Нейродефектология
Заказать уникальную курсовую работу- 49 49 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 19.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 6
1.1. Речевая деятельность при типичном развитии и интеллектуальных нарушениях 6
1.2. Ретроспектива изучения нарушений речевой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями 10
1.3. Причинная обусловленность и механизмы нарушений речевой деятельности при интеллектуальных нарушениях 16
2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА КОМПЛЕКСНОГО НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ИГРЕ 31
2.1. Обоснование, структура и организация диагностического этапа исследования 31
2.2. Модель комплексного нейродефектологического изучения актуального состояния речевой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями в игре 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Такой комплексный характер картины актуального развития психических функций ребенка вызывает потребность синдромного анализа – выявления первичного дефекта, его вторичных следствий и третичных перестроек. Этот принципиальный подход характерен для нейропсихологии как отечественной, так и зарубежной [5]. Принцип синдромного анализа наиболее последовательно реализуется при качественном анализе данных нейропсихологического обследования, разработанном А.Р. Лурия. На его необходимость в диагностике развития неоднократно указывал Л.С. Выготский в работе «Диагностика развития и педологическая клиника» [3]. Он писал, что обнаруженный факт, например плохое запоминание ряда слов, не должен непосредственно интерпретироваться как нарушение памяти при его толковании в контексте общей структуры дефекта в одном случае может оказаться, что снижение запоминания вызвано недостаточным произвольным вниманием, отсутствием стойкой программы на запоминание, а в другом собственно снижением слухоречевой памяти. В каждом из этих случаев план коррекционной работы должен быть разным.Ж.М.Глозман в своих трудах отмечает такие задачи нейродефектологического обследования, как топическая диагностика поражения или недоразвития мозговых структур, а также дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний ЦНС, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования, его индивидуальных различий. По ее мнению, необходимо описание картины и определение уровня нарушений психических функций, а именно: определение пораженного (несформированного) блока мозга (в понимании термина Лурия), первичного дефекта и его системного влияния; определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования (дезадаптации, школьной неуспеваемости); оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия (хирургического, фармакологического, психолого-педагогического, психотерапевтического и др.). В основе нейродефектологического обследования лежат методы нейродефектологической диагностики.Методы нейродефектологической диагностики – методы с широким набором приемов обследования, с помощью которых можно выделить нейродефектологический фактор, определяющий характер симптомов и синдромов, возникающих в результате мозговой патологии [8]. Методы нейродефектологического обследования нацелены на изучение структурных компонентов, входящих в состав психических функций, как сложных функциональных систем.В зависимости от задачи и направленности нейродефектологического обследования применяемые методы могут быть стандартизованными (одни и те же задания для всех испытуемых) или гибкими (разные задания, специфичные для каждого испытуемого); могут быть сгруппированы или отбираться «штучно» для оценки узкоспециализированной функции и проводиться как индивидуальное обследование; могут быть количественными (психометрическими), то есть сфокусированными на достижении результата (выполнение или невыполнение теста в нормативно заданное время) или качественными, ориентированными на процесс и специфические особенности выполнения задания больным, квалификацию ошибок, допущенных при тестировании, и опирающимися на нейродефектологическую теорию [7].Наиболее подробно методы нейродефектологического обследования представлены в работе Ахутиной Т.В. и Иншаковой О.Б. были разработаны «Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет». По мнению Ахутиной Т.В., с помощью нейродефектологических методов обследования можно выявить сильные и слабые стороны ребенка надежным и валидным способом; предсказывать, до какой степени особенности обработки информации будут влиять на развитие высших психических функций и обучение [1]. Методы нейродефектологического обследования детей могут быть использованы психологами и логопедами для выявления качественной специфики развития психики у данного ребенка, выявления неравномерности развития психических процессов, определения его сильных и слабых сторон. Нейродефектологическое обследование особенно необходимо в случае, если перед психологом и учителем-логопедом стоит задача коррекционно-развивающего обучения, поскольку именно нейродефектологический подход позволяет выяснить механизмы трудностей обучения и на этой основе разработать программу помощи. Модель комплексного нейродефектологического изучения актуального состояния речевой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями в игреМетодикимогутбытьнаправленынаисследованиеопределенногофактора(т.е.принципаработыкакого-либоучасткамозга),механизмавозникновениянарушенийилинавыявлениефеноменов,наблюдающихсяприпоражениитехилииныхзонмозга.Механизмывозникновениянекоторыхфеноменовпоканедостаточноизучены.Например,ряддвигательных,речевых,тактильныхпробнаправленнаисследованиекинестетическогофактора.Нарядусэтимсуществуютпробыдлявыявлениялицевойилицветовойагнозииприпораженияхзаднихотделовправогополушария,офакторнойнейродефектологическойобусловленностикоторыхпокастроятсялишьпредположения.Нейродефектологическоеобследованиепроводитсяиндивидуально.Любаяпсихическаяфункция(илиеекомпоненты)непростоисследуютсяспомощьюнабораметодик,нооцениваютсянаразныхуровняхсложности,произвольностиисразнымсоставомафферентныхзвеньев(например,толькосопоройнаведущуюафферентацию).Существуютособыеприемыусложнения(сенсибилизации)нейродефектологическихметодик:ускорениетемпавыполнения,исключениезрительногоконтроля,увеличениеобъемадеятельности,усложнениехарактеристикстимульногоматериала,минимизацияречевогоопосредствованияидр.Нейродефектологическаядиагностикапредставляетсобойисследованиепсихическихпроцессовспомощьюнабораспециальныхпроб.Возможностьтакойдиагностикиобследованияребенкаопределяетсяеетеоретическойбазой.Какбылоотмечено,внейродефектологиивысшиепсихическиефункциичеловекарассматриваютсякаксистемныеобразования,состоящиеизнаборакомпонентов,каждыйизкоторыхопираетсянаработуопределенногоучасткамозгаивноситвработусистемысвойспецифическийвклад.Соответственно,отставаниевразвитииодногоизкомпонентоввлечетзасобойсистемныеизмененияикомпенсаторныеперестройкивработевсейсистемы.Комплексныйхарактеркартиныактуальногоразвитияпсихическихфункцийребенкавызываетпотребностьвсиндромноманализедефекта,т.е.ввыявлениипервичногодефекта,еговторичныхследствийитретичныхперестроек.Например,невозможностьподобратьсловодляобозначенияпредмета,неможетоднозначноинтерпретироватьсякакнарушениеречи.Притолкованииэтогофактавконтекстеобщейструктурыдефекта,водномслучаеможетоказаться,чторебенокнеможетприпомнитьподходящееслово,применительнокзнакомомуобъекту,вдругом-сампредметможетневызыватьвегопредставленияхникакихзнакомыхобразов,автретьемслучаеможетотсутствоватьстойкаяпрограмманавоспроизведениезнакомойинформации.Построеннаятакимобразомнейродефектологическаядиагностикапозволяет,во-первых,успешнодифференцироватьдетейпоуровнюпсихическогоразвитиявцелом,и,во-вторых,определятьсильныеислабыестороныразвитияребенкаистроитьнаэтойосновекоррекционно-развивающиемероприятия.Присозданииавторскойпрограммынейродефектологическойдиагностикибыливыделеныследующиеаспекты,которыенеобходимоучитыватьприработесдетьмидошкольноговозраста.Во-первых,этоведущаярольигровойдеятельностивдошкольномвозрасте,поэтомунеобходимоприменятьигровуюформутестирования.Во-вторых,опоранацветныеизображения,которыенаиболеесоответствуютперцептивномуопытуребенка.В-третьих,использованиевремясберегающихметодов,позволяющихребенкусохранитьдостаточныйуровеньработоспособностипривыполнениизаданийвтечение30-45минут.В-четвертых,обеспечениевозможностипереключениявходеобследованияичередованияразнородныхзаданий.В-пятых,созданиемаксимальнократкихидоступныхинструкций.В-шестых,необходимостьколичественнойоценкивыявленныхсимптомовнедоразвития(дефицитарности)психическихфункций.Исходяизэтого,намипредпринятапопыткасозданиякомпьютерноговариантанейродефектологическойдиагностикиребенка,учитывающаяспецификудетейдошкольногоимладшегошкольноговозраста.Вметодикукомплексногонейродефектологическогообследованиявошлипробыиздвухбатарейтестов-детскойнейродефектологическойметодики,разработаннойподруководствомТ.В.Ахути-ной,иметодикиNEPSY,разработаннойподруководствомM.Korkman[19].ИзметодикиТ.В.Ахутинойбылиотобраны10проб,которыепоказалинаибольшуючувствительностьдляоценкиуровняразвитиякогнитивныхфункцийудетейдошкольноговозраста[2].МетодикаNEPSYширокоиспользуетсявзападнойдетскойнейродефектологиидлякомплексногоисследованияудетей3-12летбазовыхнейрокогнитивныхфункций,вчастности,речевыхпроцессов,памятиинаучения,зрительно-пространственныхфункций,функцийрегуляциииконтроля,атакжесенсомоторныхфункций.ИзметодикиNEPSYбыливзяты11проб[19].КомпьютернаяверсиянейродефектологическоготестированиявыполненаввидеигрыпомотивампроизведенийЭдуардаУспенскогоикультовыхмультфильмовоприключенияхЧебурашкиикрокодилаГены.Всеинструкцииповыполнениюзаданий(нейродефектологическихпроб)подаютсяанимационнымперсонажем-Чебурашкой,предлагающимребенкуучаствоватьвпоискахпропавшегокрокодилаГены.Компьютернаяпрограммафиксируетколичественныепоказателивыполненияпроб-количествоошибокиправильновыполненныхзаданий,времявыполнениязадания.Предложеннаянамиметодикаявляетсявариантомэкспресс-диагностики,позволяетбыстрообработатьрезультатыиполучитьколичественнуюоценкуисследуемыхкогнитивныхспособностей,определить«мишень»дальнейшегоболееподробногоикачественногонейродефектологическогообследования,атакжекоррекционноговоздействия.Втабл.1представленократкоеописаниенейродефектологическихпроб,которыеиспользовалисьдляоценкисостояниякогнитивныхпроцессовдетей.Выполнениеданныхпробтребуетучастиявсехтрехблоковмозга,однакобольшинствоизнихимеетпреимущественнуюнаправленность,чтоотраженовпервомстолбцетабл.1.Лишьвтрехпробах,названныхполифункциональными,нагрузкараспределяетсяотносительноравномерномеждунесколькимифункциями.Остановимсянаэтихпробахподробнее.Пробанапониманиеинструкцийпредполагаетучастиеразныхфункциональныхзвеньевввариантахдлядетей4летидлядетей5-6лет.Приведемпримерыинструкциидлядетей4-летнеговозраста:«Покажибольшогокролика»,«Покажикролика,которыйбольшойисиний»,«Покажикролика,которыймаленький,желтыйигрустный».Выполнениеэтихинструкцийтребуетучастияфункцийпереработкислуховойинформации(пониманиеиудержаниеинструкций),атакжефункцийпрограммированияиконтролядляизбирательноговыполнениякомандидляпереключениясоднойкомандынадругую.Таблица1ОписаниенейродефектологическихпробФункциональнаянаправленностьпробНазваниепробыОцениваемыйпараметрПрограммирование,регуляцияиконтрольпроизвольныхдействий,серийнаяорганизациядвиженийРеакциявыбораВозможностьследованияречевойинструкциииот-тормаживанияболеепростыхнепосредственныхреакцийСтатуяСпособностькторможениюреакцийнаотвлекающиестимулыВербальныеассоциацииАктивноеизвлечениеслов,возможностьпереключениясодногослованадругоеГрафическаяпробаВозможностьусвоениядвигательнойпрограммы,переключенияиавтоматизациисерииПереработказрительнопространственнойинформацииСтрелыВозможностьследоватьнаправлениямлинийКонструированиекубиковСпособностьсоздаватьтрехмерныеконструкцииизкубиковРисунокстола(рисованиепопамятиикопирование)Сформированностьзрительно-пространственныхпредставленийНахождениепути(дорожкиВенгера)Знаниезрительно-пространственнойориентировкиЗрительно-пространственнаяпамятьнаневербализуемыегеометрическиефигурыВосприятие,переработкаихранениезрительнопространственнойинформацииПереработказрительнойинформацииЗрительныйгнозис(наложенные,перечеркнутыеинедорисованныеизображения)СпособностькзрительномувосприятиювусловияхшумаиопознаниюзрительныхобразовпоихфрагментамЗрительнаяпамятьнавербализуемыеизображенияСпособностькзапоминаниюивоспроизведениювербализуемыхзрительныхобразовПамятьналицаСпособностьопознаватьизапоминатьлицапослеоднократногопоказа,атакжевусловияхотсроченноговоспроизведенияПереработкакинестетическойинформацииПраксиспозыпальцевВозможностьвоспроизведенияположенийпальцеврукиПовторениепсевдословискороговорокВозможностьзвуковогоанализаивоспроизведениясловигруппсловувеличивающейсяпроизносительнойсложностиПереработкаслуховойинформацииВоспроизведениеритмовСформированностьслуховогогнозисаисерийнойорганизациидвиженийФонематическийслух(пониманиесловблизкихпозвучанию)ИсследованиефонематическогослухаислухоречевойпамятиПониманиеблизкихпозначениюсловСпособностькдифференциациииудержаниюблизкихпозначениюсловСлухоречеваяпамятьВосприятие,переработкаихранениеслухоречевойинформацииЗапоминаниерассказаСпособностьребенкаповторитьрассказвусловияхсвободногоповторенияиорганизованнойпомощи(призадаванииключевыхвопросов)Полифункцио-нальныепробыПониманиеинструкцийСпособностьпонимать,удерживатьиследоватьвербальныминструкциямповышающейсясложностиПамятьнаименаСпособностьзапоминатьсоответствиемеждулицомиименемНазываниечастейтелаОриентировкавсхеметелаиноминативнуюфункциюречиВтожевремяинструкциидлядетей5-6летзвучатнесколькоиначе:«Покажисинийкрестикижелтыйкрестик»,«Покажифигурку,котораянеявляетсякругом,ножелтогоиличерногоцвета»,«Покажикругподбелымкрестикомифигуркунадчернымкругом»,«Покажикрестик,которыйнаходитсяслеваоткругаиподкрестиком».Выполнениеэтихинструкцийтребуетучастияифункцийпереработкислуховойинформацииифункцийпрограммированияиконтроля(требованияккоторымзначительновозрастаютвсвязиснеобходимостьюрешатьсложныелогическиезадачи),атакжефункцийпереработкиквазипространственнойинформации(пониманиеЛГК).Такимобразом,пробадлядетей5-6летблизкапосвоемуфункциональномусоставупробенапониманиеЛГК.Выполнениепробынаназываниечастейтелапредполагает,во-первых,сформи-рованностьуребенкапредставленийосхеметела(ориентировкавпространствесобственноготела).Вовзросломвозрастеданноенарушениечащевозникаетприпоражениитеменныхотделовправогополушария[13;18].Во-вторых,дляназываниячастейтеланеобходимодостаточноеразвитиеноминативнойфункцииречи(переработкаслухоречевойинформации).Успешностьвыполненияпробы«Памятьнаимена»зависитотвозможностивосприниматьизапоминатьлица.Известно,чтолицеваяагнозияувзрослыхидетейпреимущественносвязанаспоражениямиправогополушария[13;14].Этонепозволяетвосприниматьизапоминатьимена(переработкаслуховойинформации)исоотноситьихсобозначаемымиимилицами.Длякаждогоребенкавычислялсяинтегральныйнейродефектологическийпоказатель(ИНП),которыйотражаетобщийуровеньразвитиякогнитивныхфункцийребенка.ДлятогочтобыкаждаяпробавносилаэквивалентныйвкладвИНП,былосделанодополнительноепреобразованиевсистемеоценкипроб.Дляэтогопокаждойпробенаходилсякоэффициентуспешностивыполнения.Сэтойцельюполученныйребенкомбаллделилсянамаксимальныйбалл,которыймогбытьзаработанподаннойпробе.Такимобразом,успешностьвыполненияпробымоглаварьироватьот0до1,где1-максимальнаяуспешность.Интегральныйнейродефектологическийпоказательвычислялсякаксуммакоэффициентовуспешностивыполнениявсехпроб.ИсследованиянадетяхдошкольноговозраставыявиливысокуюдостовернуюкорреляциюИНПсуровнемневербальногоинтеллекта,оцениваемомуспомощьюПрогрессивныхцветныхматрицРавена(r=0.56),атакжесуровнеминтеллекта,оцениваемомупотестуВекслера(r=0.78).ЗАКЛЮЧЕНИЕПо нашему мнению, в ходе выявления особенностей речевой деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями необходимо привлекать подход междисциплинарного взаимодействия - медико-психолого-педагогические направления исследования, учитывая возрастные показатели, сопутствующую симптоматику нарушений развития, степень умственной отсталости.В ходе исследования нами определен круг медико-психолого- педагогических проблем, которые сегодня осложняют процесс социализации ребенка с интеллектуальными нарушениями, неблагоприятно влияют на уровень ее самостоятельной жизнедеятельности. Выделены проблемы непосредственно или косвенно влияют на уровень речевого развития, тормозят процесс овладения речью, его употребление в коммуникативных целях.Установлено, что существует сложный комплекс как внутренних, так и внешних факторов психологического, социального, педагогического направления, которые определяют качественное своеобразие процесса речевого развития, большую распространенность и устойчивость нарушений речи в выбранной категории детей. Доминирующими, по нашему мнению, являются психологические факторы, обусловленные нарушениями познавательной деятельности, влияющие на процесс овладения и дальнейшего развития речи.В ходе проведенного исследования было установлено, что механизмы возникновения нарушений речи в ДИН определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системный недоразвитие речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, еще больше усложняет проявления нарушений речи.В ходе разработки алгоритма диагностической комплексной модели нами было обобщенно и внедрено блоки задач, которые были разработаны и адаптированы в нескольких вариантах, учитывая возраст, уровень обучаемости (вид помощи в ходе предъявления и выполнения задачи ), степень умственной отсталости.Логопедическое направление исследования речевой деятельности младших школьников с легким и умеренным степенями умственной отсталости включал такую схему логопедического обследования : общая моторика, координация движений; строение органов артикуляции; состояние мимической мускулатуры ; звукопроизношение ; фонематический слух; навыки звукового анализа; понимание речи ; активный словарь; грамматическая строение речи ; связное речи ; чтение, письмо.Психолингвистические направление предусматривал выявление влияния «интеллектуального фактора » на механизм нарушения речи при различных степенях умственной отсталости. Учитывая это, в рамках нашего исследования было обоснованно комплекс задач на выявление уровня сформированности интеллектуального компонента речевой деятельности, что дало нам возможность получить сведения для осуществления сравнительной характеристики и выявления корреляционных связи между показателями уровня его сформированности ( несформированности ) и уровнем развития подсистем ФСММ; установить специфические различия уровня сформированности ИКМД при различных степенях умственной отсталости, что предоставит возможность обнаружения более «сохранившихся» звеньев психомоторного развития и станет основой для дальнейшего определения стратегии корекийно -розвивальнои работы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВАлексина Л. И. К динамике речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи. Дефектология. 1977. № 4. С. 27-34.Аугене, Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации [Текст] / Д. И. Агуне // Дефектология. - 1987. - №4. - С. 76-81.Баль Н. Н. Характеристика нарушений речи при интеллектуальной недостаточности и направлений коррекционной работы: учеб-метод. пособие. Мн.: БГПУ, 2009. 104 с.БудаеваЗ. Д. Логопедическая коррекция нарушений звукопроизношения в системе обучения грамоте умственно отсталых первоклассников: дис.... канд. пед. наук: 13.00.03 / Москва, 1996. URL: http://www.dissercat.com/content/preodolenie-fonetiko-fonematicheskogo-nedorazvitiya-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-na-osnove-m#ixzz4UnifCpwf(дата обращения: 12.05.2020).Буслаева Е. Н., Павлова Т. П. Особенности развития фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта. І Международная научно-практическая конференция «Современные инновации: фундаментальные и прикладные исследования». 2015. № 1 (1). URL:http://www.elibrary_24926671_44491250.pdf(дата обращения: 12.05.2020).Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. - М. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004. - 144 с.Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. М.: Академия, 2009. 272 с.Грабенко, Т. М., Коррекционные, развивающие адаптирующие игры [Текст] : учеб. метод. пособие / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004. - 66 с.Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 2011. - 320 с.Замский, Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения [Текст] / Х. С. Замский. - М. : НПО Образование, 1995. - 400 с.Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : учебник для студентов педагогических вузов / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева - М. : Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998. - 208 с.Катасонова Анна Васильевна Эффективность нейропсихологической коррекции у детей младшего школьного возраста с олигофренией легкой степени // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-neyropsihologicheskoy-korrektsii-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-oligofreniey-legkoy-stepeni (дата обращения: 13.05.2020).Кириллова, Е. В. Формирование основ коммуникации у безречевых детей 7—9 лет со сложной структурой дефекта [Текст] / Е. В. Кириллова, А. В. Мамаева // Детская и подростковая реабилитация. - 2007. - № 2 (9). - С. 26-32.Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов. С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 1999. - 144 с.Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.Логопедия [Текст] : учеб. для студентов деф. фак-та. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 615 с.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.Лынская, М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / М. И. Лынская ; под ред. С. Н. Шаховской. — М. : ПАРАДИГМА, 2012. - 128 с.Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Академия, 2003. - 208 с.Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 288 сНиколаенко Н.Н. Современная нейропсихология. М.: Речь, 2013. 272 с.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Текст] : программ. метод. мат-лы / под ред. И. М. Бгажноковой. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 181 с.Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2007. 192 с.Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью [Текст] / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова ; под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. - СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. - 272 с.Семаго, Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития [Текст] / Н. Я. Семаго // Дефектология. - 2000. - № 1 - С. 66-75.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М. : Изд. центр «Академия», 2002. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня / под ред. Е. Д. Хомской. М. : МГУ, 1995. С. 154–160. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : метод. пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова. - М. : Просвещение, 2009. - 164 с. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М. : УМК «Психология», 2002. 15. Цветкова Л. С. Нейропсихология и афазия: новый подход. М. ; Воронеж : Изд-во НПО «Модек», 2001.Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст] : метод. Пособие, 4- е изд., доп. / Г. В. Чиркина ; под ред. Г. В. Чиркиной. - М. : АРКТИ, 2010. - 239 с.Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] : пособие для учителя / Л. М. Шипицына. - СПб. : Союз, 2004. - 336 с.Эльконин, Д. Б. Психология развития в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Воронеж НПО МОДЭК, 2001. - 417 с.
2. Аугене, Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации [Текст] / Д. И. Агуне // Дефектология. - 1987. - №4. - С. 76-81.
3. Баль Н. Н. Характеристика нарушений речи при интеллектуальной недостаточности и направлений коррекционной работы: учеб-метод. пособие. Мн.: БГПУ, 2009. 104 с.
4. Будаева З. Д. Логопедическая коррекция нарушений звукопроизношения в системе обучения грамоте умственно отсталых первоклассников: дис.... канд. пед. наук: 13.00.03 / Москва, 1996. URL: http://www.dissercat.com/content/preodolenie-fonetiko-fonematicheskogo- nedorazvitiya-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-na-osnove-m#ixzz4UnifCpwf (дата обращения: 12.05.2020).
5. Буслаева Е. Н., Павлова Т. П. Особенности развития фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта. І Международная научно-практическая конференция «Современные инновации: фундаментальные и прикладные исследования». 2015. № 1 (1). URL:http://www.elibrary_24926671_44491250.pdf (дата обращения: 12.05.2020).
6. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. - М. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004. - 144 с.
7. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. М.: Академия, 2009. 272 с.
8. Грабенко, Т. М., Коррекционные, развивающие адаптирующие игры [Текст] : учеб. метод. пособие / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004. - 66 с.
9. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 2011. - 320 с.
10. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения [Текст] / Х. С. Замский. - М. : НПО Образование, 1995. - 400 с.
11. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : учебник для студентов педагогических вузов / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева - М. : Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998. - 208 с.
12. Катасонова Анна Васильевна Эффективность нейропсихологической коррекции у детей младшего школьного возраста с олигофренией легкой степени // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-neyropsihologicheskoy-korrektsii-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-oligofreniey-legkoy-stepeni (дата обращения: 13.05.2020).
13. Кириллова, Е. В. Формирование основ коммуникации у безречевых детей 7—9 лет со сложной структурой дефекта [Текст] / Е. В. Кириллова, А. В. Мамаева // Детская и подростковая реабилитация. - 2007. - № 2 (9). - С. 26-32.
14. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов. С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 1999. - 144 с.
15. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.
16. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов деф. фак-та. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 615 с.
17. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.
18. Лынская, М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / М. И. Лынская ; под ред. С. Н. Шаховской. — М. : ПАРАДИГМА, 2012. - 128 с.
19. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Академия, 2003. - 208 с.
20. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с
21. Николаенко Н.Н. Современная нейропсихология. М.: Речь, 2013. 272 с.
22. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Текст] : программ. метод. мат-лы / под ред. И. М. Бгажноковой. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 181 с.
23. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2007. 192 с.
24. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью [Текст] / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова ; под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. - СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. - 272 с.
25. Семаго, Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития [Текст] / Н. Я. Семаго // Дефектология. - 2000. - № 1 - С. 66-75.
26. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М. : Изд. центр «Академия», 2002.
27. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня / под ред. Е. Д. Хомской. М. : МГУ, 1995. С. 154–160.
28. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : метод. пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова. - М. : Просвещение, 2009. - 164 с.
29. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М. : УМК «Психология», 2002. 15. Цветкова Л. С. Нейропсихология и афазия: новый подход. М. ; Воронеж : Изд-во НПО «Модек», 2001.
30. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст] : метод. Пособие, 4- е изд., доп. / Г. В. Чиркина ; под ред. Г. В. Чиркиной. - М. : АРКТИ, 2010. - 239 с.
31. Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] : пособие для учителя / Л. М. Шипицына. - СПб. : Союз, 2004. - 336 с.
32. Эльконин, Д. Б. Психология развития в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Воронеж НПО МОДЭК, 2001. - 417 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные научно-теоретические аспекты изучаются в нейродефектологии?
Основными научно-теоретическими аспектами, изучаемыми в нейродефектологии, являются речевая деятельность при типичном развитии и интеллектуальных нарушениях, ретроспектива изучения нарушений речевой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, а также причинная обусловленность и механизмы нарушений речевой деятельности при интеллектуальных нарушениях.
Какие исследования проводятся по изучению нарушений речевой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями?
Проводятся исследования, рассматривающие речевую деятельность при типичном развитии и интеллектуальных нарушениях, а также анализирующие ретроспективные данные о нарушениях речевой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями.
Каким образом обусловлены и какие механизмы лежат в основе нарушений речевой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями?
Нарушения речевой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями обусловлены причинами, связанными с их интеллектуальными нарушениями. Механизмы этих нарушений включают в себя различные процессы информационной обработки и взаимодействия различных систем организма.
Какие стратегии и тактики используются при комплексном нейродефектологическом изучении речевой деятельности?
При комплексном нейродефектологическом изучении речевой деятельности используются различные стратегии и тактики. Важным аспектом является анализ речевого развития при типичном развитии и интеллектуальных нарушениях, а также проведение ретроспективных исследований, чтобы понять причинность и механизмы нарушений речевой деятельности.
Какие результаты исследований по нейродефектологии свидетельствуют о нарушениях речевой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями?
Результаты исследований по нейродефектологии свидетельствуют о нарушениях речевой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями и позволяют понять причинную обусловленность и механизмы этих нарушений. Они также помогают разрабатывать стратегии и тактики для комплексного изучения речевой деятельности у этих детей.
Какие основы исследования речевой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями?
Основы исследования речевой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями включают в себя научно-теоретические аспекты, которые помогают понять характер и механизмы этих нарушений. Применяются различные методы исследования, такие как наблюдение, тестирование, анализ речевых проявлений и т.д. Также важным является изучение ретроспективы изучения нарушений речевой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями.
Как изучается речевая деятельность детей с интеллектуальными нарушениями?
Изучение речевой деятельности детей с интеллектуальными нарушениями происходит с помощью комплексного нейродефектологического подхода. В процессе исследования применяются различные методы, такие как тестирование интеллекта, оценка речевого развития, анализ речевых проявлений и т.д. Важно учитывать причины и механизмы нарушений речевой деятельности при интеллектуальных нарушениях.
Какие механизмы нарушений речевой деятельности при интеллектуальных нарушениях?
Механизмы нарушений речевой деятельности при интеллектуальных нарушениях могут быть разнообразными. Они могут быть связаны с общим недоразвитием интеллекта, нарушением работы мозговых структур, ответственных за речь, нарушением внимания или памяти и т.д. Конкретные механизмы зависят от характера и степени интеллектуальных нарушений.
Какие стратегии и тактики используются при комплексном нейродефектологическом изучении речевой деятельности?
При комплексном нейродефектологическом изучении речевой деятельности используются различные стратегии и тактики. Важно проводить комплексную оценку речевого развития и интеллекта, а также проводить подробный анализ речевых проявлений. Применяются различные тесты и техники, такие как тестирование памяти, внимания, анализ структуры речи и т.д. Весь процесс исследования строится на современных научно-теоретических основах.