Деятельность инквизиции в странах Западной Европы 13-17 века

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 31 31 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 04.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. История создания инквизиции 7
1.1. Инквизиция в раннем Средневековье 7
1.2. Анализ особенностей испанской инквизиции 10
Глава 2. Анализ причин и особенностей инквизиции (на примере инквизиционного процесса над Джордано Бруно) 17
2.1. Анализ причин инквизиционного процесса над Джордано Бруно 17
2.2. Особенности инквизиционного процесса над Джордано Бруно 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 30

Фрагмент для ознакомления

В нас вырастают в силу определенного естественного питания корни рвения к нашим делам не меньше, чем у многих других – к их делам. Затем легко может стать привычкой, что наши начнут считать жертвоприношением богам то, что подавляются, завоевываются и убиваются враги нашей веры; это встречается в не меньшей мере и у всех других, когда они действуют подобно нам. И с не меньшим жаром уверенности и убежденности они благодарят бога за обладание тем светочем, за который обещана вечная жизнь, как и мы воздаем благодарность, что не находимся в той слепоте и тьме, как они».Интересны размышления Джордано Бруно о Древнем Египте, который в религии часто представлялся «империей зла». Джордано Бруно о Древнем Египте:«...священные письмена, бывшие в употреблении у египтян, назывались иероглифы... и были образами... взятыми из естественных вещей или их частей. Используя такие написания и слова (voces), египтяне с изумительным мастерством овладевали языком богов. Затем, когда Тевт или кто иной изобрел письмена того вида, который мы употребляем сейчас с совсем иными последствиями, то образовался огромный разрыв и в памяти, и в божественных и магических науках» О знаниях древних египтян Джордано Бруно высказывался с уважением, признавая превосходство древних над своими современниками. В его трудах присутствуют размышления о египетских корнях религий. О сравнении креста египетского (Анх) и креста христианского в наши дни рассуждают часто. Эта тема появлялась и в трудах Джордано Бруно. «Значение этого символа ("carattere", то есть креста) и преклонение перед ним восходят к эпохе гораздо более древней, чем время воплощения Господа нашего. Крест почитался со времен, когда процветала религия египтян, примерно во времена Моисея. Знак креста запечатлен на груди Сераписа. Планеты и их влияния... тогда имеют больше силы и основания, когда вначале имеются главные знаки, где планеты пересекают эклиптику или зодиак под прямым углом, от чего из двух таким образом пересекающихся кругов получается форма этого знака (то есть креста)..»2.2. Особенности инквизиционного процесса над Джордано БруноВ 1591 году Бруно пригласил в Венецию аристократ Джованни Мочениго, который оказался шпионом инквизиции и писал доносы на ученого:«Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они — ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом!» В роковой для себя день Джордано Бруно принял предложение венецианского агента инквизиции — Мочениго учить его "искусству памяти". Вот только потомку дожей, как диккенсовскому Эбинезиру, была нужна вовсе не наука, изощряющая интеллект. Его интересовали только деньги и золото, и, поняв, что Бруно с презрением относится к алхимии, мессэр Мочениго препоручил "убыточного" учителя в руки инквизиции.Данный вариант событий Бруно предполагал, зная прагматический характер венецианской инквизиции (искусство памяти не считалось ею запретным, а костер грозил только "врагам республики"), мог надеяться на более-менее длительное заточение и лишение сана. Сам инквизитор Контарини удовольствовался покаянием Бруно, признавая его человеком весьма выдающихся способностей и редкого душевного склада.Следует отметить, что римская инквизиция признавала независимость венецианской очень своеобразно, и в случае Бруно просто не могла допустить, что "еретик" останется более-менее свободно жить в "Серениссиме". Хитростью и подкупом - а под конец и открытым давлением, понтифик вынудил венецианцев выдать ученого. Многое не могло простить Ноланцу средневековое христианство - от первых проявлений свободомыслия вроде вынесения из кельи статуэток и спрятанных сочинений Эразма, до признания единства человека с природой, признания божественной частицы во всем, до оживления бескрайней Вселенной.Процесс тянулся семь долгих лет, семь лет тюремного заключения, допросов и пыток для Бруно - и семь лет тщательного изучения его книг авторитетами от теологии, среди которых особенно выделялся неукротимостью Роберто Беллармино, не останавливавшийся ни перед чем в требовании казни для Бруно. (Заметим, что понтифик не заходил так далеко - его вполне устроило бы публичное покаяние Бруно, то есть отречение от Ноланской философии, после чего Джордано повторил бы, скорее всего, судьбу своего младшего современника — Томазо Кампанеллы, обреченного более двадцати лет провести в тюрьме, чтобы выйти на свободу полуслепым и преждевременно изможденным).Беллармино одержал внешнюю победу, настояв на сожжении Бруно, как "закоренелого еретика". Это понял и подсудимый, за месяц до казни бросивший в лицо трибуналу: «Кто знает, может быть, вы с большим страхом произносите мне приговор, чем я его выслушиваю».Сам Беллармино, действительно, настолько боялся последних слов узника, что ранним утром 17 февраля 1600 года язык осужденного был проткнут железным шипом, и в таком виде Джордано Бруно из Нолы был доставлен на Campo di Fiori, "Площадь Цветов", где, уже объятый пламенем на помосте-talamo, нашел силы для последнего гордого жеста - когда к его лицу поднесли крест, узревший Бесконечность миров сумел отвернуться от символа того, что он именовал Торжествующим Зверем.Заявлений Мочениго оказалось достаточно, чтобы Бруно арестовали. И целых семь лет философ был за решёткой. Все эти годы девять кардиналов требовали от еретика, чтобы он отрёкся от своих взглядов. Однако Бруно не согласился и в результате в 1600 году был сожжён на столичной площади Цветов. Кстати, на сохранившемся портрете Джордано предстаёт молодым человеком, а на самом деле, по возрастным меркам того периода, философ был стариком.И тут возникает вопрос: за что именно его казнили? В обвинительном заключении было восемь пунктов, а вот по каким приговорили к смерти, осталось неизвестным. Может быть, за своеобразную трактовку строения Вселенной, противоречащую трактовке Аристотеля? Однако о бесконечности мира говорил ещё в XIII веке мыслитель Фома Аквинский (канонизированный церковью). Далее, был также Иоганн Кеплер, в 1596 году опубликовавший в своей книге «Тайна мироздания» модель Солнечной системы. Не показались крамольными и взгляды его учителя - датского астронома Тихо Браге, работавшего вычислителем в обсерватории.Наконец, были Коперник и Галилей, которые хоть и слышали зубовный скрежет церковников, казнены не были, хотя инквизиция вполне могла бы расправиться и с ними. Труды Бруно не были сразу же изъяты из продажи, как этого требовали церковные законы, а концепция мира по Копернику была объявлена противоречащей церковным канонам только в 1616 году. То есть смертный приговор был вынесен Бруно не за отказ в смене своих научных убеждений.Историки выдвигают сразу несколько версий расправы над Бруно. В своём доносе Мочениго упомянул также, что богохульник говорил, что монахи позорят мир и все они ослы, а ещё требовал конфискации монастырских доходов, что, вполне возможно, привело его оппонентов в бешенство. Другие историки считают, что столь долгое следствие было больше похоже на дискуссию, в которой кардиналам не удалось одержать верх, за что и последовало суровое наказание. Наконец, есть совсем фантастическая версия: Бруно отрёкся от своих взглядов и был отправлен в монастырь, где вскоре умер. Иначе почему на костёр приговорённый взошёл не только со связанными руками, но и с кляпом во рту? Ученый-еретик был казнен в феврале 1600 года на Площади Цветов в Риме. Ему было 52 года. Последними словами Джордано Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай». В 2000 году кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», и заверил что инквизиторы «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь». Таким образом, личность Джордано Бруно, обладавшего незаурядным интеллектом и стремившегося к научным поискам, вступила в противоречие со средневековыми представлениями, на которые опирались представители церкви и власти. Великий ученый ренессанса Джордано Бруно до сих пор вызывает осуждение поклонников инквизиции. В сети часто встречаются «научные» высказывания, что «Джордано Бруно – не ученый», и суд инквизиции - самый гуманный суд всех времен - казнил его справедливо. Хотя ужасающие факты биографии, за которые Бруно заслужил смертную казнь, неизвестны.ЗаключениеНачиная с века Просвещения инквизиция стала терять свои позиции. В Португалии ее права были значительно урезаны: С. де Помбал, первый министр короля Жозе I (1750–1777), в 1771 лишил ее права цензуры и ликвидировал аутодафе, в 1774 запретил применение пыток. В 1808 Наполеон I полностью упразднил инквизицию в захваченных им Италии, Испании и Португалии. В 1813 Кадисские кортесы (парламент) отменили ее и в испанских колониях. Однако после падения Наполеоновской империи в 1814 она была восстановлена как в Южной Европе, так и в Латинской Америке. В 1816 папа Пий VII запретил применение пыток. После революции 1820 институт инквизиции окончательно прекратил свое существование в Португалии; в 1821 он него отказались и латиноамериканские страны, освободившиеся от испанского владычества. Последним казненным по приговору инквизиционного суда стал испанский учитель К. Риполь (Валенсия; 1826). В 1834 инквизиция была ликвидирована в Испании. В 1835 папа Григорий XVI официально отменил все местные инквизиционные трибуналы, но сохранил Священную канцелярию, чья деятельность с этого времени ограничилась отлучениями от церкви и изданием Индекса.Ко времени Второго Ватиканского собора 1962–1965 Священная канцелярия оставалась лишь одиозным пережитком прошлого. В 1966 папа Павел VI фактически упразднил ее, преобразовав в Конгрегацию вероучения с чисто цензурными функциями; Индекс был отменен.Знаменательным актом стала переоценка Иоанном Павлом II (1978–2005) исторической роли инквизиции. По его инициативе в 1992 был реабилитирован Галилей, в 1993 – Коперник, в 1998 открыты архивы Священной канцелярии. В марте 2000 от имени церкви Иоанн Павел II принес покаяние за «грехи нетерпимости» и преступления инквизиции.Список использованных источников и литературыИсточникиБенедикт XVI Бог и мир. 2000[Электронный ресурс]- URL: http://www.benediktxvi.ru/text/ratzinger-knigi.htmlБенедикт XVI «Иисус, апостолы и ранняя Церковь» 2007[Электронный ресурс]- URL: http://www.benediktxvi.ru/text/kongreg-gomo.html Бенедикт XVI «Поворотная точка для Европы» 1991[Электронный ресурс]- URL: http://www.benediktxvi.ru/text/kongr-politik.htmlЛитератураАрну, А. История инквизиции / А. Арну, Е.В. Тарле. – М., 2017. – 228 с.Варли, Р., Рафик М. Основы жизни в период Средневековья. Издательский дом Гребенникова, 2015 г. - 456 с.Джордано Бруно // Авадяева Е. Н., Зданович Л. И. 100 великих казней. — М: Вече, 2000. — 171—176 с.Йейтс Фрэнсис Амелия. Джордано Бруно и герметическая традиция. Перевод Г. Дашевского. М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 528 с.Казаков, А.О. Роль инквизиции в истории Европы // Проблемы теории и истории государства и права. Сборник тезисов и докладов научной конференции студентов, аспирантов, преподавателей, посвященной 85-летию со дня рождения профессора А.А. Ушакова. Пермь, 2009. С. 100-108.Карсавин Л. П. Джордано Бруно. — СПб:Наука, 2016. Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы. - М.: «Весь мир», 2001.- 371 с. Коробков А. А.Джордано Бруно // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Т. VI. — С. 269-273. — 752 с.Круглик, Н.В. Значение религии в современном мире // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 9-2. С. 138-141.Легойда В. За что сожгли Джордано Бруно? // Журнал “Фома” Электронный ресурс. Режим доступа:https://azbyka.ru/za-chto-sozhgli-dzhordano-bruno.Развитие экономики в эпоху Средневековья[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://biofile.ru/bio/38512.htmlРанний железный век и средневековье / ред. Г.А. Архипов. - М.: Марийский научно-исследовательский институт, 2017. - 152 c.Элиаде М.История веры и религиозных идей. Том III. ОтМагометадоРеформации = Histoire des croyances et des idees religieuses. Tome III. De Mahomet a l'age des Reformes / Перевод Н. Б. Абалаковой, С. Г. Балашовой, А. Д. Давыдова, H. H. Кулаковой и A. A. Старостиной. — М.: Критерион, 2002.Adam Frank, The Constant Fire: Beyond the Science vs. Religion Debate. - University of California Press, 2009.GiordanoBrunobiography. Электронныйресурс. Режимдоступа: http://www-history.mcs.standrews.ac.uk/Biographies/Bruno_Giordano.html)Giordano Bruno. Dictionary of the History of Ideas. Philip P. Weiner, editor in chief. New York: Charles Scribner's Sons, 1974.Lectures on the History of Philosophy by G.W.F.Hegel, Volume 3, pages 115-116. O'Connor J.J. and Robertson E.F. Catholic Encyclopedia. GiordanoBruno. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.newadvent.org/cathen/03016a.htm.

1. Бенедикт XVI Бог и мир. 2000 [Электронный ресурс]- URL: http://www.benediktxvi.ru/text/ratzinger-knigi.html
2. Бенедикт XVI «Иисус, апостолы и ранняя Церковь» 2007 [Электронный ресурс]- URL: http://www.benediktxvi.ru/text/kongreg-gomo.html
3. Бенедикт XVI «Поворотная точка для Европы» 1991 [Электронный ресурс]- URL: http://www.benediktxvi.ru/text/kongr-politik.html

Литература

1. Арну, А. История инквизиции / А. Арну, Е.В. Тарле. – М., 2017. – 228 с.
2. Варли, Р., Рафик М. Основы жизни в период Средневековья. Издательский дом Гребенникова, 2015 г. - 456 с.
3. Джордано Бруно // Авадяева Е. Н., Зданович Л. И. 100 великих казней. — М: Вече, 2000. — 171—176 с.
4. Йейтс Фрэнсис Амелия. Джордано Бруно и герметическая традиция. Перевод Г. Дашевского. М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 528 с.
5. Казаков, А.О. Роль инквизиции в истории Европы // Проблемы теории и истории государства и права. Сборник тезисов и докладов научной конференции студентов, аспирантов, преподавателей, посвященной 85-летию со дня рождения профессора А.А. Ушакова. Пермь, 2009. С. 100-108.
6. Карсавин Л. П. Джордано Бруно. — СПб:Наука, 2016.
7. Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400-1500 годы. - М.: «Весь мир», 2001.- 371 с.
8. Коробков А. А.Джордано Бруно // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Т. VI. — С. 269-273. — 752 с.
9. Круглик, Н.В. Значение религии в современном мире // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 9-2. С. 138-141.
10. Легойда В. За что сожгли Джордано Бруно? // Журнал “Фома” Электронный ресурс. Режим доступа:https://azbyka.ru/za-chto-sozhgli-dzhordano-bruno.
11. Развитие экономики в эпоху Средневековья[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://biofile.ru/bio/38512.html
12. Ранний железный век и средневековье / ред. Г.А. Архипов. - М.: Марийский научно-исследовательский институт, 2017. - 152 c.
13. Элиаде М.История веры и религиозных идей. Том III. ОтМагомета до Реформации = Histoire des croyances et des idees religieuses. Tome III. De Mahomet a l'age des Reformes / Перевод Н. Б. Абалаковой, С. Г. Балашовой, А. Д. Давыдова, H. H. Кулаковой и A. A. Старостиной. — М.: Критерион, 2002.
14. Adam Frank, The Constant Fire: Beyond the Science vs. Religion Debate. - University of California Press, 2009.
15. Giordano Bruno biography. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www-history.mcs.standrews.ac.uk/Biographies/Bruno_Giordano.html)
16. Giordano Bruno. Dictionary of the History of Ideas. Philip P. Weiner, editor in chief. New York: Charles Scribner's Sons, 1974.
17. Lectures on the History of Philosophy by G.W.F.Hegel, Volume 3, pages 115-116.
18. O'Connor J.J. and Robertson E.F. Catholic Encyclopedia. GiordanoBruno. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.newadvent.org/cathen/03016a.htm.

Вопрос-ответ:

Какая цель имела инквизиция в Западной Европе?

Целью инквизиции в Западной Европе было сохранение веры и пресечение ереси, в основном распространение катарства и других еретических учений.

Каковы особенности испанской инквизиции?

Испанская инквизиция отличалась большей жестокостью и репрессиями по отношению к еретикам, включая применение пыток и казней на костре. Отличительной особенностью испанской инквизиции была также ее связь с политической властью.

Какие причины привели к инквизиционному процессу над Джордано Бруно?

Основной причиной инквизиционного процесса над Джордано Бруно было его учение о бесконечности Вселенной и множестве обитаемых миров, которые противоречили официальной католической доктрине о мироздании.

Какие особенности были в инквизиционном процессе над Джордано Бруно?

Инквизиционный процесс над Джордано Бруно был длительным и жестоким, с применением пыток и фальсификацией доказательств. Бруно был обвинен в ереси и магии, и после многих лет судебного преследования был приговорен к смертной казни и сожжен на костре.

Какую информацию можно найти в списке использованных источников и литературы?

В списке использованных источников и литературы можно найти перечень книг, статей и других источников, которые были использованы автором статьи при написании работы о инквизиции.

Когда была создана инквизиция?

Инквизиция была создана в раннем Средневековье.

Какие особенности инквизиции в Испании?

В испанской инквизиции были свои особенности, которые отличали ее от других стран. Одной из таких особенностей было то, что испанская инквизиция существовала на протяжении долгого времени и была очень жестокой и беспощадной. Также, испанская инквизиция была связана с борьбой против мусульман и ереси, и имела огромную политическую мощь.

Какие были причины инквизиционного процесса над Джордано Бруно?

Причины инквизиционного процесса над Джордано Бруно были связаны с его научными идеями, которые противоречили принятой тогда церковной доктрине. Бруно выступал за модель Вселенной, основанную на гелиоцентрической системе, что противоречило геоцентрической системе Церкви. Кроме того, Бруно высказывал идеи о множестве миров и возможности существования инопланетных цивилизаций, что также считалось еретическим. Все эти факторы привели к его аресту и последующей казни.