Теневая экономика как угроза экономической безопасности РФ
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 03.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы угроз экономической безопасности 7
1.1. Сущность экономической безопасности 7
1.2. Индикаторы измерения экономической безопасности 10
1.3. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности 19
Глава 2. Исследование влияния теневой экономики на экономическую безопасность 23
2.1. Анализ теневого сектора экономики 23
2.2. Теневая экономика как угроза экономической безопасности субъектов различных уровней 31
2.3. Приоритетные направления противодействия теневой экономике 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Приложение А. Государственная политика в сфере обеспечения экономической безопасности 64
Приложение Б. Теневые схемы в российской экономике и их характеристика 65
Приложение В. Показатели оценки состояния экономической безопасности 67
Происходит деформация рыночного механизма, которая оказывает деструктированное влияние на конкурентоспособность предприятий (эффективность предприятий теневой экономики намного выше, так как данные предприятия не уплачивают налоги и занижают их суммы). Также к теневой деятельности можно отнести незаконное распоряжение объектами интеллектуальной собственности и нарушения авторского права. Политика сокрытия доходов деформирует национальную налоговую систему, сокращает объем налоговые поступлений (предприятие уклоняется от налогов, что приводит увеличению отчислений законопослушных плательщиков).Тенденция теневой занятости приводит к переводу официально трудоустроенных граждан в теневую сферу из легальной экономики, что вызывает уменьшение на лотовых поступлений из-за снижения объема готовой продукции в ней. Так же теневая деятельность оказывает отрицательнее влияние на формирование бюджетов всех уровнем и денежно кредитную систему страны (искажается структура платежного оборота, увеличиваются инвестиционные риски, трудности в планировании объема денежной эмиссии из за невозможности контроля за денежными поступлениями). Значительное влияние оказывается на государственную политику, ориентированную на макроуровень (происходит снижение эффективности экономических решений из-за невозможности учесть долю ВВП). Деформация процессов инвестиционной деятельности приводит к приостановлению экономического роста. Серьезнейший вред теневая деятельность наносит экологии нашей страны, потому что официально не учитывается негативное влияние данной деятельности на окружающую среду. Развитие теневых процессов в России отрицательно сказалось на международных экономических отношениях с мировым бизнес-сообществом. Иностранные инвесторы не желают зависеть от криминальных структур теневой экономики, поэтому меньше соглашаются вкладывать денежные средства в экономику.Таким образом, теневая экономика, которая влечет за собой негативные последствия, постепенно разрушает социально экономические институты и общественные устои.2.3. Приоритетные направления противодействия теневой экономикеСовременная экономическая ситуация в России свидетельствует о том, что отечественной экономической системе в условиях существующего мирового экономического кризиса присущи подъем политико-экономической активности и силы и демонстрация нацеленности на перспективные рост и развитие. Однако на современном этапе экономического развития теневая экономика вносит весомый вклад в деятельность практически любого сектор конкретных рыночных сегментов, влияя при этом на функционирование национальной экономической системы в целом и занимая значительное место в недопроизводстве ВВП. Поэтому приоритетной задачей в обеспечении устойчивого мирового экономического развития является повышение уровня экономической безопасности данной системы и минимизация масштабов и устранение последствий теневой экономики.Первостепенное значение приобретают вопросы обеспечения государством эффективной деятельности соответствующих уполномоченных субъектов финансовой системы. С одной стороны, необходима разработка комплекса мер, направленных на прогнозирование возможных угроз, «изменение общих условий хозяйствования, совершенствование законодательства, устранение правовых пробелов, образующих искусственные барьеры для предпринимательской деятельности» [2, с. 31], а с другой - целесообразна реализация мероприятий, позволяющих повысить «прозрачность» и наблюдаемость экономических процессов.В ряду таких противоречий можно выделить, во - первых, несоответствие между формированием рыночных отношений на основе экономических механизмов регулирования финансово - хозяйственной деятельности и все еще значительным уровнем администрирования экономики. Во - вторых, существуют противоречия между декларируемым Конституцией правом всех граждан на собственность и лишением его для большинства населения в результате проведенной приватизации. В - третьих, рельефно проявляются противоречия между существующими экономическими отношениями и отставанием правовой базы по их регулированию, отсутствует целостная взаимосвязанная система внешнеторгового, таможенного, валютного, налогового и других видов государственного регулирования, нет четкого разграничения функций валютного и внешнеторгового контроля. Как следствие - высокий уровень преступности в финансово - кредитной сфере. В - четвертых, до сих пор не решены противоречия между общегосударственными интересами в финансово - кредитной сфере и такими же интересами отдельных регионов, что проявляется в неурегулированности межбюджетных отношений между центром и регионами. В - пятых, еще не найдена форма разрешения противоречия между провозглашенными целями социально - экономического реформирования и финансовыми возможностями государства реализовывать их в полной мере. В результате происходит снижение авторитета государства, органов законодательной и исполнительной власти, абсолютизация роли бюрократического аппарата, который является питательной средой для коррупционных действий. Угрозы финансовой глобализации могут переливаться в национальных системах по различным каналам трансмиссии внешних шоков. К таким каналам можно отнести торговые, финансовые связи, которые усиливаются в условиях несовершенства международного финансового рынка, а именно: «заражения», спекулятивных атак, «финансовых пузырей» и др.Финансовая политика государства должна быть прежде всего направлена на совершенствование функционирования национальных финансово - экономических институтов «путём разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно - кредитной и налогово - бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики, а также стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоёмкой продукции ..., развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения» [5, с. 10].Выражая общее мнение, Е.В. Каранина и О.И. Бледных пишут, что «неудовлетворительное состояние финансовой безопасности может привести к катастрофическим последствиям: упадку отраслей, банкротству предприятий, подрыву жизнеобеспечения государства с последующей потерей ее суверенитета» [4, с. 95].Помимо мер, направленных на экономический рост, важно помнить о целенаправленной работе по повышению уровня эффективности правовых средств борьбы с правонарушениями в финансовой сфере. В зависимости от характера и степени общественной опасности принято выделять: «правонарушения в бюджетной сфере; административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; налоговые правонарушения и преступления, ответственность за совершение которых установлена в Уголовном кодексе РФ» [3, с. 82; 5]. Очевидно, что система нормативно - правовых мер окажется эффективной «если она будет с опережением отражать существующую реальность, т.е. опережая оригинал, правовые нормы будут способствовать осуществлению одних общественных отношений, предотвращению или торможению развития других» [5, с. 11]. Поскольку так называемый «теневой сектор экономики» любого государства характеризуется высокой степенью мобильности и быстрой адаптацией к изменению условий, используются существующие и появляющиеся неточности и пробелы в действующем законодательстве, а также в «нормативном обеспечении их реализации» [2, с. 16]. Соответственно, правовое регулирование финансовой безопасности предполагает обеспечение условий, снижающих злоупотребление в данной сфере, устранение их и контроль.Можно утверждать, что экономическая безопасность является одной из ключевых категорий современной экономической теории [7]. Важнейшим компонентом экономической безопасности государства следует считать финансовую безопасность, эффективная работа по обеспечению которой связана с осуществлением комплекса мероприятий и мер, направленных на прогнозирование, выявление и пресечение различных видов внутренних и внешних угроз, совершенствование имеющейся нормативной базы и кредитно - финансовой политики государства, его финансовой независимости.Минимизация масштабов теневой экономики и устранение последствий ее проявления должна рассматриваться как основная мера комплексной экономической политики, обеспечивающей рост уровня экономической безопасности и устраняющей отрицательное влияние на нее факторов теневой экономики во всех сферах жизнедеятельности государства, общества и конкретной личности, в частности.Ключевыми угрозами экономической безопасности в условиях теневой экономики являются структурная деформация производственных систем и сопряженная с ней сырьевая ориентация экспортной деятельности, а также обострение классового расслоения населения и незаконная утечка капитала. Масштабы незаконной утечки капитала в другие страны, в том числе через офшорные зоны, непосредственно будут зависеть от создания таких условий инвестиционного климата, которые бы привлекали как внутренних, так и зарубежных инвесторов, стремящихся наиболее выгодно вложить свободный капитал. Кроме того, подобные условия будут способствовать повышению престижа и устойчивости отечественной валюты и вывода ее в разряд полноценной мировой валюты, и, как следствие, нейтрализации угроз национальной экономической безопасности. Разрабатываемые в рамках обеспечения национальной экономической безопасности мероприятия, направленные на минимизацию проявлений теневой экономики, позволят укрепить позиции отечественной валюты на мировом рынке, снизить уровень инфляции, перенаправить реальные инвестиции в основной капитал отраслей, откорректировать направления налоговой политики, повысить уровень доходов населения и, за счет этого, увеличить объем внутреннего спроса. Традиционными меры борьбы с теневыми процессами наряду с вышеперечисленными позволят предотвратить незаконную утечку капитала, изменить качественную структуру экономического роста и, как следствие, повысят уровень жизни населениях [29, c.50].Отрицательные эффекты теневой экономики наиболее существенно проявляются в таких процессах, как сокращение бюджетных поступлений на всех уровнях финансовой системы и коррупционная деятельность в различных сферах хозяйствования и управления, являющаяся основным элементом теневой экономической деятельности, делающим неэффективным использование всех видов ресурсов и тормозящим экономический рост и развитие. В современных условиях основополагающей категорией теневого сектора экономики становится коррупция, устранение которой должно быть прерогативой целенаправленной антикоррупционной политики государства, означающей необходимость разработки и реализации на постоянной основе антикоррупционных программ в системе ограничения коррупции, опираясь на точное понимание сути коррупционной деятельности и анализ, применяемых, но неэффективных методов и приемов борьбы с ней. Возможность решения подобных задач возможна только на основе повышения финансовой и правовой грамотности специалистов различных рангов, осуществляющих управленческие функции. Кроме того, своевременная разработка, реализация и корректировка нормативно-правовой базы противодействия коррупции будет также способствовать развитию процесса противодействия теневой экономики.Определение масштабов теневого сектора экономики в системе обеспечения экономической безопасности требует применения специфических методических принципов аналитической деятельности и методов оценки, учитывающих основные принципы функционирования теневой экономики, основными из которых являются:– отсутствие системы фиксации и актуализации необходимой отчетно-аналитической информации;– недостоверность предоставляемой отчетности или непредоставление ее субъектами уполномоченным органам;– умышленное занижение результатов финансово-хозяйственной деятельности.Механизм противодействия развитию теневого сектора экономики и меры совершенствования процессов управления и обеспечения экономической безопасности должны основываться, прежде всего, на повышении уровня компетентности и ответственности должностных лиц государственного, регионального и муниципального уровней в рамках осуществления своих непосредственных профессиональных обязанностей. Зачастую данный процесс сопряжен непосредственно с кардинальным переустройством системы набора и механизма формирования кадрового состава в структурных подразделениях исполнительной и законодательной власти с уклоном на развитие таких кадровых категорий, как «репутация», «опыт», «квалификация» и «компетентность» [26]. Кроме того, построение адекватного современным условиям механизма обеспечения экономической безопасности субъектов с учетом теневых процессов деятельности требует значительных изменений в осуществлении подходов к выстраиванию взаимоотношений экономических субъектов при формировании системы прав и обязанностей, а также распределении и делегировании ответственности между исполнителями.Подобные изменения парадигмы требуют:– развития и совершенствования принципиально новой системы подготовки и переподготовки высококвалифицированного кадрового резерва для осуществления контрольно-надзорных функций государственных органов;– установления функциональной взаимосвязи вклада субъектов в формирование совокупных бюджетных доходов с финансированием их деятельности за счет бюджетных средств;– формирования системы экономического стимулирования деятельности надзорных органов пропорционально выявленных ими действительных масштабов экономических правонарушений.Учитывая вышесказанное, необходимо отметить, что повышение эффективности противодействия теневому сектору экономики в сложившихся в настоящее время в России условиях становится актуальной прерогативной и масштабной задачей, решение которой возможно только посредством совершенствования нормативно-правовой и законодательной базы РФ, а также проведения структурно-организационных преобразований всех сфер и отраслей отечественной экономики.Также необходимо выделить ряд значительных проблем в сфере борьбы с возникновением теневых процессов и минимизации существующих масштабов теневой экономики, возникающих в рамках осуществления деятельности правоохранительными органами. К таким проблемам относятся:– недостаточная проработанность нормативно-правовых вопросов, регулирующих механизм противодействия развитию теневой экономике;– отсутствие или недостаточная проработанность государственно-общественной политики, направленной на обеспечение экономической безопасности государства и общества и минимизацию теневых процессов;– низкая степень осведомленной, основанная на данных статистики (о проблемах с неофициальной статисткой говорилось выше) и взаимодействия различных силовых и правовых структур в вопросах противодействия теневой экономике;– высокий уровень коррумпированности в правоохранительных и иных органах исполнительной власти.Для ликвидации перечисленных проблем целесообразно применять такие инструменты, способствующие минимизации масштабов теневой экономики и обеспечивающие макроэкономическую стабильность, как:- оптимизация функций государственно-общественного регулирования;– образование универсального координирующего исполнительного органа, реализующего контрольные, информационные и консалтинговые функции и обладающие возможностью претворения законотворческих инициатив;– усиление степени взаимосвязи и взаимодействия структур различного уровня в рамках формирования единой стратегии противодействия теневой экономике;– применение инновационных информационных и управленческих технологий при осуществлении деятельности, способствующей противодействию теневой экономики.Таким образом, основным условием, способствующим минимизации масштабов теневого сектора экономики, должно стать нормативно-правовое обеспечение процедур, осуществляемых в рамках устранения нечетких трактовок и определений отнесения процессов и явлений к теневому сектору. Основным мероприятием по противодействию теневой экономике должна стать разработка единой государственной политики и поддерживающих ее долгосрочных программ, способствующих ограничению возможности расширения теневых экономических секторов, негативно сказывающихся на интересах как государства и общества, в целом, так и отдельных личностей, в частности.Явления и процессы теневой экономики, проявляющиеся в различных сферах жизнедеятельности, не позволяют считать данные о безработице, официальной рабочей силе, доходах населения и его потреблению, представленные в источниках официальной статистики, в достаточной степени надежными. Учитывая подобные нюансы, можно с уверенностью утверждать, что разрабатываемые в рамках государственной политики и различных программ меры развития, учитывающие данные официальной статистики, зачастую могут оказаться нецелесообразными и неэффективными при их реализации, что повлечет за собой излишние государственные расходы.Современные трактовки поясняют теневую экономику как процесс производства, распределения, обмена и потребления различного рода ресурсов и услуг, которые не фиксируются надзорными органами и укрываются от органов государственного управления. Большинство авторов, изучающих проблемы теневой экономики, считают, что она функционирует исключительно вокруг криминальной деятельности. По мнению другой части исследователей, к теневой экономике следует относить такой сегмент экономической деятельности, в котором субъекты, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, уклоняются от уплаты всех или части обязательных платежей и сборов. Зачастую авторы, изучающие вопросы теневой экономики, предлагают учитывать в этом понятии не только финансовые, но и совокупные операционные экономические результаты деятельности, которой могут быть учтены в общем объеме валового национального продукта и направлены на его приращение.В подобных условиях актуальной проблемой отечественной экономики становится обеспечение экономической безопасности, которая характеризуется способностью поддерживать оптимальные условия функционирования субъектов, стабильно обеспечивать развитие различных сфер деятельности всеми видами ресурсов, а также последовательно воплощать в жизнь государственно - национальные интересы.Теневая экономика располагает значительным объемом финансово-материальных ресурсов и высоким финансово-экономическим потенциалом, который может быть использован для приращения национального дохода, в случае если деятельность, осуществляемая в системе неформальной экономики, может быть преобразована в легальную. Часть же теневого сектора экономики функционирует в криминальной сфере и не подлежит легализации, что несет ущерб национальным и общественным интересам. Исходя из этого, приоритетной задачей при выявлении реальных масштабов теневой экономики должны стать разработка и применение адекватных ситуации методологических подходов и реализация методических принципов финансово-экономического анализа.Основными социально-экономическими последствиями теневой экономики являются элиминирование значительной доли средств легальной экономики и следующее из этого снижение объемов инвестиций, влекущее падение объемов производства, текущие неплатежи, сокращение налоговых и других обязательных бюджетных платежей, и, как следствие, невыплаты заработной платы, пенсий и других источников существования населения.Рассматривая теневую экономику как одну из основных угроз экономической безопасности, большинство авторов не учитывают тот факт, что источники как угроз экономической безопасности, так и факторы расширения масштабов теневой экономики имеют сходные либо зачастую идентичные предпосылки.В сложившихся условиях теневая экономика возникает как следствие деструктивных противоречий и нарушений целостности экономической системы, отражающихся в непропорциональности соотношения торгово-промышленного и спекулятивного капитала и угрожающих целостности экономической системы страны, а также способствующие развитию теневого сектора экономики. С другой стороны, и деятельность крупнейших российских сырьевых компаний может рассматриваться как сектор теневой экономики, в котором использование оффшорных схем выводит финансовые ресурсы из производства, ограничивая объем необходимых ресурсов в воспроизводственном процессе и усиливая нарастающий кризис реального сектора экономики.Отечественные научные исследования свидетельствуют о том, теневая экономика является официально признанным фактом, степень распространения которого достигла таких масштабов, когда данные процессы существенно отражаются на таких стержневых макроэкономических агрегатах, как ВВП или ВНП.Рост теневого сектора экономики является существенной угрозой при формировании системы обеспечения экономической безопасности и препятствует формированию скоординированного равновесия национальных, региональных и личных интересов субъектов хозяйствования. В России на сегодняшний день существующая параллельно с легальной экономикой нелегальная теневая экономика приводит к оттоку различных ресурсов из экономической системы государства, вызывающему сокращение бюджетных доходов, необходимых для решения макроэкономических задач на всех уровнях финансовой системы, а также сокращение инновационных возможностей и активности производственного сектора экономики. Официальные исследования свидетельствуют, что в России более 20% ВВП приходится на теневой сектор экономики, что в финансовом эквиваленте составляет более 20 трлн. руб. В условиях социально-экономического кризиса теневая экономика на различных уровнях, и особенно на региональном, обретает признаки системной угрозы социально-экономической устойчивости. Экономические отношения теневого характера характерны большинству регионов, характеризуемых различной степенью развития и присущими только им региональными особенностями. Подобные проблемы связаны с депрессивностью отдельных регионов, повышением регионального уровня безработицы, спадом производственного и научно-технического потенциала и распадом внутреннего регионального рынка, миграцией интеллектуального капитала, территориальной концентрацией несостоятельности отдельных слоев населения, а также монополизмом крупного капитала региональными и федеральными корпорациями. В связи с этим происходит дифференциация уровня регионального развития, повышение уровня цен на товары и услуги, снижение уровня конкуренции между товаропроизводителями и другими предпринимательскими структурами.Существующие и вновь возникающие причины роста теневого сектора экономики требуют использования неординарного подхода к поиску возможностей сокращения его масштабов и разработки мер по преобразованию данных форм деятельности в легальный бизнес. Это ситуация усугубляется тем, что неформальные виды экономической деятельности с позиций отдельного индивида привлекают его, так как позволяют получить беспрепятственный доступ к хозяйственной активности и наиболее полном удовлетворении личных экономических потребностей посредством нелегитимных, а иногда и преступных действий.ЗАКЛЮЧЕНИЕЯвления и процессы теневой экономики, проявляющиеся в различных сферах жизнедеятельности, не позволяют считать данные о безработице, официальной рабочей силе, доходах населения и его потреблению, представленные в источниках официальной статистики, в достаточной степени надежными. Учитывая подобные нюансы, можно с уверенностью утверждать, что разрабатываемые в рамках государственной политики и различных программ меры развития, учитывающие данные официальной статистики, зачастую могут оказаться нецелесообразными и неэффективными при их реализации, что повлечет за собой излишние государственные расходы.Современные трактовки поясняют теневую экономику как процесс производства, распределения, обмена и потребления различного рода ресурсов и услуг, которые не фиксируются надзорными органами и укрываются от органов государственного управления. Большинство авторов, изучающих проблемы теневой экономики, считают, что она функционирует исключительно вокруг криминальной деятельности. По мнению другой части исследователей, к теневой экономике следует относить такой сегмент экономической деятельности, в котором субъекты, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, уклоняются от уплаты всех или части обязательных платежей и сборов. Зачастую авторы, изучающие вопросы теневой экономики, предлагают учитывать в этом понятии не только финансовые, но и совокупные операционные экономические результаты деятельности, которой могут быть учтены в общем объеме валового национального продукта и направлены на его приращение.В подобных условиях актуальной проблемой отечественной экономики становится обеспечение экономической безопасности, которая характеризуется способностью поддерживать оптимальные условия функционирования субъектов, стабильно обеспечивать развитие различных сфер деятельности всеми видами ресурсов, а также последовательно воплощать в жизнь государственно - национальные интересы.Теневая экономика располагает значительным объемом финансово-материальных ресурсов и высоким финансово-экономическим потенциалом, который может быть использован для приращения национального дохода, в случае если деятельность, осуществляемая в системе неформальной экономики, может быть преобразована в легальную. Часть же теневого сектора экономики функционирует в криминальной сфере и не подлежит легализации, что несет ущерб национальным и общественным интересам. Исходя из этого, приоритетной задачей при выявлении реальных масштабов теневой экономики должны стать разработка и применение адекватных ситуации методологических подходов и реализация методических принципов финансово-экономического анализа.Основными социально-экономическими последствиями теневой экономики являются элиминирование значительной доли средств легальной экономики и следующее из этого снижение объемов инвестиций, влекущее падение объемов производства, текущие неплатежи, сокращение налоговых и других обязательных бюджетных платежей, и, как следствие, невыплаты заработной платы, пенсий и других источников существования населения.Рассматривая теневую экономику как одну из основных угроз экономической безопасности, большинство авторов не учитывают тот факт, что источники как угроз экономической безопасности, так и факторы расширения масштабов теневой экономики имеют сходные либо зачастую идентичные предпосылки.Отечественные научные исследования свидетельствуют о том, теневая экономика является официально признанным фактом, степень распространения которого достигла таких масштабов, когда данные процессы существенно отражаются на таких стержневых макроэкономических агрегатах, как ВВП или ВНП.Рост теневого сектора экономики является существенной угрозой при формировании системы обеспечения экономической безопасности и препятствует формированию скоординированного равновесия национальных, региональных и личных интересов субъектов хозяйствования. В России на сегодняшний день существующая параллельно с легальной экономикой нелегальная теневая экономика приводит к оттоку различных ресурсов из экономической системы государства, вызывающему сокращение бюджетных доходов, необходимых для решения макроэкономических задач на всех уровнях финансовой системы, а также сокращение инновационных возможностей и активности производственного сектора экономики. Официальные исследования свидетельствуют, что в России более 20% ВВП приходится на теневой сектор экономики, что в финансовом эквиваленте составляет более 20 трлн. руб. В условиях социально-экономического кризиса теневая экономика на различных уровнях, и особенно на региональном, обретает признаки системной угрозы социально-экономической устойчивости. Экономические отношения теневого характера характерны большинству регионов, характеризуемых различной степенью развития и присущими только им региональными особенностями. Подобные проблемы связаны с депрессивностью отдельных регионов, повышением регионального уровня безработицы, спадом производственного и научно-технического потенциала и распадом внутреннего регионального рынка, миграцией интеллектуального капитала, территориальной концентрацией несостоятельности отдельных слоев населения, а также монополизмом крупного капитала региональными и федеральными корпорациями. В связи с этим происходит дифференциация уровня регионального развития, повышение уровня цен на товары и услуги, снижение уровня конкуренции между товаропроизводителями и другими предпринимательскими структурами.Существующие и вновь возникающие причины роста теневого сектора экономики требуют использования неординарного подхода к поиску возможностей сокращения его масштабов и разработки мер по преобразованию данных форм деятельности в легальный бизнес. Это ситуация усугубляется тем, что неформальные виды экономической деятельности с позиций отдельного индивида привлекают его, так как позволяют получить беспрепятственный доступ к хозяйственной активности и наиболее полном удовлетворении личных экономических потребностей посредством нелегитимных, а иногда и преступных действий.Таким образом, в сложившихся условиях теневая экономика возникает как следствие деструктивных противоречий и нарушений целостности экономической системы, отражающихся в непропорциональности соотношения торгово-промышленного и спекулятивного капитала и угрожающих целостности экономической системы страны, а также способствующие развитию теневого сектора экономики..СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВУказ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»)Адаменко, А.А. Перспективы развития бухгалтерской профессии и роль общественных институтов в росте ее престижа и общественной значимости / А.А. Адаменко, З.И. Азиева, О.А. Матусева // Современные проблемы бухгалтерского учета и отчетности. Материалы 11 Международной студенческой конференции, 2015. - С.161-166Баранчеев М.О. Теневые схемы российской экономики / Научный студенческий журнал «SWorld» №16(26), декабрь 2014 г. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/en/economy-414/financial-cash-flow-and-credit-414/24222-414-681 Бузин, Р.В. Формирование системы критериев экономической безопасности экономики России / Р.В. Бузин // Вестник Воронежского института МВД России. - 2007 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-kriteriev-ekonomicheskoy- bezopasnosti-ekonomiki-rossiiБуянова, М.Э., Рассказов Е.С. Анализ финансовой безопасности России: современные тенденции, вызовы, угрозы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2019. №2. С.19 - 33.Ветрова Е.А., Новикова М.С. Особенности теневой экономики в России// Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 49-51Гаджиев О.Р., Раджабова З.К. Теневая экономика России // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. – 2016. – № 5. – С. 260-262Глазьев, С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс / С.Ю. Глазьев // Российский экономический журнал. - 1997. - № 1. - С. 8-9.Гордиенко, Д.В. Интегральная оценка экономической безопасности развитых государств мира / Д.В. Гордиенко // Труды международной научно-практической конференции «Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе». - М.: МФЮА, 2007. - С.129-133.Гордиенко, Д.В. Основы экономической безопасности государства: курс лекций / Д.В. Гордиенко. - М.: Финансы и статистика. - 2009. - № 3. - 224 с.Гордиенко, Д.В. Сравнительная оценка уровня экономической безопасности России / Д.В. Гордиенко // Имперское возрождение. - 2008. - № 1 (15). - С. 14-20.Григорьева, В.В., Струков Г.Н., Слепокурова Ю.И., Слепокурова А.А. Экономическая безопасность Российской Федерации: современное состояние, уровень и угрозы // Вестник ВГУИТ. 2017. №3 (73). С.238 - 252.Илларионов, А.Н. Критерии экономической безопасности / А.Н. Илларионов // Вопросы экономики. - 1998. - № 10. - С. 35-58.Кайгородцев, А.А. Некоторые аспекты обеспечения финансовой безопасности России // Теоретическая экономика. 2019. №1 (49). С.67 - 77.Камалов ,А.В. К вопросу об экономической безопасности и основных экономико - правовых средствах ее обеспечения // Гуманитарные и социально - экономические науки. 2016. № 3(88). С. 80 - 83.Каранина, Е.В., Бледных О.И. Финансовая безопасность как составляющая концепции экономической безопасности государства // TheGenesisofGenius. 2016. № 1. С. 94 - 99.Козодаева О.Н. Криминальная теневая экономика как угроза экономической безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование // Актуальные проблемы государства и права. - 2019. - Т. 2. № 5. - С. 124-132Кудряшов, В.С., Доберчук В.Ю. Современные угрозы финансовой безопасности России // Juvenisscientia. 2018. №6. С.4 - 7.Литова Е. ЦБ впервые назвал лидирующие на теневом рынке обналички отрасли. Режим доступаURL:http://newvz.ru/info/135018.htmlМаслова Е.А. Теневая экономика в России. Масштаб теневого сектора в России. Режимдоступа URL: http:// scienceforum.ru/2017/article/2017024471Мацкевич, Р.С. Анищенко В.Н., Анищенко Е.В. Научное обеспечение правоохранительной деятельности в сфере экономики: экономико - правовой аспект. М., 2018. - 220 с.Пастернак-Таранушенко, Г.А. Экономическая безопасность государства. Методология обеспечения: монография / Г.А. Пастернак-Таранушенко. - М.: Киевский экономический институт менеджмента, 2003. - 320 с.Першин С.П. К вопросу о развитии экономики в условиях формирования единого экономического пространства / Першин С.П., Захарова М.А. // По- литематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 04. С. 584-589Радюкова, Я.Ю. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений / Я.Ю. Радюкова, И.Н. Шамаев // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 1-2. - С. 194-198.Росфинмониторинг оценил размер теневой экономики в России в 20% ВВП // URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/ 2019/02/22/794854-tenevoi-ekonomikiСигидов Ю.И. Роль налогового анализа в формировании информационной системы эффективного управления сельскохозяйственным производством / Сигидов Ю.И., Башкатов В.В., Калашникова М.А. // Управленческий учет. 2016. № 11. С. 17-25Степичева, О.А. О сущности и содержании категории «теневая» экономика / О.А. Степичева // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2014. – № 8. – С. 58-65Суслина А.Л., Леухин Р.С. Борьба с теневой экономикой в России: частные аспекты общих проблем // Финансовый журнал. 2016. №6. С.46-61Таран Е.М. Теневая экономика в России // Развитие современной цивилизации: ответы на вызовы времени: сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 178-185Теневая экономика в России. Режим доступа URL: http://fincan.ru/articles/94_tenevaja- ekonomika-v-rossii/ Финансовая разведка оценила в Р20 трлн объем теневой экономики в России. Режим доступаURL: http://www.rbc.ru/economics/22/02/2019/5c6c16d99a79477be70257eeФинансовая разведка оценила в Р20 трлн объем теневой экономики в России. Режим досту-паURL: http://www.rbc.ru/economics/22/02/2019/5c6c16d99 a79477be70257eeЯрославцева, С.В. Теневая экономика в сфере внешнеэкономической деятельности: финансовый аспект / С.В. Ярославцева, Р.В. Вотницев. - М.: Прогресс, 2014. - С. 83-97.Приложение АГосударственная политика в сфере обеспечения экономической безопасностиПриложение БТеневые схемы в российской экономике и их характеристика№ТипсхемыОпасность для экономикиСущность1Незарегистрированнаясамозаня-тостьНизкая, не вызываетсущественногоструктурногоэкономическогодисбаланса.Процесс предоставления гражданами РФ услуг собственного труда без регистрации данной деятельности в соответствии с ГК РФ и без осуществления соответствующих налоговых выплат.2Обналичивание средств субъекта-ми МСПВысокая, порождает неравенство условий для представителей МСП и дефицит бюджета государства.Процесс создания предприятием фиктивных затрат с целью получения необоснованной налоговой выгоды.Подвиды обналичивания средствМнимаясделкаВысокая, порождает неравенство условий для представителей МСП и дефицит бюджета государства.Процесс заключения договоров гражданско- правового характера о выполнении работ, оказании услуг или осуществления поставки ч.- л., которые фактически не исполняются.Фирмы-«однодневки»Высокая, порождает неравенство условий для представителей МСП и дефицит бюджета государства.Процесс заключения фиктивных договоров денежно-финансового характера с краткосрочно существующими фирмами в целях уклонения от уплаты налогов3Использованиегражданско-правовых средств с нарушени ем ГК РФВысокая, порождает неравенство условий для представителей МСП и дефицит бюджета государства.Процесс приобретения у физ. лиц неликвидных векселей, фактическая цена которых равна цене бланка установленной формы, по номинальной стоимости, преднамеренно оформленных для незаконного обналичивания денежных средств.4«Серые» схемы заработ-ной платыСредняя, существенно сокращает налоговые выплаты и создает дефицит бюджета государства.Процесс заключения с работником трудового договора, указанная сумма заработной платы в котором существенно меньше фактической.5«Черные» схемы заработ-ной платыСредняя, существенно сокращает налоговые выплаты и создает дефицит бюджета государства.Процесс перевода сотрудников в разряд предпринимателей без образования юридического лица с последующим переводом их на упрощенную систему налогообложения.6Перепро-дажа акций исозданиеоффшоровВысокая, порождает значительную угрозу для отечественной экономики.Процесс перепродажи пакетов акций крупных компаний топ-менеджерам, получавшим с них дивиденды и привлечения оффшорных компаний и создания групп взаимосвязанных акционерных обществ, получающих дивидендные доходы.7СтраховаясхемаВысокая, порождает значительную угрозу для отечественной экономики.Процесс перечисления компанией годовой суммы зарплат (или иного вознаграждения) банку, за что банк выдает работникам компании беззалоговый кредит по ставке 0,75 от ставки рефинансирования ЦБ РФ. Сотрудник на полученные средства приобретает полис накопительного страхования жизни, а страховщик осуществляет аннуитетные выплаты в размере ежемесячного возмещения.Приложение ВПоказатели оценки состояния экономической безопасностиПоказательПороговоезначение2018 год2019-2021годы1. Доля инвестиций в основной капитал, в % к ВВП25-3020,721,4-23,92. Уровень монетизации экономики ( М2 на конец года к ВВП),% 50-7044,446,7-48,73. Годовой уровень инфляции, %44,23,8-44.Отношение величины государственного долга (внешнего и внутреннего), % к ВВП6014,214,9-16,55. Доля расходов на обслуживание государственного долга по отношению кобщему объему расходов федерального бюджета, в % к ВВПНе более 200,80,8-0,96. Рентабельность ключевых отраслей экономики должны превышать инфляцию на определенное количество % 3-5По экономике - 7,5; добывающий сектор - 25,9; обрабатывающий сектор - 11,5; электроэнергетика - 8,3нет данных7. Дефицит федерального бюджета, % к ВВП3-4профицит2,7профицит 1,8-0,88. Размер золотовалютных резервов на конец года, млрд. долл. США 250432,7н.Д.9. Индекс физического объема экспорта110105,1103,7-103,310. Индекс физического объема импорта108103,7102,1-104,011. Сальдо торгового баланса, % к ВВП8нет данных10,0-7,312. Дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, % к ВВП3-40,1нет данных13. Отношение уровня «нелегального» оттока капитала из страны к счету «текущие операции», %Не более 5032,927,6-5,3
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»)
3. Адаменко, А.А. Перспективы развития бухгалтерской профессии и роль общественных институтов в росте ее престижа и общественной значимости / А.А. Адаменко, З.И. Азиева, О.А. Матусева // Современные проблемы бухгал¬терского учета и отчетности. Материалы 11 Международной студенческой конференции, 2015. - С.161-166
4. Баранчеев М.О. Теневые схемы российской экономики / Научный студенческий журнал «SWorld» №16(26), декабрь 2014 г. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/en/economy-414/financial-cash-flow-and-credit-414/24222-414-681
5. Бузин, Р.В. Формирование системы критериев экономической безопасности экономики России / Р.В. Бузин // Вестник Воронежского института МВД России. - 2007 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formi rovanie-sistemy-kriteriev-ekonomicheskoy- bezopasnosti-ekonomiki-rossii
6. Буянова, М.Э., Рассказов Е.С. Анализ финансовой безопасности России: современные тенденции, вызовы, угрозы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2019. №2. С.19 - 33.
7. Ветрова Е.А., Новикова М.С. Особенности теневой экономики в России// Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 49-51
8. Гаджиев О.Р., Раджабова З.К. Теневая экономика России // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. – 2016. – № 5. – С. 260-262
9. Глазьев, С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс / С.Ю. Глазьев // Российский экономический журнал. - 1997. - № 1. - С. 8-9.
10. Гордиенко, Д.В. Интегральная оценка экономической безопасности развитых государств мира / Д.В. Гордиенко // Труды международной научно-практической конференции «Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе». - М.: МФЮА, 2007. - С.129-133.
11. Гордиенко, Д.В. Основы экономической безопасности государства: курс лекций / Д.В. Гордиенко. - М.: Финансы и статистика. - 2009. - № 3. - 224 с.
12. Гордиенко, Д.В. Сравнительная оценка уровня экономической безопасности России / Д.В. Гордиенко // Имперское возрождение. - 2008. - № 1 (15). - С. 14-20.
13. Григорьева, В.В., Струков Г.Н., Слепокурова Ю.И., Слепокурова А.А. Экономическая безопасность Российской Федерации: современное состояние, уровень и угрозы // Вестник ВГУИТ. 2017. №3 (73). С.238 - 252.
14. Илларионов, А.Н. Критерии экономической безопасности / А.Н. Илларионов // Вопросы экономики. - 1998. - № 10. - С. 35-58.
15. Кайгородцев, А.А. Некоторые аспекты обеспечения финансовой безопасности России // Теоретическая экономика. 2019. №1 (49). С.67 - 77.
16. Камалов ,А.В. К вопросу об экономической безопасности и основных экономико - правовых средствах ее обеспечения // Гуманитарные и социально - экономические науки. 2016. № 3(88). С. 80 - 83.
17. Каранина, Е.В., Бледных О.И. Финансовая безопасность как составляющая концепции экономической безопасности государства // The Genesis of Genius. 2016. № 1. С. 94 - 99.
18. Козодаева О.Н. Криминальная теневая экономика как угроза экономической безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование // Актуальные проблемы государ¬ства и права. - 2019. - Т. 2. № 5. - С. 124-132
19. Кудряшов, В.С., Доберчук В.Ю. Современные угрозы финансовой безопасности России // Juvenis scientia. 2018. №6. С.4 - 7.
20. Литова Е. ЦБ впервые назвал лидирующие на теневом рынке обналички отрасли. Режим до¬ступа URL:http://newvz.ru/info/135018.html
21. Маслова Е.А. Теневая экономика в России. Масштаб теневого сектора в России. Режим до¬ступа URL: http:// scienceforum.ru/2017/article/2017024471
22. Мацкевич, Р.С. Анищенко В.Н., Анищенко Е.В. Научное обеспечение правоохранительной деятельности в сфере экономики: экономико - правовой аспект. М., 2018. - 220 с.
23. Пастернак-Таранушенко, Г.А. Экономическая безопасность государства. Методология обеспечения: монография / Г.А. Пастернак-Таранушенко. - М.: Киевский экономический институт менеджмента, 2003. - 320 с.
24. Першин С.П. К вопросу о развитии экономики в условиях формирова¬ния единого экономического пространства / Першин С.П., Захарова М.А. // По- литематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государ¬ственного аграрного университета. 2016. № 04. С. 584-589
25. Радюкова, Я.Ю. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений / Я.Ю. Радюкова, И.Н. Шамаев // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 1-2. - С. 194-198.
26. Росфинмониторинг оценил размер теневой экономики в России в 20% ВВП // URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/ 2019/02/22/794854-tenevoi-ekonomiki
27. Сигидов Ю.И. Роль налогового анализа в формировании информацион¬ной системы эффективного управления сельскохозяйственным производством / Сигидов Ю.И., Башкатов В.В., Калашникова М.А. // Управленческий учет. 2016. № 11. С. 17-25
28. Степичева, О.А. О сущности и содержании категории «теневая» эконо¬мика / О.А. Степичева // Вестник Тамбовского университета. Серия: гумани¬тарные науки. – 2014. – № 8. – С. 58-65
29. Суслина А.Л., Леухин Р.С. Борьба с теневой экономикой в России: частные аспекты общих проблем // Финансовый журнал. 2016. №6. С.46-61
30. Таран Е.М. Теневая экономика в России // Развитие современной цивилизации: ответы на вызовы времени: сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 178-185
31. Теневая экономика в России. Режим доступа URL: http://fincan.ru/articles/94_tenevaja- ekonomika-v-rossii/
32. Финансовая разведка оценила в Р20 трлн объем теневой экономики в России. Режим досту¬па URL: http://www.rbc.ru/economics/22/02/2019/5c6c16d99a79477be70257ee
33. Финансовая разведка оценила в Р20 трлн объем теневой экономики в России. Режим досту-па URL: http://www.rbc.ru/economics/22/02/2019/5c6c16d99 a79477be70257ee
34. Ярославцева, С.В. Теневая экономика в сфере внешнеэкономической де¬ятельности: финансовый аспект / С.В. Ярославцева, Р.В. Вотницев. - М.: Про¬гресс, 2014. - С. 83-97.
Вопрос-ответ:
Зачем изучать теневую экономику?
Изучение теневой экономики позволяет понять, как она влияет на экономическую безопасность РФ. Теневая экономика представляет угрозу для стабильности и развития страны, поэтому понимание ее механизмов и последствий позволяет разрабатывать эффективные меры по борьбе с этой проблемой.
Что такое теневая экономика?
Теневая экономика - это сектор экономики, который осуществляет неофициальные деятельности, не учтенные в официальной статистике. В этом секторе работают люди, не платят налоги, не получают официальную оплату труда и не соблюдают официальные нормы и правила. Теневая экономика включает в себя такие сферы, как нелегальный труд, контрабанда, незаконная торговля и другие противозаконные виды деятельности.
Какие угрозы несет теневая экономика?
Теневая экономика создает множество угроз для экономической безопасности РФ. Во-первых, она приводит к убыткам государственного бюджета из-за неплатежей налогов и их уклонения. Во-вторых, теневая экономика способствует коррупции и нарушению законов, что разрушает правовую базу страны. Кроме того, теневая экономика приводит к неравномерному развитию рынка и нарушению конкуренции, что может негативно сказаться на экономической стабильности и благосостоянии населения.
Как измерить уровень теневой экономики?
Уровень теневой экономики можно измерить с помощью различных индикаторов. Один из них - это доля неофициальной экономики в ВВП. Чем выше эта доля, тем больше теневая экономика в стране. Другим индикатором является уровень занятости в неофициальном секторе. Также можно изучать объемы контрабанды, нелегального труда и других противозаконных видов деятельности. Все эти данные помогают оценить масштаб и динамику теневой экономики.
Что такое теневая экономика?
Теневая экономика - это неофициальный сектор экономики, который не учитывается в официальной статистике и уклоняется от налогообложения и государственного регулирования. Она включает в себя нелегальные бизнес-практики, такие как контрабанда, незарегистрированное предпринимательство, нелегальный труд и другие формы незаконной деятельности.
Какова роль теневой экономики в угрозе экономической безопасности РФ?
Теневая экономика представляет серьезную угрозу экономической безопасности РФ. Она приводит к потере государственных доходов, создает неравные условия для предпринимателей, снижает прозрачность рынка и способствует коррупции. Теневая экономика также может быть использована для финансирования преступной деятельности и терроризма, что представляет угрозу национальной безопасности.
Каким образом измеряются уровни теневой экономики в РФ?
Уровень теневой экономики в РФ измеряется различными индикаторами. Один из них - это оценка размера теневого сектора в процентах от ВВП. Другие показатели включают долю наличности в экономике, объемы незарегистрированной занятости, суммы недекларированных доходов и другие факторы.
Какие меры могут быть приняты для борьбы с теневой экономикой?
Для борьбы с теневой экономикой необходимы комплексные меры. Это может включать усиление контроля со стороны налоговых и правоохранительных органов, создание более благоприятной и прозрачной деловой среды, повышение осведомленности и финансовой грамотности населения, а также сотрудничество с международными организациями по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.