эволюция формально-содержательной организации кинокритических текстов на сайте журнала
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 09.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1. Эволюция российской кинокритики под влиянием новых медиа 6
1.1. История и традиции отечественной кинокритики 6
1.2. Актуальные тенденции развития и задачи современной российской кинокритики. 10
1.3. Классические и новые жанры и форматы современной российской кинокритики. 13
Глава 2. Сайт журнала «Искусство кино» как отражение тенденций формально-содержательной организации кинокритических текстов 18
2.1. Традиционные жанры в истории журнала «Искусство кино» 20
2.2. Трансформация традиционных жанров на сайте журнала «ИК» 25
2.3. Новые жанры и форматы на сайте журнала «Искусство Кино 27
Заключение 28
Литература 30
Кодировочный бланк:Наличие категорий в сетевой версии/аналоге журнала «Искусство кино» 1970-х годов Подкатегории категории «Жанр»Январь 1972Январь 1973Январь 1974Январь 1975Январь 1977Итого% (30текста = 100%)% (23 текста = 100%)% (26 текстов = 100%)% (22 текста = 100%)% (15 текстов = 100%)%1. Рецензия (основа – анализ);171227241218,42. Рецензия (основа – реклама);0000003. Мини – рецензия;0000004. Эссе;038944,85. Творческий портрет (как харак.искусства);688122411,66. Творческий портрет (как информат-развлекат хар.);0000007. Интервью (касается искусства и становления в профессии);3845167,28. Интервью (личная жизнь);000040,89. Репортаж008502,69. Обзорная аналитическая статья;121719121214,410. Проблемная статья;33121117415,411. Отзывы читателей;304002,412. Комментарий;330001,213. Анонсирование;00000014. Обзор;350743,815. Новостная заметка;11140589,516. Любые современные маркетинговые провокации (акции, эвен-экшн и т.д.);00000017.Другие традиционные жанры (очерки, заметки, мемуары, некрологи.)8138087,418. Другое: сценарии, стихи, новеллы, рассказы.355344Как проиллюстрировано в кодировочном бланке, основные жанры, используемые в журнале «Искусство кино» - это рецензии, обзорные и проблемные статьи, как правило, эти статьи огромны по своим размерам по современным меркам. Так же в журнале встречаются интервью, причем не всегда соблюдается конструкция вопрос-ответ. Часто, киножурналист описывает ситуацию, человека, которого видит, обстановку, делает лирические отступления – всё, для того, чтобы создать цельный образ. В журнале есть активное взаимодействие с читателями через переписку. Публикуются пиисьма и пожелания, отзывы читателей, а на них – публикуются ответы, комментарии.Ещё один часто встречающийся жанр –творческий портрет, как портрет не только самого человека, но и эпохи, вида искусства.Стоит отметить так же содержание журнала, в котором происходит деление текстов на тематику и вследствие этого – на жанры: - рубрика «проблемы века и проблемы художника» основана на «круглом столе» и на проблемных статьях каждого участника;- рубрика «новые фильмы», основной жанр –рецензия;- рубрика «портреты» - касается творческих портретов различных видов искусства. Так, через понимание Л. Кулешова мы познаем монтаж и основы кино;- рубрика «Единая многонациональная» основана на жанре обзорная статья. Анализируется целый пласт фильмов, объединенных в группу;-рубрика «теория и история, мемуары и публикации» - присутствуют такие жанры, как обзорные статьи, мемуары, - рубрика «переписка с читателем и зрителями» - отзывы зрителей и комментарий- ответ на отзывы, новостная заметка;- рубрика«библиография» - основным жанром является творческий портрет;- рубрика «за рубежом» - жанры обзорная статья, рецензии, нновостные заметки и краткие обзоры произошедших в разных странах кинособытий»;- рубрика «раздумия вслух» - обзорная статья;- рубрика «современность и экран» - обзорная статья;-рубрика «дискуссия» - проблемные статьи разных деятелей киноискусства на одну заданную тему;-рубрика «сценарий» - сценарий;- рубрика «интервью между съемками» - интервью;- рубрика «наши юбиляры» - творческий портрет, эссе.Если говорить об оформлении – то большую часть журнала занимает текст, изредка вставляются фотографии значимых людей, кадров из фильмов или фотографии с кинособытий. К 1977 году фотографий становится больше, особенно если есть события, связанные с коммунизмом. Тексты в основном длинные, один текст может занимать до 10-15 страниц журнала – обычно даже эссе является очень развернутым высказыванием с описанием личных переживаний по поводу встречи с кем либо, либо по поводу теории кино.2.2. Трансформация традиционных жанров на сайте журнала «ИК»Затрагивая сайт «Искусство кино» можно обнаружить, что изменились и пришли в окончательную форму рубрики. Если в печатных изданиях 1970-х годов рубрики периодически менялись, были попытки подавать материал разными жанровыми конструкциями, то теперь существуют чёткое деление на следующие рубрики, мной проанализировано по 20 текстов из каждой рубрики:1. Рубрика «Рецензия» - основной жанр: рецензия, анонсирование выходящего фильма. Изменился размер текстов – они стали короче, появился новый жанр – анонсирование, в котором журнал рекламирует выпущенный фильм либо сериал. Изменился анализ в рецензии, он стал менее системным, и в большинстве своём основан на стилистике написания текстом автора, а не на разборе реальных проблем фильма и попытке что то узнать.2. Рубрика «Интервью» - жанр: интервью, касается не личной жизни, а мнения человека по поводу происходящих событий. Форма интервью более строгая, чем в выпусках 1970-х годов, вопрос – ответ. Есть в том числе и обсуждение личных ощущений по поводу взаимоотношений с людьми. 3. Рубрика «События» - включает в себя онлайн-трансляции обсуждений кинокритиков конкретных событий и тенденций.4. Рубрика «Мнения» - рецензии, мемуары, эссе, очерки, причём, не всегда касательно кино (сейчас – касательно коронавируса).5. Рубрика «Тексты»: «круглый стол» (в отличие от круглого стола журналов 1970-х г.г. – идёт свободное обсуждение, а не жесткий формат проблемных статей), эссе, проблемные статьи, творческий портрет – как портрет человека с информационно-публицистической направленностью. Обзорные статьи стали более буквальными по отношению к своему названию -общетеоретические темы, ли темы, касающиеся кинематографа конкретной страны, либо серьезного обзора одного из жанров сменились на небольшие обзоры , не касающиеся серьезных, аналитических тем.6. Рубрика «Новости» - обзоры, очерки, новостные заметки.7. Рубрика «Лекции» - видео или аудио-обзор с краткой аннотацией.8. Рубрика «Свежий номер» - краткий анонс журнала.9. Рубрика «Магазин» - посвящена покупкам, заметки.10. Рубрика «Архив» - выпуски журнала последних лет.11. Рубрика «О проекте» - 1 обзорная статья, касающаяся истории журнала.12. Рубрика «Карточки» - обзоры или обозрения в сторону обзорных аналитических статей.Заголовки стали более кричащие и содержащие в себе либо современный, нелитературный лексикон, либо сексуальные подтексты. Через часть текстов – таких как рецензии, стала проглядывать личность автора – через использование непривычных фраз, попытки шутить с публикой.Наличие сайта у журнала дало возможность, во-первых постоянно находится на виду у читателей и продвигать свой журнал в медиа-пространстве, заниматься более тесно продажами. Ведь по сути, все тексты, выставленные на сайте являются одной большой рекламой журнала – горящие, яркие заголовки, обсуждение последних тенденций, и манящая кнопка о подписке на журнал.Так же новый формат позволил использовать аудио и видео.2.3. Новые жанры и форматы на сайте журнала «Искусство Кино» На сайте «Искусство кино» появились жанры, которых не было в предшественнике – печатной версии журнала 1970-х годов. Появились анонс и аннотации, возникли форматы видео- и аудио-лекций, привлекающих большее количество людей. Так же появились онлайн –трансляции крупных мероприятий, которые раньше были популярны.После 1990-х годов, в связи с развитием и популяризацией интернета и новых технологий у журнала появилась возможность не только воздействовать печатным словом, но и использовать видео и аудио, что значительно сокращает и облегчает восприятие информации.Подытожим 2 главу данной работы. 21 век – век интернета и максимально быстрого темпа: люди срываются с места и всё равно не успевают угнаться за темпом жизни. Наше ощущение времени напрямую зависит от медиа-пространства и огромнейшего количества информации, хорошей и не очень, свалившейся на наши головы. В связи с этим сайт «Искусство кино» подделался под современные реалии – многие жанры кинокритических текстов изменили свой формат и стали, во-первых, более короткими, а во-вторых, менее загруженными информацией, которую нужно анализировать. Гипотеза, высказанная в начале работы, оказалась доказанной: да, действительно, формально-содержательная организация кинокритического текста претерпела негативные, на мой взгляд, изменения, связанные с наличием масс-культуры.ЗаключениеВ 1990-х годах произошли изменения в кинокритике мира, касающиеся как формально-содержательной организации текстов, так и их внутреннего наполнения.В связи с появлением более глобального медиа-пространства, и возможности влиять на людей по всему миру, кино-компании начали использовать различные пиар ходы для продвижения своих фильмов, что сделало мнение кинокритика не ключевым, при выборе: смотреть кино или не смотреть.Так же появление новой глобальной сети Интернет, связывающей между собой миллионы людей, и позволяющей вести активный и анонимный образ жизни, а так же содержащей в себе большое количество информации, зачастую фоновой и ненужной для общества, отодывинуло профессиональный подход к кинокритике. Люди смогли свободно высказывать своё мнение по поводу фильмов в отзывах и неумелых рецензиях, и стали опираться не на мнение специалистов, а на мнение друг друга. Это разорвало связь между специалистами своего дела и обществом, одни перестали понимать других. Все эти тенденции привели к тому, что кинокритикам пришлось подстраиваться под современные реалии, чтобы быть на плаву, и в данный момент существует 4 вида кинокритики: академическая, профессиональная, массовая и любительская. Чтобы остаться на плаву академическая и профессиональная кинокритика претерпели изменения, касающиеся формально-содержательной организации текстов.Так, на основе журнала «Искусство кино» мы можем сделать вывод, что формат текстов стал намного короче, главенствовать в тексте стал не анализ, а Автор, персонифицирующий информацию для её лучшего усвоения. Так же характер статей стал иметь не аналитическую, а развлекательно-публицистическую направленность, анонсы и анонсирования стали заменять рецензии, творческий портрет вида искусства стал заменен творческим портретом человека со своими душевными переживаниями, обзорные аналитические статьи превратились в краткие обзоры и обозрения. Для лучшего усваивания информации возникли аудио- и видео-форматы.Данные тенденции и изменения касаются не только кинокритики, они показывают изменения в обществе и пути дальнейшего развития человечества. Судя по данным анализа, человечество идёт по пути более легкого усвоения информации и отказа от анализа и систематизации информации.Литература1.Аксенова, А.С. Трансформация отечественного института кинокритики в современном медийном пространстве // Медиа. Информация. Коммуникация. – 2013. - № 7. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mic.org.ru/7-nomer-2013/248-transformatsiya-otechestvennogo-institutakinokritiki-v-sovremennom-medijnom-prostranstve2.Баканов Р.П. Критика СМИ как форма медиапросвещения населения // Журналистика и информационная политика в регионе: теория и практика функционирования / Сост. Н.Ф.Федотова. - Набережные Челны: Филиал Казанского гос. ун-та, 2007. - С. 192–196.3.Баранов В. И., Бочаров А. Г., Суровцев Ю. И. Литературно-художественная критика. - М. Высшая школа, 1982 – 206 с.4.Божович В. Кинокритика сегодня. Неоконченные споры. «Круглый стол» кинокритиков и режиссёров / В. Божович // Киноведческиезаписки. - 1994. - №22. - C. 254-255.5.Верещагина, А. Г. Критики и искусство: очерки истории рус. художеств. критики середины XVIII - первой трети XIX века. Москва : Прогресс-Традиция, 2004.6.Версия 2.0 - Кинокритика в Интернет-пространстве // Искусство кино. - 2011. - №4. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://kinoart.ru/archive/2011/04/n4-article12 7.Гуторова Н.А. Массовый журнал о кино в условиях медиаконвергенции. // Вестник СПбГУКИ - № 2. – 2014. – С.70-73.8.Дзялошинский И.М. Культурная проблематика в СМИ: влияние представлений журналистов на освещение событий культурной жизни //Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность имультикультурализм как ориентиры профессионального поведения:материалы исслед. и науч.-практ. конф. -. С. 32–379.Дубинский А. Критика и зритель в пространстве Интернета / А.Дубинский // Киноведческие записки. - 2004. - №55. – С.197-215.10.Ким М.Н. Жанры современной журналистики : учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 336 с.11.Короченский А.П. Регулятивная роль медиакритики. // Саморегулирование журналистского сообщества: опыт и проблемы жизнедеятельности. Перспективы становления в России. – М.: Издательскийдом «Стратегия», 2003. – С. 177 – 19412.Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. – Р-н/Д: Международный институтжурналистики и филологии, 2002. – 272 с.13.Корнеев Р. Кинокритики с торрентов // Искусство кино. - 2012. -№11 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2012/11/kinokritiki-s-torrentov14.Корнилов Е.А. Становление публицистической критики иструктурное формирование жанра рецензии / Е.А. Корнилов //Филологические этюды: сб. статей. – Ростов н/Д, 1971. – № 1. – С. 58-72.15.Красноярова Ольга Валентиновна. Газетная литературно-художественная критика.Жанры: учеб. пособие. - Иркутск, 1999.16.Критика как PR // Искусство кино. - 2003. - №12. [Электронныйресурс] – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2003/12/n12-article117.Критика критики: Анкета «ИК» // Искусство кино. - 2003. - №12 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2003/12/n12-article218.Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества / Г.В.Лазутина, С.С. Распопова. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 320 с.19.Саенкова Л.П. Понятия «жанр», «система жанров» в журналистике и кинокритике: предметные характеристики и факторы жанрообразования / Л.П. Саенкова // Вестн. БГУ. Сер. 4, Филология,журналистика, педагогика. - 2014. - № 2 – С.82-85.20.Тяжелов, Я. И.Медиапросветительский потенциал кинокритики в современных российских средствах массовой коммуникации : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2017. - 22 с.
1.Аксенова, А.С. Трансформация отечественного института кинокритики в современном медийном пространстве // Медиа. Информация. Коммуникация. – 2013. - № 7. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mic.org.ru/7-nomer-2013/248-transformatsiya-otechestvennogo-institutakinokritiki-v-sovremennom-medijnom-prostranstve
2.Баканов Р.П. Критика СМИ как форма медиапросвещения населения // Журналистика и информационная политика в регионе: теория и практика функционирования / Сост. Н.Ф.Федотова. - Набережные Челны: Филиал Казанского гос. ун-та, 2007. - С. 192–196.
3.Баранов В. И., Бочаров А. Г., Суровцев Ю. И. Литературно-художественная критика. - М. Высшая школа, 1982 – 206 с.
4.Божович В. Кинокритика сегодня. Неоконченные споры. «Круглый стол» кинокритиков и режиссёров / В. Божович // Киноведческие записки. - 1994. - №22. - C. 254-255.
5.Верещагина, А. Г. Критики и искусство: очерки истории рус. художеств. критики середины XVIII - первой трети XIX века. Москва : Прогресс-Традиция, 2004.
6.Версия 2.0 - Кинокритика в Интернет-пространстве // Искусство кино. - 2011. - №4. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2011/04/n4-article12
7.Гуторова Н.А. Массовый журнал о кино в условиях медиаконвергенции. // Вестник СПбГУКИ - № 2. – 2014. – С.70-73.
8.Дзялошинский И.М. Культурная проблематика в СМИ: влияние представлений журналистов на освещение событий культурной жизни // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения: материалы исслед. и науч.-практ. конф. -. С. 32–37
9.Дубинский А. Критика и зритель в пространстве Интернета / А. Дубинский // Киноведческие записки. - 2004. - №55. – С.197-215.
10.Ким М.Н. Жанры современной журналистики : учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 336 с.
11.Короченский А.П. Регулятивная роль медиакритики. // Саморегулирование журналистского сообщества: опыт и проблемы жизнедеятельности. Перспективы становления в России. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2003. – С. 177 – 194
12.Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. – Р-н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002. – 272 с.
13.Корнеев Р. Кинокритики с торрентов // Искусство кино. - 2012. - №11 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2012/11/kinokritiki-s-torrentov
14.Корнилов Е.А. Становление публицистической критики и структурное формирование жанра рецензии / Е.А. Корнилов // Филологические этюды: сб. статей. – Ростов н/Д, 1971. – № 1. – С. 58-72.
15.Красноярова Ольга Валентиновна. Газетная литературно-художественная критика. Жанры: учеб. пособие. - Иркутск, 1999.
16.Критика как PR // Искусство кино. - 2003. - №12. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2003/12/n12-article1
17.Критика критики: Анкета «ИК» // Искусство кино. - 2003. - №12 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kinoart.ru/archive/2003/12/n12-article2
18.Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 320 с.
19.Саенкова Л.П. Понятия «жанр», «система жанров» в журналистике и кинокритике: предметные характеристики и факторы жанрообразования / Л.П. Саенкова // Вестн. БГУ. Сер. 4, Филология, журналистика, педагогика. - 2014. - № 2 – С.82-85.
20.Тяжелов, Я. И. Медиапросветительский потенциал кинокритики в современных российских средствах массовой коммуникации : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2017. - 22 с.