Становление бизнеса как социально политического института в современной России
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 10.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА БИЗНЕСА КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
1.1 Теоретические подходы к изучению бизнеса как социально-политического института гражданского общества
1.2 Основные формы и модели взаимодействия институтов бизнеса и власти в современном обществе
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ГЕНЕЗИСА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА
2.1 Основные факторы и противоречия становления бизнеса в условиях перестройки.
2.2 Особенности и проблемы становления бизнеса в постсоветской России
ГЛАВА 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕЗИС РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время в России в результате утверждения вертикали исполнительной власти сложилась и укрепляется «бюрократическая» модель взаимоотношений бизнеса и государства. В этих условиях авторитарный откат привел не только к «равноудалению» бизнеса от власти. При Путине государство путем судебного преследования некоторых руководителей крупнейших финансово-промышленных структур и экспансии в экономику добилось переформатирования социального контракта власти с бизнесом. Это выразилось в отказе последнего от политических претензий в обмен на включение в систему бюрократического управления и экономических интересов в России и зарубежом, включая плоскую шкалу налогообложения, преференции близким компаниям, продавливание политическими методами внешних бизнес-интересов и сделок и др.
Важно отметить, что при этом основная часть российского среднего и малого бизнеса из этой системы взаимоотношений оказалась исключена, ибо права собственности в таких условиях оказались гарантированы лишь тем владельцам активов, которые находятся в тесных личных связях с государственными чиновниками, получающим свою долю доходов в бизнес-структурах, стабильность которых они политически обеспечивают. В результате эволюция отношений бизнеса и власти в России вылилась в получение небольшим числом властных структур своей доли ренты за счет осуществления ручного управления и обоюдного контроля на основе принципа “взаимных заложников”. Подобная система не могла не привести к концентрации собственности, гипертрофированному усилению неформальных механизмов согласования интересов бизнеса и власти.
В результате сложилась известная ограниченность и подчас невозможность реального управления предпринимателями собственными активами без использования административного ресурса и согласования с «заинтересованными органами». Это обусловливает повышенную рискованность тех инвестиций, которые не учитывают реальных отношений власти и бизнеса по поводу распоряжения собственностью. В особенности инвестиционный риск возрастает при игнорировании теневых силовых компонентов административного ресурса.
Изнанкой «вертикализации» отношений власти и бизнеса явилась разросшаяся коррупции, ставшая колоссальным препятствием в деле институциональной трансформации российского бизнеса в направлении формирования национальной модели социального рыночного хозяйства.
В этом отношении противодействие коррупции, активизировавшееся в связи с введением в действие известного антикоррупционного закона (30.12.2008 г.), призвано содействовать развертыванию корпоративной социальной ответственности предпринимателей. Оно должна стать реальным фактором институциализации взаимодействия бизнеса и власти и предпосылкой трансформации «бюрократической» модели этих взаимоотношений в направлении полноценной корпоратистской (неокорпоратистской) модели, соответствующей требованиям социального рыночного хозяйства. Определенные надежды в этом отношении вселяет «Программа антикризисных мер», в которой пятый раздел посвящен мерам власти по снижению административного давления на бизнес и ограничению коррупционного вмешательства чиновников в дела предпринимателей. Среди таких мер важность имеет не только устранение законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров, но и увеличение в 2009 г. расходов федерального бюджета на поддержку малого предпринимательства до 10,5 млрд.руб.
Взаимодействие между ними и властью строиться по таким направлениям, как: стимулирование социальной активности на конкурсной основе с помощью прямого государственного финансирования (государственные гранты); социальное обслуживание (в основном, в сферах здравоохранения и образования); государственное социальное спонсорство (государственные льготы по уплате налогов, таможенных платежей и др.); социальное стимулирование негосударственных спонсоров; государственный социальный заказ; легальное лоббирование интересов предпринимательских и других организаций и ассоциаций в институтах государственной и муниципальной власти.
Последнее направление, связанное с деятельностью таких институтов представительства интересов бизнеса, как, например, Российский союз промышленников и предпринимателей или «Опора России», а также других некоммерческих организаций предпринимательского сообщества, включая нарождающиеся в стране институции КСО, проявляется в формирования собственных форм и практик корпоративной социальной ответственности.
Причём, речь должна идти не столько о количестве НКО, сколько об их качестве. Это должны быть организации, осознающие свои интересы и цели, умеющие чётко формулировать задачи своей деятельности, хорошо ориентирующиеся в нуждах целевой группы населения, достигшие определённого уровня организации, знающие правовую сторону своей деятельности, имеющие работоспособный коллектив. Ведь «вертикаль власти» изначально представляет собой не демократический, но бюрократический способ управления страной, а существующие в современной России демократические институции и механизмы нередко функционируют нередко "вхолостую" (например, Общественная Палата РФ).
Для изменения отношение людей к общественной составляющей их бытии, а также для установления гражданского контроля над органами государственной и муниципальной власти нет иного пути, кроме как объединения активных личностей в организации и институты гражданского общества. Тем более что в цивилизованных странах мира социализация и демократизация бизнеса и государства не происходили исключительно «сверху» и по «воле начальства», но осуществлялась также посредством инициативных массовых социальных движений наемных работников и других активных групп населения.
Правда, в современной России в этом отношении центральной проблемой является вызревание самих социальных классов и групп, способных обеспечить формирование цивилизованного гражданского общества. В качестве таких общностей могут рассматриваться социальные субъекты новой политической элиты и среднего класса общества, которые еще только формируются в условиях известного дефицита доверия к органам политической власти и нарождающимся гражданским институтам на фоне низкой политической активности населения.
Сказанное в полной мере относится и к социально-ответственной деятельности предпринимателей, которая, как правило, не столько добровольно инициируется самими деловыми людьми, сколько стимулируется властью и организованным воздействием трудящихся. Необходимость теоретического рассмотрения корпоративной социальной ответственности бизнеса с позиций комплексного подхода (системности).
С этой точки зрения она представляет собой добровольный вклад компаний в социальное развитие на всех уровнях сверх требований действующего законодательства, в особенности в случаях, когда это не соответствует их производственному профилю. Речь здесь идет не столько о своевременной выплате справедливой заработной платы наемному персоналу компаний, создании новых рабочих мест, совершенствовании перечня льгот и форм медицинского обеспечения для наемных работников и пенсионеров, развитии собственных центров повышения квалификации или профессиональной переподготовки персонала (развитие социальной инфраструктуры), сколько о проведении активной благотворительности на местном, региональном и, по возможности, федеральном уровнях.
С другой стороны, комплексный подход предусматривает истолкование КСО как упорядоченной совокупности социальных субъектов и институтов социально ответственной деятельности бизнеса, принципов и методов этой деятельности, а также конкретных моделей социально ответственной деятельности предпринимателей. Также отмечается, что в рассматриваемом отношении социальная ответственность бизнеса проявляется в разных аспектах. В формально-юридическом плане она выражается в своевременной уплате всех налогов.
В корпоративном аспекте социальная ответственность бизнеса предполагает активное инвестирование средств в развитие собственной «социалки», включая медицинские, спортивно-оздоровительные и другие объекты социокультбыта.
В технологическом отношении речь идет о выпуске социально значимой продукции и услуг, а в территориальном измерении уместно говорить об участии бизнеса в местных и региональных социальных проектах. Наконец, что касается распределительно-благотворительной области, то здесь социальная ответственность бизнеса реализуется в готовности «делиться» своими прибылями и оказывать помощь нуждающимся группам населения своими инициативными мерами. Например, это может выражаться в выплатах повышенных стипендий лучшим студентам или выделении грантов талантливым ученым, творческим личностям и др.
Условием исполнения российским бизнесом своего социально-политического назначения является ускорение перехода страны от пронизанной коррупцией сырьевой экономики к социальному рыночному хозяйству с российской спецификой на основе сложения потенциалов и усилий власти, бизнеса и гражданского общества. Меры по созданию социального рыночного хозяйства эмансипируют российский бизнес и снимают его зависимость от неправовых институций и групп влияния, обеспечивают консолидацию и стабильность формирующегося в стране гражданского общества, минимизируют социальные риски и потрясения в будущем.
В этом отношении развертывание КСО сопровождается позитивными социально-экономическими последствиями для общества, власти и самого бизнеса. Общество получает все больше качественных и доступных по цене товаров и услуг, включая высокую занятость. Бизнес получает стабильные прибыли и возможности для непрерывного развития. А власть приобретает устойчивый социальный порядок и укрепляющуюся социально-политическую стабильность и предсказуемость. Благоприятные перспективы для реализации такого сценария открываются в результате реализации «Программы антикризисных мер», предусматривающей «использование всех имеющихся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике».
Таким образом, изучение институциональной социодинамики генезиса российского бизнеса приводит к выводу о том, что осуществление им социальной ответственности находится в начальной стадии, по причине чего формирование национальной модели социального рыночного хозяйства произойдет не скоро.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становления российского бизнеса как социально-политического института пока еще находится на начальной стадии, что обусловливается не только трудностями кризисного времени, но и проблемами его взаимодействия с властью в плане удовлетворения фундаментальной общественной потребности в производстве и предоставлении населению доступных и качественных товаров и услуг. В качестве социально-политического института бизнес в настоящее время призван активнее осуществлять корпоративную социальную ответственность, на основе которой возможно достижение консолидации населения, минимизация общественных рисков и потрясений, а также улучшение материальных условий и благосостояния людей и населения в целом.
Собственно социальная ответственность бизнеса в современном российском обществе проявляется в разных аспектах. В формально-юридическом плане она выражается в своевременной уплате всех налогов. В корпоративном аспекте социальная ответственность бизнеса предполагает активное инвестирование средств в развитие собственной социалки, включая медицинские, спортивно-оздоровительные и другие объекты социокультбыта. В технологическом отношении речь идет о выпуске социально значимой продукции и услуг, а в территориальном измерении - об участии в местных и региональных социальных проектах. Что касается распределительно-благотворительной области, то здесь социальная ответственность бизнеса выражается в готовности «делиться» своими прибылями с гражданским обществом и оказывать помощь нуждающимся группам населения.
Среди современных деловых людей наиболее перспективными в совершенствовании функционирования бизнеса как социально-политического института в современной России являются «дальновидные» и «осмотрительные» предприниматели, которые в связке с властями способны обеспечить цивилизованные показатели повышения социальной ответственности бизнеса. Условием исполнения российским бизнесом своего социально-политического назначения является ускорение перехода страны к социальному рыночному хозяйству с российской спецификой на основе сложения потенциалов и усилий власти, бизнеса и гражданского общества. Становление социального рыночного хозяйства эмансипирует российский бизнес и снимает его зависимость от не правовых институций и групп влияния, обеспечит консолидацию и стабильность формирующегося в стране гражданского общества, минимизирует социальные риски и потрясения в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алейников А.В. Становление бизнеса как социально-политического института современной России. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. Ун-та, 2008. – 250 с. (14,65 п.л.).
Алейников А.В., Рябев В.В. Генезис бизнеса как социально-политического института гражданского общества современной России. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. – 184 с. (10,58 п.л./ 8 п.л.).
Бусыгин А.В., Предпринимательство. - М.: Дело, 2001.
Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России. В.А. Рубе (изд-во ИНФРА-М) М.: ИНФРА-М, 2004. — 79 с
Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е.Г., Чепуренко А.Ю., Буев В.В., Шестоперов О.М. - М.: Новое изд-во, 2004, с. 105-112
Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. Неделя. №230. 06-12 ноября 2008 г.
Пляйс Я.А. Политическая наука в современной России в контексте системной трансформации общества и государства. Дисс. в виде науч. доклада на соиск. уч.ст. д.полит.н. М.,2009. С.4.
Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, М.: Дело, 2001.
Розмаинский И.В. Основные характеристики семейно-кланового капитализма в России на рубеже тысячелетия: институционально-посткейнсианский подход // Экономический вестник Ростовского государственного университета.2004.Т.2. №1.
Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. Москва: Рес. Центр малого предпринимательства, 2002, с.29-84
Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. Москва: Рес. Центр малого предпринимательства, 2002, с.29-84
Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2000,
Сморгунов Л.В. Философия и политика. Очерки современной политической философии и российская ситуация. М., Изд-во РОССПЭН. 2007. С.16.
Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Изд. Дом МУМ, 2006,
Швандара В.А.Предпринимательство. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
http://wciom.ru
http://www.gks.ru/
http://www.sovetpamfilova.ru
www.rcsme.ru
Швандара В.А.Предпринимательство. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2000
Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2000
Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. Москва: Рес. Центр малого предпринимательства, 2002, с.29-84
Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. Москва: Рес. Центр малого предпринимательства, 2002, с.29-84
Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е.Г., Чепуренко А.Ю., Буев В.В., Шестоперов О.М. - М.: Новое изд-во, 2004, с. 105-112
Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е.Г., Чепуренко А.Ю., Буев В.В., Шестоперов О.М. - М.: Новое изд-во, 2004, с. 105-112.
Алейников А.В. Становление бизнеса как социально-политического института современной России. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. Ун-та, 2008. – 250 с.
Сморгунов Л.В. Философия и политика. Очерки современной политической философии и российская ситуация. М., Изд-во РОССПЭН. 2007. С.16.
Пляйс Я.А. Политическая наука в современной России в контексте системной трансформации общества и государства. Дисс. в виде науч. доклада на соиск. уч.ст. д.полит.н. М.,2009. С.4.
Розмаинский И.В. Основные характеристики семейно-кланового капитализма в России на рубеже тысячелетия: институционально-посткейнсианский подход // Экономический вестник Ростовского государственного университета.2004.Т.2. №1.
Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. Неделя. №230. 06-12 ноября 2008 г.
2
1.Алейников А.В. Становление бизнеса как социально-политического института современной России. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. Ун-та, 2008. – 250 с. (14,65 п.л.).
2.Алейников А.В., Рябев В.В. Генезис бизнеса как социально-политического института гражданского общества современной России. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. – 184 с. (10,58 п.л./ 8 п.л.).
3.Бусыгин А.В., Предпринимательство. - М.: Дело, 2001.
4.Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России. В.А. Рубе (изд-во ИНФРА-М) М.: ИНФРА-М, 2004. — 79 с
5.Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е.Г., Чепуренко А.Ю., Буев В.В., Шестоперов О.М. - М.: Новое изд-во, 2004, с. 105-112
6.Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. Неделя. №230. 06-12 ноября 2008 г.
7.Пляйс Я.А. Политическая наука в современной России в контексте системной трансформации общества и государства. Дисс. в виде науч. доклада на соиск. уч.ст. д.полит.н. М.,2009. С.4.
8.Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, М.: Дело, 2001.
9.Розмаинский И.В. Основные характеристики семейно-кланового капитализма в России на рубеже тысячелетия: институционально-посткейнсианский подход // Экономический вестник Ростовского государственного университета.2004.Т.2. №1.
10.Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. Москва: Рес. Центр малого предпринимательства, 2002, с.29-84
11.Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. Москва: Рес. Центр малого предпринимательства, 2002, с.29-84
12.Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2000,
13.Сморгунов Л.В. Философия и политика. Очерки современной политической философии и российская ситуация. М., Изд-во РОССПЭН. 2007. С.16.
14.Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Изд. Дом МУМ, 2006,
15.Швандара В.А.Предпринимательство. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
16.http://wciom.ru
17.http://www.gks.ru/
18.http://www.sovetpamfilova.ru
19.www.rcsme.ru
Вопрос-ответ:
Что такое бизнес как социально-политический институт?
Бизнес как социально-политический институт представляет собой систему взаимодействия между бизнесом и властью в обществе. Он охватывает различные аспекты, включая формы взаимодействия, основные противоречия и роль бизнеса в развитии гражданского общества.
Какие теоретические подходы используются для изучения бизнеса как социально-политического института?
Для изучения бизнеса как социально-политического института применяются различные теоретические подходы, включая институциональную теорию, теорию интересов и теорию ресурсов. Они позволяют анализировать роль бизнеса в обществе, его взаимодействие с властью и влияние на формирование политических процессов.
Какие формы и модели взаимодействия институтов бизнеса и власти можно выделить в современном обществе?
В современном обществе существует несколько форм и моделей взаимодействия институтов бизнеса и власти. Они включают консенсуальную модель, корпоративную модель, конфликтную модель и модель социального партнерства. Каждая из них имеет свои особенности и влияет на развитие бизнеса и политику в стране.
Какие основные факторы и противоречия влияют на становление российского бизнеса?
Основные факторы, влияющие на становление российского бизнеса, включают экономические, политические и социальные аспекты. Противоречия возникают в сфере законодательства, налогообложения, конкуренции и взаимоотношений с властью. Они оказывают существенное влияние на развитие и поведение бизнеса в России.
Зачем изучать исторический генезис российского бизнеса?
Изучение исторического генезиса российского бизнеса позволяет понять его особенности, причины возникновения и развития, а также выявить основные факторы, влияющие на его формирование. Это помогает предсказывать будущее развитие бизнеса и принимать обоснованные решения в сфере экономики и политики.
Какое значение имеет бизнес как социально-политический институт в современной России?
Современный бизнес в России играет значительную роль в формировании экономики и социальных отношений. Он является важным источником создания рабочих мест, генерации дохода и повышения благосостояния населения. Бизнес также влияет на политику и принятие решений, оказывает влияние на формирование общественных ценностей и норм поведения.
Какие теоретические подходы используются при изучении бизнеса как социально-политического института в России?
В исследованиях по этой теме применяются различные теоретические подходы, включая институциональный подход, теорию игр, трансакционные издержки и др. Институциональный подход позволяет анализировать роль институтов и их взаимосвязь с бизнесом и властью. Теория игр исследует стратегическое взаимодействие между бизнесом и государством. Трансакционные издержки помогают понять, какие ограничения существуют при взаимодействии между бизнесом и властью.
Какова роль бизнеса в формировании гражданского общества в России?
Бизнес в России играет важную роль в формировании гражданского общества. Он способствует развитию экономической активности, созданию рабочих мест, повышению благосостояния населения. Бизнес также может быть инициатором социальных проектов и благотворительных программ, способствующих развитию общества и решению социальных проблем.
Какие основные формы и модели взаимодействия институтов бизнеса и власти в современной России?
Взаимодействие институтов бизнеса и власти в России может происходить по разным моделям. Одна из них - модель "государства-партнера", когда бизнес и власть сотрудничают на основе общих интересов и целей. Другая модель - "государственного капитализма", когда государство имеет контроль над ключевыми отраслями экономики. Некоторые формы взаимодействия включают в себя коррупцию и неформальные связи между представителями бизнеса и власти.
Какие теоретические подходы используются при изучении бизнеса как социально-политического института?
При изучении бизнеса как социально-политического института применяются различные теоретические подходы, включая институциональный подход, социологический подход, политический подход и экономический подход. Каждый из этих подходов позволяет рассмотреть бизнес с разных сторон и выявить его взаимосвязь с политическими и социальными институтами.
Какие основные формы и модели взаимодействия институтов бизнеса и власти существуют в современном обществе?
В современном обществе существует несколько основных форм и моделей взаимодействия институтов бизнеса и власти. Это может быть либо сотрудничество и партнерство, когда власть и бизнес взаимодействуют с целью достижения общих целей и интересов, либо конфликт и противостояние, когда интересы власти и бизнеса сталкиваются и противоречат друг другу. Также возможны взаимодействие через коррупцию и неправомерные действия либо регулирование и контроль со стороны власти в отношении бизнеса.