разработка методического обеспечения нормам и правилам пожарной безопасности на занятиях по Технологии для учащихся основной общеобразовательной школы.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 42 42 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 05.06.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Аннотация 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты разработки методического обеспечения нормам и правилам пожарной безопасности на занятиях по технологии для учащихся основной общеобразовательной школы 8
1.1 Особенности оформления кабинета технологии по ФГОС 8
1.2 Анализ нормативной документации и требований к оформлению школьного кабинета по технологии 12
1.3 Анализ требований к пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении 16
Вывод по первой главе 22
Глава 2. Практическая работа по обеспечению пожарной безопасности учащихся МОУ СОШ .. 24
2.1. Анализ обеспечения пожарной безопасности занятий в МОУ СОШ .. 24
2.2. Методическое обеспечение нормам и правилам пожарной безопасности кабинета технологии как профилактическая мера безопасности образовательного процесса 27
2.3. Разработка методических материалов по профилактике нарушений пожарной безопасности на занятиях по технологии в общеобразовательной школе 30
Вывод по второй главе 36
Заключение 37
Список литературы 40
Приложение 43


Фрагмент для ознакомления

Данный комплекс включает в себя:организацию работы по созданию и обеспечению условий проведения учебно-воспитательного процесса;выработку мер по внедрению предложений членов педколлектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса;обсуждение на педагогическом совете, совещаниях при директоре или Управляющем совете мероприятий по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса и по профилактике возникновения пожаров в образовательном учреждении;соблюдение в учебно-воспитательном процессе обязательных норм и правил, препятствующих возникновению пожара;контролирование используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения с позиции соблюдения требований безопасности;порядок обучения правилам пожарной безопасности обучающихся и педагогов;контролирование соблюдения мер по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и мероприятий вне образовательной организации с обучающимися;своевременное выполнение алгоритма действий при ЧС.Согласно рассмотренным направлениям, можно отметить, что особое место в профилактической работе по пожарной безопасности занимают различные пособия, плакаты, стенды, предупреждающие опасное поведение школьников.В связи с этим решено разработать методические материалы, направленные на профилактику нарушений пожарной безопасности на занятиях по технологии.2.3.Разработка методических материалов по профилактике нарушений пожарной безопасности на занятиях по технологии в общеобразовательной школеЦель данной разработки – создание современных условий для организации безопасного процесса обучения по предмету«Технология» в соответствии с требованиями образовательного стандарта, программы Министерства образования и науки Российской Федерации.Задачи:Обеспечивать современное качество образования по учебному предмету «Технология».Использовать на занятиях современные пособия, плакаты и иные материалы, направленные на профилактику нарушений пожарной безопасности на урок технологии.Использовать активность учащихся в самостоятельном поиске ответов и решений по заданиям, направленным на профилактику нарушений пожарной безопасности на урок технологии.Развивать у учащихся инициативность, способствовать формированию самостоятельности, ответственности за безопасное поведение.Применять в качестве дополнительных материалов на занятиях по технологии ИКТ.Разработать критерии освоения учащимися правил и требований пожарной безопасности.Разработка включает в себя 3 основные направления:Материалы для педагогов.Материалы для обучающихся.Материалы для проведения контроля освоения правил и требований пожарной безопасности.Методическая разработка создана для конкретного образовательного учреждения (МОУ СОШ № …) и с учетом проведенного анализа обеспечения пожарной безопасности в данном учреждении.1) Материалы для педагоговРекомендовано каждое занятие начинать с проверки соответствия требованиям пожарной безопасности, используя следующую памятку:Памятка по проведению электротехнических работ на занятиях по технологии.Организация рабочего места: используются ли на уроке инструменты и приспособления для выполнения электромонтажных работ. Выявление, необходимо ли на уроке применять индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ. Определение, соблюдаются ли правила электробезопасности, правила эксплуатации бытовых электроприборов.Определение видов источникови потребителей электрической энергии, необходимых для урока.Выявление, используются ли при сборке моделей электроосветительные приборы.Осуществление проверки их работы с использованием электроизмерительных приборов.Проверка подключения типовых аппаратов защиты электрических цепей и бытовых потребителей электрической энергии. Обсуждение с учащимися основных принципов безопаной работы на уроке.Выявление необходимости использования учащимися средств защит на уроке.Проверка бытовых приборов, используемых на уроке, по их мощности.Определение расхода потребляемой энергии. Поиск путей экономии электрической энергии.Рекомендовано разрабатывать мультимедийные презентации для каждого класса (с 5 по 8 класс), направленные на профилактику нарушений пожарной безопасности учащихся, демонстрировать и обсуждать их с учащимися в определенные периоды освоения учебной программы, в зависимости от запланированного применения оборудования.Пример нескольких сладов подобной презентации (см. рис. 1-3).Рис. 1. Слайд о значении огня в жизни человекаРис. 2. Обобязанностях поведения при пожареРис. 3. Тушение огня2) Материалы для учащихсяМатериалы для учащихся с 5 по 8 класс должны содержать максимальную наглядность. Причем, согласно возрастным особенностям учащихся, чем младше школьники, тем в большей степени должна присутствовать наглядность (примеры представлены на рис. 4).Рис. 4. Плакаты для оборудования учебных кабинетов3) Материалы для проведения контроля освоения правил и требований пожарной безопасностиДля учащихся 5-6 классов подобный контроль можно осуществлять в игровой форме:Педагог по технологии заранее подготавливает карточки-допуски к уроку (в любой форме), которые каждый ученик должен «заслужить» до того, как приступить к уроку. К примеру, если тема урока связана с приготовлением пищи или использованием иного электрооборудования (утюги, различные станки), то в начале урока проходит инструктаж, предусмотренный образовательной программой, после чего педагог в форме вопрос—ответ, либо краткая запись на листочках предлагает учащимся ответить на вопросы относительно пожарной безопасности с использованием конкретного оборудования. Вопросы должны быть краткими, но содержательными, отражать основные моменты, указанные в инструктаже. Тем учащимся, кто справился с заданием (устно, либо письменно), выдается карточка, и ученик приступает к заданию. Остальные прослушивают инструктаж еще раз.Для учащихся 7-8 классов можно применить анкету или тест, вопросы которого направлены на понимание соблюдения правил и норм пожарной безопасности при использовании конкретного оборудования на уроке технологии.Пример анкеты, которая раздается учащимся до начала выполнения заданий и после проведения инструктажа по правилам безопасности на уроке:Можно ли использовать без разрешения учителя бытовые электроприборы?______________________________________________Зачем нужна спецодежда при работе на электростанках?_______________________________________________Что нужно делать при обнаружении неисправного электроинструмента?___________________________________________В завершение отметим, что на просвещение учащихся в области безопасного поведения в школе и на обучение правилам и нормам обеспечения пожарной безопасности педагогу по технологии необходимо уделять значительное количество времени, нельзя пренебрегать безопасностью учащихся и всех участников образовательного процесса.Вывод по второй главеТаким образом, в практической части работы проведен анализ обеспечения пожарной безопасности занятий в МОУ СОШ №…. Выявлено, что обеспечение пожарной безопасности и электробезопасности в школе полностью подчинено требованиям пожарной безопасности, установленным законодательством Российской Федерации, нормативными документами. Однако, не смотря на то, что за последний год отмечается положительная динамика в улучшении материально-технического обеспечения противопожарных мероприятий в данной школе, было обнаружено, что, начиная с 2018 года, школа не приобретала новые наглядные пособия и дополнительные материалы по пожарной безопасности, а имеющиеся стенды требуют обновления. Обосновано, что именно методическое обеспечение нормам и правилам пожарной безопасности кабинета технологии является эффективной профилактической мерой безопасности образовательного процесса.Разработаны методические материалы по профилактике нарушений пожарной безопасности на занятиях по технологии в общеобразовательной школе.Цель разработки – создание современных условий для организации безопасного процесса обучения по предмету «Технология» в соответствии с требованиями образовательного стандарта, программы Министерства образования и науки Российской Федерации.Разработка включает в себя 3 основные направления: материалы для педагогов, для обучающихся, а также материалы для проведения контроля освоения правил и требований пожарной безопасности.ЗаключениеЦелью данной работыбыло изучение особенностей разработки методического обеспечения нормам и правилам пожарной безопасности на занятиях по Технологии для учащихся основной общеобразовательной школы. Для достижения цели исследования были решены задачи исследования.Рассмотрены особенности оформления кабинета технологии по ФГОС.Требования ФГОС предусматривают особые правила пожарной безопасности, эксплуатации кабинета и эвакуации при чрезвычайной ситуации. В кабинетах и мастерских по предмету «Технология» должны быть постоянно действующие выставки изделий, четко разработана система хранения всего оборудования, оформлены и оборудованы рабочие зоны для учащихся и учителя, предусмотрено необходимое освещение, а также разработаны план действий и информация при возникновении чрезвычайных ситуаций.Проведен анализ нормативной документации и требований к оформлению школьного кабинета по технологии.Определено, что в содержание паспорта учебного кабинета входит положение о данном кабинете, анализ его работы, план работы кабинета, а также валеологическийпаспорт кабинета и другая полезная и необходимая информация.Определено, что кабинет технологии должен отвечать следующим требованиям:представлять собой помещение, удобное для занятий, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам;быть оснащенным необходимой оборудованием, отвечающим современным требованиям;быть постоянно готовым для проведения уроков, занятий и внеклассной работы;содержать учебную литературу и наглядные пособия по предмету «Технология».Проанализированы требования к пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении.В кабинете технологии все механизмы и станки должны быть оборудованы специальной защитой, которая способна оградить учащегося и учителя от поражений электрическим током.Выявлено, что в рамках образовательной организации основным направлением по профилактике возникновения пожаров считается развитие инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, которая реализуется для сохранения жизни и здоровья учащихся в ходе образовательной деятельности.Проведен анализ обеспечения пожарной безопасности занятий в МОУ СОШ №.. (указать).Выявлено, что обеспечение пожарной безопасности и электробезопасности в школе полностью подчинено требованиям пожарной безопасности, установленным законодательством Российской Федерации, нормативными документами. Однако, не смотря на то, что за последний год отмечается положительная динамика в улучшении материально-технического обеспечения противопожарных мероприятий в данной школе, было обнаружено, что, начиная с 2018 года, школа не приобретала новые наглядные пособия и дополнительные материалы по пожарной безопасности, а имеющиеся стенды требуют обновления. Обосновано методическое обеспечение нормам и правилам пожарной безопасности кабинета технологии как профилактическую меру безопасности образовательного процесса.Разработаны методические материалы по профилактике нарушений пожарной безопасности на занятиях по технологии в общеобразовательной школе.Цель разработки – создание современных условий для организации безопасного процесса обучения по предмету «Технология» в соответствии с требованиями образовательного стандарта, программы Министерства образования и науки Российской Федерации.Разработка включает в себя 3 основные направления: материалы для педагогов, для обучающихся, а также материалы для проведения контроля освоения правил и требований пожарной безопасности.Список литературыПостановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"».Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. – М., 2004. – С.23-37.Дик Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее. – М.: Феникс, 2007.Ермолаева Ж. Е., Балысова В. А. Формирование информационной культуры работы с нормативной информацией в деятельности по профилактике нарушений требований пожарной безопасности // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2015. - № 2. - С. 48.Иванов О. А. Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения / О. А. Иванов. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 103-105. Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках. -Издательство: Омега-Л, 2020. - 85 с.Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект: учеб. Пособие. - М.: Экон-Информ, 2009. - 386 с.Масленников М.М. Организация работы по охране труда в образовательном учреждении. – М.: АРКСТИ, 2003.Научно-методический журнал «Технология. Всё для учителя» Пилотный выпуск. - М.: «Издательская группа «Основа», 2012.Парфенов А.А. Безопасность образовательных учреждений в современных условиях // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2007. - № 1, с. 15-18.Пожарная безопасность в образовательных учреждениях Республики Татарстан: законодательные, нормативные акты и методические рекомендации: учебно-методический сборник. – Вып. 2. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 72 с.Сасова И. А. Технология. 5–8 классы: программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. — М.: Вентана-Граф, 2011.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.Смирнов А.Т. Литвинов Е. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. – М., 1996.Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией И.А.Сасовой. 6 класс. – Волгоград, 2011.Уроки технологии в 5 классе. П.С. Самородский, Н.В. Синица, Т.Г. Иванова. /– М.: Вентана-Граф, 2011.Уроки технологии в 6 классе. П.С. Самородский, Н.В. Синица, Т.Г. Иванова. /– М.: Вентана-Граф, 2011.Уроки технологии в 7 классе. П.С. Самородский, Н.В. Синица, Т.Г. Иванова. /– М.: Вентана-Граф, 2011.Официальный сайт газеты «Известия» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://iz.ru/ (дата обращения 19.03.2020).Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] Режим доступа: https://минобрнауки.рф (дата обращения 12.04.2020).Приложение

1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"».
2. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
4. Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
5. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. – М., 2004. – С.23-37.
6. Дик Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее. – М.: Феникс, 2007.
7. Ермолаева Ж. Е., Балысова В. А. Формирование информационной культуры работы с нормативной информацией в деятельности по профилактике нарушений требований пожарной безопасности // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2015. - № 2. - С. 48.
8. Иванов О. А. Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения / О. А. Иванов. — Текст : непосредственный, электронный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 103-105.
9. Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках. - Издательство: Омега-Л, 2020. - 85 с.
10. Коджаспирова Г.М. Коджаспиров А.Ю. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект: учеб. Пособие. - М.: Экон-Информ, 2009. - 386 с.
11. Масленников М.М. Организация работы по охране труда в образовательном учреждении. – М.: АРКСТИ, 2003.
12. Научно-методический журнал «Технология. Всё для учителя» Пилотный выпуск. - М.: «Издательская группа «Основа», 2012.
13. Парфенов А.А. Безопасность образовательных учреждений в современных условиях // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2007. - № 1, с. 15-18.
14. Пожарная безопасность в образовательных учреждениях Республики Татарстан: законодательные, нормативные акты и методические рекомендации: учебно-методический сборник. – Вып. 2. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 72 с.
15. Сасова И. А. Технология. 5–8 классы: программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. — М.: Вентана-Граф, 2011.
16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
17. Смирнов А.Т. Литвинов Е. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. – М., 1996.
18. Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией И.А. Сасовой. 6 класс. – Волгоград, 2011.
19. Уроки технологии в 5 классе. П.С. Самородский, Н.В. Синица, Т.Г. Иванова. /– М.: Вентана-Граф, 2011.
20. Уроки технологии в 6 классе. П.С. Самородский, Н.В. Синица, Т.Г. Иванова. /– М.: Вентана-Граф, 2011.
21. Уроки технологии в 7 классе. П.С. Самородский, Н.В. Синица, Т.Г. Иванова. /– М.: Вентана-Граф, 2011.
22. Официальный сайт газеты «Известия» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://iz.ru/ (дата обращения 19.03.2020).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] Режим доступа: https://минобрнауки.рф (дата обращения 12.04.2020).