Тема: Тема: "Дидактические игры как средство развития словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня"

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 64 64 страницы
  • 75 + 75 источников
  • Добавлена 18.07.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы развития словообразования и словоизменения у дошкольников с ОНР 8
1.1. Понятие и характеристика ОНР 8
1.2. Особенности развития словообразования и словоизменения у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня 19
1.3 Методы, средства и приемы по формированию словообразования и словоизменения у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня 29
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Методические аспекты исследования и развития словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня 38
2.1. Методики исследования развития словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня 38
2.2. Разработка проекта по использованию дидактической игры 47
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

Фрагмент для ознакомления

Сформированность навыка образования сложных слов исследуется в методических рекомендациях З. А. Репиной [43], Н. М. Трубниковой [53]. Адаптированная методика, применявшаяся в исследовании данной работы и составленная на основе вышеперечисленных методик и методических рекомендаций представлена в приложении 3. Т. А. Гридина и Н. И. Коновалова провели диагностическую серию речевых проб с целью выявления сформированности у детей с ОНР III уровня словообразовательных умений. Результаты проб показали, что они обладают тренировочным характером, потому что стимулируют ребенка к овладению определенным словообразовательным алгоритмом при выполнении игрового задания. В целом, исследование показало, что отбор определённых способов предъявления информации в соответствии с организацией мыслительных процессов конкретного ребёнка (ведущего полушария и ведущей модальности восприятия) создает наиболее комфортные условия для его речевого развития [19]. Исходя из вышеизложенного, диагностические задания предъявлялись детям разными способами. Во время обследования сформированности словообразовательных операций детям были представлены предметные и сюжетные картинки, были даны чёткие и понятные инструкции. Если ребёнок не понимал задание, то инструкция повторялась нужное количество раз. В некоторых случаях при объяснении задания приводились примеры слов, сходных по данной в задании словообразовательной модели. В методику исследования процессов словообразования у детей старшего дошкольного возраста ВКР вошли 7 заданий, включённых в следующие: 1. Исследование образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (в том числе образование названий детёнышей животных). 2. Исследование образования относительных, качественных, притяжательных прилагательных от существительных. 3. Исследование образования приставочных глаголов. 4. Исследование словообразования сложных слов. 5. Исследование образования слов, обозначающих профессии. Для исследования на констатирующем этапе мы воспользовались методикой Р.И. Лалаевой, которая состояла из 5 заданий.Задание 1.Словообразование существительных, которые означают вместилище чего-либо.Для этого исследования используются карточки с картинками, на которых изображены рисунки. Взрослый показывает рисунок и говорит, что сахар лежит в …. (сахарнице). Ребенок должен закончить предложения. Например:Сахар лежит в – сахарнице.Чай заваривается – в чайнике.Соль ставят на стол в – солонке.Масло достают из – масленки и т.д.Задание 2.Исследование единичных словообразований существительных.Для этого исследования используются карточки с картинками, на которых изображены рисунки. Взрослый показывает рисунок и говорит, а ребенок заканчивает слово. Например:Пыль – пылинка,Капли – капелька,Снег – снежинка.Машины – машинка.Игрушки – игрушка и т.д.Задание 3.Умение образовывать относительные прилагательные.Перед ребенком ложатся различные предметы. Например: шапка, банка, кастрюля, и т.д. взрослый просит охарактеризовать любой из этих предметов, он задает вопрос: «Это банка. Она из стекла. Значит, какая она?». Ребенок должен ответить: «Стеклянная», и так далее. Если у ребенка возникают трудности в ответе, то взрослый подсказывает ему первые слоги слова.Затем взрослый предлагает ребенку одним словом обозначить лист различного дерева.Например:Лист березы – березовый,Лист дуба – дубовый,Лист рябины – рябиновый и так далее.Задание 4Сравнительные степени простых прилагательных.Взрослый предлагает ребенку сделать сравнения. Например:Суп у мамы вкусный, а у бабушки еще ………..Мальчик сильный, а его папа еще ………………Эта куртка теплая, а шуба еще ………………….Это платье светлое, а кофточка еще …………….Василек красивый, а розочка еще ………………и так далее.Задание 5Умение образования глаголов от существительныхДля проведения исследования ребенку предлагались следующие связки слов:Стук – стучать,Крик – кричать,Стон – стонать, и так далее.В основе исследования лежал вопрос, на который ребенок должен ответить: «Что делать?».Оценку проводили по следующим критериям:Высокий уровень – 4 балла – самостоятельное, без ошибок выполнение поставленной задачи.Выше среднего – 3 балла – правильное выполнение поставленных задач с помощью взрослого или наблюдаются не значительные ошибки.Средний уровень – 2 балла – много ошибок.Ниже среднего – 1 балл – не выполняет задания, ошибается.Низкий уровень – 0 баллов – неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.Общий уровень развития навыков словообразования определялся путем подсчета среднего арифметического по всем пяти заданиямВ следующем параграфе настоящего исследования мы представим результаты констатирующего этапа.Изучение уровня развития словообразования у дошкольников с ОНР 3 уровня осуществлялось путем индивидуальной работы с ребенком. Представим полученные нами результаты отдельно по каждому блоку заданий.Первое задание – словообразование существительных, которые означают вместилище чего-либо. В данном задании детям показывались картинки, на которых изображены предметы, которые могут в себя что-либо вмещать, например сахарница.Исследование словообразования у дошкольников рекомендуется проводить в первую половину дня в виде индивидуальных встреч экспериментатора с ребёнком, количество встреч зависело от утомляемости ребёнка, скорости выполнения им заданий и мотивации к выполнению. Результаты выполненных заданий фиксировались в специально созданных протоколах. Фиксировались особенности речевой деятельности каждого ребёнка при выполнении предложенных ему заданий. Результаты выполнения заданий детьми оценивались по следующим критериям: правильность ответов ребёнка, количество правильных ответов и отказов выполнения, количество повторов инструкций, степень самостоятельности при выполнении заданий. Можно заключить, что существует множество методик, направленных на изучение навыков словообразования у детей дошкольного возраста, в данном исследовании применялась адаптированная методика изучения у детей процессов словообразования.2.2. Разработка проекта по использованию дидактической игрыОдним из эффективных средств развития интереса к образовательному процессу, наряду с другими методами и приемами, являются дидактические игры и упражнения. Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, а, следовательно, и речь ребенка. Именно поэтому значительное место по развитию речи дошкольников уделяю дидактическим играм и упражнениям. Дидактические игры, которые проводятся во время НОД, применяются и в совместной деятельности с детьми с целью закрепления и систематизации знаний.Цель проекта – подобрать и систематизировать в соответствии с этапами и задачами логопедической работы игровые технологии, направленные на формирование навыков словообразования старших дошкольников с ОНР 3 уровня. I этап. Формирование словообразования рекомендуем начинать с формирования словообразования существительных. II этап. На данном этапе предлагаем отрабатывать следующие формы словообразования:-образование прилагательных от существительных по плану: образование притяжательных прилагательных, образование качественных прилагательных, образование относительных прилагательных;-образование возвратных глаголов;-образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.III этап. На этом этапе проводится работа по дифференциации приставочных глаголов (приставки в-, вы-, при-, от-, у -, пере-) [20, 21].Организуя логопедическую работу по формированию словообразовательных умений и навыков мы опирались на методические рекомендации, представленные в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Волковой Г.А. и др.Работу по формированию словообразовательных умений мы проводили не только на логопедических занятиях, но и подключали к решению этих задач воспитателей группы. Им были предложены возможные варианты дидактических игр и речевых упражнений, которые можно использовать в свободное от занятий время в группе и на прогулке.В связи с тем, что работа, направленная на формирование навыков словообразования должна проводиться комплексно, в своей работы, мы частично затрагивали и другие стороны развития речи участников экспериментальной группы.В рамках реализации предлагаем создать в группе необходимые условия для речевой практики детей: оснастить ее необходимыми печатными пособиями, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями, нестандартным оборудованием и т.п. Рекомендуем пополнить картотек по образовательной области «Речевое развитие»:«Игры для формирования правильного звукопроизношения» по методике В.Н. Селиверстова;«Дидактические игры и упражнения по обучению грамоте» «Дидактические игры и на обогащение словарного запаса»«Дидактические игры и упражнения для развития слухового внимания, силы и высоты голоса, речевого слуха, речевого дыхания»«Дидактические игры и для развития звуковой культуры речи»«Дидактические игры и для развития связной речи»«Дидактические игры и для формирования грамматического строя речи»«Дидактические игры и упражнений по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста».Использование игровых технологий в формировании навыков словообразования оптимизирует коррекционное воздействие делает процесс обучения более привлекательным для детей и, следовательно, более результативным.Успешное осуществление коррекционно-развивающей деятельности невозможно без формирования умений в овладении грамматическим строем речи.Для успешного освоения детьми морфологических средств у них воспитывается внимание к звуковой стороне слова, к звучанию грамматической формы; подбирается специальный речевой материал, позволяющий ребенку практическим путем установить правило звукового оформления той или иной грамматической формы. Этим требованиям отвечают дидактические упражнения и игры, игровые ситуации на практическое усвоение приемов словообразования и словоизменения, согласования:1. «Назови ласково», «Ласковые имена», «Угостим большую куклу, маленькую куколку», «Прятки», «У кого кто». По заданию педагога дети образуют уменьшительно-ласкательные названия предметов: стул – стульчик, Коля – Коленька, конфета – конфеточка, лиса – лисонька, у медведицы – медвежонок.2. «Новое слово» на завершенность и не завершенность действия. Дети называют действия с приставками: в-, вы-, у- (прыгает-выпрыгнул, идет-ушел, стоит-встал);3. «Мама в магазине», «Скажи, как правильно называется посуда» упражняются в образовании по аналогии разных частей речи: существительных (сахар-сахарница, хлеб-хлебница); «Скажи по-другому», «Про кого так говорят?» прилагательных (ушастый-безухий).4. «Для чего что нужно Электронику», «Чудо рядом» (вслушиваются, как звучат некоторые слова: кофейник (для варки кофе), холодильник (образует холод), мясорубка (рубит, измельчает мясо), пылесос (сосет пыль)); «Раздели слово на два» (упражняются в словообразовании (Что делает ледокол? - лёд колет. Самолёт - сам летает).5. Назови правильно», «Угостим Карлсона», «Что из чего» (упражняются в образовании относительных прилагательных: суп из мяса-мясной, салат из овощей-овощной, варенье из малины-малиновое).6. «Чей? Чья? Чьи?» (упражняются в образовании притяжательных прилагательных: белка-беличий-беличьи, волк-волчья (голова), медведь-медвежьи (лапы) петух-петушиный (хвост)).7. «Будь внимательным», «Скажи со словом «еще» (упражняются в употреблении сравнительной степени имен прилагательных: сладкий-слаще, хитрый-хитрее, чистый-чище).8. Упражняются в употреблении притяжательных местоимений мой, моя, мои, мое: моя кукла – мой медвежонок – мои краски (дидактическая игра «Мой, моя, мои», «Я знаю интересные слова» – мое, мой, моя, твои, наши». Это мое – платье, пальто; это моя – куртка, майка; это мой – пиджак, фартук; это мои – колготки, варежки в дидактической игре «Жадина»).9. Упражняются в образовании существительных от глаголов: учит-учитель; строит-строитель (дидактическая игра с мячом «Назови профессию»).10. Осваивают некоторые формы словоизменения, учатся употреблять имена существительные в родительном, винительном, творительном, дательном падежах в единственном и множественном числе (дидактические упражнения: «Что с чем?», «Кто чем питается?», «Кто чем защищается?» (Тв. п.), «Чего не стало?», «Кого не стало?» (Р. п.), «Что или кого вижу?», «Что или кого покажу?» (В. п.), «Кого кормит девочка» (Р. п.), «Кому что принадлежит?» (Д. п.), а также глаголов настоящего времени в форме третьего лица: заяц(ы)-он(они)-прыгает(ют) в дидактической игре «Поймай-скажи».11. Под постоянным контролем находятся несклоняемые имена существительные и существительные среднего рода. Дети упражняются в воображаемой ситуации «Дети пьют кофе». Дети составляют предложение по картинкам: «На вешалке висит пальто. Девочка надевает пальто» (дидактическая игра «Что это?»). Дети добавляют слово «пальто» в дидактической игре «Синее пальто» (У девочки было коричневое .... Она мечтала о синем .... Мама пошла с дочкой за синим … в магазин. Они подошли к синему ... Девочка обрадовалась синему ...)12. Дети упражняются в употреблении предлогов под, за, над (дидактическое упражнение «Составь предложение»), на, в, между (дидактическое упражнение «Скажи где Петрушка»).13. С целью формирования умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже проводится дидактическое упражнение «Подбери словечко», дидактическая игра «Картинки» (красное – яблоко, пальто; красный - шарф, флаг, помидор; красная – машина, рубашка, роза), «Про что так говорят» (ледяная, скользкая, большая – горка; пушистый, белый, холодный – снег; сладкое, сливочное, шоколадное – мороженное).14. Упражняются в согласовании числительных с существительными: три куклы – пять кукол (дидактическое упражнение «Посчитай со словом 2, 5»; прилагательных и числительных с существительными: шесть ловких обезьян (дидактическое упражнение «Считай дальше», «Кому сколько» и т.п.).Вся работа предлагается к проведению в тесном сотрудничестве с родителями, их педагогическое просвещение в речевом развитии осуществлялось в определенной системе. Используются средства обратной связи: опросы, анкетирование родителей («Развитие связной речи»). Рекомендуется организовывать групповые родительские собрания: в форме круглого стола («А как, речь-то говорит, словно реченька журчит»), беседы-диалога («Особенности и проблемы речевого развития у детей с ОНР»), отчета-презентации («Формирование графических навыков и профилактика дисграфии у детей с ОНР старшего дошкольного возраста»). Проводятся консультирования: индивидуальные беседы («Использование коррекционных игр и упражнений»), рекомендации («О чём говорить с ребёнком в семье»), консультации («Развиваем речь ребенка в семье»). Реализация этой системы способствует включению родителей в единый воспитательно-образовательный процесс, преемственности в работе логопеда, воспитателя и родителей в решении коррекционных задач. Использование игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня должно способствовать снятию у детей эмоционального напряженияпри выполнении заданий, повысить их работоспособность, качество усвоения знаний, активизировать речемыслительную деятельность на всех стадиях изучения нового материала. Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм организации образовательной деятельности, которая позволяет сделать процесс развития речи интересным и увлекательным, вызывающим у детей положительные эмоции, выступающим как средство побуждения, стимулирования в дальнейшем к учебной деятельности.Выводы по второй главеВ настоящей главе были проанализированы методики исследования навыков словообразования и словоизменения старших дошкольников с ОНР 3 уровня, а также разработали проект развития навыков словообразования и словоизменения старших дошкольников с ОНР 3 уровня на основе дидактических игр, который можно реализовать в старшей группе детского сада комбинированного вида или в условиях инклюзивного образования.Цель проекта – подобрать, систематизировать в соответствии с этапами и задачами логопедической работы и применить игровые технологии, направленные на формирование навыков словообразования старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Этапы проекта:I этап. Формирование словообразования начиналось с формирования словообразования существительных. II этап. На данном этапе отрабатываются следующие формы словообразования:-образование прилагательных от существительных по плану: образование притяжательных прилагательных, образование качественных прилагательных, образование относительных прилагательных;-образование возвратных глаголов;-образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.III этап. На этом этапе проводится работа по дифференциации приставочных глаголов (приставки в-, вы-, при-, от-, у -, пере-).Организуя логопедическую работу по формированию словообразовательных умений и навыков мы опирались на методические рекомендации, представленные в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Волковой Г.А. и др.Работу по формированию словообразовательных умений рекомендуется проводить не только на логопедических занятиях, но и подключали к решению этих задач воспитателей группы. Им были предложены возможные варианты дидактических игр и речевых упражнений, которые можно использовать в свободное от занятий время в группе и на прогулке.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Овладение словообразованием старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи 3 уровня находится на более низком уровне, чем у нормально развивающихся сверстников. Словообразовательная деятельность дошкольников с ОНР 3 уровня характеризуется рядом специфических особенностей: 1. Правильное образование слов возможно на материале хорошо усвоенных, часто употребляемых в речи слов (с соответствующими аффиксами). 2. Затруднен перенос усвоенных навыков словообразования на новый, менее употребляемый в речевой практике лексический материал. 3. Отсутствие контекста в ситуациях, требующих словообразования, значительно усложняет задачу образования новых слов дошкольниками с речевым недоразвитием, в то время как для их сверстников с нормальным речевым развитием образование слов вне контекста не является затруднительным. Все вышеперечисленные особенности детей следует учитывать при разработке методических рекомендаций к проведению логопедической работы по коррекции нарушений словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня. Формированию у дошкольников словообразовательных умений, необходимо уделять большое внимание, так как это способствует расширению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные высказывания, а также служит подготовкой к обучению грамоте.В связи с большим потенциалом игровой деятельности в развитии речи дошкольников, а также необходимостью формирования навыков словообразования у детей с нарушениями речи, в практической части работы, нами было проведено эмпирическое исследование возможности формирования словообразовательных навыков у старших дошкольников с ОНР 3 уровня в игровой деятельности.Цель проекта – подобрать и систематизировать в соответствии с этапами и задачами логопедической работы игровые технологии, направленные на формирование навыков словообразования старших дошкольников с ОНР 3 уровня. В разработке проекта по формированию словообразовательных умений и навыков мы опирались на методические рекомендации, представленные в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Волковой Г.А. и др.На основании вышеизложенного, мы приходим к выводу, что цель исследования достигнута, а задачи выполнены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академиа, 2016 – 123 с.Агранович, З.И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.И. Агранович. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 48 с.Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 48 с.Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет. Экспресс-диагностика / Тверская О.Н., Кряжевских Е.Г. / ИздательствоДетство-Пресс, 2020Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования// Филологические науки. - 2000. - №2. – С. 23-43. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения: метод. пособие / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 126 с.Безруких М.М.Готов ли ребенок к школе? / М.М. Безруких - М.: Вентана-Граф, 2015. – 64 сБелякова Л.И. Логопедия. Дислалия: учеб. пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Владос, 2014. – 286 с.Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2004. – 242 с.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие / Т.В. Буденная. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 176с.Ванюхина Г.А. Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий / Г.А. Ванюхина // Логопед. – № 3. – 2011.Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: Астрель, 2015. – 320с.Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М. : «Педагогика», 2016. – 281 с.Волкова Ю.Н. Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи / Ю.Н. Волкова // Ребенок в детском саду. – 2013. – N 4. С. 75-87Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –Спб. : Союз, 2017. – 366 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М. : Педагогика, 2011. – 275 с.Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.Диденко, О.В. Развитие речи в дошкольном возрасте / О.В. Диденко, – М.: Олма-пресс, 2015. – 320с.Добрынина Е.В. Пропедевтика дизорфографии у младших школьников с речевой патологией // Вестник Чебоксарского филиала МГГУ им. М.А.Шолохова. –Чебоксары, 2007. –№4. –С.230-239Дубровина, Т.И. Развитие памяти в системе коррекционно-развивающего обучения у детей с общим недоразвитием речи / Т. И. Дубровина // Логопедия. - 2017. - N 2. - С. 64-69Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Предупреждение ОНР у детей 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.Дьяченко М.М. Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста / М.М. Дьяченко // Школьный логопед. – № 6 (21). – 2016.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М. : «Педагогика», 2014. – 104 с.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская // Логопед. – № 2. – 2009.Елисеева М.Б. Родителям о диагностике речевого развития детей от 1 года 6 месяцев до 3-х лет / М. Б. Елисеева // Дошкольная педагогика. – 2008. – N 3. – С.9-19.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М. : Педагогика, 2015. – 254 с.Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М. : Просвещение, 2016. – 432 с.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.: Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М. : Просвещение, 2015. – 143 с.Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М. : Педагогика, 2013.- 265 с.Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова // Вопросы психологии. – № 3. – 2010.Зайцев, И.С. Особенности межличностных отношений и личности у детей с нарушениями речи : учеб.-метод. пособие / И.С. Зайцев ; Акад. последиплом. образования. – Мн. : АПО, 2012. – 30 с. Запорожец А. В. Речевое развитие ребенка / А. В. Запорожец // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ.– 2012.–№ 2. – С.74-79.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М.: 2014. – 231 с.Ибатова, Г. Б. Состояние словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР (обзор литературных данных) / Г. Б. Ибатова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 102-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3294/ (дата обращения: 18.06.2020).Игры в логопедической работе с детьми. / Сост. В.И. Селиверстов – М. : Просвещение, 2017. – 244 с.Йрачек, Й. [Рецензия] / Й. Йрачек, А. Лемов // Československarusistika. 1987. № 3. С. 134– 137. Рец. на кн.: Немченко, В. Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1986.Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб. : «Каро», 2012. – 483 с.Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебное пособие для студентов педвузов / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. – М. : АСТ : Астрель 2011. – 420 с.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М. :Владос, 2014. – 422 с.Коменский Я. Избранные педагогические труды. – М. : Феникс, 2015. – 381 с.Коровушкин, В. П. Дериватологическая мысль в истории языкознания. Конспект лекций по спецкурсу : учеб. пособие. Череповец : ЧГУ, 2002. 142 с.Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. – М. : Феникс, 2005. – 382 с.Львов, М.И. Методика развития речи старших дошкольников [Текст] / М.И. Львов – М.: Просвещение 2005. – 176 с. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – Спб. : Питер, 2011. – 219 с.Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: формирование лексики и граммат. строя / Р.И. Лалаева. – СПб. : Союз, 2016. – 158 с.Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина.– М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2015.– 303 с.Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды / М.: Аркти, 2005. – 222с.Леонтьев, А.А. Избранные труды / А.А. Леонтьев. – М.: Высшая школа, 2013. – 226с.Логопедия: методическое наследие : в 5 кн. : пособие для логопедов и дефектол. фак. пед. вузов : доп. М-вом образования РФ. Кн. 4 : Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия / авт.-сост. Р. И. Лалаева ; под ред. Л. С. Волковой. - М. :Владос, 2013. - 304 с.Лопатина, Л.В. Комплексный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи у детей / Л.В. Лопатина // Дошк. педагогика. – 2003. – № 5. – С. 32-35.Лопатина, Л.В. О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией / Л.В. Лопатина // Логопед в детском саду. – 2015. – N 1(4). – C. 4-9 Нечаева, Н.Е. Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Е. Нечаева //Логопед, 2008 - №4.- с.34Нищева, Н.В. Примерная адаптивная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. – СПб.: Детсво – Пресс, 2015. – 240 с. Нищева, Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство – Пресс, 2016. – 385 с.Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2016. – 365 с.Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 80 с.Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница, – Мн.: Аверсев, 2016. – 128с.Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова, – М.: Аст, 2011. – 84с.Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников / Е. С. Слепович. – 2-е изд., доп. – Мн. : Нар. асвета, 2017. – 62 c.Соломатина Г.Н. Развитие речи детей с ОНР / Г.Н. Соломатина // Практическая психология и логопедия, – №3 (14). – 2017. с.43Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 2016. – 317 с.Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М. : Просвещение, 2015. – 398 с.Справочник логопеда /Под ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 237 с.Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 2016. – 112 с.Трошин О.В. Жулина, Е.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трушин, Е.В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.Уварова, Т. Б. Формирование грамматической стороны речи дошкольников с ОНР на основе применения наглядно-игровых средств [Текст] :автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01., 13.00.03 / Т. Б. Уварова. – Москва, 2011. – 24 с.Филичева Т.Б., Чивилева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чивилева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2012 – 105с.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М. : Академия, 2013. – 432 с.Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. -М.: Эксмо, 2017. – 608с.Хватцев М.Е. Логопедия. Книга 1. / М.Е. Хватцев. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2018. - 272с.Чуковский К.И. Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: - От двух до пяти, М., Терра - Книжный клуб / 2001Шефер, Н.А. Социальное развитие детей 5-6 лет с ОНР / Н.А. Шефер. – М.: Сфера, 2013. – 64 с.Щерба Л.В.; Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка. – М. : Академия, 2015. – 433 с.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. - М. : Воронеж, 2016. -212 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академиа, 2016 – 123 с.
2. Агранович, З.И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З.И. Агранович. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 48 с.
3. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2015. – 48 с.
4. Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет. Экспресс-диагностика / Тверская О.Н., Кряжевских Е.Г. / Издательство Детство-Пресс, 2020
5. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования// Филологические науки. - 2000. - №2. – С. 23-43.
6. Арушанова, А. Г. Развитие диалогического общения: метод. пособие / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 126 с.
7. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? / М.М. Безруких - М.: Вентана-Граф, 2015. – 64 с
8. Белякова Л.И. Логопедия. Дислалия: учеб. пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Владос, 2014. – 286 с.
9. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2004. – 242 с.
10. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие / Т.В. Буденная. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 176с.
11. Ванюхина Г.А. Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий / Г.А. Ванюхина // Логопед. – № 3. – 2011.
12. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: Астрель, 2015. – 320 с.
13. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М. : «Педагогика», 2016. – 281 с.
14. Волкова Ю.Н. Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи / Ю.Н. Волкова // Ребенок в детском саду. – 2013. – N 4. С. 75-87
15. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –Спб. : Союз, 2017. – 366 с.
17. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М. : Педагогика, 2011. – 275 с.
18. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
19. Диденко, О.В. Развитие речи в дошкольном возрасте / О.В. Диденко, – М.: Олма-пресс, 2015. – 320с.
20. Добрынина Е.В. Пропедевтика дизорфографии у младших школьников с речевой патологией // Вестник Чебоксарского филиала МГГУ им. М.А.Шолохова. –Чебоксары, 2007. –№4. –С.230-239
21. Дубровина, Т.И. Развитие памяти в системе коррекционно-развивающего обучения у детей с общим недоразвитием речи / Т. И. Дубровина // Логопедия. - 2017. - N 2. - С. 64-69
22. Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Предупреждение ОНР у детей 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.
23. Дьяченко М.М. Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста / М.М. Дьяченко // Школьный логопед. – № 6 (21). – 2016.
24. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М. : «Педагогика», 2014. – 104 с.
25. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская // Логопед. – № 2. – 2009.
26. Елисеева М.Б. Родителям о диагностике речевого развития детей от 1 года 6 месяцев до 3-х лет / М. Б. Елисеева // Дошкольная педагогика. – 2008. – N 3. – С.9-19.
27. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). – М. : Педагогика, 2015. – 254 с.
28. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М. : Просвещение, 2016. – 432 с.
29. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.: Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М. : Просвещение, 2015. – 143 с.
30. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М. : Педагогика, 2013.- 265 с.
31. Журова Л.Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова // Вопросы психологии. – № 3. – 2010.
32. Зайцев, И.С. Особенности межличностных отношений и личности у детей с нарушениями речи : учеб.-метод. пособие / И.С. Зайцев ; Акад. последиплом. образования. – Мн. : АПО, 2012. – 30 с.
33. Запорожец А. В. Речевое развитие ребенка / А. В. Запорожец // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2012. – № 2. – С.74-79.
34. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М.: 2014. – 231 с.
35. Ибатова, Г. Б. Состояние словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР (обзор литературных данных) / Г. Б. Ибатова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 102-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3294/ (дата обращения: 18.06.2020).
36. Игры в логопедической работе с детьми. / Сост. В.И. Селиверстов – М. : Просвещение, 2017. – 244 с.
37. Йрачек, Й. [Рецензия] / Й. Йрачек, А. Лемов // Československa rusistika. 1987. № 3. С. 134– 137. Рец. на кн.: Немченко, В. Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1986.
38. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. – СПб. : «Каро», 2012. – 483 с.
39. Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебное пособие для студентов педвузов / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. – М. : АСТ : Астрель 2011. – 420 с.
40. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М. : Владос, 2014. – 422 с.
41. Коменский Я. Избранные педагогические труды. – М. : Феникс, 2015. – 381 с.
42. Коровушкин, В. П. Дериватологическая мысль в истории языкознания. Конспект лекций по спецкурсу : учеб. пособие. Череповец : ЧГУ, 2002. 142 с.
43. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. – М. : Феникс, 2005. – 382 с.
44. Львов, М.И. Методика развития речи старших дошкольников [Текст] / М.И. Львов – М.: Просвещение 2005. – 176 с.
45. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – Спб. : Питер, 2011. – 219 с.
46. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: формирование лексики и граммат. строя / Р.И. Лалаева. – СПб. : Союз, 2016. – 158 с.
47. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина.– М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2015.– 303 с.
48. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды / М.: Аркти, 2005. – 222с.
49. Леонтьев, А.А. Избранные труды / А.А. Леонтьев. – М.: Высшая школа, 2013. – 226с.
50. Логопедия: методическое наследие : в 5 кн. : пособие для логопедов и дефектол. фак. пед. вузов : доп. М-вом образования РФ. Кн. 4 : Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия / авт.-сост. Р. И. Лалаева ; под ред. Л. С. Волковой. - М. : Владос, 2013. - 304 с.
51. Лопатина, Л.В. Комплексный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи у детей / Л.В. Лопатина // Дошк. педагогика. – 2003. – № 5. – С. 32-35.
52. Лопатина, Л.В. О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией / Л.В. Лопатина // Логопед в детском саду. – 2015. – N 1(4). – C. 4-9
53. Нечаева, Н.Е. Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Е. Нечаева //Логопед, 2008 - №4.- с.34
54. Нищева, Н.В. Примерная адаптивная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. – СПб.: Детсво – Пресс, 2015. – 240 с.
55. Нищева, Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство – Пресс, 2016. – 385 с.
56. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2016. – 365 с.
57. Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 80 с.
58. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница, – Мн.: Аверсев, 2016. – 128 с.
59. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова, – М.: Аст, 2011. – 84с.
60. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников / Е. С. Слепович. – 2-е изд., доп. – Мн. : Нар. асвета, 2017. – 62 c.
61. Соломатина Г.Н. Развитие речи детей с ОНР / Г.Н. Соломатина // Практическая психология и логопедия, – №3 (14). – 2017. с.43
62. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 2016. – 317 с.
63. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М. : Просвещение, 2015. – 398 с.
64. Справочник логопеда /Под ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 237 с.
65. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 2016. – 112 с.
66. Трошин О.В. Жулина, Е.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трушин, Е.В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
67. Уварова, Т. Б. Формирование грамматической стороны речи дошкольников с ОНР на основе применения наглядно-игровых средств [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01., 13.00.03 / Т. Б. Уварова. – Москва, 2011. – 24 с.
68. Филичева Т.Б., Чивилева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чивилева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2012 – 105с.
69. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М. : Академия, 2013. – 432 с.
70. Филичева Т.Б. Логопедия. Теория и практика. -М.: Эксмо, 2017. – 608с.
71. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга 1. / М.Е. Хватцев. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2018. - 272с.
72. Чуковский К.И. Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: - От двух до пяти, М., Терра - Книжный клуб / 2001
73. Шефер, Н.А. Социальное развитие детей 5-6 лет с ОНР / Н.А. Шефер. – М.: Сфера, 2013. – 64 с.
74. Щерба Л.В.; Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка. – М. : Академия, 2015. – 433 с.
75. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. - М. : Воронеж, 2016. -212 с.

Вопрос-ответ:

Что такое общее недоразвитие речи и как оно связано со словообразованием и словоизменением у детей старшего дошкольного возраста?

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это нарушение развития речи, при котором ребенок испытывает трудности восприятия, выражения и понимания речи. Когда говорим о словообразовании и словоизменении, мы имеем в виду развитие таких языковых навыков, как образование новых слов и изменение уже существующих слов по грамматическим и смысловым характеристикам. Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нуждаются в особой помощи и поддержке в развитии этих навыков.

Какие методы и приемы могут быть использованы для формирования словообразования и словоизменения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на 3 уровне?

Для развития словообразования и словоизменения у детей с ОНР 3 уровня можно использовать различные методы и приемы. Например, игровые задания, которые помогут детям запомнить и использовать новые слова и их формы. Также можно использовать метод репродуктивного чтения, при котором дети повторяют и пересказывают предложения с использованием новых слов и их форм. Важно создавать ситуации, в которых дети могут активно использовать новые слова и их форм на практике.

Какие особенности развития словообразования и словоизменения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня?

У детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня может быть замедленное развитие словообразования и словоизменения. Они могут испытывать трудности с образованием новых слов и правильным использованием грамматических форм. Также дети могут иметь ограниченный словарный запас и затруднения в понимании смысла слов. Важно помочь им развить эти навыки через игры и активные упражнения.

Какие игры помогают развивать словообразование и словоизменение у детей с общим недоразвитием речи?

Для развития словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи можно использовать различные игры, например, игры на закрепление словообразования через добавление приставки или суффикса к слову.

Какие методы и приемы помогают формировать словообразование и словоизменение у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?

Для формирования словообразования и словоизменения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи можно использовать методы и приемы, такие как игры с составными словами, игры на формирование приставки и суффикса, игры на построение уменьшительно-ласкательных форм.

Какие особенности развития словообразования и словоизменения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?

У детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи наблюдаются особенности в развитии словообразования и словоизменения, такие как ограниченный словарный запас, затруднения в образовании сложных слов и нарушения в образовании форм слова.

Какие теоретические основы лежат в основе развития словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Развитие словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи основывается на теоретических основах, таких как понимание понятия общего недоразвития речи, изучение особенностей развития словообразования и словоизменения у детей этой возрастной группы, а также разработка методов и приемов формирования этих навыков.

Что такое общее недоразвитие речи и как оно влияет на развитие словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста?

Общее недоразвитие речи - это нарушение развития у детей старшего дошкольного возраста, которое характеризуется затруднениями в формировании речевых навыков. Оно влияет на развитие словообразования и словоизменения, препятствуя формированию правильных образцов образования и изменения слов.

Какие особенности развития словообразования и словоизменения есть у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня?

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечаются определенные особенности в развитии словообразования и словоизменения. Они испытывают затруднения в образовании новых слов и изменении форм слов, что затрудняет их коммуникацию и понимание окружающего мира. Для таких детей необходимо использовать специальные методы, средства и приемы для формирования навыков словообразования и словоизменения.

Какие методы, средства и приемы помогают формированию словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня?

Для формирования навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня используются различные методы, средства и приемы. Например, дидактические игры являются эффективным средством развития этих навыков. Кроме того, использование римского материала, игр с карточками, занимательных заданий, а также педагогического подкрепления и похвалы позволяет детям лучше усваивать словообразование и словоизменение.

Какие возможности предоставляют дидактические игры для развития словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня?

Дидактические игры предоставляют множество возможностей для развития словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. Они помогают детям обогатить свой словарный запас, научиться образовывать новые слова по определенным правилам, а также менять формы слов в соответствии с контекстом. Дидактические игры делают процесс обучения увлекательным и интересным для детей, что способствует эффективному овладению данными навыками.

Что такое общее недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста?

Общее недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) - это нарушение речевого развития, которое характеризуется задержкой формирования и развития речи в целом. Включает в себя проблемы произношения звуков, нарушения словарного запаса, сложности в построении предложений и другие речевые недостатки.