Роль фельдшера в профилактике обострений атопического дерматита у детей

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педиатрия
  • 70 70 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 17.06.2020
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….……… 3 стр.
ГЛАВА 1. Атопический дерматит …………………………………… 6 стр.
1.1. Этиология и патогенез …………………………………….. 6 стр.
1.2. Классификация и клиническая картина …………..……… 9 стр.
1.3. Осложнения ………………………………………………… 15 стр.
1.4. Диагностика …………………………..……………………. 18 стр.
1.4.1. Дифференциальная диагностика …………………... 21 стр.
Выводы по Главе 1 ……………………………………………... 22 стр.
ГЛАВА 2. Лечение и профилактика …………………………………. 22 стр.
2.1. Лечение ……………………………………………………... 24 стр.
2.2. Профилактика ……………………………………………… 31 стр.
2.3. Роль фельдшера в профилактике обострений ……………. 35 стр.
Выводы по Главе 2 ……………………………………………... 36 стр.
ГЛАВА 3. Характеристика деятельности фельдшера по профилактике атопического дерматита у детей на примере БУЗ ВО «Вологодская детская городская поликлиника 1» г. Вологда …… 39 стр.
3.1. Цель, методы, базы исследования ………………………… 39 стр.
3.2. Изучение деятельности фельдшера по профилактике атопического дерматита у детей ……….……………...………. 40 стр.
3.3. Предложения по совершенствованию деятельности фельдшера по профилактике атопического дерматита у детей 51 стр.
Выводы по Главе 3 ……………………………………………... 53 стр.
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………… 54 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... 56 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….. 57 стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….. 59 стр.

Фрагмент для ознакомления

Это приводит к обострениям, утяжелению течения болезни. Мало того, незнание и непонимание причин АД снижает приверженность родителей к соблюдению рекомендаций медицинского персонала, касающихся профилактики АД у детей.
Условия проживания детей также не везде были оптимальными. Так, оптимальную влажность в температуру в жилом помещении поддерживали только в 15 семьях из 30 (50,0%), иногда поддерживали – в 6 семьях из 30 (20,0%), не поддерживали – в 9 семьях из 30 (30,0%) (рисунок 5).

Рисунок 5. Поддержание оптимальной температуры и влажности в помещении
Среди мер борьбы с домашней палью в семьях чаще всего применяются вакуумный пылесос (18 семей, 60,0%), отказ от ковров, занавесок, гардин (15 семей, 50,0%), отказ от мягких игрушек (8 семей, 26,7%), очистители и увлажнители воздуха (6 семей, 20,0%) (рисунок 6).
Таким образом, меры по поддержанию надлежащего санитарно-гигиенического состояния жилища, в частности оптимальных параметров микроклимата, элиминации домашней пыли в полной мере соблюдаются далеко не во всех семьях. Между тем пылевые аллергены, а также высокие или низкие показатели температуры и влажности воздуха в помещении являются одними из триггеров обострений бронхиальной астмы.
Лишь 10 семей из 30 предпочитают детскую одежду из хлопчатобумажной ткани (33,3%). Остальные используют лен (8 семей, 26,7%), шерсть (5 семей, 16,7%), синтетические ткани (4 семей, 13,3%), шелк (3 семей, 10,0%) (рисунок 7).

Рисунок 6. Меры, которые принимаются для борьбы с домашней пылью

Рисунок 7. Ткани, которые предпочитаются для детской одежды
Качество ткани существенно влияет на состояние кожи детей, поэтому необходимо придерживаться определенных норм, в частности использовать мягкие, хорошо постиранные, хлопчатобумажные ткани. Они являются оптимальными для детской кожи.
Важной составляющей ухода является гигиена кожи. Среди семей, в которых прошел патронаж, ежедневное купание было у 11 детей из 30 (36,7%), 3-4 раза в неделю купалось 12 детей из 30 (40,0%), 1-2 раза в неделю – 7 детей из 30 (23,3%) (рисунок 8).

Рисунок 8. Частота купание у детей
Продолжительность купания в 15 случаях из 30 составляла оптимальные 5-10 минут (50,0%), в 6 случаях из 30 дети мылись 3-5 минут (20,0%). Девять человек мылись дольше 10 минут. Из них 5 человек в течение 10-15 минут (16,7%) и 4 человека без ограничений (13,3%) (рисунок 9).

Рисунок 9. Продолжительность купания у детей
Специальные средства использовались только в 16 семьях из 30 (53,3%), используют лишь иногда – в 9 семьях из 30 (30,0%), не использовались – в 5 семьях из 30 (16,7%) (рисунок 10).

Рисунок 10. Использование специальных средств ухода
Слишком частое и продолжительное купание нарушает атипичную кожу, увеличивает вероятность обострения болезни. Поэтому необходимо ограничивать как время, так и частоту купания с тем, чтобы не травмировать кожу. Приверженность родителей к слишком частым и интенсивным водным процедурам усугубляется игнорированием специальных средств ухода.
Большое значение имеет не только одежда ребенка, но и постельное белье.
Стирка постельных принадлежностей ребенка происходила не чаще 1 раза в неделю в 14 случаях из 30 (46,7%), 13 раза в неделю – в 13 случаях из 30 (43,3%), чаще одного раза в неделю – 3 раза из 30 (10,0%) (рисунок 11).
Наматрасники, подушки, одеяла стиралис 1 раз в месяц в 3 случаях (10,0%), 1 раз в 6 месяцев – в 8 случаях (26,7%), 1 раз в год – в 10 случаях (33,3%), реже 1 раза в год – в 9 случаях (30,0%) (рисунок 12).
Гигиена постельного белья и постельных принадлежностей очень важна. При ненадлежащем уходе за ними может происходить накопление аллергенов, в частности пыли, пылевого клеща. Специальные кремы, в том числе лекарственные препараты достаточно быстро загрязняют белье. Поэтому следует принимать меры по его своевременной смене, смене постельных принадлежностей.

Рисунок 11. Частота стирки постельных принадлежностей

Рисунок 12. Частота стирки наматрасников, подушек, одеял
Не менее важны и средства, которые применяются для стирки постельного белья, постельных принадлежностей, детской одежды и др.. В исследуемой группе при стирке специальные средства применялись только в 13 семьях из 30 (43,3%), еще 13 семей применяли их время от времени (43,3%), не применяли такие средства 4 семьи из 30 (13,3%) (рисунок 13).
Средства для стирки постельного белья, постельных принадлежностей, детской одежды должны быть гипоаллергенными, они подбираются специально, должны использоваться во всех семьях.

Рисунок 13. Использование специальных средств для стирки
В 13 семьях есть домашние животные (43,3%), в 17 семьях их нет (56,7%).
Таким образом, родители не самым ответственным образом подходят к личной гигиене ребенка, гигиене жилища, что сказывается на частоте обострений болезни.
Морально-психологическую обстановку в семье а большинстве случае оценивается как спокойная (21 человек, 70,0%), в 9 семьях она напряженная (30,0%) (рисунок 14).

Рисунок 14. Морально-психологическая обстановка в семье
Врача с профилактической целью посещает достаточно мало пациентов. Из них 3 человека это делает 1 раз в месяц (10,0%), 2 человека – 1 раза в 6 месяцев (6,7%), 14 человек – 1 раз в год (46,7%). Реже 1 раза в год на профилактическом приеме бывают 4 пациента (13,3%), обращаются за помощью только в случае обострений – 7 пациентов из 30 (23,3%) (рисунок 15).

Рисунок 15. Частота прохождения профилактических осмотров
При этом рекомендации врача соблюдаются лишь в 12 семьях из 30 (40,0%), соблюдаются отчасти – в 11 семьях из 30 (36,7%), не соблюдаются – в 7 семьях из 30 (23,3%) (рисунок 16).
Среди причин несоблюдения рекомендаций называются отсутствие средств (6 семей), времени (1 семья), возможности (4 семей), желания и понимания необходимости таких рекомендаций (7 семей).
Иными словами, родители не посещают профилактический прием, не следуют рекомендациям врачей, ссылаясь на достаточно условные, легко поправимые проблемы. Такое поведение сказывается на детях учащением обострений АД, должно всяческим образом пресекаться.
Для получения дополнительной информации родители предпочитают использовать публикации в Интернете (22 семьи, 73,3%) и беседы с родственниками, друзьями (12 семей, 40,0%). Телевидение и радио предпочитают 5 семей (16,7%), беседы с медицинскими работниками – 4 семьи (13,3%), периодическую печать – 4 семьи (13,3%), специальную медицинскую литературу – 3 семьи (10,0%) (рисунок 18).

Рисунок 16. Следование рекомендациям врача

Рисунок 18. Предпочитаемые источники информации
Таким образом, отмечается низкий уровень знаний родителей о мерах по профилактике АД, низкий уровень приверженности к соблюдению этих мер.
Во всех семьях были проведены дополнительные беседы, проведено обучение, были даны рекомендации по устранению выявленных нарушений в режиме, рационе питания, гигиене жилища, личной гигиене и т.д.
Через 30 дней после первичного патронажа был проведен вторичный патронаж.
C целью оценки влияния проведенных мероприятий на состояние детей как во время первичного патронажа, так и при вторичном патронаже велась оценка состояния детей по шкале SCORAD.
Результаты можно видеть в таблице 1.
Таблица 1
Оценка состояния детей по шкале SCORAD при первичном и вторичном патронаже, баллы
Критерий Первичный патронаж Вторичный патронаж Динамика А 37,00±2,63 26,13±2,44 - 10,87±0,42 В 11,63±0,81 8,83±0,84 -3,83±0,35 С 9,10±0,88 5,60±0,55 -36,50±0,51 SCORAD 57,22±4,11 41,74±3,88 -19,09±1,34 Можно видеть, что показатели значительно улучшились, причем улучшения наблюдаются по всем критериям.
Таким образом, можно рекомендовать активный патронаж как одну из форм профилактики обострений АД у детей.
3.3. Предложения по совершенствованию деятельности фельдшера по профилактике атопического дерматита у детей
Анализ полученных данных дал возможность разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности фельдшера по профилактике АД у детей.
Рекомендации руководству поликлиники:
Организовать обучение и переподготовку фельдшеров по вопросам диагностики, лечения, профилактики АД.
Разработать информационную систему, в которой были бы приведены исчерпывающие сведения об АД, методах его диагностики, лечения, профилактики осложнений и рецидивов, в которой бы выкладывались все современные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых по данной теме.
Принять меры по обеспечению беспрепятственной возможности к совершенствованию медицинским персоналом своих профессиональных знаний и навыков.
Предусмотреть специальный профилактический прием, кабинет профилактики, где можно было бы проводить лекции, обучение.
Принять меры по обеспечению преемственности оказания медицинской помощи больным с АД от момента первого обращения до окончания процесса реабилитации в санаторно-курортных учреждениях.
Рекомендации фельдшерам:
На регулярной основе проводить самообучение по вопросам диагностики, лечения, профилактики АД, посещать конференции, лекции по указанной теме, быть в курсе всех новых разработок.
Провести тотальную ревизию медицинской документации, выявить лиц, которые имеют высокий риск развития АД, а также уже развившееся заболевание. Полученные список разделить на группы по степени риска развития болезни, ее обострений.
Наладить работу по проведению патронажа пациентов с выявлением факторов риска развития болезни, ее обострений, проведением бесед и обучающих занятий по сути заболевания, профилактике его обострений, мерам по снижению риска осложнений.
Наладить групповые формы информирования об АД, разработав соответствующую базу. Это могут быть лекции, конференции, спортивные праздники, конкурсы.
Обеспечить взаимодействие со средствами массовой информации по информированию населения о мерах профилактики АД. Распространить практику чтения лекций о здоровом образе жизни в учебных учреждениях.
Представленные рекомендации позволят увеличить эффективность мер профилактики.
Выводы по Главе 3
Полученные данные говорят о том, что чаще всего родители нуждаются в коррекции факторов риска развития АД у детей. Это может касаться как гигиены жилища, одежды, личной гигиены, так и особенностей питания детей, психологической поддержки семьи.
Мы выявили, что активный патронаж семей с детьми, которые имеют АД, страдают от обострений, позволяет снижать частоту таких обострений, повышать качество жизни детей, снижать интенсивность клинических признаков болезни. Это делает патронаж важным инструментом в борьбе с обострениями АД у детей.

ВЫВОДЫ

Полученные в процессе исследования данные позволяют нам сделать следующие выводы:
Атопический дерматит – это широко распространенное заболевание, частота которого постепенно увеличивается. Ведущую роль в патогенезе атопического дерматита отводят иммунным реакциям на различные аллергены. Среди таких аллергенов отмечаются пыль, пища, пыльца, шерсть домашних животных, бытовая химия, красители, консерванты, лекарственные средства и т.д. Классификация болезни проводится по ряду признаков, среди которых преобладают тяжесть и клиника. По клинической картине выделяют несколько видов заболевания. Методы диагностики преимущественно связаны с осмотром, оценкой площади и интенсивности поражения, лабораторными методами исследования. Лечение комплексное, состоит из медикаментозных и немедикаментозных методов. Профилактика также комплексная, она включает в себя первичную, вторичную и третичную профилактику.
АД продолжает оставаться одной из актуальных проблем современной дерматологии в связи с ростом заболеваемости, довольно широким распространением в популяции, ранним началом и быстротой перехода острых форм в хронические. Помимо этого, проблема обусловлена особенностями течения заболевания, характеризующимися стадийностью развития процесса, зависимостью локализации и морфологии очагов воспаления от возраста ребенка, присоединением вторичной инфекции в связи с анатомо-физиологическими особенностями кожных покровов у детей (снижение бактерицидной и защитной функций кожи), выраженным кожным зудом, нарушением сна, повышением чувствительности к одному или нескольким аллергенам, что в совокупности приводит к социальной дезадаптации и инвалидизации по кожной патологии.
Фельдшер выступает в роли человека, которые не только обследует пациента, но и проводит профилактические мероприятия. На практике мы убедились в том, что при регулярном патронаже фельдшер может существенно снизить риск обострения АД у детей, улучшить качество их жизни благодаря снижению интенсивности клинических проявлений болезни.
На основании полученных данных были разработаны предложения, которые позволят повысить эффективность деятельности фельдшера по профилактике атопического дерматита у детей на примере БУЗ ВО «Вологодская детская городская поликлиника №1» г. Вологда.
Таким образом, цель и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последние десятилетия ознаменовались ростом числа заболеваний кожи, в том числе АД. АД является хроническим, рецидивирующим заболеванием кожи со смешанным этиопатогенезом, которое существенным образом снижает качество жизни таких детей. В частности, постоянные рецидивы болезни оказывают неблагоприятное воздействие на физическое, психическое развитие ребенка, повышает риск социальной дезадаптации.
Важнейшим звеном в комплексе лечебно-профилактических мероприятий, которые показаны при АД является именно профилактика. Она может быть как первичной, так и вторичной. Особенно большое внимание должно уделяться детям с высокой степенью риска развития атопического дерматита и детям, у которых отмечается рецидивирующее, хроническое течение данного заболевания. Такие дети нуждаются в разработке и внедрении действенных методов профилактики, в том числе и силами фельдшера. Именно фельдшер может и должна участвовать в процессе обучения, консультирования пациентов и их родителей, контролировать состояние ребенка в процессе патронажа.
В рамках проведенного исследования доказано, что активный патронаж фельдшером детей, которые страдают от дерматита, имеют высокую вероятность развития осложнений, обострений, позволяет снизить интенсивность проявлений заболевания, предупреждает его ухудшение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адаскевич В.П. Дерматовенерология. – М.: Мед. лит., 2019. – 408 с.
Аллергология и иммунология: национальное руководство/ Под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 656 с.
Атопический дерматит у детей. Клинические рекомендации [Электронный ресурс]: Союз педиатров России. – Режим доступа: http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/file/kr_ad.pdf (дата обращения: 03.04.2020).
Атопический дерматит: новые подходы к профилактике и наружной терапии. Рекомендации для врачей/ Под ред. Ю.В. Сергеева. – М.: Медицина для всех, 2005. – 64 с.
Балаболкин И.И. Атопический дерматита у детей/ И.И. Балаболкин, В.А. Булгакова, Т.И. Елисеева. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2018. – 304 с.
Варламов Е.Е., Пампура А.Н. Первичная профилактика АД у детей// Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015. – Т. 60. – № 5. – С. 21-25.
Дерматовенерология. Национальное руководство. Краткое издание/ под ред. Ю.С. Бутова, Ю.К. Скрипкина, О.Л. Иванова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 896 с.
Дерматовенерология: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования/ Е.В. Соколовский, Г.Н. Михеев, Т.В. Красносельских и др.; под ред. Е.В. Соколовского. – СПб.: СпецЛит, 2017. – 687 с.
Мигачев Н.Б., Каганова Т.И. Первичная профилактика АД: станет ли миф реальностью?// Аллергология и иммунология в Педиатрии, 2016. – № 4(47). - С. 8-20.
Мигачева Н.Б., Жестков А.В., Каганова Т.И. Эффективность комбинированного подхода к первичной профилактике АД у детей из группы риска// Аллергология и Иммунология в Педиатрии, 2017. – № 4. – С. 16-24.
Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание/ под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 768 с.
Статистические материалы [Электронный ресурс]: Министерство Здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения: 03.04.2020).
Тренева М.С., Пампура А.Н. Первичная профилактика АД у детей: состояние проблемы и перспективы выхода их кризиса// Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского, 2015. – Т. 94. – № 4. – С. 8-13.
Шевченко И.М., Титкова Е.В. Сравнительный анализ различных схем первичной профилактики АД с применением пробиотиков// Евразийский Союз Ученый, 2015. – № 8-2 (17). – С. 62-65.
Яговкина А.В., Кузьминская Г.В., Каткасова Л.Г. Проблемы проведения вторичной профилактики АД у детей// Символ науки, 2015. – № 4. – С. 210-212.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Патогенез развития АД

Приложение 2. Младенческая форма АД


Приложение 3. Детская форма АД

Приложение 4. Подростковая форма АД


Приложение 5. Шкала SCORAD
Расчет индекса SCORAD производится по формуле:
А/5 + 7В/2 + С,
где А - сумма баллов распространенности поражения кожи; 
В - сумма баллов интенсивности проявлений симптомов АД; 
С - сумма баллов субъективных симптомов (зуд, нарушение сна).
Примечание:
Параметр А.
Распространенность кожного процесса — площадь пораженной кожи (%), которую рассчитывают по правилу «девятки». Для оценки также можно использовать правило «ладони» (площадь ладонной поверхности кисти принимают равной 1% всей поверхности кожи).
Параметр В.
Для определения интенсивности клинических проявлений подсчитывают выраженность 6 признаков (эритема, отек/папулы, корки/мокнутие, экскориации, лихенификация, сухость кожи). Каждый признак оценивают от 0 до 3 баллов (0 – отсутствует, 1 – слабо выражен, 2 – выражен умеренно, 3 – выражен резко; дробные значения не допускаются). Оценку симптомов проводят на участке кожи, где они максимально выражены. Общая сумма баллов может быть от 0 (кожные поражения отсутствуют) до 18 (максимальная интенсивность всех 6 симптомов). Один и тот же участок пораженной кожи можно использовать для оценки выраженности любого количества симптомов. Сухость кожи оценивается визуально и пальпаторно на непораженных участках кожи, т.е. вне участков с острыми проявлениями АД и лихенификацией. Симптом лихенификации оценивается у детей старше 2 лет. Интенсивность может быть оценена в диапазоне от 0 баллов (кожные поражения отсутствуют) до 18 баллов (максимальная интенсивность по всем шести симптомам).

Дети до 2 лет Дети старше 2 лет
Параметр С.
Субъективные симптомы - зуд и нарушение сна, связанное с кожными поражениями и зудом. Эти признаки оцениваются у детей старше 7 лет при условии понимания родителями принципа оценки. Наиболее частой ошибкой является регистрация "нарушения сна" по различным поводам, не связанным с АД. Пациенту или его родителям предлагается указать точку в пределах 10-сантиметровой линейки, соответствующую выраженности зуда и нарушению сна усредненную за последние 3 суток. Каждый субъективный симптом оценивается в диапазоне от 0 до 10 баллов; баллы суммируются. Сумма баллов субъективных симптомов может колебаться в диапазоне от 0 до 20. Модифицированный индекс SCORAD (А/5 + 7В/2) используется при неспособности респондентов провести оценку субъективных симптомов или детей младше 7 лет. Индекс SCORAD имеет основное значение в контроле течения заболевания у одного и того же пациента, в оценке эффективности любых методов проводимой у него терапии.
Оценка степени тяжести АД по системе SCORAD
А: Площадь поражения Укажите площадь поражения % В: Интенсивность клинических симптомов Общий балл Критерии Выраженность в баллах 0 1 2 3 Эритема Отек/папула Корки/мокнутие Экскориации Лихенификация Сухость кожи 0 – отсутствует, 1 – слабо, 2 – умеренно, 3 – сильно.
С: Субъективные симптомы
Отсутствие зуда очень сильный зуд
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Отсутствие нарушений сна очень сильное нарушение сна
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Показатель С = ___________________________________________________





Приложение 6. Ведение пищевого дневника
Образец заполнения пищевого дневника
Дата
Время приема пищи
Вид продукта
Количество, г
Общее состояние
Пищеварение

20.04
8.30
Каша манная
80
9.20- покраснение на щеках и вокруг губ
9.00 – прием витамина Д по 1 к.
12.10 – жидкий стул



Молоко
100





Банан
50





Чай
150










Пищевой дневник – это блокнот или тетрадь, в которой мама ведет учет продуктов, съеденных малышом в течение дня, и отражает все необычные реакции и проявления, которые возникают у ребенка в этот период. Дневник следует непременно вести в течение 2-4 недель перед началом диетотерапии, которую назначит врач. Следует отметить, что причиной пищевой аллергии могут стать продукты, употребляемые кормящей мамой, поэтому в случае если ребенок находится на грудном вскармливании, подобный дневник следует вести и кормящей маме
Обязательными разделами пищевого дневника являются дата и время кормления, вид продуктов, примерное количество съеденной пищи, все необычные реакции и изменения в самочувствии ребенка (кожные проявления, изменение характера стула или эмоционального состояния ребенка), время их возникновения.
Приложение 7. Себорейный дерматит

Приложение 6. Чесотка


Приложение 7. Контактный дерматит



Приложение 8. Псориаз



Приложение 9. Синдром Вискотта – Олдрича





Приложение 10. Диета при АД
Рекомендуемые продукты Употреблять с осторожностью Запрещенные продукты Крупа рисовая, гречневая, кукурузная. Овсяная Манная Масло Кукурузное, оливковое Подсолнечное Сливочное, маргарин. Сладости Простые сухари и сушки Яблочный мармелад Торты, шоколад, пряники и др. Рыба Речная Жирные сорта рыбы, икра, морепродукты, рыбные консервы Мясо Кролик, конина, баранина Говядина паровая, субпродукты (почки, печень) Курица, индейка, гусь, утка, свинина, колбасы, деликатесы Овощи и зелень Капуста, кабачки, патиссоны, свежие огурцы, картофель, предварительно вымоченный в воде, петрушка, укроп Баклажаны, репа Помидоры, морковь, свекла, желтый и красный перец, щавель, крахмал Ягоды Крыжовник, белая смородина Черника, голубика, арбуз Земляника, клубника, вишня, черешня, малина, виноград, облепиха Фрукты Зеленые яблоки, груши, сливы, сушеные яблоки, чернослив Бананы, абрикосы, персики Цитрусовые, красные яблоки, все тропические фрукты, хурма, гранат, киви, дыня Напитки Чай без добавок, компоты из свежих яблок и груш, разбавленные натуральные соки Отвары из овощей и фруктов, консервированные соки Газированные напитки, кофе, какао, кисель, квас Молочные продукты Кисломолочные продукты, сметана,
неострый сыр Коровье молоко, плавленый сыр и детские сырки, острый сыр Приложение 11. Патронажный лист
Патронажный лист
Дата «_______» ______________________ 2020 г
ФИО пациента______________________________________
Пол пациента _____________ Возраст пациента _________
Тип вскармливания пациента в первые 6 месяцев жизни:
Грудное
Искусственное
Смешанное
Какие факторы риска обострения АД знают родители пациента?


Состояние помещения, в котором проживает ребенок:
влажность и температура воздуха: __________________________________________
пыль: __________________________________________________________________
Меры борьбы с пылью в доме? __________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ткань, из которой выполнена одежда ребенка:
Акрил, полиэфир, капрон и др. скитнические ткани
Хлопчатобумажные ткани
Лен
Шелк
Шерсть
Другое _________________________________________________________________
Морально-психологическая обстановка в семье ребенка?
Спокойная
Напряженная
Тяжелая
Критическая
Анализ рациона питания ребенка:
Ежедневно 2-3 раза в неделю 1 раза в неделю 1 раза в месяц 1 раза в 6 месяцев 1 раза в год и реже Нет в рационе Каша Овощи Фрукты Мясо птицы Говядина/свинина Рыба Творог Желток Кефир, йогурт Кондитерские изделия (конфеты, печенье и т.д.) Хлеб пшеничный Хлеб ржаной Растительное масло Сливочное масло Снеки (чипсы, сухарики) Частота купания ребенка:
Каждый день
3-4 раза в неделю
1-2 раза в неделю
Продолжительность купания ребенка:
3-5 минут
5-10 минут
10-15 минут
Нет ограничений
Использование специальных средств для ухода за кожей при атипичном дерматите:
Да
Иногда
Нет
Использование специальных средств для стирки:
Да
Иногда
Нет
Частота стирки постельного белья:
Чаще 1 раза в неделю
1 раза в неделю
1 раз в месяц
Реже 1 раза в месяц
Частота стирки наматрасников, подушек, одеял:
1 раза в неделю
1 раз в месяц
1 раза в 6 месяцев
1 раз в год
Реже 1 раза в год
Наличие домашних животных:
Да
Нет
Частота посещения врача с профилактической целью
1 раз в месяц
1 раз в 6 месяцев
1 раза в год
Реже 1 раза в год
Только при обострениях
Соблюдение рекомендаций врача:
Да
Иногда
Нет
Причины несоблюдения рекомендаций врача? _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источники информации, которые используются родителями для получения сведений о профилактике АД?
Интернет
Периодическую печать (журналы, газеты)
Телевидение, радио
Беседы с родственниками, друзьями
Специальную медицинскую литературу
Беседы с медицинскими работниками
Вывод: _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Была проведена беседа по проблемам профилактики обострения АД у ребенка? □
Было проведено обучение уходу за ребенком с атопическим дерматитом (питание, купание, уход за кожей, обеспечение бытовых условий и т.д.)? □








70

1. Адаскевич В.П. Дерматовенерология. – М.: Мед. лит., 2019. – 408 с.
2. Аллергология и иммунология: национальное руководство/ Под ред. Р.М. Хаитова, Н.И. Ильиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 656 с.
3. Атопический дерматит у детей. Клинические рекомендации [Электронный ресурс]: Союз педиатров России. – Режим доступа: http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/file/kr_ad.pdf (дата обращения: 03.04.2020).
4. Атопический дерматит: новые подходы к профилактике и наружной терапии. Рекомендации для врачей/ Под ред. Ю.В. Сергеева. – М.: Медицина для всех, 2005. – 64 с.
5. Балаболкин И.И. Атопический дерматита у детей/ И.И. Балаболкин, В.А. Булгакова, Т.И. Елисеева. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2018. – 304 с.
6. Варламов Е.Е., Пампура А.Н. Первичная профилактика АД у детей// Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2015. – Т. 60. – № 5. – С. 21-25.
7. Дерматовенерология. Национальное руководство. Краткое издание/ под ред. Ю.С. Бутова, Ю.К. Скрипкина, О.Л. Иванова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 896 с.
8. Дерматовенерология: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования/ Е.В. Соколовский, Г.Н. Михеев, Т.В. Красносельских и др.; под ред. Е.В. Соколовского. – СПб.: СпецЛит, 2017. – 687 с.
9. Мигачев Н.Б., Каганова Т.И. Первичная профилактика АД: станет ли миф реальностью?// Аллергология и иммунология в Педиатрии, 2016. – № 4(47). - С. 8-20.
10. Мигачева Н.Б., Жестков А.В., Каганова Т.И. Эффективность комбинированного подхода к первичной профилактике АД у детей из группы риска// Аллергология и Иммунология в Педиатрии, 2017. – № 4. – С. 16-24.
11. Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание/ под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 768 с.
12. Статистические материалы [Электронный ресурс]: Министерство Здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения: 03.04.2020).
13. Тренева М.С., Пампура А.Н. Первичная профилактика АД у детей: состояние проблемы и перспективы выхода их кризиса// Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского, 2015. – Т. 94. – № 4. – С. 8-13.
14. Шевченко И.М., Титкова Е.В. Сравнительный анализ различных схем первичной профилактики АД с применением пробиотиков// Евразийский Союз Ученый, 2015. – № 8-2 (17). – С. 62-65.
15. Яговкина А.В., Кузьминская Г.В., Каткасова Л.Г. Проблемы проведения вторичной профилактики АД у детей// Символ науки, 2015. – № 4. – С. 210-212.

Вопрос-ответ:

Какая роль фельдшера в профилактике обострений атопического дерматита у детей?

Фельдшер играет важную роль в профилактике обострений атопического дерматита у детей. Он проводит необходимые мероприятия по информированию родителей о правилах гигиены кожи, правильного питания и ухода за ребенком. Также фельдшер может контролировать соблюдение начатого лечения и проводить необходимые процедуры, например, нанесение мазей или применение компрессов.

Какие осложнения могут возникнуть при атопическом дерматите?

Атопический дерматит может вызвать различные осложнения, включая вторичную инфекцию кожи, такую как пиодермия или грибковая инфекция. Также может возникнуть контактный дерматит из-за воздействия аллергенов на кожу. Ребенок может испытывать серьезное зудение и дискомфорт. Дополнительно, атопический дерматит может существенно ухудшить качество жизни ребенка и его семьи, влияя на физическое и психическое благополучие.

Как происходит диагностика атопического дерматита?

Диагностика атопического дерматита основывается на клинической картины и анамнезе, то есть, описании симптомов и выяснении их продолжительности и реакции на различные вещества. Врач может провести осмотр кожи и выявить типические признаки атопического дерматита, такие как сухость, покраснение, воспаление и высыпания. При необходимости, могут быть проведены аллергические тесты для выявления аллергенов, вызывающих обострения дерматита.

Какие методы лечения атопического дерматита существуют?

Лечение атопического дерматита может включать несколько методов. Врач может назначить противоаллергические препараты, такие как антигистаминные препараты или глюкокортикостероиды для уменьшения воспаления. Также могут применяться местные средства, такие как мази или кремы, которые увлажняют и смягчают кожу. Важную роль играет также профилактика обострений, включающая правильное питание, гигиену кожи и избегание контакта с аллергенами.

Какова роль фельдшера в профилактике обострений атопического дерматита у детей?

Роль фельдшера в профилактике обострений атопического дерматита у детей заключается в осуществлении комплексного набора мер, включающего прежде всего обучение родителей правильному уходу за кожей ребенка и соблюдению режима, рекомендацию по использованию средств, способствующих увлажнению и защите кожи, а также проведение предупредительных мероприятий для снижения вероятности контакта ребенка с возможными аллергенами.

Какие факторы могут способствовать обострению атопического дерматита?

Обострение атопического дерматита может быть вызвано различными факторами, включая неправильный уход за кожей, неподходящая одежда, аллергены в пище или внешней среде, психоэмоциональное напряжение, инфекции.

Какая классификация атопического дерматита существует?

Существует несколько классификаций атопического дерматита, но одна из наиболее широко используемых основана на возрасте пациента и включает категории: детский атопический дерматит, подростковый атопический дерматит и взрослый атопический дерматит.

Какие осложнения могут возникнуть при атопическом дерматите?

При атопическом дерматите могут возникать различные осложнения, такие как бактериальные, вирусные или грибковые инфекции кожи, развитие аллергических реакций на различные аллергены, например, пищевые продукты или пыльцу, а также психологические проблемы из-за постоянного зуда и дискомфорта.

Как проводится диагностика атопического дерматита?

Диагностика атопического дерматита включает обследование кожи и анамнез пациента, а также проведение различных исследовательских методов, таких как аллерготесты и кожные биопсии. Дифференциальная диагностика может потребоваться для исключения других заболеваний, имеющих сходные симптомы.

Какую роль играет фельдшер в профилактике обострений атопического дерматита у детей?

Фельдшер играет важную роль в профилактике обострений атопического дерматита у детей. Он осуществляет ряд мероприятий, направленных на предотвращение развития обострений, такие как контроль за гигиеной и питанием ребенка, коррекция климата в помещении, обучение родителей и ребенка правильному уходу за кожей, а также проведение профилактических медикаментозных мероприятий.

Какие осложнения могут возникнуть при атопическом дерматите?

Атопический дерматит может привести к различным осложнениям, в том числе: бактериальным инфекциям кожи (например, стафилококковая или стрептококковая инфекция), вирусным инфекциям (герпес), грибковым инфекциям, аллергическому контактному дерматиту, кератодермии, пигментации кожи, рубцовому изменению кожи и даже психологическим проблемам, связанным с постоянным зудом и дискомфортом.