Практика применения санкций Евросоюза

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международное право
  • 31 31 страница
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 11.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ 5
1.1.Причины введения санкций 5
1.2.Механизм принятия решения по санкциям 7
1.3.Актуальные аспекты порядка принятия санкций и их реализации на уровне национального законодательства 14
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РАЗВИТИЕ РОССИИ 17
2.1.Теоретические основы исследования международно-правового механизма внедрения санкционной политики в современных международных отношениях 17
2.2.Источники и методы анализа 20
2.3.Результаты исследования 20
Заключение 28
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

Важно отметить, что ЕС соблюдает все санкции, вводимые резолюциями СБ ООН, а также обеспечивает их соблюдение со стороны стран-членов ЕС. Более того, Европейский союз вправе дополнить санкции Совета Безопасности, наравне с собственными ограничительными мерами. В вопросе ответственности за нарушение санкций ЕС полагается на национальные правительства 28 стран-членов. Как и в случае с США, также возможны крупные денежные штрафы и тюремное заключение. Однако степень ответственности может сильно варьироваться ввиду различных законодательств стран-членов ЕС.Главным документом, регулирующим применение санкций в ЕС, является принятый в 2014 г. Регламент «Базовые принципы использования ограничительных мер (санкций)». После вступления в силу Лиссабонского договора санкции могут формально вводиться на основании ст. 215 Договора о функционировании ЕС (включена в раздел IV, часть 5 «Ограничительные меры»). С точки зрения институционально-правового регулирования в реализации санкционного режима задействованы Комиссия ЕС и Европейская внешнеполитическая служба. Парламент Европейского союза не принимает участия в процедуре утверждения Советом ЕС регламентов по санкционным решениям. Процесс принятия решений Совета ЕС по санкционным мерам регулируется общими правилами ОВПБ и предусматривает достижения единогласия. При этом до одной трети стран-членов Евросоюза может воспользоваться правом «воздержаться». Выделяются три уровня санкций: эмбарго на поставку оружия, экономические и финансовые меры, визовые ограничения и запрет на передвижение физических лиц. Анализ полного санкционного списка ЕС показал, что Евросоюз применяет санкционные меры против 37 стран. Все санкции в отношении России указаны в разделе «Украина» и связаны с принятием Крыма в состав России. Среди санкций указываются запрет на въезд физических лиц и блокировка денежных средств на счетах ряда перечисленных физических и юридических лиц, которые «наносят угрозу территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины, препятствуют работе международных организаций». Кроме того, такие же санкционные меры действуют в отношении указанных физических и юридических лиц из Крыма и Севастополя, чьи действия способствовали «экспроприации имущества вопреки законодательству Украины».Если у России был с Европейским союзом до 2014 г. один из самых разветвлённых механизмов двухстороннего взаимодействия (действовало более двадцати секторальных диалогов, саммиты каждые полгода, ежегодные встречи постоянного совета партнерства на уровне министра иностранных дел России и Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, экспертные консультации по вопросам международной повестки дня, правам человека и др.), то сейчас все эти форматы заморожены. Отказ Европейского союза от этих коллективных инструментов сотрудничества не способствует безопасности. На фоне миграционного кризиса в Европе наблюдается значительное увеличение конфликтного потенциала, появился целый ряд внутренних проблем. Россия заинтересована в сохранении безопасности на европейском континенте, важнейшим гарантом которой выступает Европейский союз. При этом наиболее оптимальным представляется формирование биполярной системы безопасности, основанной на взаимодействии и евразийского и евроатлантического сообществ. Важным результатом можно признать то, что Европейский союз уже сделал первые шаги по сближению с Евразийским экономическим союзом. Если раньше Евросоюз не признавал существование этой организации, то с 2017 г. начаты официальные, технические консультации с Евразийской экономической комиссией.На современном этапе ограничительные меры (санкции) заняли уверенную позицию во внешнеполитическом арсенале Европейского союза. Это нашло отражение и в последней Глобальной стратегии по внешней политике и политике безопасности Европейского союза «Общее видение, совместные действия». В отличие от Европейской стратегии по безопасности 2003 г., в новейшей версии санкции выделены особо: «Ограничительные меры, вместе с дипломатией, являются ключевыми инструментами ЕС по достижению мирных преобразований. Они могут играть основную роль в устрашении, предотвращении конфликтов и их урегулировании. “Умные” санкции, отвечающие нормам международного и европейского права, будут четко выверяться и контролироваться, чтобы поддерживать легитимную экономическую систему и избегать нанесения ущерба местным сообществам».В Российской Федерации основным законом, который регулирует применение санкций (специальных экономических мер), является Федеральный закон «О специальных экономических мерах» (№281-ФЗ от 30.12.2006 г.). На основании данного документа санкции могут быть введены в целях обеспечения безопасности и интересов РФ, а также защиты прав и свобод ее граждан. Также закон регламентирует введение ограничений в отношении других государств, его органов власти или должностных лиц вследствие недружественных действий или нарушения действующих международно-правовых режимов. Более того, в 2018 г. Президент Российской Федерации подписал закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств». На основании данного закона Правительство вправе приостановить или прекратить действие международного сотрудничества с недружественными иностранными государствами, а также с организациями, находящимися под их юрисдикцией либо прямо или косвенно подконтрольными таким государствам или аффилированными с ними. Кабинет Министров также может ввести запрет или ограничивать ввоз и вывоз продукции или сырья из США и других недружественных стран. Механизм введения санкций в РФ следующий: Совет Безопасности, Правительство или обе палаты Совета Федерального Собрания представляют на рассмотрение президента вопрос о введении санкций; принятие или непринятие президентом решения о введении специальных экономических мер; в случае принятия решения президента о введении санкций Правительство Российской Федерации разрабатывает их подробный перечень в своем постановлении. В соответствии с законом реализация мер обязательна для органов государственной власти РФ, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц. Срок применения санкционных мер устанавливается Президентом Российской Федерации. На основании закона «О специальных экономических мерах» в случае устранения причин, за которыми последовало введение санкций, ограничения могут быть сняты до истечения установленного срока. Если же причины не устранены к определенному сроку, может быть принято решение о продлении экономических мер. Решение об отмене санкций применяется Президентом Российской Федерации, однако оно может быть внесено или палатами Федерального Собрания, или Правительством.Таким образом, санкционные международно-правовые отношения основаны на Уставе Организации Объединенных Наций (39 и 44 статьи) и реализуются с помощью резолюций Совета Безопасности ООН. Выявив угрозу миру или международной безопасности, СБ ООН вправе, на основе коллективно принятого решения, привлечь объекта-нарушителя к международной ответственности, то есть ввести против него санкционные меры. Также ЕС вправе расширить и дополнить санкции, введенные ООН наравне с собственными ограничительными мерами. Если рассматривать санкции, введенные отдельными государствами, то в большинстве случаев механизм введения одинаковый, как правило, решение о принятии санкций возложено на президента и органы исполнительной власти. Кроме того, каждое государство в вопросе о введении ограничительных мер отталкивается от своего национального законодательства. Суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в зависимости от субъекта, вводящего санкции в мировой практике, как правило, используются как международные правовые и институциональные механизмы осуществления санкционной политики, так и национальные, в рамках отдельных государств.ЗаключениеГлавное нормативное решение по санкциям в отношении России является еще и первым хронологически: 17 марта 2014 г. решением Совета Европейского союза 2014/145/CFSP оговаривалось, что ограничительные меры вводятся в ответ на незаконную аннексию Крыма и дестабилизацию в Украине, соседнем суверенном государстве. Европейский союз не признал Крым российской территорией и заявил о приверженности территориальной целостности Украины. Впоследствии санкции неоднократно корректировались (как правило, расширялись) и уточнялись. Тремя их основными звеньями стало ограничение сотрудничества с Крымом путем различных «территориальных» (локальных) санкций, формирование санкционных списков физических и юридических лиц, а также секторальных ограничений для российской экономики (в части финансовых операций, инвестиционного сотрудничества и обмена технологиями). Отдельно стоит выделить и санкции в отношении бывших украинских руководителей, на которых распространялись не только въездные ограничения, но и блокировка (заморозка) активов, находящихся в странах Европейского союза.Санкции против России стали испытанием для ОВПБ Евросоюза и одновременно примером ее дееспособности, а также – свидетельством процесса встраивания двусторонних отношений стран – членов ЕС с Россией в европейский контекст. Достигнутая общая позиция по данному вопросу самоценна для лидеров стран ядра европейской интеграции и сама по себе является фактором сохранения устойчивости общей позиции. Механизм принятия внешнеполитических решений в ЕС определяет решающую роль позиций глав государств и правительств его стран-членов. государства Европейского союза можно разделить на три группы в зависимости от их принципов в отношении санкционной политики. Наличие групп хардлайнеров, софтлайнеров и стран, имеющих срединную позицию по обозначенному вопросу, обеспечивает устойчивость общей линии. В Евросоюзе в целом и в большинстве стран-членов повышается значение дискурса между проевропейскими и евроскептическими силами и снижается значение дискурса между традиционными европейскими политическими силами – консерваторами, социал-демократами и либералами. При этом не все евроскептики выступают за отмену санкций против России. Так, умеренные евроскептики из фракции ЕКР являются активными сторонниками этой политики. Правые и левые популисты-евроскептики разобщены и занимают маргинальное положение. Особенно это актуально для евроскептиков националистического толка, фракции которых в Европейском парламенте малочисленны и критически зависимы от одной или двух национальных партий. России следует стараться взаимодействовать не с евроскептическими силами, а с силами мейнстрима, так как именно они имеют реальные возможности воздействия на политику ЕС. Серьезного изменения ситуации в пользу евроскептиков не предвидится, поэтому их поддержка в ущерб отношениям с представителями европейского политического мейнстрима представляется малопродуктивной. Ситуация со странами-софтлайнерами иллюстрирует, что при всем их нежелании присоединяться к общим санкциям Евросоюза, Брюссель значит для них больше, чем Россия. Влияние РФ на государства ЕС ограничено. Так, ее роль как поставщика энергоресурсов в последние годы снижается для Венгрии и Греции. А статус Брюсселя для любого члена ЕС выше, чем хорошие отношения с Россией.Список использованных источниковБасов Ф.А. Германия, Европарламент и политика санкций в отношении России. Мировая экономика и международные отношения, 2016, том 60, № 12, с. 62-68. Басов Ф.А. Партийно-политическое развитие ФРГ и европейские тенденции. Роль малых партий в партийно-политической системе Германии. Доклады Института Европы. № 314. Москва, ИнститутЕвропыРАН, 2015, c. 118-124.Кузнецов А.В. Переосмысление концепции Большой Европы в связи с украинским кризисом. Международная жизнь, 2014, № 12, c. 6-17. Енсен Б. Долгое освобождение острова Борнхольм 1945–1946. (Пер. с датск.). Москва, РггУ, 2001. 367 c. . Басов А.В. Десант на остров Борнхольм. Краснознаменный Балтийский флот в завершающий период Великой Отечественной войны 1944–1945 гг. Москва, Наука, 1975, c. 138-155. Клинова М.В., Сидорова Е.А. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России. Вопросы экономики, 2014, № 12, cc. 67-79Конышев В. Н., Лагутина М. Л. Возможно ли сопряжение китайской и российской моделей интеграции в Евразии? // Управленческое консультирование. 2016. № 11. C. 57–67.Ленков И.Н. Внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкций / Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы. – 2018. – С. 300–304 Логинова И.В., Титаренко Б.А., Саяпин С.Н. Экономические санкции против России / Актуальные вопросы экономических наук. – 2015. – № 47. – С. 38 – 44Торопыгина А. А. Генезис и тенденции евразийской интеграции: Основы политологического анализа: автореф. дис. … канд. полит.наук / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб., 2015. 20 с.Хайруллина Р.Г. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности России в условиях санкций // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. – 2017. – № 1(2). – С. 261–272Яценко И.А. Россия и ЕС: санкции и их последствия // Научные исследования: от теории к практике: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 13 марта 2016 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (7). – С. 298–29Wedgwood Benn D. On re-examining western attitudes to Russia. International Affairs, 2014, vol. 90, no. 6, p. 1319-1328Mostafa G., Monowar M. Eurasian Economic Union: Evolution, challenges and possible future directions//Journal of Eurasian Studies. 2018. Vol. 9. Р. 163-172.

Список использованных источников

1. Басов Ф.А. Германия, Европарламент и политика санкций в отношении России. Мировая экономика и международные отношения, 2016, том 60, № 12, с. 62-68.
2. Басов Ф.А. Партийно-политическое развитие ФРГ и европейские тенденции. Роль малых партий в партийно-политической системе Германии. Доклады Института Европы. № 314. Москва, Институт Европы РАН, 2015, c. 118-124.
3. Кузнецов А.В. Переосмысление концепции Большой Европы в связи с украинским кризисом. Международная жизнь, 2014, № 12, c. 6-17.
4. Енсен Б. Долгое освобождение острова Борнхольм 1945–1946. (Пер. с датск.). Москва, РггУ, 2001. 367 c. . Басов А.В. Десант на остров Борнхольм. Краснознаменный Балтийский флот в завершающий период Великой Отечественной войны 1944–1945 гг. Москва, Наука, 1975, c. 138-155.
5. Клинова М.В., Сидорова Е.А. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России. Вопросы экономики, 2014, № 12, cc. 67-79
6. Конышев В. Н., Лагутина М. Л. Возможно ли сопряжение китайской и российской моделей интеграции в Евразии? // Управленческое консультирование. 2016. № 11. C. 57–67.
7. Ленков И.Н. Внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкций / Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы. – 2018. – С. 300–304
8. Логинова И.В., Титаренко Б.А., Саяпин С.Н. Экономические санкции против России / Актуальные вопросы экономических наук. – 2015. – № 47. – С. 38 – 44
9. Торопыгина А. А. Генезис и тенденции евразийской интеграции: Основы политологического анализа: автореф. дис. … канд. полит. наук / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб., 2015. 20 с.
10. Хайруллина Р.Г. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности России в условиях санкций // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. – 2017. – № 1(2). – С. 261–272
11. Яценко И.А. Россия и ЕС: санкции и их последствия // Научные исследования: от теории к практике: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 13 марта 2016 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (7). – С. 298–29
12. Wedgwood Benn D. On re-examining western attitudes to Russia. International Affairs, 2014, vol. 90, no. 6, p. 1319-1328
13. Mostafa G., Monowar M. Eurasian Economic Union: Evolution, challenges and possible future directions//Journal of Eurasian Studies. 2018. Vol. 9. Р. 163-172.

Вопрос-ответ:

Какие причины могут привести к введению санкций Евросоюзом?

Одной из причин может быть нарушение международного права или нарушение прав человека. Также санкции могут быть введены в ответ на провокационные действия со стороны других стран.

Как принимается решение о введении санкций Евросоюзом?

Решение о введении санкций принимается международными организациями или согласовывается с целью достижения конкретных политических или экономических целей. Решение может быть принято совещательными органами или после проведения специальных расследований.

Каков порядок введения санкций и их реализации на уровне национального законодательства?

Порядок введения санкций и их реализации на уровне национального законодательства может различаться в разных странах. Обычно это процедура принятия соответствующего законодательного акта, который определяет список ограничений и мер, применяемых к объектам санкций.

Как введение санкций странами Западной Европы может повлиять на развитие России?

Введение санкций странами Западной Европы может негативно сказаться на экономике России, особенно если санкции включают в себя ограничения в торговле или финансовой сфере. Это может привести к сокращению экспорта, спаду инвестиций и ухудшению финансового положения компаний.

Каковы теоретические основы исследования международно-правового механизма внедрения санкционной политики?

Теоретические основы исследования международно-правового механизма внедрения санкционной политики включают в себя изучение международного права, механизмов принятия решений в международных организациях, анализ практики введения санкций различными странами в разные периоды и анализ влияния этих санкций на целевые объекты.

Какие причины могут привести к введению санкций Евросоюза?

Причинами введения санкций Евросоюзом могут быть нарушение прав человека, агрессивное поведение государства, участие в конфликтах или ненадлежащее исполнение международных соглашений.

Как принимается решение о введении санкций Евросоюзом?

Механизм принятия решения по санкциям в Евросоюзе достаточно сложный и включает несколько этапов. Вначале страны-члены ЕС проводят консультации и обсуждают предложение о введении санкций. Затем они согласовываются на общую позицию и принимают решение одобрить или отклонить санкции. Данное решение принимается квалифицированным большинством. После этого санкции утверждаются Советом Европейского союза.

Какие аспекты порядка принятия и реализации санкций регулируются национальным законодательством?

Порядок принятия и реализации санкций на уровне национального законодательства регулирует такие аспекты, как список ограничительных мер, процедура и порядок внесения изменений, правовые основы принятия санкций, требования к лицам и организациям, отношениям с зарубежными партнерами и др.

Как международно-правовой механизм внедрения санкционной политики влияет на развитие России?

Международно-правовой механизм внедрения санкций может оказывать существенное влияние на развитие России. Введение санкций может приводить к ограничению доступа к рынкам, снижению инвестиций, обострению экономической ситуации и другим негативным последствиям для российской экономики. Вместе с тем, санкции также могут стимулировать развитие внутренних ресурсов и создание альтернативных рынков.

Какие причины привели к введению санкций Евросоюзом?

Введение санкций Евросоюзом обычно связано с нарушениями прав человека, конфликтами, нарушениями международного права, угрозами для международного мира и безопасности. Примерами могут служить санкции в отношении России из-за конфликта на Украине или санкции против иранской ядерной программы.