Объем, динамика и товарная структура внешней торговли России в глобальной экономике

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Мировая экономика
  • 75 75 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 07.08.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ 9
1.1. Внешнеторговая деятельность как двигатель экономического развития страны 9
1.2. Нормативно-правовая основа внешнеторговой деятельности России 17
1.3. Выявление угроз в сфере внешнеторговой деятельности России 25
2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 34
2.1 Товарная структура и динамика развития внешней торговли России 34
2.2 Географическая структура внешнеторговых потоков России 40
2.3 Особенности развития внешнеторговой деятельности государств – членов Евразийского экономического союза 46
3. ПРИОРИТЕТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 51
3.1 Совершенствование государственного регулирования внешнеторговой политики России 51
3.2 Оценка реализации интеграционного потенциала ЕАЭС в контексте интенсификации взаимной торговли между государствами – членам Евразийского экономического союза 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75



Фрагмент для ознакомления

Реализация вышеуказанных мер должна привести к поддержанию стабильных темпов роста промышленного производства; положительным структурным изменениям, связанным с увеличением доли производства перерабатывающих отраслей (по сравнению с добывающей отраслью) и долей высокотехнологичных и знаний в области производства и услуг в ВВП. Государственная управление должно быть направлена на передовое развитие таких секторов экономики, товары и услуги которых пользуются спросом на внутреннем и мировом рынках. В рамках такого подхода можно выделить «традиционные» экспортные отрасли (прежде всего в сырьевом секторе и перерабатывающей промышленности), а также «новые» экспортные отрасли в сфере услуг. Государственное управление в таком направлении может происходить за счет формирования интегральной инвестиционной и инновационной политики. Ограниченность инструментов государственного управления обусловлена макроэкономическими ограничениями инвестиций и инноваций в инфраструктуру и сферу услуг, что сдерживает круг возможных приоритетов государственной деятельности в этих областях. Приоритетными направлениями государственной инвестиционной политики должны стать комплексная реконструкции промышленной и непромышленной инфраструктуры, содействие научно-техническому прогрессу, в первую очередь, в сфере высоких технологий. Основные направления развития инвестиционной деятельности, приоритеты инновационной политики и этапы ее реализации определяются потребностями промышленного производства: технологическое развитие и наличие инвестиционных ресурсов. Создание благоприятных условий для инноваций позволяет модернизировать технологические основы государственного хозяйства и стремительное повышение конкурентоспособности отечественного производства.Можно выделить несколько этапов государственного управления интенсивным экономическим развитием. Первый этап (начальный) – подготовка технологической основы для отраслей, производство которых имеет устойчивый спрос на существующих рынках. При этом рыночные «ниши» могут быть расширены благодаря активному импортозамещению. Инновации могут быть ориентированы, прежде всего, на модернизацию существующего производства на основе ресурсосберегающих технологий и улучшение характеристик потребления продукции. Основная проблема на этом этапе заключается в создании экономических, инфраструктурных и институциональных основ для перехода к инвестиционной стадии государственного развития. Этот этап предусматривает выполнение следующих задач: - укрепление научно-технического потенциала; - улучшение условий для развития предпринимательства и поддержки честной конкуренции; - стимулирование инвестиций в самое передовое и высокоспециализированное производство; - развитие внутреннего спроса; - внедрение мировых стандартов качества продукции и охраны окружающей среды. Второй этап - основная задача - создать производство, которое будет соответствовать современному технологическому развитию, и выйти на внутренний и внешние рынки с наукоемкой продукцией мирового уровня конкурентоспособности. Этот этап должен привести к поддержке конкурентных позиций в прогрессивных секторах рынка, где национальное производство ранее не представлялось, а в некоторых случаях - формирование новых областей спроса, где доминирующую роль играет отечественное наукоемкое производство. Государственные меры на этом этапе должны быть направлены на создание и совершенствование следующих механизмов: - активация «человеческого фактора»; - привлечение частных инвестиций в крупном размере; - регулирование защиты и использования интеллектуальных свойств; - создание и поддержка необходимой инфраструктуры инновационного развития; - сотрудничество науки и производителей. Третий этап - государственная поддержка инновационной инфраструктуры, создание условий перехода спроса на внутренние инновации, информационное обеспечение промышленного производства, укрепление научно-производственных отношений - основные задачи и меры на современном этапе. Государственное внимание должно быть уделено новым формам научной, инновационной и инженерной деятельности, которая использует современные информационные технологии, что позволяет постепенно переходить от «количественных» аспектов поддержки к «качественным». Таким образом, основными направлениями государственного управления в области интенсивного развития должны быть следующие: - координация действий государственных органов исполнительной власти, государственных органов и муниципальных образований с целью разработки комплексного подхода к выполнению задач интенсивного развития, эффективного функционирования инновационных система и реализация государственной инновационной политики; - создание системы подготовки кадров в области инновационного предпринимательства; - поддержание и развитие научного, производственного и технологического потенциала, включая фундаментальную науку и систему подготовки кадров, ее использование для поддержки современного технологического уровня и перехода к более высоким технологиям; - выбор рациональных стратегий развития в инновационной сфере с реализацией в экономике этих отраслей, имеющих технологии и инновационные проекты, которые влияют на рост эффективности производства и конкурентоспособность продукции. Реализация государственной политики должна иметь результат в реформировании всех компонентов экономической системы, которые влияют на основные макроэкономические пропорции и структурные связи, формируют структурные взаимодействия национальной экономической системы с глобальным. 3.2 Оценка реализации интеграционного потенциала ЕАЭС в контексте интенсификации взаимной торговли между государствами – членам Евразийского экономического союзаВ настоящее время по инициативе ВТО и ОЭСР разрабатываются меры, направленные на вовлечение стран в глобальные цепочки добавленной стоимости, в том числе с использованием мер таможенно- тарифного регулирования. Политика стран - членов Таможенного союза и Евразийского экономического союза должна быть направлена на создание собственных глобальных цепочек, где компании этих стран на основе развития научных исследований будут разрабатывать высокотехнологичную продукцию, производить наиболее высокотехнологичные узлы и компоненты продукции с высокой долей добавленной стоимости.Вписывание же предприятий стран - членов Евразийского экономического союза в существующие глобализационные цепочки может достигаться только на основе их закрепления в производстве продукции с низкой долей добавленной стоимости.Все изложенное снижает возможности внешнеторговой деятельности с западноевропейскими странами, что создает угрозы для экономики России. В таких условиях России целесообразно поддерживать взаимоотношения на пространстве ЕАЭС, основу политики здесь должна составлять «мягкая» реинтеграция геополитического пространства в открытом формате, выход на создание евразийской зоны партнерства с обеспечением стратегических интересов России в ЕАЭС. Отличием конфигурации экономического пространства и обоснованием необходимости такого взаимодействия в ЕАЭС является доминирование России, чья доля составляет 72% общего валового внутреннего продукта всех государств – членов Содружества в паритетных ценах.Различие потенциалов экономик России и других стран ЕАЭС обеспечивает разнообразие интересов сторон в развитии сотрудничества. Для России, как доминирующей державы, ключевой интерес – геоэкономический, реализация которого имеет длительный временной период и вызывает необходимость четкого проектирования действий. Партнеры же по ЕАЭС, в основном, концентрируют свои интересы в максимизации выгод, в связи с получением спектра субсидий (прямых и косвенных) и льгот при доступе на российский рынок.Государства Содружества – это жизненное пространство, необходимое России для сохранения статуса мирового игрока, для обеспечения своего устойчивого развития, для обеспечения целостности экономики (табл.4). Таблица 4 – Факторы, определяющие процесс сотрудничества России в рамках ЕАЭСФакторыКомментарииформирование пространства ЕАЭСОбеспечение выхода к ЕС и на регион Дальнего Востока для реализации статуса евразийской державыдоступ к разработке природных ресурсов стран ЕАЭСукрепление своей базы природных ресурсов и приобретение дефицитного сырья, рост своей роли на мировых рынках и в качестве гаранта энергетической безопасностиприсутствие на емком рынке ЕАЭСминимизация конкуренции со странами ЕАЭС на глобальных рынкахпосредством реализации совместных проектов в сфере переработки сырья (в частности, в области цветной металлургии, удобрений в ЕАЭС, где Россия – один из мировых лидеров)доступ к рабочей силе стран ЕАЭСнет альтернативы при росте демографической проблемы и с учетом адаптивности мигрантов из ЕАЭС к работе в Россиипривлечение квалифицированных специалистов из стран ЕАЭСвосполнение «утечки мозгов» на Запад и стимулирование инноваций в экономике Россиидоступ к активам стран ЕАЭСГарантия устойчивости партнерства в стратегических областях для России (в частности, оборонной и ракетно-космической промышленностиналаживание приграничной торговли по периметру границ с ЕАЭСдля комплексного характера развития приграничных территорий РФ использование геостратегического потенциала ЕАЭСв частности, как транзитной территорииПри этом следует отметить, что геоэкономическая основа сотрудничества России со странами ЕАЭС вызывает ряд важных последствий экономического и политического характера.Прежде всего, востребовано финансовое донорство России в отношении ЕАЭС. Проблема состоит в том, что затраты России должны соотноситься с получением геоэкономических преимуществ. Важно понимать, посредством какого спектра действий и инструментов и в какие сроки эти выгоды будут обеспечены. Кроме того, сохраняется асимметрия результатов партнерства – отложенных для России и тактических для партнеров по ЕАЭС, что стимулирует желание с российской стороны ее преодолеть и добиться краткосрочных выгод. Последнее, за исключением недобросовестной конкуренции и явного нарушения экономических интересов, рискованно для стратегических целей России в ЕАЭС.Обобщая вышеизложенное, следует отметить высокую значимость геополитического влияния на развитие экономики в любом государстве, в том числе и России. Введенные в отношении нашей страны санкции повлекли за собой падение экономического роста. Одним из направлений снижения данного негативного воздействия является активизация сотрудничества на территории ЕАЭС. С другой сторона, возникает необходимость использования наиболее эффективных инструментов государственного управления российской экономикой, поскольку искусственно созданные ограничения в рыночных механизмах невозможно преодолеть без вмешательства государства.Главными аспектами результативности экономических мер обеспечения конкурентоспособности российских компаний на международных рынках в процессе реализации стратегии экономической безопасности можно назвать:стабильное обеспечение устойчивости развития территории;повышение эффективности промышленности и экономики государства;отраслевая сбалансированность привлечения инвестиций в импортозамещающие производства.Для чего совершенно необходимо придерживаться следующих основополагающих принципов:Главными ориентирами долгосрочного стратегического развития являются инновационная модель экономики и ориентация на экспорт, что должно следовать за успешной реализацией стратегии экономической безопасности.Особые условия функционирования отраслевых приоритетных производств не должны стать противоречием для единых принципов развития российской экономики, единых стандартов инновационной деятельности.Выбор приоритетов инновационных решений необходимо осуществлять для каждого конкретного случая с учетом всех возможных нюансов.Поиск оптимальной схемы источников финансирования мероприятий Дорожной карты необходимо осуществлять в соответствии со специфическими условиями территорий, которые могут серьезно ограничивать применение большинства известных схем инвестиционных вложений. В данной связи вполне перспективным направлением поиска источников инвестиций является государственно-частное партнерство, поскольку его использование может помочь сформировать определенные гарантии устранения коммерческих рисков и перспективы снижения потери инвестиционных вложений в экономику.Помимо разработанной Дорожной карты предлагаем также внести следующие изменения в методы регулирования импортозамещающих предприятий за счет:налоговой политики;создания специализированных логистических центров и информационного портала Производители/потребители;лизинг;страхование;развитие научно-исследовательской деятельности.Система налогообложения предприятий, реализующих стратегию экономической безопасности, должна быть изменена следующим образом для активизации инновационной деятельности:• освобождение от налога на прибыль импортозамещающих предприятий, которые инвестируют в инфраструктурные объекты в размере дохода, равного вложенным инвестициям;• внедрение правила «амортизационной премии» для ускоренной амортизации, которые касаются основных средств, участвующих в импортозамещении и экспортной деятельности, предоставить им возможность ежегодно на протяжении определенного периода времени списывать до 10-30% на расходы из стоимости оборудования (основных средств), которые используются в импортозамещении и экспорте.Также можно предложить сформировать школы для подготовки высококвалифицированных кадров для промышленных предприятий.Согласно экспертным оценкам, реализация предложенных мероприятий позволит, прежде всего, повысить инновационную активность российских организаций на 10% ежегодно. На рисунке 20 представлен расчет линии тренда для уровня инновационной активности российских организаций по фактическим данным.Рисунок 20 – Расчет линии тренда уровня инновационной активностиИспользуя полученное уравнение, был получен прогноз на три года уровня инновационной активности без учета предлагаемых мероприятий, данные которого были увеличены на 10 % при условии их реализации (рисунок 21).Рисунок 21 – Прогноз уровня инновационной активности с учетом предлагаемых мероприятий и без нихРасчеты показывают, что предлагаемые мероприятия позволят повысить уровень инновационной активности на 3,25 % (+34%). Помимо этого, увеличится также коэффициент обновления основных фондов в Российской Федерации по отдельным видам экономической деятельности на 10-15% ежегодно (рисунок 22).Рисунок 22 – Прогноз коэффициента обновления основных фондов в Российской Федерации по отдельным видам экономической деятельностиРеализация предложенного инструментария государственного регулирования стратегии импортозамещения предполагает поэтапную последовательность действий, в разрезе каждого этапа предложены отдельные мероприятия, начиная со стадии начала создания условий для модернизации промышленности, затем реализации стратегии импортозамещения, далее производства продукции и ее сбыта, формирование инновационной экономики и экспортоориентированных производств. Всю совокупность мероприятий мы предлагаем поделить на следующие категории: Мероприятия, которые направлены на обеспечение притока инвестиционных ресурсов в экономику (создание кластера, выступающего в качестве основополагающего условия роста инвестиционной привлекательности предприятий, диверсификация источников финансирования). Мероприятия по развитию промышленности и производственных предприятий на основе инновационного подхода (использование интеллектуальных сетей, активное использование возможностей инноваций и новых современных технологий). Полноценная реализация обозначенных приоритетных отраслевых направлений политики реализации импортозамещения, что требует модернизации инфраструктурных объектов на основе привлечения значительных инвестиционных вложений в экономику.Проведенное исследование особенностей функционирования российской экономики в течение последних лет позволяет выделить основные характеристики внешнеэкономической деятельности России, которые наблюдаются в данный момент:Сырьевая направленность экспорта и высокий удельный вес в импортных поставках высокотехнологичных товаров с высокой добавленной стоимостью. Снижением темпов роста (снижения) экспорта при увеличении темпов роста импорта. Снижение экспорта со странами ЕАЭС происходит более быстрыми темпами, нежели экспорт со странами дальнего зарубежья.Необходимость расширения сотрудничества со странами евразийского сообщества (ЕАЭС), поскольку при очевидном экономическом лидерстве России удельный вес России во взаимном торговом обороте не превышает 30%, при этом наблюдается снижение данного показателя. Это говорит о слабой интегрирующей роли российского внутреннего и внешнего рынка на территории стран ЕАЭС.Структуру взаимной торговли между государствами ЕАЭС можно назвать отсталой, так как около 60-70% приходится на металлы и топливно-сырьевые товары, а не на продукцию обрабатывающей промышленности, которая представляется более перспективной.Недостаточная эффективность российской системы механизмов и способов развития внешнеэкономической деятельности, которая не приносит желаемых результатов, а это сокращает возможности российских организаций на международных рынках, снижает привлекательность сотрудничества для потенциальных иностранных бизнес – партнеров, что усугубляются негативными последствиями санкций развитых мировых держав.Сокращение импорто-экспортных операций с ключевыми стратегическими партнерами России – странами Европейского союза, США.Ограничения в сотрудничестве с Россией в ключевых наукоемких отраслях и производствах.Запрет передачи технологий и инноваций в Россию от стран ЕС, США и других стран, участвующих в санкциях.Пять основных факторов определяют контекст внешнеторговой деятельности России и Европы: режим международных санкций, приоритетность в России экономической открытости и импортозамещения, экономическая инфраструктура, постоянная зависимость от энергоресурсов как основного фактора экономического развития,уровень развития делового климата. В совокупности эти факторы создают сложную среду для того, чтобы отечественные и иностранные инвесторы могли экономически участвовать в этом регионе в соответствии с амбициозными целями и задачами, установленными Российским Правительством. На основании проведенного анализа последствий введенных санкций со стороны развитых государств и определения перспектив развития национальной экономики России был проведен SWOT-анализ условий развития внешнеэкономической деятельности и ее влияние на уровень социально-экономической сферы России в целом (табл. 5).Таблица 5 - SWOT-анализ условий развития внешнеэкономической деятельности в условиях санкцийСильные стороныСлабые стороныЭкономическая и политическая безопасность и стабильность;выделение дополнительных финансовых ресурсов для развития внутренней торговли, модернизации экономики, инновационных производств;снижение цен на углеводородные ресурсы, электроэнергию в результате падения экспорта энергоресурсов;наличие крупных трубопроводов, транспортных сообщений, соединяющих центры регионов России;развитие малого и среднего бизнеса; развитие непроизводственной сферы; регулярное проведение ярмарок и выставок в регионах России;расширение использования инструментов электронной торговлиСильная дифференциация социально-экономического развития регионов России;плохо развитая инфраструктура на удаленных от центра территориях, неудовлетворительное состояние автодорог, все это способствует созданию неравных условий для товаропроизводителей и потенциальных экспортеров;высокий уровень морального и физического износа основных фондов и технологий;неготовность владельцев капитала инвестировать в развитие внешнеэкономической деятельности, характеризующейся высокими рисками и неопределенностями;отсутствие комплексной обоснованной концепции инновационного развития видов деятельности с высокой добавленной стоимостью;низкое качество производимой продукции;наличие административных барьеров для ведения внешнеэкономической деятельности;низкий уровень маркетинговых исследованийВозможностиУгрозыразвитие несырьевых товарных секторов экономики;расширение объема межрегиональной торговли;формирование научно-обоснованной политики импортозамещения и ее реализация в приоритетных направлениях;повышение инвестиционной привлекательности отечественных отраслей промышленности;вложение финансовых ресурсов в развитие инфраструктурных объектов, пронизывающих всю географически протяженную территорию России;реализация стратегии интенсификации производства;переориентация экспортных потоков в страны постсоветского пространства, а также на государства Азиатско-Тихоокеанского региона; развитие производственной специализации;формирование интегрированных предпринимательских структур в наукоемких отраслях промышленностидальнейшее усиление политического и финансово-экономического давления на экономику России со стороны развитых государств за счет международной изоляции и усиления санкций;рост недоступности инновационных технологий и современного оборудования в приоритетных отраслях;рост цен на энергетические ресурсы за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес (НДПИ, прибыль) и население (акцизы на нефтепродукты);несогласованные действия товаропроизводителей, ориентированных на экспорт;деспециализация производства из-за отсутствия инноваций;ликвидация депрессивных и отсталых товаропроизводителей;рост морального и физического износа основных производственных фондов из-за нехватки инвестиций в модернизацию промышленности;дестабилизация внутриполитической ситуации, высокие риски для иностранных инвесторовДанные, представленные в таблице, демонстрируют, что вместе с наличием определенных угроз, обусловленных слабыми сторонами развития внешнеэкономической деятельности в условиях внедрения санкций, существует и много возможностей для роста экспортных и импортных операций России в результате наличия ряда сильных сторон. При этом следует подчеркнуть, что потенциальные возможности укрепления и расширения российской внешнеэкономической деятельности весьма высоки и превращение их в реальную действительность способно оказать сильное воздействие на снижение негативных последствий финансово-экономических санкций на развитие экономики России.ЗаключениеПроведенное исследованиеимело своей целью провести теоретическое обоснование и разработать методологию формирования стратегии внешней торговли России и других стран с развивающейся экономикой. Идея работы базируется на изучении: особенностей и тенденций уровня экономического развития России и ее регионов; нормативно-законодательной базы, регулирующей указанные процессы; статистических данных. Теоретическая основа настоящего исследования - фундаментальные и прикладные работы российских и зарубежных ученых, специализирующихся на изучении проблем инновационного развития экономических систем, а также трансформационных процессов в современной экономике. Основным методом исследования этой проблемы является сравнительный анализ показателей экономического и инновационного развития, позволяющий оценивать параметры инновационного процесса на уровне макро и мезо.В результате проведенного исследования нам удалось решить следующие задачи, которые помогли раскрыть цель работы:Проведены изучение и комплексный анализ современного положения экономики России в геоэкономическом пространстве, что позволило выделить необходимость интенсификации экономики. Вместе с этим существующие ключевые проблемы, тенденции и барьеры экономического развития ограничивают возможности достижения указанной цели. Выявлено, чтосовременные угрозы имеют три основные причины: 1) ухудшение структурных проблем российской экономики и недостаточный уровень ее интенсификации; 2) серьезная напряженность в отношениях между Россией и Западом, которые привели к «санкционной войне»; низкая инновационная активность и открытость экономики.Действующий механизм регулирования деятельности предпринимательских структур РФ неоптимален для привлечения иностранных инвестиций. В основе предлагаемого механизма регулирования деятельности предпринимательства с учетом диверсификации используется принцип оптимизации затрат предприятий на платежи в региональный бюджет, часть из которых предназначена для ассимиляционного потенциала за счет диверсификации деятельности на основе ресурсосберегающих технологий, а другая доля - инвестиции в трансферт инноваций и модернизацию производства.К современным угрозам экономической безопасности внешнеторговой деятельности с западноевропейскими странами относятся повышенная уязвимость перед внешними потрясениями, риск «голландской болезни» и институциональные патологии, часто связанные с большой зависимостью от секторов природных ресурсов. Эти проблемы действительно серьезны, но их можно преодолеть или, по крайней мере, существенно смягчить с помощью соответствующих институтов и политики. Поскольку экономики, основанные на ресурсах, особенно подвержены внешним потрясениям, возникающим из-за колебаний цен на сырьевые товары, их устойчивость намного меньше, чем для стран с более диверсифицированными экономическими структурами.Вектор экономического развития и инновационные механизмы процессов трансформации с учетом глобализации и неизбежного выравнивания роста определяются глобальными тенденциями изменения рынков, технологий и международных экологических, технических и других требований. Следуя глобальным тенденциям, следует внести вклад в создание новых элементов экономики, и именно на этом основаны, на наш взгляд, современные процессы трансформации. В свою очередь, развитие мировой экономики происходит в рамках технологических парадигм, каждый из которых характеризуется определенным уровнем производства. Это особенно актуально для России, на которую негативно влияют затянувшиеся последствия системного кризиса, обострение конкурентной борьбы, падение платежеспособного спроса, трансформация приоритетов развития национальных экономических систем. В результате важным представляется государственное управление структурными параметрами интенсивного развития российской экономики.Институциональные преобразования, которые касаются созданию во всех регионах и территориях, где реализуется стратегия экономической безопасности, специализированных логистических центров (или филиалов), которые будут отвечать за эффективность промышленности и производств, принимая во внимание территориальные особенности развития. Также немаловажное значение имеет оперативное получение информации в отношении сведений о производителях и потребителях продукции, поэтому предлагаем создать на уровне каждого региона, территории информационный портал о производителях и потребителях. Обосновано, что сложившиеся источники экономического роста, нашедшие свое отражение в государственных стратегических документах, состоят в богатейших природных богатствах нашей страны, прежде всего, в нефтедобывающем и газовом секторе, они способны еще продолжительное время приносить для России высокие эффекты. Однако, вместе их развитие должно сопровождаться переходом на инновационную модель экономического роста с учетом формирующейся парадигмы российского экономического менталитета.Доказано, что разработка стратегических приоритетов интенсивного развития экономики России в современных условиях напрямую связана с трансформацией импортно-экспортной политики в период переориентации экономики России на восток, возможностями диверсификации отраслевого портфеля России, использованием стратегического подхода к управлению структурными параметрами интенсификации российской экономики. Список литературыНормативно-правовая базаЗакон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗФедеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗФедеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗУчебные пособия, учебникиБаринов, В. А. Внешнеэкономическая деятельность / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2019. - 192 c.Буторина, О. В. Международные экономические отношения. Базовые параметры / О.В. Буторина, С.А. Галкин, В.Н. Ткачев. - М.: Весь Мир, 2019. - 136 c.Грачева, Е.Ю. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник для магистратуры / Е.Ю. Грачева. - М.: Проспект, 2018. - 329 cГречуха, В. Н. Международное транспортное право. Учебник / В.Н. Гречуха. - М.: Юрайт, 2018. - 402 c.Данилина, М.В. Международный менеджмент / М.В. Данилина, К.Ю. Багратуни. - М.: Русайнс, 2019. - 224 c.Ефремова, Н. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / Н.А. Ефремова. - М.: РГГУ, 2018. - 200 c.Индикаторы инновационной деятельности (2014). М.: НИУ ВШЭ.Информационные системы в экономике : учебник для академического бакалавриата / В. Н. Волкова, В. Н. Юрьев, С. В. Широкова, А. В. Логинова ; под редакцией В. Н. Волковой, В. Н. Юрьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 402 с.Мамедов, А.О. Международный финансовый менеджмент в условиях глобального финансового рынка / А.О. Мамедов. - М.: Магистр, 2019. - 288 c.Международные финансы. Учебное пособие. - М.: МГИМО-Университет, 2019. - 246 cМеждународные экономические отношения. - М.: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2019. - 512 c.Михалкин, В. А. Организация и формы международного бизнеса. Учебное пособие / В.А. Михалкин. - М.: Инфра-М, Магистр, 2018. - 448 c.Никитина, Э.И. Международная логистика: учебное пособие / Э. И. Никитина. – Минск: МИТСО, 2018. – 331 с.Окороков, В. Р. Международная экономика. Учебное пособие / В.Р. Окороков, О.А. Евсеева. - М.: Издательство Политехнического университета, 2019. - 246 c.Офшорный бизнес во внешнеэкономической деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 352 c.Сейфуллаева, М.Э. Международный менеджмент: Учебное пособие / М.Э. Сейфуллаева. - М.: КноРус, 2018. - 288 c.Шамахов, В. А. Внешнеторговое ценообразование / В.А. Шамахов, Е.Л. Богданова, Е.В. Никитина. - М.: Техническая книга, 2018. - 320 c.Статьи Глазьев С.Ю. «Как построить новую экономику?» Социально- ориентированное развитие на основе прогресса реального сектора. Материалы Московского экономического форума. Под ред. Р.С.Гринберга, К.А.Бабкина, А.В. Бузгалина. – М., Культурная революция, 2014. с.84-92Иконин А.А. Управление логистическими рисками при организации закупок товаров в зарубежных странах // Вестник науки и образования. 2019. №12-1 (66). С.69-72Костюнина Г.М. Внешняя торговля России со странами АСЕАН: основные тенденции развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №3. С.43-59.Кузина Е.Ю., Сас А-М.Я. Роль посредников на международном рынке в сфере внешнеторговой деятельности // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №10. С.82-87.Куимова К.Д. Экспортно-импортные операции: особенности и принципы учета // Colloquium-journal. 2019. №17-1 (41). С.93-96.Невская А.А., Кондеев А.В. Регулирование электронной торговли на евразийском пространстве // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №2. С.59-7Печенко Н.С. Таможенное регулирование логистических внешнеторговых потоковых процессов // Известия СПбГЭУ. 2019. №6 (120). С.184-189.Пухов Я.В. Некоторые аспекты осуществления торгово-посреднических операций на современном этапе развития международных экономических отношений // Вестник экономической безопасности. 2019. №1. С.231-235..Спартак А.Н. Последствия цифровой трансформации для международной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. №5. С.7-23Черноморец А.Ю. Основные стратегии выхода зарубежных компаний на российский рынок // Наука, образование и культура. 2019. №8 (42). С.29-32Интернет-источникиВоронкова О. Н. Трансформация форм международного бизнеса в условиях развития инновационной экономики: вопросы идентификации / О. Н. Воронкова. – Режим доступа: http://www.konspekt.biz/index.php?text=4064Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ruПовестка дня на XXI век. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. 1992. URL: http://www.un.org/ru/documents decl_conv/conventions/agenda21.htmlInnovation statistics. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Innovation_statistics

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая база
1. Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1
2. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ
3. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ
4. Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ
Учебные пособия, учебники
5. Баринов, В. А. Внешнеэкономическая деятельность / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2019. - 192 c.
6. Буторина, О. В. Международные экономические отношения. Базовые параметры / О.В. Буторина, С.А. Галкин, В.Н. Ткачев. - М.: Весь Мир, 2019. - 136 c.
7. Грачева, Е.Ю. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник для магистратуры / Е.Ю. Грачева. - М.: Проспект, 2018. - 329 c
8. Гречуха, В. Н. Международное транспортное право. Учебник / В.Н. Гречуха. - М.: Юрайт, 2018. - 402 c.
9. Данилина, М.В. Международный менеджмент / М.В. Данилина, К.Ю. Багратуни. - М.: Русайнс, 2019. - 224 c.
10. Ефремова, Н. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / Н.А. Ефремова. - М.: РГГУ, 2018. - 200 c.
11. Индикаторы инновационной деятельности (2014). М.: НИУ ВШЭ.
12. Информационные системы в экономике : учебник для академического бакалавриата / В. Н. Волкова, В. Н. Юрьев, С. В. Широкова, А. В. Логинова ; под редакцией В. Н. Волковой, В. Н. Юрьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 402 с.
13. Мамедов, А.О. Международный финансовый менеджмент в условиях глобального финансового рынка / А.О. Мамедов. - М.: Магистр, 2019. - 288 c.
14. Международные финансы. Учебное пособие. - М.: МГИМО-Университет, 2019. - 246 c
15. Международные экономические отношения. - М.: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2019. - 512 c.
16. Михалкин, В. А. Организация и формы международного бизнеса. Учебное пособие / В.А. Михалкин. - М.: Инфра-М, Магистр, 2018. - 448 c.
17. Никитина, Э.И. Международная логистика: учебное пособие / Э. И. Никитина. – Минск: МИТСО, 2018. – 331 с.
18. Окороков, В. Р. Международная экономика. Учебное пособие / В.Р. Окороков, О.А. Евсеева. - М.: Издательство Политехнического университета, 2019. - 246 c.
19. Офшорный бизнес во внешнеэкономической деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 352 c.
20. Сейфуллаева, М.Э. Международный менеджмент: Учебное пособие / М.Э. Сейфуллаева. - М.: КноРус, 2018. - 288 c.
21. Шамахов, В. А. Внешнеторговое ценообразование / В.А. Шамахов, Е.Л. Богданова, Е.В. Никитина. - М.: Техническая книга, 2018. - 320 c.
Статьи
22. Глазьев С.Ю. «Как построить новую экономику?» Социально- ориентированное развитие на основе прогресса реального сектора. Материалы Московского экономического форума. Под ред. Р.С. Гринберга, К.А.Бабкина, А.В. Бузгалина. – М., Культурная революция, 2014. с.84-92
23. Иконин А.А. Управление логистическими рисками при организации закупок товаров в зарубежных странах // Вестник науки и образования. 2019. №12-1 (66). С.69-72
24. Костюнина Г.М. Внешняя торговля России со странами АСЕАН: основные тенденции развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №3. С.43-59.
25. Кузина Е.Ю., Сас А-М.Я. Роль посредников на международном рынке в сфере внешнеторговой деятельности // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №10. С.82-87.
26. Куимова К.Д. Экспортно-импортные операции: особенности и принципы учета // Colloquium-journal. 2019. №17-1 (41). С.93-96.
27. Невская А.А., Кондеев А.В. Регулирование электронной торговли на евразийском пространстве // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №2. С.59-7
28. Печенко Н.С. Таможенное регулирование логистических внешнеторговых потоковых процессов // Известия СПбГЭУ. 2019. №6 (120). С.184-189.
29. Пухов Я.В. Некоторые аспекты осуществления торгово-посреднических операций на современном этапе развития международных экономических отношений // Вестник экономической безопасности. 2019. №1. С.231-235..
30. Спартак А.Н. Последствия цифровой трансформации для международной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. №5. С.7-23
31. Черноморец А.Ю. Основные стратегии выхода зарубежных компаний на российский рынок // Наука, образование и культура. 2019. №8 (42). С.29-32
Интернет-источники
32. Воронкова О. Н. Трансформация форм международного бизнеса в условиях развития инновационной экономики: вопросы идентификации / О. Н. Воронкова. – Режим доступа: http://www.konspekt.biz/index.php?text=4064
33. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru
34. Повестка дня на XXI век. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. 1992. URL: http://www.un.org/ru/documents decl_conv/conventions/agenda21.html
35. Innovation statistics. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Innovation_statistics

Вопрос-ответ:

Каковы теоретические основы развития внешнеторговой деятельности в глобальной экономике?

Основой развития внешнеторговой деятельности в глобальной экономике являются принципы свободной торговли, компаративных преимуществ, а также конкурентоспособности товаров и услуг. Внешняя торговля позволяет странам использовать свои ресурсы эффективнее и сокращает экономические издержки. Также, благодаря внешнеторговой деятельности, страны могут расширять рынки сбыта для своего производства и получать доступ к новым технологиям и инновациям.

Какова нормативно-правовая основа внешнеторговой деятельности России?

Нормативно-правовая основа внешнеторговой деятельности России включает в себя законы и правила, которые регулируют проведение торговых операций между Россией и другими странами. Ключевыми нормативными актами являются: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Федеральный закон "О внешней торговле", договоры о свободной торговле и другие международные соглашения.

Какие угрозы могут возникнуть в сфере внешнеторговой деятельности России?

В сфере внешнеторговой деятельности России могут возникать различные угрозы, такие как: санкции со стороны других стран, изменение торговых политик и тарифов других стран, изменение спроса на российские товары и услуги, колебания валютных курсов, протекционистские меры других стран и т.д. Эти угрозы могут негативно сказаться на объеме и структуре внешней торговли России.

Каковы тенденции развития внешней торговли России в условиях глобальной нестабильности?

В условиях глобальной нестабильности развитие внешней торговли России характеризуется сложными тенденциями. С одной стороны, экономическая нестабильность в мире может снижать объем внешней торговли и влиять на товарную структуру. С другой стороны, российская экономика может укрепиться за счет диверсификации экспорта и снижения зависимости от отдельных стран или секторов. Также, в условиях нестабильности могут возникать новые рыночные возможности для российских компаний.

Какую роль играет внешнеторговая деятельность в экономическом развитии страны?

Внешнеторговая деятельность является двигателем экономического развития страны. Она позволяет стране расширять свои рынки сбыта и привлекать иностранные инвестиции, способствует росту производства, увеличению занятости и росту национального дохода.

Какой нормативно-правовой основой регулируется внешнеторговая деятельность России?

Внешнеторговая деятельность России регулируется различными нормативно-правовыми актами, включающими законы, указы президента, постановления правительства, международные договоры и соглашения. Главной нормативно-правовой основой является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который регулирует торговлю между странами-членами.

Какие угрозы могут возникнуть в сфере внешнеторговой деятельности России?

В сфере внешнеторговой деятельности России могут возникнуть различные угрозы, такие как экономические санкции со стороны других стран, колебания курса валют, изменение мировых цен на товары, проблемы транспортировки и таможенного контроля, протекционистская политика других стран и т. д.

Какие тенденции развития внешней торговли России можно выделить в условиях глобальной нестабильности?

В условиях глобальной нестабильности можно выделить несколько тенденций развития внешней торговли России. Во-первых, увеличение доли экспорта сырьевых товаров и снижение доли высокотехнологичной продукции. Во-вторых, укрепление торговых связей с развивающимися странами. В-третьих, увеличение роли внешней торговли соседних стран – стран СНГ и стран Евразийского экономического союза.

Какое значение имеет внешнеторговая деятельность для экономического развития страны?

Внешнеторговая деятельность играет важную роль в экономическом развитии страны. Она способствует увеличению объема производства, совершенствованию технологий, созданию новых рабочих мест, привлечению иностранных инвестиций и расширению рынков сбыта товаров и услуг.

Какова нормативно-правовая основа внешнеторговой деятельности России?

Нормативно-правовая основа внешнеторговой деятельности России включает законы, указы, постановления и другие нормативные акты, регулирующие внешнеэкономические отношения страны. Основными документами являются Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон "О внешнеэкономической деятельности", а также соответствующие международные договоры и соглашения.

Какие угрозы могут возникнуть в сфере внешнеторговой деятельности России?

В сфере внешнеторговой деятельности России могут возникнуть различные угрозы, такие как изменение международной политической конъюнктуры, введение протекционистских мер со стороны других стран, изменение курсов валют, рост таможенных пошлин и прочие негативные изменения на мировых рынках.