Мотивационные образования личности
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 16.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие и виды мотивации 5
2. Мотивационная сфера личности 8
3. Мотивационные образования 15
Заключение 20
Литература 21
Влечения, желания, хотенияСуществует два подхода к определению данных понятий.Первый из них пытается отдифференцировать их друг от друга, найти в каждом свое собственное психологическое содержание. В наиболее яркой форме данный подход представлен в работах С. Л. Рубинштейна.По его мнению «влечение является органической потребностью, которая отражена в органической (интероцептивной) чувствительности». Оно имеет соматический источник – раздражение, которое идет «изнутри организма». Итак, влечение являетсяодной из форм проявления потребностей, начальным этапом в ее осознании.По мере осознания субъектом своей потребности, потребность переходит в желание. С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что в желании отражается его предметная определенность, т. е. происходит осознание предмета удовлетворения потребности. Итак, желание включает в себя знания субъекта о цели действия.Хотение является устремленностью субъекта на овладение предметом желание, т. е. на достижение цели. Хотение, как полагает С. Л. Рубинштейн, появляется тогда, когда желанна не только цель, но и действие, которое приводит к ней. Данная точка зрения разделяется другими психологами: П. А. Рудиком,К. К. Платоновым, П. И. Ивановым.Другими исследователи полагается, что хотение, желание, влечение скорее всего являются синонимами, которые выражаютразнообразныеоттенки и стороны одних и тех же переживаний и поэтому предлагают пользоваться термином – влечение (В. С. Дерябин). Е. П. Ильин, подытоживая результаты анализа данных понятий, заключает, что попытки разграничения данных понятий не очень плодотворны, особенно в отношении хотений ижеланий. Более того, по его мнению «желание (хотение) скорее всего, выступает как обобщенный,собирательный термин для обозначения разнообразных мотивационных образований». Влечение же можно анализировать как разновидность желания.ИнтересыОдним из мотивационных образований, побуждающих поведение человека является интерес. Рассмотрев психологическое содержание интереса психологи, как правило, выделяют в них потребности и положительное переживание данной потребности. В этой связи Б. И. Додонов выделяет процессуально-целевыеи процессуальные интересы. В процессуальных интересах подчеркивается наслаждение переживаниями от определенных видов деятельности. Но чисто процессуальные интересы занимают небольшое место в жизни человека. Человек старается не только к переживанию приятных эмоций, наслаждению ими, но и удовлетворению при этом своих потребностей. Поэтому в процессуально-целевых интересах происходит одновременное удовлетворение значимых для человека потребностей и наслаждение от переживаемых при этом приятных эмоций. «Удовлетворяя свой процессуально-целевой интерес, пишет Б. И. Додонов, человек действует ради того, чтобыполучить наслаждения и ради собственной цели». Автор твердит, что интерес «это особенная психологическая потребность личности в определенных видах и предметах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанной цели. Не случайно А. Маслоу отмечал, что достижение интересов награждает человека «вершинными переживаниями», во время которых он чувствует великий экстаз, восторг и благоговение.В процессах мотивации огромное значение имеют следующие структуры мотивационных образующих:1) побуждения —намерение действовать, желание, энергетическая заряженность; включают в себя потребности, мотивы, интересы, диспозиции,;2) мотиваторы — всевозможные побудительные ценности, которые требуют содержание мира, валентности и т.д.; или факторы, воздействующие на формирование намерения ипринятие решения;3) инициаторы — факторы, которые выполняют функцию инициации;4) селекторы — факторы, детерминирующие селективные процессы;5) регуляторы — факторы, которые выполняют регулятивную функцию;6) терминаторы — мотивационные переменные, выполняющие функцию консумации,торможения, и стоп-функцию.Классификация мотивационных образований:«устойчивый — неустойчивый»;«внешний — внутренний»;«обобщенный — специфический».Параметр «внешний — внутренний»По фактору локализации мотивационные образования делятся на:—ситуационные иливнешние;—личностные иливнутренние.При этом внутренние мотивационные образования не отождествляются с внутриорганическими, а внешние — с внешней стимуляцией. Дело в том, что мотивация существует как мотивационное отношение личности с окружающим миром. Тогда мотивация и есть определенный процесс, т.е. Мотивационная работа, увязывающая воедино ситуационные (внешние) и личностные (внутренние) параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации релевантного мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающему миру (рис. 1).Рис.1.Схема взаимодействия мотивации с внутренними и внешними параметрами Указывает на степень обобщенности предметного содержания мотивационного образования, выражает широту заданного им жизненного отношения личности. В соответствии с этим параметром мотив открывается как двухуровневое явление:— один уровень — предметное содержание мотива носит характер «функционального содержания», задающего общую зону предметной отнесенности активности личности;— другой уровень — специфический конкретный характер. ЗаключениеАнализ литературы по проблеме данной работыразрешили сделать выводы о том, что мотивационная сфера представляет собой психологическое образование, которое имеет сложную структуру, и выражается как феномен личностного развития, отражающий динамическую,иерархическую, систему мотивов в их субъективной иерархии. Модель мотивационной сферы личности, включает систему системообразующихи специальных факторов, систему достаточных и необходимых условий, систему деятельностных, эмоционально-чувственных и коммуникативных средств.Существуют различные мотивационные образования личности.К ним относят влечения, мотивационные установки (намерения), хотения ижелания, а также многообразные интересы личности.В целом работа показала, что мотивационная сфера личности является сложным структурным образованием, психологическим механизмом проявления которого определяется характером употребляемых факторов, средств иусловий. Уровень развития мотивационной сферы личности зависит от системы психологических факторов, средств иусловий, применяемых на протяжении вузовского обучения. ЛитератураЕникеев М.И. Общая психология. - М.: ПРИОР, 2018.-132сКрысько Д.Л. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. - Москва Владос - пресс, 2017.-324сЛеонтьев А.Н.. Потребности, мотивы и эмоции. - Москва, 2018.-78сМаслоу А. Моти.вация и Л.ичность. - СПб.: Евра.зия, 2017.-65сНемов С.Д... Психология. Общие основы психологии. - Москва, Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2018.-45сОбуховский, К. Псих.ологиявле.чениячелове.ка / К. Обуховский М.: Прогресс, 2016.-46сПоляков, С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до прак.тики / С. Д. Поляков. – М. : Педагоги.ческийп.оиск, 2.018.-465с. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие. - М.: Вершина, 2017.-97с
1. Еникеев М.И. Общая психология. - М.: ПРИОР, 2018.-132с
2. Крысько Д.Л. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. - Москва Владос - пресс, 2017.-324с
3. Леонтьев А.Н.. Потребности, мотивы и эмоции. - Москва, 2018.-78с
4. Маслоу А. Моти.вация и Л.ичность. - СПб.: Евра.зия, 2017.-65с
5. Немов С.Д... Психология. Общие основы психологии. - Москва, Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2018.-45с
6. Обуховский, К. Псих.ология вле.чения челове.ка / К. Обуховский М.: Прогресс, 2016.-46с
7. Поляков, С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до прак.тики / С. Д. Поляков. – М. : Педагоги.ческий п.оиск, 2.018.-465с.
8. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие. - М.: Вершина, 2017.-97с
Вопрос-ответ:
Что такое мотивационные образования личности?
Мотивационные образования личности - это формирование и структурирование мотивов, целей, интересов, потребностей, желаний и ценностей у индивида.
Какие виды мотивационных образований существуют?
Виды мотивационных образований включают в себя познавательные, ценностно-смысловые, эмоционально-мотивационные образования и образования воли.
Что представляет собой мотивационная сфера личности?
Мотивационная сфера личности - это совокупность мотивов, целей, интересов, потребностей, желаний и ценностей, которые определяют поведение и направленность деятельности индивида.
Каковы подходы к определению влечений, желаний, хотений?
Существуют два подхода к определению влечений, желаний, хотений. Первый подход пытается разграничить эти понятия и найти в каждом из них свое собственное психологическое содержание. Второй подход предполагает рассмотрение их как синонимов, обозначающих общую психологическую категорию.
Кто является автором основных идей о мотивационных образованиях личности?
Основные идеи о мотивационных образованиях личности были разработаны С.Л. Рубинштейном, который делает различие между влечением и желанием, и описывает их как органические потребности.
Что такое мотивационные образования личности?
Мотивационные образования личности - это комплекс психологических процессов и состояний, которые определяют направленность и интенсивность деятельности человека, его желания, направления и цели. Они возникают на основе мотивации и могут быть различными по своей природе и форме проявления.
Какие виды мотивационных образований существуют?
Существует несколько видов мотивационных образований личности. Одним из них является потребность - это врожденное или приобретенное условное рефлекторное образование, ведущее к удовлетворению потребности. Еще одним видом являются влечения - это устойчивые, врожденные или приобретенные наклонности к определенной деятельности или занятию. Также важными мотивационными образованиями являются интересы, желания и цели.
Какую роль играет мотивационная сфера личности?
Мотивационная сфера личности играет важную роль в формировании и направлении деятельности человека. Она определяет мотивационные образования, ценности, интересы, желания и потребности, которые влияют на выбор и цели человека. Мотивационная сфера также связана с психологическими процессами такими как мотивация, саморегуляция и самооценка.
Какие есть подходы к определению влечений, желаний, хотений?
Существуют два основных подхода к определению влечений, желаний и хотений. Первый подход пытается отдифференцировать эти понятия друг от друга и найти в каждом свое собственное психологическое содержание. Этот подход представлен в работах С.Л. Рубинштейна, который считает, что влечение является органической потребностью, а желание - это результат осознания нехватки или недостижения чего-то. Второй подход представлен работами других психологов, которые рассматривают эти понятия как синонимы и используют их взаимозаменяемо.