Коррекционно-педагогическая работа при послеоперационных дефектах органов полости рта.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 35 35 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 24.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Комплексные нарушения речи и их восстановление 6
1.1. Анатомо-физиологические основы речи и речевых движений 6
1.2 Понятие речи 8
1.3 Анатомические дефекты полости рта и их влияние на речь 20
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Коррекционная работа при анатомических дефектах органов полости рта 24
2.1 Принципы и методы обследования 24
2.2. Принципы, методы и основные направления коррекционно-педагогической работы при повреждениях артикуляционного аппарата 26
Выводы п второй главе 29
Заключение 30
Список литературы 33

Фрагмент для ознакомления

ЗаключениеОбщение является одной из важнейших человеческих явлений, потому что в процессе общения реализуются обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.п. Речь является свидетельством языковой культуры человека, его умственного и личностного развития. Речевое общение является наиболее распространенной формой человеческой коммуникации. Также оно является универсальным способом передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное посредством других знаковых систем. Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам. Речь – средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности. Среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и так называемая речевая деятельность. В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию, преобразованную в текст. Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) – это говорение и написание; два – в восприятии текста, заложенной в нем информации – это слушание и чтение. Речевая деятельность всех видов – сложный процесс, в котором участвуют особые психологические и речевые механизмы. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.Особое внимание стоит уделить видам в речи, в частности монологической речи. Монологическая речь является содержательно и структурно целостной речевой деятельностью одного субъекта, которая не предполагает ответа и не прерывается другими субъектами. Монолог произносится не только с целью передать информацию, выразить свои мысли, дать оценку событиям и явлениям, но и воздействовать на слушателей путем убеждения.Без общения невозможно представить человеческое существование и совместную деятельность людей. Во все века человек удовлетворял свои насущные потребности, чаще всего, при использовании общения. В современной психологией под общением понимается такой процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается нуждою совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией и создание благоприятных условий для осуществления взаимодействия, а также взаимное восприятие и попытки влиять друг на друга.В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов осуществляется обмен информацией и ее дальнейшая переработка, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимная оценка, сопереживание, установление симпатий или антипатий, уровня взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологических воздействий, разрешение противоречий, реализация совместной деятельности. Взаимодействуя в процессе общения с окружающими людьми, которые имеют отличные интересы и способности, различный жизненный опыт и степень образованности, тем самым, человек приобретает практические навыки и умения в области общения. Посредством общения люди удовлетворяют свои потребности во впечатлениях, в познании, в признании и поддержке со стороны других людей и многие другие потребности, характеризующие его в качестве культурного существа. Общение является формой деятельности, которая осуществляется между людьми в качестве равных партнеров и приводит к возникновению психического контакта. Психический контакт способствует взаимному обмену эмоциями в процессе общения и характеризует общение в качестве двусторонней деятельности, взаимной связи между собеседниками. Общение является сложным и весьма многоплановым процессом установления и развития контактов и связей между партнерами и обычно оно включено в их практическое взаимодействие.Выделяются следующие потребности личности в общении: аффилиация; в безопасности; в познании; быть индивидуальностью; в престиже; в доминировании; в подчинении другому; в покровительстве или заботе о другом; в помощи.Список литературы.Ломтев Т.П. Сравнительно-историческая грамматика восточнославянских языков (морфология) [Текст] : учебное пособие / Т. П. Ломтев. - Москва : Высшая школа, 1961. - 323 с. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин – М.: Искусство, 1979. –424 с.Веккер Л.М. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ: ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.Верба И. К. Психология эффективного общения. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М. : АПН РСФСР, 1956. – 519 с.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. / Л.С. Выготский // Под ред. А.Б.Запорожец. – М.: Педагогика, 1984. – 432с.Гальперин П.Я. Введение в психологию : [учебное пособие для вузов] / П.Я. Гальперин. – М. : Книжный дом «Университет», 1999. – 322 с.Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980 г.г. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 97-101.Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт – М., 1984.Дебольский М. Психология делового общения. - М., 2001.Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин – М.: Наука, 1958. – 370 с.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин – М.: Наука, – 1982. –159с.Зимняя И.А. Психологические особенности начального овладения иностранным языком / И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. – М. : Русский язык, 1976. – 2-е изд. –208 с.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2009. – 576 с.Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / Алексей Алексеевич Леонтьев. – М. : Наука, 1969. – 303 с.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1969. – 214 с.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А.Н. - М.: Политиздат, 1975. – 304 с.Леонтьев А.Н. Психология речи (неизданная лекция 1935 года) / А.Н. Леонтьев // Мир психологии. – 2003. – №2 (34). – С. 31- 41.Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Спб.: Питер, 2009. – 320 с.Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия– Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 416 с.Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.Психология и этика делового общения. / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.Психология речи и языка. Психолингвистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://creativity.ipras.ru/texts/ushakova_XXIvek.pdfРубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 1999.– 720 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2007. 720 с.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологи / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1973. – 423 с.Семиченко В.А. Психология речи: Учеб. пособие / В.А. Семиченко – К.: Магистр - S,1998. – 112 с.Слобин Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. – М.: Прогресс, 1976. – 351 с.Станкин М.И. Психология общения. – МОДЭК, 2003. – 336 с.Хомский Н. Язык и мышление / Н. Хомский – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 122 с.


1. .Ломтев Т.П. Сравнительно-историческая грамматика восточнославянских языков (морфология) [Текст] : учебное пособие / Т. П. Ломтев. - Москва : Высшая школа, 1961. - 323 с.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин – М.: Искусство, 1979. –424 с.
3. Веккер Л.М. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ: ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.
4. Верба И. К. Психология эффективного общения. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М. : АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. / Л.С. Выготский // Под ред. А.Б.Запорожец. – М.: Педагогика, 1984. – 432с.
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию : [учебное пособие для вузов] / П.Я. Гальперин. – М. : Книжный дом «Университет», 1999. – 322 с.
8. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980 г.г. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 97-101.
9. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт – М., 1984.
10. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 2001.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин – М.: Наука, 1958. – 370 с.
12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин – М.: Наука, – 1982. –159с.
13. Зимняя И.А. Психологические особенности начального овладения иностранным языком / И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. – М. : Русский язык, 1976. – 2-е изд. –208 с.
14. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2009. – 576 с.
15. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / Алексей Алексеевич Леонтьев. – М. : Наука, 1969. – 303 с.
16. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1969. – 214 с.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А.Н. - М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
18. Леонтьев А.Н. Психология речи (неизданная лекция 1935 года) / А.Н. Леонтьев // Мир психологии. – 2003. – №2 (34). – С. 31- 41.
19. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.
20. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Спб.: Питер, 2009. – 320 с.
21. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия– Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 416 с.
22. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
23. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52
24. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
25. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.
26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.
27. Психология и этика делового общения. / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.
28. Психология речи и языка. Психолингвистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://creativity.ipras.ru/texts/ushakova_XXIvek.pdf
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 1999.– 720 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2007. 720 с.
31. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологи / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1973. – 423 с.
32. Семиченко В.А. Психология речи: Учеб. пособие / В.А. Семиченко – К.: Магистр - S,1998. – 112 с.
33. Слобин Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. – М.: Прогресс, 1976. – 351 с.
34. Станкин М.И. Психология общения. – МОДЭК, 2003. – 336 с.
35. Хомский Н. Язык и мышление / Н. Хомский – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 122 с.



Список литературы

1. .Ломтев Т.П. Сравнительно-историческая грамматика восточнославянских языков (морфология) [Текст] : учебное пособие / Т. П. Ломтев. - Москва : Высшая школа, 1961. - 323 с.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин – М.: Искусство, 1979. –424 с.
3. Веккер Л.М. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ: ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.
4. Верба И. К. Психология эффективного общения. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточного университета, 2003. – 115 с.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М. : АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. / Л.С. Выготский // Под ред. А.Б.Запорожец. – М.: Педагогика, 1984. – 432с.
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию : [учебное пособие для вузов] / П.Я. Гальперин. – М. : Книжный дом «Университет», 1999. – 322 с.
8. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980 г.г. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – С. 97-101.
9. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт – М., 1984.
10. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 2001.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин – М.: Наука, 1958. – 370 с.
12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин – М.: Наука, – 1982. –159с.
13. Зимняя И.А. Психологические особенности начального овладения иностранным языком / И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. – М. : Русский язык, 1976. – 2-е изд. –208 с.
14. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2009. – 576 с.
15. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / Алексей Алексеевич Леонтьев. – М. : Наука, 1969. – 303 с.
16. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1969. – 214 с.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А.Н. - М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
18. Леонтьев А.Н. Психология речи (неизданная лекция 1935 года) / А.Н. Леонтьев // Мир психологии. – 2003. – №2 (34). – С. 31- 41.
19. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.
20. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Спб.: Питер, 2009. – 320 с.
21. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия– Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 416 с.
22. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
23. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52
24. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
25. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.
26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.
27. Психология и этика делового общения. / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.
28. Психология речи и языка. Психолингвистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://creativity.ipras.ru/texts/ushakova_XXIvek.pdf
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 1999.– 720 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 2007. 720 с.
31. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологи / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1973. – 423 с.
32. Семиченко В.А. Психология речи: Учеб. пособие / В.А. Семиченко – К.: Магистр - S,1998. – 112 с.
33. Слобин Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. – М.: Прогресс, 1976. – 351 с.
34. Станкин М.И. Психология общения. – МОДЭК, 2003. – 336 с.
35. Хомский Н. Язык и мышление / Н. Хомский – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 122 с.




Вопрос-ответ:

Какие проблемы могут возникать при послеоперационных дефектах органов полости рта?

Послеоперационные дефекты органов полости рта могут вызывать различные проблемы, включая нарушения речи, трудности с питанием и проблемы с дыханием. Эти проблемы могут оказывать существенное влияние на качество жизни человека.

Что такое речевые анатомические дефекты и какие последствия они могут иметь для речи?

Речевые анатомические дефекты - это дефекты в строении органов полости рта, которые могут приводить к нарушению произношения звуков и общей понятности речи. Например, если у человека отсутствует небо или губа, это может вызывать затруднения в артикуляции звуков и ухудшение понимания речи.

Как проводится коррекционно-педагогическая работа при послеоперационных дефектах органов полости рта?

Коррекционно-педагогическая работа при послеоперационных дефектах органов полости рта включает комплекс методов и приемов, направленных на восстановление речевых навыков. В работе используются специальные упражнения для тренировки артикуляционного аппарата, исправления нарушений произношения звуков, развития слухового восприятия и т.д. Она проводится специалистами в области логопедии и реабилитации.

Какими методами можно обследовать анатомические дефекты полости рта?

Обследование анатомических дефектов полости рта проводится с помощью различных методов, включая визуальный осмотр, рентгенологическое исследование, компьютерные томографии и другие. Эти методы позволяют определить характер и степень дефекта, что помогает в выборе наиболее эффективных методов коррекции.

Какие принципы и методы используются в коррекционной работе при анатомических дефектах полости рта?

В коррекционной работе при анатомических дефектах полости рта используются различные принципы и методы, такие как индивидуальный подход к каждому пациенту, систематическое обучение и тренировка, использование специальных упражнений и игр, а также сотрудничество с родителями и близкими. Главная цель коррекционной работы - помочь пациенту достичь максимально возможного уровня коммуникативных навыков и повысить его самооценку.

Какие анатомо-физиологические основы речи и речевых движений рассматриваются в первой главе?

В первой главе рассматриваются анатомо-физиологические основы речи и речевых движений. В частности, описывается строение и функции органов полости рта, которые влияют на процесс формирования и артикуляции звукового речевого потока.

Какие анатомические дефекты полости рта оказывают влияние на речь?

Анатомические дефекты полости рта, такие как артрезия губы, небного свода, языка и гортани, могут оказывать существенное влияние на речь. Эти дефекты влияют на артикуляцию звуков, возможность правильного образования звукового потока и понятность произношения слов и фраз.

Как проводится коррекционная работа при анатомических дефектах органов полости рта?

Коррекционная работа при анатомических дефектах органов полости рта включает в себя принципы и методы обследования пациента, а также основные направления коррекционной работы. Пациентам проводятся специальные упражнения и тренировки, направленные на развитие и восстановление речевых навыков.

Какие принципы и методы обследования используются при коррекционной работе?

При коррекционной работе используются различные принципы и методы обследования. В частности, проводится анализ анатомических особенностей полости рта и ее влияния на речь, а также определяется степень нарушения речевых функций. Для этого применяются такие методы, как аудиометрия, эндоскопия, рентгенологическое исследование и другие.

Какие основные направления коррекционной работы с пациентами с анатомическими дефектами полости рта?

Основные направления коррекционной работы с пациентами с анатомическими дефектами полости рта включают физические упражнения и тренировки для развития речевых навыков, а также использование специальных протезов и аппаратов для компенсации анатомических дефектов. Также важным аспектом является психологическая поддержка и мотивация пациентов, чтобы помочь им преодолеть трудности и достичь успеха в развитии и восстановлении речевых функций.