"Вороний день" в празнично-обрядовой деятельности манси и ханты.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 34 34 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 03.07.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Традиционная культура хантов и манси 7
1.1. Возникновение традиционной культуры манси 7
1.2. Концепция фольклора народа манси 9
1.3. Традиционные мансийские праздники 11
1.4. Теория образования и развития традиционных игр 13
и соревнования коренных и малых народов манси 13
Глава 2. Манси и ханты праздничные и обрядовые мероприятия 17
2.1 Праздники Ханты и Манси 17
2.2. Обычаи хантов 19
2.3. История Вороньего дня 20
2.4. Традиции Вороньего дня 21
2.5. "День вороны: почему ханты поклоняются вороне?" 25
Заключение 30
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

По словам местных жителей, ворона рада рождению человека. Согласно их обычаям, все вещи должны строго контролироваться маленькими детьми, чтобы ребенок не испытывал никаких несчастий. Это также относится к предметам, которые больше не нужны ребенку. Поэтому мокрый цап (мягкие древесные стружки, выливаемые в колыбель) детских колыбелей были помещены под пень в месте на краю деревни. И ворона, прилетевшая с юга, сидела на этих теплых стружках в холодные дни - она ​​согревала свои лапы. Ведь она прилетела первой, в апреле, когда происходит смена оттепели с заморозками, а лапы ее замерзают. Сидя на теплой стружке, она сказала: «Сойдет больше детей, чтобы я могу согреть свои лапы». Кроме того, два вороны действовали как покровители среди женщин. Женщины хранили изготовленные ее изображения ее отцом или братом, и брали их с собой, когда они поженились и переехали в новый дом. Когда приходит улетать в теплые страны вороне, она прощается с деревней пролетая вокруг нее и говорит: «Пусть рождается больше мальчиков, рождается больше девочек. Когда я вернусь сюда весной, я смогу согреть лапы. «Старики говорили, что ворона - хорошая птица, она радует рождению»[4].Фестиваль ворон в каждой деревне отличается.По нашему мнению, такие традиции таковы, что женщины собираются на опушке леса перед церемонией. Сделать костер, приготовить еду, накрыть на стол. Дети разворачиваются за столами. Затем они бросают кусочки пищи, как вороны, в лес, чтобы принести счастье, тепло и солнце. Стол с закусками был накрыт отдельно возле березы, яркие ветки были привязаны к веткам, кто-то завязывал шарф монетами. Это все подарки, дары духам.2.5. "День вороны: почему ханты поклоняются вороне?"Почему мы решили исследовать этот особый праздник? Нам стало интересно узнать, почему ханты поклоняются вороне, что эта птица ассоциирует с северным народом, символ того, что это такое, с какими знаками связан этот праздник.Мы узнали, что среди хантов ворона, покровитель детей и женщин, является символом весны. Тогда мы решили выяснить, что ворона (ворон) символизирует у других рас:Ворон оказалась предупреждающим знаком опасности среди африканцев;означает разрушение и гнев среди египтян;В Италии и Франции ворона - птица, приносящая несчастье.В Китае ворона - это птица, которая несет зло, мошенничество и неудачу.Мы пришли к выводу, что хантов -ворона - хорошие посланники, которые делают людей счастливыми. Мы узнали, почему ханты упоминают черную ворону, хотя легенда хантов говорит обелой вороне. Ворон считается мудрой птицей, живущий до 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он летит далеко в болото. Ханты никогда не убивают ворона. Они верят, что после убийства птицы все призраки немедленно прилетят, что принесет им невезение и проблемы[4].Ворона летит на север в апреле, когда все еще идет снег и холодно. Своим криком она, кажется, пробуждает природу и сама приносит жизнь. Наверное, поэтому Обь-Угрище Ханты и Манси считают эту птицу святым покровителем женщин и детей и посвящают ее особому празднику.Праздник воронов (манс. — Урин эквахотол; хант. — Ворнгахотал, Вургахатль), ежегодный весенний праздник хантов и манси. Ворона (манс. — урине эква; хант. — ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, которая приносит весну. Воронью песнь такжеисполняют вечером на фестивале медведей. Праздник воронов был посвящен прибытию вороны и проходил с марта по апрель; на севере Манси он символизировал шесть месяцев - тал котль. Календари различных групп хантов и манси носят название вороньего месяца, с которого начался год васюганско-ваховских хантов.Мы узнали следующее из различных источников.Ворона считался послом на всю жизнь, покровителем женщин и детей. Связывают угры ворону с предком Калташем (Сиань), который помогает с рождением, или Торумеви, небесную деву, которая имеет форму вороны. Считается, что поначалу только девушки и старухи присутствовали на празднике и пели песню вороны. В этой песне, записанной на реке Северная Сосьва, есть такие слова: «С моим возвращением рождаются мальчики и девочки. Спрячусь под пень с гнилушками их посыпок колыбельных, и буду отогревать свои лапки замерзшие, свои крылышки перинные отогрею. Пусть родятся взамен мальчики и девочки, долго живущие люди!»В День вороны родители будят детей рано утром со словами: «Спешите бежать на улицу - ворон прилетел и принес подарки!» Действительно, на березовых ветках свисают связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.Матери обращались к девушкам постарше, которые собирались стать девочками: «И ворона принесет тебе подарки. Куча калачей и связку красной ткани». Согласно обычаям народов ханты и манси, все, что нужно маленьким детям, должно строго контролироваться, чтобы с ним не случилось несчастья. Это также относится к предметам, которые больше не нужны ребенку. Такой мокрый цап (мягкая древесная стружка, которую выливали в колыбель под меховую подстилку), каждая семья складывала в кучу на краю деревни вокруг пня. Ханты полагали, что южная ворона разогревала свои лапы на этих теплых стружках в холодные дни и говорила: «Больше детей придет на землю, чтобы я мог найти, где согреть свои лапы».Женщины всегда держали вороны, сделанные их отцом или старшим братом, и когда они поженились, они брали их в свой новый дом. В некоторых районах, например, на реке Конда, вороновых праздников нет, но концепция ворона связана с заботой о воспроизводстве жизни, здоровья и благополучия детей. О ней здесь говорили, что она «летает, смотриткто, где родит, добра желает». Мох, на котором они увидели сидящую ворону, был подстилкой для детей, чтобы они были счастливы.Традиционные календарные праздники хантов и манси часто приурочивались церковными. Итак, Вороний день - день прилета– как бы сообщение о пробуждении природы и жизни. С точки зрения смысла, он приближается к провозглашению и многим праздникам начала весны. Ранее в этот день взрослые собрались дома, чтобы навестить друг друга и приготовить много мяса из домашних животных. Традиционные мансийские танцы были неотъемлемым элементом праздника. Мужчины и женщины играли их отдельно под струнный музыкальный инструмент саигвильтат. В танце, который изображает весеннее поведение птиц, женщины закрывали лица и головы шарфом и оставляли только небольшие отверстия для глаз. Эти танцы также имели магическое значение, связанное с идеей женского тела как символа плодородия[4.В праздничные дни на окраине села приносили в жертву для вороны: на стол ставили горячую кашу и чай, из которого шел пар. Только маленькие "чистые" девочки и старухи могли прийти сюда. Весенние праздники для женщин в Ханты и Манси по существу близки к Дню ворона. Их цель - способствовать благополучию семьи, особенно детей.Недалеко от деревни Ванцтур, на берегу озера Моравитур, в низовьях Северной Сосьвы, находился священный мансийский участок - Арашкан (огненная яма). Женщины и дети собрались там весной. Все принесли с собой цветные полоски ткани и привязали их к сосне, под которой стоял стол с едой и чаем. Женщины поклонились дереву и молились за благополучие семьи.Ханты, которые живут на реке Сон, праздновали свои женские праздники в День ворона. В священных местах они готовили на костре, молились духам и кланялись березе. В качестве подарка были привезены ленточки и остатки ткани, монеты и специально изготовленные куклы. Весенние праздники Ханты и Манси имеют много общего: особая роль женщин и детей, особенности птиц, украшенное дерево как центр отдыха, жертвоприношения, некоторые виды церемониального питания и функциональные цели.В День Ворона Ханты и Манси гадали и наблюдали за природой. Например, если ветер дул с севера, «40 дней продет до теплых дней», то есть холодная погода будет длиться сорок дней; Когда прилетевшая ворона сидит на верхушке дерева, они говорили, что будет «большая вода». По количеству снега в тот день было определено, будет ли много рыбы и ягод. Были ли угры уверены, что некоторые магические приемы должны сработать вечером до или в день праздника. В ночь на 7 апреля они вышли на улицу и выложили комки конского навоза. Считалось, что у тех, кто собирает их больше утром, будет много утиных яиц и удачная охота летом.Был еще один прием: в пять часов утра посередине был привязан пучок сена, имитирующий утиное гнездо, на него было положено удобрение от лошадей и оставляли у входной двери. Чем больше гнездо, тем больше у семьи будет утиных гнезд, и охота будет более успешной. Вороний день имеет интересный знак: если ворона сидит на высоком дереве, год будет успешным. Когда вы приедете на этот замечательный праздник, вы сможете погрузиться в своеобразный мир народов Севера и испытать их многовековую культуру на собственном опыте. Вы также можете насладиться отличным концертом, в котором различные творческие коллективы, как взрослые, так и дети, приняли участие в дегустации различных национальных блюд, в соревнованиях и спорте, в интересных играх и, самое главное, в традиционном завязывании ленточки на дереве, завяжи и загадывай желание и оно сбудется.В северной части Ханты жители лагеря обычно приезжают рано утром или сами принимают гостей. Там хорошее настроение, женщины снуют по дому, готовят закуски, готовят «солому», мясной суп. Хозяева ставят на стол самые вкусные блюда, которые обычно ценят, чтобы побаловать именитых гостей. Во время этого праздника мужчина не должен брать топор, а женщина - иголку.Изучив материалы к празднику Дня вороны, мы пришли к выводу, что это очень разнообразный праздник со своими правилами. Это праздник весны, тепла, праздник начала жизни и праздник благополучия.ЗаключениеТак мы познакомились с культурой хантов, в основе которой лежит редчайшая гармония между людьми и природой. Ханты и манси всегда относились к природе с любовью и трепетом, всегда жили в гармонии с ней, ценили ее и хранили в святости. Эти народы являются носителями особой культуры, которая в последнее время неоправданно заменяется современным влиянием различных народов и отраслей.Мы были заинтересованы в том, чтобы познакомиться с традиционными обрядами людей, в которых мы живем. Покорите трепетное отношение Ханты и Манси к природе. Это заставляет вас думать о своем месте в мире вокруг нас.В дальнейшем мы планируем осмотреть другие объекты животного мира, которые отражены в мифологии, культовых и ритуальных праздниках коренных народов моего маленького дома - Югры.В настоящее время хранителями старых традиций и обычаев являются оленеводы, рыбаки и охотники. Теоретические и этнопедагогические полевые исследования показали, что основными задачами коренных и малых народов манси всегда были всестороннее физическое развитие детей, подростков, подростков, воспитание нравственных, эстетических норм, духовности и обучение трудовым навыкам. Это было ключом к адаптации этнической группы к экстремальным условиям жизни в северном климате.В ходе исторического развития коренные народы Северной Сибири создали и создали уникальные образовательные и рекреационные условия, используя систему традиционных игр и соревнований, в рамках которых ведется жизнь растущего и взрослого населения. Осуществимость и жизненная важность такой саморегулируемой системы для коренных и небольших жителей Северной Сибири не подлежит сомнению, поскольку она проверялась на протяжении многих веков.Поэтому мы можем сделать вывод, что традиционные национальные праздники коренных народов севера занимают очень важное место в их повседневной жизни. В конечном счете, мы можем справиться с прошлым только через традиции и сохранить нашу культуру. В настоящее время народы севера считают традиционные праздники одним из способов возрождения своей культуры.Мы подтвердили гипотезу о том, что традиционные национальные праздники коренных народов севера являются частью культуры с определенным символическим значением и глубоким смыслом.В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:1. Традиционные праздники народов Севера являются частью их культуры и воспринимаются ими как одно из средств возрождения их культуры.2. Каждый праздник имеет свое символическое значение.3. Практически все праздничные дни связаны с живым миром природы.4. Самые богатые и самые разнообразные традиции народов Севера являются большим культурным наследием и широким полем для дальнейших исследований.Список литературыКулемзин В.М., Лукина Н.В.. Легенды и сказки хантов. – Томск, 1973. – 60 с.Кулемзин В.М., Лукина Н.В.. Материалы по фольклору хантов. – Томск, 1978. – 216 с.Лукина Н.В. Мифы, предания, легенды хантов и манси. – М., 1990. – 568 с.Сирелиус У. Т. Путешествие к хантам. – Томск 2001. – 342 с.Волдина Т. В. Хантыйский фольклор: история изучения. – Томск, 2002. – 255 с.Земля Кошачьего Локотка: сборник / Пер., сост. и примеч. Тимофея Молданова. – Томск , 2003. – Вып. 3 – 229 с.Карьялайнен К.Ф. Религия юргских народов: в 3 Т./К.Ф. Карьялайнен. – Томск, – 1994. Т.1. – 153 с.Косарев В.М.. Предпосылки сложения и специфика раннеклассовых обществ в таежном Обь-Иртышье. – От доклассовых обществ к раннеклассовым. – М., 1987. – 78 с.Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск, 1992. – 148 с.Лапина М. А. Этика и этикет хантов. – Томск, 1998. – 115 с.Лукина Н.В. Народы Северо-западной Сибири. – Томск, 1994. Вып. 1. – 139 c.Материалы международной конференции. Сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и проблема устойчивого развития. – М. 2004. – 660 с.Мифы народов мира: энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. – Москва : Сов. энциклопедия, – 1982. – Т. 2 – 718 с.Молданова Т. А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. – Томск, 1999. – 261 с.Молданова Т. А. Архетипы в мире сновидений хантов. – Томск 2001. – 354 с.Молодин В.И. История и культура хантов. – Томск, 1995. – 234 с.Новикова Н.И. Традиционные праздники манси. – М., 1995. – 223с.Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий. – Томск, 2005. – 342 с.Северная книга: краеведческий литературно-публицистический сборник. Ассоциация народов Севера, 1993. – 299 с.Соколова З. П. Народы Западной Сибири этнографический альбом. – М., 2007. – 339 с.Талигина, Н. М. Обряды жизненного цикла у сынских хантов. – Томск, 2004. – 174 с.Успенская С.С. Хантыйские сказители как хранители фольклорной традиции./ Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий. – Томск, 2005. – 342 с.Фольклор в истории народа и его место в современной культуре. – Томск, 2005. – 348 с.Ханты-Мансийск от А до Я. Столица Югорского края. 75-летию Ханты-Мансийского автономного округа посвящается. – Тюмень, 2005. – 206 с.Чернецов В.Н. Фратриальное устройство обско-угорского общества. Советская этнография, вып. II. – М.-Л., 1939, – 134 с.Чернецов В.Н. Земляной братец: Мансийские сказки, предания, песни, загадки. - Томск, 1997. – 131 с.Республика Алтай [Электронный ресурс]: /Управление Правительственной связи и информации Республики Алтай: официальный интернет портал; Международный Курултай сказителей. – Рес. Алтай, 20012011. – URL:http://altai-republic.com (дата обращения: 27.11. 2010).

Список литературы

1. Кулемзин В.М., Лукина Н.В.. Легенды и сказки хантов. – Томск, 1973. – 60 с.
2. Кулемзин В.М., Лукина Н.В.. Материалы по фольклору хантов. – Томск, 1978. – 216 с.
3. Лукина Н.В. Мифы, предания, легенды хантов и манси. – М., 1990. – 568 с.
4. Сирелиус У. Т. Путешествие к хантам. – Томск 2001. – 342 с.

1. Волдина Т. В. Хантыйский фольклор: история изучения. – Томск, 2002. – 255 с.
2. Земля Кошачьего Локотка: сборник / Пер., сост. и примеч. Тимофея Молданова. – Томск , 2003. – Вып. 3 – 229 с.
3. Карьялайнен К.Ф. Религия юргских народов: в 3 Т./К.Ф. Карьялайнен. – Томск, – 1994. Т.1. – 153 с.
4. Косарев В.М.. Предпосылки сложения и специфика раннеклассовых обществ в таежном Обь-Иртышье. – От доклассовых обществ к раннеклассовым. – М., 1987. – 78 с.
5. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск, 1992. – 148 с.
6. Лапина М. А. Этика и этикет хантов. – Томск, 1998. – 115 с.
7. Лукина Н.В. Народы Северо-западной Сибири. – Томск, 1994. Вып. 1. – 139 c.
8. Материалы международной конференции. Сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и проблема устойчивого развития. – М. 2004. – 660 с.
9. Мифы народов мира: энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. – Москва : Сов. энциклопедия, – 1982. – Т. 2 – 718 с.
10. Молданова Т. А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. – Томск, 1999. – 261 с.
11. Молданова Т. А. Архетипы в мире сновидений хантов. – Томск 2001. – 354 с.
12. Молодин В.И. История и культура хантов. – Томск, 1995. – 234 с.
13. Новикова Н.И. Традиционные праздники манси. – М., 1995. – 223с.
14. Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий. – Томск, 2005. – 342 с.
15. Северная книга: краеведческий литературно-публицистический сборник. Ассоциация народов Севера, 1993. – 299 с.
16. Соколова З. П. Народы Западной Сибири этнографический альбом. – М., 2007. – 339 с.
17. Талигина, Н. М. Обряды жизненного цикла у сынских хантов. – Томск, 2004. – 174 с.
18. Успенская С.С. Хантыйские сказители как хранители фольклорной традиции./ Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий. – Томск, 2005. – 342 с.
19. Фольклор в истории народа и его место в современной культуре. – Томск, 2005. – 348 с.
20. Ханты-Мансийск от А до Я. Столица Югорского края. 75-летию Ханты-Мансийского автономного округа посвящается. – Тюмень, 2005. – 206 с.
21. Чернецов В.Н. Фратриальное устройство обско-угорского общества. Советская этнография, вып. II. – М.-Л., 1939, – 134 с.
22. Чернецов В.Н. Земляной братец: Мансийские сказки, предания, песни, загадки. - Томск, 1997. – 131 с.
23. Республика Алтай [Электронный ресурс]: /Управление Правительственной связи и информации Республики Алтай: официальный интернет портал; Международный Курултай сказителей. – Рес. Алтай, 2001 2011. – URL: http://altai-republic.com (дата обращения: 27.11. 2010).

Вопрос-ответ:

Какие виды праздников существуют у манси и хантов?

У манси и хантов существуют различные виды праздников, включая те, которые связаны с природными явлениями, религиозными обрядами и социальными событиями. Некоторые из этих праздников включают Вороний день, Худек и Куду на Месяц.

Что представляет собой Вороний день?

Вороний день - это один из традиционных праздников манси и хантов. В этот день празднуется возвращение воронов, которые являются символами души предков. Вороний день считается священным и проводится с различными ритуалами и обрядами.

Когда и как проходит Вороний день?

Вороний день обычно проводится в начале весны, когда вороны возвращаются из зимнего убежища. В этот день манси и ханты собираются вместе, чтобы отпраздновать возвращение воронов. В ходе праздника проводятся песни, танцы, обряды и ритуалы, связанные с воронами и духами предков.

Какие обычаи и традиции связаны с Вороньим днем?

С Вороньим днем связано множество обычаев и традиций. Например, манси и ханты делают птичьи кормушки и развешивают их в лесу, чтобы привлечь ворон и других птиц. Также, в этот день проводятся ритуалы, связанные с обратной связью с духами предков и предсказаниями на будущий год.

Какую роль играют религиозные обряды на Вороньем дне?

Религиозные обряды играют важную роль на Вороньем дне. Манси и ханты верят, что вороны являются посредниками между людьми и духами предков, поэтому проводят ритуалы, чтобы установить связь с этими духами и получить их благословение. Религиозные обряды включают молитвы, песни и жертвоприношения.

Что такое Вороний день и как он связан с празнично-обрядовой деятельностью манси и ханты?

Вороний день - это один из традиционных праздников манси и ханты, который связан с обрядовой культурой этих народов. Ворона в мифологии манси и ханты считается священной птицей, символом божественного воздаяния и предтечей весны. В этот день проводятся различные ритуалы, обряды и игры, связанные с природой, охотой и развлечениями.

Какова концепция фольклора народа манси?

Концепция фольклора народа манси основана на представлении о единстве мира и человека. Для манси весь мир - это органическое целое, состоящее из разных сфер: природа, животные, птицы, деревья, реки и т.д. Все эти элементы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны. Фольклор манси отражает эту связь и позволяет людям сохранять и передавать знания, обряды и традиции своего народа.

Какие праздники и обычаи связаны с хантами и манси?

Ханты и манси имеют множество праздников и обычаев, связанных с природой, охотой, рыбалкой и другими сферами жизни. Например, один из таких праздников - Вороний день, который отмечается осенью и связан с почитанием птицы-вороны. Есть также праздник Великого благодарения, который отмечается весной, чтобы отпраздновать приход весны и благодарить за урожай. Обычаи включают такие действия, как праздничные обеды, танцы, песни, обряды благополучия и т.д.