Образование как многоаспектный феномен
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 25.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, КАК НАУЧНОЙ СИСТЕМЕ…5
1.1. Об истории образования………………………………………………………………..5
1.2. Социальный институт образования как системы……………………………………..8
2. ОБРАЗОВАНИЕ В РАМКАХ АСПЕКТА……………………………………………..10
2.1. Образование как общечеловеческая ценность………………………………………..10
2.2. Образование как социокультурный феномен………………………………………...12
2.3. Образование как педагогический процесс…………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..…17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….18
Программа – это обязательный государственный документ, который определяет такие положения, как:Цели (основные и второстепенные);Задачи (основные и второстепенные);Виды взаимодействия (ученик, ученик – учитель, учитель – ученик, ученик - ученик);Содержание (воспитательное и образовательное).Виды занятий исходя из индивидуальных особенностей детей. Жизнь детей в детском саду, построенная в соответствии с требованиями программы, создает благоприятные условия для удовлетворения потребности общения со сверстниками, развития познавательной деятельности, физического, нравственного и эстетического развития.[5]Программа воспитания в детском саду синтезирует все новое в развитии теории и практики дошкольного воспитания, убедительно показывая огромное значение данного возрастного этапа в физическом и духовном развитии человека. Основы ее едины для всех союзных республик нашей страны. В каждой союзной республике создана своя программа, учитывающая местную специфику (родной язык, национальные традиции и др.).В капиталистических странах нет единой системы общественного дошкольного воспитания и дошкольные учреждения, как правило, не включаются в систему народного образования.[3]Основная часть детских учреждений принадлежит частным лицам, поэтому нет и единой программы воспитания в детском саду. Имеющиеся программы, их содержание и направленность носят различный характер, выражая, разнообразные политические и педагогические взгляды их авторов.Программа воспитания совершенствовалась вместе с развитием общественного дошкольного воспитания. Основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были разработаны дошкольным отделом Наркомпроса в 1919 г. в специальной «Инструкции по ведению очага и детского сада». Для улучшения качества дошкольного воспитания большое значение имело создание научно обоснованной программы работы детского сада. Поиски наиболее совершенных форм и содержания программы шли непрерывно. За годы Советской власти был создан ряд проектов соответствующих программ и программно-методических документов. Каждый программный документ возникал на определенном историческом этапе и отражал существующий уровень развития теории и практики дошкольного воспитания.[4]Первый проект Программы был выпущен Народным комиссариатом просвещения РСФСР в 1932 г. Этот документ состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музыкально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, математика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду. Появление «Программы» способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленности и обогащению содержания деятельности педагогов-воспитателей.[4]В 1934 г. издается усовершенствованная «Программа воспитания». В ней больше внимания было уделено вопросам организации и содержания многогранной жизни детей в детском саду. «Программа» включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, начатки знаний о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой.[4] Вместе с тем она имела существенные недостатки: был включен сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась руководящая роль воспитателя в организации педагогического процесса.В связи с Постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г. возникла необходимость в создании нового программного документа по дошкольному воспитанию. В 1938 г. было издано «Руководство для воспитателя детского сада». В нем правильно освещались задачи воспитания детей дошкольного возраста.[4]Более четко говорилось о всестороннем развитии личности, учете возрастных особенностей детей. Но все же «Руководство» имело много недостатков, на которые в свое время указала Н. К. Крупская: «Мне кажется, данная программа очень далека от жизни, очень искусственна, обходит ряд трудных вопросов, и потому благие пожелания ее составителей об общественном воспитании, о коммунистическом воспитании повисают в воздухе».[4,281]В 1953 г. в связи с введением обучения в детском саду в целях повышения качества учебно-воспитательной работы и подготовки детей к школе «Руководство» было переработано. В программе было достаточно четко выделено образовательное содержание, которое дети должны были усваивать на организованных занятиях при руководящей роли воспитателя.Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утвержденная Министерством просвещения РСФСР, была впервые опубликована в 1962 г.[3]Программа была нацелена на ликвидацию межвозрастной разобщенности в воспитательном процессе; в большей мере, чем в предыдущих программно-методических документах, в ней отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста.Представленный в разделе «Обучение на занятиях» программный материал создал благоприятные условия для осуществления системности в обучении, полноценного усвоения детьми образовательного минимума, понимания доступных им взаимосвязей предметов и явлений окружающей действительности. «Программа» предусматривала также формирование определенных знаний, умений и навыков, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности ребенка.[3]Она включает режим занятий, отдыха, развлечения, сна, питания, прогулок. Руководствуясь программой воспитания в детском саду, воспитатель должен был обеспечить решение разносторонних задач воспитания ребенка-дошкольника в играх, развлечениях и труде, в обучении и быту.В 1969 г. была выпущена усовершенствованная программа воспитания в детском саду, созданная на основе использования научных исследований и лучшего опыта работы и учитывающая требования, связанные с переходом школы на новые программы начального обучения. В последующие годы эта программа неоднократно переиздавалась с некоторыми изменениями.[3]В связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы Институтом дошкольного воспитания АПН СССР была создана «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», утвержденная Министерством просвещения СССР.С 1962 года по 1989 год программа переиздавалась 9 раз.[3]В 1984 году была издана «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», разработанная НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и Управлением по дошкольному воспитанию. Была усилена оздоровительная направленность программы. Уделялось внимание осуществлению мер по охране нервной системы детей, предупреждению утомления и травматизма. По решению Министерства просвещения СССР, комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР в 1984 году была издана «Типовая Программа по физической культуре в детском саду». В 1995 году такую же программу разработала Лаборатория физического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В программе были определены формы работы по физическому воспитанию, примерное количество часов, отводимых на организованную двигательную деятельность детей для всех возрастных групп. В программе были представлены специальные упражнения для развития двигательных качеств, формирования правильной осанки, предупреждения плоскостопия.[3] Содержание двигательного режима подлежало коррекции в соответствии с особенностями климатических условий разных регионов страны.Вывод: программа прошла сложнейший путь, в котором претерпела большие изменения.В 2004 году «Программа обучения и воспитания в детском саду» была переиздана под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С Комаровой.Таким образом, образование можно рассматривать с различных сторон и как многоаспектный феномен, и как систему, и как педагогический процесс. На современном этапе образование продолжает меняться, совершенствоваться, этому способствуют различные реформы. Но во всем этом изобилии современных взглядов нельзя забывать об истории, в которой закладывается начало начал.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в нашем исследовании мы рассмотрели систему образования как многоаспектный феномен. Нами рассмотрены основные определения понятия «образование», выявлены его особенности. Мы выявили основные тенденции и психологические принципы современного образования, направления обучения в современном образовании. нами рассмотрен личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.Образовательная система аспектов – это совокупность научных взглядов на образовательный процесс, идеалов и ценностей образованности, способов организации образования. В мировой и отечественной педагогической практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом. Основными положениями общих аспектов образования можно назвать: - ориентация учебных планов ипрограмм, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности. Развитие умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции; - изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений, навыков к посреднику между учеником (студентом) и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном, активном освоении нового содержания образования); - установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса, на утверждение в обществе идеологии самобытности и самооценки детства (ребенок - ключ к познанию человека, отношение к ребенку в социуме - как показатель культуры общества). СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБалицкая, И. В. Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии. [Текст]: диссертациядоктора педагогических наук: 13.00.01 / Балицкая Ирина Валериановна. – М., 2009. – 430 с.Бессарабова, И. С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США [Текст]: автореферат дис. доктора педагогических наук: 13.00.01 / Инна Станиславовна Бессарабова. – Волгоград, 2009. – 40 с.Бессарабова, И. С., Воробьев, Н. Е. Джером Брунер – педагог, ученый, личность (к 100-летию со дня рождения) [Текст] / И. С. Бессарабова, Н. Е. Воробьев // Педагогика. – 2015. – № 10. – С. 88–95.Бессарабова, И. С., Кобзарь, А. В., Никитина, И. С. Особенности процесса воспитания школьников с альтернативным развитием в США и России [Текст] / И. С. Бессарабова, А. В. Кобзарь, И. С. Никитина // Современные исследования социальных проблем. – 2014. – № 11. – С. 88.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник. СПб., 2010.Булатников, И. Е., Исаев, И. Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного [Текст] / И. Е. Булатников, И. Ф. Исаев // Психолого-педагогический поиск. – 2012. – № 4. – С. 23–035.Воробьев, Н. Е., Бессарабова, И. С., Семисотнова, О. А. Гражданское воспитание в поликультурном обществе [Текст] / Н. Е. Воробьев, И. С. Бессарабова, О. А. Семисотнова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3 (98). – С. 46–51.Дьюи, Д. Философские труды [Текст] / Д. Дьюи. / Издание подготовлено Б. А. Шарвадзе. – Тбилиси, 2009. – 345 с.Илалтдинова, Е. Ю. «Официальная педагогика» и общественно-педагогическая инициатива в истории освоения и разработки наследия А.С. Макаренко. [Текст] / Е. Ю. Илалтдинова. – Н. Новгород, 2010. – 274 с.Савельева, О. Е. Современные подходы к нравственному воспитанию в школах США [Текст] / О. Е. Савельева // Известия Смоленского государственного университета. – 2009. – Т. 1. – С. 262–268.
1. Балицкая, И. В. Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии. [Текст]: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.01 / Балицкая Ирина Валериановна. – М., 2009. – 430 с.
2. Бессарабова, И. С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США [Текст]: автореферат дис. доктора педагогических наук: 13.00.01 / Инна Станиславовна Бессарабова. – Волгоград, 2009. – 40 с.
3. Бессарабова, И. С., Воробьев, Н. Е. Джером Брунер – педагог, ученый, личность (к 100-летию со дня рождения) [Текст] / И. С. Бессарабова, Н. Е. Воробьев // Педагогика. – 2015. – № 10. – С. 88–95.
4. Бессарабова, И. С., Кобзарь, А. В., Никитина, И. С. Особенности процесса воспитания школьников с альтернативным развитием в США и России [Текст] / И. С. Бессарабова, А. В. Кобзарь, И. С. Никитина // Современные исследования социальных проблем. – 2014. – № 11. – С. 88.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник. СПб., 2010.
6. Булатников, И. Е., Исаев, И. Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного [Текст] / И. Е. Булатников, И. Ф. Исаев // Психолого-педагогический поиск. – 2012. – № 4. – С. 23–035.
7. Воробьев, Н. Е., Бессарабова, И. С., Семисотнова, О. А. Гражданское воспитание в поликультурном обществе [Текст] / Н. Е. Воробьев, И. С. Бессарабова, О. А. Семисотнова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3 (98). – С. 46–51.
8. Дьюи, Д. Философские труды [Текст] / Д. Дьюи. / Издание подготовлено Б. А. Шарвадзе. – Тбилиси, 2009. – 345 с.
9. Илалтдинова, Е. Ю. «Официальная педагогика» и общественно-педагогическая инициатива в истории освоения и разработки наследия А. С. Макаренко. [Текст] / Е. Ю. Илалтдинова. – Н. Новгород, 2010. – 274 с.
10. Савельева, О. Е. Современные подходы к нравственному воспитанию в школах США [Текст] / О. Е. Савельева // Известия Смоленского государственного университета. – 2009. – Т. 1. – С. 262–268.
Вопрос-ответ:
Какова история образования?
История образования насчитывает тысячелетия. От исторического процесса самообразования в античности до сложившихся образовательных систем в современном мире, развитие образования прошло долгий путь.
Что такое социальный институт образования?
Социальный институт образования представляет собой систему социальных отношений, процессов и институтов, направленных на обучение и воспитание индивида. Он является основой для формирования знаний, навыков и ценностей в обществе.
Почему образование важно для общества?
Образование имеет ключевое значение для развития общества, так как способствует формированию культурно-образованного и интеллектуально развитого населения. Оно обеспечивает передачу знаний, развитие навыков и формирование ценностных ориентаций, необходимых для успешной социальной адаптации и профессиональной деятельности.
Что такое образование как педагогический процесс?
Образование как педагогический процесс представляет собой систему взаимодействия между учащимися и педагогами, направленную на передачу и усвоение знаний, формирование навыков и развитие индивидуальных способностей. Целью педагогического процесса является гармоничное развитие личности.
В чем особенность образования как общечеловеческой ценности?
Образование как общечеловеческая ценность является универсальной и неотъемлемой составляющей развития человеческой цивилизации. Оно стремится к развитию личности, расширению кругозора, формированию гражданской и культурной идентичности, а также к преодолению негативных явлений, таких как неграмотность и некомпетентность.
Какова история развития образования?
История развития образования весьма обширна и включает в себя различные этапы и потоки. Отмечается, что в разных цивилизациях уже давно существовали системы образования, которые были направлены на передачу знаний и навыков следующему поколению. История образования включает в себя такие периоды, как античность, средневековье и новое время, каждый из которых имеет свои особенности и характерной направленностью.
Как образование влияет на общество?
Образование играет важную роль в формировании и развитии общества. Оно способствует передаче культурных ценностей, формированию навыков и компетенций, необходимых для успешной жизни в обществе. Образование также является основой для развития науки, культуры и экономики. Оно способствует формированию критического мышления, толерантности и общечеловеческих ценностей, что важно для общественного прогресса и устойчивого развития.
Какова роль образования в процессе социализации?
Образование играет важную роль в процессе социализации, то есть адаптации человека к общественным нормам и ценностям. Через образование люди усваивают социальные роли, развивают коммуникативные навыки, учатся взаимодействовать с другими людьми. Образование также помогает формировать идентичность личности, вырабатывать ценностные ориентации и нравственные принципы, что необходимо для успешного интегрирования в социум.
Что такое образование как научная система?
Образование как научная система представляет собой комплексное понятие, которое охватывает все аспекты и процессы образования. Оно изучает цели, содержание, формы и методы образования, а также его влияние на общество и личность. Образование как научная система также исследует связи между различными субъектами образования, такими как ученик, учитель, родители, и анализирует их взаимодействие и влияние на образовательный процесс.
Какая история образования?
История образования охватывает развитие системы образования с древних времен до наших дней. Она включает в себя различные этапы и этапы образовательного процесса, изменения в содержании образования, развитие педагогических идей и методов.
Как строится социальный институт образования?
Социальный институт образования строится на основе законодательства и государственной политики, которые регулируют организацию и функционирование системы образования. Он также включает в себя образовательные учреждения, педагогический персонал, образовательные программы и методы, стандарты образования, систему оценивания и многое другое.