Педагогические условия преподавания темы :"Табличные процессоры" в рамках учебной дисциплины "Основы информационных технологий" с применением электронного образовательного средства в учреждениях среднего профессионаьного образования

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Информационные технологии
  • 75 75 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 24.07.2020
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ» 6
1.1 Назначение и основные возможности электронных таблиц 6
1.2 Особенности изучения электронных таблиц в учреждениях среднего профессионального образования 20
1.3 Технологии, методы и формы обучения электронным таблицам в системе СПО 23
1.4 Понятие электронного учебного пособия и его виды 34
2 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ» 52
2.1 Требования к электронным учебным пособиям и этапы их разработки 52
2.2 Обоснование содержательной основы, структуры и интерфейса электронного учебного пособия 62
2.3 Разработка методики применения электронного учебного пособия для изучения электронных таблиц обучающимися системы среднего профессионального образования 70
2.4 Описание результатов педагогического эксперимента 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76

Фрагмент для ознакомления

Одним из подходящих решений является программа TurboSite – простое в использовании приложение, с помощью которого можно создать электронный учебник, даже не обладая знаниями языков программирования.Слайд 15В работе разработана методика применения электронного учебного пособия для изучения электронных таблиц обучающимися системы среднего профессионального образованияМетодика проведения уроков с применением электронных учебников может быть различной, но можно использовать следующие варианты построения таких уроков:Вариант 1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 минут работы за компьютером). Учащиеся сначала опрашиваются по традиционной методике или с помощью печатных тестов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя;Вариант 2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 минут под руководством учителя соотносят полученные значения с формулой параграфа;Вариант 3. В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17 минут).Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятия, повторить наиболее важные факты и события определить причинно-следственные связи. На таком уроке учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди);Вариант 4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключение урока (10 минут) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая ее со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста [4, с. 43].Результаты класса по содержанию в целом позволяют учителю увидеть необходимость организации повторения по той или иной структурной единице для достижения максимального уровня обученности. Рассматривая результаты отдельных учащихся по структурным единицам, можно сделать аналогичные выводы по каждому отдельному учащемуся и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы. Можно проследить динамику обучения ученика по предмету. Стабильно высокие результаты некоторых учеников дают учителю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию.Слайд 16Третий раздел посвящен анализу результатов педагогического эксперимента, который проводился в Курском электромеханическом техникуме.Цель педагогического эксперимента заключалась в проверке эффективности методики проведения уроков с применением электронного пособия по электронным таблицам в процессе изучения учебного материала из темы «Табличные процессоры» в рамках учебной дисциплины «Основы информационных технологий».В ходе констатирующего эксперимента на основе изучения передового опыта работы учителей информатики в учреждениях среднего профессионального образования, анализа литературы по вопросам внедрения в учебный процесс компьютерных технологий, опросы и бесед с учителями и учащимися, были выявлены основные проблемы применения компьютерных технологий в практике преподавания электронных таблиц. Констатировалось несоответствие существующих компьютерных программ по информатике современным дидактическим требованиям, неоправданность ожиданий существенного повышения качества обучения за счет использования компьютерной технологий. Было обнаружено, что необходима специальная подготовка учащихся и преподавателей к использованию информационных технологий.Таким образом, результаты констатирующего эксперимента дают основания утверждать, что возникла потребность в разработке и применении таких электронных пособий, которые соответствуют дидактическим и эргономическим требованиям, учебной программе и согласуются с учебниками информатики; необходимо создание методик применения этих компьютерных программ, использование которых существенно повысит качество учебного процесса по информатике.После практического использования электронного пособия в учебном процессе для получения предварительных результатов педагогического эксперимента было проведено анкетирование преподавателей и учащихся. Общее число охваченных анкетированием респондентов – 29 учащихся. Анкетирование подтвердило предположение о том, что комплексное использование электронного пособия и учебника способствует значительному повышению интереса к изучению электронных таблиц и повышает качество усвоения знаний.Результаты поискового эксперимента позволили скорректировать структуру, содержание и методику использования электронного пособия. На формирующем этапе эксперимента проверялась эффективность предложенной методики использования электронного пособия на разных типах уроков по информатике и проводился анализ полученных результатов.Качественная и количественная оценка результатов контрольного этапа эксперимента осуществлялась через наблюдение за учебным процессом в экспериментальной группе, а также через сравнительный анализ результатов итоговых контрольных работ учащихся экспериментальной (Э) и контрольной (К) групп после изучения соответствующих тем.На рис. 1 приведена диаграмма распределения результатов контрольных работ учащихся экспериментальной и контрольной групп после формирующего эксперимента.Сравнив величины средних оценок К и Е групп после проведения эксперимента, мы пришли к выводу, что в Е группе успешность существенно повысилась по сравнению с К группой, а процесс обучения стал более стабильным. Выявлено повышение успеваемости в Е группе мы объясняем доступностью и эффективностью разработанной нами методики.Таким образом, было подтверждено гипотезу о том, что использование разработанных электронного приложения к учебникам информатики способствует формированию устойчивого познавательного интереса к обучению и повышению качества знаний.Слайд 17Спасибо за внимание!

1. Аленичева Е.В., Монастырев В.П. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества)// Высшее образования в России. – 2016. - №1
2. Аллатова И.В. Новые информационные технологии в обучении. – М.: Изд. МГПУ, 2016. – 318 с
3. Афоничкин А.И. и др. Разработка бизнес-приложений в экономике на базе MS EXCEL / Под общ. ред. к.т.н. А.И. Афоничкина. – М.: ДИАЛОГ–МИФИ, 2017. – 416 с.
4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. – М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2014. – 352 с.
5. Божко, В.П. Информатика: данные, технология, маркетинг / В.П. Божко, В.В. Брага, Н.Г. Бубнова. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 224 c.
6. Гарнаев А. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах. – Санкт-Петербург, BHV, 2016. – 336 с.
7. Гейн, А.Г. Основы информатики и вычислительной техники / А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий, и др.. - М.: Просвещение, 2013. - 254 c.
8. Глушаков С.В. Программирование Web-страниц. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2013. – 345 с.
9. Горячев, А.В. Практикум по информационным технологиям / А.В. Горячев, Ю.А. Шафрин. - М.: Бином, 2016. - 272 c.
10. Демкин В.П., Руденко Т.В., Серкова Н.В. Психолого-педагогические особенности ДО // Высшее образование в России. - 2010. № 3. 124-128с.
11. Дубина А., Орлова С., Шубина И., Хромов А. Excel для экономистов и менеджеров. Экономические расчёты и оптимизационное моделирование в среде Excel. – СПб.: Питер, 2014. – 295 с.: ил.
12. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: Монография. - Астрахань: Изд-во "ЦНТЭП", 2017. - 364с.
13. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., – М.: «Академия», 2017. – 192 с.
14. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика.– М.: Изд-во МЭИ, 2013. – 87 с.
15. Информатика и информационные технологии / ред. Ю.Д. Романова. - М.: Эксмо, 2015. - 544 c.
16. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / ред. Д.А. Поспелов. - М.: Педагогика-Пресс, 2013. - 352 c.
17. Каймин, В.А. Информатика: практикум на ЭВМ / В.А. Каймин, Б.С. Касаев. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 216 c.
18. Конрад Карлберг. Бизнес-анализ с помощью Excel 2010.: Учеб. пособие/ Пер. с англ. – М.: Издат. дом “Вильямс”, 2017. – 480 с.: ил.
19. Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы. - М.: Вита-Пресс, 2019. - 448 c.
20. Красильников И.В. Информационные аспекты разработки и применения в ВУЗе электронных учебных пособий. Монография. М.: «РХТУ», 2017. – 114 с.
21. Кушниренко, А.Г. Основы информатики и вычислительной техники / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. - Л.: Просвещение; Издание 3-е, 2016. - 224 c.
22. Лавренов С.М. Excel. Сборник примеров и задач. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 336 с.: ил.
23. Ляхович, В.Ф. Информатика 10-11 кл / В.Ф. Ляхович. - М.: Просвещение, 2015. - 352 c.
24. Павлыш В.Н., Анохина И.Ю., Кононенко И.Н., Зензеров В.И. Начальный курс информатики для пользователей персональных компьютеров / Уч.-метод. пособие. – Донецк: ДонНТУ, 2016. – 235 с.
25. Семакин, И.Г. Информатика 10 класс / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 165 c.
26. Семакин, И.Г. Информатика. 11-й класс / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - М.: Бином. Лаборатория знаний; Издание 2-е, 2017. - 139 c.
27. Симонович Практическая информатика / Симонович, С.В; Евсеев, Г.А.. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2017. - 480 c.
28. Угринович, Н. Информатика и информационные технологии / Н. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 512 c.
29. Угринович, Н.Д. Информатика 10-11 класс / Н.Д. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. - 511 c.
30. Угринович, Н.Д. информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2014. - 512 c.
31. Угринович, Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2017. - 394 c.
32. Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии// Информатика и образование. – 2010. - №2. - 70 – 78с.

Вопрос-ответ:

Для чего нужны табличные процессоры?

Табличные процессоры используются для создания, редактирования и анализа таблиц данных. Они позволяют выполнять различные математические операции, строить графики, проводить анализ и визуализацию данных. Также с их помощью можно автоматизировать сложные расчеты и выполнить массовую обработку информации.

Какие возможности предоставляют электронные таблицы?

Электронные таблицы предоставляют широкий набор возможностей, таких как создание и форматирование таблиц, ввод и редактирование данных, выполнение математических операций (сумма, умножение, деление и т. д.), построение графиков, фильтрация и сортировка данных, создание сводных таблиц и многое другое. Они также позволяют автоматизировать рутинные задачи, что значительно упрощает работу с данными.

Какие особенности изучения электронных таблиц в учреждениях среднего профессионального образования?

В учреждениях среднего профессионального образования особенности изучения электронных таблиц заключаются в том, что студенты получают базовые знания о работе с табличными процессорами, учатся создавать таблицы, вводить и редактировать данные, выполнять простые математические операции. Также они изучают различные функции и возможности табличных процессоров, такие как фильтрация, сортировка, построение графиков. Обучение проводится с использованием электронного образовательного средства, которое позволяет студентам более эффективно усваивать материал и отрабатывать навыки работы с табличными процессорами.

Какие технологии и методы используются при обучении теме "Табличные процессоры"?

При обучении теме "Табличные процессоры" используются различные технологии и методы, такие как интерактивные лекции с применением презентаций и видеоматериалов, практические занятия с выполнением заданий на компьютере, самостоятельное изучение материала с помощью учебного пособия или электронного образовательного средства. Также может применяться коллективное обучение, когда студенты работают в группах и решают задачи совместно. Главная цель обучения - дать студентам базовые знания и практические навыки работы с табличными процессорами.

Какие основные возможности предоставляют электронные таблицы?

Электронные таблицы предоставляют широкий спектр возможностей, таких как создание таблиц, ввод и форматирование данных, проведение вычислений, создание диаграмм, анализ данных, фильтрация и сортировка данных, автоматизация рутинных операций и многое другое.

Какие технологии, методы и формы обучения могут быть использованы для изучения темы электронные таблицы?

Для изучения темы электронные таблицы могут быть использованы такие технологии, как использование электронного образовательного средства, проведение практических занятий на компьютере, учебные видеоуроки. В качестве методов обучения могут быть использованы демонстрация примеров работы с таблицами, выполнение практических заданий, обсуждение и анализ результатов. Формы обучения могут включать лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов, коллективные и индивидуальные проекты.

Какие особенности изучения электронных таблиц в учреждениях среднего профессионального образования?

Одной из особенностей изучения электронных таблиц в учреждениях среднего профессионального образования является акцент на практическом применении знаний. Студенты учатся создавать и использовать таблицы для решения конкретных задач, связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Также уделяется внимание развитию навыков анализа данных и принятия решений на основе полученных результатов.

Какие педагогические условия должны быть созданы для эффективного преподавания темы электронные таблицы?

Для эффективного преподавания темы электронные таблицы необходимо создать следующие педагогические условия: наличие компьютеров и необходимого программного обеспечения, обучение студентов основам работы с электронными таблицами, демонстрация примеров практического применения таблиц, предоставление возможности студентам самостоятельно выполнить практические задания с последующим анализом и обсуждением результатов, создание ситуаций, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности студентов, и требуют использования электронных таблиц для их решения.

Какие основные возможности предоставляют электронные таблицы?

Электронные таблицы предоставляют возможность создания, редактирования и форматирования таблиц, а также выполнения различных расчетов и анализа данных. Они позволяют автоматизировать рутинные операции с данными, проводить сложные математические операции, создавать графики и диаграммы, а также обеспечивают возможность работы с большими объемами данных.

Какие особенности имеет изучение электронных таблиц в учреждениях среднего профессионального образования?

Изучение электронных таблиц в учреждениях среднего профессионального образования имеет свои особенности. Прежде всего, студенты должны освоить основные элементы интерфейса программы для работы с электронными таблицами. Они должны научиться создавать, редактировать и форматировать таблицы, а также выполнять различные операции с данными. Кроме того, студенты должны научиться анализировать и интерпретировать данные, строить графики и диаграммы, выполнять сложные математические расчеты.

Какие технологии, методы и формы обучения могут применяться при изучении темы "Электронные таблицы"?

При изучении темы "Электронные таблицы" могут применяться различные технологии, методы и формы обучения. Например, можно использовать интерактивные онлайн-уроки, где студенты смогут практиковаться в создании и редактировании таблиц. Также можно использовать метод проектов, где студенты будут создавать свои собственные таблицы и проводить анализ данных. Кроме того, можно применять метод случаев, где студентам предлагается решать различные задачи, связанные с использованием электронных таблиц.