Академический рисунок. Особенности работы над тематическим рисунком
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 05.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Особенности работы над тематическим рисунком 7
1.1. Тематическое рисование как вид рисования 7
1.2. Композиция в тематическом рисунке 10
1.3. Методическая последовательность создания тематического рисунка 13
1.4. Традиции зарубежной, русской, советской, современной российской художественных школ в создании тематического рисунка 15
1.5. Основные подходы к созданию тематического рисунка в региональном изобразительном искусстве 16
Глава 2. Анализ региональных тематических рисунков Северного Кавказа 20
2.1. Эмпирическая база исследования 20
2.2. История развития тематического рисования на Северном Кавказе 21
2.2. Тематическое рисование в образовательных учреждениях Северного Кавказа, методы обучения 23
2.3. Анализ современных художественных тематических рисунков, графических иллюстраций Северного Кавказа 25
Заключение 28
Литература 30
Приложение 32
Фигуры острые, треугольные, активные, в основном все построено на силуэтах, на внутреннем переживании самого художника (прямо противоположные процессы тем, которые происходили вСоветском Союзе в то время – писались в большей степени реалистичные тематические рисунки).В данный момент идет активное продвижение современного искусства Северного Кавказа, в особенности тематического, завязанного на национальной тематике. Однако, на Северном Кавказе существует проблема поиска аудитории и взаимодействия с другими мировыми культурами. На продвижение себя денег так же нет, и художники Северного Кавказа используют различные средства, в том числе интернет, чтобы привлечь к себе внимание.2.3. Тематическое рисование в образовательных учреждениях Северного Кавказа, методикаВ рабочей программе по изобразительному искусству Северного Кавказа прописано следующее:«В результате изучения декоративно-прикладного и изобразительного искусства Адыгеи, Кубани и республик Северного Кавказа учащиеся должны знать/понимать- основные виды и художественно-типологические особенности адыгского народного орнамента, разнообразные стили орнаментальной культуры народов Северного Кавказа;- традиционные и современные виды художественных ремесел адыгов и других народов Северного Кавказа;- известных художников Адыгеи и других республик Северного Кавказа;- значение регионального прикладного и изобразительного искусства в развитии художественной культуры родного края.уметь- применять художественно-выразительные средства регионального декоративного искусства в различны оформительских работах, дизайнерских проектах, гармонично сочетать мотивы орнамента народов Кавказа с формой украшаемого предмета;- определять по характерным признакам принадлежность произведений прикладного искусства к конкретному этносу (адыгскому, кубанскому и др.);- самостоятельно анализировать художественно-эстетические свойства произведений народного и профессионального изобразительного искусства».Все анализируемые художественные учебные учреждения: Назрановская художественная школа, Детская художественная школа города Малгобек, Дагестанское художественное училище им. М. А. Джемала прибегают к тематическому рисованию, как к одному из важнейших основ дисциплины академический рисунок.Если пронаблюдать детские рисунки художественной школы города Назрань, можно увидеть следующие темы данного жанра рисования:Тема, посвященная местным пейзажам;Тема, касающаяся Москвы и Кремля как символа России;Тема, касающаяся русских обычаев и русской жизни.Как следует из рисунка, в художественной школе города Назрань практически не поднимаются региональные темы. Город, как и район являются практически полностью русскими, и преподаватели поддерживают общероссийскую тематику, практически не обращая внимание на местный колорит.Иначе обстоит дело в Ингушетии, где живет нахский народ. В основные сюжеты тематических рисунков Детской художественной школыгорода Малгобек входят:Передача окружающего мира, а именно местного быта, местного культурного досуга (поход в цирк – Шапито);Рисование местной природы, местных гор, местных городских и деревенских пейзажей;Рисование местных символов;Тема войны – исторические темы (причем, изображаемые персонажи обладают определенным, нахским колоритом);Рисование на исторические темы, связанные с самой Ингушетией;Рисование местных народов.Рисунки пропитаны особенностями культуры учащихся.В Дагестанском художественном училище им. М. А. Джемала, одном из ключевых учреждений, дающих профессиональное художественное образование, студенты в основном пишут тематические рисунки, завязанные на национальной тематике. Их картины могут быть посвящены как современности, так и событиям давно минувших дней, но все картины отвечают национальным настроениям.Студенческие картины так же написаны в различных стилях, не только академических, что поддерживает тезис, основанный на том, что тематическое рисование, начиная с 1990-х годов, приобрело авангардную форму [Приложение, рис. 6-8].Таким образом, основываясь на проведенном исследовании, можно сделать вывод о том, что в стремлении сохранить самость и свой народ, небольшие народности чтят и ценят свои традиции и свою культуру, бережно передавая её азы из поколения в поколение. И тематический рисунок в художественных региональных художественных учреждениях является не только учебным методом, направленным на развитие художественно-образного мышления и понимания основ композиции, но и на воспитание патриотических чувств.Так же на Северном Кавказе существуют различные художественные тематические фестивали, посвященные народам Кавказа.2.4. Анализ современных художественных тематических рисунков, графических иллюстраций Северного КавказаВ данный момент современное искусство Северного Кавказа испытывает кризис в силу того, что оно оторвано от мирового искусства, а спонсирования со стороны практически нет. В последнее время художники устраивают различные биеннале, выставки как на самом Северном Кавказе, так и в России для привлечения внимания к своим народам. Большая часть картин основана именно на менталитете.Если говорить о графических изображениях, иллюстрациях и тематических рисунках, то в данный момент на Северном Кавказе большое распространение получили два направления: китч, основанный на продвижении в интернете, - изображения, основанные на традициях других стран, в особенности Америки, и искусство- попытки возродить традиции графики и иллюстрации Северного Кавказа, выработанные в 1970-х годах,. Иллюстрации, связанные с попытками возродить традиции, так же подвержены изменениям в связи с появлением массового кинематографа – рисунки кадрируются, они объемны. [Приложение, рис. 15,16].Однако, как мы можем наблюдать на примере графики Р.Яхинанова, Э. Чамаевой – прослеживаются и истинно кавказские традиции.Если говорить о китчевых темтических рисунках, то они в основном поддерживают национальные сюжеты, но их стиль основан уже на американских традициях рисования мультфильмов и традициях комиксов. Однако и среди них есть попытки найти свой стиль и попытки передать культуру через рисунок [Приложение, рис. 17].Подведем итоги второй главы. Тематическое рисование в методике преподавания в региональных художественных образовательных учреждениях является не только частью академического рисунка, направленного на развитие в учащихся художественно-образного мышления и развития художественного мастерства в целом, но и на сохранение своей культуры и своих традиций.На Северном Кавказе в 1970-х годах выработалась своя стилистика тематического рисования, поддерживаемая культурой. В данный момент она модернизировалась ,но в ней так же остаются попытки осмыслить через рисунок свою национальность. В противостоянии тенденции к космополитизму регионы отстаивают свою национальность и поддерживают её любыми возможными способами.ЗаключениеТематическое рисование является одним из подразделов академического рисунка, направленного на развитие учащихся, занимающихся изобразительным искусством: архитектурой, скульптурой, дизайном, живописью и многим другим. По сути, тематическое рисование – это композиционное решение выбранной для рисования темы, основанное как на самой теме, так и на восприятии её художником.Тематическое рисование необходимо для развития художественно-образного мышления и для понимания основ композиции. В основу композиционного решения входит: перспектива, ракурс (точка зрения, с которой избражается), персонажи и детали, выстроенные в определенном порядке, осноанном на том, кто играет ключевую роль, и что именно это за роль, светотени, цветов. Композиция является структурой художественной формы, объединяющей элементы картины, детали в одно целое, в то, что позволяет человеку психологически более глубоко воспринять увиденное.Занимаясь тематическим рисованием, художники начинают чувствовать композицию и умело передавать композиционные приемы.В России тематическое рисование как часть программы обучения художников появилось в 18 веке. В 1920-х годах оно приобрело независимость, и стало развиваться по собственным канонам, вырабатывая определенные традиции.Сейчас тематическое рисование основано на абсурдистских и экспрессионистских формах, основанных на подсознании человека.Однако тематическое рисование является не только частью академического рисунка, но и способом поддержания своей национальности и передачи своей культуры из поколения в поколение. Поэтому оно особо важно в региональных художественных школах, и не только в художественных школах, но и в обычных. Благодаря тематическому рисованию ученики способны познакомиться ближе со своей культурой и воспринять её не только мозгом, но и сердцем.Таким образом, тематическое рисование играет важную роль в становлении личности, особенно сейчас, в век, когда процветает космополитизм, создающий условия для стирания границ между разными народами. Необходимо поддерживать и развивать тематическое искусство.ЛитератураАльбом детских рисунков. Художественная школа города Малгобек. [Интернет-ресурс] URL: http://art-malgobek.ru/index.php/risunki-uchashchikhsya#!DSCN1136Альбом детских рисунков. Художественная школа города Назрань. [Интернет-ресурс] URL: http://artnazran.ru/nashi-raboty?page=1#categoryБелоконева Л. П. Рабочая программа по изобразительному искусству. – Михайлов: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №13», 2012. – С. 19.Бербаш Т.И. Методы, применяемые при обучении изобразительной грамоты.// Региональная культура как компонент содержания современного художественного образования.Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Г.М. Корякиной, В.В. Абрамовой, И.М. Елисеевой. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – С. 77.Бербаш Т.И. Тематическое рисование - основа воспитания художника идеи. Статья/ Опыт реализации федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции.// Ответственнный редактор: Г.Р. Туйсина. 2016. – Сибай: Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Башкирский государственный университет", 2016. – С. 132-137.Власова Ю.С., Колташова Л.Ю. Практика-пленэр. Использование скетчинга как техники быстрого рисунка. УП., МГУДТ, РИО, 2016г. [Интернет ресурс], URL: Znanium.com.Дубровин В.М. Основы изобразительного искусства. Практическая композиция. – Том 2. Практический и методологический аспекты. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2015. – с. 152.Дубровин В.М. Основы изобразительного искусства. Станковая живопись. Том 1. Вопросы теории и практики. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2015. – с. 208.Фёдорова И.С. Сюжетно-тематическое рисование/ под науч. рук. Т.И. Бербаш / статья в сборнике «Региональная культура как компонент содержания современного художественного образования». – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. 2017. – С. 162-164.Народы России: энциклопедия. В. А. Тишков, В. А. Александров. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. — Т. 1. — С. 40 (149).Пармон Ф.М. Композиция костюма. Рисунок. Мода. Графика: учебник. - М.: Триада Плюс, 2002. – 220 с.Психологический портрет современника через рисунок тематического натюрморта. Осипова Н.В., Колташова Л.Ю., Алибекова М.И./ Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК – 2018» Всероссийского форума молодых исследователей «Дизайн и искусство – стратегия проектной культуры 21 века» -М: Российский государственный университет им. Косыгина. 2018. - С. 140-143. Сайт художественного училища им. А.А. Джемала. [Интернет-ресурс] URL: http://www.dhurd.ru/Шиков М.Г., Дубовская Л.Ю. Рисунок.основы композиции и техническая акварель. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – с. 168.ПриложениеРис.1. А. Дергилева.Рис.2. А. Дергилева. Большой снег. Атланты на СолянкеРис. 3. А. Дергилева. «Метро Площадь революции».Рис. 4. А. Дергилева. Городской пейзаж.Рис. 5. Кувшин для воды. Начало XX в.Металл, насечка, гравировка. Дагестан. Акушинский район. Аварцы. Собиратель Л. Ф. ВиноградоваРис. 6-8. Тематические рисунки студентов училища им. А.А.Джемала.Рис. 9. Г. Паштов. Торжество. Рис. 10. Г.ПаштовРис. 11. Г.Паштов. Пляска.Рис. 12. Г. Паштов. Графика.Рис. 13. Кат Т.М. Приключения юноши охотника. Майкоп, 1984 г. ЛиногравюраРис. 14. Берсиров А.М. Ласточка. Майкоп. 1986 г. Бумага, литографияРис. 15. Р.Яхиханов. Возвращение (2007)Рис.16. С.-Э.Эльмирзаев (засл. худ.ЧР) и А.Чамаева. Тернистый путь.Рис. 17. Армен Вагранян
1. Альбом детских рисунков. Художественная школа города Малгобек. [Интернет-ресурс] URL: http://art-malgobek.ru/index.php/risunki-uchashchikhsya#!DSCN1136
2. Альбом детских рисунков. Художественная школа города Назрань. [Интернет-ресурс] URL: http://artnazran.ru/nashi-raboty?page=1#category
3. Белоконева Л. П. Рабочая программа по изобразительному искусству. – Михайлов: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №13», 2012. – С. 19.
4. Бербаш Т.И. Методы, применяемые при обучении изобразительной грамоты.// Региональная культура как компонент содержания современного художественного образования.Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Г.М. Корякиной, В.В. Абрамовой, И.М. Елисеевой. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – С. 77.
5. Бербаш Т.И. Тематическое рисование - основа воспитания художника идеи. Статья/ Опыт реализации федерального государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции.// Ответственнный редактор: Г.Р. Туйсина. 2016. – Сибай: Сибайский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Башкирский государственный университет", 2016. – С. 132-137.
6. Власова Ю.С., Колташова Л.Ю. Практика-пленэр. Использование скетчинга как техники быстрого рисунка. УП., МГУДТ, РИО, 2016г. [Интернет ресурс], URL: Znanium.com.
7. Дубровин В.М. Основы изобразительного искусства. Практическая композиция. – Том 2. Практический и методологический аспекты. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2015. – с. 152.
8. Дубровин В.М. Основы изобразительного искусства. Станковая живопись. Том 1. Вопросы теории и практики. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2015. – с. 208.
9. Фёдорова И.С. Сюжетно-тематическое рисование / под науч. рук. Т.И. Бербаш / статья в сборнике «Региональная культура как компонент содержания современного художественного образования». – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. 2017. – С. 162-164.
10. Народы России: энциклопедия. В. А. Тишков, В. А. Александров. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. — Т. 1. — С. 40 (149).
11. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Рисунок. Мода. Графика: учебник. - М.: Триада Плюс, 2002. – 220 с.
12. Психологический портрет современника через рисунок тематического натюрморта. Осипова Н.В., Колташова Л.Ю., Алибекова М.И./ Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК – 2018» Всероссийского форума молодых исследователей «Дизайн и искусство – стратегия проектной культуры 21 века» - М: Российский государственный университет им. Косыгина. 2018. - С. 140-143.
13. Сайт художественного училища им. А.А. Джемала. [Интернет-ресурс] URL: http://www.dhurd.ru/
14. Шиков М.Г., Дубовская Л.Ю. Рисунок. основы композиции и техническая акварель. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – с. 168.
Вопрос-ответ:
Какие особенности работы над тематическим рисунком?
Особенности работы над тематическим рисунком включают выбор темы, создание композиции, последовательность выполнения работы и использование традиций различных художественных школ.
Что такое тематическое рисование?
Тематическое рисование - это вид рисования, при котором художник передает определенную тематику или идею через свой рисунок.
Какую роль играет композиция в тематическом рисунке?
Композиция в тематическом рисунке играет важную роль, она определяет визуальное расположение элементов на рисунке, создает гармонию и передает настроение.
Какая методическая последовательность используется при создании тематического рисунка?
При создании тематического рисунка используется методическая последовательность, которая включает выбор идеи, наброски эскизов, проработку деталей и окончательное исполнение.
Какие традиции художественных школ используются в создании тематического рисунка?
В создании тематического рисунка используются традиции зарубежной, русской, советской и современной российской художественных школ, которые влияют на стиль и технику рисования.
Какие особенности работы над тематическим рисунком рассматриваются в главе 1?
В главе 1 рассматриваются особенности работы над тематическим рисунком, такие как тематическое рисование как вид рисования, композиция в тематическом рисунке, методическая последовательность создания тематического рисунка и традиции художественных школ в создании тематического рисунка.
Что такое тематическое рисование?
Тематическое рисование - это один из видов рисования, в котором художник изображает определенную тему или сюжет. Этот вид рисования позволяет передать идею и эмоции через изображение на бумаге или другом материале.
Какова методическая последовательность создания тематического рисунка?
Методическая последовательность создания тематического рисунка включает несколько этапов. Сначала художник выбирает тему для рисунка и проводит предварительные исследования. Затем он разрабатывает композицию, выбирает позицию объектов и вспомогательные элементы. После этого он проводит набросок, добавляет детали, создает тон, светотень и текстуру. Наконец, он заканчивает рисунок, исправляет ошибки и добавляет финальные штрихи.
Какие традиции художественных школ рассматриваются в создании тематического рисунка?
В создании тематического рисунка рассматриваются традиции зарубежной, русской, советской и современной российской художественных школ. Каждая из этих школ имеет свои особенности и подходы к созданию рисунка, которые могут влиять на тему, композицию и стиль работы художника.