Факторы оценки глобальной конкурентоспособности страны
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 42 + 42 источника
- Добавлена 08.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Теоретические основы исследования факторов глобальной конкурентоспособности страны 7
1.1. Основные подходы к определению глобальной конкурентоспособности страны 7
1.2. Факторы, оказывающие влияние на глобальную конкурентоспособность страны 12
1.3. Методы оценки глобальной конкурентоспособности страны 16
2. Анализ и оценка глобальной конкурентоспособности стран мира 22
2.1 Лидеры и аутсайдеры глобальной конкурентоспособности в мировой экономике 22
2.2 Анализ глобальной конкурентоспособности России 31
2.3 Оценка проблем повышения глобальной конкурентоспособности стран мира 42
3. Пути повышения глобальной конкурентоспособности Российской Федерации в мировой экономике 47
3.1 Разработка механизма государственной поддержки глобальной конкурентоспособности страны с учетом зарубежного опыта 47
3.2 Перспективы глобальной конкурентоспособности страны в условиях овых факторов развития мировой экономики 55
Заключение 65
Список использованных источников 67
Важнейшим является принятие правильных управленческих решений, достигаемые путем применения соответствующих методов, прежде всего, целевых. Проведенные нами теоретические и аналитические исследования состояния инвестиционного обеспечения автомобильной сферы с учетом зарубежного и отечественного опыта обосновывают необходимость дальнейшего применения программно-целевого метода. Опираясь на него, можно успешно решить разнообразные задачи инвестирования отраслей автомобильной сферы. Ведь цель каждой программы заключается в сосредоточении на результатах, которых необходимо достичь, а потом ставится вопрос о том, какие ресурсы следует использовать для достижения этих результатов. Для характеристики качества в квалиметрии используют многоуровневые показатели качества, располагаются иерархическим образом, то есть строят так называемое «дерево целей». Этот анализ может осуществляться для обозначения иерархического упорядочения тех целей, для достижения которых выполняется определенный проект или программа ( «дерева целей») Рассмотрим пример целевого управления, в основе которого лежит принцип управления «дерева целей», который не имеет циклов, то есть замкнутой цели. В результате анализа целевого управления, в основе которого лежит принцип управления «дерева целей» определены следующие основные мероприятия по привлечению инвестиций в автомобильной сфере страны: - создание действенной системы управления в автомобильной сфере, индикативного планирования и мониторинга; - определение субъектов реализации и механизмов финансирования мероприятий, предусмотренных программой развития автомобильной сферы; - оптимизация структуры привлечения инвестиций с учетом стратегических и тактических императивов; - формирование позитивного мировоззрения общества. При разработке государственных (региональных) целевых программ следует учитывать социальное значение и сложность объектов инвестирования и придерживаться следующих принципов: - взаимосогласованность программ, подпрограмм, инвестиционных проектов между собой. На уровне региона эти программы выступают частью программ его социально-экономического развития и поэтому их разработка должна основываться на социально-экономических и генеральных планах региона и должна быть согласована с указанными программами и мерами государственного, отраслевого и местного уровня; - создание оптимальной системы принятия решений в рамках деятельности государственных и региональных органов власти: - просмотр сложившейся практики распределения полномочий и совершенствования механизмов их реализации, внедрения проектного управления в деятельность органов власти; - поддержка научной и инновационной деятельности; действенность предложенной программы привлечения инвестиций, заключается в регулярном анализе и оптимизации отраслевых и региональных мероприятий по внедрению новейших технологий, направленных на повышение эффективного использования автомобильных ресурсов, уменьшение энергоемкости процессов, наращивание объемов автомобилестроения; - повышение эффективности управления бюджетными ресурсами, создания финансовой основы для достижения долгосрочных целей; - стимулирование развития автомобилестроения, повышение доступности автомобилей; - совершенствование нормативно-правовой базы; - создание условий для реализации производства местных автомобильных материалов для удовлетворения потребности с учетом имеющегося спроса на внутреннем рынке и сырьевой базы соответствующего региона; - повышение качества и конкурентоспособности продукции автомобилестроения, достижения ее соответствия потребностям конечного пользователя (потребителя); - активная борьба с «теневым сектором» и коррупцией. Эффективность реализации программ привлечения инвестиций в автомобильную сферу на уровне государства, региона во многом зависит от функционирования соответствующей системы управления, наличии сбалансированного механизма распределения полномочий и взаимодействия центра, регионов и органов местного самоуправления. На современном этапе приоритетное значение имеет территориальный аспект развития, что приводит преобразование регионов страны в статусных (рядом с центральной властью и крупным капиталом) участников глобализационных процессов и доказывает необходимость именно на региональном уровне осуществления значительной части экономических и социальных мер по адаптации, которые приписывает глобализация. Исходя из вышеизложенного предлагаем методический подход к разработке программы инвестиционного обеспечения автомобильной сферы страны (региона), основанный на организационной и финансовой составляющих и отличается согласованием интересов государства, бизнеса и населения. Программа развития инвестиционного обеспечения автомобильных предприятий страны (региона) на следующие 5 лет должна разрабатываться с учетом целей всех уровней, что позволяет сбалансировать распределение инвестиционных ресурсов и достичь поставленной цели. Организационно-экономическое обеспечение программы состоит из следующих этапов:1. Проведение комплексного анализа технико-экономических показателей для установления технического уровня, качества и надежности продукции автомобильных предприятий, ее конкурентоспособности. 2. Системный анализ баланса автомобильных предприятий, их диагностика, определение себестоимости производства и транспортировки автомобильных материалов для выявления локальных систем с максимальными затратами и обоснование очередности реализации мероприятий программы для получения социального и экономического эффектов. 3. Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности автомобильных предприятий страны (региона) для разработки эффективных схем финансового обеспечения программы, создание условий для привлечения инвестора. 4. Анализ нормативно-правовой базы по вопросам автомобилестроения, разработка адаптированной к международным требованиям нормативной базы по предоставлению автомобильных услуг, регламентации гражданско-правовых отношений. 5. Определение органов исполнительной власти, ответственных за надежность, качество и эффективность автомобилестроения. 6. Проведение комплексного аудита, определение спроса на автомобильные работы и установления возможных объемов автомобилестроения. Финансовое обеспечение программы: 1. Разработка вариантов финансирования программы с учетом возможных источников таких, как: собственные средства предприятия (чистая прибыль и амортизационные отчисления) инвестиционная помощь; бюджетное финансирование; банковские долгосрочные кредиты; государственные займы. 2. Определение оптимального варианта инвестиционного обеспечения автомобильных предприятий. 3. Анализ цен на автомобили. Учитывая ограниченность государственных ресурсов меры реализации программы предусматривают использование государственно-частного партнерства с учетом согласования интересов государства, бизнеса, населения. Проведенное исследование позволило развить теоретические основы производства государственного регулирования инвестиционного развития автомобильной сферы на основе определения генеральной цели в виде активизации устойчивого инвестиционно-инновационного развития и стратегических и тактических мероприятий реализации со связями горизонтального и вертикального типов и с учетом взаимного влияния автомобилестроения и других видов экономической деятельности. В дальнейшем целесообразно продолжить исследования в направлении внедрения механизма государственно-частного партнерства в инвестиционную деятельность в автомобильной сфере путем комбинированного применения прямых и косвенных инструментов государственного регулирования (правовых, административных и экономических), что позволит привлекать необходимые финансовые ресурсы, согласовывать интересы всех стейкхолдеров.3.2 Перспективы глобальной конкурентоспособности страны в условиях новых факторов развития мировой экономикиЗа последние два десятилетия в экономике России произошли существенные преобразования, которые обусловили совершенно новые условия функционирования всех хозяйствующих субъектов. Финансовая неопределенность и высокий уровень возникновения рисков способствовали изменению стратегических целей деятельности промышленных предприятий с долгосрочными перспективами на оперативные цели поддержания существования в краткосрочном периоде. В подобной ситуации экономический рост предприятий промышленности и национальной экономики стал зависеть от мировых цен на углеводородные ресурсы (нефть, газ). Начало двадцать первого века характеризовалось благоприятной ситуацией на международных сырьевых рынках, что способствовало относительно стабильному росту экономических показателей, который внезапно прекратился вследствие глобального финансово-экономического кризиса 2008 года, разрушительное воздействие которого заключалось в том, что национальным экономикам вновь пришлось встретиться с условиями неустойчивости внешней среды и высоким уровнем рисков финансово-хозяйственной деятельности. Возврат предприятий государств постсоветского пространства к «стратегии краткосрочного выживания» способствовал нарушению действующих хозяйственных взаимозависимостей, отсутствие которых делает невозможным расширенное воспроизводство в государстве.Финансовый кризис явился доказательством того, что механизм экономического роста в докризисный период зависел главным образом от конъюнктуры внешнеэкономических сырьевых рынков, от мировых цен на энергоносители, условий предоставления международных кредитов. Низкий уровень конкурентоспособности национальных экономик способствовал увеличению экспорта сырьевой продукции с низкой добавленной стоимостью, что привело к серьезной зависимости промышленности, финансовой системы, платежного финансового баланса от международной конъюнктуры вкупе с неконкурентной структурой национального валового внутреннего продукта.В последние годы и в процессе планирования отечественных финансово-экономических показателей около 75% увеличения валового внутреннего продукта зависит от внешнеэкономической деятельности с экспортно-сырьевой ориентацией и сопутствующими ей потоками финансовых ресурсов. Усугубляется данная ситуация структурой основных фондов промышленности, качеством кадровых ресурсов страны. Сегодня мы наблюдаем торможение российской экономики. Аналитики прогнозируют снижение ВВП России в 2016 г. на 4,2% против 4% в 2015 г. Данная тенденция связана как с неблагоприятными внешними факторами (сложная геополитическая обстановка, санкции развитых государств, военные конфликты в Сирии и в Украине, замедление роста китайской экономики, падение цен на нефть), так и серьезными внутренними проблемами, обусловленными необходимостью структурной модернизации экономики. Проф. Э.П.Дунаев и другие исследователи в своей книге «Инновационная экономика: необходимость, возможность и факторы развития в России» отмечают, что главной задачей инновационной политики государства состоит в создании эффективной системы регулирования поступательного развития научно-технологической сферы. При этом немаловажным аспектом достижения лидирующих позиций в инновационной деятельности на международной арене является интеграция усилий и партнерское взаимодействие бизнеса, государственной власти, финансовых институтов. Благоприятная рыночная конъюнктура на мировых рынках углеводородов, которая наблюдалась на протяжении последних лет практически не использовалась для модернизации экономики и формирования научно-технологической инфраструктуры. Кроме того, сегодня очень мало потенциальных инвесторов, желающих вложить средства в развитие высокотехнологичные отрасли экономики, так как это связано с высокими рисками. Поэтому основным источником финансирования должны стать собственные финансовые ресурсы организаций и целевое финансирование из государственного бюджета (специальные государственные программы и специализированные фонды). Эксперты отмечают высокую эффективность деятельности специализированных фондов, использование средств которых может обеспечить в 2 - 4 раза превышение полученных результатов (налогов и сборов от финансируемых организаций) над инвестируемыми средствами. Кроме того, зарубежная практика демонстрирует высокое значение венчурных фондов в развитии инновационной деятельности, однако условия функционирования венчурного предпринимательства в России недостаточно благоприятны.В этой связи на первый план выходят проблемы поиска бюджетообразующих отраслей промышленности России, которые предопределяют перспективы модернизации и отечественных предприятий промышленности, и хозяйственного комплекса страны в целом в качестве основы роста конкурентоспособности государства на международном экономическом пространстве. Успешное решение вышеназванной проблемы в России возможно только за счет формирования конкурентного промышленного производства, которое базируется на наукоемких технологиях и современном оборудовании, которые способны быстро впитывать любые нововведения, генерировать научные разработки и модернизировать систему отраслевого национального воспроизводства. Так как в современном мире существует важнейшая проблема, заключающаяся в межстрановой конкуренции и поиске способов повышения конкурентоспособности национальных экономик, то каждое государство в динамичных условиях функционирования глобальной экономической системы должно выработать индивидуальную стратегическую концепцию повышения конкурентоспособности. И решать данную проблему необходимо как можно быстрее, так как рост конкурентных преимуществ связан с устойчивым социально-экономическим развитием любого государства.Сущность технологической и инновационной модернизации промышленности можно объяснить с помощью действия механизма производственного развития экономики, который описывается посредством таких экономических показателей как капиталоемкость (или норма отдачи) и норма накопления. В случае увеличения нормы накопления происходит увеличение темпов экономического роста, в противном случае – снижение нормы накопления способствует снижению темпов экономического роста. При этом определяются некоторые границы расширения нормы накопления, выходить за которые нельзя, так как полученный положительный результат погашается за счет снижения отдачи. Таким образом, происходит определение оптимальной нормы накопления, превышение которой не рекомендуется, потому что происходит снижение темпов роста. Подобный механизм инновационного развития промышленных предприятий иллюстрирует только внешнее проявление процессов, происходящих в технологической структуре производства. Внутренний инструментарий реализации внедрения инноваций представляет собой многоуровневый процесс распределения имеющихся в распоряжении промышленного предприятия ресурсов. Нижний уровень характеризуется ресурсами с небольшой отдачей, морально и физически устаревшими. Более высокие уровни основываются на инновационных технологиях и ресурсах, таких, которые способствуют проведению модернизационных преобразований, заключающихся в обновлении оборудования, технологий, продукции, управленческих и организационных инновациях. Если у предприятия наблюдается поступательный вектор развития, то ограниченные ресурсы заканчиваются и начинают замещаться ресурсами более высокого технико-технологического уровня. При этом взаимодействие всех элементов данного механизма обуславливает экономический рост предприятия, отрасли и национальной экономики.Разработка и совершенствование региональной инновационной политики на региональном уровне являются важным элементом долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона, что делает возможным развитие базы для долгосрочного устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения. Следует также отметить, что технологические инновации играют ключевую роль в предопределении конкурентоспособности данного региона или страны в целом, что способствует созданию условий для экономического роста и повышения благосостояния населения. Будущее региона зависит от многих факторов. Среди них межрегиональная, национальная и глобальная среда, а также внешние факторы, влияющие на развитие региона, различные внутренние факторы развития (социальные, экономические, политические и т.д.), стратегии, реализуемые в регионе и другие. При определении детерминантов стратегического развития российской экономики на основе карты мировых компетенций главные ориентиры должны быть направлены на систему целей, разработанных Правительством Российской Федерации, состоящую из четырех важнейших групп: - повышение уровня жизни и качества жизни; - повышение уровня национальной безопасности; - обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста; - создание потенциала будущего роста. Разработка долгосрочных прогнозов и сценариев социально-экономического развития страны является важной задачей, но необходимо учитывать несколько важных обстоятельств, которые влияют на характер и реализм таких прогнозов и сценариев. Это, во-первых, уровень социально-экономического развития рассматриваемой страны и, во-вторых, характер проблем, стоящих перед ней. Применительно к современной России модернизация - это долгосрочная цель, однако концепция модернизации слишком широка и мало помогает в объяснении какой-либо конкретной проблемы страны. Есть по крайней мере две основные группы задач, на которые в настоящее время ссылается термин «модернизация», каждый из которых предполагает использование качественно различных моделей поведения со стороны национальных правительств. Весьма действенным инструментом выделения наиболее приоритетных направлений долгосрочного развития является стратегическое планирование, основным модулем которого является стратегия на основе конкурентных преимуществ. Стратегия роста имеет три разновидности: вертикальная интеграция – распространение деятельности на новые сферы; горизонтальная интеграция – кластеризация смежных компетенций; появление новых компетенций.Стратегия стабильности основана на поддержке традиционных направлений деятельности за счет низкой цены, повышения компетенции, или фокуса усилий по повышению навыков на сегменте рынка. На рисунке 18 представлен алгоритм проведения процесса определения ключевых компетенций (КК) экономической системы, основанный на мониторинге макро- и микросреды, оценке конкурентных преимуществ, преобразуемых в ключевые факторы успеха, а затем в ключевые компетенции. На последнем этапе осуществляется анализ соответствия способностей субъектов экономической системы и ключевых компетенций. Рисунок 1. Процесс определения ключевых компетенций (КК) экономической системыИспользование предлагаемого алгоритма позволит определять ключевые компетенции с учетом карты мировых компетенций для каждого государства. Это представляется важным, так как современный темп роста требований к компетенциям растет в геометрической прогрессии, а механизм конкурентоспособности распространяется на ближайшее окружение, в частности используя такие формы, как кластеры. Анализ методик стратегического планирования позволил сформулировать модель процесса стратегического планирования, стратегические зоны деятельности (СЗД) и определить оптимальные инструменты его реализации (табл. 8). Таблица 8Модель стратегического планирования экономической системыЭтапПодпроцессыИнструментарийПозиционированиеФормулировка миссии, цели определение СЗДТехнология "дерева целей".Технология СЗД по параметрам: географическая, потребительская, конкурентная сегментации АнализАнализ среды; оценка конкурентных преимуществМодель "Продукт–рынок". Модели Портера, Кэмпбелла "Ресурсный анализ отрасли", SWOT-анализ.Сравнение своей продукции с конкурентной.ПрогнозированиеПрогноз трендов рынка; разработка сценариевЭкономико-математические модели, метод гармонических весов, корреляционный, регрессионный, факторный анализВыбор стратегииРазработка спектра альтернатив; оптимизация стратегииМодель жизненного цикла, портфельные модели, иерархия "дерева–целей". Расчет показателей альтернативных стратегийКонтролингПланирование реализации стратегии, контроль и корректировкаСбалансированная система показателей (ВSС).Проектирование изменений экономической системы. Планирование изменений по целямИспользование спектра инструментов, приведенных в таблице 7, и методология рассмотренного подхода к стратегическому планированию позволяет выделить приоритеты решения задач национальной экономики с учетом карты мировых компетенций и сложившихся тенденций.Для выделения приоритетов научно-технического и инновационного развития необходимо учитывать основные внешние или глобальные тенденции, которые могут повлиять на развитие регионов и России. Поскольку региональные власти не могут влиять на эти тенденции или менять их, им следует попытаться предвидеть и выяснить факторы, на которые они могут влиять на местном уровне. Очень важно учитывать стратегии, уже реализованные в регионе. Конечно, ключом к успеху любого проекта в этой области является учет внутренних факторов, определяющих ситуацию в регионе и его развитие.Для усиления уровня конкурентоспособности национальной экономики необходимо внедрить комплекс взаимосвязанных и последовательных организационно-управленческих мероприятий. В частности: 1) необходимо понять, что конкурентную борьбу в условиях глобального перераспределения стратегических ресурсов возможно выдержать только при условии формирования высокоэффективной инновационной экономики. В этом контексте необходимо поощрять инновационную деятельность в России на основе проведения последовательной научно-технической политики по внедрению инноваций промышленными предприятиями и внедрение новых технологий для предприятий в сфере услуг; наращивать долю высокотехнологичного экспорта в его общей структуре; стимулировать на государственном уровне увеличения удельного веса расходов компаний на исследования и разработки; 2) для повышения рейтинга России по показателю глобальной конкурентоспособности следует обратить особое внимание на улучшение позиций по субиндикаторамы: «Макроэкономическая среда», в частности «Инфляция» и «Государственный долг»; «Государственные и частные институты», в частности «Злоупотребление влиянием государственных институтов», «Рост государственных расходов», «Безопасность», «Корпоративная этика», «Отчетность»; «Эффективность рынка товаров»; «Эффективность финансового рынка»; 3) для повышения рейтинговых позиций и конкурентных преимуществ России на мировых рынках необходимо разработать государственную программу поддержки экспортоориентированных предприятий по поощрению экспорта готовой продукции с высоким уровнем добавленной стоимости; формирование экспансионной политики на основе расширения, как географической, так и товарной структуры экспорта; 4) поддержка развития национального хозяйства на основе самодостаточности и политики «протекционизма», что позволит уменьшить уровень импорта страны, нарастить национальное хозяйство и в целом положительно влиять на экономическую конкурентоспособность России.ЗаключениеЦель представленной работы провести теоретическое обоснование и разработать методологию формирования стратегии глобальной конкурентоспособности для России и других стран с развивающейся экономикой. Методологическая база исследования состоит из анализа концепций и подходов классических и неоклассических научных школ, изучения структуры экономики страны и регионов с учетом необходимости интенсивного развития экономики, изучении отличий инновационной сферы экономики в развитых и развивающихся стран, отраслевой и региональной структуры экономики, методов государственного регулирования.В ходе исследования автор определил ключевые проблемы и факторы, препятствующие глобальной конкурентоспособности в России, определил важнейшие предпосылки перехода России к интенсификации экономического развития и предложил инструменты для реализации данного перехода. Автор приходят к выводу, что интенсивное развитие экономики является важным условием адаптации России к новым рыночным условиям, поскольку позволяет ей быть конкурентоспособной на мировых рынках и противостоять вызовам внешней среды. Исследование показало, что развитие внутреннего потенциала, инновационные методы планирования и управления на государственном уровне, современные организационные решения способствуют созданию условий для моделирования региональной структуры и диверсификации отраслевой структуры российской экономики, стабилизации финансового положения. Стратегическое планирование и целеполагание определены как основные направления разработки стратегии интенсивного экономического развития, внедрение которых в производство может привести к качественно новому уровню характеристик экономической системы. Выделены особенности и роль государственного регулирования в данных процессах, обусловленные, в первую очередь, негативным влиянием геополитических тенденций на возможности экономического развития государства. Теоретическое значение исследований, проведенных автором, является реальный прирост научных знаний, что позволяет расширить теоретическую и методологическую базу исследований в области теории интенсивного экономического развития. Для дальнейшего научного исследования практическое значение монографии состоит в возможности использования выводов, содержащихся в ней в процессе разработки и совершенствовании инструментария государственного регулирования российской экономики и ее регионов.Список использованных источниковУчебники, учебные пособия и материалыАвторское обобщение по данным Каплан, Р.С. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную сис-тему показателей: пер. с англ. / Роберт С. Каплан, Дейвид Нортон. – М.: Олимп-Бизнес, 2004. – 416 с.Антонов Л. В. Экономические отношения российского рынка рекламы: условия развития // Социально-экономические явления и процессы . 2011. №5-6. С.22-26.Байматов А.А., Хошимов Х.Х. Инфраструктурный фактор устойчивого социально - экономического развития региона // Вестник ТГУПБП. 2017. №2. С.25-34.Белал А.А., Голубева Л.Ф. Основные категории бизнес-плана // Социально-экономические явления и процессы . 2015. №3. С.7-12.Волынкина Е.М., Иванов В.В. Особенности современной медиа-индустрии и основные стратегии развития крупнейших медиа-компаний мира. Журнал «Экономика. Налоги. Право», 2012. №1. С. 4-9.Горшенин Е. В., Никифорова М. С. Проблемы использования инструментов стратегического менеджмента в управлении организацией // Экономические исследования. 2017. №2.Грошев А.Р., Грошева Т.А. Социальные аспекты современных механизмов экономической и экологической стабилизации // Актуальные проблемы экономики и менеджмента: коллективная монография / Крымов С.М. и др.; под ред. С.М. Крымова. - Ростов н/Д: ДГТУ, 2010. С. 81–92.Заложнев, А. Ю. Модели и методы внутрифирменного управления / А.Ю. Заложнев. - М.: Сторм Медиа, 2017. - 320 c.Зинов, В. Г. Инновационное развитие компании. Управление интелектуальными ресурсами. Учебное пособие / В.Г. Зинов, Т.Я. Лебедева, С.А. Цыганов. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 248 c..Иванкова О. Г. Управленческие решения как инструмент управления организацией. Проблемы экономики и менеджмента. – 2013. – № 11 (27). – С. 89–93Капицкая О.В., Мандыч И.А. Меры антикризисного управления субъектами Российской Федерации // ТДР. 2017. №1. С.38-41Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 720 с.Коттер Джон П. Впереди перемен [Книга] / перев. Успенский А.. — Москва : Олимп—Бизнес, 2016. — 256 с.Кубрина, В.А. Концепция устойчивого развития как основа долгосрочной конкурентоспособности и успешности организаций медиаиндустрии / Кубрина В.А. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2012. – № 5.Лисовская И.А. Финансовый менеджмент: Полный курс МБА / И.А. Лисовская. – М.: Рид Групп, 2016. – 352 с.Малюк, В. И. Производственный менеджмент / В. И. Малюк, А. М. Немчин. – СПб.: Питер, 2016. – С. 156Михайлова В.М., Щепапкин М.Б. Экономические оценки российского рекламного рынка // Экономика, социология и право . 2015. №1. С.107-114.Негреева В.В., Алексашкина Е.И., Селезнев И.А. Исследование актуальных стратегий антикризисного управления в отечественном бизнесе // Экономика и экологический менеджмент. 2018. №1. С.144-151.Подколзина И. Какие факторы воздействуют на динамику нефтяного рынка? // Вопросы экономики. 2010. - №2. - С. 97.Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция. Учебник курс рыночной экономики, М.: Юрайт, 2003Стельмах В.С. Теоретико-методологические особенности антикризисного мониторинга // Kant. 2018. №1 (26). С.224-229.Степанова, Г.Н. Функционально-системная модель стратегического управления устойчивым развитием организации медиаиндустрии в рамках ресурсной концепции / Г.Н. Степанова, В.А. Кубрина // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2012. – № 5.Странцов И.А. Методический подход к формированию структуры и содержания бизнес-плана инвестиционного проекта // Вестник АГАУ . 2014. №8 (118). С.159-163.Теория организации. Конспект лекций. - М.: Феникс, 2017. - 256 cТяпухин, А. П. Производственный менеджмент / А.П. Тяпухин. - М.: Гиорд, 2018. - 384 c.Фадеева Г. Д., Паршина К. С. Методология разработки и назначение бизнес-плана // Новый университет. Серия «Экономика и право» . 2013. №11 (33). С.83-85.Хайман Н. Д. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2-х томах / Под редакцией С. В. Волдайцева. М.: Финансы и статистика-1992.-С. 334Шеремет. А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. — 2-е изд., доп. — М.: Инфра-М, 2017. — 374 сЭлектронные ресурсыФедеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/Электронный ресурс: Материалы конференции «Влияние тарифной и ценовой политики на конкурентоспособность российской экономики» Режим доступа. :http://gasforum.ru/obzory-i-issledovaniya/903Источники на иностранном языкеBergesen, A.J. and Sonnett, J. (2001) The Global 500: Mapping the World Economy at Century’s End. American Behavioral Scientist, 44, 1602-1615.Bo, J. (2010) Formless Universal Doctrines: Operating Patterns in Japanese Commerce. Phoenix Press, Nanjing.Gaba, V., Pan, Y. and Ungson, G.R. (2002) Timing of Entry in International Market: An Empirical Study of US Fortune 500 Firms in China. Journal of International Business Studies, 33, 39-55.Liu, R. and Shi, L. (2011) Upstream Market Monopoly, Asymmetric Competition and Social Welfare: On the Nature of the Large and Medium Soes’ Profit. Economic Research Journal, 12, 86-96. Ma X, Tong, T.W. and Fitza, M. (2013) How Much Does Subnational Region Matter to Foreign Subsidiary Performance? Evidence from Fortune Global 500 Corporations’ Investment in China. Journal of International Business Studies, 44, 66-87.Martelli, J.T. and P.B. Abels (2011) Multinational Corporations: The Changing Landscape. Management Research Review, 34, 889-909. Rugman, A.M. and Hoon, Oh.C. (2008) The International Competitiveness of Asian Firms. Journal of Strategy and Management, 1, 57-71.Rugman, A.M. and Li, J. (2007) Will China’s Multinationals Succeed Globally or Regionally? European Management Journal, 25, 333-43. Sledge, S. (2011) Dynamic Competition: A Look at Firms in the Fortune Global 500. Competitiveness Review, 21, 428-440. Yuan, X.Y. (2011) Analysis of China’s Top Companies—Develop the Trend of Economic Development in China from Chinese Companies on Fortune Global (2011). China New Time, 10, 20-34.Zhao, J.J. and Zhao, S.Y. (2004) Comparative Analysis of Technologies Used on Fortune 500 and Inc. 500 Corporate Web Sites. Information Technology Learning and Performance Journal, 22, 41-50.Zhu, J. (2000) Multi-Factor Performance Measure Model with an Application to Fortune 500 Companies. European Journal of Operational Research, 123, 105-124.
Учебники, учебные пособия и материалы
1. Авторское обобщение по данным Каплан, Р.С. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную сис-тему показателей: пер. с англ. / Роберт С. Каплан, Дейвид Нортон. – М.: Олимп-Бизнес, 2004. – 416 с.
2. Антонов Л. В. Экономические отношения российского рынка рекламы: условия развития // Социально-экономические явления и процессы . 2011. №5-6. С.22-26.
3. Байматов А.А., Хошимов Х.Х. Инфраструктурный фактор устойчивого социально - экономического развития региона // Вестник ТГУПБП. 2017. №2. С.25-34.
4. Белал А.А., Голубева Л.Ф. Основные категории бизнес-плана // Социально-экономические явления и процессы . 2015. №3. С.7-12.
5. Волынкина Е.М., Иванов В.В. Особенности современной медиа-индустрии и основные стратегии развития крупнейших медиа-компаний мира. Журнал «Экономика. Налоги. Право», 2012. №1. С. 4-9.
6. Горшенин Е. В., Никифорова М. С. Проблемы использования инструментов стратегического менеджмента в управлении организацией // Экономические исследования. 2017. №2.
7. Грошев А.Р., Грошева Т.А. Социальные аспекты современных механизмов экономической и экологической стабилизации // Актуальные проблемы экономики и менеджмента: коллективная монография / Крымов С.М. и др.; под ред. С.М. Крымова. - Ростов н/Д: ДГТУ, 2010. С. 81–92.
8. Заложнев, А. Ю. Модели и методы внутрифирменного управления / А.Ю. Заложнев. - М.: Сторм Медиа, 2017. - 320 c.
9. Зинов, В. Г. Инновационное развитие компании. Управление интелектуальными ресурсами. Учебное пособие / В.Г. Зинов, Т.Я. Лебедева, С.А. Цыганов. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 248 c..
10. Иванкова О. Г. Управленческие решения как инструмент управления организацией. Проблемы экономики и менеджмента. – 2013. – № 11 (27). – С. 89–93
11. Капицкая О.В., Мандыч И.А. Меры антикризисного управления субъектами Российской Федерации // ТДР. 2017. №1. С.38-41
12. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 720 с.
13. Коттер Джон П. Впереди перемен [Книга] / перев. Успенский А.. — Москва : Олимп—Бизнес, 2016. — 256 с.
14. Кубрина, В.А. Концепция устойчивого развития как основа долгосрочной конкурентоспособности и успешности организаций медиаиндустрии / Кубрина В.А. // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2012. – № 5.
15. Лисовская И.А. Финансовый менеджмент: Полный курс МБА / И.А. Лисовская. – М.: Рид Групп, 2016. – 352 с.
16. Малюк, В. И. Производственный менеджмент / В. И. Малюк, А. М. Немчин. – СПб.: Питер, 2016. – С. 156
17. Михайлова В.М., Щепапкин М.Б. Экономические оценки российского рекламного рынка // Экономика, социология и право . 2015. №1. С.107-114.
18. Негреева В.В., Алексашкина Е.И., Селезнев И.А. Исследование актуальных стратегий антикризисного управления в отечественном бизнесе // Экономика и экологический менеджмент. 2018. №1. С.144-151.
19. Подколзина И. Какие факторы воздействуют на динамику нефтяного рынка? // Вопросы экономики. 2010. - №2. - С. 97.
20. Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция. Учебник курс рыночной экономики, М.: Юрайт, 2003
21. Стельмах В.С. Теоретико-методологические особенности антикризисного мониторинга // Kant. 2018. №1 (26). С.224-229.
22. Степанова, Г.Н. Функционально-системная модель стратегического управления устойчивым развитием организации медиаиндустрии в рамках ресурсной концепции / Г.Н. Степанова, В.А. Кубрина // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2012. – № 5.
23. Странцов И.А. Методический подход к формированию структуры и содержания бизнес-плана инвестиционного проекта // Вестник АГАУ . 2014. №8 (118). С.159-163.
24. Теория организации. Конспект лекций. - М.: Феникс, 2017. - 256 c
25. Тяпухин, А. П. Производственный менеджмент / А.П. Тяпухин. - М.: Гиорд, 2018. - 384 c.
26. Фадеева Г. Д., Паршина К. С. Методология разработки и назначение бизнес-плана // Новый университет. Серия «Экономика и право» . 2013. №11 (33). С.83-85.
27. Хайман Н. Д. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2-х томах / Под редакцией С. В. Волдайцева. М.: Финансы и статистика-1992.-С. 334
28. Шеремет. А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. — 2-е изд., доп. — М.: Инфра-М, 2017. — 374 с
Электронные ресурсы
29. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
30. Электронный ресурс: Материалы конференции «Влияние тарифной и ценовой политики на конкурентоспособность российской экономики» Режим доступа. :http://gasforum.ru/obzory-i-issledovaniya/903
Источники на иностранном языке
31. Bergesen, A.J. and Sonnett, J. (2001) The Global 500: Mapping the World Economy at Century’s End. American Behavioral Scientist, 44, 1602-1615.
32. Bo, J. (2010) Formless Universal Doctrines: Operating Patterns in Japanese Commerce. Phoenix Press, Nanjing.
33. Gaba, V., Pan, Y. and Ungson, G.R. (2002) Timing of Entry in International Market: An Empirical Study of US Fortune 500 Firms in China. Journal of International Business Studies, 33, 39-55.
34. Liu, R. and Shi, L. (2011) Upstream Market Monopoly, Asymmetric Competition and Social Welfare: On the Nature of the Large and Medium Soes’ Profit. Economic Research Journal, 12, 86-96.
35. Ma X, Tong, T.W. and Fitza, M. (2013) How Much Does Subnational Region Matter to Foreign Subsidiary Performance? Evidence from Fortune Global 500 Corporations’ Investment in China. Journal of International Business Studies, 44, 66-87.
36. Martelli, J.T. and P.B. Abels (2011) Multinational Corporations: The Changing Landscape. Management Research Review, 34, 889-909.
37. Rugman, A.M. and Hoon, Oh.C. (2008) The International Competitiveness of Asian Firms. Journal of Strategy and Management, 1, 57-71.
38. Rugman, A.M. and Li, J. (2007) Will China’s Multinationals Succeed Globally or Regionally? European Management Journal, 25, 333-43.
39. Sledge, S. (2011) Dynamic Competition: A Look at Firms in the Fortune Global 500. Competitiveness Review, 21, 428-440.
40. Yuan, X.Y. (2011) Analysis of China’s Top Companies—Develop the Trend of Economic Development in China from Chinese Companies on Fortune Global (2011). China New Time, 10, 20-34.
41. Zhao, J.J. and Zhao, S.Y. (2004) Comparative Analysis of Technologies Used on Fortune 500 and Inc. 500 Corporate Web Sites. Information Technology Learning and Performance Journal, 22, 41-50.
42. Zhu, J. (2000) Multi-Factor Performance Measure Model with an Application to Fortune 500 Companies. European Journal of Operational Research, 123, 105-124.
Вопрос-ответ:
Какие существуют основные подходы к определению глобальной конкурентоспособности страны?
Основные подходы к определению глобальной конкурентоспособности страны включают экономический подход, институциональный подход и ресурсный подход. В экономическом подходе акцент делается на эффективности экономики и способности страны конкурировать на мировом рынке. В институциональном подходе учитывается качество институтов и правовая система, которые влияют на предпринимательскую активность и инновации. Ресурсный подход учитывает наличие и качество природных ресурсов, человеческого капитала и технологической базы в стране.
Какие факторы оказывают влияние на глобальную конкурентоспособность страны?
На глобальную конкурентоспособность страны оказывают влияние такие факторы, как качество инфраструктуры (транспортная, коммуникационная и энергетическая), научно-исследовательская и инновационная активность, уровень развития образования и квалификации рабочей силы, доступность финансовых ресурсов, политическая стабильность, низкий уровень коррупции, эффективность государственного управления, доступность рынков и защита прав собственности.
Какие методы применяются для оценки глобальной конкурентоспособности страны?
Для оценки глобальной конкурентоспособности страны применяются различные методы, включая сравнительный анализ, рейтинги и индексы конкурентоспособности. Сравнительный анализ позволяет сопоставить показатели разных стран и определить их относительное положение. Рейтинги и индексы конкурентоспособности представляют собой совокупность различных показателей, которые используются для ранжирования стран по уровню конкурентоспособности.
Какие страны являются лидерами и аутсайдерами глобальной конкурентоспособности?
Среди лидеров глобальной конкурентоспособности можно назвать страны с развитой экономикой, высоким уровнем инноваций и качества инфраструктуры, такие как США, Германия, Швейцария, Сингапур, Япония и др. Аутсайдерами глобальной конкурентоспособности являются страны с неразвитой экономикой, ограниченными ресурсами и низким уровнем инноваций, такие как Афганистан, Чад, Сомали и др.
Какие факторы влияют на глобальную конкурентоспособность страны?
Факторы, оказывающие влияние на глобальную конкурентоспособность страны, могут включать в себя: экономическую стабильность, инфраструктуру, кадровый потенциал, уровень развития технологий, доступ к ресурсам, политическую стабильность, правовую систему и другие. Все эти факторы в совокупности определяют способность страны конкурировать на международном рынке.
Какие методы можно использовать для оценки глобальной конкурентоспособности страны?
Для оценки глобальной конкурентоспособности страны могут применяться различные методы. Некоторые из них включают сравнительные анализы экономических показателей, индексы конкурентоспособности, анкетирование экспертов, использование статистических моделей и другие. Эти методы позволяют оценить различные аспекты конкурентоспособности, такие как экономический потенциал, инновационность, уровень развития инфраструктуры и т. д.
Какие страны являются лидерами в глобальной конкурентоспособности?
В глобальной конкурентоспособности страны, некоторые лидеры включают США, Германию, Японию, Швейцарию, Швецию и другие страны. Эти страны обладают сильными экономиками, развитыми инфраструктурами, высоким уровнем технологий и инноваций. Они также имеют развитые системы образования, что способствует развитию кадрового потенциала и росту продуктивности.
Какие методы использовались для анализа глобальной конкурентоспособности стран мира?
Для анализа глобальной конкурентоспособности стран мира использовались различные методы, включая сравнительный анализ экономических показателей, составление индексов конкурентоспособности, анкетирование экспертов и использование статистических моделей. Эти методы позволяют сравнивать различные аспекты конкурентоспособности разных стран, такие как экономический рост, уровень инвестиций, инновационность и др.