Основные достижения греческой культуры

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 33 33 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 19.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Характеристика древнегреческого общества. Достижения в области искусства, науки и философии 5
1.1.Специфика устройства общества Древней Греции 5
1.2.Искусство Древней Греции 6
1.3.Философские и научные достижения 12
Глава 2.Достижения греческой культуры в области образования и спорта 18
2.1.Система образования в Древней Греции 18
2.2.Агон или состязательность как культурный принцип: Олимпийские игры 26
Заключение 35
Список использованных источников 37

Фрагмент для ознакомления

На сегодняшний день неизвестно историческое происхождение Олимпийских игр в Древней Греции. Существует множество легенд и мифов о возникновении Олимпийских игр. Рассмотрим некоторые из них. Конечно же, почти все эти легенды так или иначе связаны с богами древнегреческого пантеона. Вот одна из многочисленных легенд о возникновении игр. Олимпийские игры начали проводить именно в Олимпии во времена правления жестокого бога Крона. Крон сомневался, что ему удастся навсегда сохранить свою власть, постоянно опасаясь, что его же дети восстанут против него и Крон повторит судьбу своего отца – поверженного Урана. Крон повелел своей жене Рее приносить ему всех рождавшихся детей и проглатывал их. Однако Рея, пребывая в ужасе от жестокости Крона, решила сохранить жизнь своему последнему ребёнку – сыну Зевсу. Посоветовавшись с Ураном-Небом и Геей-Землёй, она отправилась на остров Крит, в пещеру, где и появился на свет Зевс. Крона же Рея обхитрила, дав ему проглотить камень, завёрнутый в пелёнки. Зевс тем временем рос, окружённый заботой нимф и жрецов богини Реи и Зевса – куретов, которые охраняли пещеру, ударяя в щиты мечами, чтобы безжалостный Крон не услышал плач младенца. Шло время, и Зевс становился всё более сильным и мужественным, а затем и вступил в борьбу со своим отцом Кроном. Одного за другим он заставил Крона извергнуть из себя всех детей-богов. Дети Крона утвердились на Олимпе, кроме того, на их стороне были и некоторые титаны и циклопы. Борьба была очень упорной, но титаны Крона дрогнули. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вечную тьму. У врат Тартара на страже встали сторукие великаны гекатонхейры, чтобы титаны никогда не смогли вырваться на свободу. Таким образом, в честь победы над Кроном Зевс и учредил игры - состязания сильных, ловких и смелых атлетов, которые впоследствии получили название Олимпийских по месту их проведения. Проводились они в красивом месте: дубовая роща, посвященная Зевсу, при ней храм Зевса, а при храме устроили место для состязаний. Соответственно, первые олимпийские состязания, согласно этой легенде, были посвящены Зевсу Олимпийскому. По легенде, первыми проводились соревнования по бегу. Некоторые из легенд связаны с именем знаменитого древнегреческого героя и сына громовержца Зевса – Геракла. Одной из наиболее известных и популярных является та легенда, которую упоминает в своих песнях в честь победителей Олимпийских игр древнегреческий поэт Пиндар (вторая ода). Согласно ей возникновение Олимпийских игр связано с шестым подвигом Геракла. В 1253 г. до н. э. Эврисфей дал Гераклу получение очистить от навоза весь скотный двор царя Элиды Авгия. Геракл согласился очистить их в один день в том случае, если Авгий согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий, понимая, что очистить такой огромный двор в один день невозможно, согласился. Геракл сломал стену, окружавшую скотный двор, а затем отвёл в него воду с двух рек – Алфея и Пенея. Вода полностью очистила конюшни от навоза. Однако Авгий отказался вознаградить героя. Геракл принял решение отомстить царю Элиды: через несколько лет он, собрав огромное войско, вторгся в Элиду и победил в битве Авгия. В ознаменование этой великой победы Геракл принёс жертвы богам Олимпа и учредил Олимпийские игры, которые с тех пор стали проводиться раз в четыре года на священной равнине Афины Паллады, которую сам Геракл обсадил оливковыми деревьями. Кроме того, также существует миф, согласно которому Геракл в честь победы Зевса над Кроном, привёз в Олимпию оливковую ветвь и учредил Олимпийские игры – состязания атлетов. К наиболее древним легендам о возникновении Олимпийских игр относится следующая. Сын Тантала Пелопс покинул родину после падения его родного города Сипила (был завоёван царём Трои) и отправился в Грецию, где обосновался на южном полуострове (впоследствии он был назван Пелопоннесом). На северо-западе, в городе Писа правил царь Эномай, у которого была красавица-дочь Гиподамия. Пелопс влюбился в прекрасную дочь Эномая и решил просить у царя ее руки. Однако Эномай решил никогда не выдавать дочь замуж, так как согласно предсказанию, он должен был погибнуть от руки мужа своей дочери. Эномай придумал следующее: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то побежденный должен расстаться с жизнью. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да и кони его были быстрее ветра. Многие славные юноши Греции уже поплатились жизнью, стремясь получить в жёны прекрасную Гиподамию. Эномай, чтобы у других не возникало желания состязаться с ним, прибивал головы погибших к дверям дворца. Однако отважный Пелопс не побоялся Эномая, решив перехитрить его. Пелопс договорился с возничим Эномая Миртилом о том, что тот не будет вставлять чеку, удерживающую колесо на оси. В день проведения состзаний Эномай, уверенный в успехе, сказал, что Пелопс может начать гонку в одиночестве. Эномай в это время приносил жертву великому громовержцу Зевсу и только после этого вступил в гонку. Вот уже колесница Эномая достигла Пелопса, царь занёс копьё, но в этот момент колеса с осей колесницы Эномая соскакивают, колесница опрокидывается, а жестокий царь замертво падает на землю. Пелопс возвратился в Пису, женился на прекрасной дочери Эномая Гипподамии, завладел всем его царством, а в честь своей победы устроил в Олимпии спортивные игры и состязания атлетов, которые и решено было проводить раз в четыре года. Впоследствии, во время игр герою Пелопсу приносились жертвоприношения. Клементий Александрийский отмечал следующее: «Олимпийские игры это не что иное, как памятные поминки по Пелопсу».Одной из наиболее исторически достоверной является легенда о том, что Олимпийские игры были учреждены правителем Элиды Ифитом в IX в. до н.э. Это был очень трудный период в истории Эллады, ведь она погрязла во многочисленных кровопролитных войнах. И вот всю Грецию поразило новое бедствие – эпидемия чумы, унесшая тысячи жизней. Ифит обратился к дельфийскому оракулу за предсказанием. Оракул ответил, что Ифит должен воздерживаться от войн, укреплять связи с эллинскими городами и каждый год прибавлять к торжествам «Год радости». Также существует предание о том, что оракул повелел Ифиту возобновить Олимпийские игры, соответственно, они проводились и ранее IX в. до н.э. В то время у Эллады были крайне напряжённые отношения со Спартой, и Ифит предложил спартанскому народному законодателю Ликургу совместно учредить состязания, во время которых бы устанавливалось священное перемирие — экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф, а виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх. После долгих споров они заключили в 884 г. до н. э. соглашение, текст которого был высечен на металлическом диске. Историческую достоверность данной легенды подтверждает древнегреческий историк Павсаний, который отмечал, что во II в. до н.э. медный диск с высеченным на нём текстом соглашения между Ифитом и Ликургом находился в храме Олимпии. Кроме того, существует также миф о том, что Олимпийские игры были учреждены героем Геркулесом, победившем на скачках в Олимпии, а затем пожелавшим, чтобы эти скачки проводились раз в четыре года. Также некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Именно по этой причине победители награждались оливковой веткой и венком. В пользу достоверности этой версии якобы говорит тот факт, что время проведения Игр приходилось на август-сентябрь. Первые достоверные исторические данные о проведении Олимпийских игр относятся к 776 г. до н.э. Именно этот год выбит на найденной мраморной плите, на которой высечено имя олимпийского победителя в беге эллийского повара Короибоса. Видимо, ранее этого года в Древней Греции проводились местные состязания атлетов, а Ифит и Ликург придали более высокий статус играм, объединив их и дав им название Олимпийских. С Олимпийских игр 776 до н.э. (стоит отметить, что некоторые специалисты полагают, что Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков пошёл отсчёт особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год. Место проведения первых игр – Олимпия, находившаяся в северо-западной части Пелопоннеса в 20 км от Ионического моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки; олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий, двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр. Палестра представляла собой площадку, окружённую портиком, где тренировались борцы, прыгуны и боксёры (3 в. до н.э.). Самым масштабным сооружением в Олимпии был гимнасий (3-2 вв. до н.э.). Гимнасий служил для проведения тренировок бегунов – спринтеров. Кроме того, в гимнасии хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Олимпийский гимнассий имел открытие и крытые дорожки. Главной частью гимнассия был портик длиной 219,5 м и шириной 11,3 м. Именно тут была отмерена дорожка, точно соответствующая олимпийской дистанции, равная одной классической стадии. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей. В Олимпии также располагались Алтис – священная роща, посвящённая Зевсу и целый храмовый и культовый комплекс. В целом, Олимпию можно было назвать святилищем. Все постройки сохранились до 426 года н.э., когда император Феодосий II запретил проведение Олимпийских игр, объявив их пережитком языческих времён, и повелел сжечь все олимпийские сооружения. Право участвовать в Олимпийских играх имели все свободнорождённые граждане Древней Греции, но только мужчины. Женщинам запрещалось не только участвовать в играх, но и даже наблюдать за их проведением со стороны. В противном случае им грозила печальная участь быть сброшенными со скалы. Исключение делалось для жрицы богини Деметры, она следила за ходом игр, восседая на мраморном троне. Таким образом, рабы, варвары и женщины не имели права участия в играх. Элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане осуществляли контроль за организацией и проведением Олимпийских игр, подготовкой атлетов. За десять или двенадцать месяцев до начала Игр атлеты начинали проходить интенсивную подготовку, а после сдавали комиссии элланодиков. Затем будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе под руководством элланодиков. Самым главным качеством участника игр считалась честность, соответственно, все без исключения атлеты перед началом игр давали торжественную клятву честно соблюдать правила проведения Олимпийских игр. Нарушители подвергались наказанию: телесному, а также штрафу. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований. Важно также отметить, что лица, о которых доподлинно было известно, что они совершили некое преступление или святотатство, не допускались к участию в Олимпийских играх. Вход для зрителей на соревнования был бесплатным. Также отметим, что абсолютные достижения атлетов не фиксировались, на древних Олимпиадах выявлялся лишь победитель в отдельных видах соревнований – олимпионик. Традиция увековечивания имён победителей относится к 776 году до н.э., когда и игры стали общими для всей территории Древней Греции. Конечно же, Олимпийские игры были величайшим праздником для всей Древней Греции: это были дни абсолютно мирного существования, народного праздника, конгресса для правителей и философов, конкурса для древнегреческих деятелей искусств. Раз в четыре года Олимпия превращалась в город – центр Древней Греции, местом, куда съезжались не только атлеты и зрители, но и торговцы различными товарами, владельцы развлекательных заведений.Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (άγών Όλυμπιακός, άέθλων άμιλλαι, κρίσις άέθλων), другая часть — религиозным обрядам (греч. έορτή) с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.За ходом состязаний наблюдали судьи, которых выбирали по жребию (элланодики). Судьи также присуждали награды победителям – Олимпионикам. В разное время количество элланодиков менялось: сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и, наконец, со 108-ой олимпиады - 10 человек. Судей можно было узнать по тому, что они были облачены в пурпурную одежду, а также занимали особые места на стадии. Публика узнавала о порядке проведения состязаний Олимпийских игр благодаря белой вывеске. Перед началом Игр каждый желающий участвовать приносил торжественную клятву, а также тянул жребий, который помогал определить очередность выступления атлетов. Затем герольд объявлял имя и страну атлета, выходящего на состязания Олимпийских игр.ЗаключениеДуховные принципы античной культуры нашли отражение в греческой философии. Это принципы космоцентризма и антропоцентризма, рациональности, состязательности, гражданской этики. Впоследствии идеи, высказанные древнегреческими философами, развивались и трансформировались с учетом требований новых эпох. Наибольшей последовательностью и разработанностью отличались воззрения Сократа, Платона и Аристотеля. Эти философы расходились во многих аспектах, однако общего было немало: все они считали воспитание и обучение важнейшими инструментами формирования нравственной и здоровой личности, подлинного гражданина. Кроме того, древнегреческие философы указывали на необходимость постоянного самосовершенствования.Эстетические принципы нашли свое отражение в искусстве греков. Среди наиболее важных можно выделить следующие: рациональность, сбалансированность, отсутствие лишнего, воспевание красоты телесности и мощи творческого начала.Уже в античности закладывались основы педагогической науки. Впоследствии идеи, высказанные древнегреческими философами, развивались и трансформировались с учетом требований новых эпох. Наибольшей последовательностью и разработанностью отличались педагогические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля. Эти философы расходились во многих аспектах, однако общего было немало: все они считали воспитание и обучение важнейшими инструментами формирования нравственной и здоровой личности, подлинного гражданина. Кроме того, древнегреческие философы указывали на необходимость самосовершенствования и разностороннего образования. Среди основных предметов выделялись гимнастика и музыка, так как именно они способствовали формированию прекрасного начала в человеке. Олимпийские игры – это, конечно же, важный фактор развития культуры Древней Греции. В первые века своего существования игры обладали выраженным аристократическим характером. Отметим также, что эти состязания были источником физического и духовного развития граждан Древней Греции, кроме того, это была своего рода военная тренировка древнегреческой молодёжи. Олимпийские игры – это объединяющий центр, сближающий в культурном и политическом аспектах разобщённые и враждовавшие друг с другом города и различные союзы Древней Греции.Чтобы совместно организовать игры, провести празднества, создавали так называемые амфиктионии – речь идет о союзах, которым принадлежала важная роль в культурной и общественно-политической жизни Древней Греции. Список использованных источниковАдо, П. Духовные упражнения и античная философия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rebels-library.org/files/antic_philosophy.pdf (дата обращения 17.05.20)Андреев, Ю. В. Гомеровское общество. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Греции XI-VIII вв. до н. э. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского института истории РАН «Нестор-История», 2004. — 496 с.Гусейнов, А.А. История этических учений. - М.: Гардарики, 2003. – 903 с.Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/index.php (дата обращения 17.05.2020)История возникновения Олимпийских игр. Занимательная физика. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.afizika.ru (дата обращения 17.05.2020)Ищенко, М. Олимпийские игры в Древней Греции. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru (дата обращения 17.05.2020)Кун, Н.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. - М.: Правда, 1987. – 608 с.Олимпийские игры. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.igryolimpa.ru/ (дата обращения 17.05.2020)Олимпийские игры. Великий праздник античности./Олимпийский комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.noc.by (дата обращения 17.05.2020)Родс, П. Дж. Афинская демократия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1334878858 (дата обращения 17.05.2020)Соколов, Г.И. Искусство Древней Эллады.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://textfighter.org/raznoe/History/Sokol_2/antichnosti_sokolov_g_iskusstvo_drevnei_ellady.php (дата обращения 17.05.2020)Чесноков, Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения / Чесноков Н.Н., Мельникова Н.Ю. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. вып. 1. - С. 20-22

1. Адо, П. Духовные упражнения и античная философия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rebels-library.org/files/antic_philosophy.pdf (дата обращения 17.05.20)
2. Андреев, Ю. В. Гомеровское общество. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Греции XI-VIII вв. до н. э. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского института истории РАН «Нестор-История», 2004. — 496 с.
3. Гусейнов, А.А. История этических учений. - М.: Гардарики, 2003. – 903 с.
4. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/index.php (дата обращения 17.05.2020)
5. История возникновения Олимпийских игр. Занимательная физика. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.afizika.ru (дата обращения 17.05.2020)
6. Ищенко, М. Олимпийские игры в Древней Греции. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru (дата обращения 17.05.2020)
7. Кун, Н.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. - М.: Правда, 1987. – 608 с.
8. Олимпийские игры. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.igryolimpa.ru/ (дата обращения 17.05.2020)
9. Олимпийские игры. Великий праздник античности./Олимпийский комитет Республики Беларусь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.noc.by (дата обращения 17.05.2020)
10. Родс, П. Дж. Афинская демократия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1334878858 (дата обращения 17.05.2020)
11. Соколов, Г.И. Искусство Древней Эллады. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://textfighter.org/raznoe/History/Sokol_2/antichnosti_sokolov_g_iskusstvo_drevnei_ellady.php (дата обращения 17.05.2020)
12. Чесноков, Н.Н. Олимпийские игры Древней Греции и зарождение современного олимпийского движения / Чесноков Н.Н., Мельникова Н.Ю. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. вып. 1. - С. 20-22

Вопрос-ответ:

Какую специфику имело общество Древней Греции?

Одной из особенностей древнегреческого общества была демократия, при которой власть принадлежала народу. В обществе существовали рабство, патриархат и сильное положение мужчин. Торговля и мореплавание играли важную роль, а города-государства, полисы, являлись основными формами государственного устройства.

Какие достижения были в области искусства в Древней Греции?

Искусство древних греков, главным образом, проявлялось в архитектуре, скульптуре и живописи. Достигнуты великие высоты во всех этих областях. В архитектуре появились такие шедевры, как Парфенон и Афинский Акрополь. Скульптура прославилась благодаря работы фидий, например, Медный всадник и Венера Милосская. В живописи греческие художники использовали мастерство перспективы и светотени, создавая неповторимые картины.

Какие достижения были в философии и науке в Древней Греции?

В древней Греции развилась философия, которая стала основой для многих последующих философских школ. Великие мыслители, такие как Сократ, Платон и Аристотель, сделали значительные вклады в развитие философии. Они занимались исследованиями в области логики, этики, политики и многих других дисциплин. Кроме того, греки сделали значительные открытия в математике, астрономии и медицине.

Какую систему образования использовали в Древней Греции?

В Древней Греции существовала система образования, которая включала гимназии и академии. Основное внимание в образовании уделялось развитию тела и духа. Ученики изучали различные предметы, включая математику, гимнастику, музыку и философию. Образование было доступно только свободным гражданам, а не рабам.

Какие были основные достижения греческой культуры в области искусства?

В области искусства древнегреческая культура достигла невероятных высот. Греки создали непревзойденные шедевры архитектуры, скульптуры, живописи и литературы. Одним из главных достижений греческой архитектуры является создание классического стиля, который впоследствии был основой для развития западной архитектуры. В скульптуре греки совершили подлинную революцию, создавая непревзойденные произведения с натуральными пропорциями и выразительными формами. В живописи греки также достигли значительных результатов, создавая красивые и гармоничные композиции. В литературе греческой древности были созданы величайшие эпические произведения - "Илиада" и "Одиссея" Гомера, а также потрясающие драмы и трагедии.

Какие были основные научные достижения в Древней Греции?

Греки сделали огромные достижения в области науки и философии. Они основали математику как науку и сформулировали основные принципы геометрии и алгебры. Именно греки впервые ввели понятие функции и разработали систему логических рассуждений. В философии греки также достигли высоких результатов, задавая вопросы о смысле жизни, природе мира и общества. Их мысли и идеи оказали значительное влияние на развитие философии и науки в последующие времена.

Какова была специфика устройства общества в Древней Греции?

Древнегреческое общество было организовано по принципу городских государств, называемых полисами. Полисы были независимыми и самоуправляемыми городскими государствами, в которых жители принимали активное участие в политической жизни и влияли на принятие решений. Гражданство было основано на принадлежности к полису и было ограничено только для мужчин. Общество было организовано по строгим иерархическим принципам, где значительную роль играли землевладение и состояние.

Какие были основные достижения греческой культуры в области искусства?

Греческая культура считается одной из величайших в истории человечества, и ее достижения в области искусства просто впечатляют. Величественная архитектура, мраморные скульптуры, живопись на амфорах - все это является уникальным наследием греческой цивилизации. Величие греческого искусства отражено в его гармонии, пропорциях и эстетической красоте.