Основные психологические особенности общения «ученик-учитель» в процессе обучения музыке.
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 11.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………...3
1. Ученик, как объект обучения и общения………………………....4
2. Психологические типы преподавателей………………………….6
3. Классификация психологических типов учащихся……………...8
4. Свойства характера учащихся……………………………………11
5. Компоненты общения…………………………………………….12
6. Виды музыкально-педагогического общения…………………..13
Заключение……………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………...16
Первый компонент относится к проявлению коммуникативных способностей. Его решающее значение проявляется в умении наладить контакт с учащимися и стремлении всемерно повышать взаимопонимание и доверие друг к другу. Когда такое стремление обоюдно, оно приводит к повышению восприимчивости ученика и к более адекватному пониманию педагогом индивидуальных особенностей ученика.Второй компонент относиться к отношению обмена информацией, где музыкально-педагогический процесс представляет собой постоянную эстетическую и исполнительскую коррекцию и обогащение, т.е. целенаправленное воздействие на музыкальное и исполнительское развитие ученика.Третий компонент относиться к очень важной особенности музыкальной педагогики - к «эмоциональному заражению», развитию художественного вкуса и активной обратной связи в виде исполнения, которое сообщает о степени усвоения знаний и умений учеником и эффективности их общения.Внешними проявлениями взаимопонимания, как указывает Б.Д. Парыгин, является «способность к сочувствию». Эта способность к взаимопониманию основана на пониманиисостояния, настроения в личности другого человека, умении в какой-тостепени перевоплотиться, принять точку зрения другого как свою собственную.Виды музыкально-педагогического общенияЧто касается типа усвоения информации, то можно выделить следующие виды музыкально-педагогического общения:1. Педагогическое воздействие (общение) с немедленным эффектом. Оно может проявиться в тех случаях, когда:- поставленная педагогом задача элементарна и ученик сразу в состоянии ее выполнить;- на более высоких ступенях обучения, когда взаимопонимание между педагогом и учеником настолько высоко, что «снижающий фильтр» минимален и не отражается на непосредственном усвоении;- хотя задание и новое, но ученик всем предшествующим развитием внутренне подготовлен к усвоению и непосредственному выполнению замечания (или задания) педагога. Такая внутренняя, сформированная готовность дает возможность получить быстрый эффект на различных стадиях обучения.2. Педагогическое воздействие с отсроченным эффектом. Это наиболее часто встречающаяся форма учебного общения между педагогом и учеником. Она обусловлена латентным периодом усвоения знаний, требующим известного времени для «созревания» и художественно-эмоционального постижения содержания произведения и его двигательного оформления. Такой отсроченный эффект имеет временной интервал от данного до очередного занятия, от ознакомления с пьесой до завершения работы над ней и выступления ученика в концерте или экзамене.3. Динамический эффект общения, который выражается в руководстве поступательным движением всего хода музыкального развития. Одной из важнейших целей учебного общения является формирование творческой индивидуальности музыканта. В этом плане педагогическое воздействие дает как бы толчок и разгон для последующего движения и развития потенциальных возможностей учащихся.ЗаключениеИтак, в процессе музыкального обучения наиболее часто взаимодействуют две личности: педагог и ученик. Поэтому на первый план выступают совокупность личностных качеств, свойственных каждому из них, а также вопросы, связанные с их взаимодействием.Методы и средства музыкального обучения можно разделить на вербальные, т.е. использующие речь, слово, невербальные, т.е. неречевые и общие.Ученик как объект обучения и общения вызывает у педагога определенное отношение и важно, чтобы это отношение сопровождалось объективной оценкой и было достаточно гибким.Важно помнить, что психика ученика неуклонно развивается, обогащается и изменяется и поэтому необходимо, чтобы педагог обладал достаточной чуткостью и умел видеть и правильно оценивать значимость вклада учащегося в общение.Достаточно рельефно проявляются в музыкально-педагогической деятельности три типа руководителей (авторитарный, либеральный и демократический).В психологии и педагогике применяется различная классификация психологических типов людей:1) по физиологическим признакам темперамента, которые опираются на определенные свойства нервной деятельности;2) по сложившимся характерологическим проявлениям личности.Разнообразны и неповторимы индивидуально-психологические и исполнительские типы учащихся. Но смешанные типы являются наиболее распространенными.У учащихся проявляются не только свойства, связанные с типом высшей нервной деятельности и темперамента, но и свойства характера.Особые трудности возникают в общении с очень одаренными учащимися. От педагога требуется большая чуткость и такт для сохраненияценнейших качеств творческой исполнительской индивидуальности. С другой стороны, ученический вклад в музыкальное общение тоже имеет результат – это совершенствование педагогического, исполнительского мастерства самого педагога, а также и его личности. Творческое общение с учащимися – это та живительная сила, которая совершенствует педагогическое мастерство. Вот почему самые теплые слова благодарности посвятил своим ученикам Г.Г. Нейгауз: «...если дал кое-что моим ученикам, то они дали мне не меньше, если не больше, и я им бесконечно благодарен за это, так как наши совместные устремления к познанию искусства и овладению им были залогом дружбы, близости и взаимного уважения, а эти чувства принадлежат к лучшему, что можно испытать на нашей планете». Список используемой литературы:Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования. - М.: Гном, 2010. -МО РФ.Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности М; Музыка; 1980.Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции.М. – 1998.Вышегородцева С. Музыкальная психология. «Рабочая программа для музыкальных училищ» М; 2000.Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред. Э.Б. Абдуллина. - М., Академия, 2002.Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания. - СПб.: Композитор, Планета музыки, 2014. - Режим доступа: http://e.lanbook.comПетрушин В.И.Музыкальная психология.Учебное пособие.-М:Академический проект, 2009.Подуровский, В.М., Суслова, Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности.: Учебное пособие для студ. Высш. учебн. заведений. – М.: Гуманитарный изд. Цент «ВЛАДОС», 2001.Рожников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогики. М. – 1989.Староверова, М.С. «Неуспешность детей в школе: как с этим работать» // Библиотека журнала «Директор школы» Сентябрь. Вып. № 8, – М., 2006.Цыпин Г. М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения. Учебное пособие. - М.: Прометей, 2011. -Режим доступа: http: //www. Biblioclub.ruШаймухаметова Л.Н. Современные музыкально-педагогические системы.Программа, 2003.
2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
3. Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности М; Музыка; 1980.
4. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М. – 1998.
5. Вышегородцева С. Музыкальная психология. «Рабочая программа для музыкальных училищ» М; 2000.
6. Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред. Э.Б. Абдуллина. - М., Академия, 2002.
7. Огороднов Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания. - СПб.: Композитор, Планета музыки, 2014. - Режим доступа: http://e.lanbook.com
8. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие.-М: Академический проект, 2009.
9. Подуровский, В.М., Суслова, Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности.: Учебное пособие для студ. Высш. учебн. заведений. – М.: Гуманитарный изд. Цент «ВЛАДОС», 2001.
10. Рожников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогики. М. – 1989.
11. Староверова, М.С. «Неуспешность детей в школе: как с этим работать» // Библиотека журнала «Директор школы» Сентябрь. Вып. № 8, – М., 2006.
12. Цыпин Г. М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения. Учебное пособие. - М.: Прометей, 2011. -Режим доступа: http: //www. Biblioclub.ru
13. Шаймухаметова Л.Н. Современные музыкально-педагогические системы. Программа, 2003.
Вопрос-ответ:
Какие основные психологические особенности общения между учеником и учителем в процессе обучения музыке?
Взаимодействие между учеником и учителем в процессе обучения музыке имеет свои особенности. Важно принять во внимание психологические аспекты такого общения, такие как уровень развития ученика, его мотивация, особенности личности и стиль обучения.
Каковы психологические типы преподавателей, влияющие на обучение музыке?
Преподаватели музыки могут иметь разные психологические типы, которые оказывают влияние на процесс обучения. Например, некоторые преподаватели могут быть более эмоциональными и вдохновлять учеников, в то время как другие могут быть более сдержанными и фокусироваться на технических аспектах обучения.
Каковы свойства характера учеников, влияющие на процесс обучения музыке?
Свойства характера учеников имеют большое значение в процессе обучения музыке. Некоторые ученики могут быть более талантливыми и самодисциплинированными, что помогает им быстрее достигать прогресса, в то время как другие могут иметь больше трудностей и требовать дополнительной мотивации и поддержки от учителя.
Какие компоненты включаются в процесс общения между учеником и учителем в музыкальном обучении?
В общении между учеником и учителем в процессе обучения музыке включается несколько компонентов, таких как вербальная и невербальная коммуникация, эмоциональная атмосфера в классе, взаимное понимание и взаимодействие.
Какие виды музыкально-педагогического общения могут быть использованы в процессе обучения?
В процессе обучения музыке могут быть использованы различные виды музыкально-педагогического общения. Например, это может быть индивидуальное общение ученика с учителем, групповое общение учеников в рамках коллективов, а также общение на концертах и мастер-классах.
Какие психологические особенности общения между учеником и учителем в процессе обучения музыке?
В процессе обучения музыке ученик и учитель сталкиваются с рядом психологических особенностей, влияющих на их общение. Это могут быть индивидуальные особенности каждого ученика и учителя, такие как характер, коммуникативные навыки, личные предпочтения и мотивация. Также роль играет обстановка и атмосфера в классе, которые могут быть поддерживающими или наоборот, создавать преграды для эффективного общения. Кроме того, возрастные особенности ученика могут сказываться на его способности воспринимать и усваивать информацию, что также может повлиять на качество общения с учителем.
Какие психологические типы преподавателей могут быть в обучении музыке?
В обучении музыке преподаватели могут иметь различные психологические типы. Одни преподаватели могут быть дружелюбными и непосредственными, активно взаимодействующими с учениками и создающими атмосферу доверия. Другие могут быть более формальными и структурированными, предпочитающими точное выполнение заданий и дисциплину. Также есть преподаватели, которые ориентированы на стимуляцию самостоятельности и творчества ученика. Психологические типы преподавателей могут влиять на общение с учениками и эффективность обучения.
Какие свойства характера учащихся могут влиять на общение в процессе обучения музыке?
Свойства характера учащихся могут сильно влиять на общение в процессе обучения музыке. Например, некоторые ученики могут быть застенчивыми и неуверенными в своих возможностях, что может затруднить их коммуникацию с учителем и участие в групповых мероприятиях. Другие ученики могут быть более самоуверенными и активными, что может создать определенные вызовы в управлении классом и поддержании дисциплины. Также некоторые ученики могут быть более творческими и независимыми, что требует от учителя особого подхода и стимулирования их развития.