 23-39 с.Рвачева Д.С., Мымликова И.А. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 5(25). URL: https://sibac.info/journal/student/25/99254 (дата обращения: 30.04.2020).Смолина К. 100 великих театров мира. Изд-во «Вече», 2010. – 432 с.Соловьев В. Н. К истории сценической техники commedia dell’arte (из речи, читанной при открытии Студии Вс. Мейерхольда) // Кукарт. – 2005–2006. – № 10–11. – С. 13–17.Таиров А. Я. Записки режиссёра. – М.: ГИТИС, 2000. – 160 с.Театр и драма: эстетический опыт эпохи: Материалы Всероссийской научной конференции – Новосибирск, 2017. – Вып. № 4. – 220 с.Толшин, А. В. Феномен маски в театральной культуре: дис. д-ра культурологии: 24.00.01 / Толшин Андрей Валерьевич. - Спб., 2007. - 302 с.Чихачёва М.М., Войткевич С.Г., Сапсуев А.Ю. Итальянская комическая опера: от истоков до середины XIX века. – Красноярск: КГИИ, 2016. – 160 с.ПриложениеПерсонажи комедии дель артеАрлекиноКоломбинаКапитанПанталонеТартальяБригеллаПьероКоралинаПульчинеллаДокторВлюбленные
2. Алперс Б. В. Театр социальной маски // Алперс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 27 – 110
3. Бачелис Т. И. Гамлет и Арлекин: сб. ст. М.: Араф, 2007. - 576 с.
4. Большая Советская энциклопедия, [Электронный ресурс]. url: http://bse.sci-lib.com/article063232.html (Дата обращения: 27.04.2020)
5. Бояджиев Г.Н. История западноевропейского театра. М.; Рипол Классик, 2013. – 910 с.
6. Дживелегов А. К., Бояджиев Г. Н. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.; Л.: Искусство, 1941. 614 с.
7. Дживелегов А. К. Искусство итальянского Возрождения: Учебное пособие. – М.: РАТИ-ГИТИС, 2007. – 504 с.
8. Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв., под ред. Давыдовой М. Ю. М.: Издательство РГГУ им.Герцена, 2001 – 436 с.
9. Зоркая Н. М. Кино. Театр. Литература. Опыт системного анализа. М.: Аграф, 2010. – 400 с. (Серия «Символы времени»). – 28 с.
10. Кумукова Д.Д. От маски Комедии дель Арте к символу актерской профессии // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, № 2 (55), 2018. – 141-152 с.
11. Макаров, С. М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений [Текст] / С. М. Макаров. - Москва: Либроком, 2010. - 208 с.
12. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. – М.: Искусство, 1968.
13. Мокульский С. История западноевропейского театра, т. 2.Карло Гоцци. [Электронный ресурс]. url: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/mokulskij-istoriya-teatra-t2/karlo-gocci.htm (дата обращения 28.04.2020)
14. Мокульский С. С. О театре / С. С. Мокульский. - М. : Искусство, 1963. - 544 с.
15. Молодцова М. М. Комедия дель арте (история и современная судьба). Л.: ЛГИТМиК, 1990. 220 с.
16. Молодцова М. М. Некоторые историко-критические суждения театроведов ХХ века о комедии дель арте // Театрон, № 1, 2010. – с.21-43.
17. Миклашевский К. La commedia dell'arte или Театр итальянских комедиантов XVI - XVII столетий. М.: Навона, 2017 г.- 336 с.
18. Новак М.В. Маски итальянского театра Комедии дель Арте // Наука. Искусство. Культура. Выпуск 2(18), 2018. - 23-39 с.
19. Рвачева Д.С., Мымликова И.А. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 5(25). URL: https://sibac.info/journal/student/25/99254 (дата обращения: 30.04.2020).
20. Смолина К. 100 великих театров мира. Изд-во «Вече», 2010. – 432 с.
21. Соловьев В. Н. К истории сценической техники commedia dell’arte (из речи, читанной при открытии Студии Вс. Мейерхольда) // Кукарт. – 2005–2006. – № 10–11. – С. 13–17.
22. Таиров А. Я. Записки режиссёра. – М.: ГИТИС, 2000. – 160 с.
23. Театр и драма: эстетический опыт эпохи: Материалы Всероссийской научной конференции – Новосибирск, 2017. – Вып. № 4. – 220 с.
24. Толшин, А. В. Феномен маски в театральной культуре: дис. д-ра культурологии: 24.00.01 / Толшин Андрей Валерьевич. - Спб., 2007. - 302 с.
25. Чихачёва М.М., Войткевич С.Г., Сапсуев А.Ю. Итальянская комическая опера: от истоков до середины XIX века. – Красноярск: КГИИ, 2016. – 160 с.
Вопрос-ответ:
Какие принципы и особенности действия характерны для комедии дель арте?
Принципами и особенностями действия комедии дель арте являются импровизация, взаимодействие с публикой, использование масок и стандартных типажей персонажей.
Какие основные персонажи встречаются в комедии дель арте?
Основными персонажами комедии дель арте являются Арлекин, Панталоне, Колумбина, Доктор, Браво и многие другие. У каждого персонажа есть свои особенности и черты характера.
Какие традиции комедии дель арте сохраняются в современном театре?
В современном театре сохраняются традиции комедии дель арте в виде использования масок и типажных персонажей, а также взаимодействия актеров с публикой и элементов импровизации.
Какая роль у комедии дель арте в кинематографе?
Комедия дель арте оказала значительное влияние на кинематограф, особенно в жанре комедии. Многие элементы комедии дель арте, такие как использование масок, типажных персонажей и ситуационного юмора, можно встретить в фильмах разных стран и времен.
Какие персонажи встречаются в комедии дель арте?
В комедии дель арте встречаются различные персонажи, такие как Арлекин (слуга), Панталоне (старик), Колумбина (уличная девушка), Доктор (мудрец), Браво (воин) и многие другие. Каждый персонаж имеет свои особенности и роль в сюжете комедии.
Что такое комедия дель арте?
Комедия дель арте - это форма итальянской народной комедии, появившейся в XVI веке. Основными элементами комедии дель арте являются маски, живое действие и импровизация.
Какие основные персонажи встречаются в комедии дель арте?
Основными персонажами комедии дель арте являются Арлекин, Панталоне, Доктор, Коламбина, Пьеро и другие. Каждый персонаж имеет свои особенности и маску, которые помогают отличить их друг от друга.
Как комедия дель арте воплощается в театре?
В театре комедия дель арте воплощается через живое действие актеров, использование масок и импровизацию. Актеры разыгрывают смешные и забавные ситуации, часто взаимодействуя с публикой, что делает представление интерактивным и уникальным.
Как комедия дель арте представлена в кинематографе?
В кинематографе комедия дель арте представлена в виде фильмов, которые основаны на основных принципах и идеях комедии дель арте. Фильмы часто используют технику комедии дель арте, такие как экспрессивные мимика и жестикуляция, острые диалоги и смешные ситуации.