Коррекция нарушений фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 54 54 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 07.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Основные понятия темы 7
1.2. Становление фонематических процессов у детей в норме 15
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 20
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 23
2.1 Организации, принципы, цели и задачи изучения состояния моторики, звукопроизношения, фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 23
2.3 Взаимосвязь нарушений моторики, звукопроизношения, фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 25
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ ЗВУКОВ 39
3.1 Организация и принципы логопедической работы по коррекции нарушений фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 39
3.2 Содержание логопедической работы по коррекции выявленных нарушений у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения 41
3.3 Содержание логопедической работы по коррекции выявленных нарушений у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на основном этапе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52




Фрагмент для ознакомления

Развитие фонематического восприятия с детьми дошкольного возраста проводится в игровой форме на фронтальных, пидгрупповых и индивидуальных занятиях. Этому предшествует работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, ибо без сложившейся направленности на звучащую речь невозможно достичь наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.Логопедическую работу по развитию у детей фонематического восприятия Н. А. Чевелева условно разделяет на шесть этапов [7]:1) узнавание неречевых звуков;2) различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;3) различение слов, близких по звуковому составу;4) дифференциация слогов;5) дифференциация фонем;6) развитие элементарного звукового анализа.Вашему вниманию предлагаются примеры упражнений и игр, которые проводились с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием по перечисленным выше пунктам.I. Восприятие и различение неречевых звуков1. Развитие слухового внимания.«Как звучит улица?» Ребенок тихо сидит на площадке или в комнате, ему предлагается закрыть глаза и послушать улицу. Спустя некоторое время ребенок открывает глаза. Педагог расспрашивает ребенка о его впечатлении. Возможно, он услышал гудок машины или смех детей, возможно, голос птички или человека ... Чем больше звучаний запомнит ребенок, тем лучше.«Где хлопали?» Ребенок стоит посреди комнаты с закрытыми глазами. Педагог тихонько становится в любом углу комнаты и хлопает в ладоши. Ребенок, не открывая глаз, должен указать направление, откуда услышал звук.«Угадай, кто позвал». В этой игре участвуют не менее 3 детей или членов семьи. Ребенок стоит посреди комнаты с закрытыми глазами. Кто-либо из других игроков должен позвать его. Ребенок отгадывает, кто именно его позвал.«Поручение». Ребенок сидит на расстоянии 5-6 метров от взрослого. На столе у ​​логопеда положены различные игрушки. Логопед четко средней силы голосом обращается к ребенку: «Возьми мячик и положи его на ковер» или «Возьми зайчика и посади его на стул» и др. Затем аналогичные инструкции даются уже тихим голосом.«Эхо». Ребенок тихо сидит на площадке или в комнате. Логопед предлагает ему слушать внимательно и повторять за ним названное слово. Важно научить ребенка вслушиваться в звучание слов, поэтому следует говорить слова негромко или шепотом. Важно соблюдать принцип от простого к сложному: прежде всего, подбирать слова, которые не похожи по звуковому составу (Саня, кот, прыгай, веселый, быстро), а затем - близкие по звучанию, но разные по смыслу (Оля, Коля, сам, там).«Медвежата-озорники». Логопед демонстрирует детям предметы, которые могут образовывать различные звуки, и предлагает запомнить, как звучит каждый предмет. Затем логопед рассказывает детям, что в одном доме жила семья медведей. Однажды медведи-родители ушли из дома, а медвежата начали безобразничать. Они взяли различные предметы и подняли шум. Логопед раздает детям мишки с с изображением этих предметов, затем за ширмой озвучивает эти предметы, а дети должны отгадать, какой мишка шумит. Предметы, образующие звуки: ключи, коробка со спичками, ножницы, кошелек с монетами, стакан с ложкой, бумага, воздушный шар, расческа и тому подобное.«О чем говорит дом?» Предлагаем ребенку послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, кухни, другой комнаты.«Узнай шум». Определение на слух бытовых шумов, реально произведенных или в записи: звонок телефона, звук льющейся воды (капает), шорох бумаги и тому подобное.«Звуки природы». Прослушивают вместе с ребенком запись голосов животных и птиц, звучание шума дождя, града, морского прибоя, реки и т. Соотносят звуки с картинками.«Угадай». Логопед расставляет на столе несколько предметов (стакан с ложкой, коробка с карандашами или гвоздями и т. д.), предлагает ребенку послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем убирает предметы за ширму и предлагает ребенку отгадать, что звучало.«Волшебные коробочки». Подобрано два набора непрозрачных коробочек для педагога и ребенка, заполненные различными материалами: горохом, гречкой, сахаром, песком, камнями, нарезанной бумагой. Сначала предлагаем ребенку внимательно послушать звучание каждой коробочки и ознакомиться с ее содержанием. Затем ребенок должен найти коробочку, которая только звучала.«Где шумит?». Определение на слух направления звука, источник которого находится, например, справа или слева, сзади, спереди (используются игрушки с шумом, музыкальные инструменты и т.д.).«Прятки с погремушкой». Сначала ребенок знакомится со звуками, которые издает погремушка. Затем ему завязывают глаза и просят поймать ведущего, ориентируясь на звук погремушки.«Колокольчик». Дети передают за спиной друг друга колокольчик. Ведущий должен угадать, за чьей спиной звенит звонок.«Прятки». Ребенок выходит из комнаты, логопед прячет часы, которые громко тикают. По возвращении в комнату ребенок должен прислушиваться и определить, в каком месте спрятаны часы.«Музыкальные инструменты». Ребенку показывают звучание различных инструментов: барабана, флейты, бубна, трубы и тому подобное. Затем ребенок сам должен определить, какой инструмент прозвучал. Усложненный вариант: с закрытыми глазами следует определить, в какой последовательности звучали инструменты.3.3 Содержание логопедической работы по коррекции выявленных нарушений у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на основном этапе2. Различение звуков по силе, высоте и направлению звучания.«Барабан». Прячется игрушка, к ребенку обращаются с просьбой найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется - тихо.«Зайчики». Сажаем на стол двух игрушечных зайцев - большого и маленького. Объясняем, что больше заяц играет громко, а маленький - тихо. Затем воспроизводим то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен отгадать, какой из зайцев играл.«Далеко - близко». Имитируем звук предмета, что приближается и удаляется (поезд, машина, самолет и т.д.). Ребенок должен определить на слух, далеко или близко находится предмет.«Тихо - громко». Хлопаем в ладоши то тихо, то громко. Ребенок должен выполнить действие в соответствии громкости звука: тихо - ходить, громко - стоять на месте.3. Развитие чувства ритма.«Посчитай удары». Сначала упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, потом просят ребенка закрыть глаза. Отстукивает по столу 1-3 удара и просят посчитать их.«Сделай, как я». Сначала упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, потом просят ребенка закрыть глаза. Видстукуються на столе такие ритмические рисунки: I-II, II-I, I-III, II-I, II-III. III-II. Ребенку нужно их воспроизвести. Осложненные ритмические рисунки: I-II-III, II-I-III, I-III-II, III-I-II, II-III-I, II-III-II. Ритм ударов воспроизводится одной или двумя руками, хлопками, дирижированием.II. Различение правильно и дефектно произнесенного звука.В течение работы по данному направлению у детей с дизартрией воспитывают навыки слухового контроля. Необходимость развития у детей слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения поставленной цели используется целый ряд игр и упражнений, направленных на различия правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной речи. Логопедическая работа ведется по трем направлениям:1. Развитие навыки слухового контроля за качеством произнесенных звуков в чужоq речи (на звуках, не затронутых в произношении ребенка).2. Развитие навыки слухового контроля за качеством произнесенных звуков в собственной речи:а) дефект произношения, отличный от собственного;б) дефект произношения, аналогичный собственному.3. Развитие навыки слухового самоконтроля.Различение правильно и дефектно произносимого звука в чужоq речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение: а) звуков в складах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных) б) звуков в словах в разной позиции (звук в начале, в конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных) в) звуков в различных фразах.Наряду с имитацией неправильного произношения логопед воспроизводит и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается. В качестве примера приведем упражнения по совершенствованию умения различать дефектное и нормированное произношение.«Недовольный Саша». Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков - поднимают картинку с изображением недовольного Саши.«Как правильно сказать?». Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове), предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.«Будь внимателен». Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет изображение, ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный.произносятся:бамана, паман, банан, банами:аньбом, айбом, альма, альбом, аньбом, авь-бом, Альпы, аблем;клетка, кьстка, Клетт, тлетка, квекта, тлекта, кветко тому подобное.III. Восприятие и дифференциация звуков речи.1. Различение голосов и интонирования речи.«Кто говорит?». На аудионосители записан голос самого ребенка и голоса близких и незнакомых ему людей, которые произносят короткий стихотворный отрывок. Ребенка просят узнать, чьим голосом читается стихотворение.«Это вопрос?». Произносятся короткие фразы с разной интонацией (восклицательной, вопросительной, повествовательной). Ребенка просят ответить на вопрос, если он прозвучит: «Здесь стул.» «Там стол?» «Это мишка!» «А это шарик?» и т. д. Можно предложить ребенку обменяться ролями.«Я злюсь». Произносятся любые фразы с разной интонацией (грустно, радостно, сердито, ласково). Просят ребенка отгадать, когда голос сердитый.«Кто зовет?» Дети по очереди называют имя ведущего, который стоит к ним спиной. Ведущий отгадывает, кто его зовет. Затем игра усложняется и дети зовут ведущего» Ау! «То громко, то тихо - в зависимости от того, что скажет логопед: «Далеко ушли в лес» или «Рядом подошли».«Мамы и дети». Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы и теленка, козы и козленка ... Логопед просит воспроизвести звукоподражания животных-мам и животных-ди-тинчат, поднимая соответствующий рисунок.2. Дифференциация фонем, близких по акустико- артикуляционным признакам.Дифференциация фонем проводится традиционным способом с использованием схем. Дифференцируются звонкие - глухие, твердые - мягкие, свистящие - шипящие, сонор, африкаты и их составляющие, правильно артикулируются ребенком. На каждую пару звуков достаточно 2-5 занятий, в зависимости от степени нарушения. Если в речи ребенка есть замены, количество занятий на дифференциацию этих звуков может быть увеличено. Рассмотрим содержание этой работы на примере дифференциации звуков [р-л].Ребенку предъявляются короткие слова: лак-рак; лама-рама. Уточняется, обозначают ли слова одинаковые предметы, одинаково ли они звучат. Показываются картинки с тем, чтобы ребенок убедился, что слова имеют разное значение. Сравниваются слова по звуковому составу, выясняется, что они отличаются только звуками [р-л].Различение оппозиционных звуков с опорой на тактильный и зрительный анализаторы. Схема: звук [р] - звонок, звук [л] - пароход (по артикуляции). Глядя в зеркало, произносят [г], подробно анализируют артикуляцию, соотносят со схемой: язычок дрожит так же, как язычок колокольчика. Глядя в зеркало, произносят звук [л], подробно разбирают артикуляцию, соотносят со схемой: губы улыбаются - волны, язычок похож на пароход, звук [л] похож на гудок парохода. Просят по очереди произносить [р], [л], показывая одновременно на схему.Различения оппозиционных звуков на складах. Говорим сначала закрытые, затем открытые слоги с [р], [л], указывая на схемы звуков.Различение оппозиционных звуков в словах:• разложить картинки в два столбика под схемами звук [р], звук [л] с обязательным анализом слов по «расположению звуков» [р], [л]; назвать овощи, фрукты, посуду и т. д., в названии которых есть [р] [л |; назвать слова (выбрать картинки), в которых звуки находятся в начале слова, в середине, в конце;• разложить картинки в два столбика под схемам: [р]. - звонок, пароход; [Л], - пароход, колокольчик; перестановка звуков, слогов в словах; ра, па - Клара.Различение оппозиционных звуков в предложениях.Добавить нужное слово в предложение. Называются два слова: рама, лама. Надо вставить их в предложение: «Для этой картины нужна большая ...»« В зоопарке родилась маленькая ... «и определить, в каких словах в предложении есть звуки [р], [л], и назвать их позицию.Различения оппозиционных звуков в текстах; проговаривания чистомовок (с предварительным анализом) рассказ наизусть коротких стихов (с предварительным анализом). ЗАКЛЮЧЕНИЕОдним из важнейших условий полноценного формирования правильного звукопроизношения у детей - логопатов есть достаточное развитие фонологической стороны речи. Диагностика фонологической системы предполагает сформированность фонематического слуха (восприятие), фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. Проблема формирования фонематических процессов у детей с нарушением речи является одной из важнейших в логопедии. Она охватывает воспитание культуры речевого слуха, выработка умений распознавать определенный логопедом звук в слове, обучение анализировать звуковой состав слова и выработки обобщающих представлений о дифференциальные признаки фонем.Исследованиями Р. Лалаевой, Р. Левиной, Г. Каше, Л. Спировой, Г. Чиркиной, К. Ушинского. М. Савченко и др. доказано, что главным условием успешного исправления речевых нарушений непременно является развитие восприятия звуков речи. М.И.Жинкин отмечает, что устранение слухового контроля с механизма речи невозможно ни при каких обстоятельствах. Следовательно, формирование фонематического слуха необходимо считать первичным и очень важной задачей начального этапа обучения родному языку. Успешный процесс формирования правильной речи у детей непременно связан с формированием и развитием фонематического слуха и фонематического восприятия. Эти процессы являются составной частью речевого слуха. Разработкой этих понятий занимались Б.Г. Ананьев. В.И. Бельтюков. О.М. Гвоздев. Д.Б. Эльконин, М.И. Жинкин, Р.Е. Левина, М.А. Савченко, М.Х. Швачкин и др. Учеными доказано, что речевой слух обеспечивает полноценное усвоение звуковой системы языка. Ученые отмечают, что именно он играет ведущую роль в становлении и функционировании всех видов речевой деятельности, поскольку осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.Из практики известно, что в норме к старшему дошкольному возрасту резко повышается интерес к звуковой стороне слова; у детей заметно улучшается звукопроизношение, у подавляющего большинства из них заканчивается процесс усвоения и осознания звуковой системы родного языка. В норме все дети до пяти лет должны овладеть звуковой культурой речи.Основной задачей учебно-воспитательной работы дошкольных учебных заведений компенсирующего типа для детей с общим недоразвитием речи является коррекция и развитие речи, ведь основным контингентом логопедических групп дошкольники, у которых наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы при наличии сохранения слуха и интеллекта. Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают такую ​​форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороны речи.При преодолении фонематического недоразвития необходимо проводить комплексную логопедическую работу. Она заключается в тесном взаимодействии логопеда, воспитателя дошкольной группы, психолога, врачей и родителей. Содержание работы по преодолению данного недоразвития в своих трудах описывали такие практики, как Бот А.С., Дмитриева Л.Д., Лалаева Р.М., Соботович Е.Ф., Хватцев М.Е. Они разработали систему комплексной и систематической коррекционной работы с учетом всех общеобразовательных дидактических принципов. Опираясь на их разработки, в данной работе сделана попытка подобрать ряд языковых игр и упражнений, которые целесообразно было бы использовать в работе по преодолению фонематического недоразвития и логопедам и воспитателям дошкольных учреждений, и педагогам начальной школы, и родителям.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. – М. : Просвещение, 1964. – 91 с.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2001.Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. -414 с.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / Алексей Николаевич Гвоздев. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 471 с.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб., 2000. – 183 с.Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с.Казанская В.Л., Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология, 2002, №6- с.67Каримова Н.В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21-24.Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с дизартрией). – М.: Педагогика, 2001. – 97 с.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: "Гном-Пресс", 2000.Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003-270с.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999Левицкий В. В. Семантика и фонетика : [пособие, подготовленное на материале экспериментальных исследований] / В. В. Левицкий. – Черновцы, 1973. – 103 с.Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2005.Лурия А.Р. Мышление и речь. - М.:Москов. ун-т, 1975.Манерко Е.И Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе // http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/12323.pdfОскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи // Дефектология, 2001, №2-с.49Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.Соботович Е. Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования / Е. Ф. Соботович. – К. : ИЗМН, 1997. – 44 сСпирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи //Дефектология. 2004. - №5.Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. :Просв., 1989. – С. 48–52.Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.331Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем воздасте / Н. Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР, отдел психологии. –Вып. 13. – 1948. – С. 101–132.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.312Эльконин Д. Б. Детская психология [развитие ребенка от рождения до семи лет] / Даниил Борисович Эльконин. – М. : Гос. учебно-пед. изд-во министерства просвещения РСФСР, 1960. – 328 с.

1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. – М. : Просвещение, 1964. – 91 с.
2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2001.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. -414 с.
4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / Алексей Николаевич Гвоздев. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
5. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб., 2000. – 183 с.
6. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83
7. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с.
8. Казанская В.Л., Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология, 2002, №6- с.67
9. Каримова Н.В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21-24.
10. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
11. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с дизартрией). – М.: Педагогика, 2001. – 97 с.
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: "Гном-Пресс", 2000.
13. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003-270с.
14. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999
15. Левицкий В. В. Семантика и фонетика : [пособие, подготовленное на материале экспериментальных исследований] / В. В. Левицкий. – Черновцы, 1973. – 103 с.
16. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2005.
17. Лурия А.Р. Мышление и речь. - М.:Москов. ун-т, 1975.
18. Манерко Е.И Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе // http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/12323.pdf
19. Оскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи // Дефектология, 2001, №2-с.49
20. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с.
21. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
22. Соботович Е. Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования / Е. Ф. Соботович. – К. : ИЗМН, 1997. – 44 с
23. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997.
24. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
25. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи //Дефектология. 2004. - №5.
26. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просв., 1989. – С. 48–52.
27. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.331
28. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем воздасте / Н. Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР, отдел психологии. –Вып. 13. – 1948. – С. 101–132.
29. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.312
30. Эльконин Д. Б. Детская психология [развитие ребенка от рождения до семи лет] / Даниил Борисович Эльконин. – М. : Гос. учебно-пед. изд-во министерства просвещения РСФСР, 1960. – 328 с.






Вопрос-ответ:

Что такое псевдобульбарная дизартрия?

Псевдобульбарная дизартрия - это нарушение артикуляции и произношения речи, вызванное повреждением нервной системы.

Какие фонематические процессы возникают у старших дошкольников в норме?

В норме у старших дошкольников возникает процесс замены одних звуков другими (сифилитизация, депальатизация) и процесс артикуляционного упрощения (упрощение согласных звуков, упрощение сложных звуков).

Какие дети относятся к группе старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии?

Дети с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии обычно имеют небольшое нарушение артикуляции, их возможности по произношению некоторых звуков ограничены, но общая разборчивость речи сохранена.

Каковы цели коррекции нарушений фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии?

Основные цели коррекции - развитие моторики артикуляционного аппарата, совершенствование навыков артикуляции звуков и формирование правильной речи.

Как проводится коррекция нарушений фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии?

Коррекция проводится через систему специальных упражнений, игр и заданий, направленных на развитие артикуляции и формирование правильной произношения звуков.

Что такое псевдобульбарная дизартрия?

Псевдобульбарная дизартрия - это речевое нарушение, вызванное повреждением мозга и сопровождающееся ослаблением контроля над артикуляцией. В результате этого дети испытывают трудности с произношением звуков и формированием фонематических процессов.

Какие фонематические процессы часто нарушаются у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией?

У старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией часто наблюдаются нарушения фонематических процессов, такие как замена звуков, искажение звуков, пропуск звуков и др. Эти нарушения влияют на понимание и произношение слов и фраз, что затрудняет коммуникацию.

Как происходит становление фонематических процессов у детей в норме?

Становление фонематических процессов у детей начинается в раннем возрасте и продолжается в дошкольном возрасте. Вначале ребенок осваивает основные звуки и учится их комбинировать в слоги и слова. Постепенно ребенок осознает, что слова состоят из отдельных звуков и учится различать их, что является основой для развития фонематических процессов.

Как психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией?

Старшие дошкольники с псевдобульбарной дизартрией обычно испытывают трудности в произношении и артикуляции звуков, имеют слабую артикуляционную моторику и ограниченный словарный запас. Они могут испытывать затруднения в общении и понимании речи окружающих.

Как провести коррекцию нарушений фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией?

Для коррекции нарушений фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией можно использовать различные методики и упражнения, направленные на улучшение артикуляции и развитие фонематического восприятия. Очень важно индивидуальный подход к каждому ребенку и проведение занятий с опытным логопедом или специалистом в данной области.

Что такое фонематические процессы?

Фонематические процессы - это процессы, связанные с образованием и дифференциацией звуков в речи. Они включают в себя звуковое анализирование, синтез и подбор звуков в словах.