Проблема изображения пошлости жизни в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 20 20 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 07.07.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Творческая история романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» 3
2. 3. Образ Эммы Бовари как отражение «косной среды» 7
3. Среда как источник пошлости в романе «Госпожа Бовари» 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Фрагмент для ознакомления

Та же жадная до денег среда отражается в образе Эммы, которая вопреки ей старается жить по этике аристократов-расточителей. Эта черта также отличает героиню от общества. От чёрствости и жестокости реальной среды Эмма прячется в любовных романах, из-за которых у нее складывается романтический идеал чувств и страстей. Поэтому так драматично противоречие между мечтой и реальностью. Эмма все мерит по собственным мечтам – волнение при встрече с Шарлем принимает за любовь. Разочарованная в реальности, Эмма создает свой идеал среды, который называет Парижем. Она наполняет его названиями улиц и бульваров, грезит о нем, но ее идеал все равно остается абстрактным. Она дополняет его подробностями великосветской жизни. Отмечается, что в романе присутствует мотив «закрытого мира». Желание героев преодолеть пространство и бунт против границ – это есть и желание сменить географически место действие, и желание преодолеть границы и стереотипы в общественном сознании. С образом провинции связывается понятие ограниченности, как в умах людей, так и в плане возможностей. Провинция нагружена абсурдными и навязчивыми социальными условиями, вся жизнь в ней представлена как замкнутый круговорот событий без надежды вырваться из этого круга. В связи с этим важнейшим в романе является мотив пересечения границ, который поддерживается ситуациями преодоления препятствия в пространстве, как, например, переход через реку или поездки Эммы в Руан. Поэтому для Эммы становится бегством, открытостью, расширения бытия, выходом на просторы окружающего мира является адюльтер, который олицетворяет собой побег из заключения в пределах семейного чага. Невозможная любовь Эммы, ее фантазии о предназначенном герое, так же является бегством.В этом заключен весь ужас мещанской косной среды, бегство от которой возможно только в условиях фантазий и через обман, нарушения социальных норм и границ. В условиях провинциальной реальности города Ионвилля закрытый мир олицетворяет собой состояние постоянной опасности. В закрытом мире врагами может быть кто угодно – и муж, и жена, и мать, и отец. В романе Флобера Шарль становится единственным представителем пошлой среды, которому она может отомстить за свои не состоявшиеся мечты. В Шарле заключены все мифологизированные представления Эммы о провинциальном мещанине и обывателе. Шарль является воплощением провинциальности, мещанства, никчёмной жизни. Обман жены, ее постоянные отсутствия, денежные растраты иногда огорчали Шарля, но он не хотел нарушать свой внутренний мир, спокойный мир, он хотел быть в гармонии с ним. Покорное спокойствие удовлетворяло Шарля. Внешний мир соответствовал его внутреннему миру. Дома, после работы он оставался в том же спокойном своём внутреннем мире, не желая нарушать его. Это его среда – это мир торжествующей тупости, никчёмности, который цепко держит человека: этот мир не только овладевает его реальным бытием и повседневным бытом, но беспредельно опошляет и саму мечту его. Среда в романе описана с помощью различных стилистических средств. Так, пошлость пространства вокруг героини представлена смесью запахов – появление Эммы перед Шарлем сопровождается запахом домашних животных. Также, коктейль из кур, индюшек, павлинов на навозной куче является символом пошлости и дурного вкуса[Тютикова, с. 128]. Основным стилистическим приемом изображение мещанского провинциального пространства и самих ее представителей – это смешение различных явлений. Смешанность проявляется в разных случаях на протяжении всего романа – и в соседстве кухни с приемной для больных, и смешанность в голове самой героини, смешанность в отношениях Эммы с окружающими людьми, в запахах и смеси аристократизма с мещанством. Образ провинции в романе убеждает в безжалостности и пессимистичности флоберовского реализма. На всем, и на Париже, и на провинции, лежит печать измельчания и убожества: в романе нет ни одной яркой или сильной личности. Это мир, где деньги олицетворены хитрым и хищным Лере, интеллигенция – невежественным Шарлем Бовари, а символом вырождения буржуазного общества становится образ аптекаря Омэ. Это образ торжествующей и всепобеждающей пошлости, столь ненавистный Флоберу.Таким образом, Эмма Бовари жаждет разрушить тот жизненный уклад, который лишил ее свободы. Она стремится к этому бессознательно и на уровне инстинктов, пытаясь разрушить жизненный уклад, любой порядок и семью, согласная заплатить любую цену за попытку вырваться из закрытого мира. Однако трагедия романа заключена в том, что Эмма не понимает, что эта свобода является только иллюзией, навеянной романами и историями, прочитанными в монастыре. Эмма наполняет свою жизнь внешними признаками аристократического и морального бунта, среди которых – красивые вещи, жажда любви, презрение и легкомысленность к окружающим, романтические мысли. Эмма разрушается внутренне, являя собой пример внутреннего провинциального разрушения. Сама героиня настолько является отражением внешней среды, настолько провинциальна, пуста и тщеславна, что ее бессознательный бунт против пошлой среды становится самоуничтожением, подсознательным стремлением к смерти. ЗаключениеРоман «Госпожа Бовари», написанный в конце XIXвека, напрямую связан с изображением мещанской пошлости реальной жизни и базируется на основе объективных и натуралистических взглядов Г. Флобера. Мир романа не ограничивается только изображением мещанского болота, т.к. в романе чувствуется еще одно представление о действительности, которое принадлежит самому Флоберу. Для автора характерен взгляд на мир по правилам отождествления бытия и совершенства. На основе этого взгляда рождается любовь к миру и его приятие, которое выражено в любви к миру, его принятию со всеми несовершенствами, способность отобразить действительность без осуждения и ненависти.Образ Эммы Бовари показал в соответствии с этой двойственностью. Автор не осуждает героиню, а показывает все темноту окружающей ее среды, которая и рождает эту пошлость, черствость и меркантилизм, приведший героиню к трагическому финалу. Особенностью изображения пошлой жизни в романе является эта двойственная позиция Флобера, который даже в апофеозе пошлости видит «солнце и порывы ветра». Сплетение объективности и субъективности в мировосприятии как самих героев, которые плачут и проклинают жизнь, так и автора обуславливает своеобразие художественного мира романа. Список литературыАуэрбах, Э. Мимесис: изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. - М.: Прогресс, 1976. - 557 с.Гудимова, С. А. "Мадам Бовари" Флобера и святоотеческое учение о грехе // Культурология. - 2--4. - №4(31). - С. 78-82.Зенкин, С. «Госпожа Бовари» / С. Зенкин. Работы по французской литературе. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. – С. 13-133.Карельский, А.В. От героя к человеку / А.В. Карельский. – М.: Советский писатель, 1990. – 399 с. Модина, Г.И. «Этика» Спинозы и художественный мирромана Флобера «Госпожа Бовари» // Вестник ПГЛУ. – №2. – 2008. – С. 155–156.Модина, Г. Традиции Паскаля в автобиографической прозе Флобера 1830-х – 1840-х гг. / Г. Модина // Культурно-языковые контакты. Выпуск 4. – Владивосток, 2001. – С. 174-186.Моэм, С. Флобер и «MadameBovary» / С. Моэм. Подводя итоги. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 356-381.О Флобере // Бахтин М.М. Собрание Бахтин М.М. сочинений. - М., 1996. - Т.5. - С.133.Реизов, Б.Г. Французский роман XIX века / Б.Г. Реизов. - М.: Высшая школа, 1977. - 304 с.Сартр, Ж.-П. Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857 / Ж.-П. Сартр. – СПб.: Алетейя, 1998. – 647 с.Толмачев, В.М. Где искать XIX век? // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000 / [Л.Г.Андреев, Г.К.Косиков, Н.Т.Пахсарьян и др.]; под ред. Л.Г.Андреева. - М.: Высшая школа, 2001. - С. 117-185.Тютикова, С.А. Значение детали в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари» // Филология в зоне актуальности: вызовы времени. - 2014. - С. 126-129.Флобер, Г. Госпожа Бовари / Г. Флобер. Собр. соч. В 5 т. Т.1. – М.: Правда, 1956. - 356 с.Флобер, Г. Письма / Г. Флобер. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма. Статьи. В 2-х т. Т.1. - М.: Художественная лит-ра, 1984. - 519 с.Щульц С.А. "Госпожа Бовари" Г. Флобера // Известия РАН.-2016. - С. 21-25.

1. Ауэрбах, Э. Мимесис: изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. - М.: Прогресс, 1976. - 557 с.
2. Гудимова, С. А. "Мадам Бовари" Флобера и святоотеческое учение о грехе // Культурология. - 2--4. - №4(31). - С. 78-82.
3. Зенкин, С. «Госпожа Бовари» / С. Зенкин. Работы по французской литературе. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. – С. 13-133.
4. Карельский, А.В. От героя к человеку / А.В. Карельский. – М.: Советский писатель, 1990. – 399 с.
5. Модина, Г.И. «Этика» Спинозы и художественный мир романа Флобера «Госпожа Бовари» // Вестник ПГЛУ. – №2. – 2008. – С. 155–156.
6. Модина, Г. Традиции Паскаля в автобиографической прозе Флобера 1830-х – 1840-х гг. / Г. Модина // Культурно-языковые контакты. Выпуск 4. – Владивосток, 2001. – С. 174-186.
7. Моэм, С. Флобер и «Madame Bovary» / С. Моэм. Подводя итоги. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 356-381.
8. О Флобере // Бахтин М.М. Собрание Бахтин М.М. сочинений. - М., 1996. - Т.5. - С.133.
9. Реизов, Б.Г. Французский роман XIX века / Б.Г. Реизов. - М.: Высшая школа, 1977. - 304 с.
10. Сартр, Ж.-П. Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857 / Ж.-П. Сартр. – СПб.: Алетейя, 1998. – 647 с.
11. Толмачев, В.М. Где искать XIX век? // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000 / [Л.Г.Андреев, Г.К.Косиков, Н.Т.Пахсарьян и др.]; под ред. Л.Г.Андреева. - М.: Высшая школа, 2001. - С. 117-185.
12. Тютикова, С.А. Значение детали в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари» // Филология в зоне актуальности: вызовы времени. - 2014. - С. 126-129.
13. Флобер, Г. Госпожа Бовари / Г. Флобер. Собр. соч. В 5 т. Т.1. – М.: Правда, 1956. - 356 с.
14. Флобер, Г. Письма / Г. Флобер. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма. Статьи. В 2-х т. Т.1. - М.: Художественная лит-ра, 1984. - 519 с.
15. Щульц С.А. "Госпожа Бовари" Г. Флобера // Известия РАН.-2016. - С. 21-25.

Вопрос-ответ:

Какова творческая история романа "Госпожа Бовари" Г. Флобера?

Роман "Госпожа Бовари" Гюстава Флобера был написан в 1856 году и является одним из величайших произведений мировой литературы. Автор работал над романом в течение многих лет, проводя исследования и беря вдохновение из своего окружения. Главными источниками вдохновения для Флобера стали его собственные наблюдения за буржуазным обществом и реальные события, происходившие во Франции. Роман получил множество положительных отзывов, стал бестселлером и принес автору славу и признание.

Каким образом образ Эммы Бовари отражает косную среду?

Образ Эммы Бовари в романе "Госпожа Бовари" Г. Флобера является отражением буржуазной среды 19 века. Она проживает в маленьком провинциальном городке и мечтает о лучшей жизни, полной роскоши и удовольствий. Однако, она оказывается запертой в своем браке с скучным и неромантичным мужем, и ее мечты рушатся. Ее стремление к приключениям и фантазии противоречит консервативным и порядочным ценностям буржуазного общества, что в итоге приводит к ее падению и трагической гибели.

Как среда становится источником пошлости в романе "Госпожа Бовари" Г. Флобера?

В романе "Госпожа Бовари" Г. Флобера среда играет значительную роль в формировании пошлости. Главная героиня, Эмма Бовари, попадает в мир скучной и пошлой провинциальной жизни, где основными ценностями являются внешний блеск, обладание материальными ценностями и стремление выглядеть успешными. Эмма, стремясь соответствовать общепринятым нормам, начинает вести впустую и поверхностную жизнь, в которой нет места настоящей страсти и истинной любви. Таким образом, среда в романе становится источником пошлости и разочарования для героини.

Почему в романе "Госпожа Бовари" изображается пошлая жизнь?

В романе "Госпожа Бовари" изображается пошлая жизнь, чтобы показать пороки и разложение общества времени, в котором живет главная героиня Эмма Бовари.

Какова творческая история романа "Госпожа Бовари"?

Роман "Госпожа Бовари" был написан Жаном-Батистом Флобером в 1856 году. Он был создан под влиянием романтизма и натурализма, исследуя тему пошлости и морали в обществе.

Каким образом образ Эммы Бовари отражает косную среду в романе?

Образ Эммы Бовари отражает косность среды в романе через ее стремление жить по этике аристократов-расточителей, несмотря на ее собственное происхождение и общественный статус. Она пытается прилагать усилия к тому, чтобы жить на уровне выше своей социальной среды, что приводит к разочарованию и гибели.

Почему среда является источником пошлости в романе "Госпожа Бовари"?

Среда является источником пошлости в романе "Госпожа Бовари", потому что она полностью ориентирована на материальные ценности и внешний блеск. Общество, в котором живет Эмма Бовари, способствует ее стремлению к роскоши и богатству, превращая ее жизнь в пошлую маскарадную фарсовую комедию.

Как отличается героиня Эмма Бовари от реальной среды?

Героиня Эмма Бовари отличается от реальной среды своей неприятием жестокости и жестокости общества. В отличие от окружающих ее людей, Эмма стремится к более высокой этике и прекрасным идеалам, несмотря на свое происхождение и ограничение возможностей, что делает ее отличной от окружающей среды.