Влияние нравственного сознания на конфликтные поведение в игровой деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 43 43 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 25.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния нравственного сознания на конфликтное поведение детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 5
1.1 Сущность и содержание понятия «нравственное сознание» 5
1.2 Особенности развития нравственного сознания у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 8
1.3 Особенности конфликтного поведения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 12
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния нравственного сознания на конфликтное поведение в игровой деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет 21
2.1 Программа исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация результатов 23
Выводы 30
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 1 37
Приложение 2 39
Приложение 3 40

Фрагмент для ознакомления

Так, девочки, в отличие от мальчиков чаще демонстрируют высоко развитые социальные эмоции, знание нравственных норм и способность к саморегуляции, в то время как мальчики чаще показывали несформированность нравственных представлений, что приводило к деструктивному конфликтному поведению. ЗаключениеПроведенное исследование ставило целью выявить и раскрыть особенности влияния нравственного сознания на конфликтное поведение в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Для достижения данной цели были решены следующие задачи:1. Проанализирована психолого-педагогическую литература по проблеме влияния нравственного сознания на конфликтные поведение в игровой деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет;2. Составлена программа эмпирического исследования влияния нравственного сознания на конфликтные поведение в игровой деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет;3. Сформирована выборку эмпирического исследования.4. Осуществлен подбор методик, направленных на изучение сформированности нравственного сознания и конфликтного поведения в игровой деятельности детей 5-6 лет. 5. Осуществлен сбор эмпирического материала.6. Проведена обработка, анализ и интерпретация полученных результатов изучения нравственного сознания и конфликтного поведения в игровой деятельности детей 5-6 лет. 7. Сформулированы выводы по результатам изучения влияния нравственного сознания на конфликтные поведение в игровой деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет.В ходе решения задач были рассмотрены такие понятия как нравственное сознание, нравственное воспитание, конфликт, конфликтное поведение и игровая деятельность. Формирование нравственного сознания является частью нравственного воспитания, в процессе которого происходит реализация задач по формированию нравственных представлений и норм, развитию нравственных чувств и формированию нравственного поведения. Наличие нравственного сознания определяет то, насколько ребенок дошкольного возраста сможет грамотно коммуницировать с другими людьми, имеет представление о правильности и неправильности поступков и понимает, почему в данной ситуации требуется вести себя определенным образом. Конфликтное поведение в игровой деятельности детей дошкольного возраста вызвано спецификой возрастных и гендерных особенностей дошкольников. В старшем дошкольном возрасте дети особенно восприимчивы к формированию моральных чувств, ответственности и долга, солидарности по отношению к коллективу. Также важной задачей воспитателей является формирование у мальчиков и девочек правильного этического идеала в соответствии с гендерными особенностями, что является профилактикой конфликтного поведения. Констатирующий эксперимент показал, что уровень нравственного сознания влияет на поведение детей в конфликтной ситуации в игровой деятельности. Также на поведение в конфликте влияет принадлежность к полу и сформированность нравственных норм и представлений. Выбранная проблема исследования имеет перспективы изучения в следующих направлениях:- профилактика конфликтных ситуаций между детьми дошкольного возраста;- формирование толерантности у дошкольников, как обучению разрешению конфликтов на основе ценностей ненасилия;- профилактическая работа по предотвращению конфликтов в младшем и среднем дошкольном возрасте. Таким образом, поставленная цель достигнута, все задачи исследования решены. Список использованной литературыАнцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб: Питер, 2015. – 528 с.Арчер, Д. Половые различия в развитии агрессии с раннего детства и до взрослого возраста //Университет Центрального Ланкашира. – 2015. – С. 425-443. Бабосов, Е. М. Социальные конфликты и управление ими. Теория и практика менеджмента конфликтов / Е. М. Бабосов. - Минск :Дикта, 2013. - 395с.Белова, Т. В. Преодоление конфликтов во взаимоотношниях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] /Т.В. Белова // АНИ: педагогика и психология. – 2018. – №1 (22). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-konfliktov-vo-vzaimootnoshniyah-mezhdu-malchikami-i-devochkami-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 10.05.2020).Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. – М. : Просвещение, 2013. – 213 с.Варич, Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.Н. Варич. – URL: http: ivanovomama.ru/ articles-one?id=1346 (дата обращения: 03.04.2020)Гореликов, М. И. Представление о духовно-нравственном воспитании в советской педагогике [Электронный ресурс] / М.И. Гореликов // Вестник КРАУНЦ.Гуманитарные науки. – 2015. – №2 (26). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenie-o-duhovno-nravstvennom-vospitanii-v-sovetskoy-pedagogike (дата обращения: 15.05.2020).Денисенкова, Н.С. Взаимосвязь стратегии поведения в конфликтной ситуации и социометрического статуса дошкольника в группе сверстников / Н.С. Денисенко// Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. ru». – Т.6. - № 4. – 2014. – С. 106-117. Дулов, А.И. Основы нравственного сознания в процессе обучения [Электронный ресурс] / А.И. Дулова// CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. – 2014. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-nravstvennogo-vospitaniya-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 16.05.2020).Ларионова, С. О. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило ; Урал.гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2018. – 114 с.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс] /А.Н. Леонтьев// Сайт факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова–URL: http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/index.html (дата обращения: 10.05.2020)Лашкова, Л. Л. Влияние гендерного фактора на нравственное развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] /Л.Л. Лашкова// Концепт. – 2017. – №S10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gendernogo-faktora-na-nravstvennoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.05.2020). Косолапова, Н. В. К проблеме полоролевого воспитания в дошкольном образовании / Н. В. Косолапова, С. П. Штумпф // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы Науч.-практ. конф. молодых ученых с междунар. участием (7 декабря 2012 г. ; Улан-Удэ) / отв. ред. Ю. Ю. Шурыгина. - Улан-Удэ : ВСГУТУ, 2013. - С. 165-166 .Манжуло, О.Ю. Половозрастные особенности нравственных представлений у старших дошкольников [Электронный ресурс] / О.Ю. Манжуло// Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – №4-5 (20-21). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polovozrastnye-osobennosti-nravstvennyh-predstavleniy-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 15.05.2020).Нуриева, Е.Г. Профилактика конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС / Е.Г. Нуриева // Вестник КПФУ. – 2015. – С. 239-246.Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 г. № 1155. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».Овсянникова, М. П. Значение игры для дошкольников / М. П. Овсянникова, А. А. Кутняк, И. Н. Балакина // Молодой ученый. – 2017. – № 9 (143). — С. 347-350. Пеленев, А.Ф. Причины межличностных конфликтов в педагогических коллективах и их классификация / А.Ф. Пеленев //Формирование нравственно-психологического климата в коллективе. Межвузовский сборник научных трудов. – Пермь: ГППИ, 2013. – С. 102-114. Потанина, Л.Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы / Л.Т. Потанина// Психологические науки. – 2013. - №2. – С. 85-90. Сиротюк, А. С. Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / А.С. Сиротюк // СДО. – 2014. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-igrovoy-deyatelnosti-v-psihicheskom-razvitii-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.05.2020).Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе : сб. науч. ст. / ред. Л. Н. Антилогова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2016. – Вып. 5. – 198 с.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://164spb.edusite.ru/standards.html (дата обращения: 09.04.2020)Хашумов, М.К. Проблема нравственности в отечественной психологии: подходы к пониманию и значение в жизни личности [Электронный ресурс] / М.К. Хашумов // Вестник КРУ МВД России. – 2016. – №1 (31). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nravstvennosti-votechestvennoypsihologii -podhody-k-ponimaniyu-i-znachenie-v-zhizni-lichnostiШакирова, Д. М. Структура конфликта как негативного коммуникационного процесса в образовательном пространстве [Электронный ресурс] / Д.М. Шакирова // Коммуникология. – 2017. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-konflikta-kak-negativnogo-kommunikatsionnogo-protsessa-v-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 16.05.2020).Приложение 1Методика «Закончи предложение» Н.Е. БогуславскойЦель: выявление знаний о нравственно-значимых ценностях. Диагностика проводится с каждым ребенком индивидуально. В ходе проведения методики детям предлагалось закончить предложение, рассуждая и размышляя над разнообразными нравственными аспектами:Условные обозначения:1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходи-мым, но скучным занятием, я обычно…4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…5. Быть справедливым значит…6. Дружно играть значит…7. Ссора происходит чаще всего из-за…8. Если что-то не получается, можно попросить других о помощи…Кроме того, дошкольникам представлялась возможность оценить предлагаемые варианты развития нравственных ситуаций и вопросов.Уровень сформированности нравственных представлений оценивался по трем уровням:Низкий уровень - нравственные ориентиры существуют, но к ним ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны;Средний уровень– нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое;Высокий уровень – эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое, ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками.Уровень сформированности нравственных представлений оценивался по бальной системе:- 0 баллов – ребенок не понимает нравственных ориентиров, неправильно объяснил поступки, отсутствует эмоциональная реакция;- 1 балл – присутствуют нравственные ориентиры, но ребенок относится к ним пассивно;- 2 балла – присутствуют нравственные ориентиры, адекватные оценки поступков, но отношение к нравственным нормам неустойчиво;- 3 балла - эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое, ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками.Приложение 2Методика - «Сюжетные картинки» (Г.Л. Урунтаева, ЮЛ.Афонькина)Цель.Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».Обработка результатов: 1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.3 балла - правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.Приложение 3Методика наблюдения А.П. ЧихляевойЦель:оценить соблюдение детьми правил и норм нравственного поведения. Материал: диагностические листыПроведение: результаты наблюдения за детьми фиксируются в диагностических листах. И.Ф. ребенкаДа/нетЗдоровается и прощаетсяБлагодарит за оказанную помощьДелится со сверстниками игрушками и вещамиОсознанно извиняется за проступокВежливо обращается с просьбойОбработка результатов:1 балл – дети знают указанные нормы, но не соблюдают в поведении;2 балла – дети знают нормы поведения, но используют их не всегда;3 балла – дети знают нормы поведения, используют их на постоянной основе. Приложение 4Методика «Не поделили игрушку» О.В. ДыбинойЦель: выявить умение детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим.Материал. Коробка, игрушки (по количеству детей), среди которых есть привлекательная игрушка.Содержание. Взрослый обращает внимание детей на коробку с игрушками, предлагает каждому ребенку выбрать игрушку и поиграть. Если возникает конфликтная ситуация из-за новой игрушки, педагог после непродолжительного наблюдения за поведением детей, вмешивается и предлагает всем вместе разобраться в сложившейся ситуации. Можно предложить для обсуждения следующие варианты разрешения конфликта:- отдать игрушку тому, кто ее взял первым;- никому не отдавать игрушку, чтобы никому не было обидно;- играть всем вместе;- посчитаться;- играть по очереди;- отдать игрушку тому, у кого сегодня плохое настроение и т.д.Педагог выслушивает предложения каждого ребенка.Дети должны соотнести свое решение с решением других детей и выбрать верное.Варианты возможных конфликтных ситуаций.Ситуация «Карандаш»: двоим ребятам предлагается закончить изображение на большом листе бумаги. В коробке карандашей находился один карандаш, привлекающий своей новизной, необходимый обоим детям. Обычный карандаш такого же цвета также находится в коробке.Ситуация «Коробка без дна»: двоим ребятам предлагается поиграть встроительный конструктор, создать совместную постройку. Педагог говорит: «Здесь вам будет неудобно строить; возьмите коробку и располагайтесь на коврике». Когда кто-то из детей берет коробку, неплотно прикрепленное дно коробки падает, детали конструктора рассыпаются.Оценка результатов.3 балла – ребенок не провоцирует конфликт, старается найти справедливое решение либо обращается к взрослому;2 балла – ребенок не провоцирует конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляет; идет на уступки, не отстаивая своего мнения, свои желания подчиняет интересам других детей;1 балл – ребенок провоцирует конфликт, не учитывает интересы других детей, не способен спокойно высказать свое мнение, к помощи взрослого не прибегает.

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб: Питер, 2015. – 528 с.
2. Арчер, Д. Половые различия в развитии агрессии с раннего детства и до взрослого возраста //Университет Центрального Ланкашира. – 2015. – С. 425-443.
3. Бабосов, Е. М. Социальные конфликты и управление ими. Теория и практика менеджмента конфликтов / Е. М. Бабосов. - Минск : Дикта, 2013. - 395с.
4. Белова, Т. В. Преодоление конфликтов во взаимоотношниях между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] /Т.В. Белова // АНИ: педагогика и психология. – 2018. – №1 (22). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-konfliktov-vo-vzaimootnoshniyah-mezhdu-malchikami-i-devochkami-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 10.05.2020).
5. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. – М. : Просвещение, 2013. – 213 с.
6. Варич, Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.Н. Варич. – URL: http: ivanovomama.ru/ articles-one?id=1346 (дата обращения: 03.04.2020)
7. Гореликов, М. И. Представление о духовно-нравственном воспитании в советской педагогике [Электронный ресурс] / М.И. Гореликов // Вестник КРАУНЦ.Гуманитарные науки. – 2015. – №2 (26). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavlenie-o-duhovno-nravstvennom-vospitanii-v-sovetskoy-pedagogike (дата обращения: 15.05.2020).
8. Денисенкова, Н.С. Взаимосвязь стратегии поведения в конфликтной ситуации и социометрического статуса дошкольника в группе сверстников / Н.С. Денисенко// Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. ru». – Т.6. - № 4. – 2014. – С. 106-117.
9. Дулов, А.И. Основы нравственного сознания в процессе обучения [Электронный ресурс] / А.И. Дулова // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2014. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-nravstvennogo-vospitaniya-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 16.05.2020).
10. Ларионова, С. О. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2018. – 114 с.
11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс] /А.Н. Леонтьев // Сайт факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова – URL: http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/index.html (дата обращения: 10.05.2020)
12. Лашкова, Л. Л. Влияние гендерного фактора на нравственное развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] /Л.Л. Лашкова// Концепт. – 2017. – №S10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-gendernogo-faktora-na-nravstvennoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.05.2020).
13. Косолапова, Н. В. К проблеме полоролевого воспитания в дошкольном образовании / Н. В. Косолапова, С. П. Штумпф // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы Науч.-практ. конф. молодых ученых с междунар. участием (7 декабря 2012 г. ; Улан-Удэ) / отв. ред. Ю. Ю. Шурыгина. - Улан-Удэ : ВСГУТУ, 2013. - С. 165-166 .
14. Манжуло, О.Ю. Половозрастные особенности нравственных представлений у старших дошкольников [Электронный ресурс] / О.Ю. Манжуло // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – №4-5 (20-21). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polovozrastnye-osobennosti-nravstvennyh-predstavleniy-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 15.05.2020).
15. Нуриева, Е.Г. Профилактика конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС / Е.Г. Нуриева // Вестник КПФУ. – 2015. – С. 239-246.
16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 г. № 1155. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
17. Овсянникова, М. П. Значение игры для дошкольников / М. П. Овсянникова, А. А. Кутняк, И. Н. Балакина // Молодой ученый. – 2017. – № 9 (143). — С. 347-350.
18. Пеленев, А.Ф. Причины межличностных конфликтов в педагогических коллективах и их классификация / А.Ф. Пеленев //Формирование нравственно-психологического климата в коллективе. Межвузовский сборник научных трудов. – Пермь: ГППИ, 2013. – С. 102-114.
19. Потанина, Л.Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы / Л.Т. Потанина// Психологические науки. – 2013. - №2. – С. 85-90.
20. Сиротюк, А. С. Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / А.С. Сиротюк // СДО. – 2014. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-igrovoy-deyatelnosti-v-psihicheskom-razvitii-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.05.2020).
21. Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе : сб. науч. ст. / ред. Л. Н. Антилогова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2016. – Вып. 5. – 198 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://164spb.edusite.ru/standards.html (дата обращения: 09.04.2020)
23. Хашумов, М.К. Проблема нравственности в отечественной психологии: подходы к пониманию и значение в жизни личности [Электронный ресурс] / М.К. Хашумов // Вестник КРУ МВД России. – 2016. – №1 (31). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nravstvennosti-v otechest vennoypsihologii -podhody-k-ponimaniyu-i-znachenie-v-zhizni-lichnosti
24. Шакирова, Д. М. Структура конфликта как негативного коммуникационного процесса в образовательном пространстве [Электронный ресурс] / Д.М. Шакирова // Коммуникология. – 2017. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-konflikta-kak-negativnogo-kommunikatsionnogo-protsessa-v-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 16.05.2020).

Вопрос-ответ:

Что такое нравственное сознание?

Нравственное сознание - это система установок, ценностей, норм и правил, которые регулируют поведение человека и определяют его моральные принципы и идеалы.

Как развивается нравственное сознание у детей старшего дошкольного возраста?

В этом возрасте начинается активное формирование нравственного сознания. Дети осваивают основные моральные нормы и правила, начинают понимать добро и зло, развивают чувство справедливости.

Какие особенности развития нравственного сознания у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте?

У мальчиков и девочек есть некоторые различия в развитии нравственного сознания. Например, девочки обычно раньше развивают эмпатию и чувство заботы о других, тогда как мальчики чаще проявляют склонность к справедливости и героизму.

Какие особенности конфликтного поведения в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста часто испытывают конфликты во время игровой деятельности. Они могут спорить, соревноваться, бороться за власть или ресурсы. Важно развивать у детей навыки решения конфликтов путем договоренностей и уважения к другим.

Как нравственное сознание влияет на конфликтное поведение детей в игровой деятельности?

Нравственное сознание играет важную роль в регулировании конфликтного поведения детей. Если ребенок осознает моральные нормы и ценности, он будет стремиться решать конфликты способами, согласующими с этими нормами. Он будет проявлять больше терпимости, справедливости и уважения к другим.

Какое влияние оказывает нравственное сознание на конфликтное поведение детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности?

Нравственное сознание детей старшего дошкольного возраста может существенно влиять на их конфликтное поведение в игровой деятельности. Дети, у которых развито нравственное сознание, склонны к более эмпатичному и справедливому поведению, стремятся к разрешению конфликтов, а не к насилию или агрессии.

Что означает понятие "нравственное сознание"?

Нравственное сознание - это система ценностей, норм и правил, которые определяют, что является правильным и неправильным с моральной точки зрения. Оно формируется в процессе социализации и развития личности и включает в себя понятия ответственности, справедливости и эмпатии.

Как развивается нравственное сознание у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста?

Развитие нравственного сознания у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста протекает по-разному. У девочек наблюдается более раннее и интенсивное развитие нравственного сознания, они чаще проявляют эмпатию и способность к сотрудничеству. У мальчиков же преобладает более агрессивное и конфликтное поведение на этом этапе развития.

Какие особенности конфликтного поведения можно выделить у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности?

У детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности можно выделить несколько особенностей конфликтного поведения. Одной из них является агрессивное поведение, которое выражается в физической или вербальной агрессии в отношении других детей. Также дети могут проявлять эгоцентризм и эмоциональную нестабильность, что может влиять на возникновение и разрешение конфликтов в игровой ситуации.

Какое влияние оказывает нравственное сознание на конфликтное поведение детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности?

Нравственное сознание оказывает значительное влияние на конфликтное поведение детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Оно формирует у детей понимание правильности и неправильности определенных действий, а также способствует развитию эмоциональной и социальной компетенции. Когда дети развивают нравственное сознание, они становятся более чувствительными к чувствам и потребностям других людей, что помогает им избегать конфликтных ситуаций и находить мирные способы разрешения конфликтов.

Какие особенности развития нравственного сознания наблюдаются у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста?

У мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста наблюдаются различия в развитии нравственного сознания. У девочек оно обычно развивается раньше и проявляется в более высокой степени социальной и эмоциональной компетенции. Девочки часто проявляют большую эмпатию, осознание норм поведения и более активное участие в разрешении конфликтов. У мальчиков же развитие нравственного сознания может быть немного отставать, особенно в плане эмоциональной и социальной компетенции. Однако, с возрастом эти различия сглаживаются и все дети достигают примерно одного уровня развития нравственного сознания к началу школьного возраста.