Комиксная журналистика: история развития и современное состояние
Заказать уникальную дипломную работу- 74 74 страницы
- 62 + 62 источника
- Добавлена 13.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЖАНР КОМИКСА В ЖУРНАЛИСТИКЕ ХХ-ХХI ВВ. 7
1.1 Жанр комикса в журналистике: определение, история развития, особенности функционирования 7
1.2 Современное состояние жанра комикса в журналистике 20
2 СПЕЦИФИКА ЖУРНАЛИСТСКИХ КОМИКСОВ КАК ФОРМЫ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕДИА 31
2.1 Журналистские комиксы в отечественных СМИ 31
2.2 Особенности жанра комикса в зарубежных СМИ 40
2.3 Перспективы развития комиксной журналистики 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. АНАЛИЗ ЖУРНАЛИСТСКИХ КОМИКСОВ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. АНАЛИЗ ЖУРНАЛИСТСКИХ КОМИКСОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЖУРНАЛИСТСКИХ КОМИКСОВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ 73
Они связаны со спецификой его восприятия, подразумевающей, что читатель должен быть подготовлен к чтению комикса. Во-первых, аудитории необходимо уметь воспринимать информацию, поданную в виде графических изображений с короткими подписями. Во-вторых, ряд журналистских комиксов подразумевает наличие у аудитории соответствующих знаний и данных, которые позволили бы правильно интерпретировать изображенную историю, увидев не только внешние иллюстрации, но и интертекстуальные связи. Однако не все читатели имеют соответствующую базу, и далеко не все способны анализировать комикс, вчитываясь в его внутренние смыслы.В связи с этим особое развитие может получить направление новостного комикса, подразумевающее иллюстрацию к конкретной отдельно взятой новости. Комиксная иллюстрация позволит привлечь внимание к материалу, расставить акценты, а также выделить его из других подобных информационных заметок. К тому же, новостной комикс, как правило, не подразумевает наличие большого количества интертекстуальных связей, а представленные в комиксе изображения зачастую объясняются последующим текстом публикации.3. Российские СМИ все активнее привлекают иллюстраторов для создания журналистских материалов. Однако комиксная журналистика не пользуется популярностью аудитории и, как следствие, редко появляется на страницах изданий. Можно отметить, что от активности самих СМИ будет зависеть, насколько быстро аудитория сможет воспринимать и принимать комиксы. В России представляется необходимым формировать культуру восприятия комиксной журналистики не только в узких кругах любителей комиксов, но и у широкой общественности. Жанр комикса является многогранным и разносторонним, и его уверенное проникновение в российские СМИ обогатит жанровую палитру периодических изданий.4. Перспективы дальнейшего развития комиксной журналистики связаны с ростом интернет-аудитории и активным развитием информационных технологий. На данный момент в стране развивается независимая комиксная журналистика. Комиксы на политические и социальные темы публикуются в блогах, отдельных изданиях.По данным российского новостного издания «TheRunet», журналистика прошла фазу увеличения спроса на иллюстрации, следующей была инфографика. Постепенно складывается практика комиксной журналистики.Комиксная журналистика будет становиться более интерактивной и персонализированной. Это связано с тем, что все доступнее становятся инструменты сбора и анализа данных пользователей, позволяющие делать контент, основанной на интересах конкретной аудитории. Перечисленные инструменты позволят более точно таргетировать информацию, а также персонализировать ее подачу.5. В ближайшей перспективе комикс-журналистика останется нишевой, т.е. актуальной и интересной определенному узкому кругу лиц. В то же время в среде СМИ прослеживается тенденция активного нишевания. Более мелкие СМИ не стараются конкурировать с крупными, а ищут свою нишу, выпуская качественные материалы в конкретной области. Кроме того, комикс участвует в формировании авторской журналистики, набирающей популярность в последние годы.Таким образом, можно сделать вывод о том, что перспективы развития комиксной журналистики в России связаны с тенденцией визуализации информации и упрощения ее восприятия, а также с развитием авторской журналистики.Также для комиксной журналистики характерно более активное развитие новостных комиксов, привлечение широкой аудитории за счет формирования культуры потребления комиксных материалов. В России на данный момент не выработано культурной привычки восприятия специфического языка комиксов, т.к. комикс не является распространенным жанром. Человеку, который ранее практически не сталкивался с комиксом, сложно и некомфортно воспринимать его. В свою очередь, привычка понимать графический стиль комикса формируется в процессе ознакомления с этим жанром. Чем чаще человек будет встречать комиксы в журналистских материалах, тем точнее он сможет понять и прочитать замысел автора.Благодаря развитию интернет-технологий появляется возможность персонализированной доставки контента, в том числе комиксов. Комиксная журналистика становится востребованной в нишевых визуальных медиа (например, зарубежные проекты «Symbolia», «Cartoons»), а также развивается авторская независимая журналистика, использующая комиксы как один из инструментов донесения своей позиции на те или иные события окружающей действительности.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью исследования являлось выявление ключевых особенностей использования жанра комикса в СМИ в XX-XXI вв. и анализ его современного состояния.Для достижения поставленной цели было определено понятие комикса в журналистике. Комикс представляет собой способ повествования, где в качестве текста используется последовательность кадров, содержащих визуальную и вербальную составляющие, вместе организующие органическое смысловое единство.В рамках исследования выявлено, что комиксы относят к графической, или визуальной журналистике, представляющей собой форму журналистики, при которой реальные события описываются с использованием сочетания визуальных образов и слов.На стыке текста и иллюстраций рождается интертекстуальная связь, подразумевающая наличие в комиксе дополнительных смыслов и оценок, отсылок к ситуациям, текстам и именам.В теоретической части работы исследована история развития жанра комиксной журналистики. С момента его зарождения в первой половине XIX века до настоящего времени комикс прошел целый ряд этапов, в рамках которых он распространился из США по другим странам и получил популярность во многих из них, постепенно проникнув в самые разные сферы жизни.В исследовании выделена классификация журналистских комиксов, на основании которой были проанализированы комиксы российских и зарубежных средств массовой информации.Классификация основана на выделении различных типов комиксов по нескольким основаниям. По типу использования были выделены комиксы, представляющие отдельный журналистский материал, иллюстрирующие текст или изданные в качестве отдельного произведения. По степени использования вымысла комиксная журналистика подразделена на реалистичную, публицистическую и художественную.Активное развитие комиксов обусловило их появление в самых разных жанрах, в связи с чем комиксы можно классифицировать по жанровому подобию. Одним из основных оснований для классификации служит градация комиксов по тематической принадлежности.Для оценки современных журналистских комиксов в работу была введена модель речевого жанра, предложенная Т.В. Шмелевой. Модель анализирует жанр по таким признакам, как коммуникативная цель жанра, концепция автора и адресата, событийное содержание, фактор коммуникативного прошлого, фактор коммуникативного будущего, вербальное и визуальное воплощение.В рамках исследования была проанализирована специфика журналистских комиксов в отечественных СМИ на примере изданий «Русский репортер», «Деловой Петербург», «Новая газета», а также сайтов «TheVillage», НТВ.Выявлено, что политическая и социальная тематика являются ключевыми в российской комиксной журналистике. Среди всех жанровых видов комикса преобладают новостной комикс и комикс-иллюстрация. При этом большая часть российских комиксов выполнены в нейтральной тональности и не содержат острой сатирической оценки окружающей действительности. В российских СМИ публикуются реалистичные, публицистические и художественные комиксы, однако в совокупности они составляют менее 1 % от общего количества графических иллюстраций СМИ. Было определено, что многие средства массовой информации России в то или иное время имели опыт ведения рубрики комиксов, однако она закрылась по разным причинам. В настоящее время регулярно комиксы публикуются только в издании «Новая газета». Проанализированные комиксы в своем большинстве представляют собой иллюстрации, дополняющие журналистскую публикацию. Кроме того, комиксы в России выходят в качестве разовых проектов.Анализ журналистских комиксов в зарубежных СМИ проводился на примере изданий Франции (журналы «LaRevueDessinee», «CharlieHebdo»), США (газета «TheNewYorkTimes») и Китая (издание «ChinaDaily»). Проведенное исследование показало, что тематика иностранных комиксов разнообразнее российской и, помимо социальной и политической тематики, включает также комиксы на культурную, экономическую, экологическую тему.Зарубежные СМИ не боятся публиковать острые, сатирические комиксы, ярко высвечивающие недостатки современного общества. Такие комиксы обладают яркой эмоциональностью и четкой позицией автора или редакции по проблеме, поднимаемой в комиксе. В зарубежных СМИ комиксы нередко присутствуют на постоянной основе и представляют собой не только иллюстрации к публикациям, но и полноценные отдельные журналистские материалы.Проведенный сравнительный анализ российских и зарубежных комиксов показал, что исследуемый жанр имеет как отличия, так и сходства в зависимости от страны и от издания. Выявлено, что коммуникативная цель большинства российских комиксов состоит в визуальной фиксации события или в графическом иллюстрировании материала. В то же время зарубежные комиксы преследуют цель критического осмысления проблемы, ее авторское осмысление и выражение собственного мнения журналиста.В рамках анализа сюжета было выявлено, что российские комиксы имеют преимущественно простой сюжет, а все действия комикса разворачиваются в рамках одного события. В то же время зарубежные комиксы в основном включают анализ действительности, выходящей за рамки одного события, а также нередко обращаются к глобальным проблемам современности.Текст комиксов в российских и зарубежных СМИ содержит ряд изобразительно-выразительных средств. При этом зарубежные СМИ активнее используют различные иносказательные и сатирические средства. Все проанализированные комиксы демонстрируют связность вербального и визуального компонента.Проведенное исследование позволило сформулировать перспективы развития комиксной журналистики. Согласно прогнозам, жанр комикса продолжит активно развиваться в рамках визуальной журналистики в целом. Особенностями клипового сознания аудитории обусловливается необходимость уменьшения количества текста и упрощения вербальной составляющей материалов.При этом наибольшее развитие получает новостной комикс, позволяющий привлечь внимание к материалу, расставить акценты, а также выделить его из других подобных информационных заметок. К тому же, новостной комикс не подразумевает наличие большого количества интертекстуальных связей, сложных для восприятия большинства представителей аудитории.В России развитию комиксной журналистики будет способствовать более активное использование жанра средствами массовой информации. Это позволит сформировать культуру восприятия комиксной журналистики, которая на данный момент не развита в российском обществе.Человеку, который ранее практически не сталкивался с комиксом, сложно и некомфортно воспринимать его. В свою очередь, привычка понимать графический стиль комикса формируется в процессе ознакомления с этим жанром. Чем чаще человек будет встречать комиксы в журналистских материалах, тем точнее он сможет понять и прочитать замысел автора.Перспективы дальнейшего развития комиксной журналистики связаны с ростом интернет-аудитории, активным развитием информационных технологий и авторской журналистики.Комиксная журналистика становится востребованной в нишевых визуальных медиа (например, зарубежные проекты «Symbolia», «Cartoons»).Главный вывод проведенного исследования заключается в том, что комиксная журналистика представляет собой специфический жанр, позволяющий создать своеобразную метареальность,которая не является суммой визуального и вербального элементов комикса, а превосходит ее по глубине смысла. Кроме того, дополнительные смыслы позволяют выразить позицию авторов комиксов, их эмоции и отношение к происходящим событиям.Все это привело к тому, что использование жанра комикса для освещения реальных событий современной действительности становится все более популярным. Активное развитие информационных технологий и усиливающиеся тенденции визуализации позволяют говорить о широких перспективах развития данного жанра в журналистике.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК«Вопиющий цинизм»: в Госдуме возмущены карикатурами CharlieHebdo на гибель A321 // НТВ. - URL: https://www.ntv.ru/novosti/1562759/ (дата обращения: 29.04.2020)10 комиксов, которым не нужны супергерои: «Сабрина», репортаж из Палестины, убийства в Уайтчепеле и жизнь иностранца в КНДР // Meduza. - URL: https://meduza.io/shapito/2018/07/26/10-komiksov-kotorym-ne-nuzhny-supergeroi (дата обращения: 27.04.2020)АртШпигельман — Маус / Art Spiegelman- Maus // Comic Books World. - URL: https://comicbooks.world/read-maus-art-spiegelman/ (датаобращения: 29.04.2020)Ветлугина А.Ю. Новостной комикс в китайской онлайн-журналистике / А.Ю. Ветлугина // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2015. - № 4. - С. 101-116Ветлугина А.Ю. Особенности формирования имиджа России в интернет-СМИ Китая (новостные комиксы): автореф. дис.... канд. филол. н. - М., 2016. -23 с.Вечный двигатель // Новая газета. - URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/03/14/84311-vechnyy-dvigatel(дата обращения: 02.05.2020)Выгузова Н.Ю., Хатунцева О.А. Структура инвективно-коммуникативного поведения личности / Н.Ю. Выгузова, О.А. Хатунцева // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №. 11. - С. 362-366 Городские зарисовки: модернизация чиновников // Деловой Петербург. - URL: https://www.dp.ru/a/2010/06/18/Gorodskie_zarisovki_mode(дата обращения: 01.05.2020)Графический роман: 10 важнейших репортажей // Коммерсантъ Weekend. - 2012. - № 48. - С. 30Григорьева Н.Ю. Комикс как креолизованный текст / Н.Ю. Григорьева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. - 2013. - Т. 10. № 1, 2013. - С. 109-111Григорьева Н.Ю. Функции когнитивной метафоры в поликодовом сообщении (на примере политического комикса) / Н.Ю. Григорьева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. - 2012. - № 25. - С. 107-108Иванова Т., Взятышева В. Общество и политика в картинках. Социальный комикс в России / Т. Иванова, В. Взятышева // TextinArt. - URL: https://textinart.wordpress.com/2014/01/13/общество-и-политика-в-картинках-социа/ (дата обращения: 01.05.2020) История комиксов: рождение супергероев // Дилетант. - URL: https://diletant.media/articles/26254609/(дата обращения: 01.05.2020) Каменева В.А., Потапова Н.В. Электронный новостной дискурсв аспекте креолизации (к постановке проблемы) / В.А. Каменева, Н.В. Потапова // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике. Сборник статей II Международной научной конференции. - Казань, 2016. - С. 336-340Козлов Е.В. Комикс как явление лингвокультуры: знак - текст - миф / Е.В. Козлов. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - 183 с.Коломиец О.А. Комикс как инструмент журналиста (на примере комикса Джо Сакко «Палестина») / О.А. Коломиец // Век информации. - 2019. - Т.7. № 1. - С. 126-133Коломиец О.А. Комикс как инструмент журналиста: особенности визуального сторителлинга / О.А. Коломиец // Межвузовский сборник научных работ студентов, магистрантов и аспирантов 18-й международной конференции студентов и аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» и финалистов XII международного «Конкурса научных работ студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей» Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. - СПб., 2019. - С. 90-95Комикс – «страна» контрастов? // Аргументы и факты. - URL: https://aif.ru/archive/1727656(дата обращения: 01.05.2020)КомМиссия. XVIII Московский международный фестиваль-салон рисованных историй // Музей Москвы. - URL: http://mosmuseum.ru/events/p/kommissiya-xviii-moskovskiy-mezhdunarodnyiy-festival-salon-risovannyih-istoriy/(дата обращения: 01.05.2020)Краудфандинг // Русский репортер. - URL: https://expert.ru/russian_reporter/2020/04/kraudfanding/(дата обращения: 02.05.2020)Кузьмина М.А. Карикатура в современной прессе: тематика, функции, соблюдение этических норм / М.А. Кузьмина // Труды института бизнес-коммуникаций. - 2018. - Т. 4. - С. 110-118Лучшие социальные комиксы на русском языке // Русский репортер. - 2011. - № 48 (226). URL: https://expert.ru/russian_reporter/2011/48/luchshie-sotsialnyie-komiksyi-narusskom-yazyike/ (дата обращения: 27.04.2020)МакКлауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство / С. МакКлауд. - М.: Белое яблоко, 2016. - 216 с.Медиахолдинг «Эксперт» // Эксперт. - URL: https://expert.ru/about/ (дата обращения: 02.05.2020)Мединский назвал «убожеством» чтение комиксов // НТВ. - URL: https://www.ntv.ru/novosti/2229630/(дата обращения: 01.05.2020)Набережнов Г. Как Химкинский лес съест строителей / Г. Набережнов // Русский репортер. - 2011. - № 48 (226). URL: http://rusrep.ru/article/2011/12/07/comix(дата обращения: 01.05.2020)Новостные комиксы - новое слово в журналистике // Radio.ru. - URL: https://www.radioportal.ru/news/novostnye-komiksy-novoe-slovo-v-zhurnalistike (дата обращения: 04.05.2020) Новостные комиксы – новое слово в журналистике // Radioportal. - URL: https://radioportal.ru/news/novostnye-komiksy-novoe-slovo-v-zhurnalistike(дата обращения: 30.04.2020)Ольга Лаврентьева «Сурвило» // Бумкнига. - URL: https://boomkniga.ru/shop/books/biografiya/survilo/(дата обращения: 01.05.2020)Постскриптум: Мэрия защищает плитку // TheVillage. - URL: https://www.the-village.ru/village/city/comics/116179-postskriptum-plitka-2(дата обращения: 02.05.2020)Российская комикс-журналистика история современное состояние перспективы // Present5. - URL: https://present5.com/download/presentacia.php?id=848710(дата обращения: 30.04.2020)Рязанова А.Ю. Новостной комикс как новый конвергентный жанр интернет-СМИ Китая / А.Ю. Рязанова // Русистика. - 2015. - № 1. - С. 80-86Сакко Д. Палестина / Д. Сакко. - СПб.: Бумкнига, 2016. - 296 с.Свитич А.Л. Специфика графической иллюстрации как компонента контента качественных изданий / А.Л. Свитич // Медиаскоп. - 2015. - № 3. URL: http://www.mediascope.ru/1777(дата обращения: 26.04.2020)Симакова С.И. Развитие визуальной журналистики / С.И. Симакова // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2016. - С. 125-129.Советские карикатуры // Назад в СССР. - URL: https://back-in-ussr.com/2018/02/sovetskie-karikatury.html(дата обращения: 30.04.2020)Сонин А.Г. Комикс: психолингвистический анализ. Монография / под ред. В.А. Пищальниковой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. - 111 с.Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. - М.: Наука, 1990. – С. 180–186.Социальный российский комикс // Хроники Чедрика. - URL: http://chedrik.ru/2012/socialnyj-rossijskij-komiks/(дата обращения: 01.05.2020)Столярова Л.Г. Анализ структурных элементов комикса / Л.Г. Столярова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. - № 1. - С. 383-388Столярова Л.Г. Вербальные и невербальные компоненты коммуникации в текстах французских комиксов (на материале комиксов серии «Астерикс»): дис. ... канд. филол. н. - Воронеж, 2012. - 178 с.Тайна «Роскосмоса». Как лунный лифт спустил правительство Медведева с неба на землю // Новая газета. - URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/02/16/83934-tayna-roskosmosa(дата обращения: 02.05.2020)Урусов Г. Новые медиа – больше картинок, меньше текста / Г. Урусов // TheRunet. - URL: https://therunet.com/articles/2156 (дата обращения: 30.04.2020)Фетисова Т.А. С. Кара-Мурза. О комиксах / Т.А. Фетисова // Вестник культурологии. - 2017. - № 2 (81). - С. 196-197Футбольные комиксы. Истории, которыми хочется поделиться… // НТВ. - https://ntvplus.ru/promo/football/(дата обращения: 03.05.2020)Шевелев А. «Убожество»: Мединский заклеймил взрослых, читающих комиксы / А. Шевелев // Газета.ru. - URL: https://www.gazeta.ru/culture/2019/09/04/a_12626245.shtml(дата обращения: 01.05.2020)Шевченко В.Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики / В.Э. Шевченко // Электронный научный журнал «Медиаскоп». - 2014. - № 4. URL: http://www.mediascope.ru/1654(дата обращения: 01.05.2020)Шишикин В. Веселые картинки. Комиксы в СССР и России / В. Шишикин // Ежемесячный журнал «Мир фантастики». - 2011. - № 94. URL: http://old.mirf.ru/Articles/art4680.htm(дата обращения: 02.05.2020)Шмелева Т.В. Модель речевого жанра / Т.В. Шмелева // Жанры речи. – Саратов: Колледж, 1997. – Вып.1. – 212 с. – С. 88-99Шпигельман А. Маус: графический роман / А. Шпигельман. - М.: АСТ: COPRUS, 2014. - 296 с.#5 Automne 2014 // La revue dessinee. - URL: https://www.larevuedessinee.fr/produit/5-2014-automne/ (датаобращения: 04.05.2020) AdamsS. JoeSacco / S. Adams // AVClub. - URL: https://www.avclub.com/joe-sacco-1798226421(датаобращения: 27.04.2020) Chair à carton - Retour sur le moisoù Amazon a tiré profit de la pandémie // La revue dessinee. - URL: https://www.larevuedessinee.fr/reportages/#!chair-a-carton (датаобращения: 04.05.2020)Comics Journalism // Open School of Journalism. - URL: https://www.openschoolofjournalism.com/distance-education-program/courses/comics-journalism-jg090(датаобращения: 01.05.2020) Drowning in trash // China Daily. - URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/201906/25/WS5d115c29a3103dbf14329f69.html (датаобращения: 29.04.2020) Edwards G. A Pandemic Gives the Funny Pages a Jolt of Reality / G. Edwards // The New York Time. - URL: https://www.nytimes.com/2020/04/27/arts/design/comic-strips-coronavirus.html(датаобращения: 30.04.2020)Heslop A. How comics journalism is helping to humanise migration / A/ Heslop // World Association of Newspapers and News Publishers. - URL: https://blog.wan-ifra.org/2016/02/16/how-comics-journalism-is-helping-to-humanise-migration(датаобращения: 01.05.2020) La revue dessinée # 05 // Dan Mazur's Comics. - URL: http://www.danmazurcomics.com/2014/11/18/la-revue-dessinee-05/ (датаобращения: 04.05.2020) Le dessin de Charlie HebdosurAylanexpliqué pour les nuls // Konbini. - URL: https://www.konbini.com/fr/tendances-2/dessin-charlie-hebdo-aylan-pour-les-nuls/ (датаобращения: 05.05.2020)Littauer J. Le PIB nous rend aveugles / J. Littauer // Charlie Hedbro. - URL: https://charliehebdo.fr/2020/04/economie/le-pib-nous-rend-aveugles/ (датаобращения: 05.05.2020) Manipulated // China Daily. - URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202001/03/WS5e0e81c3a310cf3e355822b7.html (датаобращения: 29.04.2020) New York Stories // The New York Time Magazine. - URL: https://www.nytimes.com/interactive/2017/06/02/magazine/new-york-stories-introduction.html (датаобращения: 30.04.2020)ПРИЛОЖЕНИЕ ААнализ журналистских комиксов в отечественных СМИТаблица А.1 – Анализ журналистских комиксов в отечественных СМИНаименование СМИТематика комиксовЖанровое подобиеТональность комикса и острота сатирыСтепень использования вымыслаЧастота и периодичность использованияТип использования комикса«Русский репортер»СоциальнаяПолитическаяНовостной комиксКомикс-иллюстрацияКомиксы нейтральной тональности, встречаются острые политические комиксыРеалистичные комиксыХудожественные комиксыМенее 1 % от общего количества графических иллюстрацийОтсутствие периодичности публикацииДо 2011 года - отдельный журналистский материалВ настоящее время - преимущественно иллюстрации, дополняющие публикацию«Деловой Петербург»СоциальнаяПолитическаяНовостной комиксКомикс-репортажКомиксы нейтральной тональности, встречаются острые политические комиксыРеалистичные и публицистические комиксыВ настоящее время – менее 1 % от общего количества графических иллюстрацийОтсутствие периодичности публикацииДо 2015 года – отдельный полноценный журналистский материалПосле 2015 года – преимущественно иллюстрации, дополняющие публикациюПродолжение таблицы А.1Наименование СМИТематика комиксовЖанровое подобиеТональность комикса и острота сатирыСтепень использования вымыслаЧастота и периодичность использованияТип использования комикса«Новая газета»СоциальнаяПолитическаяНовостной комиксКомикс-репортажОстрая негативная оценка происходящих в стране событийХудожественные комиксыКомиксы публикуются в отдельной рубрике (периодичность – 2-4 раза в месяц)Отдельный полноценный журналистский материал«TheVillage»СоциальнаяПолитическаяНовостной комиксКомиксы преимущественно нейтральной тональностиРеалистичные комиксыМенее 1 % от общего количества графических иллюстрацийОтсутствие периодичности публикацииДо 2013 г. – отдельная рубрика с новостными комиксамиВ настоящее время - преимущественно иллюстрации, дополняющие публикациюСайт НТВСоциальнаяПолитическаяСпортивнаяНовостной комиксКомикс-хроникаКомиксы преимущественно нейтральной тональностиРеалистические и публицистические комиксыМенее 1 % от общего количества графических иллюстрацийОтсутствие периодичности публикацииИллюстрации, дополняющие публикациюОтдельный проектПРИЛОЖЕНИЕ БАнализ журналистских комиксов в зарубежных СМИТаблица Б.1 – Анализ журналистских комиксов в зарубежных СМИНаименование СМИТематика комиксовЖанровое подобиеТональность комикса и острота сатирыСтепень использования вымыслаЧастота и периодичность использованияТип использования комикса«LaRevueDessinee»СоциальнаяПолитическаяЭкономическаяКультурнаяКомикс-репортажКомикс-хроникаКомикс-расследованиеНовостной комиксНа страницах издания публикуются преимущественно нейтральные комиксы, однако встречается острая сатираРеалистичные, публицистические и художественные комиксыЖурнал состоит исключительно из комиксовОтдельный полноценный журналистский материал«CharlieHebdo»СоциальнаяПолитическаяЭкономическаяСатираПровокационные и скандальные комиксыОстрая сатира на все происходящие событияХудожественные комиксыКомиксы публикуются несколько раз в месяцДо 2015 г. – отдельный журналистский материалВ настоящее время – преимущественно в качестве иллюстраций, дополняющих материал«TheNewYorkTimes»СоциальнаяПолитическаяКомикс-репортажКомикс-хроникаНовостной комиксПреимущественно нейтральные комиксы, встречается политическая сатираРеалистичные, публицистические и художественные комиксыНесколько раз в кварталВ рамках отдельных проектовВ качестве иллюстраций, дополняющих материалПродолжение таблицы Б.1Наименование СМИТематика комиксовЖанровое подобиеТональность комикса и острота сатирыСтепень использования вымыслаЧастота и периодичность использованияТип использования комикса«ChinaDaily»СоциальнаяПолитическаяЭкологическаяНовостной комиксКомикс-иллюстрацияЭмоционально окрашенные комиксы без яркой и остро направленной сатирыПублицистические и художественные комиксыКомиксы публикуются несколько раз в месяцВ качестве отдельных иллюстраций рубрики «Cartoons»ПРИЛОЖЕНИЕ ВСравнительный анализ журналистских комиксов в российских и зарубежных СМИТаблица В.1 – Сравнительный анализ журналистских комиксов в российских и зарубежных СМИНаименование параметраРоссийские СМИЗарубежные СМИКоммуникативная цель комиксаОсновная цель большинства комиксов – визуальная фиксация события, графическое иллюстрирование материаловРеже – критическое осмысление и художественная интерпретация проблемыОсновная цель большинства комиксов – критическое осмысление проблемы, выражение мнения о проблеме редакции или журналиста, авторское осмыслениеРеже – графическое иллюстрирование материаловКонцепция авторовПреимущественно нейтральное или юмористическое отношение к рассматриваемой в комиксе проблемеРеже встречается негативно окрашенное отношениеПреимущественно остро негативное, критическое отношение к рассматриваемой проблемеРеже встречается нейтральное отношениеКонцепция адресатаВ комиксах, выполненных как отдельный журналистский материал (преимущественно в издании «Новая газета») предполагается широкая информированность адресата, его осведомленность обо всех актуальных событиях, произошедших в стране и мире за последнее времяВ комиксах, выполненных в качестве иллюстрации, дополняющей публикацию, не подразумевается необходимость широкой осведомленности адресата (все поясняющие подробности прописаны в публикации)В большинстве комиксов предполагается широкая информированность адресата, его осведомленность обо всех актуальных событияхПродолжение таблицы В.1Наименование параметраРоссийские СМИЗарубежные СМИСобытийное содержаниеКомиксы преимущественно с простым сюжетом, действия комикса разворачиваются в рамках одного события (за исключением комиксов «Новой газеты»)Участники комикса – абстрактные или конкретные политические, общественные деятели, спортсменыКомиксы преимущественно включают анализ действительности, выходящей за рамки одного события (обращение к глобальным проблемам современности)Участники комикса – абстрактные или конкретные политические и общественные деятели, компании, собирательные образыПредмет комиксаАктуальные события в области политики, социальной жизни общества. Переосмысление спортивных исторических событийАктуальные события в области политики, социальной жизни общества, экономики, экологии. Переосмысление исторических событийФактор коммуникативного прошлогоПодразумевается, что жанр комикса является реакцией журналиста на определенное событие: вторичным по отношению к событию и инициальным по отношению к другим речевым жанрам.Подразумевается, что жанр комикса является реакцией журналиста на определенное событие: вторичным по отношению к событию и инициальным по отношению к другим речевым жанрамФактор коммуникативного будущегоПодразумевается реакция общественности на комиксПодразумевается острая реакция общественности на комикс, а в некоторых случаях появление ответных резонансных публикаций, обсуждающих темы, поднятые в комиксеВербальное и визуальное воплощение жанра комиксаВ тексте комикса используется прямая речь героев, метафоры, аллюзииВ визуальной части комикса используются аллюзии, метафорыСвязность вербального и визуального компонентов для создания комплексной метафорыВ российских СМИ присутствуют и комиксы с вербальной составляющей, и «немые» комиксы (практически полное отсутствие текста)В тексте комикса используется прямая речь героев,цитаты, метафоры, антитезы, аллюзии, гиперболыВ визуальной части комикса используются аллюзии, метафорыСвязность вербального и визуального компонентов для создания комплексной метафорыВ зарубежных СМИ присутствуют и комиксы с вербальной составляющей, и «немые» комиксы
1. «Вопиющий цинизм»: в Госдуме возмущены карикатурами Charlie Hebdo на гибель A321 // НТВ. - URL: https://www.ntv.ru/novosti/1562759/ (дата обращения: 29.04.2020)
2. 10 комиксов, которым не нужны супергерои: «Сабрина», репортаж из Палестины, убийства в Уайтчепеле и жизнь иностранца в КНДР // Meduza. - URL: https://meduza.io/shapito/2018/07/26/10-komiksov-kotorym-ne-nuzhny-supergeroi (дата обращения: 27.04.2020)
3. Арт Шпигельман — Маус / Art Spiegelman- Maus // Comic Books World. - URL: https://comicbooks.world/read-maus-art-spiegelman/ (дата обращения: 29.04.2020)
4. Ветлугина А.Ю. Новостной комикс в китайской онлайн-журналистике / А.Ю. Ветлугина // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2015. - № 4. - С. 101-116
5. Ветлугина А.Ю. Особенности формирования имиджа России в интернет-СМИ Китая (новостные комиксы): автореф. дис.... канд. филол. н. - М., 2016. - 23 с.
6. Вечный двигатель // Новая газета. - URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/03/14/84311-vechnyy-dvigatel (дата обращения: 02.05.2020)
7. Выгузова Н.Ю., Хатунцева О.А. Структура инвективно-коммуникативного поведения личности / Н.Ю. Выгузова, О.А. Хатунцева // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №. 11. - С. 362-366
8. Городские зарисовки: модернизация чиновников // Деловой Петербург. - URL: https://www.dp.ru/a/2010/06/18/Gorodskie_zarisovki_mode (дата обращения: 01.05.2020)
9. Графический роман: 10 важнейших репортажей // Коммерсантъ Weekend. - 2012. - № 48. - С. 30
10. Григорьева Н.Ю. Комикс как креолизованный текст / Н.Ю. Григорьева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. - 2013. - Т. 10. № 1, 2013. - С. 109-111
11. Григорьева Н.Ю. Функции когнитивной метафоры в поликодовом сообщении (на примере политического комикса) / Н.Ю. Григорьева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. - 2012. - № 25. - С. 107-108
12. Иванова Т., Взятышева В. Общество и политика в картинках. Социальный комикс в России / Т. Иванова, В. Взятышева // Text in Art. - URL: https://textinart.wordpress.com/2014/01/13/общество-и-политика-в-картинках-социа/ (дата обращения: 01.05.2020)
13. История комиксов: рождение супергероев // Дилетант. - URL: https://diletant.media/articles/26254609/ (дата обращения: 01.05.2020)
14. Каменева В.А., Потапова Н.В. Электронный новостной дискурс в аспекте креолизации (к постановке проблемы) / В.А. Каменева, Н.В. Потапова // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике. Сборник статей II Международной научной конференции. - Казань, 2016. - С. 336-340
15. Козлов Е.В. Комикс как явление лингвокультуры: знак - текст - миф / Е.В. Козлов. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - 183 с.
16. Коломиец О.А. Комикс как инструмент журналиста (на примере комикса Джо Сакко «Палестина») / О.А. Коломиец // Век информации. - 2019. - Т.7. № 1. - С. 126-133
17. Коломиец О.А. Комикс как инструмент журналиста: особенности визуального сторителлинга / О.А. Коломиец // Межвузовский сборник научных работ студентов, магистрантов и аспирантов 18-й международной конференции студентов и аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» и финалистов XII международного «Конкурса научных работ студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей» Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. - СПб., 2019. - С. 90-95
18. Комикс – «страна» контрастов? // Аргументы и факты. - URL: https://aif.ru/archive/1727656 (дата обращения: 01.05.2020)
19. КомМиссия. XVIII Московский международный фестиваль-салон рисованных историй // Музей Москвы. - URL: http://mosmuseum.ru/events/p/kommissiya-xviii-moskovskiy-mezhdunarodnyiy-festival-salon-risovannyih-istoriy/ (дата обращения: 01.05.2020)
20. Краудфандинг // Русский репортер. - URL: https://expert.ru/russian_reporter/2020/04/kraudfanding/ (дата обращения: 02.05.2020)
21. Кузьмина М.А. Карикатура в современной прессе: тематика, функции, соблюдение этических норм / М.А. Кузьмина // Труды института бизнес-коммуникаций. - 2018. - Т. 4. - С. 110-118
22. Лучшие социальные комиксы на русском языке // Русский репортер. - 2011. - № 48 (226). URL: https://expert.ru/russian_reporter/2011/48/luchshie-sotsialnyie-komiksyi-narusskom-yazyike/ (дата обращения: 27.04.2020)
23. МакКлауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство / С. МакКлауд. - М.: Белое яблоко, 2016. - 216 с.
24. Медиахолдинг «Эксперт» // Эксперт. - URL: https://expert.ru/about/ (дата обращения: 02.05.2020)
25. Мединский назвал «убожеством» чтение комиксов // НТВ. - URL: https://www.ntv.ru/novosti/2229630/ (дата обращения: 01.05.2020)
26. Набережнов Г. Как Химкинский лес съест строителей / Г. Набережнов // Русский репортер. - 2011. - № 48 (226). URL: http://rusrep.ru/article/2011/12/07/comix (дата обращения: 01.05.2020)
27. Новостные комиксы - новое слово в журналистике // Radio.ru. - URL: https://www.radioportal.ru/news/novostnye-komiksy-novoe-slovo-v-zhurnalistike (дата обращения: 04.05.2020)
28. Новостные комиксы – новое слово в журналистике // Radioportal. - URL: https://radioportal.ru/news/novostnye-komiksy-novoe-slovo-v-zhurnalistike (дата обращения: 30.04.2020)
29. Ольга Лаврентьева «Сурвило» // Бумкнига. - URL: https://boomkniga.ru/shop/books/biografiya/survilo/ (дата обращения: 01.05.2020)
30. Постскриптум: Мэрия защищает плитку // The Village. - URL: https://www.the-village.ru/village/city/comics/116179-postskriptum-plitka-2 (дата обращения: 02.05.2020)
31. Российская комикс-журналистика история современное состояние перспективы // Present5. - URL: https://present5.com/download/presentacia.php?id=848710 (дата обращения: 30.04.2020)
32. Рязанова А.Ю. Новостной комикс как новый конвергентный жанр интернет-СМИ Китая / А.Ю. Рязанова // Русистика. - 2015. - № 1. - С. 80-86
33. Сакко Д. Палестина / Д. Сакко. - СПб.: Бумкнига, 2016. - 296 с.
34. Свитич А.Л. Специфика графической иллюстрации как компонента контента качественных изданий / А.Л. Свитич // Медиаскоп. - 2015. - № 3. URL: http://www.mediascope.ru/1777 (дата обращения: 26.04.2020)
35. Симакова С.И. Развитие визуальной журналистики / С.И. Симакова // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2016. - С. 125-129.
36. Советские карикатуры // Назад в СССР. - URL: https://back-in-ussr.com/2018/02/sovetskie-karikatury.html (дата обращения: 30.04.2020)
37. Сонин А.Г. Комикс: психолингвистический анализ. Монография / под ред. В.А. Пищальниковой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. - 111 с.
38. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. - М.: Наука, 1990. – С. 180–186.
39. Социальный российский комикс // Хроники Чедрика. - URL: http://chedrik.ru/2012/socialnyj-rossijskij-komiks/ (дата обращения: 01.05.2020)
40. Столярова Л.Г. Анализ структурных элементов комикса / Л.Г. Столярова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2010. - № 1. - С. 383-388
41. Столярова Л.Г. Вербальные и невербальные компоненты коммуникации в текстах французских комиксов (на материале комиксов серии «Астерикс»): дис. ... канд. филол. н. - Воронеж, 2012. - 178 с.
42. Тайна «Роскосмоса». Как лунный лифт спустил правительство Медведева с неба на землю // Новая газета. - URL: https://novayagazeta.ru/articles/2020/02/16/83934-tayna-roskosmosa (дата обращения: 02.05.2020)
43. Урусов Г. Новые медиа – больше картинок, меньше текста / Г. Урусов // The Runet. - URL: https://therunet.com/articles/2156 (дата обращения: 30.04.2020)
44. Фетисова Т.А. С. Кара-Мурза. О комиксах / Т.А. Фетисова // Вестник культурологии. - 2017. - № 2 (81). - С. 196-197
45. Футбольные комиксы. Истории, которыми хочется поделиться… // НТВ. - https://ntvplus.ru/promo/football/ (дата обращения: 03.05.2020)
46. Шевелев А. «Убожество»: Мединский заклеймил взрослых, читающих комиксы / А. Шевелев // Газета.ru. - URL: https://www.gazeta.ru/culture/2019/09/04/a_12626245.shtml (дата обращения: 01.05.2020)
47. Шевченко В.Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики / В.Э. Шевченко // Электронный научный журнал «Медиаскоп». - 2014. - № 4. URL: http://www.mediascope.ru/1654 (дата обращения: 01.05.2020)
48. Шишикин В. Веселые картинки. Комиксы в СССР и России / В. Шишикин // Ежемесячный журнал «Мир фантастики». - 2011. - № 94. URL: http://old.mirf.ru/Articles/art4680.htm (дата обращения: 02.05.2020)
49. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра / Т.В. Шмелева // Жанры речи. – Саратов: Колледж, 1997. – Вып.1. – 212 с. – С. 88-99
50. Шпигельман А. Маус: графический роман / А. Шпигельман. - М.: АСТ: COPRUS, 2014. - 296 с.
51. #5 Automne 2014 // La revue dessinee. - URL: https://www.larevuedessinee.fr/produit/5-2014-automne/ (дата обращения: 04.05.2020)
52. Adams S. Joe Sacco / S. Adams // AV Club. - URL: https://www.avclub.com/joe-sacco-1798226421 (дата обращения: 27.04.2020)
53. Chair à carton - Retour sur le mois où Amazon a tiré profit de la pandémie // La revue dessinee. - URL: https://www.larevuedessinee.fr/reportages/#!chair-a-carton (дата обращения: 04.05.2020)
54. Comics Journalism // Open School of Journalism. - URL: https://www.openschoolofjournalism.com/distance-education-program/courses/comics-journalism-jg090 (дата обращения: 01.05.2020)
55. Drowning in trash // China Daily. - URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/201906/25/WS5d115c29a3103dbf14329f69.html (дата обращения: 29.04.2020)
56. Edwards G. A Pandemic Gives the Funny Pages a Jolt of Reality / G. Edwards // The New York Time. - URL: https://www.nytimes.com/2020/04/27/arts/design/comic-strips-coronavirus.html (дата обращения: 30.04.2020)
57. Heslop A. How comics journalism is helping to humanise migration / A/ Heslop // World Association of Newspapers and News Publishers. - URL: https://blog.wan-ifra.org/2016/02/16/how-comics-journalism-is-helping-to-humanise-migration (дата обращения: 01.05.2020)
58. La revue dessinée # 05 // Dan Mazur's Comics. - URL: http://www.danmazurcomics.com/2014/11/18/la-revue-dessinee-05/ (дата обращения: 04.05.2020)
59. Le dessin de Charlie Hebdo sur Aylan expliqué pour les nuls // Konbini. - URL: https://www.konbini.com/fr/tendances-2/dessin-charlie-hebdo-aylan-pour-les-nuls/ (дата обращения: 05.05.2020)
60. Littauer J. Le PIB nous rend aveugles / J. Littauer // Charlie Hedbro. - URL: https://charliehebdo.fr/2020/04/economie/le-pib-nous-rend-aveugles/ (дата обращения: 05.05.2020)
61. Manipulated // China Daily. - URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202001/03/WS5e0e81c3a310cf3e355822b7.html (дата обращения: 29.04.2020)
62. New York Stories // The New York Time Magazine. - URL: https://www.nytimes.com/interactive/2017/06/02/magazine/new-york-stories-introduction.html (дата обращения: 30.04.2020)
Вопрос-ответ:
Что такое комиксная журналистика?
Комиксная журналистика - это жанр журналистики, в котором информация передается посредством комиксов, то есть рисунков в комбинации с текстом.
Как развивался жанр комикса в журналистике?
Жанр комикса в журналистике появился в ХХ веке. Сначала он использовался в газетах для иллюстрации новостей и событий. Постепенно комиксы стали самостоятельным средством передачи информации.
Какие особенности есть у жанра комикса в журналистике?
Жанр комикса в журналистике отличается тем, что использует рисунки и текст вместе для передачи информации. Он часто задействует героев и диалоги, чтобы сделать информацию доступной и привлекательной для читателей.
Какие перспективы развития комиксной журналистики?
Развитие комиксной журналистики активно продолжается. С появлением новых технологий и возможностей визуальных медиа, комиксы в журналистике становятся все более популярными. Они позволяют передать информацию более эффективно и привлекательно для молодых аудиторий.
Где можно найти комиксную журналистику?
Комиксная журналистика часто публикуется в различных СМИ, включая газеты, журналы и онлайн-платформы. Она также может быть доступна на специальных веб-сайтах и в социальных сетях.
Что такое комиксная журналистика?
Комиксная журналистика – это жанр, в котором используются комиксы для передачи новостей, рассказа о событиях и фактах из реальной жизни. Она объединяет в себе элементы комиксов и журналистики, предлагая альтернативный способ визуализации историй.
Какова история развития комиксной журналистики?
История комиксной журналистики началась в XX веке, когда комиксы стали использоваться для передачи новостей и повествования о реальных событиях. Такие комиксы стали популярны в разных странах, и в последнее время наблюдается рост интереса к этому жанру.
Какие особенности комиксной журналистики в современном мире?
В современном мире комиксная журналистика становится все более популярной и получает признание. Она используется для передачи новостей, рассказа о событиях и проблемах в удобном и привлекательном формате. Комиксы могут быть использованы в разных СМИ и на разных платформах, таких как газеты, журналы, сайты и социальные сети.