Психологическое исследование трех (детских) возрастов
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 45 + 45 источников
- Добавлена 05.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста 5
1.2. Характеристика коммуникаций детей младшего школьного возраста 9
1.3 Выявление особенностей межличностного общения подростков в научной литературе 14
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 24
2.1. Организация исследования 24
2 2. Анализ результатов изучения межличностного общения современных подростков в образовательной организации 26
2.3. Практические рекомендации по созданию условий для улучшения ситуации межличностного общения современных подростков в образовательной организации 41
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Наиболее выраженный уровень тревожности у обеих групп наблюдается в сфере межличностных отношений. Это свидетельствует о том, что межличностное взаимодействие оказывает определенное влияние на эмоциональное благополучие, что соотносится с проблематикой нашей работы. Параллельно, при наличии давлеющих интерперсональных факторов возникновения тревожности, отмечается сильная выраженность самооценочной тревожности у обеих групп. Это с одной стороны соотносится с трудностями становления личности переходного периода жизни, но с другой отражает степень переживаний относительно своей ценности относительно других людей. Данный фактор более положительного или негативного отношения к собственному «Я», по нашему мнению, оказывает определенное влияние на характер межличностных отношений с окружающими.При углублении в тематику восприятия межличностных отношений по аспекту ценности и благополучия отношений с такими социальными группами как «учителя», «моё «Я»», «ученики» и «родители» не отмечается значимых отличий между результатами групп различающихся по уровню общей тревожности. Это может говорить об определенной тенденции в отношениях с окружающими у подростков. Самой выделяемой по уровню ценности группой выявлены отношения с родителями, что соотносится с результатами подобного исследования у Подольского и Идобаевой о том, что общение с родителями играет одну из доминирующих ролей для психоэмоционального благополучия подростка (2007). Стоит отметить, что в данном случае у экспериментальной группы средний балл оценки ценности и значимости отношений с родителями выше(44,2), чем у контрольной группы (43), в то время как оценки отношений с другими социальными группами выше у контрольной группы. Далее по значимости отмечается собственное «Я». При условии высоких показателей по самооценочной тревожности у обеих групп данные результаты вызывают определенные противоречия. Далее располагаются учителя и в последнюю очередь сверстники. При соотношении с результатами Подольского и Идобаевой трудности во взаимоотношениях со сверстниками выделялись у преимущественного процента выборки подростков из разных городов, что может соотноситься с полученными нами результатами, указывающими на восприятие среды сверстников в качестве враждебной или как минимум неприятной, тревожной. Данные результаты указывают на то, что наша гипотеза о приоритетности для подростков отношений со сверстниками не подтверждается. Помимо того, что данная сфера отношений не приоритетна, мы отмечаем абсолютно противоположную ситуацию – она определяется как наименее значимая. Анализируя полученные результаты, мы можем предположить, что именно группа «учеников» не вызывает у респондентов однозначной симпатии, другими словами определенную тревогу и антипатию вызывает именно школьный коллектив, которым, как мы говорили ранее, совершенно не ограничивается социальная сеть современного подростка. Учитывая широкие возможности к общению и развитию за пределами семьи и школьного окружения, подростки имеют возможность сильно расширять свой круг общения, что бесспорно соотносится с появлением как положительных, так и негативных факторов сферы межличностных отношений и эмоционального благополучия в целом. Еще одним объяснением данных результатов мы предполагаем то, что отсутствие однозначной ценности общения со сверстниками не умаляет его важности. То есть, учитывая высокий уровень межличностной тревожности и большого объема социального давления, данный вид общения действительно может не вызывать однозначной симпатии в отличии от более комфортных и безопасных отношений с родителями, но при этом он все еще достаточно важен.Анализируя характер межличностных отношений с точки зрения удовлетворенности социальных потребностей, касаемых аффекта, контроля и включенности согласно модели отношений Шутца, были выявлены различия между двумя группами по параметру включенности. Причем парадоксально, что у группы с меньшими показателями тревожности значительно меньшее количество подростков имеют высокие показатели высокой личностной включенности в межличностные отношения (Ie), чем группа с повышенной тревожностью, а с внешним включением в отношения (Iw) происходит противоположная ситуация, что дополняетсяразличиями по параметру «требуемое поведение в области контроля» (4,73 баллов в экспериментальной и 5,64 балла в контрольной группах). Соответственно большинство потенциально более эмоционально благополучных подростков ощущают определенный дискомфорт в общении и не имеют высокой потребности включаться в активную социальную жизнь. Напротив, им более комфортно находиться в позиции «зависимого» человека, на котором не лежит ответственность и необходимость проявлять инициативу. В то же время подростки со сравнительно более высоким уровнем тревожности имеют более выраженные тенденции к лидерству. Помимо этого, большой процент неудовлетворенности потребностей, связанных с аффектом, причем как личной неудовлетворенности, так и экстернального характера, что в целом говорит о возникновении трудностей в открытости и восприимчивости в общении и высокой избирательности к близким контактам. Последнее вероятно связано с высокой социальной активностью подростков в соцсетях. Имея широкую сеть «онлайн друзей» подросток может испытывать трудности с построением подобных контактов в реальной жизни. Социальные сети облегчают раскрытие секретов и сближение людей и ощущаются для подростков более безопасными и комфортными для общения, в то время как в реальной жизни огни могут не справляться с построением качественного межличностного контакта.По результатам проведенного корреляционного анализа нами было выявлено, что между показателями тревожности и характерными качествами межличностного общения статистически значимая корреляционная связь практически отсутствует. Нами была выявлена только одна статистически значимая корреляция из всего объема изучаемых признаков. Так, мы обнаружили значимую прямую взаимосвязь между уровнем общей тревожности и выраженностью поведения в области «включения» (le) (r = 0,334 при р = 0,028). Таким образом, для подростков с высокой потребностью включения в социум отмечается повышенный уровень тревожности.2.3. Практические рекомендации по созданию условий для улучшения ситуации межличностного общения современных подростков в образовательной организацииВ работе с подростками следует отдавать предпочтение групповой форме проведения занятий, так как в подростковом возрасте общение со сверстниками воспринимается детьми как нечто личностное и важное. Особые трудности в общении испытывают подростки, которым не хватает родительского тепла и внимания. Чаще всего нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений с взрослыми и сверстниками, закрепление отрицательного опыта, это в свою очередь ведет к повышению неуверенности в себе и формированию тревожности. Для большинства подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не умеют и не желают признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.Коррекционно-развивающая (психолого-педагогическая) работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в поведенческом развитии детей, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Помогая ученикам справиться с тревожностью, мы повышаем эффективность их межличностного общения и освобождаем их энергию для развития и творческой реализации, что, безусловно, стоит потраченных усилий.Таким образом, основная программа коррекции межличностного общения должна быть направлена на снижение уровня тревожности подростко.Поэтому общие рекомендации психолого-педагогической коррекции тревожности у подростков будут следующие:Первая и важнейшая рекомендация при повышенной тревожности состоит в том, что: ребенку необходимо обеспечить ощущение своей успешности. Нельзя допускать, чтобы он был замкнут на своих неудачах. Так в случае реальной неуспеваемости работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков учения и общения, которые позволяют преодолеть эту неуспешность.Ему нужно найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Необходимо обеспечить воспитаннику возможность достижения успеха в значимой для него области. Ощущение успеха — лучшее лекарство от повышенной тревожности.Кроме того, ребенок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые (в нашем случае, прежде всего, воспитатели) обязательно придут ему на помощь.Если у ребенка проявляется тревога при выполнении заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей нельзя подгонять и торопить их.С высокой тревожностью тесно связана низкая самооценка, иначе говоря, тревожность возрастает тогда, когда индивид ощущает свою неадекватность или неэффективность в повседневной жизни.Целенаправленное воздействие на подростков осуществляется через психокоррекционный комплекс, представляющий системное образование, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков:диагностический блок. Его цель – диагностика уровня ситуативной тревожности подростков. Необходимо выявить уровень ситуативной тревожности подростков. Высокий и низкий уровень ситуативной тревожности требует психолого-педагогической коррекции.блок установления продуктивного контакта с подростками. Его цель – повышение уверенности подростков, побуждение желания взаимодействовать. Чаще всего диагностику и установление продуктивного контакта с клиентами проводят одновременно.коррекционный блок. Его цель – изменение состояния подростков, переход от отрицательной фазы развития к положительной, изменение уровня ситуативной тревожности учащихся.блок проверки эффективности психокоррекционных мероприятий. Его цель – проверить динамику изменения ситуативной тревожности у подростков. Психокоррекционные мероприятия должны начинаться и завершаться диагностикой состояния клиента.Организация психолого-педагогических условий коррекции тревожности у подростков предполагает следующие направления:учет психолого-педагогических особенностей возраста;создание атмосферы, где акцент делается на стабилизацию межличностных отношений; развитие «Я-концепции» детей подросткового возраста;осуществление принципов личностно-средового взаимодействия. Организация среды таким образом, чтобы подростку максимально обеспечить возможность выбора разных способов деятельности;создание условий для обеспечения эмоционально привлекательной и социально и личностно значимой деятельности учащихся, удовлетворения потребности в творческой самореализации, новизне впечатлений, общении; создание ситуации успеха в общении или деятельности. Это необходимо для потенциального накопления положительного социального опыта, который ведет, в конечном итоге, к развитию социальной компетентности подростка;развитие у подростков необходимых личностных, средовых ресурсов и волевых качеств для преодоления сложных ситуаций.Разрабатывая комплекс условий психолого-педагогической коррекции тревожности школьников, необходимо опираться на следующие принципы: принцип единства коррекции и диагностики; принцип приоритетности коррекции каузального типа; деятельностный принцип коррекции; принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента; принцип комплексности методов психологического воздействия; принцип опоры на разные уровня организации психических процессов; принцип программированного обучения; принцип усложнения; учет объема и степени разнообразия материала; учет эмоциональной сложности материала. Основное содержание психолого-педагогической коррекции тревожности у детей подросткового возраста:Тренинговые занятия с подростками (Приложение 2).Целью, которых является устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа «Я».Задачи тренинга:1. Формирование социального доверия.2. Развитие социальной активности детей.3. Развитие социальных эмоций.4. Развитие коммуникативных навыков.5. Формирование адекватной самооценки у детей.6. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.Частота занятий – один раз в неделю.Длительность – 40-45 минут.Количество занятий: 9 занятий.ЗАНЯТИЕ 1. «Знакомство»Цель: настрой группы на работу, раскрепощение.ЗАНЯТИЕ 2 «Мой мир»Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, преодоление неуверенности, произвольный контроль.ЗАНЯТИЕ 3 «Умение слушать» Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие активного слушания.ЗАНЯТИЕ 4 «Усиление сплоченности»Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.ЗАНЯТИЕ 5 «Работа с «Я-образом»Цель: самораскрытие, работа с образом «Я».ЗАНЯТИЕ 6 «Почувствуй себя любимым»Цель: создание позитивного настроя, развитие чувства доверия друг к другу.ЗАНЯТИЕ 7 «Путь доверия»Цель: создание позитивного настроя на работу, развитие взаимопонимания, доверия.ЗАНЯТИЕ 8 «Агрессия и гнев»Цель: сплочение группы, развитие наблюдательности, способности к самовыражению, снижение негативных проявлений.ЗАНЯТИЕ 9 «Сделай себя счастливей»Цель: активизация совместной деятельности, создание позитивного настроения.Каждое занятие имеет трехступенчатую структуру: вводная часть, основная часть и заключительная.Организация коллективно-творческих дел подростков (патриотическое, трудовое, творческое) Цель: формирование сплоченного коллектива подростков. Задачи: организация досуга школьников;творческое развитие подростков;формирование коммуникативных навыков и умений публичных выступлений.Трудовое КТД «Труд красит человека»Цель: расширить представление детей о значении труда в жизни общества. Задачи:привить уважение и любовь к труду и людям труда;показать необходимость труда в жизни человека;убедить учащихся в том, что их главная цель – учеба.Патриотическое коллективное творческое дело «Поклон тебе солдат России...»Цель: укрепить гражданское отношение к большой и малой Родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни.Арт-терапевтические занятия с подростками.Цель: коррекция психоэмоционального состояния, снижение тревожности.Частота занятий – один раз в неделю.Длительность – 40-45 минут.Количество занятий: 4 занятия.Таким образом, условия направлены на психолого-педагогическую коррекцию тревожности подростков на основе: развитие средств самопознания тревожных детей; развитие уверенности в собственных силах, повышение самооценки подростков; снятие мышечного и эмоционального напряжения у подростков; развитие способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии, отработка навыков владения собой в ситуациях, эмоционально травмирующих подростков.Коррекция тревожности подростков будет способствовать повышению качества их межличностного общения.Выводы по главе 2Выявлено значительное различие в средних баллах по общей тревожности у исследуемых групп подростков. В то время как у группы с повышенной тревожностью средний балл 60,47, у группы с условно нормальным уровнем тревожности 34,07.В выборке подростков из разных школ практически у половины отмечается повышенный уровень тревожности.Не смотря на различия в уровне тревожности у обеих групп, распределение доминирующих и наименее значимых аспектов тревожности преимущественно идентично.У обеих групп доминирующей составляющей тревожности является межличностная тревожность (тревожность, связанная с качеством общения и отношений).Отношения с родителями преимущественно определяются подростками как наиболее ценные и значимые, что опровергает нашу гипотезу.Отношения со сверстниками определяются самыми низкими баллами значимости. Для выявления причины данного феномена необходимы дальнейшие исследования, но мы предполагаем, во-первых, что низкий уровень симпатии вызывают именно «ученики», что не определяет всю группу сверстников, а, во-вторых, уровень ценности и значимости может не соотноситься с реальной объективной важностью данных отношений для подростков. При этом невозможно отрицать,Однозначная связь между эмоциональным благополучием и межличностными отношениями не была выявлена.По результатам корреляционного анализа была выявлена одна значимая связь между уровнем общей тревожности и выраженностью поведения в области «включения» (le) (r = 0,334 при р = 0,028). Иными словами, у подростков, желающих быть активно включенными в социальную жизнь отмечается повышение уровня тревожности.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.Подростковый возраст является переходным периодом в онтогенезе человека. Ребенок проходит через большое количество физических и личностных изменений. Подобные изменения накладывают свои особенности на то, каким образом протекает межличностное общение современных подростков. Ввиду того, что общение в данный возрастной период является ведущим видом деятельности, особенное внимание уделяется тому, каким образом подросток взаимодействует с коллективом, учителям и родителями.Уровень тревожности может значительно сказаться на том, как протекает жизнедеятельность индивида. Доказано, что качество и теплота личных отношений с близкими людьми будут существенно влиять на уровень тревожности индивида.В рамках нашего исследования были проанализированы не только взаимоотношения с группами сверстников, но и с другими социальными группами. Кроме того, нами были изучены интерперсональные потребности подростков и то, насколько они удовлетворены, а затем полученные результаты были соотнесены с выявленным уровнем тревожности исследуемых подростков, для чего были сформированы две группы – с высоким и нормальным уровнем тревожности. Согласно полученным результатам преимущественным аспектом тревожности у обеих групп является межличностная тревожность, что соответствует значимости фактора межличностных отношений в жизни современного подростка. При этом наиболее значимыми отношениями обе группы определили отношения с родителями, а наименее значимыми – отношения со сверстниками. При этом, соотнося наши результаты с исследованиями Подольского и Идобаевой, мы отмечаем, что большинство подростков отмечают множество трудностей в общении с ровесниками, что усиливается количеством социальных контактов современного подростка.Была обнаружена значимая статистическая связь в соотношении уровня тревожности и личностной включенности. Иными словами, у подростков, желающих быть активно включенными в социальную жизнь отмечается повышение уровня тревожности. При этом стоит отметить, что, действительно, большинство аспектов межличностных отношений, изучаемых в данной работе не отмечались значительными различиями.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 413 cАлашеев, С.Ю. Межличностные отношения в школе / С.Ю. Алашеев, И.В. Цветкова // Социологический журнал. – 1998. – № 3-4. – С. 250-256Амельков А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2006. – 108 с.Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева – М.: Изд. «Аспект-Пресс»,- 2012. – 376сБатюта, М. Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / М. Б. Баюта, Т. Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – 306 сБодалев, А.А. Личность и общение: избранные труды / А. А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2003. – С.115Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович – М.: Просвещение, 1995. – 296 сБороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С.380Боцманова, Э. М. Дружба в подростковом возрасте / Э.М. Боцманова, А. В. Захарова // Школьный психолог. – 2001. – № 15. – С. 35-42Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук – СПб.: Изд-во «Питер», 2014. – 520сВанюхина, Н. В. Возрастная психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 кн. / Н. В. Ванюхина. – Кн. 2. – Казань: Познание, 2008. – 2008. – 291 с.Гогицаева, О.У. Динамика межличностных отношений подростков / О.У. Гогицаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 4 (19). – С. 38-41.Григорьева В.А. Эмоциональные особенности и мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте / В.А. Григорьева, Д.А. Зорина // Новые информационные технологии в науке сборник статей международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 155-156Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О.Б. Дарвиш – М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. – 264 сДухновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С. В. Духновский. – СПб. : Речь, 2010. – 141 с.Еникеев М. И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев - М., 2010. – 433 сЖажина, О.С. Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе / О.С. Жажина // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2012. – № 1. – С. 41-53Жиркова И.М. Подростковый возраст: психологические особенности и проблемы / И.М. Жиркова // Юриспруденция в современном мире: проблемы и перспективы Сборник научных трудов, подготовленный по материалам общероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 12-15Зимняя И. А.Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. –М.: Издательская корпорация «Логос», 2014. – С.210Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 573 сИсаев Е. И.Педагогическая психология : учебник для бакалавров / Е. И. Исаев. - М.: Издательство Юрайт, 2012. – с. 317.Каган М.С. К истории формирования и взаимодействия человеческих общностей // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19-20 мая 2004 г.) / Под. ред. В.В. Парцвания. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. – С. 104-110Казанская, В.Г. Подросток: социальная адаптация: психологам, педагогам, родителям / В. Казанская. – СПб: Питер, 2011. – 286 с.Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. – Минск: ТераСистемс, 2000. – 432 сКравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. – С.49Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг – СПб.: Серия «Мастера психологии», 2012. – 992 сКуницына, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2002. – 544 сЛеонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев – М.: «Просвещение», 1995. – 456 сМайерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. СПб.: Серия «Мастера психологии», 2002. – 357 cМухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 сОбозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев, Лыбидь, 1996. – 192 сПанченко Т.С. Возрастные особенности как фактор формирования правосознания личности / Т.С.Панченко // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1 (37). Психология. – с. 146. Петровский, А.В. Личность, деятельность, коллектив / А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 1982. – 256 сПодольский А.И Психоэмоциональное благополучие современных подростков / А.И. Подольский, О.А. Идобаева / Журнал национальный психологический журнал, 2007Психология человека от рождения до смерти. Учебник / Под редакцией А.А.Реана–СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2012 –С.144Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – 12-е изд. – СПб.: Питер. – 2010. – 812 сРубинштейн, C.Л. Основы общей психологии / C.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – С.254Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2011. – 460 сСемечкин Н.И. Социальная психология: Учебник / Н.И. Семечкин – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 603 сСоциальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. – 8-е изд. стер. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 428 c.Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе / Д.И.Фельдштейн //Психология подростка: хрестоматия / Сост. М.В. Яремчук. – М.: АНО ПЭБ. – 2008. – с. 59.Хохлова, Л.П. Межличностные отношения подростков /Л.П. Хохлова, Т.Ш. Балавадзе // Вестник Московского университета МВД России. – 2007. – № 2. – С. 103-105Чеховских М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2003. – 380 сЭльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин - М., 1989. – С. 268-274Madden M., Lenhart A., Cortesi S., Duggan M., Smith A. Teens, Social Media, and Privacy / Madden M., А. Lenhart, S. Cortesi, M. Duggan, A. Smith- Washington, D.C.: Pew Research Center, 2016 – P. 2
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 413 c
2. Алашеев, С.Ю. Межличностные отношения в школе / С.Ю. Алашеев, И.В. Цветкова // Социологический журнал. – 1998. – № 3-4. – С. 250-256
3. Амельков А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2006. – 108 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева – М.: Изд. «Аспект-Пресс»,- 2012. – 376с
5. Батюта, М. Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / М. Б. Баюта, Т. Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – 306 с
6. Бодалев, А.А. Личность и общение: избранные труды / А. А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2003. – С.115
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович – М.: Просвещение, 1995. – 296 с
8. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С.380
9. Боцманова, Э. М. Дружба в подростковом возрасте / Э.М. Боцманова, А. В. Захарова // Школьный психолог. – 2001. – № 15. – С. 35-42
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук – СПб.: Изд-во «Питер», 2014. – 520с
11. Ванюхина, Н. В. Возрастная психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 кн. / Н. В. Ванюхина. – Кн. 2. – Казань: Познание, 2008. – 2008. – 291 с.
12. Гогицаева, О.У. Динамика межличностных отношений подростков / О.У. Гогицаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 4 (19). – С. 38-41.
13. Григорьева В.А. Эмоциональные особенности и мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте / В.А. Григорьева, Д.А. Зорина // Новые информационные технологии в науке сборник статей международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 155-156
14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О.Б. Дарвиш – М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. – 264 с
15. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С. В. Духновский. – СПб. : Речь, 2010. – 141 с.
16. Еникеев М. И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев - М., 2010. – 433 с
17. Жажина, О.С. Диагностика стадий межличностных отношений подростков в учебной группе / О.С. Жажина // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2012. – № 1. – С. 41-53
18. Жиркова И.М. Подростковый возраст: психологические особенности и проблемы / И.М. Жиркова // Юриспруденция в современном мире: проблемы и перспективы Сборник научных трудов, подготовленный по материалам общероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 12-15
19. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. –М.: Издательская корпорация «Логос», 2014. – С.210
20. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 573 с
21. Исаев Е. И.Педагогическая психология : учебник для бакалавров / Е. И. Исаев. - М.: Издательство Юрайт, 2012. – с. 317.
22. Каган М.С. К истории формирования и взаимодействия человеческих общностей // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19-20 мая 2004 г.) / Под. ред. В.В. Парцвания. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. – С. 104-110
23. Казанская, В.Г. Подросток: социальная адаптация: психологам, педагогам, родителям / В. Казанская. – СПб: Питер, 2011. – 286 с.
24. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. – Минск: ТераСистемс, 2000. – 432 с
25. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. – С.49
26. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг – СПб.: Серия «Мастера психологии», 2012. – 992 с
27. Куницына, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с
28. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев – М.: «Просвещение», 1995. – 456 с
29. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. СПб.: Серия «Мастера психологии», 2002. – 357 c
30. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. / В. С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 456 с
31. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев, Лыбидь, 1996. – 192 с
32. Панченко Т.С. Возрастные особенности как фактор формирования правосознания личности / Т.С.Панченко // Гуманитарный вектор. – 2014. – № 1 (37). Психология. – с. 146.
33. Петровский, А.В. Личность, деятельность, коллектив / А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 1982. – 256 с
34. Подольский А.И Психоэмоциональное благополучие современных подростков / А.И. Подольский, О.А. Идобаева / Журнал национальный психологический журнал, 2007
35. Психология человека от рождения до смерти. Учебник / Под редакцией А.А.Реана – СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2012 –С.144
36. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – 12-е изд. – СПб.: Питер. – 2010. – 812 с
37. Рубинштейн, C.Л. Основы общей психологии / C.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – С.254
38. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2011. – 460 с
39. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник / Н.И. Семечкин – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 603 с
40. Социальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. – 8-е изд. стер. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 428 c.
41. Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе / Д.И.Фельдштейн // Психология подростка: хрестоматия / Сост. М.В. Яремчук. – М.: АНО ПЭБ. – 2008. – с. 59.
42. Хохлова, Л.П. Межличностные отношения подростков / Л.П. Хохлова, Т.Ш. Балавадзе // Вестник Московского университета МВД России. – 2007. – № 2. – С. 103-105
43. Чеховских М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с
44. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин - М., 1989. – С. 268-274
45. Madden M., Lenhart A., Cortesi S., Duggan M., Smith A. Teens, Social Media, and Privacy / Madden M., А. Lenhart, S. Cortesi, M. Duggan, A. Smith - Washington, D.C.: Pew Research Center, 2016 – P. 2
Вопрос-ответ:
Какие аспекты общения рассматриваются во второй главе статьи?
Во второй главе статьи рассматривается практическая работа по изучению межличностного общения современных подростков, описывается организация исследования, а также приводятся общие выводы по данной главе.
Какие особенности межличностного общения подростков ищут в научной литературе?
В научной литературе ищутся особенности межличностного общения подростков, в том числе различия между детским и подростковым возрастами, а также особенности коммуникаций детей младшего школьного возраста и дошкольного возраста.
Какая информация содержится в первой главе статьи?
Первая глава статьи содержит психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста, характеристику коммуникаций детей младшего школьного возраста и выявление особенностей межличностного общения подростков, на основе научной литературы.
Что представляет собой психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста?
Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста описывает особенности развития детей в этом возрасте, включая их интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие, а также особенности их коммуникации.
Как организовано исследование во второй главе статьи?
Во второй главе статьи описана организация исследования межличностного общения современных подростков, включая выборку участников, методы сбора данных и анализ полученных результатов.
Какие аспекты общения исследуются в данной статье?
В данной статье исследуются аспекты общения детей разных возрастных групп: дошкольного возраста, младшего школьного возраста и подросткового возраста.
Какие особенности межличностного общения выявлены у детей младшего школьного возраста?
У детей младшего школьного возраста выявлены такие особенности межличностного общения, как формирование навыков коммуникации и социализации, активное использование невербальных средств коммуникации, развитие речи и эмоциональной сферы.
Какие особенности межличностного общения выявлены у подростков?
У подростков выявлены такие особенности межличностного общения, как стремление к самостоятельности и независимости, формирование идентичности, возникновение интереса к любовным отношениям, конфликты с родителями и ровесниками.
Как была организована практическая работа по изучению межличностного общения современных подростков?
Практическая работа по изучению межличностного общения современных подростков была организована через проведение исследования, в котором использовались различные методы, такие как наблюдение, анкетирование и групповые дискуссии.
Какие выводы можно сделать по главе 1?
По главе 1 можно сделать вывод, что каждый возрастной период имеет свои особенности в области общения и развития межличностных отношений у детей. Коммуникация играет важную роль в становлении личности и социальной адаптации ребенка.