Формирование универсальных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 70 70 страниц
  • 63 + 63 источника
  • Добавлена 05.06.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ 5
1.1. Детерминанты и ключевые моменты подготовки детей к школе 5
1.2. Сущность и основные понятия универсальных учебных действий 16
1.3. Современные взгляды на формирование предпосылок универсальных действий старших дошкольников в процессе подготовки к школе 25
Глава 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ 33
2.1. Изучение начального уровня сформированности предпосылок универсальных действий у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Система работы для формирования предпосылок универсальных действий у детей и оценка их эффективности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70


Фрагмент для ознакомления

Развитие логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции; формированию поисковых подходов к решению любой задачи36.Игры со счетными палочками (выложи по образцу, задания на сообразительность)Развитие логического мышления, представления, восприятия, логического мышления, памяти, внимания37.Упражнение «Мозговой штурм»Развитие способности концентрировать внимание на одном предмете, открывать в предмете неожиданные возможности.Проведение игр и упражнений данного комплекса рассчитано на учебный год (с сентября по май).С новой игрой или упражнением дети знакомились 1 раз в неделю. В течение месяца детям предлагались задания по всем 4 основным блокам УУД.Составлено перспективное планирование игр, направленных на формирование предпосылок учебной деятельности (Таблица 9).Таблица 9Перспективное планирование игр и упражнений по формированиюпредпосылок к учебной деятельностиМесяцЛичностныеУУДРегулятивныеУУДКоммуникативные УУДПознавательныеУУДсентябрьУпражнение«Я могу»Игра «Войди в круг - выйди из круга» (автор - К. Фопель)Игра «Говори наоборот»октябрьУпражнение «Кто лучше слышит?»Графические диктанты«Старенькая бабушка» (автор — Н. Кряжева)Игра «Кто без кого не может быть?»октябрьУпражнение «Похвалилки»Дидактическая игра «Исправь ошибку».Дидактическая игра «Черепаха»Игра «Сотворение чуда»Игра «Ассоциации»ноябрьУпражнение «Автопортрет»Подвижная игра «Ловушки в звеньях»Игра «Слепец и поводырь»Методика тренировки памятидекабрьУпражнение «Школьные ассоциации»Подвижная игра «Чье звено скорее соберется?»Игра «Построим город»Упражнение «Третий - лишний»январьУпражнение «Разговор на незнакомом языке»Шишки, желуди, орехиИгра «Диалоги»Игра «Слоненок»февральРисунок «Школа будущего»Игра «Пол - нос- потолок»Игра «Клубок»Развивающая игра «Рассели жильцов»мартУпражнение «Мои сильные и слабые стороны»«Рассказ по кругу»Игра - превращение «Дождь влесу»Загадки, задачи- шутки,занимательныевопросыапрельУпражнение «Лучший первоклассник»Игра «Слушай хлопки»Игра «Пресс - конференция»Игры со счетными палочками (выложи по образцу, задания на сообразительность)майУпражнение «Мозговой штурм»Для подтверждения эффективности предложенного комплекса заданий была проведена контрольная диагностика.После реализации комплекса заданий на всей группе из 22 человек была проведена повторная диагностика по методикам исследования.По методике «Столкновение интересов» Н.И. Гуткиной на определение доминирующего мотива в группе из 22 респондентов по итогам контрольного эксперимента был отмечен рост количества детей с познаватель-ным мотивом на 22%. Если по итогам констатирующего эксперимента таких детей было 10 человек, 46%, то после проведения программы стало 18 человек, 82%. Также сократилось количество детей с ведущим игровым мотивом на 16% (было 10 детей, 54%, стало 4, 18%). Для детей с ведущим познавательным мотивом свойственно осознание важности получения знаний для благополучного обучения в школе. Эти дети имеют внутреннюю позицию и обладают навыками самоконтроля и соподчинения мотивов. Доминирующий игровой мотив, сохранившийся у остальной части детей говорит о том, что данная категория детей нуждается в более продолжительной коррекционной работе по формированию познавательной мотивации.Изобразим полученные данные на диаграмме (рис. 2.11.).Анализ результатов диагностической методики «Рукавички» на контрольном этапе показал, что дети с низким уровнем развития коммуникативных умений после занятий формирующего этапа, перешли на средний уровень развития. Четыре ребёнка, имеющие низкий уровень развития на констатирующем этапе, перешли на уровень развития - средний. По итогам диагностики выявлено, что детей с высоким уровнем развития стало 6 (27%), со средним уровнем развития - 16, что соответствует 73%.Все дети (100%) выполнили задание, поняли инструкцию. Все смогли договориться, хотя некоторые дети и не сразу, после возникших споров. Но все же все смогли прийти к общему мнению.Полученные данные изобразим на диаграмме (рис. 2.12)По результатам проективной методики "Графический диктант" Д.Б. Эльконина на контрольном этапе исследования выявлено, что у детей значительно повысился уровень развития произвольной сферы.Высокий уровень развития выявлен у 7 детей (32%), средний - у 15 человек (68%). Все дети показали умение действовать по правилу и по указанию взрослого, хотя у некоторых детей вызвало затруднение воспроизводить заданное направление линий.Результаты изобразим на диаграмме (рис. 2.13.).НизкийСреднийВысокийАнализ результатов на этапе контрольного эксперимента по методике «Домик» показал рост развития произвольной сферы - во время повторного рисования с образца испытуемые проявили больше внимания и сосредоточенности, самостоятельности, старательности.В результате, те дети, которые по итогам констатирующего эксперимента имели низкий уровень сформированности произвольной сферы, теперь перешли на средний уровень, получив 2 балла (9 человек, 41% перешли на средний уровень, стало 12 человек, 59%). Возросло количество детей, чьи показатели достигли нормы - на этапе констатирующего эксперимента их было 9%, а после формирующего эксперимента их количество выросло до 9 человек, 41%, то есть, на 32%. Эта категория детей самостоятельно выполняла предложенное задание, внимательно выслушав инструкцию, задание было выполнено с несущественными ошибками.Результаты изобразим на диаграмме (рис.2.14).59%Рис. 2.14. Уровни сформированности произвольного внимания по методике «Домик» на констатирующем и контрольном этапах исследованияМожно сделать вывод, что к началу учебного года дети со средним уровнем сформированности предпосылок учебной деятельности достигнут нормативного уровня, если психолог и воспитатели будут и дальше работать над произвольностью их внимания, над совершенством мелкой моторики рук, поощрять их самостоятельность.Результаты, полученные в ходе контрольного этапа исследования занесены в таблицу (Таблица 10).НизкийСреднийВысокийТаблица 10Результаты, полученные в ходе контрольного этапа исследования№Методики диагностированияВысокий уровень сформиро- ванности предпосылок (%)Средний уровень сформи- рованно- сти предпосылок(%)Низкий уровень сформи- рованно- сти предпосылок(%)1.«Столкновение интересов»Н.И. Гуткиной (мотивация желания пойти в школу)82182.«Рукавички»(Г.А. Цукерман) Гуткиной (умение общаться, договариваться)27733.«Графический диктант» ЭльконинаД.Б.Гуткиной (умение слушать и запоминать поставленную задачу, действовать по правилам, заданным извне)32684.«Домик» (Н.И. Гуткина) Гуткиной (умение сосредоточить и удержать внимание на объекте, запомнить и воспроизвести материал)4159Средний уровень сформированно- сти предпосылок учебной деятельности45,5504,5Уровни сформированности предпосылок учебной деятельности детей наконтрольном этапе исследования (в %)Сравнительные результаты полученных данных по методикам диагностирования на констатирующем и контрольном этапах представлены в диаграмме (рис. 2.15.).Таким образом, у воспитанников подготовительной группы значительно повысился уровень развития по всем компонентам предпосылок учебной деятельности, а именно:появление положительного отношения к школе, чувства необходимости учения (личностный аспект);развитие таких качеств, как умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения работы (коммуникативный аспект);умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи, развитие произвольности действий и сформированность эмоционально-волевой сферы (регулятивный аспект);- проявление интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, развитие пространственной ориентировки и развитие мелких движений, умение действовать по инструкции взрослого (познавательный аспект).Следовательно, можно сделать вывод об эффективности разработанного комплекса заданий, направленных на формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников.ЗАКЛЮЧЕНИЕПоитогампроделаннойработыможнозаключить,чтотемапредпосылокучебнойдеятельностистаршихдошкольниковдовольноактуальнанасегодняшнийдень,посколькуопределяетстепеньшкольнойадаптацииребёнкавбудущем,егоучебнуюуспеваемость,личностныйростисклонностькдевиантномуповедению.Предпосылкамикучебнойдеятельностиназываютсяопределенныекачества,необходимыедлявозникновенияличностных,регулятивных,познавательныхикоммуникативныхуниверсальныхучебныхдействий.Вовторойглаве:обозначилиэтапы,методы,методикиисследования;охарактеризоваливыборкуирезультатыэксперимента,входекоторогобылавыявленанеготовностькшкольномуобучениюпрактическиуполовинывоспитанников;былразработанивнедрёнкомплексзаданийпоформированиюпредпосылокучебнойдеятельностидетейстаршегодошкольноговозраста;-проанализировалиэффективностькомплексазаданийпоформированиюпредпосылокучебнойдеятельностидетейстаршихдошкольников.Длявыявленияуровнясформированностипредпосылокучебнойдеятельностибылиподобраныследующиедиагностическиеметодики:«Столкновениеинтересов»(Н.И.Гуткина)дляизученияличностногокомпонентапредпосылок(мотивацияжеланияпойтившколу),«Рукавички»(Г.А.Цукерман)длявыявленияуровняразвитиякоммуникативногоаспектапредпосылок(умениеобщаться,договариваться),«Графическийдиктант»(ЭльконинД.Б.)дляизучениярегулятивгогоаспекта(умениеслушатьизапоминатьпоставленнуюзадачу,действоватьпоправилам,заданнымизвне),«Домик»(Н.И.Гуткина),целькоторой-выявитьуровеньразвитияпознавательногокомпонента(умениесосредоточитьиудержатьвниманиенаобъекте,запомнитьивоспроизвестиматериал).Наформирующемэтапеисследованиябылсоставленкомплексигриупражнений,направленныйнаформированиепредпосылокучебнойдеятельностистаршихдошкольников.Заданиявкомплексепредставленыпо4блокам.Результатыконтрольногоэкспериментапоказали,чтоувоспитанниковподготовительнойгруппызначительноповысилсяуровеньразвитияповсемкомпонентампредпосылокучебнойдеятельности,аименно:появлениеположительногоотношениякшколе,чувстванеобходимостиучения(личностныйаспект);развитиетакихкачеств,какумениедетейдоговариваться,приходитькобщемурешению,умениеубеждать,аргументировать,осуществлятьвзаимныйконтрольпоходувыполнениядеятельности,оказыватьвзаимопомощьпоходувыполненияработы(коммуникативныйаспект);умениедействоватьпоправилу,самостоятельнодействоватьпоуказаниювзрослого,ориентироватьсянасистемуусловийзадачи,развитиепроизвольностидействийисформированностьэмоционально-волевойсферы(регулятивныйаспект);-проявлениеинтересакновому,собственношкольномусодержаниюзанятий,развитиепространственнойориентировкииразвитиемелкихдвижений,умениедействоватьпоинструкциивзрослого(познавательныйаспект).Итак,комплексзаданийдляформированияпредпосылокучебнойдеятельностиподтвердилсвоюэффективность.Цельисследованиядостигнута,задачивыполненыСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбобакирова, О. Н. Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 891-893.Архипова, И.А. Подготовка ребенка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника [Текст]. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224с. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. - М.: Просвещение, 2008. - С. 27.Байбородова, Л. В., Пономарева, В. М. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе подготовки детей к обучению в школе [Текст]// Ярославский педагогический вестник – 2014 – № 3 – Том II, с. 13-19Бардин, К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты) [Текст].- М.: Знание, 1983.—96 с.Белкина, В. Н. Математическое развитие дошкольников в условияхБелошистая, А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2017. - №2. - С. 69Белошистая, А. В. О диагностике математического развития детей [Текст] / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2015. - №3. - С. 1118.Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М.; ВЛАДОС, 2013. - 296 с.Белошистая, А. В. Современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - Феникс, 2015. -256 с.Блехер, Ф. Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.Н. Блехер // Дошкольное воспитание. - 2010. - №11. - С. 15-23.Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] / Т. С Будько. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 199 с.Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т. В. Га- бай. - М. : МГУ, 2007. - 256 с.Гальперин, П. Я. О методах обучения и умственном развитии ребенка: 30 лет спустя [Текст] // Обучение и развитие: современная теория и практика: Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С.Выготского. Москва, 16-20 ноября 2015г.; под ред. В.Т.Кудрявцева: В 2 ч. Ч.1. - Т. 1. - М, 2015. - С. 84-88.Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению. http://tesloteka.narod.rU/got/l/02.hlmIГуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]. – СПб.: Питер, 2004. – 208с.Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В. В. Давыдов.- Томск: Пеленг, 2008. - 240 с.Демина, Е. С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования [Текст] / Е. С. Демина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 122 с.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 280 с.Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева, Н. В. Крыжановская - М.: Перо, 2015. - 172 с.Долгова, В. И. Развитие воображения у дошкольников [Текст] / В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 123 с.Долгова, В. И., Кондратьева О. А., Конурова О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 56-60. иКЬ: Ъйр8://е-копсер1.ги/2015/95518.Ъ1т (дата обращения: 27.05.2018)Дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст] / Л. В. Трубайчук, С. Д. Кириенко, С. В. Проняева. - Челябинск: ООО Издательство РЕКПОЛ, 2010. - 290 с.Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ [Текст] / под ред. О.В. Дыбиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 112 с.Козина, Л. Ю. Игры по математике для дошкольников [Текст] / Л. Ю. Козина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 63 с.Лисина М.И. Исследования по проблемам возрастной и детской психологии: Сборник науч.тр. / АПН, НИИ общ. педагогики. / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: НИИОП, 1980. — 208 с.Микляева, Ю. Комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений [Текст] / Ю. Мик- ляева // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №1. - С. 16-19.Михайлова, З. А. Математика от трех до семи [Текст] / З. А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 420 с.Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова. - СПб: Детство- Пресс, 2008. - 75 с.Мурзина, Н. П. Детский сад - семья - школа и образовательные стандарты : (о проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей) [Текст] // Начальная шк. плюс до и после. — 2012. — № 3. — С. 7-12Немов Р.С. Психология. Учеб. Пособие для студентов пединститутов. Книга 3, 2002 - 496 с.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогичсская готовность ребенка к школе. М.. Владос, 2001. - 256 с.Нижегородцсва Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. -Ярославль, 1999.-256 с.Новикова Г. Психолого-псдагогичсская готовность к школе/ Дошк. Образование, 2005, №8 - 253 с.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.Панишева, К. А. Формирование интереса к учебной деятельности [Текст] / К. А. Панишева, С. О. Щелина // Молодой ученый. 2016. - №2. - С. 825-828.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. [Текст] / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др. // М.: Академия, 2011. - 544 с.Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий [Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 20 с.Распопова, С. Г. Подготовка детей старшей группы детского сада к обучению в школе [Текст] // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога материалы Всероссийской научнопрактической конференции преподавателей и студентов. - 2013. - С. 58-59.реализации новых государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. - 2014 - № 4 - Том II (Психолого-педагогическиенауки).иКЬ::Репкин, В. В. Развивающее обучение: теория и практика [Текст] / В. В. Репкин. - Томск : Пеленг, 2007. - 288 с.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Питер, 2002 г. - 720 с.Сластенин, В. А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина - М.: изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.Смирнова, Е. О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников [Текст] / Е. О. Смирнова, И. Ф. Рябкова // Вопросы психологии. -2013. - № 2. С. 15-24.Смирнова, Е. О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 70-73.Сташкова Т.Н., Сиротинская В.Н. Формы работы с родителями в детском саду по подготовке к школе // XXXI Международная электронная научная конференция «Новые технологии в образовании».URL: http://econf.rae.ru/article/4847Степанова, М. И. Школьная зрелость как важная предпосылка учебной деятельности [Текст] / М. И. Степанова, И. П. Лашнева, З. И. Саза- нюк // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 6-13.Субботина, С. В. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности [Текст] / С. В. Субботина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. С. 108-114.тей старшего дошкольного возраста через дидактические игры / А. Н. Фролова // Молодой ученый. 2016.-№23.2.- С. 120-125. 1ЛК1.Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - М.: Педагогика, 2004. - 480 с.Усова, А. П. Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 2017. - 129 с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. МоскваФедеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс] // ЦКБ: Ъйр://xакоп-оЪ-оЪ^аxоVап^^.^^/ (дата обращения: 27.05.2018).Филиппова, Е. В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной [Текст] / Е. В. Филиппова // Психологическая наука и образование. - 2016. - № 3. - С. 85-93.Фролова, А. Н. Формирование математических представлений у деХузеева, Г. Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка [Текст] / Хузеева Г. Р., ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014.-160с.Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 1020-1022. - 1ЛК1. кйр8://то1иск.ги/агскгуе/103/23955/ (дата обращения: 07.01.2018)Цукерман, Г. А. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии, - 2005, - №4, с. 84-95.Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст] / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 153 с.Чугунова, К. А., Щелина С. О. Формирование интереса к учебной деятельности [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 825-828.-1Ж1 .К1Ш://1по111с11.11|/агс1иуе/1()6/253()1/(дата обращения:Шаехова, Р. К. Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС [Текст] / Р. К. Шаехова, Г. А. Галеева // Упр. дошкольным образовательным учреждением. — 2013. — № 9. — С. 28-34Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Рассоха, О. В. Шапарь ; под ред. В. Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 806 с.Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. -М: Академия, 2008. - 272 с.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей [Текст] // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 1981.ПриложенияРезультаты диагностирования (констатирующий этап)№Имя, фамилияВозрастЗадание 1Задание 2Задание 3Задание 4Итог1Егор Б.6всссс2Кирилл Б.6ннснн3Илья Д.7нсннн4Степа И.6всссс5Матвей К.7ннснн6Артем К.7ннннн7Илья С.7всснс8Денис С.7ввсвв9Артем Т.6нснсс10Яков Ф.6ннснн11Алена А.6всвнс12Света В.6ннннн13Даша В.6всссс14Арина Д.6всввв15Света О.6нсснс16Ульяна П.7нсннн17Лиза С.7ввсвв18Аня Т.6всссс19Лиза Т.6всвсс20Алиса У.7нсснс21Алена Ч.6всссс22Даша Ю.7вссссРезультаты диагностирования (контрольный этап)№Имя, фамилияВозрастЗадание 1Задание 2Задание 3Задание 4Итог1Егор Б.6ввсвв2Кирилл Б.6нсссс3Илья Д.7всссс4Степа И.6всссс5Матвей К.7всссс6Артем К.7всссс7Илья С.7всссс8Денис С.7всввв9Артем Т.6всссс10Яков Ф.6нсссс11Алена А.6всввв12Света В.6всссс13Даша В.6всссс14Арина Д.6всввв15Света О.6ввсвв16Ульяна П.7нсссс17Лиза С.7всввв18Аня Т.6ввсвв19Лиза Т.6вввсв20Алиса У.7ввсвв21Алена Ч.6ввсвв22Даша Ю.7вссссПознавательныеИгра«Говоринаоборот»Цель:РазвиватьумениявыделятьпротивоположностиХодигрыДетямпредлагаетсявыслушатьправилаигры:«Яговорюслово,атыскажи,тольконаоборот».Например,яговорю«маленький»,атыговоришьнаоборот,«большой».Вариантыслов:большой-маленький,тонкий-толстый,белый-чёрный,новый-старый,горячий-холодный,полный-пустой,тяжелый-лёгкий,грязный-чистый,учитель-ученик,доктор-больной,взрослый-ребёнок,вода-лед,слабак-силач,зритель-артист,стоять-ходить,плакать-смеятьсяит.д.Игра«Ктобезкогонеможетбыть?»Цель:РазвитиеуменийвыделятьпротивоположностиХодигрыДляигрыподбираютсякартинки:доктор,учитель,пожарник,водитель,продавец,строитель,художник,телемастер,плохаяпогода,зима,больной,ученик,пожар,пассажир,покупатель,стройка,картина,телевизор,хорошаяпогода,лето.Ребёнкупредлагаетсярассмотретьсначалатолькооднукартинку.Например:доктор.Нужноподобратьтакуюкартинку,накоторойнарисованото,безкогодокторнеможетработать.Вданномслучаедолженбытьбольной.Еслиребёнокзатрудняется,можнозадатьемунекоторыевопросы:Чтоделаетдоктор?(лечитбольных).Ктотакойбольной?(человек,которыйплохосебячувствует,укоторогочто-нибудьболит).Чтоделаетдокторнаработе?(осматриваетбольныхиназначаетимлечение).Еслибольныхнет,чтоделаетдокторвэтотдень?(докторможетработатьдокументами).Аеслибольныхникогданебудет?(Нуженлибудетдоктор?)Наоснованиибеседыможносделатьвывод,чтодокторнеможетработатьбезбольных.Значит,всегдавпроцесселеченияестьдвестороны:докториболь-ной.Аналогичныйвыводделаетсядлякаждойпарыкартинок.Игра«Ассоциации»Цель:формироватьумениесоставлятьлогическиецепочки;развитиеассоциативногомышления,памяти,вниманияХодигры.Предложитьдетямнесколькословивсемвместепридуматьвсеассоциации,которыемогутвысказатьдетипричтениипредложенныхслов,например:верблюд-горб,гора,пустыня,кактус,песокит.д.Когдадетиразберутсясправиламиможнопопроситьихсамостоятельнопридуматьассоциации.Методикатренировкипамяти.Цель:развитиевнимания,мышления,памяти.Ходигры.Предложитьребенкунесколькослов,которыеондолжензапомнить.Внимание:курица,кресло,медведьслон,шкаф,мышь,волк,диван,заяц,телевизор.Ребёнокповторяетсловавразброс.Затемпредлагаетсязаданиеразделитьданныеслованагруппы.Какойуниходинобщийпризнак,чтообъединяетсловавгруппы?Нашазадача-подвестиребёнкакнаиболееправильномуответу.Например:«Перечислипредметымебели,вспомниживотных...»).Попроситьребёнкаперечислитьвсесловаещераз.Примерыдругихцепочекслов:вазочка,слива,тарелка,банан,нож,груша,чайник,малина,брусника,вилка,яблоко,кастрюля.Упражнение«Третий-лишний»Цель:формированиеумениявыделитьобщеесвойствогруппыобъектовидаватьимназвание,определитьобъект,неподходящийвданнуюгруппуХодигры.Настолекаждогоребёнка-наборизтрехпредметныхкартинок.Психологпредлагаетдетямотложитьвсторону«лишнюю»картинкуиобъяснитьсвойвыбор.Игра«Слоненок»Цель:развиватьумениедетей,конструируяизпалочек,создаватьобразслоненка,сравниватьпредметыподлине,озвучиватьсловамирезультатсравнения(короче-длиннее,равныеподлине);ориентироватьсявпространстве.Развиватьвоображение.Ходигры.Материал:палочкиКюизенера:2белые,1красная,4розовые,1голубая,3желтые;карточка.Шагаетслоненок-Скорейпогляди!Хоботбольшойунеговпереди!Хвостиксмешнойунегопозади.Дветолстыеногиидутвпереди,Дветолстыеногиидутпозади.Онемяспою,Атыпогляди!ВопросыОкомидетречьвстихотворении?Гденаходитсяхвостикуслона?Чтоуслонавпереди?Сколькопереднихног?Сколькозадних?Какиеповеличиненогиуслоненка?Какойдлиныхобот?Какойдлиныхвост?ЗаданияПоставьтестолбикомкраснуюпалочку.Какоечислоонаобозначает?(Четыре.)Розовуюпалочкуположитесправаоткраснойвверху.Какоечислообозначаетрозовыйцвет?(Два.)Подрозовойположитетрижелтыепалочкиоднуподдругой.Какоечислообозначаетжелтыйцвет?(Пять.)Справарядомсжелтойнаверхуположитебелую.Поджелтойнижнейпалочкойслеваоткраяположитеоднуподдругойдверозовыепалочки.Теперьтожесамоесделайтесправойстороны.Слевойстороныподкраснойполоскойположитебелую.Получилсяслоненок.Вкакуюсторонуидетслоненок?Сделайтетак,чтобыоншелвправо.Какиепалочкинадопереложить,чтобывыполнитьэтозадание?Сколькодлинныхпалочеквыиспользовали?Сколькокоротких?Развивающаяигра«Расселижильцов»Цель:способствоватьосвоениюматематическихпонятий,атакжетворческогоилогическогомышления.Ходигры.Вкаждойквартиренужнопоселитьжильца,опираясьнаегопризнаки(цвет,форму,размеритолщину).Напри-мер,напервомэтажеживётсиний,толстыйжилец,анавтором-красный,нетолстый,ноквадратный,натретьем-несиний,немаленький,круглыйитонкий.Домикиразработаныдлядетейсразнымуровнемподготовленности,гденеобходимоучитывать2-4признака,использоватьотрицания.Загадки,задачи-шутки,занимательныевопросыЦель:приобщениедетейкактивнойумственнойдеятельности,выработкеумениявыделятьглавные,существенныесвойства,математическиеотношения,замаскированныевнешниминесущественнымиданными.Развитиелогическогомышления,наблюдательности,находчивости,быстротыреакции;формированиюпоисковыхподходовкрешениюлюбойзадачиХодигры.Ты,дая,дамыстобой.Скольконасвсего?(Двое)Какспомощьютолькооднойпалочкиобразоватьнастолетреугольник?(Положитьеенауголстола)Сколькоконцовупалки?Удвухпалок?Удвухсполовиной?(6)Настолележатвряд3палочки.Каксделатьсреднююкрайней,нетрогая,ее?(Переложитькрайнюю)Какспомощью2палочекобразоватьнастолеквадрат?(Положитьихвуголстола)Есликурицастоитнаоднойноге,тоонавесит2кг.Сколькобудетвеситькурица,еслибудет,стоятьна2ногах?(2кг.)Утрехбратьевпооднойсестре.Скольковсегодетейвсемье?(Четверо)Надоразделить5яблокмежду5девочкамитак,чтобыоднояблокоосталосьвкорзине.(Однадолжнавзятьяблоковместескорзиной)Росло4березы.Накаждойберезепо4большиеветки.Накаждойбольшойветкепо4маленькие.Накаждоймаленькойветке-по4яблока.Скольковсегояблок?(Ниодного.Наберезахяблокинерастут)Можетлидождьидти2дняподряд?(Неможет.Ночьразделяетдни)Настолележало4яблока,одноизнихразрезалипополам.Сколькояблокнастоле?(4)Одногочеловекаспросили,сколькоунегодетей.Ответбылтакой;"Уменя6сыновей,аукаждогоестьроднаясестра"(7)Укакойфигурынетниначала,никонца?(Укольца)Какможносорватьветку,неспугнувнанейптички?(Нельзя,улетит)Упражнение«Мозговойштурм»Цель:развитиеспособностиконцентрироватьвниманиенаодномпредмете,открыватьвпредметенеожиданныевозможности.Ходигры.Детиделятсяна2команды,каждойкомандепредлагаетсявыбратьлюбойпредметвпомещении-этоможетбытьфоторамка-ипридуматькакможнобольшеразличныхспособовегоприменения:можноиспользоватькакподставку,вкачествевеера.Вводитсязапретнаназываниебезнравственных,варварскихспособовиспользованияпредмета.Побеждаеттакоманда,котораяназовётбольшеспособовиспользованияпредмета.КоммуникативныеИгра«Слепециповодырь».Цель:развитиеумениядоверять,помогатьиподдерживатьтоварищейпообщению.Ходигры.ХодигрыУчастникиигрыделятсянапары.Одинизнихисполняетроль«поводыря»,адругой-«слепого».«Поводырь»втечениепятиминутводитсвоегопартнерасзавязаннымиглазамипокомнате:предлагаеткоснутьсяразличныхпредметов,помогаетизбежатьстолкновениясдругимипарами,даетпоясненияотносительноихпередвижений.Затемонименяютсяместами.Воспитательнаблюдаетзадействиями«поводыря».Затемвсезанимаютсвоиместанастульчиках,авоспитательпроситкаждогорассказатьосвоихощущенияхвроли«слепого»ивроли«поводыря»Игра«Клубок»Цель:Цель:развитиенавыковобщения,снятиенапряжения,сплочениеколлектива.Ходигры.Нужнораздаватькомплиментыипередаватьклубокпокругу.Усебяврукахостаётсячастьнити.Посмотрим,какаяполучиласьунасяркая,прочнаяпаутинка.Азатемнамнужноеераспутать.Сматываемклубочек,начинаяспоследнегоучастникаигры.Говоримсловаблагодарноститому,ктовамсказалкомплимент.Можновыполнитьанализ:чтоприятнее,говоритькомплиментилиполучатьблагодарность.ЛичностныеУпражнение«Рассужденияошколе»Цель:повыситьинтерескшколе,кполучениюзнаний,кпозициишкольника,развитиенавыковрассуждения,распознаванияэмоцийХодигры.Воспитательпоказываетдетямрепродукциихудожниковнатемушколы,задаваявопросы:«Каквыдумаете,счемхотелпознакомитьнасхудожник,чтоизображенонаней?Какиечувствауперсонажейкартины,очёмонидумают?Грустнаякартинаилирадостная?Длячегодетиходятвшколу?»Послекаждогозанятиядетиприпомощисмайликовоцениваютсвоюработу:выборзелёногосмайликаозначает«явсёпонял,справилсясзаданиемхорошо»,акрасного-«нужнопотренироватьсяещё».Упражнение«Школьныеассоциации».Цель:расширятьпредставлениядетейошколе,вызватьинтерескшколеХодигры.Детиделятсяна2команды.Каждаякомандапоочерединазываетслово,скоторымунеёассоциируетсяшкола.Игразаканчивается,когдаукакой-тоизкомандзаканчиваютсяассоциации.Упражнение«Разговорнанезнакомомязыке»Цель:научитьработатьвкоманде,пониматьинтонациюговорящегоХодигры.Детисидятнастульях,выбираетсяведущий,которомудетибудутзадаватьразличныевопросы,например,«Тысегоднядомазавтракал?»,«Тыхочешьсомнойпоиграть?»ит.д.Ведущийдолженответитьнанепонятномязыке(«та-та-та»,«пра-мо-мо»ит.п.),используяинтонациювголосетак,чтобыспрашивающийребёнокмогпонятьегоответ.Рисунок«Школабудущего»Цель:развитиевоображения,творческогомышления,интересакшколеХодигры.Детямпредлагаетсянарисоватьшколубудущего,вкоторойбыонихотелиучиться.РегулятивныеУпражнение«Моисильныеислабыестороны»Цель:формироватьудетейнавыксамооценки.Ходигры.Каждомуребёнкупоочередипредлагаетсяназватьодноживотное,накотороеонбыхотелбытьпохожим.Послеэтогозадаютсяребёнкувопросы:-Кактысчитаешь,какоеэтоживотноепохарактеру?Назовиэтикачества.-Характерэтогоживотногопохожнатвойиливысовершенноразные?-Тебенравитсяхарактерэтогоживотного?Хочешьлитыизменитькакие-тоегокачества?Упражнение«Ктолучшеслышит?»Цель:научитьсяработатьсообща,сосредоточитьсянаслуховойинформации.Ходигры.Детиделятсяна2команды.Детивпервойкомандезакрываютглазаислушают,адетиизвторойкомандыпоочерединачинаютиздаватьразличныезвуки(шуршатьбумагой,стучатькарандашомпостолу,звонятвколокольчикит.п.).Затемдетипервойгруппыоткрываютглазаипоочередиперечисляютзвуки,которыеониуслышали.Потомкомандыменяютсяместами.«Ловишкивзвеньях»Цель:закреплятьумениедетейбегатьвбыстромтемпе,уворачиватьсяотловишки,действоватьпосигналуХодигры.Детиделятсянадвазвена.Звеньястановятсядругпротивдруга.Запоминаюткаждыйсвойномер.Первоезвенодержитрукиладошкамивверх.Увторогозвенарукиопущены.Посигналуводящего:Первыйномеризвторогозвенабежиткпервомуномерупервогозвена,хлопаетоладошиего3разаибыстробежитобратнонасвоеместо,егостараетсядогнатьпервыйномер,еслидогоняет,тоидетвегозвено.Выигрываеттозвено,детикоторогопереманятксебебольшеигроковиздругогозвена.«Исправьошибку»Цель:формироватьумениепониматьсмыслпредложения,замечатьиназыватьошибкиучитьпониматьсмыслпредложения.Ходигры.Воспитательговоритдетям:«Ябудучитатьвампредложения.Новнихдопущеныошибки,выихдолжныисправить.Слушайтевнимательно:Козапринеслакормдевочке.МячиграетсСашей.Дорогаидетпомашине».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абобакирова, О. Н. Современные проблемы и инновационные подходы подготовки детей к школе [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 891-893.
2. Архипова, И.А. Подготовка ребенка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника [Текст]. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224с.
3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. - М.: Просвещение, 2008. - С. 27.
4. Байбородова, Л. В., Пономарева, В. М. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе подготовки детей к обучению в школе [Текст]// Ярославский педагогический вестник – 2014 – № 3 – Том II, с. 13-19
5. Бардин, К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты) [Текст].- М.: Знание, 1983.—96 с.
6. Белкина, В. Н. Математическое развитие дошкольников в условиях
7. Белошистая, А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное вос-питание. - 2017. - №2. - С. 69
8. Белошистая, А. В. О диагностике математического развития детей [Текст] / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2015. - №3. - С. 11¬18.
9. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М.; ВЛАДОС, 2013. - 296 с.
10. Белошистая, А. В. Современные программы математического обра¬зования дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - Феникс, 2015. -256 с.
11. Блехер, Ф. Н. Развитие первоначальных математических представле¬ний у детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.Н. Блехер // Дошкольное вос¬питание. - 2010. - №11. - С. 15-23.
12. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных мате¬матических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] / Т. С Будько. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
13. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Вы-готский. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 199 с.
14. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т. В. Га- бай. - М. : МГУ, 2007. - 256 с.
15. Гальперин, П. Я. О методах обучения и умственном развитии ре-бенка: 30 лет спустя [Текст] // Обучение и развитие: современная теория и практика: Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С.Выготского. Москва, 16-20 ноября 2015г.; под ред. В.Т.Кудрявцева: В 2 ч. Ч.1. - Т. 1. - М, 2015. - С. 84-88.
28. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психо¬логической готовности детей к школьному обучению. http://tesloteka.narod.rU/got/l/02.hlmI
29. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]. – СПб.: Питер, 2004. – 208с.
16. Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В. В. Давыдов.- Томск: Пеленг, 2008. - 240 с.
17. Демина, Е. С. Развитие элементарных математических представле-ний. Анализ программ дошкольного образования [Текст] / Е. С. Демина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 122 с.
18. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного обра¬зования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 280 с.
19. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические техноло-гии в дошкольном образовании [Текст] / В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева, Н. В. Крыжановская - М.: Перо, 2015. - 172 с.
20. Долгова, В. И. Развитие воображения у дошкольников [Текст] / В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 123 с.
21. Долгова, В. И., Кондратьева О. А., Конурова О. А. Интеллектуаль-ная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного воз-раста [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 56-60. иКЬ: Ъйр8://е-копсер1.ги/2015/95518.Ъ1т (дата обращения: 27.05.2018)
22. Дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст] / Л. В. Трубайчук, С. Д. Кириенко, С. В. Проняева. - Челябинск: ООО Издательство РЕКПОЛ, 2010. - 290 с.
23. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
24. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ [Текст] / под ред. О.В. Дыбиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 112 с.
25. Козина, Л. Ю. Игры по математике для дошкольников [Текст] / Л. Ю. Козина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 63 с.
30. Лисина М.И. Исследования по проблемам возрастной и детской психологии: Сборник науч.тр. / АПН, НИИ общ. педагогики. / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: НИИОП, 1980. — 208 с.
26. Микляева, Ю. Комплексный подход к проведению занятий по фор-мированию элементарных математических представлений [Текст] / Ю. Мик- ляева // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №1. - С. 16-19.
27. Михайлова, З. А. Математика от трех до семи [Текст] / З. А. Михай¬лова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 420 с.
28. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова. - СПб: Детство- Пресс, 2008. - 75 с.
31. Мурзина, Н. П. Детский сад - семья - школа и образовательные стандарты : (о проблемах преемственности во взаимодействии педагогов и родителей) [Текст] // Начальная шк. плюс до и после. — 2012. — № 3. — С. 7-12
32. Немов Р.С. Психология. Учеб. Пособие для студентов пединсти-тутов. Книга 3, 2002 - 496 с.
33. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогичсская готовность ребенка к школе. М.. Владос, 2001. - 256 с.
34. Нижегородцсва Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. -Ярославль, 1999.-256 с.
35. Новикова Г. Психолого-псдагогичсская готовность к школе/ Дошк. Образование, 2005, №8 - 253 с.
36. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная програм¬ма дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаро¬вой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
37. Панишева, К. А. Формирование интереса к учебной деятельности [Текст] / К. А. Панишева, С. О. Щелина // Молодой ученый. 2016. - №2. - С. 825-828.
38. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. [Текст] / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др. // М.: Академия, 2011. - 544 с.
39. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных матема¬тических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий [Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 20 с.
40. Распопова, С. Г. Подготовка детей старшей группы детского сада к обучению в школе [Текст] // Традиции и новации в профессиональной подго-товке и деятельности педагога материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. - 2013. - С. 58-59.
реализации новых государственных образовательных стандартов [Электрон¬ный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. - 2014 - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки). иКЬ::
41. Репкин, В. В. Развивающее обучение: теория и практика [Текст] / В. В. Репкин. - Томск : Пеленг, 2007. - 288 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Ру-бинштейн. - М.: Питер, 2002 г. - 720 с.
43. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина - М.: изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
44. Смирнова, Е. О. Психологические особенности игровой деятельно-сти современных дошкольников [Текст] / Е. О. Смирнова, И. Ф. Рябкова // Вопросы психологии. -2013. - № 2. С. 15-24.
45. Смирнова, Е. О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 70-73.
46. Сташкова Т.Н., Сиротинская В.Н. Формы работы с родителями в детском саду по подготовке к школе // XXXI Международная электронная научная конференция «Новые технологии в образовании».URL: http://econf.rae.ru/article/4847
47. Степанова, М. И. Школьная зрелость как важная предпосылка учебной деятельности [Текст] / М. И. Степанова, И. П. Лашнева, З. И. Саза- нюк // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 6-13.
48. Субботина, С. В. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности [Текст] / С. В. Субботина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. С. 108-114.
тей старшего дошкольного возраста через дидактические игры / А. Н. Фроло¬ва // Молодой ученый. 2016. - №23.2. - С. 120-125. 1ЛК1.
49. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического раз-вития [Текст] / У. В. Ульенкова. - М.: Педагогика, 2004. - 480 с.
50. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 2017. - 129 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт до-школьного образования. Приказ Министерства образования и науки Россий-ской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва
52. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ре-сурс] // ЦКБ: Ъйр://xакоп-оЪ-оЪ^аxоVап^^.^^/ (дата обращения: 27.05.2018).
53. Филиппова, Е. В. Принятие роли и переход от игровой деятельно-сти к учебной [Текст] / Е. В. Филиппова // Психологическая наука и образо-вание. - 2016. - № 3. - С. 85-93.
54. Фролова, А. Н. Формирование математических представлений у де¬
55. Хузеева, Г. Р. Диагностика и развитие коммуникативной компе-тентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка [Текст] / Хузеева Г. Р., ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014.-160с.
56. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Элек-тронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 1020-1022. - 1ЛК1. кйр8://то1иск.ги/агскгуе/103/23955/ (дата обращения: 07.01.2018)
57. Цукерман, Г. А. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова как ре-сурс повышения компетентности российских школьников / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии, - 2005, - №4, с. 84-95.
58. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у до-школьников [Текст] / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 153 с.
59. Чугунова, К. А., Щелина С. О. Формирование интереса к учебной деятельности [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 825-828.- 1Ж1 .К1Ш://1по111с11.11|/агс1иуе/1()6/253()1/ (дата обращения:
60. Шаехова, Р. К. Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС [Текст] / Р. К. Шаехова, Г. А. Галеева // Упр. дошкольным образовательным учреждением. — 2013. — № 9. — С. 28-34
61. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Рассоха, О. В. Шапарь ; под ред. В. Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 806 с.
62. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. -М: Академия, 2008. - 272 с.
63. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей [Текст] // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 1981.

Вопрос-ответ:

Что такое универсальные действия старших дошкольников?

Универсальные действия старших дошкольников - это набор навыков и умений, которые дети приобретают в процессе подготовки к школе и которые позволяют им успешно адаптироваться и функционировать в учебной среде.

Какие детерминанты влияют на формирование универсальных действий старших дошкольников?

Формирование универсальных действий старших дошкольников зависит от таких детерминант, как возрастные особенности, психическое развитие, социальное окружение, образовательные программы и методы работы с детьми.

Какие ключевые моменты необходимо учитывать при подготовке детей к школе?

При подготовке детей к школе необходимо учитывать такие ключевые моменты, как развитие речи и коммуникативных навыков, освоение элементов математического мышления, развитие памяти и внимания, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие мелкой моторики.

Что такое универсальные учебные действия?

Универсальные учебные действия - это действия, которые выполняются в процессе обучения и включают различные виды познавательной, практической и коммуникативной деятельности. Они являются основой успешного обучения.

Какие предпосылки необходимо сформировать у старших дошкольников для развития универсальных действий?

Для развития универсальных действий у старших дошкольников необходимо сформировать следующие предпосылки: мотивацию к обучению, умение работать самостоятельно и в группе, развитие критического мышления и творческого потенциала, умение решать проблемы и принимать решения, умение общаться и координировать действия с другими людьми.

Какие ключевые моменты подготовки детей к школе рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются детерминанты и ключевые моменты подготовки детей к школе.

Какие понятия универсальных учебных действий рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются сущность и основные понятия универсальных учебных действий.

Какие взгляды на формирование предпосылок универсальных действий старших дошкольников рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются современные взгляды на формирование предпосылок универсальных действий старших дошкольников.