Художественная деталь, как способ создания образа лирической героини А. Ахматовой.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 27 27 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 11.09.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретический экскурс в проблему исследования…………………………6
1.1. Параметры художественного текста как объекта литературоведческого анализа…………………………………………………………………………….6
1.2. Специфика художественной детали как литературоведческой категории…………………………………………………………………………11
2. Практический экскурс в проблему исследования…………………………..14
2.1. Художественная деталь как символьно-знаковая категория лирического произведения…………………………………………………………………….14
2.2. Художественная деталь в лирике А. Ахматовой………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………26
Фрагмент для ознакомления

Образ лирической героини в лирике Ахматовой пронизан тонким психологизмом. Женщина Ахматовой многолика и многообразна. Однако можно выделить некоторые доминанты в характере лирической героини: - упрямство, доходящее до упорства, - страстность,- глубина переживаний.По типу сознания лирическая героиня Ахматовой приближена к акмеистическому и резко отличается от символистского. Так, если символист Бальмонт в любви к женщине больше любит себя, а у Блока женщина – это неземная Прекрасная Незнакомка, то у Ахматовой образ женщины наполнен бытовыми деталями: перчатками, стоптанными башмаками: «Надоело мне быть Незнакомкой / И чужой на твоем пути». Это вызов прежним женщинам поэзии. Если поэзия символистов видела в образе женщины отражение вечно женственного, то стихи Ахматовой говорят о неизменно женском. Однако серое будничное платье и стоптанные башмаки у Ахматовой вовсе не помеха «жгучим объятьям». Ахматова передает психологические переживания героини через бытовое и обыденное. Так возникает характерная ахматовская «вещная» символика, когда образ в лирике развертывается в конкретно-чувственных деталях. Перемены настроений героини как бы отражаются в явлениях внешнего мира. В стихотворении А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…» (1911) также особое значение имеет такая художественная деталь, как вуаль:«Сжала руки под тёмной вуалью…«Отчего ты сегодня бледна?»— Оттого, что я терпкой печальюНапоила его допьяна…».Вуаль как символ сокрытия лица лирической героини позволяет ей не показать открытого состояния души, но художественная деталь, точнее ее характеристика – «темная», движения рук, речь героини выдают ее внутренние ощущения. По своему жанру ранняя лирика Ахматовой – это, в основном, стихотворения-новеллы, напоминающие маленькие рассказы. Новелла Ахматовой – это новелла в извлечении, не разворачивающаяся до завершенности сюжета. Кульминацию в сюжете своих стихотворений Ахматова часто опускает. В стихотворениях Ахматовой звучит разговорная речь, в них частотны бытовизмы, логически неожиданных, но всегда оправданных союзов «а», «и». Живая речь соответствует принципу новеллизма. В стихах Ахматовой творчество рассматривается прежде всего, как самопроявление объективного бытия, как откровение свыше, а не как собственная деятельность. Душа лирической героини часто предстает «нищей», «скудной», «потерянной». Это приятие в себя «нищеты духом» у Ахматовой жестко связано с христианской культурной традицией, с жаждой смирения и представлением о поэтическом долженствовании, служении. Ахматовская лирическая героиня постоянно стремится спастись от гордыни, от вознесения над толпой. В стихотворении «Мы не умеем прощаться» (1917)Анна Ахматова вводит такую художественную деталь, как церковь:«…В церковь войдем, увидимОтпеванье, крестины, брак,Не взглянув друг на друга, выйдем…Отчего все у нас не так?..».Церковь в рамках данного лирического произведения очень символична. Данный образ имеет священную семантику, который приближает лирическую героиню к возвышенному миру, но в то же время лирическая героиня замечает, что с церковью непосредственно связаны три периода жизни каждого человека – это рождение (крестины), создание семьи (вступление в брак – венчание), смерть (отпеванье). В связи с этим образ лирической героини создается как абсолютно готовой ко всем проявлениям земной жизни, лирическая героиня выступает в этом стихотворении воплощением женщины, понимающей и принимающей человеческую судьбу.Послереволюционное творчество Ахматовой проходит под знаком строк стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…» (1922). Часть эмиграции отнеслась к этим стихам с большим раздражением. В эмиграции появляются статьи с признанием упадка таланта Ахматовой. Но и в своей обновленной стране Ахматова не находит понимания – для многих она остается поэтом старой России. Этот стереотип преследовал Ахматову всю жизнь – вплоть до печально известного постановления ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) (журналы критиковали за то, что они размещают на своих страницах произведения Зощенко и Ахматовой).30-е годы были в жизни Ахматовой временем тяжелейших испытаний. На протяжении всех 30-х годов поэтесса создает поэму «Реквием», которая не была известна ни при жизни автора, ни много позднее. Поэму опубликовали лишь в 1987 году. «Реквием» – свидетельство необычайного расширения диапазона лирики Ахматовой. На смену лирике приходит эпос, вобравший в себя беды и страдания миллионов людей, ставших жертвами террора и насилия в собственной стране.На фоне общей Ахматова повествует и о личной трагедии. Репрессии коснулись и ее семьи: был арестован и сослан сын Лев – историк и географ, автор одного из крупнейших научных достижений русской науки начала ХХ века – этнологической теории. В поэме встречаем страшные строки: «Муж в могиле, - сын в тюрьме / Помолитесь обо мне…». По своей поэтической форме «Реквием» близок к народному причету – старинному народному обрядовому плачу. Он соткан из простых слов, как писала сама Ахматова, «подслушанных» в тюремных очередях, которые простаивала сама поэтесса, надеясь на свидание с сыном. Народная основа делает «Реквием» документом эпохи. В годы Великой Отечественной войны Ахматова эвакуируется из осажденного Ленинграда и пишет много патриотических стихов, призванных поднять дух советских войск и народа.Известными в те годы становятся стихотворения «Клятва» (1941)и «Мужество» (1923). Несмотря на это в 1946 году известное постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград» лишило Ахматову возможности печататься. Тем не менее поэтическая и литературоведческая работа Ахматовой не прерывается. На протяжении последних десятилетий своей жизни Ахматова много занималась пушкинской эпохой и непосредственно творчеством Пушкина. Ее статьи о Пушкине впоследствии были высоко оценены авторитетными учеными-пушкинистами. ЗаключениеРассмотрев в настоящей работе такой перспективный вопрос современного литературоведения, как специфика художественной детали, как одного из способа создания образа лирической героини в поэзии А.А. Ахматовой мы пришли к следующим выводам.Для литературоведческого анализа как прозаических, так лирических текстов особое значение имеет работа с художественными деталями, как одними из средств художественной выразительности произведений.Детали играют довольно весомую роль в процессе построения определенной идейно-содержательной картины произведения. Художественная деталь всегда эффективна в плане анализа конкретного эпизода или особо значимого фрагмента текста литературного произведения.Художественная деталь – это своего рода отпечаток авторской уникальности и неповторимости. Деталь всегда воспринимается литературоведами как важнейший элемент творческого стиля, который придает ему особую смысловую плотность и обладает идейной насыщенностью. В рамках изучения специфики данного вопроса следует отметить, что художественная деталь может рассматриваться сквозь призму символьно-знаковой категории. Любая деталь произведения есть знак, подводящий к раскрытию определенного авторского замысла и идейного содержания художественного произведения.Еще большее отражение художественная деталь как знак представляется в лирическом произведении, поскольку каждое слово в стихотворении уже символично и знаково.В творческой манере писателя и его субъективном мировосприятии реализуется уникальный символьно-знаковый код, за счет которого мы узнаем произведения и соотносим их с определенным писателем. К примеру, у А. Ахматовой сложился символьно-знаковый код дисгармонии бытия, который нашел свое отражение в изобилии таких мотивов в лирике, как беда, горе, утрата, неотвратимая смерть.В акмеизме Ахматову привлекало обыгрывание предметности изображения. Однако для Анны Ахматовой было чуждым принятие такой окружающей действительности, которая предстает перед личностью в вечном противостоянии Хаоса и Космоса, Прекрасного и Безобразного, поэтому лирика Ахматовой исполнена ощущения дисгармонии человеческого бытия.Стихотворения любовной темы у Ахматовой изобилуют художественными деталями. Поэтесса с мастерством представляет вниманию читателей предметный (вещный) мир, который настолько символичен и образен, что выступает одним из ключевых средств в создании характера и образа лирической героини. Посредством художественных деталей окружающей действительности создается психологический образ лирической героини.Само душевное переживание героини символизируется. В основу лирики Ахматовой положена повествовательность. Так, в стихотворении проговариваются все важные душевные моменты. В этом случае можно говорить о том, что Ахматова в поэзии идет по традициям русского реалистического романа.Список использованной литературы:Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Эксмо, 2019. – 608 с.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – 400 с.Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта-Наука, 2007. – 520 с.Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – М., 1990. – 409 с.Добин Е.С. Искусство детали: Наблюдения и анализ. – 3-е изд. перераб. – СПб., 2014. – С.192. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 1998. – 280 с.Кормилов С.И. Деталь художественная // Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С.И. Кормилов. – М.: АСТ, 2000. – С.56.Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: Искусство, 2000. – 704 с.Меркель Е.В. Миромоделирующие образы и мотивы в поэтике акмеизма: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам / Е.В. Меркель. – М.: ИМПЭ им. A.C. Грибоедова, 2015. – 350 с.Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – 800 с.Темненко Г.М. Действительно чужое слово и поэтические традиции в стихотворении Ахматовой «Настоящую нежность не спутаешь...» / Г.М. Темненко // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. – 2011. – Вып. 9. – С.92-108.Цивин Р.Д. Художественная деталь и её идейно-эстетические функции в литературном произведении (Современный русский рассказ: С. Антонов, Ю. Нагибин, Ю. Казаков) // Автореф. дисс... канд. фил. наук. – Киев, 1970. – С.109-120.Черных В.А. Мифоборчество и мифотворчество Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. – Вып. 3. – Симферополь, 2005. – С.92.Швейцер В.А. Мандельштам и Цветаева //Слово и судьба: Осип Мандельштам. Исследования иматериалы. – М., 1991. – С.160-176.Щеглов Ю.К. Черты поэтического мира Ахматовой // А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов Работы по поэтике выразительности. Сборник статей. – М.,1996. – С.13-15.

1. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Эксмо, 2019. – 608 с.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – 400 с.
3. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта-Наука, 2007. – 520 с.
4. Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – М., 1990. – 409 с.
5. Добин Е.С. Искусство детали: Наблюдения и анализ. – 3-е изд. перераб. – СПб., 2014. – С.192.
6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 1998. – 280 с.
7. Кормилов С.И. Деталь художественная // Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С.И. Кормилов. – М.: АСТ, 2000. – С.56.
8. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: Искусство, 2000. – 704 с.
9. Меркель Е.В. Миромоделирующие образы и мотивы в поэтике акмеизма: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам / Е.В. Меркель. – М.: ИМПЭ им. A.C. Грибоедова, 2015. – 350 с.
10. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – 800 с.
11. Темненко Г.М. Действительно чужое слово и поэтические традиции в стихотворении Ахматовой «Настоящую нежность не спутаешь...» / Г.М. Темненко // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. – 2011. – Вып. 9. – С.92-108.
12. Цивин Р.Д. Художественная деталь и её идейно-эстетические функции в литературном произведении (Современный русский рассказ: С. Антонов, Ю. Нагибин, Ю. Казаков) // Автореф. дисс... канд. фил. наук. – Киев, 1970. – С.109-120.
13. Черных В.А. Мифоборчество и мифотворчество Анны Ахматовой // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. – Вып. 3. – Симферополь, 2005. – С.92.
14. Швейцер В.А. Мандельштам и Цветаева // Слово и судьба: Осип Мандельштам. Исследования и материалы. – М., 1991. – С.160-176.
15. Щеглов Ю.К. Черты поэтического мира Ахматовой // А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов Работы по поэтике выразительности. Сборник статей. – М.,1996. – С.13-15.

Вопрос-ответ:

Какие параметры художественного текста помогают создать образ лирической героини А. Ахматовой?

Параметры художественного текста, такие как языковые средства, стиль, композиция и ритмика, помогают передать эмоциональное состояние и внутренний мир героини А. Ахматовой. Эти параметры могут быть использованы для создания образов, а также для передачи настроения и атмосферы в стихотворении.

В чем заключается специфика художественной детали как литературоведческой категории?

Художественная деталь как литературоведческая категория имеет свою специфику. Она отличается от других элементов художественного текста тем, что она обладает символическим значением и является неотъемлемой частью образов и сюжета произведения. Художественная деталь может быть использована для передачи основных идей и настроений автора, а также для создания определенного эффекта на читателя.

Какую роль играет художественная деталь в создании образа лирической героини А. Ахматовой?

Художественная деталь играет важную роль в создании образа лирической героини А. Ахматовой. Она позволяет передать ее эмоциональное состояние, внутренний мир, а также ее своеобразие и уникальность. Художественные детали, такие как образы, метафоры и символы, помогают читателю лучше понять героиню и взглянуть на мир глазами поэта.

Какую роль играют символы и знаки в художественной детали?

Символы и знаки в художественной детали играют важную роль. Они помогают передать не только конкретные образы и события, но и более глубокие смыслы и идеи. Символы и знаки могут быть использованы для создания ассоциаций, отсылок к другим произведениям и культурным явлениям, а также для усиления эффекта погружения читателя в мир произведения.

Какие параметры художественного текста могут быть использованы для анализа?

В художественном тексте можно анализировать такие параметры, как сюжет, композиция, языковое оформление, образы, символика и т.д. Все эти параметры вместе создают художественную деталь, которая помогает передать образ лирической героини.

Какая специфика художественной детали как литературоведческой категории важна при анализе текста?

Художественная деталь является символической и знаковой категорией, которая помогает передать эмоциональное состояние и настроение лирической героини. Она может быть представлена в виде отдельных слов, фраз, ритмических повторов, метафор и т.д. Важно учитывать все эти аспекты при анализе текста и понимать их значение для образа героини.

Как можно понять значение художественной детали при анализе образа лирической героини?

Значение художественной детали можно понять через ее контекст и использование в тексте. Например, если лирическая героиня часто использует определенные слова или образы, это может указывать на ее эмоциональное состояние или повторяющиеся мысли. Также, метафоры и символические образы могут иметь свое значение, которое открывается через анализ текста и контекста.

Какую роль играет художественная деталь в создании образа лирической героини?

Художественная деталь - это одно из главных средств, которые позволяют передать эмоции, настроение и характер лирической героини. Через художественные детали автор создает образ героини, раскрывает ее внутренний мир, ее мысли и чувства. Они помогают сделать образ живым и запоминающимся для читателя.

Каким образом художественная деталь может стать символическим знаком при создании образа лирической героини?

Художественная деталь может стать символическим знаком через свое значение и ассоциации, которые она вызывает у читателя. Например, определенный цвет или предмет может стать символом определенного чувства или настроения. Также, повторение определенных фраз или образов может иметь свое символическое значение. Через эти символы автор передает особенности характера героини и ее эмоциональное состояние.

Какой объект литературоведческого анализа рассматривается в статье?

В статье рассматривается художественный текст как объект литературоведческого анализа.