Ликвидация неграмотности в Архангельске в 1920-1930 гг.
Заказать уникальную дипломную работу- 38 38 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 24.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Ликвидация неграмотности в Архангельске в послереволюционный период 13
1.1. Первые шаги Советской власти по ликвидации неграмотности (1917-1920) 13
1.2. Развитие процесса ликвидации неграмотности в годы НЭПА 16
ГЛАВА II. Ликвидация неграмотности в Архангельске в конце 20-х-30-е годы XX века 22
2.1. Культпоход и его роль в ликвидации неграмотности в конце 1920-х - начале 1930-х годов 22
2.2. Процесс ликвидации неграмотности в конце 1930-х годов 27
ГЛАВА III. Подготовка кадров ликвидаторов неграмотности 31
3.1. Возникновение системы подготовки кадров для ликвидации неграмотности и ее деятельность в 1920-е годы 31
3.2. Изменение в системе подготовки кадров ликвидаторов в конце 1920-х - 1930-е годы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
В справке, выданной дочери А.С. Бубнова, начальником секретариата Военной коллегии Верховногосуда СССР 6 марта 1989 г. было указано, что «Бубнов Андрей Сергеевич был необоснованно осужден 1 августа 1938 г. Военной коллегией Верховного суда СССР по ложному обвинению в том, что являлся, якобы, участником антисоветской террористической организации правых, на протяжении ряда лет вел борьбу против ВКП(б) и Советской власти. По приговору Бубнов А.С. был осужден к расстрелу и в тот же день расстрелян». В этот период в условиях советского тоталитаризма то, что планируемые итоги ликбеза не были достигнуты, объяснялось недостаточно эффективной работой со стороны государства. С целью решения данных проблем было значительно снижено народное участие в процессе ликвидации неграмотности. Так, общество «Долой неграмотность» было ликвидировано. То, что ОДН следовало закрыть, большевики объясняли тем, что к этому времени количество грамотного населения значительно увеличилось, а тех, кто всё ещё оставался малограмотным или неграмотным, планировалось обучать при участии профессиональных учителей. Этим констатировалось то, что ОДН выполнило возложенные на него задачи. Однако на территории Архангельска, так же как и во многих других северных районах СССР, количество неграмотных и малограмотных представителей населения оставалось значительным. Закрытие ОДН здесь было связано прежде всего с необходимостью передачи образовательной функции в руки государства. Большое значение в оценке итогов ликбеза стало постановление СКН СССР и ЦК ВКПб от 16 января 1936 года, которое отметило огромные успехи, достигнутые в борьбе с неграмотностью взрослого населения СССР. Однако полностью цель ликвидации неграмотности не была достигнута. СНК СССР объясняло это недостаточной работой общественно-политических организаций и отделов народного образования, которые не занимались данной проблемой на высоком уровне. При этом СНК СССР и ЦК ВКПб постановили в период с 1936 по 1937 гг. завершить полностью процесс ликвидации неграмотности среди населения СССР в возрасте до 50 лет. Помимо этого, все подростки 14 – 18 лет должны быть вовлечены в учебный процесс. Также отмечалось, что среди всех, кто призывался в армию, не должно быть ни одного неграмотного. В этот период также был утверждён учебный план по работе с неграмотными и малограмотными. Данное постановление оказало огромное влияние на процесс ликвидации неграмотности. Для того чтобы данный план был выполнен к 1 января 1937 года СНК РСФСР счёл необходимым обеспечить помещениями все пункты по ликвидации неграмотности.Одновременно с процессом ликбеза образовательная политика СССР была направлена на повышение уровня общего образования населения СССР. Постановление «Об организации в системе Наркомпроса РСФСР общеобразовательного заочного обучения взрослых вышло в 1937 году. Особенностью ликвидации неграмотности в конце 20 – начале 30-х гг. прошлого столетия стало то, что одновременно существовали несколько форм организации учебного процесса. Наряду с классно-урочной формой активно использовалась индивидуально-групповая. В конце 20-х гг. прошлого столетия был разработан учебный план для пунктов ликбеза. Всего на обучение неграмотных отводилось 330 часов, из них на обучение родному языку - 200 часов, на арифметику – 130 часов. В Архангельске учебный год устанавливался на 10 месяцев, в каждом месяце по 12 учебных дней и по 3 учебных часа в день.В школах для малограмотных учебный план был следующим: всего на обучение также было отведено 330 часов, 145 из которых посвящалось обучению родному языку, 125 – на обучение арифметике и 60 ч – на изучение географии. Целью введения данного учебного плана стало повышение качества образования, его систематизация. Однако на практике г. Архангельска часто отмечалось отступление от учебного плана. Это было вызвано двумя причинами:Невозможностью (или нежеланием) неграмотной части населения уделять данное время занятиям.Недостаточная квалифицированность ликвидаторов.Также в Архангельске существовала необходимость введения дополнительных занятий, посвящённых природным особенностям севера, изучению историко-краеведческого потенциала региона. В исследуемый период времени основными методами обучения неграмотного и малограмотного населения являлись административно-командные методы. Выше были отмечены недостатки этих методов, однако в их использовании также имелись определённые преимущества. Данные методы оказлись эффективными в повышении образовательного и культурного уровня населения Архангельска. Культпоход и соцсоревнование являлись вынужденными методами, которые могли быть использованы в ситуации недостатка финансовых средств. ГЛАВА III. Подготовка кадров ликвидаторов неграмотности3.1. Возникновение системы подготовки кадров для ликвидации неграмотности и ее деятельность в 1920-е годыВ 1920-е годы обучение малограмотных и неграмотных представителей населения осуществлялась главным образом силами учителей-совместителей. Однако в ситуации всеобуча, который получил распространение в стране, отмечалась серьёзная нехватка образовательных кадров. В связи с этим вопросами ликвидации неграмотности также занимались так называемые ликвидаторы неграмотности. К ним относились грамотные люди различных профессий, которые получали за свою деятельность определённую плату. Но даже привлечение к реализации планов по ликбезу ликвидаторов неграмотности мало способствовало массовому повышению уровня образования неграмотных, поэтому в рамках культпохода в данный процесс были вовлечены очень большие массы населения при минимальных затратах. Большая роль при этом отводилась общественной работе, в которой участвовали культармейцы.Культармейцем мог стать любой гражданин, овладевший грамотой. Однако исключение составляли кулаки или лишенцы независимо от того, какой уровень образования они имели. В культармии разные участники выполняли различные функции: одни занимались обучением малограмотных, другие при этом присматривали за их маленькими детьми, третьи осуществляли поиск средств, книг и необходимого инструментария. В этот период организационную работу по ликбезу осуществляло общество «Долой неграмотность» либо коллективы общественников. Количество культармейцев определялось количеством штатных учителей, которые были прикреплены к одному методисту. У каждого общественника должны быть годовые производственные планы. Они должны регулярно проверяться и обсуждаться на собраниях раз в месяц. Однако в сложных северных условиях культармейцы могли быть методически неподготовленными. Также открытые уроки здесь были редкостью.Большинство общественников являлись старшеклассниками и студентами. Бывали ситуации, когда в ликпункте сидели пожилые крестьяне, которых обучал школьник. В некоторых случаях в качестве участников ликвидации неграмотности среди взрослых выступали младшие школьники. В таких условиях достичь необходимого качества образования было сложно. В осенне-весенний период часто студентов отправляли на культштурм. Это могло негативно отразиться на их учёбе. Существенным препятствием ликбеза стало и то, что в этот период всё ещё действовала карточная система. Нормы продаж по карточкам постоянно сокращались. Также снижался и ассортимент товаров. Рабочие голодали и им часто приходилось работать сверхурочно. В такой ситуации многие из них просто физически не могли активно заниматься учёбой или (если они сами обучали неграмотных) обучать других. Среди культармейцев были представители общественно-политических организаций. В обязанность комсомола и профсоюзов выходило обязательное предоставление определённого количества культармейцев для осуществления ликбеза. Несмотря на то что участие в ликбезе являлось добровольным, отказ от осуществления данной деятельности был очень нежелательным. Методы общественного воздействия были разнообразными. Особый интерес вызывает так называемый метод «наклеек», которые крепили на дома тех грамотных, кто отказывался обучать неграмотных. Культармейцы могли наклеить плакат следующего содержания: «Здесь живёт грамотный, который не желает обучать неграмотных». Результаты при этом в большинстве случаев были положительными. Большинство уже после первой наклейки посещали штаб и заявляли о своей готовности обучать неграмотных и малограмотных. 3.2. Изменение в системе подготовки кадров ликвидаторов в конце 1920-х - 1930-е годыВ конце 20-х – начале 30-х годов в ликвидации неграмотности принимали участие в основном учителя из школ всеобуча. Однако в годы НЭПа, когда система ликбеза ставила перед собой грандиозные задачи по массовому обеспечению образования неграмотного и малограмотного населения, педагоги, деятельность которых преимущественно была связана с обучением подрастающего поколения, не могли в полной мере обеспечить реализацию данных планов. В связи с этим возникла необходимость использования новых форм и методов обучения, прежде всего основанных на энтузиазме населения. В начале 30-х годов активно разворачивалось раскулачивание и осуществлялась коллективизация. В этих условиях их рядов культармейцев были изгнаны родственники лишенцев и кулаков, которые, как правило, обладали хорошим уровнем образования. Это значительно ослабляло позиции ликбеза. Данную нехватку пришлось восполнить за счёт учащихся. Однако привлечение школьников к ликбезу негативно сказывалось на их обучении. ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫИсточникиБубнов А. С. О системе народного образования // Статьи и речи о народном образовании. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959.Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. М. -1930.- № 27.ВЛКСМ в резолюциях съездов и конференций (1918-1928). -М.-Л.,-1929.-354 с.Государственный архив Архангельской области Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Декреты Советской власти. T.IV. М., 1968. - 731 е.; Т. VIL - М., 1974. -675 с.Культпоход. Орган ЦС ОДН, ЦК ВЛКСМ, ЦК Рабпроса и Центрального штаба ликбезпохода. -1931.Культурное строительство в РСФСР. 1917-1927 гг. Документы и материалы / Сост. Л.И. Давыдова и др. Т.1. Ч. 1. 1917-1920. М., Советская Россия, 1983.-462 с.;Т.1.Ч. 2. 1921-1927. 1984.-364 с.;Т.2.Ч.1. 19281941. 1985.-398 с.Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. -М.: Педагогика, 1974. 559 с.Народный комиссариат по просвещению РСФСР. 1917- октябрь-1920 (краткий отчет). М., 1920.16. СУ РСФСР. 1920. №10.17. СУ РСФСР. 1929. №68.18. СУ РСФСР. 1930. №9.19. СУ РСФСР. 1930. № 527.Ф.р.-130. Совет народных комиссаров РСФСР (СНК РСФСР)Ф.р.-393. Народный комиссариат Внутренних дел РСФСР (НКВД РСФСР)Ф.р.-3316. Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК СССР) Ф.р.-5446. Совет Министров СССРФ.р.-5451. Всесоюзный Центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) Ф.р.-5462. Центральный комитет профсоюза работников просвещенияЛитератураАбакумов, А. А. Начинали с ликбеза... : из истории нар. образования на архангельском севере, 1917–1937 гг. / А. А. Абакумов. – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1988. – 111 с.Агафонова, А.Ю. Ликвидация неграмотности в системе политико-просветительской работы // НАУЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 120-122.Антонова, Е.Г. Ликвидация неграмотности населения в первое десятилетие советской власти // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОЙ НАУКИ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. Материалы Национальной научно-практической конференции. 2019. С. 42-45.Бажукова, С. В.Роль государства в развитии народного образования Русского Севера в процессе исторического развития : XV-XX вв. / Бажукова С. В., Болдырева Я. Ю. // Россия на порогеXXI века: региональные особенности : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. студентов. -Архангельск, 2000. -С. 110-113.Балашов, Е.М. Кампания массовой ликвидации неграмотности среди крестьянства северо-запада в 1917 – 1927 гг // Северо-Запад в аграрной истории России. 1995. № 2. С. 98-104.Благирева, Д.А. К проблеме ликвидации неграмотности в СССР в 20 – 30-е гг XX в // Уральский научный вестник. 2017. Т. 2. № 8. С. 055-057.Бороздина, Л.. Деятельность женотделов в 1919 – 1929 гг: опыт и уроки (на материалах партийных и советских организаций Архангельской и Вологодской губерний) // Глущенко, И.В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920 – 1930-е гг // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 246-282.Дианова, Е.В. Культурно-просветительская деятельность кооперации европейского севера в первой трети XX века. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2016Дукова, И.В. Ликвидация неграмотности советских женщин в 1920 – 1930-е гг // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Сборник статей. Ответственный редактор А.В. Коричко. 2018. С. 115-117.Заозерская, С.В. Исторический опыт организации начального женского образования на архангельском севере во второй половине 19 - начале 20 веков // Наука XXI века. Проблемы академической мобильности исследователя и методологии исследования. Материалы II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией З.А. Демченко. 2013. С. 495-498.Ким, В.В. Оосбенности развития системы образования северных регионов России // Среднее профессиональное образование. 2009. № 3. С. 77-79.Корнилова, И.М. Деятельность органов советской власти по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 3 (36). С. 027-033.Куршева, Г.А. Ликвидация неграмостности в регионе в контексте модернизационных процессов // Регионология. 2006. № 4 (57). С. 205-210.Лебедева, Л.В. Проблемы ликвидации неграмотности крестьян в первое десятилетие советской власти // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 776-778Лихтарович, А.П. Роль профсоюзов Белоруссии в ликвидации неграмотности населения. Автореферат дис. ... кандидата исторических наук / Москва, 1994Лобченко, Л.Н. Из истории спецпосёлков в северном крае // Вестник архивиста. 2006. № 4-5. С. 137-156.Логинова, Л.Ф. Реализация политики ликвидации неграмотности в послереволюционный период // Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2016. С. 304-305.Логинова, Л.Ф. Культурная революция и ликвидация неграмотности в советской России // Социально-экономическое, политико-правовое и культурное развитие современной России: проблемы, тенденции, перспективы. Материалы межвузовской конференции. НОУ ВПО "Гуманитарно-социальный институт". 2012. С. 152-154.Овчинникова, Н.П. Ликвидация неграмотности в северных губерниях в 1920-е гг // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 5. С. 11-16.Павлова, Л.В. Ликвидация неграмотности взрослого населения 1989 – 1939. (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЕНБУРЖЬЯ) / Оренбург, 2011.Петрова, Я.И. Ликбез как социальный проект // Журнал исследований социальной политики. 2007. Т. 5. № 4. С. 519-540.Петрова, Я.И. Социально-экономические аспекты ликвидации неграмотности среди женщин в СССР в 1920 – 1930-е гг // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 1. С. 81-87.Петрова, Я.И. Организация обучения взрослых в процессе ликвидации неграмотности в СССР в 1920 – 1930 –х гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Самара, 2010Соколова, Ф.К. Интеллигенция европейского севера России в 1920 – 1930-х гг. в отечественной исторической науке // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 2. С. 18-27.Сологуб, Н.Н. Ликвидация неграмотности в первые годы советской власти // Исторические и философские перипетии XX века. Мавлюдов И.Н., Пугачев О.С., Сологуб Н.Н., Уланова О.И., Самойлова И.В., Дорофеева Т.Г., Пугачева Н.П. ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ. Под ред. О.С. Пугачева. Пенза, 2018. С. 33-53.Соломатина, Т.Б. Роль Н.К. Крупской в ликвидации неграмотности населения России // Наследие Н.К. Крупской и современность. Научные труды Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской. Под редакцией Е.И. Артамоновой. 2019. С. 117-126.Убайдуллоев, Н. Историография ликвидации неграмотности // Вестник Педагогического университета. 2013. № 6-1 (55). С. 68-79.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Бубнов А. С. О системе народного образования // Статьи и речи о народном образовании. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959.
2. Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. М. -1930.- № 27.
3. ВЛКСМ в резолюциях съездов и конференций (1918-1928). -М.-Л.,-1929.-354 с.
4. Государственный архив Архангельской области
5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
6. Декреты Советской власти. T.IV. М., 1968. - 731 е.; Т. VIL - М., 1974. -675 с.
7. Культпоход. Орган ЦС ОДН, ЦК ВЛКСМ, ЦК Рабпроса и Центрального штаба ликбезпохода. -1931.
8. Культурное строительство в РСФСР. 1917-1927 гг. Документы и материалы / Сост. Л.И. Давыдова и др. Т.1. Ч. 1. 1917-1920. М., Советская Россия, 1983.-462 с.;Т.1.Ч. 2. 1921-1927. 1984.-364 с.;Т.2.Ч.1. 19281941. 1985.-398 с.
9. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973. -М.: Педагогика, 1974. 559 с.
10. Народный комиссариат по просвещению РСФСР. 1917- октябрь-1920 (краткий отчет). М., 1920.16. СУ РСФСР. 1920. №10.17. СУ РСФСР. 1929. №68.18. СУ РСФСР. 1930. №9.19. СУ РСФСР. 1930. № 527.
11. Ф.р.-130. Совет народных комиссаров РСФСР (СНК РСФСР)
12. Ф.р.-393. Народный комиссариат Внутренних дел РСФСР (НКВД РСФСР)
13. Ф.р.-3316. Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК СССР)
14. Ф.р.-5446. Совет Министров СССР
15. Ф.р.-5451. Всесоюзный Центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС)
16. Ф.р.-5462. Центральный комитет профсоюза работников просвещения
Литература
1. Абакумов, А. А. Начинали с ликбеза... : из истории нар. образования на архангельском севере, 1917–1937 гг. / А. А. Абакумов. – Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1988. – 111 с.
2. Агафонова, А.Ю. Ликвидация неграмотности в системе политико-просветительской работы // НАУЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 120-122.
3. Антонова, Е.Г. Ликвидация неграмотности населения в первое десятилетие советской власти // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОЙ НАУКИ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. Материалы Национальной научно-практической конференции. 2019. С. 42-45.
4. Бажукова, С. В.Роль государства в развитии народного образования Русского Севера в процессе исторического развития : XV-XX вв. / Бажукова С. В., Болдырева Я. Ю. // Россия на порогеXXI века: региональные особенности : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. студентов. -Архангельск, 2000. -С. 110-113.
5. Балашов, Е.М. Кампания массовой ликвидации неграмотности среди крестьянства северо-запада в 1917 – 1927 гг // Северо-Запад в аграрной истории России. 1995. № 2. С. 98-104.
6. Благирева, Д.А. К проблеме ликвидации неграмотности в СССР в 20 – 30-е гг XX в // Уральский научный вестник. 2017. Т. 2. № 8. С. 055-057.
7. Бороздина, Л.. Деятельность женотделов в 1919 – 1929 гг: опыт и уроки (на материалах партийных и советских организаций Архангельской и Вологодской губерний) //
8. Глущенко, И.В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920 – 1930-е гг // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 246-282.
9. Дианова, Е.В. Культурно-просветительская деятельность кооперации европейского севера в первой трети XX века. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2016
10. Дукова, И.В. Ликвидация неграмотности советских женщин в 1920 – 1930-е гг // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы XX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Сборник статей. Ответственный редактор А.В. Коричко. 2018. С. 115-117.
11. Заозерская, С.В. Исторический опыт организации начального женского образования на архангельском севере во второй половине 19 - начале 20 веков // Наука XXI века. Проблемы академической мобильности исследователя и методологии исследования. Материалы II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией З.А. Демченко. 2013. С. 495-498.
12. Ким, В.В. Оосбенности развития системы образования северных регионов России // Среднее профессиональное образование. 2009. № 3. С. 77-79.
13. Корнилова, И.М. Деятельность органов советской власти по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 3 (36). С. 027-033.
14. Куршева, Г.А. Ликвидация неграмостности в регионе в контексте модернизационных процессов // Регионология. 2006. № 4 (57). С. 205-210.
15. Лебедева, Л.В. Проблемы ликвидации неграмотности крестьян в первое десятилетие советской власти // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 776-778
16. Лихтарович, А.П. Роль профсоюзов Белоруссии в ликвидации неграмотности населения. Автореферат дис. ... кандидата исторических наук / Москва, 1994
17. Лобченко, Л.Н. Из истории спецпосёлков в северном крае // Вестник архивиста. 2006. № 4-5. С. 137-156.
18. Логинова, Л.Ф. Реализация политики ликвидации неграмотности в послереволюционный период // Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2016. С. 304-305.
19. Логинова, Л.Ф. Культурная революция и ликвидация неграмотности в советской России // Социально-экономическое, политико-правовое и культурное развитие современной России: проблемы, тенденции, перспективы. Материалы межвузовской конференции. НОУ ВПО "Гуманитарно-социальный институт". 2012. С. 152-154.
20. Овчинникова, Н.П. Ликвидация неграмотности в северных губерниях в 1920-е гг // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 5. С. 11-16.
21. Павлова, Л.В. Ликвидация неграмотности взрослого населения 1989 – 1939. (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЕНБУРЖЬЯ) / Оренбург, 2011.
22. Петрова, Я.И. Ликбез как социальный проект // Журнал исследований социальной политики. 2007. Т. 5. № 4. С. 519-540.
23. Петрова, Я.И. Социально-экономические аспекты ликвидации неграмотности среди женщин в СССР в 1920 – 1930-е гг // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 1. С. 81-87.
24. Петрова, Я.И. Организация обучения взрослых в процессе ликвидации неграмотности в СССР в 1920 – 1930 –х гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Самара, 2010
25. Соколова, Ф.К. Интеллигенция европейского севера России в 1920 – 1930-х гг. в отечественной исторической науке // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 2. С. 18-27.
26. Сологуб, Н.Н. Ликвидация неграмотности в первые годы советской власти // Исторические и философские перипетии XX века. Мавлюдов И.Н., Пугачев О.С., Сологуб Н.Н., Уланова О.И., Самойлова И.В., Дорофеева Т.Г., Пугачева Н.П. ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ. Под ред. О.С. Пугачева. Пенза, 2018. С. 33-53.
27. Соломатина, Т.Б. Роль Н.К. Крупской в ликвидации неграмотности населения России // Наследие Н.К. Крупской и современность. Научные труды Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской. Под редакцией Е.И. Артамоновой. 2019. С. 117-126.
28. Убайдуллоев, Н. Историография ликвидации неграмотности // Вестник Педагогического университета. 2013. № 6-1 (55). С. 68-79.
Вопрос-ответ:
Какие были первые шаги Советской власти по ликвидации неграмотности в Архангельске в 1917-1920 гг?
Первые шаги Советской власти по ликвидации неграмотности в Архангельске в 1917-1920 гг включали в себя создание рабочих комиссий по борьбе с неграмотностью, открытие народных школ и проведение массовых курсов грамотности. Также была проведена активная пропаганда образования и введены строгие наказания за невыполнение образовательных норм.
Как развивался процесс ликвидации неграмотности в Архангельске в годы НЭПА?
В годы НЭПА процесс ликвидации неграмотности в Архангельске развивался дальше, акцент сместился на создание новых школ, увеличение количества учителей и расширение образовательной программы. Были открыты профессиональные учебные заведения и педагогические институты. Осуществлялась также работа с взрослыми, проводились вечерние курсы и курсы для трудящихся. Это позволило значительно сократить уровень неграмотности в регионе.
Какую роль играл Культпоход в ликвидации неграмотности в Архангельске в конце 1920-х - начале 1930-х годов?
Культпоход играл важную роль в ликвидации неграмотности в Архангельске в конце 1920-х - начале 1930-х годов. В ходе Культпохода проводились массовые мероприятия, направленные на пропаганду образования и борьбу с неграмотностью. Во время этих мероприятий проводились тематические лекции, чтение литературных произведений, организовывались театральные постановки и выставки. Культпоход также способствовал повышению общего интереса к образованию и стимулировал активное участие населения в процессе ликвидации неграмотности.
Какое значение имела ликвидация неграмотности в Архангельске в послереволюционный период?
Ликвидация неграмотности в Архангельске в послереволюционный период имела огромное значение. Советская власть проводила активную работу по уничтожению неграмотности, так как уверовала, что образование и грамотность населения являются важными факторами для строительства социалистической общественной системы.
Какие шаги предпринимала Советская власть для ликвидации неграмотности в период с 1917 по 1920 годы?
В период с 1917 по 1920 годы Советская власть предпринимала несколько шагов для ликвидации неграмотности. В том числе было открыто множество народных чтельных комнат, организованы курсы для взрослых и проводилась агитация и пропаганда по поводу важности грамотности.
Как развивался процесс ликвидации неграмотности в Архангельске в годы НЭПа?
В годы НЭПа процесс ликвидации неграмотности в Архангельске продолжал свое развитие. Было проведено множество культурно-просветительных мероприятий, создано большое количество школ и классов для взрослых, а также организованы курсы для обучения педагогов грамотности.
Какую роль играл Культпоход в ликвидации неграмотности в конце 1920-х и начале 1930-х годов?
Культпоход играл очень важную роль в ликвидации неграмотности в конце 1920-х и начале 1930-х годов. В рамках Культпохода проводились массовые мероприятия, такие как чтение и декламация стихотворений, организация театральных постановок и выставок, которые были направлены на повышение культурного уровня населения и пропаганду грамотности.
Какие методы использовались в процессе ликвидации неграмотности в Архангельске в 1930-е годы?
В 1930-е годы в процессе ликвидации неграмотности в Архангельске использовались различные методы. Одним из них было открытие углубленных школ грамотности, где взрослые могли получить полноценное образование. Также применялась система массового обучения, включающая проведение слушаний и лекций, домашних чтений и самообразования.
Какие были первые шаги Советской власти по ликвидации неграмотности в Архангельске?
Первые шаги Советской власти по ликвидации неграмотности в Архангельске были предприняты в период с 1917 по 1920 годы. В это время было создано большое количество народных учебных комиссий, открыто много школ для взрослых, проведены агитационные и просветительские мероприятия. Все это помогло значительно снизить уровень неграмотности в городе.
Как развивался процесс ликвидации неграмотности в Архангельске в годы НЭПа?
В годы НЭПа процесс ликвидации неграмотности в Архангельске продолжал свое развитие. В этот период были созданы новые школы, учебные пункты, были организованы курсы для взрослых. Также проводились культурно-просветительные мероприятия, которые помогали привлечь людей к образованию и снизить уровень неграмотности в городе.
Какую роль играл культпоход в ликвидации неграмотности в конце 1920-х и начале 1930-х годов в Архангельске?
Культпоход играл очень важную роль в ликвидации неграмотности в конце 1920-х и начале 1930-х годов в Архангельске. Во время культпоходов организовывались мобильные культурно-просветительные группы, которые пропагандировали чтение и образование среди населения. Были проведены многочисленные выставки, концерты, лекции, которые помогли привлечь людей к образованию и снизить уровень неграмотности.