Анализ финансового состояния предприятия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансовый менеджмент
  • 55 55 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 27.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 7
Таблица 6 20
Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия 20
ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» за 2012-2015 гг. тыс. руб. 20
Таблица 7 21
Расчет и анализ относительных показателей финансовой устойчивости предприятия 21
ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» за 2012-2015 гг. тыс. руб. 21
График 1 23
График 2 24
Динамика изменения коэффициента обеспеченности запасов и затрат собственными источниками финансирования за 2012-2015 гг. 24
4. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
Таблица 8 30
Продолжение Таблицы 8 31
Анализ платежных излишек (недостатков) баланса ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» за 2012-2015 гг. 31
Таблица 9 33
Соотношение активов и пассивов предприятия на конец 2012-2015 гг. 33
Таблица 10 34
ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» за 2012-2015 34
График 3 36
График 4 37
График 5 38
Динамика отклонения коэффициента абсолютной ликвидности по сравнению с нормальным показателем за 2012-2015 гг. 38
5. АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ, ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 39
Таблица 11 40
ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» за 2012-2015 40
Продолжение Таблицы 11 41
Таблица 12 43
ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» за 2012-2015 43
6. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭКОНОМИКИ 46
Таблица 13. 46
Золотое правило экономики 46
7. ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНОГО БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ 47
Таблица 14 49
Прогноз вероятности банкротства по пятифакторной модели Альтмана 49
ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» за 2012-2015 гг. 49
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

Фрагмент для ознакомления

График №4Динамика отклонения коэффициента текущей ликвидности по сравнению с нормальным показателем за 2012-2015 гг.График №5Динамика отклонения коэффициента абсолютной ликвидности по сравнению с нормальным показателем за 2012-2015 гг.АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ, ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯРезультаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также его эффективность могут быть измерены показателями деловой деятельности.Анализ деловой деятельности осуществляется при помощи расчета общих и специфических показателей оборачиваемости, правильный расчет которых позволяет детально рассмотреть динамику одного из ключевых компонентов показателей финансовой деятельности организаций.Анализ финансовых результатов - это оценка и прогноз финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Система показателей финансовых результатов включает в себя как абсолютные (прибыль), так и относительные (рентабельность) показатели эффективностидеятельности компании.В процессе анализа деловой активности, финансовых результатов и прибыльности ОАО «АК «ТРАНСАЭРО»:1. Рассчитаны, проанализированы и оценены показатели деловой активности организации на конец 2012-2015 годов.;2. Рассчитаны, проанализированы и оценены показатели деловой активности авиакомпании по итогам 2012-2015 годов.;3. Сделаны соответствующие выводы, которые касаются рассматриваемых в данной главе показателей части комплексного финансового состояния авиапредприятия.Таблица №11Расчет и анализ показателей деловой активностиОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» за 2012-2015гг., тыс. руб.Расчет и анализ показателей деловой активности предприятия Наименование показателя2012201320142015I. Исходные данныеВыручка97 610 060110 150 759117 313 13197 710 756Среднегодовая стоимость активов 73 695 660 93 304 861 116 929 355 101 201 015 Tкал3653650365Среднегодовой объём собственного капитала1 443 2632 315 6878 743 334-43 796 469Среднегодовой объём запасов1 417 0673 026 6264 792 2612 594 180Средняя величина кредиторской задолженности19 934 65622 341 25736 702 04260 196 840Себестоимость продаж90 616 939104 549 863117 606 471114 852 115Среднегодовая стоимость оборотных активов43 268 19353 536 07738 408 37710 893 137Средняя величина основных средств8 843 85511 498 98912 935 5388 704 069Среднегодовая дебиторская задолженность41 117 00749 436 34132 298 1577 691 499Среднегодовая величина денежных средств471 597860 824812 553206 343     II. Расчетные показатели.Коэффициент оборачиваемости активов (или ресурсоотдача), оборотов (Ка)1,321,181,000,97Период оборота активов, в днях2763090378Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, оборотов (Коа)2,262,063,058,97Период оборота оборотных активов, в днях162177041Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, оборотов67,6347,5713,42-2,23Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств, оборотов (Кмос)68,8836,3924,4837,67Срок хранения запасов, дней (Тз)510010Коэффициент оборачиваемости денежных средств, оборотов206,98127,96144,38473,54Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, оборотов (Кодз)2,372,233,6312,70Период погашения дебиторской задолженности, дней (Тодз)154164029Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, оборотов (Кокз)4,554,683,201,91Срок оборачиваемости кредиторской задолженности, дней (Токз)80780191На основании таблицы 11, можно сказать, что увеличение показателя сроком оборачиваемости кредиторской задолженности (109,2дня) говорит о том, что организация стала гасить обязательства в более поздние сроки. С одной стороны, это позволяет использовать заемные средства в течение более длительного периода времени и, таким образом, указывает на выгоды, полученные от заемных источников финансирования, с другой стороны, компания демонстрирует дефицит собственных ресурсов.Уменьшение периода погашения дебиторской задолженности на 242 дня говорит, что контрагенты, которые активно используют доверительные отношения с российским авиаперевозчиком, погашают свои обязательства перед компанией быстрее, чем в 2014 году, что положительно сказывается на количестве оборотов собственных и заемных ресурсов за счет увеличения времени их обращения.Таблица №12Расчет и анализ показателей доходности (рентабельности)ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» за 2012-2015гг., тыс. руб.Расчет и анализ показателей доходности (рентабельности) предприятияНаименование показателя2012201320142015I. Исходные данныеСреднегодовая стоимость активов 73 695 660 93 304 861 116 929 355 101 201 015 Чистая прибыль (убыток) 901 969 1 029 985 - 19 322 469 - 103 284 949 Себестоимость продаж 90 616 939 104 549 863 117 606 471 114 852 115 Выручка 97 610 060 110 150 759 117 313 131 97 710 756 Прибыль (убыток) от продаж 6 993 122 5 600 897 - 293 339 - 17 141 359 Среднегодовой объём собственного капитала 1 443 263 2 315 687 8 743 334 - 43 796 469 Среднегодовая стоимость оборотных активов 43 268 193 53 536 077 38 408 377 10 893 137 Среднегодовой объём запасов 1 417 067 3 026 626 4 792 261 2 594 180     Наименование показателя2012201320142015II. Расчетные показатели.Общая рентабельность (рентабельность активов),%1,221,10-16,52-102,06Рентабельность продукции (основной деятельности),%7,725,36-0,25-14,92Рентабельность продаж, %7,165,08-0,25-17,54Рентабельность собственного капитала, %62,5044,48-221,00235,83Рентабельность оборотных активов, %2,081,92-50,31-948,17Рентабельность производственных фондов, %8,797,09-109,00-914,17Проанализировав таблицу 12, можно сказать, что общая ситуация с рентабельностью за рассматриваемый период ухудшилась, чему свидетельствуют полученные отрицательных показателей абсолютного отклонения. Такие результаты характеризуют компанию за этот период как недостаточно прибыльную.Максимальное положительное значение принадлежит рентабельности оборотных активов, которая на конец 2015 г. составила (701,41%).Стоит отметить, что данный показатель по итогам 2012 г. являлся вторым из минимальных значений (1,96%) из всех представленных значений в таблице, вследствие чего абсолютное отклонение составило разницу (842,84%).Практически все показатели, характеризующие прибыльность авиакомпании, которые были представлены в таблице в конце 2015 года, снизили свои значения, что является показателем ухудшения ситуации авиакомпании с одновременной прибыльностью и эффективным использованием всех имеющихся активов.Максимальное отрицательное значение показателя в отчетном году принадлежит коэффициенту рентабельности собственных фондов (-49158,96%), его абсолютное отклонение составило (-49172,69%).Из таблицы можно сделать вывод, что в 2012 году у компании не было серьезных проблем, но за рассматриваемый период мы видим, что ситуация ухудшилась, и к концу 2015 года возникли значительные проблемы с прибыльностью, больше всего снизилась инвестиционная привлекательность авиакомпании.ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭКОНОМИКИ"Золотым правилом" экономики предприятия является превышение темпов роста прибыли (после уплаты налогов и более высоких регулятивных платежей, в том числе процентов по коммерческим кредитам) над темпами роста выручки, которые, в свою очередь, должны быть выше темпов прироста инвестиций в бизнес.Выполнение этого правила предполагает, что экономический потенциал предприятия повышается по сравнению с предыдущим годом.Правило выглядит следующим образом:Темпы прироста прибыли> Темпы прироста выручки> Темпы прироста баланса >100%Что касается анализируемой авиакомпании, то в анализируемом периоде «золотое правило экономики» частично выполняетсяво всех годах но больше в 2012 и 2015 годах: Темпы прироста прибыли больше темпов прироста выручки, но те в свою очередь меньше темпов прироста собственного капитала.Таблица №13.Золотое правило экономикиГодПрибыль, тыс. руб. Темп роста, %>Выручка от реализации товаров, тыс. руб.Темп роста, %>Собственный капитал, тыс. руб.Темп роста, %>Сумма активов, тыс. руб.Темп роста, %>%20112 418 558 - 86 494 353- 1 028 074- 65 777 741-  20126 993 122 289,14>97 610 060112,85>1 858 452180,77<81 613 579124,07<10020135 600 897 80,09<110 150 759112,85<2 772 922149,21>104 996 143128,65>1002014-293 339 -5,24<117 313 131106,50<14 713 745530,62>128 862 566122,73>1002015-17 141 359 5843,53<97 710 75683,29>-102 306 683-695,31<73 539 46457,07<100ПРОГНОЗ ВОЗМОЖНОГО БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯБанкротство предприятия — это установленная в судебном порядке финансовая несостоятельность предприятия, то есть его неспособность удовлетворить в установленные сроки, предъявленные к нему со стороны кредиторов, требования и выполнить обязательства перед бюджетом.Признаки банкротства - это неспособность должника удовлетворять указанные требования кредиторов и(или) исполнять обязательные платежи в течение 3 мес. с момента наступления даты исполнения.Высокоточный прогноз возможного банкротства организации может быть сделан с использованием двухфакторной или пятифакторной моделей, расчет которой позволяет провести комплексный анализ коэффициента.Примечательно, что в мировой практике применяются модели с большим числом влияющих факторов. В данном случае мы используем пятифакторную модель Э. Альтмана для предприятий, чьи акции не торгуются на биржевом рынке, которая имеет следующий вид:Z2=0,717*x1+0,847*x2+3,107*x3+0,42*x4+0,995*x5 (5)Где: X1 - оборотный капитал к сумме активов предприятия. Показатель оценивает сумму чистых ликвидных активов компании по отношению к совокупным активам; X2 - не распределенная прибыль к сумме активов предприятия, отражает уровень финансового рычага компании; X3 - прибыль до налогообложения к общей стоимости активов. Показатель отражаетэффективность операционной деятельности компании; Х4 = балансовая стоимость собственного капитала / заемный капитал (обязательства)стоимость всех обязательств; Х5 - объем продаж к общей величине активов предприятия, характеризует рентабельность активов предприятия.Если Z <1,23 предприятие признается банкротом, при значении Z в диапазоне от 1,23 до 2,89 ситуация неопределенна, значение Z более 2,9 присуще стабильным и финансово устойчивым компаниям.В целях прогнозирования возможного банкротства ОАО «АК «ТРАНСАЭРО»были сделаны следующие действия:Произведен расчет представленной ранее пятифакторной модели Э. Альтмана на конец 2012-2015 гг.;Дана оценка вероятности банкротства публичного акционерного общества на конец 2012-2015 гг.;Сделаны соответствующие выводы по полученным значениям, величины которых характеризуют способность организации отвечать по взятым на себя обязательствам.Таблица №14Прогноз вероятности банкротства по пятифакторной модели АльтманаОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» за 2012-2015гг.№ п/пВероятнсоть банкротства (Z2)201120122013201420151Доля собственных оборотных средств в активах (x1)-0,229-0,223-0,213-0,494-2,0172Рентабельность активов, исчисленная по нераспределенной прибыли (x2)-0,042-0,022-0,003-0,401-2,2933Рентабельность активов, исчисленная по балансовой прибыли (x3)0,0310,0190,015-0,152-1,4034Коэффициент покрытия по рыночной стоимости собственного капитала (x4)0,0000,0000,0000,0000,0005Отдача всех активов (x5)1,3151,1961,0490,9101,3296Вероятность банкротства (Z2)1,2041,0700,936-0,260-6,4247Оценка вероятности банкротстваВероятность банкротства очень высокая.Как видно из таблицы 14, в конце 2014 года вероятность банкротства организации очень высока, причиной чего явилось минимальное значение показателя, характеризующего долю собственных оборотных средств во всех активах, в 2015 году показатель достигает отрицательных значений, что свидетельствует о недостатке собственных средств, используемых в качестве оборотных средств для успешной производственно-хозяйственной деятельности.На протяжении всего периода компания находится на высочайшем уровне банкротства.ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИРезультаты проведенного анализа финансового состояния ОАО «АК «ТРАНСАЭРО»на конец 2012-2015 гг. позволяют сделать следующие выводы:Сначала у компании были положительные показатели, и она приносила доход, но внешние события повлияли на резкий обвал всех показателей.В 2013 году основные средства компании были отрицательными, а это значит, что есть вероятность, что компания работала исключительно на заемных средствах. У компании отсутствую собственные средства. В начале периода соотношение собственных и заемных средств находится в норме, то есть работа предприятия уравновешена. В 2014 году, компания решает пополнить внеоборотные средства и берет заемные источники и к концу периода компания начала работать преимущественно на заемном. Это свидетельствует о том, что у компании недостаточно собственных средств для расширения производства и пополнения своих собственных нужд.Можно отметить, что к концу периода компания набирает заемные средства (кредиты). Возможно, это было стратегическое решение, которое позволило бы расширить производство, но к сожалению, это решение повлияло отрицательно, потому что компания не имеет возможности выполнять свои обязательства по кредитам.Следует сказать, что не рациональное использование средств привело к тому, что сумма внеоборотных активов превышала оборотные, производственная мощь компании была недостаточна для того, чтобы покрывать заемные средства, компания взяла на себя огромное количество краткосрочных кредитов что по итогу привело к банкротству. Если у компании накопились большие долги по кредитам, которые она не в состоянии погасить вовремя и в полном объеме, есть несколько вариантов решения проблем. При этом каждый их них начинается с плана.Нужно тщательно проанализировать: каковы долги, в какой степени и по каким обязательствам, каковы финансовые условия и перспективы возврата к нормальному графику погашения. Это можно сделать самостоятельно или обратиться к юристам или к финансовым консультантам.Рекомендациями по улучшению финансового состояния могут быть:Пересмотреть структуру доходов и расходов и выявить не ликвидные средства получения прибыли. Возможно, у компании были статьи, которые приносили минимальное количество прибыли, если их отсечь, была бы возможность избавиться от не прибыльных источников. Пересмотр структуры расходов позволяет выявить нецелесообразные источники, на которые распространяется прибыль компании и возможность их отсечь. При отсечении нерациональных статей расходов происходит оптимизация распределения прибыль в компании.Пересмотр условий выплат по заемным средствам. Возможно, компания могла найти новый способ рефинансирования своих кредитов и уменьшить процентную ставку или сумму ежегодных выплат по кредиту для того чтобы уменьшить финансовую нагрузку и облегчить состояние компании. Так же, возможно, что срок кредита увеличился бы с суммы N до суммы Z и стала больше, но в конце периода существования, у компании была бы возможность платить меньше сумму выплат. Оптимизация структуры внеоборотных средств. Нужно определить для чего компании нужно столь объемное количество основных средств, соответствует ли это производственным мощностям, если нет, то нужно найти возможности оптимизации этой базы и оставить только актуальное количество основных средств для производства. Пересмотр структуры руководящего состава и возможное увольнение тех, кто привел компанию к банкротству, потому что некачественное принятие решений у топ-менеджеров руководства компании привело к тому, что в 2014-2015 году у компании появились огромные кредитные обязательства, с которыми она не могла справиться. Следовательно, все слои персонала, находящиеся по должности ниже чем топ-менеджеры и руководители, которые определяют жизнь и направление компании в целом, начали страдать, так как началась безработица, увольнения невыплата заработной платы и сокращение производится. Из этого вытекает, что руководящий состав, который вывел компанию на отрицательные производственные мощности, должен быть заменен, чтобы компания могла продолжать свое существование. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫОсновныеБасовский Л. Е. Финансовый менеджмент. — М.: «Инфра-М», 2009 г.Иоанова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. для вузов/ А.Ф. Иоанова, Н.Н Селезнева- М.: Проспект, 2008 г.Поляк Г.Б. Финансовй менеджмент: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ, 2008 г.Дополнительная Бригхэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2т.- СПб.: Экон.шк., 1998 г.Ковалев В. В. Ведение в финансовый менеджмент - М.: Финанс и статистика, 2002 г.Овсийчук М.Ф., Сидельникова Л.Б. Финансовйиенеджмент: Учебное пособие. - М., 2003 г.Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е. С. Стояновой- М.: Перспектива, 2000 г.Четркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов- М: Дело, 1998 г.Ван Хорн Дж. Н. Основы управления финансами. - М: Финансы и статистика, 1999 г.

• Основные
1. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент. — М.: «Инфра-М», 2009 г.
2. Иоанова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. для вузов/ А.Ф. Иоанова, Н.Н Селезнева- М.: Проспект, 2008 г.
3. Поляк Г.Б. Финансовй менеджмент: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ, 2008 г.
• Дополнительная
1. Бригхэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2т.- СПб.: Экон.шк., 1998 г.
2. Ковалев В. В. Ведение в финансовый менеджмент - М.: Финанс и статистика, 2002 г.
3. Овсийчук М.Ф., Сидельникова Л.Б. Финансовй иенеджмент: Учебное пособие. - М., 2003 г.
4. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е. С. Стояновой- М.: Перспектива, 2000 г.
5. Четркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов- М: Дело, 1998 г.
6. Ван Хорн Дж. Н. Основы управления финансами. - М: Финансы и статистика, 1999 г.

Вопрос-ответ:

Как можно охарактеризовать общую характеристику предприятия?

Общая характеристика предприятия может быть описана через такие показатели, как тип и размер компании, количество сотрудников, сфера деятельности, рыночная позиция, история и т.д.

Какие показатели используются для анализа формирования и размещения капитала предприятия?

Для анализа формирования и размещения капитала предприятия используются показатели, такие как объем акционерного капитала, долгосрочные и краткосрочные заемные средства, резервы предприятия, себестоимость основных средств и т.д.

Что показывает таблица анализа абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия?

Таблица анализа абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия показывает динамику изменения таких показателей, как общая величина активов, общая сумма собственного капитала, величина чистой прибыли, объем обязательств и др.

Какие относительные показатели финансовой устойчивости предприятия можно рассчитать и проанализировать?

Для анализа финансовой устойчивости предприятия можно рассчитать и проанализировать такие относительные показатели, как коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент финансовой независимости, коэффициент рентабельности продукции и др.

Каким образом представлена динамика изменения коэффициента обеспеченности предприятия на графике?

Динамика изменения коэффициента обеспеченности предприятия может быть представлена на графике в виде линии, отображающей изменение значения коэффициента в течение определенного периода времени, например, с 2012 по 2015 год.

Какие показатели финансовой устойчивости анализируются в статье?

В статье анализируются абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости предприятия.

Какие годы включает в себя анализ финансового состояния предприятия?

Анализ охватывает период с 2012 по 2015 год.

Какие выводы можно сделать из таблицы 6 в статье?

Из таблицы 6 видно, что абсолютные показатели финансовой устойчивости предприятия ОАО Авиакомпания ТРАНСАЭРО повышались с 2012 по 2015 гг.

Что показывает график 1 в статье?

График 1 показывает динамику изменения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами предприятия.

Какие относительные показатели финансовой устойчивости анализируются в статье?

В статье анализируются такие относительные показатели, как коэффициент автономии и коэффициент текущей ликвидности.

В какой отрасли работает предприятие?

Предприятие работает в авиационной отрасли.