Методическая ценность леворучных этюдов 19 столетиях
Заказать уникальную дипломную работу- 37 37 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 27.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Методическая ценность леворучных этюдов XIX столетия 6
Заключение 34
Список литературы 36
Этюд не только сложен по технике левой руки, но и достаточно протяжен, что требует выносливости. Кроме того, этюд содержит яркое концертное начало, и потому исполняющий его пианист должен обладать умением представить на сцене виртуозный этюд с экспрессией, харизмой, которые были присущи Листу – исполнителю. Это одна из самых сложных и высших задач исполнительского мастерства.Среди этюдов для левой руки в XIXвеке также выделяются этюды польского пианиста и композитора Альбера Совинского, ученика Черни. Принципы, которые он применял в своем творчестве родственны тем идеям, которые мы наблюдали в творчестве его учителя, Черни. Успешный концертирующий пианист и педагог, который создал свою фортепианную школу, популярную в XXстолетии, уделял в творчестве внимание и этюдам для левой руки.Еще один представитель виртуозного пианизма XIXвека – Шарль Валантен Алькан. Французский пианист – виртуоз, он при жизни завоевал славу, равную Листу, Тальбергу и Калькбреннеру. Техника Алькана не уступала, а в чем-то даже превосходила технику Листа. Наряду с пианизмом, он вел педагогическую работу, особенно после того, как перестал выступать с концертами. Этюды Алькана представляют образец высшего исполнительского мастерства, в том числе связанного с игрой левой рукой. Большие по протяженности, написанные в контрастно-составной форме, виртуозные этюды Алькана представляют собой сочетание различных видов техники. В экзерсисах Алькана присутствуют разделы, в которых основная техническая нагрузка связана с леворучной игрой. Примером может служить этюд из сборника «Этюды в минорных тональностях» op. 39 № 10 (нотный пример 33): Нотный пример33 – Алькан Этюд op. 39 № 10 (фрагменты)Австрийский пианист и композитор Теодор Дёлертакже был учеником Черни, концертирующим пианистом и композитором, автором ряда инструктивных сочинений. Этюды Дёлера дают представление об особенностях техники виртуозного романтизма, и направлены на освоение тех приемов игры, видов фактуры, которые присутствуют в произведениях композиторов той эпохи. Например, в этюде op.30 №2 используются далекие скачки с использованием октав, аккордов, которые встречаются в концертах, рапсодиях и других жанров романтизма (нотный пример 34):Нотный пример34 – ДёлерЭтюд op. 30№ 2Дополнительной трудностью здесь являются штрихи в левой руке, а также сочетание различных приемов игры. Правая рука исполняет мелодия на легато, в то время как сопровождение звучит акцентированно.В этюдах Делера, как и в этюдах Алькана, используется сочетание различных приемов игры. В связи с этим их методический потенциал существенно расширяется. Виртуозные этюды этих композиторов тренируют такие качества, как:Выдержка. Они достаточно объемны, сопоставимы с этюдами Шопена и Листа. Ряд этюдов Альканов в нотном тексте занимают до 20 страниц и более (например, концертный этюд op 39 №10 – 29 страниц нотного текста).Умение переключаться с одного образа на другой, с одного вида техники на другой. Умение одновременно использовать различные виды техники, различные приемы игры в правой и левой руке.Если в инструктивных этюдах Черни можно говорить о том, что отрабатывается и постепенно усложняется одним игровой прием, потом другой, то в этюдах композиторов – представителей виртуозного романтического пианизма – они сочетаются в одновременности. Например, в этюде Дёлераop.30 №6 сочетаются гаммообразные пассажи, аккорды на арпеджато, октавная техника (нотный пример 35):Нотный пример35 – Дёлер Этюд op. 30№ 6Аналогичным образом к созданию этюдов подходит французский композитор и пианист Теодор Лак. Автор пособия «Метод фортепиано, для консерваторий Франции, Бельгии и Германии (op. 269)», композитор в своих опусах ориентирован на пианиста, который уже обладает достаточно развитой техникой и стремится ее развить. Именно поэтому в его сочинения достаточно много страниц, по которым очевидно, что исполнитель должен обладать хорошей растяжкой, гибкостью кисти, умением мобильно сочетать мелкую и крупную технику. В целом Т. Лак создает этюды для пианиста – виртуоза, который продолжается совершенствоваться в своем мастерстве. Например, в этюде № 4 из сборника этюдов op. 43 в левой руке использован тип аккомпанемента, в котором сочетаются далекие скачки, умение исполнять позиционно партию сопровождения между черными клавишами, объединять на одно движение кисти поступенное движение и далекие скачки, группируя ноты по шесть согласно лигам (нотный пример 36):Нотный пример36 – Лак Этюд op. 43№ 4В развитии этюда к этим навыкам добавляются октавы, арпеджио, что усложняет и без этого непростую задачу. При этом Теодор Лак стремится сделать этюд не просто упражнением, но художественным произведением, сопровождая его указаниями «выразительно», «певуче».Однако нельзя говорить о том, что все этюды Т. Лака отличаются высокой виртуозностью и рассчитаны на пианиста высокого уровня. Среди его сочинений есть произведения, которые рассчитаны на начинающего пианиста. Таким образом, он выстраивает свою методику совершенствования левой руки очень планомерно, начиная с азов. Этюды op.75 Т. Лака аналогичны опусам Черни, и содержат простые гаммообразные движения и т.п. (нотный пример 37):Нотный пример37 – Лак Этюд op. 75№ 1Еще один выдающий композитор- виртуозXIXвека, Людвиг Бергер, является воспитанником школы Клементи. Среди его замечательных этюдов нет высоко виртуозных, но, однако, они достаточно сложны и рассчитаны не на начинающего исполнителя. Прекрасный педагог, учитель Ф. Мендельсона, Людвиг Бергер придерживается в своих этюдах для левой руки принципа сочетания характера, образа и определенного вида техники. Инструктивный методический потенциал в его леворучных этюдах сочетается с определенным художественным содержанием. Таков к примеру огненный, темпераментный и выразительный этюд до минор op. 12 № 3 (нотный пример 38):Нотный пример38 – Бергер Этюд op. 12№ 3Интерес к жанру этюда проявляли в XIXвеке такие композиторы, как А. Совинский, Ж.-Ж. Пфейфер, К. - В. Грейлих. Общая тенденция свидетельствует о том, что к этому времени методика исполнительства на фортепиано стремительно развивается. Появляются руководства по игре на инструменте (Карла Вильгельма Грейлиха, Теодора Лака и других). Вопросы исполнительства активно обсуждаются и интересуют фортепианных педагогов, о чем можно судить, например, по десяти письмам Карла Черни, изданным в России в 2019 году. Среди инструктивного репертуара есть этюды для начинающих (у Карла Черни, Луи Кёлера), в которых используются простые движения для первых шагов в мире фортепианной игры (нотный пример 39):Нотный пример39 – Кёлер Этюд op. 242№ 5Достаточно много в романтическую эпоху было написано этюдов, рассчитанных на пианиста – виртуоза, обладающего большим исполнительским потенциалом и совершенствующим его. Среди наиболее сложных нужно назвать этюды Алькана, Т. Лака, а также широко известные этюды Шопена и Листа.Подведем некоторые итоги. Итак, в XIXвеке виртуозность становится одной из черт исполнительской практики. Пианисты соревнуются между собой в виртуозности. Это требует соответствующей подготовки, что осознают педагоги и композиторы. Одним из первых очень основательное руководство по развитию игровых навыков левой руки создал Карл Черни. После него и другие композиторы стали обращаться к написанию этюдов для левой руки. Оригинальную трактовку жанра этюда представляют Ф. Шопен и Ф. Лист. Их сочинения обладают виртуозностью гораздо большей, чем опусы Черни. И при этом они сохраняют все черты художественного репертуара.Таким образом, уже в XIXвеке созданы методические руководства для левой руки от азов до высшего исполнительского мастерства.ЗаключениеКомпозиторы и пианисты XIXвека поднимают фортепианное исполнительство на огромную высоту. Инструмент, который сформировался не так давно – около столетия назад – стал одним из ведущих в исполнительской практике того времени.Имена многих знаменитых музыкантов того времени связаны с исполнительством на фортепиано. Среди них выделяется имя Карла Черни – пианиста, композитора, педагога. Ему принадлежит 24 этюда op.718, в которых очень последовательно развиваются игровые приемы для левой руки. Опытный педагог, он использует определенные методические принципы для эффективного развития техники левой руки у пианиста. Среди этих принципов:Движение от простого к сложному. Сначала выбираются наиболее простые игровые приемы, которые затем отрабатываются и усложняются.Мобильность. В произведениях нечасто используется один и тот же вид фактуры, один и тот же вид мелодического движения или сопровождения. В более или менее протяженных произведениях сменяются темы, образы, а с ними и выразительные средства. В связи с этим, пианист должен уметь переключать, настраивать свой пианистический аппарат. Для этого Черни использует прием одновременного сочетания нескольких игровых приемов в этюде. Они могут чередоваться в разных частях, или объединяться в пределах одной части.Соединение с другими средствами выразительности – штрихами, динамикой, и др. Только лишь игровые приемы не содержат ценности сами по себе, они служат для музыкального искусства, которое существует в единстве образа и его выразительных средств. Особое значение Черни придает динамике. Во многих этюдах в завершении звучит forte – это «испытание» на силу и выносливость для юного пианиста. Если игровой прием усвоен хорошо, то кульминация в конце прозвучит уверенно.Координация. Произведений, созданные только для левой руки – единицы. А вот произведений, где сочетаются правая и левая рука подавляющее большинство. В связи с этим необходимо с первых шагов тренировать координацию, ритмическое взаимодействие рук, что обеспечит успешный исполнительский опыт в будущем.В середине XIXвека выдающиеся исполнители и композиторы Шопен и Лист пишут этюды, которые отличаются художественной выразительностью, ярким концертным началом и рассчитаны на исполнение подготовленным концертирующим пианистом. Среди них есть и этюды для левой руки (op 10 № 9 и № 12 у Шопена, № 3 из «Трех концертных этюдов» Листа). Несмотря на высокий уровень сложности в этюдах, каждый из перечисленных выше этюдов Шопена и Листа представляет собой настолько яркий и неповторимый образ, что в зарубежном музыкознании сложилась традиции программного истолкования этих произведений. В этих произведениях характер стоит на первом месте, в то время как технический арсенал пианиста должен быть достаточно подготовлен для исполнения.Список литературыАйзенштадт, С. А. Учитель музыки. Жизнь и творчество Карла Черни / С.А. Айзенштадт. - М.: Композитор, 2010. - 215 с.Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х частях.– М.: «Музыка», 1988. Алексеев, А.Д. Из истории фортепианной педагогики / А.Д. Алексеев. –Киев: Музична Украина, 1974. – 160 с.Бирмак, А О художественной технике пианиста / А. Бирмак[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/birmak/birmak5_3.htm(дата обращения: 25.04.2020).Бэлза, И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка. Очерки / И.Ф. Бэлза. – М.: «Музыка», 1985. - 255 с.Данилевич, Л.В. А.Н. Скрябин / Л.В. Данилевич. – М.: Музгиз, 1953. – - 110 с.Дельсон, В.Ю. Святослав Рихтер / В.Ю. Дельсон. - М.: Музгиз, 1960. - 122 с.Зибельквирт, М. Рождение фортепиано / М. Зибельквирт. – М.: Юргенсон, 2014. – 96 с. Лонг, М. За роялем с Дебюсси / М. Лонг. – М.: Советский композитор, 1985. – 157 с.Мильштейн, Я.И. Этюды Листа / Я.И. Мильштейн. – М.: государственное музыкальное издательство, 1961. – 31 с.Мурадян Г.В. Виртуозность как феномен в истории фортепианной культуры последних десятилетий XX и начала XXI века / Г.В. Мурадян // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.Письма Карла Черни об изучении игры на фортепиано / К, Черни. – Спб.: Лань, Планета музыки, 2019. – 72 с.Семенова, Е.В. Эволюция методического поиска западноевропейских фортепианных школ XIXвека / Е.В. Семенова // Наука и школа. – 2012. - № 1. – С. 127 – 130.Терентьева, Н. «Карл Черни и его этюды» / Н.И. Терентьева. – Спб.: Композитор, 1999. - 68 с.Хентова, С. Выдающиеся пианисты – педагоги о фортепианном искусстве / С.М. Хентова. – Л.: Музыка, 1966. – 315 с.
1. Айзенштадт, С. А. Учитель музыки. Жизнь и творчество Карла Черни / С.А. Айзенштадт. - М.: Композитор, 2010. - 215 с.
2. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х частях.– М.: «Музыка», 1988.
3. Алексеев, А.Д. Из истории фортепианной педагогики / А.Д. Алексеев. – Киев: Музична Украина, 1974. – 160 с.
4. Бирмак, А О художественной технике пианиста / А. Бирмак [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/birmak/birmak5_3.htm (дата обращения: 25.04.2020).
5. Бэлза, И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка. Очерки / И.Ф. Бэлза. – М.: «Музыка», 1985. - 255 с.
6. Данилевич, Л.В. А.Н. Скрябин / Л.В. Данилевич. – М.: Музгиз, 1953. – - 110 с.
7. Дельсон, В.Ю. Святослав Рихтер / В.Ю. Дельсон. - М.: Музгиз, 1960. - 122 с.
8. Зибельквирт, М. Рождение фортепиано / М. Зибельквирт. – М.: Юргенсон, 2014. – 96 с.
9. Лонг, М. За роялем с Дебюсси / М. Лонг. – М.: Советский композитор, 1985. – 157 с.
10. Мильштейн, Я.И. Этюды Листа / Я.И. Мильштейн. – М.: государственное музыкальное издательство, 1961. – 31 с.
11. Мурадян Г.В. Виртуозность как феномен в истории фортепианной культуры последних десятилетий XX и начала XXI века / Г.В. Мурадян // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.
12. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.
13. Письма Карла Черни об изучении игры на фортепиано / К, Черни. – Спб.: Лань, Планета музыки, 2019. – 72 с.
14. Семенова, Е.В. Эволюция методического поиска западноевропейских фортепианных школ XIX века / Е.В. Семенова // Наука и школа. – 2012. - № 1. – С. 127 – 130.
15. Терентьева, Н. «Карл Черни и его этюды» / Н.И. Терентьева. – Спб.: Композитор, 1999. - 68 с.
16. Хентова, С. Выдающиеся пианисты – педагоги о фортепианном искусстве / С.М. Хентова. – Л.: Музыка, 1966. – 315 с.
Вопрос-ответ:
Чем отличается методическая ценность леворучных этюдов от других этюдов?
Методическая ценность леворучных этюдов заключается в их сложной технике для левой руки, что требует от пианиста выносливости и особого умения. Они также содержат яркое концертное начало и требуют высокой экспрессии и харизмы от исполнителя.
Какие навыки необходимы для исполнения леворучных этюдов 19 века?
Для исполнения леворучных этюдов 19 столетия пианист должен обладать высокой выносливостью и техникой для левой руки. Он также должен уметь передавать виртуозность и экспрессию этюдов на сцене.
Почему леворучные этюды 19 века считаются одной из самых сложных задач для пианистов?
Леворучные этюды 19 века считаются одной из самых сложных задач для пианистов, так как они требуют сложной техники для левой руки, которая является менее развитой у большинства музыкантов. Кроме того, эти этюды имеют высокую экспрессию и требуют умения передавать виртуозность на сцене.
Какую роль играет выносливость при исполнении леворучных этюдов 19 века?
Выносливость играет важную роль при исполнении леворучных этюдов 19 века, поскольку они требуют продолжительного и интенсивного упражнения для левой руки. Пианист должен иметь достаточную выносливость, чтобы справиться с длительными и сложными пассажами.
Какие качества должен обладать пианист при исполнении виртуозных этюдов 19 века?
Пианист, исполняющий виртуозные леворучные этюды 19 века, должен обладать умением представить на сцене виртуозный этюд с экспрессией и харизмой, которые были присущи композитору. Он должен уметь передать сложную технику и яркое концертное начало этюда с помощью своего исполнительского искусства.
Какова методическая ценность леворучных этюдов XIX столетия?
Методическая ценность леворучных этюдов XIX столетия состоит в их сложной технике левой руки, протяженности и концертном начале. Они требуют выносливости исполнителя и способны развить умение представить виртуозный этюд с экспрессией и харизмой.
Какие навыки развиваются при игре леворучных этюдов XIX столетия?
Игра леворучных этюдов XIX столетия развивает навыки сложной техники левой руки, умение выдерживать протяженные композиции, а также способность представить виртуозное исполнение с экспрессией и харизмой.
Почему исполнение леворучных этюдов XIX столетия требует выносливости?
Исполнение леворучных этюдов XIX столетия требует выносливости, так как они достаточно протяженные и сложные по технике левой руки. Исполнитель должен быть способен справиться с длительным исполнением этюда без потери технического мастерства и выразительности.
Какие качества должен обладать пианист, исполняющий леворучные этюды XIX столетия?
Пианист, исполняющий леворучные этюды XIX столетия, должен обладать умением представить на сцене виртуозное исполнение с экспрессией и харизмой. Это требует высокий уровень мастерства и эмоциональной подачи, чтобы передать всю сложность и красоту этих этюдов.
Какие задачи ставит перед исполнителем исполнение леворучных этюдов XIX столетия?
Исполнение леворучных этюдов XIX столетия ставит перед исполнителем задачу представить виртуозный этюд с экспрессией и харизмой, свойственной Листу. Это одна из самых сложных и высоких задач исполнителя, требующая глубокого понимания и владения музыкальным материалом.