механизм династийного цикла в Китае
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 14.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1.Теоретические подходы к исследованию восточного общества 6
1.1. Механизмы социальной дифференциации в восточном обществе: схема общественных формаций, теория азиатского способа производства, цивилизационный подход 6
1.2. Периодизация истории Китая 10
Глава 2. Анализ механизма династийного цикла: основные составляющие динамики 17
2.1. Фазы цикла в истории традиционного Китая 17
2.2. Значение анализа династийного цикла для понимания современных реалий китайского общества 25
Заключение 29
Список источников и литературы 31
Владения помещиков быстро росли.Разорившиеся крестьяне уходили в города, где пополняли ряды ремесленников. Города стремительно росли. Но города не могли обеспечить работой всех голодных и нищих. Голод приходил все чаще, в разных районах вспыхивали крестьянские восстания.Тем временем, продовольственный кризис становился все более грозным.цена зерна росла с каждым днем.Проблема недостаточности запасов крылась в том, что официальные переписи населения учитывали лишь налогоплательщиков, поэтому в стране не имелось достоверных данных о численности всего населения Китая. Так, постоянный захват земель и переход свободных крестьян в арендаторы, сокращал официальную статистику населения.В годы неурожаев наступал страшный голод, восстания голодающих приобретали повсеместный характер. Крестьянские войны продолжалась не один десяток лет. Постепенно на сторону повстанцев переходили некоторые из уцелевших честных чиновников. Повстанцы, захватывая власть на небольших территориях осуществлялиреорганизацию государственного управления; вводили новые порядки и экзаменационную система получения чиновничьего ранга.Провинции провозглашали образование новых государств, назначали глав, принимали законы, устанавливали цены, создавали собственные армии.Однако, гражданская война в государстве продолжалась, в крупных областях провозглашались новые императоры, в других областях заключали договоры о поддержке с приграничными племенами и государствами. Например, в XV веке командующий минскими пограничными войсками заключи договор с маньчжурами, которые впоследствии захватили китайские земли, а генерал назначил себя императором новой династии Цин. Завоевание китайских земель сопровождалось разорением и голодом, ростом цен на зерно. За один цикл смены династий население страны сокращалось до 150 млн. человек.Многие ученые взяли на себя задачу объяснить династические циклы основания, консолидации, замедления и вымирания влиянием климатических условий, стихийных бедствий, долгосрочных и краткосрочных изменений климата на развитие истории Китая.Так, одной из более обоснованных теорий можно считать теорию Герганы Янчевой об изменениях в летние муссонные циклы продолжительности засухи, что способствовало, к примеру, упадку династии Тан.Дэвид Д. Чжан пришел к выводу о том, что температура охлаждения могла бы увеличитьсячастота конфликтов и династических взлетов и падений. Этипубликации были основаны на количественном анализе данных, собранных из природной окружающей среды, и их выводы вытекают из гипотетических корреляций междуклиматом, урожаем, демографией и войной. Исследователи опирались на китайские исторические записи: народныеистории и местные журналы записей аномальной погоды и других природных явлений в деталях, особенно связанных с растениями и животными.Тезис БретХинш, относительно данной проблемы, удивительно прост: «В теплые периодыКитай был единым и процветающим. В холодные периоды климатические изменения привели к экономическому ухудшению, кочевому вторжению, крестьянскому восстанию и даже к экономическому и централизованному сдвигу с севера на юг». На основании политики, утверждал он, закладывалась судьба сельского хозяйства: холодная и сухая погода сокращала периоды роста посевов, провоцировала уменьшение площади пахотных почв и загубленных урожаев,что, в свою очередь, вызвало социальные и политические беспорядки. Историк настаивает, что в периоды затяжной холодной погоды обострялся кризис вторжения кочевых племен и династического краха. Кочевники, которые населялисеверные регионы, наиболее пострадавшие от периода общего охлаждения, остро нуждавшиеся в пище, вторгались в ихюжные соседние районы.По мнению китайских ученых климат изменился с теплого на холодный в середине восьмого века,регулярные миграции северных кочевников сместились на юг в северный Китай и к центральной равнине, что ускорило создание многих династий, как местных, так и национальных.Также крах династии Мин был вызванклиматическими факторами: когда климат остыл, широко распространившийся голод привел кхаосу и восстанию Ли Цзычэна (1606–1645). Несомненно, была тесная связь между холодными периодами и кочевыми нашествиями.Следующий отрывок из книги Янчевой подтверждает данные утверждения: «Династические изменения в Китае часто связаны с частыми восстаниями во время фаз неурожая и голода, с увязкойуменьшения осадков. Так, династия Танявлялась высшей точкой в Китайской цивилизации, золотым веком литературы и искусства. Сила династииначала ослабевать в восьмом веке, начиная с поражения от арабской армии в751 г. н.э. икрестьянских восстаний, что еще больше ослабили империю Тан.Империя рухнулав 90 году н.э.». Также важно, что экономический центр Тан сместился на юг к низовьям Реки Янцзы после крестьянского восстания 755-763 гг. Следующее восстание, произошедшее в новом центре государства разрушило там экономику, и империя была обречена на крах.Так, проанализировав климат и демографию традиционного Китая, может предположить, что цепь причин смены династий в древности кроется в эффекте природных явлений. Так, из-за более холодного климата случались неурожаи, затем войны. При столкновении с этими явлениями император регулировал экономику при помощи различных стратегий: импорт продуктов питания, налоги в пострадавшем районе, посадка новых культур, устойчивых к природным явлениям региона; совершенствование навыков возделывания новых культур.В течение прошлого тысячелетия двигатель китайской экономики был на юге, что говорит о том, что юг может лучше справиться с похолоданием, чем север. Взаимосвязь холодной погоды и войны не так очевидны на юге. Но север очень зависим от поставок продовольствия с юга, поэтому государственные центры периодически перемещались южнее с развитием революционной обстановки.2.2. Значение анализа династийного цикла для понимания современных реалий китайского обществаДинастический цикл (традиционный китайский: 朝代循環; упрощенный китайский: 朝代循环; пиньинь:CháodàiXúnhuán) является важной политической теорией в истории Китая. Согласно этой теории, каждая династия в истории Китая поднимается до политического, культурного и экономического пика, а затем из-за морального разложения падает, утрачивает Мандат Небес и распадается, чтобы быть замененной новой династией. Затем цикл повторяется с небольшими изменениями.Преемственность в истории Китая видится с ранних времен до наших дней, рассматривая преемственность империй или династий, подразумеваем, что в социальных или экономических структурах мало изменений. Джон К. Фэрбенк выразил сомнения многих историков, когда писал, что «концепция династического цикла ... была основным блоком в понимании фундаментальной динамики истории Китая».Династический цикл выглядит следующим образом: 1. Новый правитель объединяет Китай, основывает новую династию и получает Мандат Небес. 2. Китай при новой династии добивается процветания.3. Население увеличивается.4. В императорском дворе процветает коррупция, и империя начинает приходить в упадок и нестабильность.5. Стихийное бедствие уничтожает сельскохозяйственные угодья. Бедствие обычно не было бы проблемой; однако вместе с коррупцией и перенаселением это вызывает голод. 6. Голод заставляет население бунтовать, и начинается гражданская война. 7. Правитель теряет Мандат Небес8. Население уменьшается из-за насилия9. Китай переживает период враждующих государств. 10. Одно государство выходит победителем.11. Государство начинает новую империю. 12. Империя получает Мандат Небес. Цикл повторяется.Мандат Небес был идеей о том, что Император был избран Небесами, чтобы править Китаем. Объяснение Мандата Небес было защищено китайским философом Менцием во время периода Воюющих Государств. Последний выделил такие 3 основных этападинастийного цикла:Первый - это начало династии.Второй находится в середине жизни династии и является вершиной династии.Последний период - это упадок династии, как в политическом, так и в экономическом плане, пока она окончательно не рухнет.Китайская история традиционно представлена в терминах династических циклов. На протяжении своей долгой истории китайским народом управляла не одна династия, а череда разных династий. Первой династией в Китае, описанной в древних исторических документах, таких как «Отчеты о великом историке» и «Бамбуковые летописи», является «Ся», на смену которой пришёл Шан, хотя конкретное существование «Ся» еще не доказано археологически.Среди этих династий хань и тан часто считаются особенно сильными периодами, хотя другие династии известны культурными и другими достижениями (например, династия Сун иногда ассоциируется с быстрым экономическим развитием). После Хана и Тана, а также других длительных стабильных династий последовали периоды беспорядков и распада Китая на маленькие режимы.Из беспорядка в конечном итоге возник лидер, который объединил страну и установил сильную центральную власть. Например, после династии Хань различные династии управляли частями Китая, пока Ян Цзянь не объединил страну и не основал династию Суй. Суй подготовил почву для долгого и процветающего танга. После падения Тан, Китай снова пережил период политических потрясений.Существует известная китайская пословица, выраженная в романе 16-го века «Роман трех королевств», который гласит: «После долгого раскола произойдет союз; после долгого союза произойдет раскол» (分久必合,合久必分). Каждый из этих правителей потребовал бы Мандата Небес, чтобы узаконить свое правление.Хотя эта известная династическая периодизация Китая в большей или меньшей степени основана на традиционной синоцентрической идеологии, она также применима и к некоренным правителям, которые стремились получить Мандат Небес. В то время как большинство правящих династий в истории Китая были основаны коренными китайцами, были также некоренные династии или династии завоевателей, основанные не-ханьцами, за пределами традиционной границы центральной части Китая, в которой доминировали ханьцы (также известный как сам Китай ), к ним относятся юань, основанный монголами, и Цин, основанный маньчжурами, которые позже завоевали центральную часть Китая и приняли титул императора Китая.Перед исследователями китайского династического цикла стоит вопрос, не решенный до сих пор: почему рухнули китайские империи, аМаньчжурские империи, подверженные таким же климатическим опасностям, выжили? Можем предположить, что похолодание климата сподвигло кочевников направиться на юг. Но также не следует забывать о том, что распад государственной системы не способствовал приспособления беднейших слоев населения к власти завоеателей.Таким образом, Цикл эпохи династии во многом повторял демографические циклы времен предыдущих императоров. Так, около полувека продолжался период восстановления, наблюдаются такие характерные признаки, как относительно высокий уровень потребления основной массы населения, рост населения, рост посевных площадей, строительство новых (или восстановление разрушенных ранее) поселений, низкие цены на хлеб, дороговизна рабочей силы, незначительное развитие помещичьего землевладения, аренды и ростовщичества, ограниченное развитие городов и ремесел. Со второй половины века появляются признаки Сжатия (по Нефедову С.А.): низкий уровень потребления основной массы населения, частые сообщения о голоде и стихийных бедствиях, крестьянское малоземелье, разорение крестьян-собственников, рост помещичьего землевладения, рост ростовщичества, распространение долгового рабства, уход разоренных крестьян в города, рост городов, бурное развитие ремесел и торговли, высокие цены на хлеб, большое количество безработных и нищих, голодные бунты и восстания, попытки проведения социальных реформ с целью облегчения положения народа, строительство ирригационных систем с целью освоения новых земель. Следует особо отметить, что это периодроста коррупции и разложения государственного аппарата. Разложение государства приводит к тому, что, с одной стороны, наделы на государственной земле начинают продаваться, а, с другой стороны, государственный земельный фонд расхищается и превращается в частную собственность. По существу, происходит масштабная приватизация государственного сектора экономики. Подобная эволюция достаточно типична для обществ с государственной экономикой: она наблюдается так же в эпоху Тан.В конечном счете, Сжатие приводит к экосоциальному кризису - голод, эпидемии, восстания и гражданские войны, внешние войны, гибель больших масс населения, принимающую характер демографической катастрофы, разрушение или запустение многих городов, упадок ремесла и торговли, высокие цены на хлеб, гибель большого числа крупных собственников и перераспределение собственности. Можно говорить и о социальной революции – однако эта революция подавляется классом собственников, действовавшим в союзе с завоевателями-соплеменниками илиприграничными племенами.ЗаключениеПодводя итог, мы можем утверждать, что добились поставленной цели, решив задачи данного исследования.Изучив историю Древнего Китая, мы выяснили, что в истории появляются определенные закономерности: расширяются династии, разрушается центральный контроль, происходит разрушение династии, наступает период нестабильности, и новая центральная власть вновь заявляет говорить о себе. Эта сила тоже расширяется, и цикл начинается снова.Так, династии возникают как объединение централизованной китайской власти после разрушения предыдущей династии. Последующая династия расширяет свою территорию и оказывает влияние на восток до Кореи, на запад вдоль Великого шелкового пути и на юг в Индокитай. Китай с Х в.становится главной торговой силой, связывающей Евразию и Южную Азию. Но чтобы поддерживать эту империю, требуется обширная бюрократия, и со временем сами регионы становятся более могущественными, а центр - ослабевающим. В конце концов Империя периодически распадается на государства военачальников.Эта модель повторяется династией Сун, которая консолидирует китайское ядро, но сама в конечном счете срывается династией Юань, наступающей с монгольских равнин,а ту в свою очередь заменяет династия Мин и возвращение к правлению местных ханьцев. Мин также следуют за подобным династическим образцом и свергнуты маньчжурами, которые основали династию Цин. Ее тоже постигнет та же участь.Как мы увидели в ходе анализа цикличности династий, императорскому двору удавалось держаться у власти, только обеспечив помощь голодающим во время климатических катаклизмов. Только когда император не смог оказать помощь, разрастались восстания.Конечно, ученые, работающие в междисциплинарных науках с социологическими науками (метеорология), должны рассматривать свои положения, содержащие множество вопросов, с утвержденными научными гипотезами. В то же времянаука о климате можетпредоставить ценный материал для историков, работающих в периоды социальных волнений.Проведенный анализ научных теорий цикличности китайских династий, позволили сделать выводы об уникальности факторов способствовавших взлету и падению каждой династии. Ученые предполагают, что исследования династической преемственности включают в себя анализ экономических,учебных, географических и социальных аспектов, а также их взаимоотношения в китайском социуме. Можем предположить, что изменения климата действовали как катализатор для подъема и падения китайских империй. Естественная среда и общественно-политическая структура Китая отличались отевропейских стран. Изучение истории Китая предлагает совершенно новое пониманиев том, как следует подходить к исторической проблеме, предлагая свежие идеиот междисциплинарных наук.Список источников и литературыГальченко Е.А., Григорьев В,В,, Ларионов А.В. Влияние механизма династийного цикла на демографическую ситуацию в Китае. / Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6118История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. – 480 с. - C.34-39.http://library.nlu.edu.ua/POLN_TEXT/KOMPLEKS/KURS_1/kurs/10/05.htmПо А., По Дж. Секреты династии Ся. Нумерология как профессия. Книга 4. Издательский дом «Альвасар». 2018. - 358 с.Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — С. 47—55. — 248 с.Ancient China: Civilization. Encyclopedia TimeMaps. URL: https://www.timemaps.com/civilizations/ancient-china/Edwin O. Reischauer, “The Dynastic Cycle,” in John Meskill, The Pattern of Chinese History, (Lexington: D. C. Heath and Company, 1965), pp. 31-33. China: A Historical and Cultural Dictionary. Richmond, Surrey: Curzon. p. 87.Ching, Frank. Ancestors: 900 Years in the Life of a Chinese Family. New York: William Morrow and Company, 1974. p 78.Chinese Dynasties Timeline of Chinese Imperial and Modern Dynasties.URL: https://www.nationsonline.org/oneworld/Chinese_Customs/Chinese_Dynasties.htmEconomy of Ancient China. Encyclopedia TimeMaps. URL: https://www.timemaps.com/encyclopedia/ancient-china-economy/Joshua J. Mark. Ancient China. Encyclopedia Ancient History. 18 December 2012 https://www.ancient.eu/china/History of China. Last modified on Dec. 10, 2019. URL: https://www.travelchinaguide.com/intro/history/Ho Ping-ti, The Ladder of Success in Imperial China. Aspects of social mobility, 1368¾1911, N. Y.¾L., 1962; Chang Chung-li. The income of the Chinese Gentry, Seattle, 1962.URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/124/887.htmPeriodization of Chinese History. Brill’s Encyclopedia of China. URL: https://referenceworks.brillonline.com/entries/encyclopedia-of-china/periodization-of-chinese-history-COM_00105Robert NeellyBellah, The Broken Covenant: American Civil Religion in a Time of Trial, New York: Seabury Press, 1975. Confucianism. URL: https://asiasociety.org/education/confucianismWang, Zenyu (2010). Social Strata of Song Dynasty. Renmin University of China. pp. 247–256.Wu, Xiaogang. Inequality and Social Stratification in Post-socialist China. Division of Social Science. Vol. 45:363-382 (Volume publication date July 2019) URL: https://www.annualreviews.org/doi/abs/10.1146/annurev-soc-073018-022516中国古代史(中国历史)URL: https://baike.baidu.com/item/%E4%B8%AD%E5%9B%BD%E5%8F%A4%E4%BB%A3%E5%8F%B2/3093
2. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. – 480 с. - C.34-39.
3. http://library.nlu.edu.ua/POLN_TEXT/KOMPLEKS/KURS_1/kurs/10/05.htm
4. По А., По Дж. Секреты династии Ся. Нумерология как профессия. Книга 4. Издательский дом «Альвасар». 2018. - 358 с.
5. Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — С. 47—55. — 248 с.
6. Ancient China: Civilization. Encyclopedia TimeMaps. URL: https://www.timemaps.com/civilizations/ancient-china/
7. Edwin O. Reischauer, “The Dynastic Cycle,” in John Meskill, The Pattern of Chinese History, (Lexington: D. C. Heath and Company, 1965), pp. 31-33.
8. China: A Historical and Cultural Dictionary. Richmond, Surrey: Curzon. p. 87.
9. Ching, Frank. Ancestors: 900 Years in the Life of a Chinese Family. New York: William Morrow and Company, 1974. p 78.
10. Chinese Dynasties Timeline of Chinese Imperial and Modern Dynasties.URL: https://www.nationsonline.org/oneworld/Chinese_Customs/Chinese_Dynasties.htm
11. Economy of Ancient China. Encyclopedia TimeMaps. URL: https://www.timemaps.com/encyclopedia/ancient-china-economy/
12. Joshua J. Mark. Ancient China. Encyclopedia Ancient History. 18 December 2012 https://www.ancient.eu/china/
13. History of China. Last modified on Dec. 10, 2019. URL: https://www.travelchinaguide.com/intro/history/
14. Ho Ping-ti, The Ladder of Success in Imperial China. Aspects of social mobility, 1368¾1911, N. Y.¾L., 1962; Chang Chung-li. The income of the Chinese Gentry, Seattle, 1962.URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/124/887.htm
15. Periodization of Chinese History. Brill’s Encyclopedia of China. URL: https://referenceworks.brillonline.com/entries/encyclopedia-of-china/periodization-of-chinese-history-COM_00105
16. Robert Neelly Bellah, The Broken Covenant: American Civil Religion in a Time of Trial, New York: Seabury Press, 1975. Confucianism. URL: https://asiasociety.org/education/confucianism
17. Wang, Zenyu (2010). Social Strata of Song Dynasty. Renmin University of China. pp. 247–256.
18. Wu, Xiaogang. Inequality and Social Stratification in Post-socialist China. Division of Social Science. Vol. 45:363-382 (Volume publication date July 2019) URL: https://www.annualreviews.org/doi/abs/10.1146/annurev-soc-073018-022516
19. 中国古代史 (中国历史)URL: https://baike.baidu.com/item/%E4%B8%AD%E5%9B%BD%E5%8F%A4%E4%BB%A3%E5%8F%B2/3093